храм в деревне чашниково

ЧАШНИКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ

храм в деревне чашниково
Троицкий храм в Чашникове

Храм во имя Живоначальной Троицы в деревне Чашникове (Солнечногорское благочиние Московской епархии)

Каменная Троицкая церковь впервые упоминается в Писцовых книгах 1585 года: «Село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныя каменна о пяти верхах да предел Алексея человека Божия, да двор попов Семенов, да двор церковного дьячка, да двор вотчинников, в нем живет приказчик, да двор слуг», но ряд конструктивных и архитектурно-художественных приемов тесно связывает памятник с московскими постройками итальянских мастеров, что позволяет отнести его сооружение к началу XVI века.

В 1585 году селом владел боярин Никита Юрьевич Романов. В ту пору церковь имела придел во имя святого праведного Алексия, человека Божия.

В конце XVII века здание храма реконструировалось и во внешнем облике приобрело черты московского барокко. Церковь лишена апсид, что выделяет ее из подобных построек своего времени.

В 1688 году Чашниково стало владением Льва Кирилловича Нарышкина. В связи с этим в «отказной книге» за 1688 год появилась новая опись Чашниково, в которой о церкви сказано: «Церковь каменная о пяти верхах во имя Живоначальной Троицы, да предел святого Алексея человека Божия, около настоящей церкви паперть деревянная забрана в косяк, церковь и паперть крыты тесом, главы обиты черепицею; в церковь трои двери, затворы деревянные створчатые… На церкви колокольница каменная, на ней шесть колоколов весом пуд с 19».

Нарышкин приступил к возобновлению обветшавшей церкви. Были надложены стены четверика и малые барабаны, пристроены приделы, паперть и сооружена шатровая колокольня взамен разобранной настенной звонницы. Храм получил декоративное завершение в виде пояса ложных, заполненных раковинами закомар, шаровидные главы и окна восьмигранной формы вместо заложенных щелевидных проемов.

В середине XIX века церковь объединили с приделами широкими арочными проходами, одновременно ее стены и своды покрыли росписью.

К западу от церкви помещается вторая, надвратная колокольня выстроенная в псевдорусском стиле около 1895 года. В это время же время фабрикант Крестовников построил часовню в деревне Пучки (которая до 1992 года входила в приход Троицкой церкви).

В 1960 году храм был взят под охрану государства, как памятник культуры федерального значения.

В послереволюционные годы храм не закрывался.

Архитектура

Кирпичный четырехстолпный пятиглавый храм, один из старейших сельских храмов Подмосковья. В 1690-х годах перестроен в духе московского барокко, пристроены паперти с Алексеевским и Владимирским приделами, шатровая колокольня. Храм имеет отдельно стоящую многоярусную колокольню построенную в псевдорусском стиле.

Святыни

Источник

В Писцовых книгах за 1585 год о Чашниково было написано: «Село на речке Албе… в селе церковь Троицы Живоначальныя каменна о пяти верхах да предел Алексея человека Божия, да двор попов Семёнов, да двор церковного дьячка, да двор вотчинников, в нём живёт приказчик, да двор слуг». В это время село являлось вотчиной боярина Никиты Романовича Захарьина–Юрьева, с которого пошёл знаменитый род Романовых. После смерти Никиты Романовича Чашниково стало принадлежать его сыну боярину Ивану Никитичу Романову, при нём был перестроен верх храма, который получил вместо закомар декоративные розетки и четырёхскатное покрытие.

Существует предание, что однажды царь Алексей Михайлович, охотившийся в здешних, некогда дремучих лесах, неожиданно увидел в Чашниково заброшенную древнюю церковь с приделом во имя его святого – Алексея. Посчитав это счастливым предзнаменованием, царь распорядился привести обветшавший храм в порядок.

При Льве Кирилловиче Нарышкине в Чашниково был выстроен новый боярский дом и перестроена в 1695 году в стиле «нарышкинского» барокко Троицкая церковь. Шлемовидные купола церкви были заменены шаровидными с ажурными крестами сложного рисунка с царскими коронами, появились декоративные восьмигранные окна и закомары в виде раковин.

Внимание архимандрита Никона (1851-1919), который в 1913 году стал архиепископом, к Чашникову объясняется тем, что в этом селе он родился, здесь прошло его детство. Благодаря архимандриту Никону, в селе Чашниково в 1898 году появилась первая в Московском уезде второклассная церковно-приходская школа имени императора Александра III. До этого времени школы здесь не было, и ученики посещали земские училища в деревнях Исаково и Пучки.

В конце 1897 года владелец Чашниково купец Андрей Денисов пожертвовал под строительство школы земельный участок у впадения в реку Альбу (ныне Мещериху) ручья, протекавшего через всё село. Вероятно, именно здесь до середины XIX века стояли постройки усадьбы Нарышкиных. На строительство школы были выделены деньги Училищным советом при Святейшем Синоде, крупную сумму внёс и сам архимандрит Никон.

Проектировал здание школы в псевдорусском стиле, по-видимому, архитектор Александр Афанасьевич Латков (ныне это здание принадлежит частному лицу). Рядом со школой построили деревянную, на каменном фундаменте, баню и сложили из брёвен погреб. На ручье была устроена плотина, по которой прошла дорога, соединившая улицы села (до наших дней сохранилась не только плотина с дорогой, но и пруд, образовавшийся после постройки плотины). В парке были посажены липовая, берёзовая, еловая и дубовые аллеи.

Школа в Чашниково стала первой в Московском уезде второклассной церковно-приходской школой (в 1909 году в Московской губернии таких школ насчитывалось всего шесть). В 1903 году для одноклассной церковно-приходской школы было выстроено рядом отдельное здание – довольно большой деревянный одноэтажный корпус, куда перевели и квартиры учителей. Во второклассную Чашниковскую школу принимались мальчики в возрасте от тринадцати до семнадцати лет православного вероисповедания (школы были мужскими и женскими), получившие начальное образование. Срок обучения составлял три года. Обучение в школе было бесплатным, деньги платили только те ученики, которые жили в общежитии, в основном это были крестьянские дети из дальних селений, а также из Москвы и пригорода. Плата составляла 40-50 рублей в год и была самой высокой в Московской губернии, но для многих учеников были введены льготы.

Среди всех второклассных школ Московской губернии школа в Чашниково, находящаяся под попечительством архимандрита Никона, считалась лучшей. Усилиями учителя А.П. Пискарёва был создан школьный хор, певший в Троицкой церкви при богослужениях. В здании школы проводились воскресные чтения для жителей села, пользующиеся большой популярностью, имелась обширная библиотека, до 1500 названий, не считая учебных пособий. С 1904 года при школе действовала корзиночная мастерская, заменённая через два года переплётной. В год выпускалось 20-30 будущих учителей, однако лишь треть из них становилась учителями, остальные либо продолжали дальше обучение, либо устраивались на должности конторщиков, телеграфистов и т.п. С 1898 по 1907 год было выпущено 68 учителей.

Среди преподавателей школы в Чашниково в первую очередь следует отметить Петра Степановича Третьякова (1881-1956), брата последнего настоятеля Покровского храма в Мышецком Сергея Степановича Третьякова, и Георгия Николаевича Беляева (1886-1937). Пётр Степанович Третьяков в 1911 году был награждён серебряной медалью на Александровской ленте с надписью «За усердие» по народному образованию. Ранее он опубликовал очерк «Чашниковская второклассная школа» в книге «За четверть века. 1884-1909: к истории церковно-приходских школ Московской епархии». Вот некоторые выдержки из этого очерка:

«Верстах в 30 от Москвы между Петербургском и Рогачёвском шоссе находится село Чашниково, бывшее вотчиной родоначальника Царствующего Дома Романовых – боярина Никиты Романовича Юрьева. Оно красиво раскинулось по сторонам неглубокого оврага, с небольшим ручейком, впадающим в речку Альбу или Лобню приток Клязьмы. Старинная XVI столетия (впервые упоминается в исторических документах под 1585 годом) церковь о семи главах с коронами на крестах, во имя Живоначальные Троицы, с двумя приделами: Владимирской иконы Богоматери и преп. Алексия человека Божия, приветливо белеет сквозь листву вековых берёз, окружающих её, и радует взор путника своею оригинальною архитектурою и новой, недавно выстроенной колокольней.

Много заботы положено было на постановку сельского хозяйства при школе – этого безусловно необходимого прикладного знанья для окончившего курс второклассной школы. Преосвященный на обзаведение пожертвовал 1000 рублей, на эти деньги сняли участок земли, выпросили десятину у о. заведующего, завели лошадь и сельскохозяйственный инвентарь и занялись главным образом посадкой овощей: капусты, картофеля и др.».

К лику святых Новомучеников Российских был причислен также и Василий Александрович Архангельский (1889-1939), который в 1908 году окончил Чашниковскую школу и поступил учителем в школу в селе Мышецком. Позднее он стал священником, в 1937 году был приговорен к 10 годам, умер в заключении.

В 1922 году были изъяты церковные ценности из Троицкой церкви в Чашниково. Священник Михаил Петрович Грузинов попросил среди прочего «принять взамен двух риз с иконы Божией матери и Алексея Божьего Человека весом 9 ф. 89 з. – 10 ф. серебра в деньгах и серебряных вещах, ввиду того, что указанные ризы имеют историческую ценность» Его просьба в отношении риз была удовлетворена.

В 1932 году священником в Троицкой церкви был причисленный к лику святых Новомучеников Российских Павел Дмитриевич Успенский (1888-1938).

