храм в честь иконы казанской божией матери в казани
В Казани открыли возрожденный собор Казанской иконы Божией матери
Возвращение домой — именно так говорят сегодня об открытии воссозданного собора. Икона наконец-то на месте ее обретения, в Казани.
Старинную икону нашла девочка Матрона. Сначала на этом месте построили часовню, затем деревянный храм, потом каменный. Последнее здание возвели в 1808 году, храм был местом паломничества верующих со всей страны. Но в 30-е годы XX века собор уничтожили.
«Мы сегодня с вами свидетели того, как на том месте, где не предполагалось вообще никаких проявлений религиозной жизни, освящен этот величественный кафедральный собор, как памятник духу, мужеству, силы и веры нашего народа. И как замечательно, что вместе с нами сегодня и представители исламского духовенства. Сегодня мы вместе, все, как те, кто сохраняли солидарность друг с другом в трудные годы гонений, и в этот торжественный день вместе», — сказал патриарх Кирилл.
О восстановлении храма впервые заговорили еще в 2004-м, когда список иконы Казанской Божией матери из покоев Папы Римского в Ватикане передали в Казань. И вот в 2016-м было принято решение о восстановлении храма на прежнем, историческом месте.
«Ровно пять лет назад мы во главе со святейшим патриархом Кириллом заложили первый камень в основание воссоздаваемого храма. И вот сегодня в этом величественном соборе в присутствии патриарха и высоких гостей вновь совершается божественная литургия. Столица Татарстана и наше славное Отечество вновь обрели одно из своих главных духовных святынь», — сказал глава Татарстана Рустам Минниханов.
Пять лет строительства. Нечеткие старые снимки, архивные чертежи. На месте сначала работали археологи. Обнаружили фундамент.
«За годы, пока восстанавливали Свияжск, Болгар, команда сложилась, привлечены были лучшие силы», — рассказал председатель попечительского совета фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев.
«Собор Казанской иконы возводили усилиями ученых и реставраторов, сотрудников музеев и библиотек, священников, благотворителей, волонтеров, буквально строили всем миром. Уверен, что собор станет одним из духовных центров Казани, послужит делу возрождения религиозных святынь и вековых традиций на древней земле Татарстана», — зачитал телеграмму полномочный представитель РФ в ПФО Игорь Комаров.
Сегодня на освещении многие отмечали — день обретения иконы Казанской Божией матери совпал с одним из главных мусульманских праздников, Курбан-байрамом. Это символично для многонациональной России, где столетиями разные народы живут в мире.
«Самые важные ценности для всех едины. Это любовь к ближнему, забота о своей семье, честный труд, стремление к справедливости. И я уверена, что освящение этого чудесного собора в самом сердце Казани станет очередным шагом для сохранения единства, доверия, взаимопонимания между народами. Это то, чем по праву гордится наша страна», — сказала председатель Совета Федерации Валентины Матвиенко.
Храм откроется для верующих уже завтра. Доступен для посещения будет и уникальный древний пещерный храм, который случайно обнаружили во время раскопок. Именно там находится само место обретения святыни.
Храм в честь иконы казанской божией матери в казани
РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ.
В нашей святой обители богослужения совершаются ежедневно в Крестовоздвиженском храме: вечернее богослужение в 17.00, Божественная литургия в 8.00. После Божественной литургии совершается лития об усопших. Показать полностью.
Праздничные богослужения совершаются в Казанском соборе.
Казанский собор открыт для посещения ежедневно с 7.30 до 19.00.
В 12.00 (каждый день, кроме воскресенья) духовенством города Казани совершается молебен с акафистом перед чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе.
Всенощное бдение в субботу совершается в Казанском соборе в 17.00.
В воскресные дни совершаются четыре Божественные литургии:
В 6.00 в храме Рождества Пресвятой Богородицы (Пещерный храм Казанского собора).
В 7.00 в Софийском храме.
В 8.00 в Крестовоздвиженском храме.
В 8.15 в Казанском соборе Параклис перед чудотворным образом Казанской Божией Матери.
В 9.00 в Казанском соборе Божественная литургия и водосвятный молебен.
По воскресеньям в 17.00 совершается вечерня с акафистом перед чудотворной иконой Казанской Божией Матери.
АДРЕС МОНАСТЫРЯ. Казанский собор и храмы Крестовоздвиженский, Рождества Богородицы (Пещерный) и Софийский расположены на территории монастыря по адресу: улица Большая красная, 5.
ЗАКАЗ ПОМИНОВЕНИЙ. Записки о здравии и об упокоении принимаются в монастырских лавках и на официальном сайте монастыря Казань.обитель.
ДЕНЕЖНОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА НУЖДЫ МОНАСТЫРЯ. Если вы имеете желание внести денежное пожертвование на монастырь, воспользуйтесь реквизитами монастыря или обратитесь к Миле Патрушевой (телефон 89625533558).
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)»
Сокращенное наименование: КАЗАНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г.КАЗАНИ
ИНН 1655067512,
КПП 165501001,
ОГРН 1081600001064,
ОКПО 85128842,
Расчетный счет 40703810800000000209,
Корр. счет 30101810500000000703
БИК 049205703
Банк: АО «ТАТСОЦБАНК»
Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность, без НДС.
Торжества в праздник Казанской иконы Божией Матери
4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Литургию в Казанско-Богородицком мужском монастыре совершил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл в сослужении архипастырей и клириков Русской Церкви и представителей Поме
Президент Татарстана встретился с участниками торжеств по случаю празднования Казанской иконе Божией Матери
4 ноября 2021 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, День народного единства, Президент Республики Татарстан Показать полностью. Рустам Минниханов посетил воссозданный Казанский собор Казанско-Богородицкого мужского монастыря.
По окончании праздничного богослужения глава республики встретился с митрополитом Казанским и Татарстанским Кириллом, представителями Поместных Православных Церквей и общественными деятелями, прибывшими в Казань для участия в церковных торжествах на месте явления чудотворного образа Пресвятой Богородицы в 1579 году.
На встрече присутствовали представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний, викарий Киевской епархии епископ Макаровский Гедеон, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси протоиерей Даниил Андреюк, клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, а также секретарь Татарстанской митрополии иеромонах Кирилл (Корытко) и наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский).
В беседе Президента Татарстана с духовенством также принимали участие председатель Наблюдательного совета Фонда «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова и члены делегации ЕСПО, прибывшие в Казань для проведения здесь Елисаветинских дней.
В ходе общения митрополит Кирилл поблагодарил Рустама Нургалиевича за внимание к жизни верующих людей и за помощь в воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери, построенного на месте обретения чудотворного образа Пресвятой Богородицы в 1579 году. Представители Поместных Церквей высоко оценили значение воссоздания Казанского собора для православных верующих Татарстана и всего христианского мира и отметили большую работу, проводимую в республике по сохранению межнационального и межконфессионального мира и согласия.
Рустам Минниханов в свою очередь поздравил архипастырей, священников и мирян с праздником Казанской иконы Божией Матери. Глава республики подчеркнул, что Казанский собор является одной из главных святынь Татарстана и выразил радость в связи с тем, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил освящение храма.
Президент РТ отметил, что с воссозданием Казанского собора работы по благоустройству Казанско-Богородицкого монастыря не закончены. Предстоит отреставрировать монастырские корпуса и выполнить иные работы по благоустройству территории обители.
На память об освящении собора Казанской иконы Божией Матери митрополит Кирилл преподнёс Рустаму Минниханову в дар картину «Торжественное открытие Казанского собора».
Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин вручил Рустаму Минниханову благодарственную грамоту Экспертного совета за вклад в воссоздание Казанского собора.
Президент РТ особо отметил роль Государственного советника Татарстана, председателя Попечительского совета Республиканского фонда «Возрождение» Минтимера Шаймиева в воссоздании храма.
Казанский Богородицкий монастырь
Каждому православному человеку при упоминании удивительного города Казань в первую очередь на ум приходит место обретения чудотворного образа Богородицы и монастырь, отстроенный в ее честь. Христиане очень чтят Казанский Богородицкий монастырь, расположенный на Большой Красной улице в самом сердце города.
На протяжении многих веков святыня оставалась крупнейшей и известнейшей в Поволжье. В невероятно красивый архитектурный комплекс, раскинувшийся на нескольких гектарах в центре Казани, входили несколько церквей, соборов и часовен, также здесь были размещены жилые корпуса, колокольня и здание церковно-приходской школы. Сейчас основная часть архитектурного ансамбля разрушена, но сама обитель по-прежнему действует, а работа по восстановлению прочих строений ведется беспрерывно.
До 1917 года монастырь был женским, с 2005 года он является мужским. В настоящее время в здании проживает 9 братьев.
История
Обитель была основана в 1579 году, этот же год является годом явления иконы. В те времена восточная часть города была разрушена из-за сильного пожара, в одном из пострадавших дворов нашли образ. Существует легенда, что про место, где нужно искать святыню, рассказала людям сама Матерь Божья, являвшаяся трижды во сне маленькой дочери новгородского дворянина Матроне, жившей в Казани. После того, как было получено благословение Казанского архиерея Иеремии, икону начали искать; вскоре девочка отыскала ее в точности там, где и сказала во сне Богоматерь. Позже царь Иван IV издал указ о возведении в городе Богородицкого монастыря. Предание сообщает, что в качестве первой монахини святыни выбрали Матрону, которая приняла постриг и стала называться Маврой.
Святыня находилась под покровительством царя Ивана IV, который не жалел на нее средств: о роскоши и богатом убранстве монастыря знали все, равных этому месту в те времена не было. По некоторым достоверным сведениям, пожертвования известных лиц, крестные ходы и множество паломников, приходивших в монастырь для молитвы над святой иконой, приносили городской казне 70% всех доходов.
В 1590 году был построен собор из камня, туда затем была перенесена икона. По прошествии двух веков там, где находилось временное сооружение, был воздвигнут новый храм во славу иконы Богоматери. Созданием проекта архитектурной конструкции, воплощенной в классицистическом стиле, занимался именитый архитектор И. Старов. Общая высота святыни составила 44 метра. Украшен собор был пятью полусферическими куполами и тремя огромными фронтонами, имевшими колонны с каждой из сторон, кроме алтаря.
Весной 1722 года в святыне гостил Петр I, а 45-ю годами позже в монастырь наведалась Екатерина II, которая преподнесла Казанской иконе и иконе Спасителя, находившейся здесь же, две короны с бриллиантами.
Монастырские сооружения также включали в себя Никольский храм, отстроенный в начале XIX века, и Крестовоздвиженский храм, который должен был заменить Софийский. Обе постройки находились на севере и юге от собора. В результате Софийский храм не был разрушен, а новый был просто пристроен к нему. В качестве завершения общего ансамбля выступали возведенные полукругом Никольский и Настоятельский соборы. Каждый из них имел один большой полусферический купол, здания были построены в стиле классицизма. К одним из наиболее древних сооружений этого ансамбля, помимо Софийского храма, относят 55-метровую колокольню.
Летом 1904 года первозданная икона была украдена из Богородицкой святыни, сейчас ее местонахождение и судьба неизвестны. Спустя какое-то время в качестве дара от патриарха Константинопольского на ее место была помещена другая икона Богородицы, названная «Всеблаженной».
В начале XX века в подземелье святыни был выстроен подземный храм на средства великой княгини Елисаветы Федоровны. К началу революции место было наиболее состоятельным и обустроенным во всей Казанской епархии. Здесь производились свечи, функционировал цех по украшению вещей золотом и аккуратная мастерская. Обширная территория включала в себя пасеку и невероятной красоты фруктовый сад.
Монастырь продолжал расширяться, во время революции в стране он уже мог похвастаться 500 проживающими в нем насельницами. В годы же перед революцией для многих августейших особ было честью посетить это место.
После революции стали массово закрываться святые места. Власти постановили закрыть Казанский Кремль и все его храмы, в то время Богородицкий монастырь собрал под своей крышей все основные святыни города, среди которых были и мощи святых. Для сохранения здания в нем зарегистрировали православную общину, но позже она была перенесена в Петропавловский собор. С этого момента храм начали разорять.
Жилые помещения отдали студенческому общежитию, что привело к ухудшению состояния строений: была сломана часть дверей и окон, лестничные ступени и перила были использованы в качестве дров, большинство памятников и скульптур были уничтожены. С колокольни были сняты колокола, а основной собор по решению властей взорвали в 1931 году.
В течение какого-то времени в монастырском дворе строилась киностудия, но дело не было доведено до конца. В зданиях, которые пустовали, оборудовали табачную фабрику, а на месте монастырского кладбища стали строить новые жилые дома. Во время Великой Отечественной войны полностью переоборудовали Крестовоздвиженский храм, заселив его людьми, это привело к его окончательному разорению.
Икона Казанского Богородицкого монастыря
В 1612 году, когда страна была оккупирована польскими войсками, ополчение под предводительством Минина и Пожарского взяло с собой в освободительный поход икону Божьей Матери. После успешного завершения дела образ Богородицы был признан великой общерусской святыней.
После ее похищения вся православная община была потрясена этой новостью, а похитившие, по одной из версий, сообщили, что сожгли икону, желая завладеть лишь драгоценной ризой.
Несмотря на пропажу иконы, на место ее явления до сих пор съезжаются паломники со всех уголков земли. Православные почитают образ Богородицы и желают познакомиться с памятным местом его обнаружения.
Сейчас множество копий (или списков) Чудотворного образа Божьей Матери распространено по всему миру. Изображение размещено в каждой православной святыне, помогая молящимся за здоровье, во время семейных разногласий, также образ защищает детей и благословляет на крепкие супружеские узы. Во время венчания благословение происходит также при помощи Казанской иконы Богоматери.
Реконструкция
До нашего времени сохранилась лишь часть зданий всего архитектурного комплекса, самым древним из которых стала Софийская святыня. Несколько корпусов ни разу не ремонтировались, полностью обветшал теплый храм Николы Тульского и своеобразные башни ограды.
Единственным относительно сохранившимся строением является Крестовоздвиженская церковь, куда в 2005 году перенесли Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.
Несколько последних лет на территории бывшего монастыря в части зданий идут восстановительные работы. За это время вернули к жизни надвратную церковь святой Софии, которую повторно освящали в 1994 году. Она не может похвастаться богатым внутренним убранством, здесь есть лишь несколько икон, которые пожертвовали другие церкви, и иконостас современного типа. В будущем будут воссозданы красивые фрески на стенах, которые в свое время были уничтожены. У прихожан церкви и ее членов есть надежда на то, что будет найдено то, что осталось от пещерного храма, а сам Казанский собор будет восстановлен. Также в результате реставрационных работ планируют восстановить Богородицкий собор.
После восстановления Крестовоздвиженского корпуса в 2005 году он вновь начал свою работу. Богослужения здесь проходят каждый день, место открыто и в другие часы для всех верующих и туристов. Зимой 2007 года святой обители присвоили статус мужского монастыря, сейчас его главой является иеромонах Питирим.
Богослужения в Казанском Богородицком монастыре
Святая обитель чрезвычайно ценится православными людьми. Ежегодно сюда съезжаются тысячи христиан, желающих приобщиться к великому. Восстановленная Крестовоздвиженская церковь принимает всех желающих на своей территории, каждый здесь может поклониться Святыне.
Список иконы можно обнаружить на втором этаже собора в правой части церкви, если встать лицом к иконостасу. Помимо нее место является хранителем и другой святыни — здесь размещены ковчег с частицами ризы Пресвятой Богоматери и частицы мощей прочих святых.
Территория храма включает в себя часовню, звонницу, временно расположенную на земле недалеко от входа, и гостиницу для туристов и паломников.
Как добраться
Добраться до места можно на метро, выйдя на станции «Кремлевская». Необходимо воспользоваться выходом направо, затем двигаться вниз по улице Батурина.
До святыни ходят автобусы, выходят на остановках «КАИ» (№ 22, № 28, № 89) и «Улица Батурина» (№ 22, № 28а, № 89).
Также можно добраться до церкви на собственном транспорте, направляясь от площади Свободы по улице Большой Красной по направлению к Казанскому Кремлю. Храм будет расположен справа после пересечения с улицей Япеева. Удобно воспользоваться услугами местных служб такси или вызвать машину через приложение Яндекс.Такси, Максим, Gett или Uber.
Собор Казанской иконы Божией Матери: история одного храма
Колонка казанского краеведа о «прошлой жизни» восстанавливаемой святыни
Сегодня вместе с Днем народного единства православные отмечают праздник Казанской иконы Божьей матери. Считается, что именно она являет свое заступничество Руси, поэтому особо почитаема в РПЦ. Сегодня в честь святыни во многих городах пройдет крестный ход. На месте явления иконы в конце XVI века был построен православный храм, который недавно начали восстанавливать. О Богородицком монастыре и возрождаемом храме в авторской колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал наш колумнист, краевед Лев Жаржевский.
Построенный по приказу Ивана Грозного
Начиная с последней четверти XVI века история Казани была неразрывно связана с Казанским Богородицким монастырем, главной святыней которого была обретенная в 1579 году икона Богородицы, ставшая в недалеком будущем палладиумом России.
Источников по истории монастыря не очень много, если принять во внимание его значение и известность, но вполне достаточно для нашей задачи — дать представление об истории монастыря как архитектурного сооружения. Если точнее, то об истории главного монастырского храма.
Автор заметок решил пойти проторенной дорожкой: дать читателю поменьше собственных рассуждений, побольше цитат из источников и не заезженных иллюстраций.
Первой цитатой, довольно обширной, будет выписка из третьей части Словаря Географического Российского Государства, вышедшей в Москве в 1804 году:
«Казанский Богородицкий девичий монастырь в губернском городе Казане, вне городской крепости, подле приходской церкви св. Николая Тульского находящийся. Начало свое имеет с 1759 года на том самом месте, где обретена Чудотворная икона Пресвятыя Богородицы, явление которыя Грекороссийская церковь ежегодно празднует июля 8 числа. Основан по повелению Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, которой, учредив Собор и монастырь на этом месте, повелел Соборянам и Игуменье с сорока сестрами производить ежегодное жалованье. Сначала церковь, в которую поставлена явленная Икона, была деревянная; в 1594 году Апреля в 14 день, спустя 16 лет после явления Иконы Пресвятые Богородицы во граде Казани, которая, будучи отстроена в 1595 году, Октября в 27 день, освящена. Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович указал снабдить сию церковь святыми Иконами, книгами, ризницею и прочими церковными потребами; самую же явленную Икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из Царских сокровищ, которых был тогда хранителем Деменьша Иванович Черемисинов. В 1768 году блаженныя и вечныя славы достойныя памяти Государыня Императрица Екатерина II, в Высочайшее Свое путешествие в город Казань, благоволила слушать в сем монастыре священную литургию и после приложить на оную Икону небольшую бриллиантовую корону, так как и другую подобную таковой же меры на местный образ Спасителя. В 791 году Преосвященный Амвросий, бывший Архиепископом Казанский, что ныне митрополит Новгородский, по совету Казанских Градоначальников и именитого гражданства, положил церковь сию, по причине ветхости, разобрать до основания, и на том же месте создать новую, для сооружения которыя сочиненный в Санкт-Петербурге план поднесен был им блаженныя памяти Государыне Императрице Екатерине Второй, которая, одобрив его, соизволила указать на построение ее выдать из Кабинета знатную сумму. Кончина сей Государыни намерению сему, так как и всем Ея действиям, конец положила. — В 1799 году, Мая 30 дня, церковь сия, по аппробированному вновь плану, заложена в Высочайшем присутствии блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича и Их Императорских Высочеств, Государей Великих Князей, Александра Павловича и Константина Павловича, которые в основание храма сего благоволили положить по камню в уготованном для сего месте; и в тот же год Его Императорское Величество указал выдать из суммы, на Духовные Департаменты определенной, двадцать пять тысяч рублей на построение сей церкви, которая теперь и строится, и по совершении будет составлять знатнейшее в Казани здание. Она будет о пяти главах, длина ея от Западной стороны с олтарем 20 сажен два аршина; ширина, кроме колонады, над коею фронтоны находиться будут, семнадцать сажен с аршином; вышина от земли до большой средней главы двадцать сажен; с трех сторон порталы, каждый длиною на девяти саженях и двух аршинах, и с шестью колоннами Ионического Ордена, поддерживающими фронтон; большой лантерн, украшенный снаружи колонадою Коринфского Ордена изнутри пилястрами того же Ордена, возвышаться будет на четырех столбах, внутрь церкви находящимися; в ней будут три олтаря, один средний большой церкви и два придельных. Наружности ея будут сообразны и внутреннему украшению. Благополучно царствующий ныне Государь Император Александр Павлович Указом 22 Января 1802 года повелеть соизволил, на докончание сей церкви выдать двадцать тысяч рублей, о чем видеть можно в Московских Ведомостях в № 62. Кроме сей соборной имеются ныне в монастыре еще пять церквей:1-я Живоначального Креста; 2-я Священномученика Антипы; 3-я теплая Рождества Богородицы; 4-я Собор Богородицы: 5-я на Святых вратах Иоанна Богослова. Ограда и монашеские кельи каменныя, а отчасти и деревянныя: по штатам 1764 года о Духовных имениях монастырь сей положен во 2 классе, Епархии Казанской; монахинь, под управлением Игуменьи, бывает до 60, а иногда и более сего числа».
Новые храмы, новые покрытия
А теперь несколько впервые публикуемых иллюстраций. По ним можно проследить изменение архитектурного облика старого каменного собора и увидеть чертеж фасада нового, проектированного И.Е. Старовым.
Первый каменный храм монастыря — пятиглавый храм, построенный, как отмечает авторитетный исследователь архитектурной истории монастыря С.П. Саначин, в «монументальном московском стиле XV—XVI веков» своими размерами превышал Благовещенский собор в кремле. Однако «предивность храма» определялась не только его размерами, но и богатыми рельефными резными украшениями простенков, мощным порталом и разнообразной чешуей глав.
Тот же исследователь, отмечая скудость сведений о строительной истории монастыря в XVII веке, полагает, что именно тогда в монастыре появляются новые каменные храмы: в честь Рождества Богородицы, во имя Св. благоверного царевича Димитрия Московского на Святых воротах, который в начале XIX века во время реконструкции был переименован во имя Св. мученицы Софии и трех ее дщерей, и Иоанна Богослова на других — Пятницких воротах.
В XVIII веке монастырь обновляется. В 1724 году протопоп Богородицкого монастыря Семен Васильев просил в Святейшем Правительствующем Синоде о построении новой каменной колокольни. Разрешение было получено, но понадобился специальный указ императрицы Екатерины I, чтобы преодолеть сопротивление местного начальства строительству. Высота колокольни «со крестом» была более 55 метров. Камер-обскурные снимки, сделанные командиром казанской гимназии И. фон Каницем, позволяют увидеть изменения в строениях монастыря до нашествия Пугачева. По ним видно, что позакомарное покрытие холодного храма было заменено скатной кровлей; что стены расчленены пилястрами с приставными колонками, несущими килевидные арки; что округлые луковичные главы стали гранеными.
Время, а главное, разорение Казани Пугачевым, привело к резкому обветшанию собора: в 1794 году в нем прекратились службы. Ремонт собора был признан весьма дорогим и безнадежным делом. По прошению архиепископа Амвросия I к Синоду Екатерина II поручает крупнейшему русскому архитектору того времени Ивану Егоровичу Старову подготовить проект нового собора. Проект был утвержден императрицей. Ею же были отпущены и деньги из Е.И.В. Кабинета. Читатель может видеть на впервые публикуемой иллюстрации рескрипт Екатерины II управляющему Кабинетом Е.И.В. действительному тайному советнику В. С. Попову (окончившему, кстати, Казанскую гимназию) об отпуске 25 тысяч рублей на строительство нового собора.
Проект великого архитектора
Так исторически сложилось, что в Казани нет ни одной постройки, спроектированной российскими архитекторами, что называется, первого ряда. Это не значит, что в Казани нет выдающихся зданий — достаточно вспомнить здание университета, безусловно, красивейшее из всех учебных зданий в России. П.Г. Пятницкий был в высшей степени талантливым, но все же локальным архитектором. Новый собор Казанского Богородицкого монастыря является, пожалуй, единственным строго документированным примером участия выдающегося архитектора всероссийского масштаба в проектировании сооружения для Казани. Поэтому кажется нелишним привести читателю еще одну цитату, на этот раз из Русского биографического словаря.
«Старов, Иван Егорович, адъюнкт-ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при Московском университете, но там пробыл всего лишь год и переведен в гимназию, находившуюся при Петербургской академии наук; в последнем заведении Старов оставался до 1758 г., когда был принят (одним из первых по времени) в число учеников Императорской академии художеств. Здесь он избрал своею специальностью архитектуру и в области ее оказал настолько выдающиеся успехи, что по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования был направлен за границу». Живя преимущественно в Риме и оттуда предпринимая поездки в другие итальянские города, выдающиеся своими старинными и стильными постройками, Старов пробыл за границей всего около 6 лет и за это время основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру. По возвращении на родину, он в 1768 г. советом академии художеств был назначен в академики, а в следующем году за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. Педагогическая деятельность его в академии началась в 1770 г., когда он был избран адъюнкт-профессором архитектуры, каковым пробыл до 1785 г.; с этого же времени и до самой смерти, последовавшей в 1808 г., он состоял ординарным профессором архитектуры; наконец, его участие в направлении художественно-воспитательной деятельности академии начинается с 1790 г., когда он был избран в члены академического совета, а еще более усиливается с 1794 г. — времени назначения его адъюнкт-ректором академии. Старов был энергичным администратором и талантливым профессором, но вся его известность, однако, создана не этими сторонами его деятельности, а почти исключительно работами его как практического архитектора. В этой области он является, несомненно, одним из наиболее видных русских деятелей. Уже вскоре после возвращения из-за границы, именно в 1773 г., он был назначен членом комиссии строения императорских дворцов и садов, в которой достиг такого влияния, что редко какое-либо сооружение обходилось без его непосредственного участия; позже он состоял членом целого ряда комиссий, образованных для строения храмов; так, например, в 1776 г. он Высочайшим указом был определен руководителем строительства соборной церкви Александро-Невского монастыря, в 1801 г. назначен членом комиссии, строившей церковь Казанской Божией Матери в Петербурге, и пр. Старову принадлежит длинный ряд построек в различных местах России. Самыми капитальными памятниками его архитекторской деятельности являются Таврический дворец (окончен постройкой в 1782 г.) и собор Александро-Невской лавры (1779—1791 гг); из менее значительных сооружений следует назвать еще собор в Софии, близ Царского Села, упомянутую выше церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова — Сиворицы и Пелла Петербургской губернии. По смерти Старова в его домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и относящихся к архитектурному искусству записок.
В заключение остается напомнить, что закладка и освящение собора вкратце описаны в первой цитате наших заметок и предложить читателю снимки, хранящиеся в фондах Национального музея РТ.
Казанский Богородицкий монастырь. 1911 год
Внутри Казанского женского Богородицкого монастыря, иконостас. 1900-е годы
Чудотворная Казанская икона Божией Матери. 1900-е годы, Казань
Автор заметок благодарит Сергея Павловича Саначина за помощь и любезное разрешение использовать иллюстрации