храм в данилове ярославской области

Храм Вознесения Господня, г. Данилов

храм в данилове ярославской области

Адрес: 152065, Ярославская область, Даниловский р-н, г. Данилов, ул. Ярославская, 26

Настоятель — протоиерей Михаил Гончарук.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ: скачать файл

Храм Вознесения Господня — кладбищенская церковь, сооруженная в 1856-1859 годах на средства купца Е.Ф. Коматовского. Небольшая кирпичная однокупольная постройка в русско-византийском стиле, завершенная крупным луковичным куполом, с трапезной и шатровой колокольней.

Внешне храм напоминает Московский архитектурный стиль. Храм одноглавый с примыкающей трёхъярусной колокольней: первая образует паперть, вторая в былые времена была ризницей, а третий ярус – звонница, где сохранились небольшие колокола.

Внутренний вид храма представляет обширное зало, верхняя часть которого расписана. Преобладает своеобразный орнамент, на потолке трапезной части храма – композиция Вознесения Господня, по стенам в медальонах – избранные святые. На парусах, нижняя часть барабана, помещены четыре евангелиста.

Храм освящен в 1859 году по благословению Преосвященнейшего епископа Ярославского и Ростовского Нила благочинным Даниловского уезда протоиереем Григорием Ширяевым.

Протоиерей Григорий Ширяев с супругой и ктитор храма Е.Ф. Коматовский похоронены за алтарем храма.

В годы советской власти храм не закрывался. Но большой колокол в 1930-е годы был сброшен с колокольни и разбит на куски.

Из-за ветхости престола в 2009 году было принято решение о его замене и переосвящении. В том же году архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный) совершил чин великого освящения храма.

Ежегодно 18 июня в Вознесенском храме особенно торжественно совершается память иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В этот день в середине XIX века город Данилов был чудесно спасен от пожара.

Сейчас в храме и на его территории ведутся ремонтно-восстановительные работы. С Божьей помощью храм Вознесения Господня возрождает своё былое благолепие.

Богослужения в храме совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Каждое воскресенье вечером совершается молебен с чтением акафиста.

При Вознесенском храме действует воскресная школа для детей.

Регулярные богослужения, беседы о духовно-нравственной жизни, решения жизненных вопросов и духовных потребностей прихожан.

Священномученик Андрей родился 10 августа 1874 года в селе Рождествено-Прозорово Мологского уезда Ярославской губернии в семье священнослужителя Николая Добрынина. По окончании Ярославской Духовной семинарии он был рукоположен во священника и впоследствии служил в храме в селе Пречистое-Наумово Даниловского района Ярославской области. Возведен в сан протоиерея и назначен благочинным Даниловского округа.

В ноябре 1937 года священники Даниловского округа были арестованы; во время следствия некоторые из них подписали протоколы, в которых говорилось, что протоиерей Андрей Добрынин был вдохновителем и возглавителем контрреволюционной повстанческой группы.

21 января 1938 года находившийся под следствием в тюрьме священник, служивший в Даниловском районе, Всеволод Державин написал следователям заявление, что 12 марта 1937 года он был завербован в контрреволюционную группу благочинным протоиереем Андреем Добрыниным, который кроме него завербовал в ту же группу еще шестерых человек. Он показал, что протоиерей Андрей противодействовал мероприятиям советской власти при снятии колоколов с церковной колокольни, «организовал для этого группу верующих, которые оказали сопротивление в момент снятия колоколов в 1936 году, а одна фанатичка из деревни Радово по его указанию взяла у него ключи, заперлась на колокольне, где подняла крик, а сам Добрынин в этот момент скрылся у этой же фанатички в деревне Радово. В вечернее время Добрынин устраивал всенощные, где среди собравшихся верующих вел агитацию в том смысле, что лозунг сделать колхозы большевистскими, а колхозников зажиточными неосуществим».

28 января 1938 года протоиерей Андрей был арестован и заключен в тюрьму в городе Данилове. 10 февраля тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Уже после приговора тройки, 17 февраля, протоиерей Андрей в первый раз был допрошен.

— Вы арестованы как участник и вдохновитель контрреволюционной повстанческой группы, существовавшей в Даниловском районе. Вы признаете себя в этом виновным? — спросил его следователь.

— Нет, участником контрреволюционной группы я не был и о существовании такой не слыхал, — ответил священник.

— Вам зачитывается показание Державина. Вы подтверждаете это?

— Показание Державина я отрицаю.

— Факт попытки устроить политический эксцесс во время снятия колоколов с колокольни наумовской церкви, использовав для этого религиозную фанатичку, запершуюся в церкви, вы тоже отрицаете?

— Никакой попытки противодействовать снятию колоколов с моей стороны не было, и на оказание сопротивления снятию колоколов я никого не подбивал. Как оказалась гражданка из деревни Радово запертою в церкви, я не знаю. Лично меня во время снятия колоколов в селе Наумово не было.

— А факт устройства вечерних богослужений на квартире у этой же гражданки из деревни Радово, на которых среди собравшихся верующих вы вели антисоветскую агитацию, вы тоже отрицаете?

— Устройство вечерних богослужений я не отрицаю, но антисоветской агитации среди собравшихся верующих я не вел.

— Вам зачитываются показания Софийского. Что вы можете сказать теперь?

— Я не отрицаю того, что я Софийскому высказывал недовольство существующим положением, что жить стало тяжело, доходов в церкви не стало, но антисоветской агитации я не вел и в контрреволюционную группу Софийского не вербовал.

— Вам зачитываются показания Расторгуева. Что вы можете сказать на это?

— Расторгуев показывает на меня ложно.

В тот же день следователи устроили очную ставку между протоиереем Андреем и священником Софийским, который подтвердил данные им на следствии лжесвидетельства. Выслушав их, отец Андрей сказал: «Я подтверждаю, что при встрече с Софийским я действительно высказывал недовольство существующим строем и жаловался на свое плохое материальное положение. Остальные факты, показанные Софийским, я отрицаю».

Протоиерей Андрей Добрынин был расстрелян 21 февраля 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

Священноисповедник Михаил родился 19 марта 1889 года в селе Покровское на Лунке Даниловского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Петра Розова и его супруги Евдокии и на следующий день был крещен. В 1910 году Михаил окон-чил Ярославскую Духовную семинарию и был направлен псаломщиком в храм в селе Троицкое на Волчьих Горах. 5 декабря 1910 года он был рукоположен во священника к Казанской церкви в селе Архангельское на Касти Даниловского уезда, в которой он прослужил до времени своего ареста. Для крестьян отец Михаил был и законоучителем, и врачом, и ветеринаром, и специалистом в вопросах, касающихся сельского хозяйства.

В первый раз священник был арестован в 1923 году и обвинен «в оскорблении личности председателя волостного исполкома»; в 1930 году он был снова арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и содержался семь месяцев в тюрьме города Данилова. 18 ноября 1930 года отца Михаила снова арестовали и обвинили в агитации против колхозов, произнесении антисоветских проповедей с амвона, а также в том, что он заявил о необходимости сбора средств для уплаты налога за церковь.

30 ноября следователь допросил священника. Отец Михаил ответил, что встречался с верующими, но при встречах обсуждались вопросы церковного характера; разговоров, касающихся мероприятий советской власти, в селе не велось.

31 января 1931 года тройка ОГПУ приговорила отца Михаила к трем годам ссылки в Северный край; он был отправлен в Архангельскую область, где вместе с другими ссыльными работал на лесозаготовках. По окончании ссылки отец Михаил поселился в Ярославле. Здесь он попытался устроиться на работу, но его никуда не брали; в конце концов он устроился дворником на Московском вокзале, а затем поступил на работу в психиатрическую больницу. Годы, проведенные в тюрьме и ссылке, подорвали здоровье священника, и в сентябре 1940 года он был уволен с работы по инвалидности. Священник Михаил Розов скончался 21 января 1941 года.

Мученица Анастасия (Анастасия Алексеевна Лебедева) родилась в 1899 г. в д. Назарово Пошехонского уезда в крестьянской семье. Была ревностной христианкой. После смерти в 1930 г. мужа она, имея на иждивении трех детей, одна вела крестьянское хозяйство; после обложения непосильным налогом была вынуждена вступить в колхоз.