Наиболее старые захоронения на церковном кладбище располагались за алтарём Владимирского придела Троицкой церкви. В 1880-х годах ещё лежали четыре старых надгробных плиты, возможно, XVII-XVIII веков. Сохранилось старое надгробие на могиле отца Иоанна Алексеевича Соколова, умершего 20 мая 1905 года в возрасте 67 лет, бывшего настоятелем этого храма с 1860 по 1899 год и опубликовавшего ряд работ по истории Троицкой церкви в епархиальной периодике. Однако надпись на его памятнике прочитать уже невозможно. Позже тут были погребены многие настоятели храма, в том числе и Анатолий Кузнецов (1929-2016).

В отличие от большинства церквей Подмосковья, которые после революции были разрушены или закрыты, Троицкая церковь оставалась действующей. С 1936 по 1957 год в ней служил митрофорный протоиерей Кореннов Николай Викторович. Более полувека, с 1960 по 2014 год, настоятелем храма был митрофорный протоиерей Анатолий Кузнецов, который, кстати, снимался в художественном фильме Владимира Меньшова «Ширли-Мырли» (в Троицкой церкви проводил обряд венчания). С 2014 года настоятелем храма является иерей Александр Кочуров, при котором в Чашниково в 2015 году на роднике, на берегу реки Мещерихи, была построена деревянная часовня в честь святителя Спиридона Тримифунтского «Святой источник».

В Троицкой церкви в своё время были певчими будущие известные диссиденты: священник и член Государственной Думы I созыва Глеб Павлович Якунин (1934-2014) и историк Пётр Ионович Якир (1923-1982), сын военного деятеля И.Э. Якира, расстрелянного в 1937 году в ходе репрессий.

Источник

Храм в деревне чашниково

храм в деревне чашниково

храм в деревне чашниково

Троицкая церковь. 2007 г.

храм в деревне чашниково

Лев Кириллович Нарышкин

храм в деревне чашниково

Первоначальный вид церкви села Чашникова. Реконструкция П.Н. Максимова

храм в деревне чашниково

Троицкая Церковь. 1987 г.

храм в деревне чашниково

Здание Чашниковской школы http://ia-sgor.mosoblonline.ru/historyregion/391.html

Из воспоминаний дочери приходского свящника.

«Семья наша приехала в с.Чашниково в 1936 году. Храм во имя Пресвятой троицы в селе Чашниково был домашней церковью Романовых. Недалеко находился дом и парк. В парке посажены липовая, берёзовая, еловая, дубовая аллеи. Во времена Крестовниковых в 1895 году были построены колокольня, церковно-приходская школа, дома для учителей.

Евгения Николаевна 16 июня 1941 года сдала последний экзамен в восьмом классе Чашниковской школы. Продолжила учёбу в Краснополянской школе в 1942 году. В школу шли по берегу реки до Носово, затем через речку и мимо кладбища к школе.

Источник

Храм в деревне чашниково

Расписание Богослужений на НОЯБРЬ 2021 года

Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу.

Автобус из Лунево в 7-00, обратно в 10-00.

Молебен с акафистом

Празднование Казанской иконе

Божией Матери.

Молебен с акафистом

святителю Николаю Чудотворцу.

Часы. Литургия. Панихида.

Автобус из Лунево в 7-00, обратно в 10-00.

Димитриевская родительская суббота.

16-00. Огласительные беседы.

Мучеников Маркиана и Мартирия.

Автобус из Лунево в 7-00, обратно в 10-00.

Молебен с акафистом

Молебен с акафистом

святителю Николаю Чудотворцу.

Часы. Литургия. Панихида.

протоиерея Иоанна Кочурова.

16-00. Огласительные беседы.

Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их преподобной Феодотии.

Автобус из Лунево в 7-00, обратно в 10-00.

Молебен с акафистом

Молебен с акафистом

святителю Николаю Чудотворцу.

Часы. Литургия. Панихида.

Мучеников в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфа, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита.

16-00. Огласительные беседы.

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Автобус из Лунево в 7-00, обратно в 10-00.

Молебен с акафистом

Молебен с акафистом

святителю Николаю Чудотворцу.

Часы. Литургия. Панихида.

Апостола Филиппа. Правоверного царя Иустиниана и царицы Феодоры. Святиеля Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского.

16-00. Огласительные беседы.

Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского.

Начало Рождественского поста.

Автобус из Лунево в 7-00, обратно в 10-00.

Источник

Никольский храм в Чашниково

Храмы, которые строили у дорог, часто называли Никольскими, так как святой Николай Чудотворец был покровителем не только всех страждущих, но и путешествующих. Исстари в селе Чашниково на Тверской дороге существовала деревянная Никольская церковь, уничтоженная, вероятно, во время литовского разорения. Во второй половине XVII века на старом церковном месте была построена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца.

В начале XIX века статский советник Иван Семенович Любоченинов выделил средства на постройку рядом с Петербургским трактом Никольской церкви. Вполне вероятно, что к постройке церкви имел отношение и митрополит Московский Платон. В 1807 году на Петербургском тракте был возведён на месте деревянной церкви кирпичный храм во имя Николая Чудотворца в стиле ампир с двумя колокольнями. Храм разделялся на две части: летний и зимний с калориферным отоплением. Главный престол церкви был освящён во имя Николая Чудотворца. Первоначально над ним, на хорах, помещался престол во имя великомученицы Екатерины. В 1871 году, при перестройке храма священником Алексеем Дмитриевичем Колоколовым, Екатерининский придел упразднили и перенесли его в трапезную. Тогда же симметрично этому приделу в трапезной устроили второй придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

В правой трети алтаря главного храма помещалась церковная ризница. В ней хранился целый ряд святынь, связанных с именем митрополита Московского Платона (Петра Левшина), который родился в 1737 году именно здесь, в Чашниково, в семье дьячка Никольской церкви. Так, предание приписывало ему имевшиеся тут епитрахиль, фелонь, пояс и поручи, а также серебряные чеканные богослужебные сосуды. В 1774 году будущий митрополит Московский Платон, тогда еще только архиепископ Тверской и Кашинский, подарил храму круглогодичную минею – сборник житий святых на весь год, хранившийся в библиотеке храма.

На колокольнях церкви было размещено 8 колоколов. Большой благовестник весом 3412 кг был отлит 1 декабря 1845 года на заводе Дмитрия Николаевича Самгина при приходском священнике Тихоне Васильевиче Пермском и старосте Степане Львове. Второй по весу колокол изначально весил 1490,6 кг, но был повреждён, а потому в 1861 году, усилиями священника Алексея Дмитриевича Колоколова и старосты Никифора Ивановича 12 сентября 1861 года был перелит с добавкой меди, увеличив свой вес до 1719,9 кг. Размерами выделялся также колокол в 730,9 кг, отлитый при отце Тихоне Пермском и старосте Льве Кузьмине на средства прихожан и господина Березина 20 марта 1818 года. Четвертый по весу колокол в 408,3 кг был вылит ранее других – 30 марта 1789 года. На одной из колоколен были устроены часы.

Из настоятелей церкви можно выделить Алексея Дмитриевича Колоколова, бывшего здесь священником с 1854 по 1887 год. До создания в Чашниково в 1860-е годы земского училища отец Алексий преподавал в устроенной при храме церковной школе. В последние годы жизни он был духовником Киовского благочиния Московского уезда. Известно также, что служили в церкви также псаломщик Смирнов Фёдор Сергеевич и ктитор Чернов Кирилл Трофимович.

С конца XIX века при храме существовала богадельня на 7 человек, устроенная генерал-майором Виктором Александровичем Спечинским (1844-1902). Поблизости от храма в Чашниково находился дом приходского священника с садом и колодцем. Примерно в пяти метрах от храма были густые заросли акации. В церковной ограде за алтарём лежали старинные могильные плиты, которые в 1960-е годы перенесли на приходское кладбище, где издавна хоронили крестьян. Это кладбище находится напротив села Чашниково на другой стороне Ленинградского шоссе. Семейный же склеп дворян Спечинских находился не в Чашниково, а на территории Донского монастыря в Москве (до наших дней там сохранилось 13 надгробий Спечинских).

С церковью в Чашниково связано одно интересное событие. 19 ноября 1825 года в Таганроге умер император Александр I. Траурная процессия, возглавляемая генерал-адъютантом графом Орловым-Денисовым, отправилась в Санкт-Петербург, для того, чтобы похоронить Александра I в Петропавловском соборе, где покоились русские императоры, начиная с Петра I. Из второго донесения Орлова-Денисова барону Дибичу: «По благополучному выступлении из Москвы, на втором ночлеге в селе Чашниково, 7 февраля, в 7 часов пополудни, по удалении всех посторонних из церкви, генерал-адъютантами предпринято было вскрытие свинцового гроба» для осмотра тела, которое оказалось «в совершенном порядке и сохранности». В церкви состоялась панихида, на которой молодые Спечинские в военных мундирах стояли в почётном карауле. В память об этом событии был составлен соответствующий протокол, опечатан сургучной печатью и замурован в нишу над лестницей, ведущей на колокольню (документ этот не сохранился, погиб вместе с разрушенной церковью).

В 1930 году протоиерей Иоанн Виноградов был арестован по обвинению в антисоветской пропаганде и приговорён к трём годам ссылки в Архангельск. В 1937 году был снова арестован по обвинению в антисоветской деятельности и расстрелян 9 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой. 24 августа 1989 года Иван Павлович Виноградов был реабилитирован, а через год причислен к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *