храм в деревне погост
Приход села Погост, Касимовского р-на
Всенощная каждую субботу в 17.00(а также накануне великих и двунадесятых праздников) Литургия каждое воскресенье в 8.00(а также в великие и двунадесятые праздники)
Приход села Погост, Касимовского р-на запись закреплена
Приход села Погост, Касимовского р-на запись закреплена
Приход села Погост, Касимовского р-на запись закреплена
Игорь Загребаев запись закреплена
Добрый день отец Николай.
Во-первых большое спасибо Вам за Ваши труды по сохранению храма и веры..К сожалению не смог в этом году приехать 19 августа на большой праздник в селе, но был ранее на двух крестных ходах и хорошо помню это ощущение праздника и осветления души.
Показать полностью.
Никогда не думал, что придётся писать Вам такое письмо, но видимо в очередной раз придётся рассказать ту историю, которую Вы, к моему удивлению и сожалению, не хотите признать и принять на веру. А поводом стал случайный просмотр на Ютубе сюжета о нашем селе за 2019 год телекомпании «Ока» (https://www.youtube.com/watch?v=tTYqjpO6XGw)
Годы войны.
Моего деда Кузнецова Василия Фёдоровича призывают на фронт. До этого он работал на старой катушечной фабрике, которая в те годы делала лыжи для фронта. Его место занимает моя бабушка Наталья Фёдоровна. Вы правы, иконы свезли на фабричный двор,что-бы попросту сжечь.. В один из зимних дней или вечеров бабушка пропихивает икону под забор, подальше от ворот, где стоял часовой. А уже ночью, на санях вместе с дочерью Юлией они вывозят её в дом и прячут на чердаке. После прихода с фронта Василий Фёдорович правит оклад и она висела (сколько себя помню) в красном углу избы.
Ещё раз спасибо за все дела Ваши. Хранит Вас Бог. Долгие лета и здоровья Вам и Ваши близким.
Душой всегда с моим селом, моим храмом и иконой которая снится мне и к которой я всегда обращаюсь сердцем и в мыслях.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Погост)
Кирпичная тёплая церковь Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Погост построена в 1822 году ярославской артелью.
Содержание
История [ править ]
Первый храм в Моше был построен в 12 веке, так как уже в 1137 году в списке Новгородского князя Святослава Ольговича упоминается погост на Моше.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы представляет собой приземистый пятиглавый четверик с трапезной, в которой были приделы Александра Ошевенского и Флора и Лавра. Декор выполнен в стиле классицизма.
После Октябрьской революции 1917 года церковно-приходская школа при храме прекратила свою деятельность. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы много десятилетий разоряли, грабили. Богатый иконостас церкви был разобран, иконы бросали прямо в озеро. Храм был использован под склад зерна. Церковь была закрыта не позже 1930-х годов, в 1990-х годах заброшена.
Восстановление церкви было начато в 2007 году, затем возобновлены богослужения.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 164200, Россия, Архангельская область, Няндомский район, д.Погост (Мошинское с/п)
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Круиз. Село Погост и подъем на колокольню. КРАСОТА!!
Мне не терпится рассказать об одном местечке, котором мы посетили в этом круизе. Поэтому вне очереди поделюсь с Вами впечатлениями.
Село Гусевский Погост (ныне село Погост Касимовского района Рязанской области) в XVII столетии имело две деревянные церкви и торжище.
Село упоминается в списке с писцовых книг Василия Кропоткина: «Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господня да другая церковь Николы Чудотворца древяны, а в церквах образы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение мирское приходных людей, да на погосте двор попа Прокопия да сына его Бориса…».
Гусевский погост одно время был значительным торговым пунктом, благодаря своему географическому положению. Торг появился стихийно и без ведома местных властей. Поэтому касимовский царевич Сеид-Бурхан Арсланович был недоволен самоуправством, о чем «бил челом государю». Однако Гусевский Погост продолжал процветать ещё некоторое время.
К церковным зданиям принадлежал двухэтажный деревянный дом, на первом этаже которого располагалось помещение для сторожей и бедных паломников.
В приход входили деревни: Белясево, Степаново, Кольтино, Бельково, Забелино, Полухтино. Всего 2595 мужиков и 2757 женщин. По штату церкви полагались два священника, один дьякон и два псаломщика.
В селе издавна существовали две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память Николая Чудотворца. Кто был заказчиком и вкладчиком двух каменных церквей –неясно.
Сейчас ансамбль Погоста образуют церкви Николая Чудотворца, Спаса Преображения и часовня (XIX в.).
Здания церквей, несмотря на архитектурную разноплановость, создают совершенно неповторимый образ этого замечательного места.
Церковь Преображения Господня
Первое упоминание об этой церкви относится к XVII веку: «Погост на реке на Гуси, а на погосте церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Построение каменной церкви, вместо деревянной Преображенской церкви, сгоревшей в 1777 году, начато было в 1784 году.
Построена она также в честь Преображения Господня с двумя приделами теплыми, направо – в честь иконы Божией Матери Казанская и налево – в честь пророка Божия Илии.
В 1794 году построение придельных храмов было окончено и они были готовы к освящению.
21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви. По этому случаю из Касимова был прислан соборный протопоп Поликарп, который и совершил обряд освящения.
В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы.
Казанский придел освящен был 21 ноября 1884 г., а Ильинский – 13 октября 1885 г.
К церкви была приписана одна часовня, которая находилась в Гусевском погосте.
Колокольня
Рядом с Преображенским храмом возвели и колокольню, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых.
К трапезной храма Преображения с запада примыкает трёхъярусная колокольня (окончена в 1829 г.). Она возведена в стиле барокко, ходят легенды, что мастер, который работал с Растрелли, вернулся сюда к себе на родину и построил это чудо.
Её экстерьер ярко индивидуален. Прежде всего — ярусы пластически богато оформлены, колонны по углам, раскреповки, вазоны и т.д.
Колокольня завораживает и удивляет: по четырём сторонам света —фигурки святых, вероятно «отцов церкви», по две на каждой грани основания.
В их очертаниях и иконографии видится что то европейское, романское…
Как могло появиться столь уникальное явление на рязанских просторах?
Церковь Николая Чудотворца
В 1771 году рядом с незавершенной Преображенской была возведена каменная Никольская церковь на месте старой разрушенной деревянной.
Формы храма и его объёмная композиция, устремлённая ввысь, демонстрируют нам барокко XVII века, правда, в обновлённой трактовке. А вот колоннады вставшие полукружиями у северного и южного фасадов – это уже классицизм.
Спасо-Преображенская церковь (1734 и до 1820-х гг.(по Вагнеру, а на веерном камне над очельем окна дата 1883)) в отличие от предыдущей постройки воспринимается иначе. Группировка масс здесь распределяется в горизонтальной плоскости и отягощена пониженной трапезной и приделами. Световая ротонда, поднимающаяся над нижним ярусом, отличается красотой и своеобразием убранства.
Храмовый комплекс села Погост
Не так давно я рассказывал о красивейшем храме необычной архитектуры, расположенном в посёлке Гусь-Железный Рязанской области. Размеры и стиль постройки этого храма, просто потрясают. Одна из официальных версий его постройки, заключается в том, что, дескать, Баташов был масоном, потому и пожелал храм такого вида. При этом, по тем же официальным данным, строил его не сам железный король, не тот Баташов, который основал железоделательный завод, от именования которого, впоследствии, произошло наименование самого посёлка; не тот Баташов, который делал фальшивые деньги и утопил рабочих (не напоминает историю с Демидовым?), а его сын от первого брака, и затем внук от второго. То есть официально, храм в Гусь-Железном строился после смерти заказчика. Но сейчас мы не будем разбираться с официальной родословной Баташовых и в том, каким образом в столице железного короля, кроме храма, не осталось ни чего, что напоминало бы о металлургии. Об этом я рассказываю в фильме «Масонское аббатство в российской глубинке», кто не видел — очень рекомендую, там целая детективная и запутанная история, Шерлок Холмс, как говорится, отдыхает. Ссылка на него здесь.
Храм в Гусь-Железном, который даже видно невдалеке, сейчас я привел для сравнения с другим белокаменным храмом в похожем стиле, который официально к масонам уже не имеет ни какого отношения и расположен всего в нескольких километрах от Гусь-Железного. А если точнее, то речь сегодня пойдёт не просто об отдельно стоящем храме, а о целом храмовом комплексе. Причём подчёркиваю, это не монастырь, а именно храмовый комплекс в обычном селе, в глуши, по крайней мере, официально, он именно так и называется – храмовый комплекс села Погост, Рязанской области.
По традиции, мы будем сравнивать официальные данные по объекту, с текущим положением вещей, а потому начинаем с краткой официальной исторической справки:
В Селе Погост находится две церкви: одна в честь Преображения Господня, другая в память святого Николая Чудотворца, с часовней при них. Это село расположено в 5,5 км от поселка Гусь-Железный и в старых документах упоминается как “Гусський Погост”, хотя село это намного старше рабочего поселка Гусь-Железный. Гусевской погост, принадлежавший до 1779 г. к Владимирской епархии, упоминается в списке писцовых Владимирских книг князя Василия Крапоткина за 1637-м –1648-м годами.
В 1771 году построили каменную Никольскую церковь на месте разрушенной старой деревянной церкви.
В 1777 году деревянная Преображенская церковь сгорела и вместо неё решено было соорудить новую каменную с двумя приделами – в честь иконы Казанской Богоматери и Ильи Пророка. Строительство шло медленно, к началу XIX века возвели только половину храма. Стройка затянулась аж до 1829 года.
Рядом с Преображенским храмом, в 1829 году возвели колокольню по канонам классицизма, на нижнем ярусе которой располагались восемь фигурок неизвестных святых. Бытует легенда, что колокольня была построена по проекту Растрелли, что весьма сомнительно.
21 октября 1829 года состоялось долгожданное освящение новой Преображенской церкви и колокольни.
В 1883 году архитектор Войницкий начал некоторую перестройку в этой церкви. Были значительно расширены и благоустроены приделы. В храме было устроено отопление. Таким образом, в селе находилось сразу два храма и на обе церкви была одна колокольня. Возможно, в то же время построили и часовню, стоящую недалеко от церквей, на юго-западном углу ограды. Это кирпичная кубическая постройка в псевдорусском стиле.
Преображенский храм, начатый в 1734 году и законченный около 1830 года, являет в себе уникальное сочетание классического убранства с композицией нарышкинского барокко. Храм удивительно пропорционален: два восьмерика на четверике не устремляются с силой вверх, а как бы парят в пространстве, не взлетая и не принижаясь.
Никольский храм 1771 года постройки, напротив, не так воздушен. Его кубическая форма пряма и строга, он украшен лишь колоннами у порталов и тремя ярусами окон. Этот храм своей монументальностью служит как бы полемичным фоном к более нарядному Преображенскому храму.
Закрыт комплекс в 1930-х годах, в 1988 году храмы были возвращены Русской Православной Церкви.
В 2000 году был заново освящен Преображенский храм. Во время расчистки печей под полом, были найдены кости неизвестных мучеников, их останки погребены на территории бывшего церковного кладбища.
Обе церкви села Погост находятся под охраной государства как объекты культурного наследия России и являются памятниками архитектуры федерального значения.
Конец краткой официальной исторической справки.
К официальной информации, могу ещё добавить, что название своего села, местные жители связывают не с современной интерпретацией слова «погост», то есть «кладбище с церковью и домом священника», а со словом «погостить», прийти в гости.
На самом деле официальных данных по этому комплексу гораздо больше и при их углубленном анализе сразу вылезает масса нестыковок и противоречий, как то архитектурные стили, не свойственные для Рязанской глубинки, даты строительства и прочее. Но сейчас хочу обратить ваше внимание друзья, на вещи, уже ставшие традиционными в истории церквей: ранее существовавшая деревянная церковь сгорает, или её разбирают за ветхостью, происходит это в 1770-х годах, затем начинают строить каменный храм, который строят в первой трети XIX века, а уже через 50 лет, его начинают перестраивать и делать тёплым. И я сейчас говорю вовсе не о Преображенском храме Погостинского комплекса. Такая метрика подходит к каждому второму храму центральной части России, если даже не чаще. Такие удивительные совпадения мы разбираем в статье «Что же не так с нашими храмами? Ответ найден», ссылка на неё здесь. Даже если Вы её уже читали, предлагаю перечитать её внимательно ещё раз, ибо в той статье все храмы обследованные нами, анализируются немного иначе, чем это обычно делается и на основании этого анализа, очевидные выводы напрашиваются сами собой.
Что же касается Преображенской церкви в селе Погост, точнее её колокольни, построенной якобы в 1829 году, то тут должен заметить, что в соседнем городе Касимове, в 1828 году был страшный пожар, который сжёг город практически дотла, из-за чего, по официальной информации, третье здание Касимовских торговых рядов, построят только спустя 10 лет, а чётвёртое так и вовсе не стали строить.
Но то официальные данные, а по моему мнению, эти торговые ряды вовсе не строили, а восстанавливали, но это тема другой статьи, где мы подробно исследуем эти самые торговые ряды, ссылка на неё находится здесь, сейчас я просто свожу всё воедино. Вполне возможно, это просто совпадение, но слишком уж оно явное. Касимов, Гусь-Железный и село Погост, находятся слишком близко друг другу, чтобы это всё было просто случайностью:
И потом, если колокольная построена якобы в 1829 году, то почему в закладном камне на колокольне, указана дата 15 мая 1796 года?
И что это за неизвестные святые, которых разместили при её строительстве? И что это за неизвестные мученики, кости которых были найдены в подклете? Больше чем уверен, что информация об этих костях, стала достоянием общественности, только ради того, что бы подчеркнуть безбожность советской власти, дескать, это были мученики, пострадавшие за веру. Сейчас я не хочу ни обелять, ни очернять советскую власть, сейчас речь не об этом. Суть в том, что теперь мы уже не узнаем ни когда, кто на самом деле были эти люди. Возможно, это на самом деле были люди, пострадавшие за веру в период гонений на церковь, а возможно эти люди вообще не имели никакого отношения к религии и событиям 20-го века, а погибли гораздо-гораздо раньше. Сейчас мы можем лишь гадать.
И так, комплекс состоит из двух храмов, при этом считается, что Преображенский якобы зимний, а Никольский летний. Оба здания построены из белого камня, совместно с красным кирпичом. Подчёркиваю – в прошлом оба материала использовались одновременно и наравне. Это важный момент, так как некоторые исследователи, поддавшись вбросу официалов, начали утверждать о нескольких потопах и они заявляют, что белый камень это якобы античная цивилизация, а красный кирпич, так называемая «межпотопная».
Уже много раз говорил, показывал и объяснял этот важный момент друзья мои, и повторюсь снова: катаклизм был один, по крайней мере, в обозримом прошлом в 1000-чу лет. Не было ни каких первых и вторых потопов. Это всё был один катаклизм, намеренно разделённый официалами на различные временные периоды, дабы преуменьшить его значимость и последствия. Подтверждений этому мы видели не раз и вот здесь, мы снова видим этому очередное подтверждение. Белокаменная постройка Преображенского храма, изнутри оказывается краснокирпичной, а лестницы в колокольне приделаны гораздо позже, судя по всему вообще в наше время:
Купольное навершие притянуто стальными стропами. Сторонников атмосферного электричества, прошу в комментариях высказываться, для чего, по Вашему мнению, нужны эти стропы, но прошу не забывать, что храм, как минимум дважды основательно переделывался:
Отопление Преображенского храма, как всегда, организовано на приделанных трубах. Причём, как мы помним из официальной информации, отопление было сделано лишь в конце XIX века, а когда храм строили, то видимо забыли про холодные зимы.
Заметьте друзья, сейчас я вовсе не говорю, что в прошлом зимы не было совсем. Очевидно же, это просто архитектор ошибся, а строители забыли подсказать. Видимо в Рязанскую глубинку так же выписывали гастробайтеров из тёплой Италии.
Преображенский храм по периметру обкопан. Нарос видимо культурный слой, особенно учитывая, что это здание на склоне, видимо люди, мусор кидали себе под ноги и возле церкви, убирать было некому.
При этом у здания есть нижний этаж, так называемый подклет. Прямо возле колокольни видно засыпанную дверь или окно. По официальной информации, именно здесь и были найдены кости неизвестных мучеников. Как я уже говорил, мы не можем точно знать, чьи это были останки. Возможно это на самом деле пострадавшие за веру, в период гонений на церковь, а возможно это погибшие гораздо раньше XX века. Определенно мы знаем одно — это не типичное захоронение, а связанное, с какими то неординарными событиями. В качестве информации к размышлению, хочу задать Вам друзья такой вопрос, куда люди прячутся при наводнении? На самую высокую точку, а куда люди прячутся при смерчах и бурях? В самую низшую точку. Но это я отвлёкся.
Проёмы в колокольне заложены с одной стороны кирпичом, а с другой стороны белым камнем. Но видно, что это недавняя переделка. Вполне возможно, тут было третье здание из белого камня, которое разобрали, для ремонта оставшихся двух.
Порожки отлиты из современного бетона, с боем кирпича вместо щебня. По низу, несущие стены Преображенского храма имеют приличное эрозионное разрушение. То есть, гидроизоляции там нет, ведь вода, замерзая, расширяется и рвёт изнутри даже камень, что мы собственно и наблюдаем.
Стяжки. Куда же без них? Для здания, эксплуатирующегося в щадящем режиме, непременным атрибутом является мощное армирование. Подобное видели здесь.
В общем, всё по классической схеме, разобранной нами в статье «Что же не так с нашими храмами? Ответ найден». Все перечисленные в той статье моменты, находят своё подтверждение и в этом храмовом комплексе. Вот, например в колокольне видим выбитые отверстия для крепления брёвен для колоколов:
И это не следы выдирания брёвен из стен, как утверждают некоторые, это именно следы их установки. Ведь для выдирания деревянных брёвен, не нужно долбить стену, достаточно просто распилить бревно. А здесь, если смотреть внимательно, видны сколы на кирпичах, внутри отверстий.
У соседнего Никольского храма имеется два парадных крыльца из белого камня, которые, вероятнее всего, являются более поздней пристройкой. Слишком уж нелепо выглядят античные колонны с фигурными капителями, в качестве крыльца, у здания со строгим кубом в основании.
Очень похоже, что крыльцо просто сложили из имеющихся блоков, разбирая, что-то другое. К тому же это крыльцо практически перекрывает и без того узкие окна по бокам от входа.
Кстати, с Западной стороны, где расположен современный вход в здание, имеется такое же крыльцо с колоннами, но оно оштукатурено и не разваливается, и окон по бокам от крыльца нет. Хотя, положа руку на сердце, здесь это крыльцо так же выглядит чужеродным, а судя по пропорциям, не исключаю, что колокольня здесь всё же была. Ну, или что-то типа колокольни.
С Восточной стороны от храмов, расположено старинное кладбище. Где-то здесь, если верить официальной информации, перезахоронены останки, найденные в подклете Преображенской церкви. На надгробиях типа «саркофаг», мы видим солярные знаки. Некоторые уже едва различимы от времени, другие же всё ещё хорошо читаются. Причём надгробие, на котором хорошо различимы солярные знаки, находится за железной оградкой, то есть сразу видно особое к нему отношение. За надгробием ухаживали и берегли. Причём видно, что заброшено оно относительно недавно.
Так же имеются памятники, типа «обелиск», как чугунные, так и каменные и остатки чугунных оград. К сожалению, это всё что сохранилось от церковного кладбища. Однако если тема старинных кладбищ вам интересна, то могу предложить вашему вниманию статью, про старинное кладбище, возрастом около 200 лет. Ссылка здесь.
И в завершении нашей экскурсии, друзья, хочу Вам показать, как Северная сторона Преображенского храма ярко она освещена лучами заходящего солнца.
Ну что же, Вы всё видели сами, делайте выводы, делитесь ими в комментариях, а если Вы заметили что-то, что мы упустили, то обязательно напишите об этом. А я с вами не прощаюсь, мы всё ближе к разгадке и скоро её озвучим. Благодарю Вас за то, что дочитали до конца, всего Вам доброго, до скорых встреч!
» alt=»»>
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
О храме
удивительно пропорционален: два восьмерика на четверике не устремляются с силой вверх, а как бы парят в пространстве, не взлетая и не принижаясь.
Никольский храм 1771 г. напротив не так воздушен. Его кубическая форма пряма и строга, он украшен лишь колоннами, порталами и тремя ярусами окон. Этот храм своей монументальностью служит как бы полемичным фоном к более нарядному Преображенскому храму. Древняя Русь, классическая эпоха и век девятнадцатый слились в этом ансамбле как проявление любви к богу нескольких поколений сельчан.
Потомки людей, который в своё время служили украшением земли, разграбили и закрыли храмы, иконы с песнями и плясками сожгли на фабрике, священников поубивали, в Преображенском храме устроили сельскохозяйственный склад, кладбище разорили… обычная картина того времени: «если Бога нет, то всё позволено».
В 1988 г. Храмы вновь были возвращены Русской Православной Церкви. Настоятелем прихода был назначен священник Николай Швачка. С этого момента начались трудные восстановительные работы. Из прежнего богатого убранства храмов остались только деревянные скульптуры воскресшего Христа и две Богородичные иконы: Иверская(Афон) и Иерусалимская(Елеон). Восстановление храмов не утихает, но идёт очень медленно, зачастую медленнее их разрушения, естественного при нескольких десятков лет стояния ( так и хочется сказать—предстояния) без крыши и без отопления.
Первым был заново освящен Никольский храм. В 2000 г. Был освящен храм Преображенский. Во время расчистки печей под полом были найдены кости неизвестных новомучеников( погребены на территории бывшего церковного кладбища).
Были налажены экскурсионные поездки, с лета 2005 г. Начали проводиться летние занятия с детьми по Закону Божию и Церковному искусству.
Белокаменные храмы с.Погост, вряд ли оставят кого-то равнодушным. Удивительно, но храмы нравятся людям с абсолютно разными вкусовыми пристрастиями. Многие замечают, что эти, действительно, шедевры русской архитектуры, могли бы красоваться на главных улицах Москвы, Санкт-Петербурга. Это, поистине, памятники мирового значения. Но, всё-таки, лучшее место для них—то, на котором они были рождены. Эти белокаменные храмы являются одним из лучших образцов преображения и гармонии природы ( места) и человека. Для того, что бы понять это, нужно, как всегда с гениальными произведениями, просто видеть.