Через несколько лет она была избрана председателем церковного совета в с. Гужово Даниловского района. Анастасия Алексеевна была арестована в апреле 1937 г. как участница “антисоветской группы церковников”. На допросах держалась твердо, отрицая вымышленную вину. Ее приговорили к 8 годам заключения в концлагере, где мученица Анастасия скончалась в период Великой Отечественной войны.

Источник

Казанский женский монастырь поселок Горушка

Рыбинская епархия Ярославская митрополия Сайт создан по благословению епископа Вениамина Рыбинского и Даниловского

храм в данилове ярославской области

100 лет со дня освящения Казанского собора

храм в данилове ярославской области

В день освящения Казанского собора 16 сентября 1918г.

В 1918 году 16 сентября в Казанском монастыре г. Данилова, произошло памятное событие — освящение Казанского собора святейшим патриархом Тихоном.

Казанский собор, был построен по благословению св.прав. Иоанна Кронштадтского. Проект храма был заказан им знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921 г.г.). До самой кончины, дорогой Батюшка помогал своими средствами и лично следил за строительством собора.

После смерти отца Иоанна, в 1908 году, строительство резко остановилось.

Лишь только в 1915 году, трудами будущего Патриарха Тихона и сменившего его на Ярославской кафедре архиепископа Агафангела, по ходатайству матушки Марии возобновилось строительство собора.

. В 1918 году удалось его завершить, однако внутри оставалось еще много работы. Внутренне убранство было простым. Белые стены собора, украшенные по карнизам и колоннам лепным растительным орнаментом, небольшой двухъяросный иконостас, из-за которого выглядывади расписанные стены алтаря, узорная плитка, подчеркивающая высоту амвона – вся эта красота увенчивалась массивным медным паникадилом, подвешенным на мощных цепях.

В сентябре 1918 года, при большом стечении народа, Святейший Патриарх Тихон вместе с митрополитом Агафангелом освятил Казанский собор.

В 1928 году монастырь закрыли. храм в данилове ярославской областиНе миновала горькая чаша и собор. Он был разграблен и поруган. Сначала его использовали под колхозное хранилище и склады, позже соорудили водонапорную башню, также в нем работала небольшая электростанция, в алтарной части устроили магазин. В 60-е его использовали под зернохранилище. Заброшенный, никому не нужный, стоял он, оставшись совершенно без присмотра. С крыши его стало исчезать кровельное железо, из окон цветное стекло, не под силу оказалась лишь узорная плитка амвона, но не надолго, вскоре и она исчезла. Терновым венцом разрушения стал пожар, в августе 1980 года, благодаря стараниям подгулявшей компании, сгорели могучие купола собора. Упавший на землю медный крест, разрубила на куски, в поисках золота, набежавшая толпа людей, набросившись на него словно пчелы на мед.

В 1986 году началась перестройка. Умирающий Казанский собор стал «Жемчужиной города Данилова». В 1988 году он был передан Русской Православной Церкви.

Источник

СОБОР КАЗАНСКИЙ
в Данилове

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

храм в данилове ярославской области

Даниловский Казанский монастырь на Горушке создан в 1894 — 1901 годах монахиней Михаилой ( Параскева Козлова) по благословению отца Иоанна Кронштадтского. 31 июля 1894 года архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан освятил деревянную домовую церковь и остальные монастырские постройки ( подробнее см. статью « Монастырь Казанский женский в Данилове»).

В 1897 году во время визита в Данилов отца Иоанна Кронштадтского монахиня Михаила испросила у него святое благословение на возведение храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Отец Иоанн благословил строительство и пообещал помочь с поиском архитектора.

Проект собора выполнил уже известный к тому времени архитектор Василий Антонович Косяков. Отец Иоанн был давно с ним знаком, освящал некоторые из построенных по его проектам храмов.

храм в данилове ярославской области
Василий Антонович Косяков

В основу проекта Даниловского Казанского собора был положен ранее разработанный Косяковым проект храма Успения Божией Матери для подворья Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге. В этом проекте Косяков применил конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Это позволило освободить внутреннее пространство храма от столпов, сделав интерьеры более просторными и светлыми. Использование бетона как материала для этих арок также было в то время новым словом в строительстве. К характерным чертам церковных проектов Косякова можно отнести симметрично-осевую композицию фасадов, арочные витражные окна, арочные крыльца с гирьками, активное применение изразцов.

храм в данилове ярославской области

Успенская церковь строилась в 1895—1900 годах. Когда её строительство уже завершалось, Косякову поступил заказ на проект собора во имя Николая Чудотворца для города Либава ( ныне Лиепая, Латвия). Архитектор использовал ту же конструкцию, что и в Успенской церкви, добавив колокольню над главным входом, три входных крыльца и несколько переработав оформление фасадов. Этот же проект он предложил и для Даниловского Казанского монастыря, но без колокольни, поскольку в монастыре она уже была к тому времени почти построена. Вероятно, это очень удешевило стоимость проекта. Не исключено, что Косяков мог его сделать вообще бесплатно, в знак уважения к просьбе о. Иоанна. Есть легенда, что Иоанн Кронштадтский даже освятил закладку будущего собора.

храм в данилове ярославской области
Морской Никольский собор в Либаве —
почти близнец Даниловского Казанского собора

Однако после кончины Иоанна Кронштадтского в 1908 году поток пожертвований почти совершенно прекратился. Через год скончалась и игуменья Михаила.

Прибывшая на её место монахиня Иоанна застала дела монастыря в плачевном состоянии. Из-за отсутствия средств она приняла решение приостановить стройку, хотя на неё уже было израсходовано 75 тысяч рублей. Её усилия по поиску благотворителей были тщетны. В феврале 1912 года она писала обер-прокурору Синода : «Я употребляю все старание, отыскиваю благотворителей, но к величайшему моему огорчению, все мои труды напрасны, так как в настоящее время почти невозможно найти благотворителей, которые бы сочувственно относились к святым храмам, а особенно к монастырям…»

Игуменья Иоанна смогла несколько поправить дела Даниловского Казанского монастыря, но продолжить возведение собора ей не удалось. После письма Синод выделил несколько тысяч рублей, но их не хватило даже на то, чтобы просто покрыть собор. Современники оценивали строительные затраты в 155 тысяч рублей. Не найдя поддержки, игуменья Иоанна в 1912 году запросила отставки. Вскоре она скончалась.

Новая игуменья Мария ( Пирожкова) летом 1915 года решилась обратиться с призывом о помощи к общественности. В даниловской типографии Ломиковского были напечатаны подписные листы для сбора пожертвований. В них содержался следующий текст: «Воззвание к жертвователям. С благословения Св. Синода умоляем Вас, Христолюбивейшие благодетели, помогите нам достроить соборный храм, начатый в нашей обители с благословения О. Иоанна Кронштадтского с 1900 года во имя Казанской иконы Божьей Матери. За неимением средств храм по сие время не покрыт, каменная кладка портится от сырости, леса сгнили. Сама Царица Небесная примет Вашу лепту и воздаст Вам сторицею, а обитель будет вечно молиться за храмоздателей. Председательница Комитета Игуменья Мария». Так необходимые средства были собраны.

храм в данилове ярославской области

Основное здание трехпридельного храма представляет в плане квадрат, усложненный с западной стены чуть более низким, чем основной объем, притвором, а с восточной стены — трехчастной апсидой с огибающей ее по периметру обходной галереей, также более низкой, чем сами апсиды.

Храм имеет три идентичных входа — главный с запада и два боковых с севера и с юга, к каждому из которых ведет высокая лестница. У западного входа лестница прямая и широкая, у двух других — узкие двухмаршевые. Три арочных крыльца с гирьками стоят на резных колоннах, завершающихся крутыми треугольными фронтонами.

Собору присущи высокие, узкие, щелевидные окна. Окна первого этажа обрамляют рамочные наличники. В середине всех фасадов, кроме западного, — огромная килевидная закомара. На северном, западном и южном фасадах выполнены большие резные фронтоны, образованные двумя пилястрами, соединяющимися полукружием вверху. Пилястры украшены ширинками. По трем фасадам расположены карнизы с дентикулами.

