храм в чаще лен обл
Николо-Пятницкий Храм деревни Ильеши
Николо-Пятницкий Храм деревни Ильеши запись закреплена
+++
Очень мало в нашей стране осталось храмов, которые бы никогда не закрывались. Также немного и таких, которые, будучи на какое-то время закрыты, не были осквернены — превращены в овощные или зернохранилища, дома культуры или склады сельхозудобрений.
Показать полностью.
К последним относится и Николо-Пятницкий храм в с. Ильеши Волосовского района. Закрытый в 1937 г., не был разорен, вскоре началась война и в 1941 г. в нем уже возобновились богослужения — служить начал священник Псковской миссии протоиерей Иаков.
Таким образом, в храме не только сохранился замечательный резной золоченый иконостас, но и большая часть старинных храмовых икон.
Как же переживший лихолетье гонений на Церковь и во́йны храм живет в наше относительно благополучное время, которое многими звучно именуется временем церковного возрождения? Ответ окажется парадоксальным: он «благополучно» продолжает разрушаться. Справедливости ради, надо сказать, что причиной этого является не только человеческое равнодушие или невозможность изыскать средства на реставрацию, но и конструктивные особенности архитектуры церкви. Венчающее основной объем деревянное пятиглавие за полтора века, прошедшие со времени постройки (1864), полностью обветшало, так что теперь единственное решение — его реконструкция и полная замена. Несмотря на то, что большая часть храма покрыта кровлей, в районе пятиглавия продолжаются протечки, а следовательно — разрушение настенных росписей и икон, большинство из которых повреждено влажностью и перепадами температур и нуждается в реставрации. До сих пор богослужение в храме в ненастную погоду сопровождается зловещим метрономом из падающих в ведра капель.
Согласимся, наше время действительно является временем возрождения Церкви. Несмотря на многообразные духовные болезни, которые несет с собой приходящий в нее из мира современный немощный человек, все больше святых крестов возносится над нашей землей, и в некогда пустовавших стенах начинает звучать молитва… множество человеческих душ, ранее изуродованных, умерщвленных грехом, возрождается, очищается, исцеляется, воскресает к новой благодатной жизни во Христе… И все это возможно только в Церкви…
Мы знаем, что деятельная православная молодежь каждое лето отправляется на Русский Север, — в Карелию и Архангельскую область, — чтобы отыскать там в глухих деревнях (где живут порой две-три ветхих старушки) и сохранить от окончательного разрушения древние деревянные храмы в надежде, что будет жить храм, и оживет деревня, и вернутся в нее люди, и вновь будет служиться литургия, ― и так не опустеет и не обезлюдеет столетия назад освоенная нашими предками суровая и прекрасная северная земля. Люди едут из Москвы за тысячи километров, чтобы вбить гвоздь, перекрыть кровлю, обновить подгнившие венцы… Хочется спросить себя: так неужели мы позволим разрушиться чудному храму, памятнику архитектуры XIX века, находящемуся в каких-то ста километрах от пятимилионного мегаполиса, а среди его обитателей не найдется ни рабочих рук, ни строительных материалов, ни сравнительно небольших — хотя бы на самый срочный ремонт — средств? Нам не надо ехать за тысячи километров ― нужно проехать всего лишь полтора часа, чтобы поучаствовать в воссоздании храма своим трудом, посильной помощью, молитвой.
Пора, наконец, осознать нам, современным православным, что восстановление наших разрушенных церквей, а с ними и полноценной церковной жизни — богослужебной, молитвенной, благотворительной — не дело одних только назначенных на приходы батюшек и их никому не ведомых «спонсоров», но ОБЩЕЕ ДЕЛО ВСЕХ НАС. Только когда НАМ С ВАМИ станут действительно НУЖНЫ наши храмы — они оживут: на молчаливых ранее колокольнях зазвенят колокола, под сводами раздадутся песнопения божественной литургии, а в обновленных стенах вновь и вновь будет совершаться величайшее из доступных человеку на этой земле Таинств — встреча, примирение и соединение с Богом в «земном небе», в «организме любви» ― Святой Христовой Церкви.
К поселку Чаща ведет автодорога «Озерешно – Чаща». Здесь она заканчивается, но некоторая перспектива для дальнейшего движения сохраняется – в виде железной дороги от Санкт-Петербурга до Оредежа и проселочных дорог с лесными тропами, теряющимися в чаще. Про эту «перспективу» писал ленинградский поэт Владислав Шошин, и она явно понравится романтикам: «Лес, многозначительно молчащий, уводил тропинку от села. Станция Чаща и просто чаща на просторы дальние звала. »
Станция Чаща – ровесница поселка (ей чуть больше ста лет), но неподалеку, в 10-15 километрах на северо-запад есть еще деревня с таким названием, некогда одна из самых больших в этих местах. Это уже совсем седая, уходящая в глушь времен старина. Здесь сохранилось монастырское кладбище – с гранитными крестами XV века, до сих пор пробивающимися из-под земли.
Считается, что название «Чаща» произошло не из-за дремучих лесов вокруг, а имеет финское происхождение – от слова Sassi, с ударением на второй слог. На этнографической карте Санкт-Петербургской губернии П.И. Кеппена 1849 года упомянута деревня «Tschaschtscha», населенная ижорой.
Несмотря на удаленность от всех и вся, эти места активно осваивают дачники – вблизи от поселка Чаща раскинулся огромный садоводческий массив с таким же названием, в котором более 12 тысяч садоводческих участков!
Мшинская орхидея
Недалеко от деревни Чаща находится исток реки Кремянки. Именно отсюда знатоки советуют начинать свой путь к заповедному озеру Вялье – в рыбный, звериный и ботанический рай этой полудикой земли.
В средние века эти земли относились к Водской пятине Великого Новгорода. Издавна их населяли финские племена водь и ижора. Начиная с VIII века, эти земли стали обживать славянские племена. Соседи жили дружно, не ссорились, а в XIII веке ижора и водь приняли православие. По берегам Оредежа и Кремянки сохранились древние захоронения: жальники, курганы по берегам Оредежа и Кремянки, «шведские могилы», сопки. Память о древних племенах, населяющих эти места, до сих пор сохранилась в некоторых названиях (деревня Воцко, озеро Вялье – «широкое» в переводе с ижорского языка).
Неподалеку, на водоразделе рек Оредеж и Ящера, раскинулся федеральный заказник «Мшинское болото» – природный комплекс верховых болот, в котором берут начало малые речки бассейна реки Оредеж, растут краснокнижные цветы и травы, обитают редкие звери и птицы. В 1994 году эта территория была отнесена к водно-болотным угодьям международного значения.
Сто первый километр
Въезжающих в поселок Чаща встречает немыслимо красивая церковь – деревянная, резная, выполненная в новгородском стиле. Рядом с нею отцветают последние осенние цветы, позади стеной встает все тот же лес.
Параллельно автодорге тянется еще одна улица – Центральная – мимо домов, затейливо извиваясь и опасно перекидываясь через глубокие овраги, она в итоге ведет к станции. В поселке есть три магазина, один из которых называется «Соточка». Толковать его можно по-разному. Некогда здесь был так называемый «сто первый километр» (отсюда ровно 100 километров до Санкт-Петербурга). Рядом растет и ширится дачный городок – с его «сотками». Ну и классическое, деревенское – от «ста граммов», правда, ныне уже не актуальное: самые активные любители «этого дела», жертвы «сто первого километра» давно уже отошли в мир иной.
На улице Лесной – в деревянном старом доме с резными крылечками – расположился сельсовет, где нас и встретил староста поселка Юрий Викторович Федоров. Одну комнату здесь занимает территориальный отдел администрации Вырицкого поселения. Еще не так давно здесь работал специалист от администрации – уж очень далека Чаща от центра. Сейчас кабинет пустует в ожидании нового хозяина. Единственным символом власти выступает урна для голосования, не считая государственного флага под крышей дома. В этой же избе расположилась Чащинская библиотека, которую можно посещать дважды в неделю. Здесь же, в местном краеведческом музее, мы узнаем историю окрестных мест, включая и сам поселок.
Этот музей возник благодаря усилиям местных энтузиастов – дачников и деревенских жителей при поддержке администрации Вырицкого поселения. Здесь воссоздан дух старины, хранятся уникальные вещи, утварь и предметы быта, сохранившиеся у местных жителей. Старинный сундук «с приданым», искусно вышитые полотенца и сорочки, посуда, гигантская ступа. Есть здесь и уникальные фотографии, документы, карты.
История этого края довольно подробно изложена в замечательной книге основательницы музея Наталии Александровны Топилиной «Георгиевский приход на Оредеже». С момента своего возникновения в 1907 году поселок Чаща влился в древний обширный Георгиевский приход, состоявший из жителей семнадцати деревень, раскинувшихся по берегам рек Оредеж и Кремянки. История прихода – и есть история этих мест.
Вдоль Водского пути
В древние времена через земли Георгиевского прихода проходил старинный Водский путь, по которому новгородцы добирались в прибалтийские земли. Водская или Ивангородская дорога в свое время имела государственное значение. По ней везли свой товар в Европу купцы, двигались послы иностранных держав. Считается, что здесь проезжал царь Иван Грозный со своим войском, а в 1704 году и сам Петр I по пути в Новгород.
После присоединения в конце XV века Новгородской республики к Московскому государству эти земли стали подниматься в культурном и хозяйственном смысле. На месте современной деревни Чащи на речках Кремянка и Чащенка вырос Чащинский Спасо-Преображенский монастырь (первое упоминание в писцовой книге Водской пятины 1500 года). Во времена Ивана III рядом с Чащинским монастырем был основан Чащинский ям (почтовая станция). Рядом с нынешней станцией Чолово вырос Ильинский Череменецкий монастырь. А в семи километрах от современной станции Чаща некогда находился Зверинский ТроицеСергиев монастырь, от которого остались лишь одни развалины да остатки старого моста.
Если посмотреть на старинные карты, видно, как много церквей и часовен было в этих местах – практически в каждом населенном пункте. Помимо традиционных церковных праздников в каждой деревне совершались крестные ходы в так называемые заветные праздники. Жители устанавливали их по обету – в благодарность Богу за помощь при стихийных бедствиях или в память о чудесных событиях.
С середины XVI века начались тяжелые для Московского государства времена. Беды сыпались одна за другой – опричнина, Ливонская война, голод, смута. Многострадальные земли Георгиевского прихода постоянно становились полем боя для противоборствующих сторон. Земля переходила из рук в руки, деревни разрушались, отстраивались и снова разрушались. За последние 50 лет XVI века эти земли были совершенно разорены шведами. А вместе с деревнями исчезали с лица земли и монастыри. Пустующие деревни заселялись переселенцами с Карельского перешейка, и часть из них были ижорой.
Позднее владельцами земель Георгиевского прихода были многие помещики: Обольяниновы, Дашковы, Строгановы, Голицыны, Мекленбург-Стрелицкие. В округе было много кузниц и водяных мельниц, работала бумажная фабрика. Деревни богатели, строились новые храмы, открывались сельские школы и начальные земские училища. А в 1903 году, с началом строительства новой железнодорожной линии Санкт-Петербург-Витебск, через земли Георгиевского прихода пошли первые поезда. Появились новые дороги, пристанционные поселки и промышленные предприятия.
Неподалеку от деревни Воцко, на берегу Кремянки началось строительство лесопильного парового завода. Завод этот оборудовали по последнему слову техники, закупая станки в торговых фирмах Англии и Германии. В 1905 году рядом с заводом построили железнодорожный полустанок под названием Чаща. От завода к полустанку проложили железнодорожную ветку для транспортировки лесоматериалов. И по сей день можно видеть остатки этой узкоколейки, превратившейся в поселковую дорожку.
Вскоре вокруг завода и полустанка вырос небольшой поселок, в котором к 1907 году проживало 29 человек. Рядом с заводским поселком располагались несколько крестьянских хуторов, названных по именам бывших хозяев – Загуляев хутор, Огаркин хутор, Кузнецов хутор. Сам завод работал до 1930-х годов, но и после его закрытия здесь продолжались лесозаготовительные работы. Теперь на месте этого предприятия работает Чащенский лесопункт.
Революция в эти глухие места пришла не сразу. Да и после нее долгое время жили относительно спокойно, вдали от политической суеты. Восстанавливали хозяйство после продразверсток, расселялись по хуторам, строились – жизнь входила в нормальную колею. А затем началось – коллективизация, раскулачивание, а там и печально знаменитый 1928 год – с объявлением «пятилетки безбожия». На рубеже 1920-1930-х годов церкви стали закрываться одна за другой. К началу войны на территории бывшего Георгиевского прихода уже не оставалось ни одного храма.
Многие деревни во время войны тоже были практически до основания разрушены немцами, некоторые вообще исчезли с географической карты. Деревню Чаща после войны восстановили, около двадцати домов сохранилось и в поселке Чаща. После войны, в 1950-х годах, в этих местах появились переселенцы из Брянской, Псковской и других областей. Стали вырастать новые дома. Постепенно образовался большой поселок Чаща, протянувшийся вдоль дороги на два с лишним километра. В 1970 году к нему присоединились Завод, хутора Агаркино, Пикус, Кузнецово.
Затерянные в Чаще
Сейчас в поселке Чаща около 200 домохозяйств и чуть более 400 жителей – по большей части пенсионеров. По словам старосты Юрия Федорова, жизнь здесь проходит размеренно, спокойно. В случае необходимости местные жители мобилизуются для совместного решения вопросов.
Когда-то здесь был большой клуб, но его почему-то закрыли. В одну из суровых зим крыша его провалилась, не выдержав тяжести снега, а потом и само здание разрушилось почти на глазах. Была в поселке и начальная школа. Дом, в котором она располагалась, сгорел, и школа на какое-то время переехала в сельсовет. Сейчас школьники из Чащи ездят по железной дороге на учебу в Вырицу, а это почти 40 минут.
В поселке есть инфраструктурный минимум, необходимый для жизни: почта, медпункт, который принимает один раз в неделю.
Долгое время в поселке Чаща были серьезные проблемы с электричеством, но совсем недавно началась долгожданная реконструкция – поставили новые столбы, протянули сети. Электричество важно для Чащи еще и потому, что газопровода здесь нет и, похоже, не предвидится – жители поселка пока не готовы к таким финансовым затратам. Из дорог в хорошем состоянии только одна – по улице Центральной. На подсыпку других раз в год администрация Вырицкого поселения выделяет щебень.
Серьезное беспокойство у жителей Чащи вызывают пешеходные мостики через глубокие овраги – ветхие, деревянные, они лишены перил и опасно подрагивают под ногами.
Рядом с поселком, на берегу реки Кремянки, раскинулся сосновый бор – с огромными стройными деревьями. Его называют Пионерским – когда-то это было школьное лесничество, сосны эти были посажены детьми еще в 1930-х годах.
Тесовая крыша с искусно вырезанными пиками на концах, узорчатая колокольня с резными столбиками, чешуйчатая луковка, увенчанная крестом. На фасаде – резная деревянная икона преподобного Серафима Саровского. Чуть дальше – поклонный крест и крытое сооружение с длинными столами для прихожан. Помимо традиционных церковных служб, здесь возрождаются сельские праздники и обычаи.
По замыслу устроителей чащинской церкви, она должна стать духовным центром всех земель, которые некогда входили в Георгиевский приход. Говорят, если при деревне появился храм, она будет жить. Может быть, оживет и вся эта заповедная земля, богатая своей историей и традициями.
Фото Владислава ТОЛЧИНА
Гатчинская правда, № 123 (20567) от 30 октября
Православный приход храма Рождества Христова. д.
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Расписание служб на ОКТЯБРЬ 2021
в храме Рождества Христова д. Надкопанье
Дата Время служб Наименование службы
02.10 17.00
Всенощное бдение
10.00 Божественная Литургия.
Неделя 15-я по Пятидесятнице
08.10 17.00 Всенощное бдение
Служба будет в храме иконы Нупиваемая Чаша д.Надкопанье
09.10 10.00
Божественная Литургия
Апостола и евангелиста Иоанна Богослова Служба будет в храме иконы Нупиваемая Чаша д.Надкопанье
09.10
17.00
Всенощное бдение
10.10
10.00
Божественная Литургия Неделя 16-я по Пятидесятнице
13.10
17.00 Всенощное бдение
14.10
10.00 Божественная Литургия.
Покров Пресвятой Богородицы
16.10
17.00 Всенощное бдение
17.10
10.00 Божественная Литургия.
Неделя17-я по Пятидесятнице.
23.10
17.00 Всенощное бдение
24.10
10.00 Божественная Литургия
Неделя 18-я по Пятидесятнице
Память святых отцов VII Вселенского собора
25.10
17.00 Всенощное бдение
Служба будет в храме апп. Петра и Павла д. Часовенское
26.10 10.00 Божественная Литургия
Иверской иконы Божьей Матери
Служба будет в храме апп. Петра и Павла д. Часовенское
30.10
17.00 Всенощное бдение
31.10
10.00 Божественная Литургия.
Неделя19-я по Пятидесятнице.
Апостола и евангелиста Луки
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
СЛОВО В ПРАЗДНИК КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Врагу нашего спасения диаволу особенно ненавистны две важнейшие заповеди Христовы – о смирении и о послушании, – и всеми силами толкает он слабых христиан на путь своеволия и гордости, особенно же научает презирать каноны и постановления Вселенских и поместных Соборов и ни во что ставить авторитет великих отцев и учителей Церкви.
Показать полностью.
К этим советам своего врага охотно прислушиваются порвавшие связь с Соборной и Апостольской Церковью: лютеране, разделившиеся на множество общин протестанты и вышедшие из среды лютеран наши сектанты – баптисты, евангелисты, адвентисты. Все они понимают и толкуют каждый по-своему Священное Писание. И каждая община и секта считает единственно правильным свое понимание.
Но истина едина, как едино тело Святой Соборной и Апостольской Церкви и едина Глава Ее – Господь и Бог наш Иисус Христос.
Особенно вредно и нетерпимо разделение церквей в деле почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии.
В этом отношении христианский мир особенно резко разделился. Со страхом и трепетом, с глубоким благоговением относимся мы, православные христиане, и римо-католики к благодатным и изумительным словам Архангела Гавриила, обращенным к Пресвятой Деве Марии: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою. » (Лк. 1, 28). «Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего. ».
Благословенной между всеми женами явилась Пресвятая Дева Мария пред бесплотными силами небесными.
А для лютеран и всех протестантов, и сектантов – Она – только благочестивая женщина, одна из бесчисленно многих, не заслуживающая никакого превозношения пред ними.
Архангел сказал Пресвятой Деве Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя…» (Лк. 1, 35).
А лютеран и происшедших от них наших сектантов это нисколько не волнует. Не задумываются они над тем, что никогда и ни в кого из святых не вселялся с такой полнотой Дух Святой, как в Пресвятую Деву, Послужившую Своим пречистым телом величайшему таинству воплощения Предвечного Сына Божия.
Для сектантов и протестантов Она – только благочестивая женщина и ничего больше.
Безнадежны для почитания Пресвятой Богородицы лютеране, протестанты и сектанты, не убеждают их и слова Архангела, не обличают их слова Самой Пресвятой Девы в Ее песни, которую воспела Она пред Своей родственницей Елизаветой: «. яко призре на смирение рабы своея: се бо отныне ублажат мя вси роди» (Лк. 1, 48), – и не хотят они быть в числе всех родов, ублажающих Пресвятую Деву, но, конечно, ведомо Богу, с каким детским доверием принимают их православные и католики. И укрепляет Он в них почитание Пресвятой Девы необыкновенным способом.
Он являет миру православному и католическому множество чудотворных икон Пресвятой Девы Марии и творит ими бесчисленные чудеса.
Одна наша Православная Церковь имеет 99 чудотворных икон Богородицы, явление которых сопровождалось чудесами.
Надо было бы много времени для того, чтобы рассказать вам об этих чудесах. О многих из них, как, например, о бывших при явлении Тихвинской, Костромской, Иверской, Новгородской икон, вы знаете. Читали, вероятно, и о более древних чудесах, бывших в долгие годы иконоборчества в Византии и тогда еще могущественно укреплявших веру Православную.
Знаю, как глубоко чтите вы чудную Казанскую икону, как любите написанный в честь ее прекрасный тропарь: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго. ».
Знаю, как укрепляется вера ваша множеством чудес от этой иконы.
Помните же всегда слова Господа нашего Иисуса Христа: «…если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3).
Малые дети всегда льнут к своей матери и держатся за нее. И вы, духовные дети вашей Небесной Матери, возлагайте на Нее надежды ваши во всех скорбях и затруднениях ваших и помните, что Она неустанно молится о роде христианском.
Воздадим же Ей едиными устами и единым сердцем нашу чистую детскую хвалу.
Аминь. (Народ поет тропарь: «Заступнице усердная. »).
СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Знаю, с какой любовью слушаете и поете вы тропарь Казанской иконе Божьей Матери, и хотел бы, чтобы поглубже поняли вы, почему называем мы Пресвятую Богородицу Заступницей Усердной рода христианского.
Вспомните, как в день Благовещения Пресвятой Богородицы ответил Архангел Гавриил на Ее недоуменный вопрос: «Како будет сие, идеже мужа не знаю?» (Лк. 1, 34). Архангел ответил: «»Дух святый найдет на тя, и сила вышнего осенит тя, темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» (Лк. 1, 35).
Совсем не так мыслил о воплощении Сына Божьего тяжелый еретик Несторий, преданный анафеме Третьим Вселенским Собором.
Он называл Пресвятую Деву Марию не Богородицею, а Христородицею и учил, что от Нее родился простой человек Иисус Христос, в Которого только впоследствии вселился Дух Святой.
Все Православные Церкви и Церковь Римо-католическая единомышленны в том, что Дух Святой, по благовестию Архангела Гавриила, с небывалой ни прежде, ни после полнотой вселился в Пресвятую Деву Марию и сделал Ее Святейшей Святых, Честнейшей Херувимов и Славнейшей без сравнения Серафимов.
А лютеране и все протестанты и сектанты не хотят слышать об этом и называют Пресвятую Богородицу просто благочестивой женщиной, каких много.
Мы, православные, конечно, не ставим Пресвятую Богородицу наравне с Единым Истинным Богом, с Троицей Единосущной и Нераздельной, и никаких богинь не знаем; верим в то, что Пресвятая Богородица есть самый совершенный и величественный храм Духа Святого; верим, что Матерь Божия в еще большей мере, чем Архангелы и Ангелы, вместила всю возможную для святейшего человека полноту любви, милосердия и сострадания к нам, обремененным грехами многими, напастями, страданьями и болезнями, и ждем и просим от Нее материнской защиты пред Богом, Которого так часто оскорбляем своим непослушанием и грехами.
Она для нас воистину Заступница Усердная рода христианского. Она – всегдашняя ходатайница за нас пред Богом. Она любит нас всех, как своих детей. В сказании о явлении Казанской Ее иконы есть яркая черта, черта, свидетельствующая о том, что особенно близки Ей смиренные и умалившиеся, как дети.
Не архиерею Казанскому, не градоначальнику, не кому-либо из взрослых людей открыла Она местонахождение в Казани Своей чудотворной иконы, а трижды являлась во сне девочке Матрене, указывала место, где сокрыта Ее преславная икона. Взрослые копали на этом месте – и ничего не находили. А как только взяла лопату девочка Матрена, так сразу нашла блиставшую небесным светом икону, завернутую в истлевший плат.
Будем же помнить всегда, что Пресвятая Богородица Мария непрестанно молится за нас пред Своим Божественным Сыном, будем помнить всегда, что Она – Заступница Усердная рода христианского, и обратим к Ней сердца наши в молебном пении.
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Православный приход храма Рождества Христова. д. запись закреплена
Собор святых Архангельской митрополии
Дни памяти
1 ноября
Житие
Показать полностью.
Собор святых Архангельской митрополии, празднование Русской Православной Церкви в честь святых, в земле Архангельской просиявших. Празднуется 1 ноября.