храм в деревне жаборы псковской области
Почему же они ушли?
Когда в 1988 году образовалась церковная община при храме Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Жаборы Порховского района Псковской области, здание церкви, похоже, на ладан даже не дышало. И то, что удалось сделать за десять последующих лет настоятелю храма игумену Серафиму (Сергею Шанькову), не может не удивлять всех, кто посещает здешние места.
Храм в Жаборах, конечно же, уникален. Сооружен он был, как гласит гранитная плита на его стене, еще в 1792 г., а в 1836 г. попечителем его стал гвардии поручик Николай Аничков, герой войны 1812 г., потомок древнего, от 1301 года ведущего счет, и знатного рода, пошедшего от золотоордынского царевича Берка, приехавшего в Москву и принявшего православие. Там, под храмом, и лежит прах поручика.
За десять лет отец Серафим полностью отреставрировал храм, провел в Жаборы телефонную линию, заасфальтировал дорогу (автобусы сюда не ходят), капитально отремонтировал старый усадебный флигель, приобрел микроавтобус, построил пять жилых домов для себя и общины, посадил сотню голубых елей и приобрел несколько гектаров земли.
Однажды, еще в начале 90-х, появился в Жаборах тележурналист Александр Невзоров, снял для «600 секунд» сюжет о могиле Аничкова, сентиментальный и пафосный. Потом зачастили гости. Сюжет имел резонанс. Реставраторы всполошились. Храм включили в областную программу «Наследие», выделили денег на ремонт. Спонсоры объявились, в первую очередь банки и фонды всякие: профсоюз малого и среднего бизнеса, фонд социального страхования работников малого и среднего бизнеса, благотворительный фонд промышленников и коммерсантов┘ Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи готов был послать для работ инженерные подразделения. Александр Глебович даже организовал специальный фонд храма Покрова и автомобильный пробег, деньги от которого пошли на ремонт церкви. Отцу Серафиму покровительствовал тогдашний губернатор Владислав Туманов. И даже небезызвестный Глеб Якунин ходатайствовал перед тогдашним министром культуры Швыдким о помощи храму (представляете пару Невзоров-Якунин!).
Словом, хозяйственником был игумен Серафим от Бога, как говорится. Дошло до того, что крестьяне из местного колхоза предлагали ему стать настоятелем, а от одного из жителей Порхова в разговоре о батюшке я услышал буквально следующее: «Нам бы такого главу района!»
Но в сентябре прошлого года сердце игумена (ему было всего 46 лет) не выдерживает, останавливается. Отца Серафима отпевают, назначают, как и положено, на приход нового священнослужителя, и тут┘ И тут, не прошло и 40 дней, как в адрес архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия уходит рапорт от благочинного игумена Павла: «Община эта оставила лоно Русской Православной Церкви Московской Патриархии и уклонилась в раскол Зарубежной Церкви. Ведут себя нормально, храм вернули с утварью». В общем, приехал «зарубежник» из Вышгорода, где есть небольшой зарубежный приход, и всех сделал «иностранцами». Отказалась уходить в «зарубежье» только монахиня Манефа.
Члены общины свое решение объясняют весьма туманно. Мол, нам батюшка еще при жизни на такое намекал, он нас готовил, только мы этого тогда не понимали. А вот после смерти отца Серафима «нашло на нас озарение, стали случайно им оброненные фразы иначе осмысливать┘ и мы теперь знаем, что истинная вера только в Зарубежной Церкви. По крайней мере так говорила корреспонденту «НГР» член общины Людмила Брюхова.
Нынешний же настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы порховский священник отец Всеволод считает, что, может, у игумена и были «мысли на этот счет, но Господь его вовремя к себе забрал, оставив в нашей Церкви». Более того, отец Всеволод не исключает, что у Серафима были определенные, пусть и тайные, отношения с Зарубежной Церковью. Известно, кстати, что отец Серафим несанкционированно выезжал за границу. Но, конечно же, тайну свою он унес в могилу. И гораздо интереснее, наверное, задаться вопросом: почему же перешла в Зарубежную Церковь община?
Церковь Покрова Богородицы в деревне Жаборы
Фото и описание
При въезде в деревню под названием Жаборы на равнине, которая со всех сторон окружена лесом, расположена церковь Покрова Богородицы. Вокруг церкви располагается кладбище, обнесенное каменной оградой. Возле деревни течет река Уза. Рядом с церковью находится фамильная усыпальница основателя данной церкви. Возвел церковь в 1792 году Федор Михайлович Лавров, предводитель порховского уездного дворянства. В октябре 1794 года церковь была освящена.
Стиль постройки – ранний классицизм. В нижней части здание – прямоугольное, по линии восток-запад вытянуто, в верхней части – крестообразное, завершено декоративным барабаном, имеющим восемь граней.
Внутренний объем поделен на отдельные помещения. В стенах с северной и южной стороны имеются окна в два света, размещаются в вертикальных нишах с перемычками в виде арок. В стене с западной стороны – арочный проём, который ведет в притвор, ниша и арочный проём – по бокам, с юга и севера от притвора – две палатки. Палатки и притвор перекрыты коробовыми сводами с распалубками, расположенными над дверными проемами. В стене основного объёма с восточной стороны находится высокий арочный проём, который ведет в предалтарное помещение. Основная часть предалтарного помещения перекрыта крещатым сводом, покоящимся на подпружных арках, коих насчитывается четыре. В южной стене – пара оконных проемов, в северной – оконный и дверной.
Центральные части северного и южного фасадов декорированы горизонтальными рустами, второй световой ярус профилированный тягой, антаблемент с фронтоном увенчивают эти части. Наличниками обработаны окна первого яруса, проемы второго яруса, расположенные в центре – полуциркульные, боковые проемы – прямоугольные. Все окна обладают профилированными наличниками.
На центральной апсиде находится декоративный барабан, увенчанный главою и крестом. Антиблимент с восьмигранным куполом, барабаном и фасонной главой завершается декоративным восьмериком с ложными окнами. Горизонтальными рустами декорированы фасады притвора, окна украшают профилированные наличники.
Фасад первого яруса с западной стороны колокольни имеет по бокам спаренные пилястры, антаблемент и фронтон, следующий ярус, имеющий четыре арочных проема, предназначенных для звона, покрыт железом. Восьмигранная купольная кровля колокольни завершена восьмигранным барабаном с металлическим крестом.
В церкви сохранено внутреннее убранство, относящееся к XIX в, а вот в иконостасе, который в 1836 году был возобновлен, сохранилось несколько икон, относящихся к ХVШ веку. Это очень потемневшие от времени иконы праздничного цикла: «Крещение», «Благовещение», «Успения Богоматери», «Сретение», «Введение во храм». Привлекает внимание и профессионально исполненная золоченая резьба иконостаса, осуществленная в высоком рельефе, а также резные спаренные головки ангелов над южными и северными дверьми. В алтаре имеется небольшая резная статуэтка Нила Столбенского, высота которой всего лишь десять сантиметров, и написанная в ХVIII в. икона Успения Богоматери.
Отлитый в 1747 году, по приказу Ивана Чиркина, купца из Санкт-Петербурга большой колокол находится на колокольне. Данный колокол украшает литой узор из вьющегося стебля аканта.
В 1836 году церковь была капитально обновлена. Обновление в большей степени коснулось внутреннего убранства. В непростые военные годы церковь являлась действующей и служила защитой для местного населения. Службы в ней проводил отец Михаил. Все дома в деревне были сожжены немцами, но церковь осталась нетронутой.
Архивные описи
дела давно минувших дней.
Жаборы, ц.Покрова Пресв.Богородицы.
Сайт Псковской епархии:
Следующая страница возрождения Жабор связана с именем другого героя Отечественной войны 1812 года, кавалера ордена Святого Владимира IV степени, гвардии поручика Николая Ерофеевича Аничкова (1783 – 1851гг). У него было 269 душ крестьян в Порховском уезде. Как сказано о таких дворянах в юбилейном издании 1912 года «Псковские дворяне в войнах 1806, 1807, 1812 – 1814 годах»: «Главная масса наших дворян – среднее дворянство – никогда не порывало связи с землей и народом. Проведя свое детство в деревне, на руках мамушек и нянюшек, взятых из среды народа, наши предки на всю жизнь сохранили привязанность к родной усадьбе, к родной земле и могилам отцов». Николай Аничков жил в своем имении Заозерье Жаборского прихода и был предводителем порховского дворянства. Уникальнейший случай – с поста предводителя дворяне не отпускали его 16 лет!. И этот человек взял на себя долг возродить службы в старом храме. На памятной доске надпись: «Сей храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1836 году совершенно возобновлен попечением и иждивением гвардии поручика Николая Ерофеевича Аничкова, в котором и началось опять служение с 1 октября того же года». Мало этого, 18 января 1850 года он подает прошение о расширении приходской церкви Жаборского прихода для большего вмещения прихожан. Не случайно после смерти его гроб и его жены Анны Ильиничны, урожденной Бибиковой (1795 – 1875), поставлены в церкви справа при входе. В склепе под храмом похоронен и их сын. Последний владелец села упоминается в Памятной книжке Псковской губернии за 1906 год: «Василий Фадеевич Боговский, владелец с.Жаборы Дубенской волости». Он был очень набожным человеком. В древнехранилище Псковского музея хранятся его книги – «Славники» на господские и богороднические праздники на крюковых нотах. В 1924 году «почетного гражданина» выселили – уже не нуждались в его пожертвованиях. Остались его хозяйственные, вековой постройки, здания в с.Жаборы.
Церковь расположена при въезде в д.Жаборы, на равнине, окруженной со всех сторон лесом. Вокруг церкви находится кладбище с каменной оградой. На колокольне большой колокол со следующей надписью: «Сей колокол по приказу Санктпетербургского купца Ивана Чиркина лит мастером мэром Стокгольмом в марте 1 дня 1747 года». В иконостасе, возобновленном в 1836 году, сохранился ряд икон XVIII века. Это – сильно потемневшие иконы праздничного цикла: «Благовещение», «Крещение», «Сретение», «Успение Богородицы», «Введение во храм». Обращают внимание золоченая резьба иконостаса, выполненная в высоком рельефе. В алтаре находится резная небольшая фигурка Нила Столбенского и икона «Успения Богородицы» XVIII века хорошего письма.
Вспоминает Федоров Геннадий Иванович, 1935 года рождения, житель д.Жаборы. «. Во время войны мы жили на хуторе Новоселье (1 км от дер. Жаборы). У немцев был штаб в деревне Болоты, откуда часто и на хутор и на деревню делались облавы. По ночам часто приходили партизаны, их подкармливали, давали теплую одежду, и это становилось немцам известно. Немцы тоже совершали поборы яйцами, мясом. Помню имя выбранного от немцев старосты – Галактионов Александр. У него сын был в партизанах. Староста старался и для тех и для других, лишь бы выжить. У его сына была трагичная судьба: от партизан его послали на разведку к железной дороге, а там оказались наши же советские часовые, которые по ошибке его застрелили. Староста умер своей смертью вскоре после Победы, не дожидаясь кары от властей. Особых зверств или жестокости со стороны немцев не помню. Помню, что мы, дети, выменивали у них ягоды на шоколад и монпасье. Церковь во время войны была открыта, служил священник отец Михаил (он умер уже после войны на 102 году жизни). Его очень уважали в деревне за безотказную помощь. Помню еще, что он с ранней весны до самых морозов ходил босиком. А вообще наша семья ходила в церковь только на Рождество и Пасху, и много об отце Михаиле сказать не могу. Рассказывали, что он однажды прятал партизан в храме, в усыпальнице Лавровых и Аничковых. Немцы иногда, делая облавы, заходили и в церковь, но никогда не безобразничали, к отцу Михаилу относились лояльно. В 1943 году нас, старших детей, вместе с матерью немцы угнали через Литву в Германию. При отступлении жгли дома, ни в Жаборах, ни в Новоселье не осталось ни одного дома. Лагерь, куда нас поместили, располагался в 20 км от Дрездена, и когда Дрезден бомбили, мы видели большое зарево. Нас в лагере было всего 40 женщин и детей, использовали нас на строительных работах. Хорошо помню начальника лагеря, немца, бывшего в первую мировую войну в русском плену; он хорошо говорил по-русски. Вернулись мы в Россию в 1945 году, и поскольку домов не было, поначалу жили в землянках».
Из воспоминаний Кузнецова Алексея Васильевича, 1929 года рождения, жителя д.Жаборы. «. В годы Великой Отечественной войны наша церковь была действующей, служил в ней отец Михаил. Он жил в деревне еще до войны. Немцы не касались церкви. Взаимоотношения между священником и немцами были мирными. Отец Михаил был очень честный, справедливый. Когда немцы отступали, мы все стояли около церкви, очень боялись, что всех будут убивать. Церковь была как защита. И правда, немцы сожгли все дома, а церковь не тронули».
Жаборы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Покровская церковь построена в 1792 г. Действует.