храм в данилове ярославской области

Здание увенчивается мощным пятиглавием. ( Изначально все барабаны были световыми, но после восстановления куполов в конце XX в. окна четырех меньших глав были заложены. Сейчас только одна центральная глава — световая, открытая в пространство интерьера.) Основания боковых глав украшают пояса кокошников. ( Одна из боковых глав служит теперь колокольней.)

Храм поднят на высокий цоколь и имеет ажурную кладку из красного кирпича. Вместо облицовочной плитки собор был покрашен золотисто-песчаной краской, облезшей со временем и оставшейся только в некоторых местах. В целом все внешнее убранство собора очень симметрично и пропорционально.

Замышлялся храм как зимний, в подвале были две большие печи, в стенах проходят дымоходы. Но требовалось слишком много древесных ресурсов и угля, чтобы протопить весь собор, поэтому функционировал он только в качестве летнего храма.

Внутреннее убранство собора было и остается весьма скромным. Расписана была только алтарная часть, остальное храмовое пространство покрашено белой краской. По колоннам и карнизам раньше были лепные гипсовые украшения растительного орнамента.

В храме была выполнена высокая шестиступенчатая солея с двухъярусным киотным иконостасом, не сохранившимся до наших дней. Солея была отделана цветной плиткой. В окнах редко встречаются цветные стекла. На четырех мощных цепях от перекрещивающихся арок сводов, поддерживающих купол, было подвешено массивное медное паникадило, к настоящему моменту утраченное. Перекрестия арок сводов также были декорированы лепниной.

На крыше собора центральную световую главу обходит крытая галерея с выходами в пространство барабанов меньших боковых глав. На западной стене расположены хоры.

храм в данилове ярославской области

…В течение десяти лет после освящения в соборе регулярно совершались службы. Зимой 1927 года вооруженные люди пришли в женскую обитель и приказали сестрам освободить территорию монастыря. Все монастырское имущество было конфисковано.

После разгона монашествующих в главном корпусе монастыря разместили общежитие педагогического института, в здании трапезной был создан детский приют. В 1931 году в монастыре была организована сельскохозяйственная артель « Красная Горушка». В 1932 году взорвали монастырскую колокольню, которая находилась прямо напротив восточного фасада Казанского собора. Сейчас от нее остался лишь бугорок. В самом соборе были оборудованы колхозные склады, располагалась водонапорная башня и работала небольшая электростанция. В алтарной части храма одно время располагался магазин-сельпо.

В 1960-х годах монастырские здания остались без присмотра и начали быстро разрушаться. В августе 1980 года во время пожара сгорели купола собора.

В таком состоянии в 1988 году соборный храм был передан Русской Православной церкви и приписан к Вознесенской кладбищенской церкви. Освящение Казанского храма состоялось 21 июля 1990 года.

В конце 1995 года Казанский собор получил статус памятника культуры федерального значения. Были заложены лакуны в стенах, частично восстановлены стекла и возведены новые купола.

В 2002 году было принято решение о возрождении женской монашеской обители. В следующие два года были установлены кресты на купола соборного храма.

По северной стене собора организован небольшой музей ценностей Даниловского монастыря, которые удалось сохранить после его закрытия. В основном это предметы обихода и личного пользования бывших настоятелей собора и сестер: одежда, посуда, швейная машинка

Внутри собора в юго-западном углу устроен маленький храм, в котором в настоящее время проходят службы. Храм отапливается, что позволяет проводить там службы весь год. Расписан он местным художником Владимиром Середой в 2005 году.

храм в данилове ярославской области

Из трёх соборов, построенных по похожим авторским проектам Василия Косякова, Казанский в Данилове находится в самом тяжёлом положении. На его возрождение нужны огромные средства, которых у Рыбинской епархии и Даниловского Казанского монастыря нет.

Никольский собор в Лиепае после многолетнего запустения возвращён верующим. Он находится в хорошем состоянии, в нём постоянно проводятся службы.

Успенская церковь в Санкт-Петербурге в советское время была доведена до аварийного состояния. В 1960-е годы в храме был устроен… каток с искусственным льдом, на котором проводили тренировки фигуристы. В 2000-е годы была проведена серьёзная реставрация, в ходе которой фасадам и интерьерам храма возвращено былое великолепие.

храм в данилове ярославской области

Статья подготовлена при содействии Рыбинской епархии

Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *