храм в честь феодоровской иконы божией матери
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Феодоровский собор или Собор Феодоровской иконы Божией матери
Соборы и Храмы
Краткое описание
Храм Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых петербуржцы привыкли называть просто Феодоровским собором или кратко – Феособор. Это действующий храм Русской Православной Церкви, находящийся в центре Санкт-Петербурга и приковывающий внимание своей не вполне типичной для северной столицы церковной архитектурой.
Строительство собора
В 1913 году династия Романовых собиралась отпраздновать свое 300-летнее пребывание на троне. За 6 лет до этого в Петербурге решили построить собор, чтобы увековечить в истории грядущую памятную дату. В рамках заседаний созданного для данной цели Строительного комитета рассматривали присылаемые на конкурс проекты будущей постройки.
Главная идея заключалась в том, что храм следовало создать не в стиле классицизма, характерного для других соборов столицы Российской Империи, а в духе древнерусского зодчества. Так, чтобы внешне храм напоминал старые допетровские церкви, которые были распространены в России в то время, когда взошел на трон основатель династии Михаил Федорович Романов.
Стену восточного фасада здания украшают врезанные кресты. Эти архитектурные элементы считаются типичными для древних строений.
В итоге было выделено три проекта, а победителем стал тот, что принадлежал архитектору С. С. Кричинскому. В качестве места возведения собора выбрали перекресток Миргородской и Полтавской улиц, неподалеку от Николаевского железнодорожного вокзала. Этой землей тогда владело подворье Феодоровского Городецкого монастыря.
Здесь уже имелась маленькая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия. Ее построили по случаю рождения долгожданного наследника престола – цесаревича Алексея. Николай II выделил на возведение нового собора 25 тысяч рублей. Остальные деньги собирали всем миром. Кроме множества частных лиц и монастырей со всей страны, пожертвования перечисляли:
Начало строительству было положено в августе 1911 года. На торжественной закладке храма, сопровождавшейся богослужением, присутствовал брат императора – великий князь Михаил Александрович.
В специально сделанном углублении на месте закладки он оставил монетку начала XVII века – эпохи зарождения династии
Из-за весьма ограниченных сроков приходилось неоднократно менять планы по строительству, и оно шло непросто.
Весной 1913 года в торжественной обстановке на центральный купол собора водрузили крест. Боковые приделы нижнего храма освятили в сентябре. В декабре на звонницу подняли первые колокола, названные в честь членов царской семьи. А в начале 1914 года в присутствии Николая II и его семейства, высших государственных чинов, военных и студентов состоялось освящение главного придела в верхнем храме.
Колокольню первого храма украшали сверкающие купола. Часть из них посвящались членам царской семьи. Всего было 11 куполов. Из них 9 именных. Вес колокола «Михаил-Николай» превышал 8 тонн.
Это было ключевое событие, однако празднование 300-летия Дома Романовых прошло раньше, в марте 1913-го. За последующие два года рядом с храмом также построили Дом причта. Новый собор одновременно был и приходским, и монастырским, так как находился на территории Феодоровской обители.
Советские годы
Храм перестроили, снесли купола и, несмотря на протест прихожан, устроили в нем молочный завод, который со временем оброс уродливыми пристройками
В 60-е годы в связи с расширением завода в ходе масштабной реконструкции собор почти полностью потерял свой первоначальный облик. Только барабаны от куполов еще стояли.
В 1970-е в Ленинграде ждали визита американского президента. Испугавшись, что Никсон увидит, как советская власть поступила с историко-архитектурным памятником, барабаны срочно демонтировали, чтобы в промышленном строении уже нельзя было распознать церковь.
Возрождение
После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.
За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.
Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.
Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.
Из имущества, которое раньше принадлежало Феособору, сохранилась только малая часть – эти реликвии хранятся сегодня в Русском музее как образцы церковного искусства
В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.
Новая жизнь
Сегодня службы в Феодоровском соборе совершают ежедневно. Приход храма занимается и активной внебогослужебной деятельностью. При Феособоре действуют:
Кроме этого в Феодоровском соборе:
Архитектурный облик
Создавая проект собора, архитектор Кричинский ориентировался на средневековые русские церкви ростовской и ярославской губерний. Старинные мотивы в нем сочетаются с модерном. Собор выстроен из железобетона. В основе всей конструкции – четыре мощных железобетонных арки.
Это большой и высокий храм с пятью позолоченными куполами. Крыша покрыта медью и черепицей. Рядом с собором в подобном же неорусском стиле выстроен храм Новомучеников и Исповедников Российских. Вместе с Феособором они составляют единый ансамбль.
В архитектурном оформлении собора использован прием ассиметрии. По его периметру расположены три башни, каждая из которых совсем не похожа на другие.
К храмовой колокольне пристроена стена, напоминающая кремлевскую – она символизирует единение двух российских столиц. Стены церкви облицованы камнем-известняком и украшены резными изображениями. В их числе есть и, на первый взгляд, имеющие мало общего с христианством мифические животные — феникс, единорог и другие. Восстановлено замечательное панно из майолики, которое видно на фасаде со стороны Миргородской улицы.
Внутреннее убранство нижнего храма
Внутри Феособор представляет собой два храма, которые очень отличаются друг от друга. Нижний посвящен святому князю Александру Невскому и святой Марии Магдалине. Строители намеревались сделать нижний храм по типу древних новгородских церквей: вместо иконостаса установить небольшую каменную перегородку, престол и жертвенник тоже сделать из камня. Тогда эти планы не воплотили в жизнь. Но в наши дни нижний храм оформили именно таким образом, поэтому внутри он мало похож на другие православные церкви России.
Над алтарем выстроен мраморный киворий – сень с колоннами
Еще одна интересная особенность храма – наличие баптистерия с крестовидной формой купелью. Она также сделана из мрамора. Там происходит крещение. На полу с керамической плинфой выложен из мрамора рисунок круглого лабиринта – символ людских путей к Богу. Подобными изображениями украшали европейские храмы в Средние века. Хотя в нижней церкви нет иконостаса, иконы там все равно имеются. А, кроме них, есть еще и прекрасные фрески. Вся живопись – современного письма. Старинная икона только одна — список Федоровской иконы Богородицы.
Внутреннее убранство верхнего храма
Верхний храм, как и сто лет назад, высокий, просторный и светлый. Его стилизовали под традиционные русские церкви эпохи воцарения Романовых. В центральной части нет колонн, поэтому здесь может находиться большое число людей. Мраморный пол украшен орнаментом. В западной части – вместительный притвор. Сюда ведет так называемая царская лестница, а уже из притвора попадают в основную часть храма. С противоположной стороны притвора другая лестница – ведущая на хоры. Из притвора можно пройти и в крытый переход, которым следуют на колокольню.
Как и прежде, в верхнем храме три алтаря. Они посвящены:
Часть икон – копии первоначальных образов Феособора, которые размещены теперь в Русском музее. С потолка в центре храма свисает большое бронзовое паникадило в форме шапки государя Михаила Федоровича. Его воссоздали взамен прежнего, утраченного. Есть также боковые паникадила более скромных размеров.
Расписание богослужений
По будням:
По субботам:
По воскресеньям и в дни великих церковных праздников:
По средам и пятницам в 18:00 в нижнем храме читаются акафисты
Официальный сайт
Телефон
Где находится
Адрес
Миргородская улица, 1-В, литера А
Метро
Как добраться
Интересные факты
Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.
Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.
Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.
Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.
Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Мiръ Россия Санкт-Петербург Собор Феодоровской иконы Божией Матери (Санкт-Петербург)
Собор Феодоровской иконы Божией Матери построен в 1911-1914 годах. Здание из железобетона исполнено в стиле ростовских соборных храмов эпохи воцарения Михаила Фёдоровича. Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Официальное название — собор Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.
Содержание
История [ править ]
Мысль о создании юбилейного храма в честь 300-летия Царствования династии Романовых возникла в 1907 году у «Союза русского народа», и через два года по всей стране на постройку стали собирать пожертвования. В 1910 году был проведен конкурс, победителем которого вышел гражданский инженер С. С. Кричинский, представивший проект в стиле ростовских храмов XVII века. После доработки проект был в следующем году одобрен, хотя работы начались уже 17 октября 1910 г. на отведенном близ Николаевского вокзала месте.
Это место принадлежало подворью Феодоровского мужского монастыря Нижегородской епархии, основанного в начале XIII века князем Юрием II Всеволодовичем в Городце, на левом берегу Волги. Главной монастырской святыней была чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, которую после упразднения обители перенесли в Ипатьевский монастырь в Костроме, где ею благословили на царство боярина Михаила Романова. В 1700 году монастырь в Городце был восстановлен, и в нем помещен список чудотворной иконы. В августе 1868 г. монастырь поставил в зале ожидания 3-го класса Николаевского вокзала киот с Феодоровской иконой, который простоял здесь семь лет. Попытки монастыря добиться разрешения выстроить в столице подворье оказались, однако, тщетными, и только в 1894 служащие товарной станции по проекту А. А. Лекшинского возвели возле ее ворот каменную часовню в память спасения Императорской семьи в Борках, которая была приписана к обители. После расширения часовни епископ Выборгский Сергий освятил ее 1 ноября 1904 г. как церковь во имя Феодоровской иконы и свт. Алексия. Затем к ней были пристроены два придела, освященные 19 февраля 1909 г. архиепископом Нижегородским Назарием. Вмещавшая 300 человек небольшая церковь действовала до 1914 года.
Новый двухэтажный храм высотой 22,5 саж. архиепископ Волынский Антоний торжественно заложил 5 августа 1911 г. в присутствии великого князя Михаила Александровича, покровителя строительного комитета. Храм строился из железобетона под надзором автора проекта. Довольно скромно оформленный, он представлял собой вялую комбинацию «цитат» из различных школ русского зодчества. Воротная башня монастыря из Суздаля, церковь с башней из Ростова, ворота из Пскова, типичная крепостная стена, типичная звонница. Стены самого храма совместили закладные кресты Новгорода и владимиро-суздальскую резьбу. Фасад храма, облицованный белым старицким камнем с орнаментом работы И. Траубенберга, украшали на северной стороне родословное древо Романовых и Феодоровская икона, которые по рисунку В. Чехонина исполнила из майолики мастерская П.К. Ваулина. Купол собора был крыт золоченой медью, над входом размещался мозаичный Спас, копия с работы В.М. Васнецова. Так был создан один из самых эклектичных памятников русской архитектуры — в общем и целом безвкусный.
Хотя начавшаяся война резко замедлилa работы, до революции на средства, собранные в славянских странах, были возведены: звонница с колоколами, граненая башня, где предполагалось разместить музей начала XVII века, и причтовый дом с кельями. Поскольку задуманную предцерковную площадь с памятником св. Александру Невскому создать не удалось, то, чтобы закрыть вид на товарную станцию железной дороги, у собора была выстроена массивная крепостная стена из красного кирпича.
В июле 1932 года собор был закрыт и позже частично разрушен. Храм-памятник был превращен в молокозавод и перестроен, его купола снесли.
В течение сорока лет церковь, полностью перепланированная внутри, стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами. Здание постепенно, с течением времени, обрастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.
Современное состояние [ править ]
В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.
В 1993 году, не дожидаясь полной передачи здания храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планировалось закончить в 2013 году к 100-летию со дня его возведения и 400-летию дома Романовых.
27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века.
28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики образа Спасителя над парадным входом в собор.
15 сентября 2013 года патриархом Московским и всея Руси Кириллом совершён чин великого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры России Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Как добраться [ править ]
Проезд: Пешком от Московского вокзала
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В, литера А
История Феодоровского Государева собора
История Феодоровского Государева собора
Царское Село, город знаменитых дворцово-парковых ансамблей дворянской эпохи, — излюбленное место отдыха петербуржцев и многочисленных гостей северной столицы. Стилевое единство города, выдержанного во вкусе европейской архитектуры XVIII-XIX столетий, является той его характерной особенностью, которая создает его своеобразие и уникальность. «Здесь не Темник, не Шуя — город парков и зал», — так писала о Царском Селе Анна Ахматова, называвшая этот город «полу-Версалем». Однако существует в Царском Селе и свой уголок русской старины. Речь идет о Феодоровском Государевом соборе и прилегающем к нему целом комплексе построек, именуемом «Феодоровский городок». Этот затейливый «град Китеж» был создан тщанием и заботой последнего русского Царя св. страстотерпца Императора Николая II, носившего в своей боголюбивой душе особые чувства к Древней Руси, всегда ощущавшего кровную связь как со своими далекими царственными предками, так и со всей русской историей в целом.
Идея создания в Царском Селе своеобразного уголка русской старины возникла после поселения св. Царя Николая II и его семьи в Александровском дворце. Общеизвестен тот факт, что с 1905 года последний российский Император сделал Царское Село, эту традиционную летнюю резиденцию русских Царей, местом своего постоянного, круглогодичного проживания. Переехав сюда из Зимнего дворца, он спустя некоторое время начинает деятельность по возведению вблизи Александровского дворца архитектурного ансамбля в древнерусском стиле. В 1909-м году Его Величество лично изволили указать и отмерить шагами место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Тогда же специальным указом Император утвердил Строительный комитет по возведению Феодоровского храма под председательством командира Сводного пехотного полка генерал-майора В. А. Комарова. В состав комитета наряду с прочими членами свиты Его Величества вошёл и капитан Д. Н. Ломан, который впоследствии станет ктитором Государева собора.
Составление первоначальных чертежей ансамбля было поручено архитектору А.Н.Померанцеву. Для зодчества профессора Померанцева, великолепного знатока русских национальных архитектурных приёмов, характерным было тяготение к крупным масштабам. В его работах удачно сочетались композиционная пышность и обилие измельчённого декора. По чертежам А.Н.Померанцева и начались строительные работы.
Двадцатого августа (ст.с) 1909 года состоялась торжественная закладка нового храма. На ней присутствовала вся Императорская семья. Молебствие перед закладкой совершил Преосвященный Феофан (Быстров), Епископ Ямбургский, который был неофициальным духовником Царской семьи и считался в церковных кругах столицы подвижником, отличавшимся чистотой жизни и веры. Первый закладной камень в основание собора положил сам Император.
Однако вскоре после начала работ по сооружению фундаментов проект А.Н. Померанцева подвергся критике, так как стало ясно, что его замысел слишком велик и громоздок. Исполнителем чертежа в новой редакции стал архитектор
В.А. Покровский, взявш ий за эталон Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без позднейших переделок и пристроек. Этот собор являлся когда-то любимой домовой церковью первых Царей Дома Романовых, и в особенности Царя Алексея Михайловича. Именно поэтому он послужил образцом при возведении Государева собора в Царском Селе. Творчески переработав облик Благовещенского собора, академик Покровский создал вполне оригинальный проект, приблизив его к архитектурным традициям древнего Пскова и Новгорода.
Строительство собора продолжалось несколько лет. 20 августа (ст.с) 1912 года, ровно через три года после закладки первого камня, состоялось торжественное освящение храма. В 9 часов 55 минут перезвон всех колоколов возвестил о прибытии св. Государя Императора и его семьи. На освящение собрались также наместники самых древнейших и именитых российских лавр — Киево-Печерской, Троице-Сергиевой, Александро-Невской, а вместе с ними и другие представители титулованного духовенства. По Высочайшему повелению чин освящения назначено было совершать протопресвитеру военного и морского духовенства Георгию Шавельскому. После совершения чина освящения нового собора в нём состоялась первая божественная литургия, за которой молились вся Императорская семья и приглашённые гости.
Величественный в своей простоте собор, воздвигнутый тщанием св.Государя Императора, состоял из двух церквей — верхней и нижней. Главный престол верхнего храма был освящён в честь иконы Божией Матери «Феодоровская», которая издревле считалась покровительницей Дома Романовых. Этим образом благословлялся на царство первый Царь династии, Михаил Феодорович, в Ипатьевском монастыре Костромы в 1613 году. Список с древнего чудотворного образа, хранившегося в Костромском кафедральном соборе, был заказан задолго до окончания строительства собора. В 1910-м году в Костромскую городскую управу пришло распоряжение из Царского Села о создании копии с Феодоровской иконы Божией Матери «с тем, чтобы икону эту поднести Государю Императору для помещения её в храм, воздвигаемый на средства Его Императорского Величества в Царском Селе»».[1] Боковой придел верхнего храма был освящён в память святителя Алексия, митрополита Московского, всея России чудотворца, а нижний пещерный храм — в честь другого великого заступника Царской семьи, преподобного Серафима Саровского.
Интерьеры собора, выполненные в духе церковного зодчества XVII столетия, поражали своей отделкой. Грандиозные размеры храма, огромные опорные столпы, уходящие далеко ввысь, наполненность пространства светом, создававшего ощущение легкости и воздушности, — всё производило величественное впечатление. Огромный пятиярусный иконостас высотой 11 метров напоминал о могучем древе Православия, выросшем на Личности и учении его божественного Основателя Иисуса Христа. Иконы и утварь, изготовленные по старинным образцам, поражали высоким художественным мастерством и являли собой мощь и красоту духовного мира.
Нижний пещерный храм, обустроенный по проекту архитектора В.Н.Максимова, своим интерьером обращал личность к другой стороне исконной русской религиозности. Полное отсутствие наружного света, низкие сводчатые потолки, расписанные фресками, тихое мерцание лампад, освещавших старинные образа, строгие и излучающие любовь лики — всё это уводило от мирской суеты и способствовало созданию той молитвенной обстановки, которая воссоздавала атмосферу пещерных храмов древних монастырей. Нижний храм украшали только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба, в котором почивал преподобный до прославления, воздух, лежавший на главе его мощей. Пещерный храм, — или как писал св. Государь Николай II «наша уютная пещерная церковь» — был освящён 27 ноября (ст.с) 1912 года епископом Кишинёвским и Хотинским Серафимом (Чичаговым) в присутствии Царской семьи.
Феодоровский собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи Императора, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя Его Величества. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. В «Положении о Феодоровском Государевом соборе» сказано: «Собор принадлежит Их Императорским Величествам и назначен вместе с тем, с Высочайшего соизволения, служить для удовлетворения религиозных нужд чинов Собственного Его Императорского Величества Сводного пехотного полка и Собственных Его Величества конвоя». Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую — казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась Императорская семья. «Так хорошо молиться в Феодоровском соборе с казаками и солдатами!» — писал св. Государь в своем дневнике.[2] Он посещал храм со своей семьёй во все воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца Императора с семьёй встречал ктитор — полковник Д. Н. Ломан, а у входа — дворцовый комендант. Далее Императорская семья входила через боковую дверь на правый клирос. Дворцовый комендант следовал за ними и занимал место около клироса, впереди команд казаков и нижних чинов, стоявших во всю ширину собора. Иногда Императрица проходила в отдельную молельню, отделенную от алтаря аркой. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта. В нижней церкви свв. Государь и Государыня, как правило, молились в дни приготовления к св. причащению. «Начал говеть с детьми в пещерной церкви утром в 11/2, а вечером в 6 1/2. Служит наш новый духовник о. Александр Васильев, а поют всю неделю отличные певчие 1-го железнодорожного полка», — заносит Император в свой дневник.[3] Феодоровский Государев собор стал излюбленным местом молитвы последнего Царя, мученической кровью явившего миру свою глубокую приверженность Православию и России.
Вскоре после освящения собора возникла мысль о постройке возле него комплекса зданий для священно и церковнослужителей. Решено было построить рядом с собором сказочный городок в духе древнерусской архитектуры, продолжавший собой традиции русской старины. Проектирование городка было поручено архитектору С.С.Кричинскому, который вскоре представил Императору готовые планы. При разработке проекта им изучались памятники древнерусского зодчества XVI – XVII веков. Государь внимательно ознакомился с чертежами и рисунками и только после длительных обсуждений одобрил замысел. С августа 1913-го года на Кричинского было возложено также непосредственное руководство строительством Феодоровского городка.
Считается, что прообразом Феодоровского городка послужил сооружённый в XVII веке Царский дворец в селе Коломенском. Городок унаследовал от него живописную планировку, сложный силуэт отдельных зданий и богатство пластического решения. Комплекс был задуман как посад и подворье, по образцу старинных монастырских или боярских усадеб, как правило, состоящих из нескольких палат и теремов, обнесённых оградой. Городок состоял из нескольких зданий, среди которых выделялись: дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Желтая палата), дом для низших служащих (пристройка у северной стены), баня и прачечная для жителей городка (Белая палата), Трапезная с квартирой ктитора и канцелярией собора. Входом в городок являлись белокаменные ворота со стороны пруда, украшенные сочной орнаментальной резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Все резные детали исполнялись из старицкого известняка, привезённого с берегов Волги.
Трапезная палата — наиболее крупное здание ансамбля, частично одноэтажное. Основой для проекта Трапезной палаты послужил Симонов монастырь Костромской губернии. Гранитная лестница ведёт на террасу второго этажа, над которой возвышается восьмиугольная башня с шатровой крышей. Здание первоначально было покрыто зелёной глазурованной черепицей. Орнаментальная живопись художника Н. П. Пашкова украшала свод трапезного зала.
Декор многочисленных построек городка хранит особые черты, придающие различным зданиям характер средневековой архитектуры крупнейших культурных центров Руси — древних городов, в которых складывались традиции русского искусства и государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова, Москвы. По мысли св. Императора, Феодоровский городок был призван символизировать архитектурное единство российских городов. Три с половиной года, с августа 1913 по февраль 1917, продолжались работы по возведению комплекса. 12 февраля 1917 года Николай II посетил Трапезную палату и сделал запись в гостевой книге: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».[4]
Говоря о Феодоровском городке, нельзя не упомянуть об «Обществе возрождения художественной Руси». Это творческое объединение возникло в 1915-м году в процессе строительства Феодоровского Государева собора и городка. Его учредителями стали известнейшие деятели культуры и искусства того времени, такие, как А. М. и В. М. Васнецовы, И. Е. Репин, И. Я. Билибин, М. В. Нестеров, Н. К. Рерих, А. В. Щусев, Н. П. Лихачев. Председателем Общества был избран князь А. А. Ширинский-Шихматов, крупный государственный деятель, знаток и собиратель старины. Заседания Общества проходили в Трапезной палате, тут же находились его канцелярия, архив, библиотека. Члены Общества собирали сведения обо всех ремесленных, кустарных и рисовальных школах России, рассчитывая через систему конкурсов влиять на развитие национального прикладного искусства в целом. Общество также предложило сделать строящийся городок музеем прикладного искусства и зодчества. Здесь собиралась богатейшая коллекция церковной утвари, икон, предметов русской старины.
Почти сразу после начала Первой мировой войны назначение зданий городка несколько изменилось. Священно и церковнослужителям пришлось потесниться. На время войны в Феодоровском городке в 1914-м году был открыт лазарет для раненых солдат, а в 1916-м — ещё и для офицеров. Шефство над лазаретом взяли свв.Великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Для помощи персоналу госпиталя в зданиях Феодоровского городка был размещён Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд, который привозил с фронта в Царское Село раненых, размещавшихся в царскосельских лазаретах. Сюда в начале 1916 года по протекции Д. Н. Ломана был зачислен санитаром поэт Сергей Есенин. В июне 1916 года он одновременно был определён в канцелярию Феодоровского Государева собора.
Периодически в стенах Феодоровского городка для раненых устраивались концерты. Так, один из них был дан 22 июля 1916 года в честь тезоименитства Императрицы Марии Феодоровны и Великой княжны Марии Николаевны. На нём выступил Великорусский оркестр струнных, духовых и ударных инструментов В.В. Андреева. Одно из отделений концерта представляло собой сценическую мозаику из былин, сказок, песен и поговорок под названием «Вечер в тереме боярыни XVII века». В ней участвовала жена поэта А. Блока Л.Д. Менделеев, а ведущим концерт был Сергей Есенин.
Цветущая и насыщенная жизнь городка, равно как и богослужебная деятельность Феодоровского Государева собора, были прерваны русской революцией, повлекшей за собой убиение Царской семьи и крах всей Российской империи. С установлением Советской власти в России Церковь Христова вступила в скорбный период своего существования. Началась эпоха неслыханных жестоких гонений, преследовавших цель полного уничтожения Православной веры в нашей стране. Феодоровский собор и городок при нём не могли, конечно, оставаться в стороне от кровавого ниспровержения вековых устоев российской жизни. Государев храм ожидала участь почти всех церквей России: с течением времени он был закрыт, разграблен, предан осквернению и поруганию. Менее двух десятков лет потребовалось для выполнения этой задачи.
В 1917-м году, еще до убиения Царской семьи, Феодоровский Государев собор превратили в обычный приходской храм. Вскоре под предлогом помощи голодающим, он, практически, как все храмы и монастыри России, подвергся изъятию церковного имущества. Постоянные аресты священнослужителей, их заключения в тюрьмы и отправки в концлагеря были причиной того, что с 1917-го по 1934-й год в Феодоровском Государевом соборе сменилось шесть настоятелей. Каждый из них оставался на этой должности не более двух лет, после чего оказывался арестованным, за исключением только протоиерея Алексия Кибардина, служившего в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля с 1922-го по 1930-й год. Но и он, разумеется, не избежал общей участи. Отец Алексий был священником, который не признал Декларации митрополита Сергия (Страгородского) от 1927 года, и который вследствие этого примкнул к митрополиту Иосифу (Петровых). Поэтому с января 1928 года храм стал одним из центров иосифлянского движения. В собор регулярно устраивались паломничества из других храмов Ленинграда, отказавшихся подписаться под Декларацией, разделившей Церковь на две части. В декабре 1930 года он был арестован по «Делу ленинградского филиала Истинно-православной церкви» и через год приговорён к пяти годам лагерей за «участие в контрреволюционной монархической церковной организации» по статье 58-10 УК РСФСР. Во время следствия пастырь содержался в Доме предварительного заключения в Ленинграде, а отбывать срок ему пришлось в одном из самых страшных мест сталинского времени — в Соловецком лагере особого назначения.
Недалек был и час закрытия Феодоровского Государева собора. Впервые вопрос о ликвидации прихода был поднят Детскосельским (так стали при Советской власти именовать Царское Село) горсоветом в декабре 1932 года. На заседании отметили, что в городе и без того слишком много действующих храмов (пять), и что Институту молочного животноводства срочно требуется подходящее помещение для устройства клуба. Спустя полгода, в июне 1933 года, Леноблисполком принял решение о закрытии храма. Официально собор был закрыт решением ВЦИК от 27 декабря 1933 года. Оставшееся церковное имущество поделили между собой несколько музеев. Верхний храм — место молитвы св. Государя Императора — был приспособлен под кинозал, экран расположили в алтарном пространстве. А нижний пещерный храм превратился в склад кинопленки и в архив кинофотодокументов.
Что же касается городка, то уже в 1918-м году комплекс был передан Петроградскому агрономическому институту со всеми вытекающими отсюда последствиями.«Художественная красота русского обихода», о которой писал в своем отзыве св. Николай II, подверглась варварскому уничтожению, а помещения городка были приспособлены под практические нужды пролетариата. В период оккупации Пушкина Феодоровский городок очень сильно пострадал. Ценности, которые ещё оставались в нём, были вывезены. По окончании войны предполагалось восстановить комплекс, однако больших работ так и не проводилось. В 1982 году в зданиях разместился филиал туристической гостиницы «Мир».
В 1991-м году Государев собор, а вместе с ним и городок, был передан Русской Православной Церкви. И сегодня здесь возрождается во всей полноте церковная жизнь, воссоздается поруганная, но не утраченная до конца, красота, наполняющая мир высоким, непреходящим содержанием.
[1] Цит. по кн.: Феодоровский Государев собор. Л. В. Бордовская, Г. Д. Ходасевич. СПб., 2002. С. 8.