Информация: http://www.pskovgrad.ru; http://www.pskov-eparhia.ellink.ru
Сооружен Покровский храм в Жаборах предводителем порховского уездного дворянства Федором Михайловичем Лавровым. Дважды дворяне оказывали ему доверие и выдвигали его на эту должность в 1779 – 1780 и 1783 – 1790гг. Это редкий случай в истории порховского дворянства.
Ранее в Жаборах не было церкви, и жители являлись прихожанами Ясенского погоста. Освятили храм 6 октября 1794 г.
Следующая страница возрождения Жабор связана с именем другого героя Отечественной войны 1812 года, кавалера ордена Святого Владимира IV степени, гвардии поручика Николая Ерофеевича Аничкова (1783 – 1851). У него было 269 душ крестьян в Порховском уезде. Как сказано о таких дворянах в юбилейном издании 1912 года «Псковские дворяне в войнах 1806, 1807, 1812 – 1814 годах»: «Главная масса наших дворян – среднее дворянство – никогда не порывало связи с землей и народом. Проведя свое детство в деревне, на руках мамушек и нянюшек, взятых из среды народа, наши предки на всю жизнь сохранили привязанность к родной усадьбе, к родной земле и могилам отцов». Николай Аничков жил в своем имении Заозерье Жаборского прихода и был предводителем порховского дворянства. Уникальнейший случай – с поста предводителя дворяне не отпускали его 16 лет! И этот человек взял на себя долг возродить службы в старом храме. На памятной доске надпись: «Сей храм Покрова Пресвятой Богородицы в 1836 году совершенно возобновлен попечением и иждивением гвардии поручика Николая Ерофеевича Аничкова, в котором и началось опять служение с 1 октября того же года».
Мало того, 18 января 1850 года он подает прошение о расширении приходской церкви Жаборского прихода для большего вмещения прихожан. Не случайно после смерти его гроб и его жены Марии Ильиничны, урожденной Бибиковой (1795 – 1875), поставлены в церкви справа при входе. В склепе под храмом похоронен и их сын.
Последний владелец села упоминается в Памятной книжке Псковской губернии за 1906 год: «Василий Фадеевич Боговский, владелец с.Жаборы Дубенской волости». Он был очень набожным человеком. В древлехранилище Псковского музея хранятся его книги – «Славники» на господские и богороднические праздники на крюковых нотах.
В 1924 году «почетного гражданина» выселили – уже не нуждались в его пожертвованиях. Остались его хозяйственные, вековой постройки, здания в селе Жаборы.
Церковь расположена при въезде в д.Жаборы, на равнине, окруженной со всех сторон лесом. Вокруг церкви находится кладбище с каменной оградой. На колокольне большой колокол со следующей надписью: «Сей колокол по приказу Санктпетербургского купца Ивана Чиркина лит мастером мэром Стокгольмом в марте 1 дня 1747 года».
В иконостасе, возобновленном в 1836 году, сохранился ряд икон XVIII века. Это – сильно потемневшие иконы праздничного цикла: «Благовещение», «Крещение», «Сретение», «Успение Богородицы», «Введение во храм». Обращает внимание золоченая резьба иконостаса, выполненная в высоком рельефе. В алтаре находится резная небольшая фигурка Нила Столбенского и икона «Успения Богородицы» XVIII века хорошего письма.
Из воспоминаний Кузнецова Алексея Васильевича, 1929 года рождения, жителя д.Жаборы: «… В годы Великой Отечественной войны наша церковь была действующей, служил в ней отец Михаил. Он жил в деревне еще до войны. Немцы не касались церкви. Взаимоотношения между священником и немцами были мирными. Отец Михаил был очень честный, справедливый. Когда немцы отступали, мы все стояли около церкви, очень боялись, что всех будут убивать. Церковь была как защита. И правда, немцы сожгли все дома, а церковь не тронули».
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Жаборы)
Покровская церковь построена в конце XVIII века стараниями Федора Михайловича Лаврова, предводителя порховского уездного дворянства. Престольный праздник: 14 октября, Покров Пресвятой Богородицы.
Содержание
История [ править ]
При въезде в деревню под названием Жаборы на равнине, которая со всех сторон окружена лесом, расположена церковь Покрова Богородицы. Вокруг церкви располагается кладбище, обнесенное каменной оградой. Возле деревни течет река Уза. Рядом с церковью находится фамильная усыпальница основателя данной церкви. Возвел церковь в 1792 году Федор Михайлович Лавров, предводитель порховского уездного дворянства. В октябре 1794 года церковь была освящена.
Стиль постройки — ранний классицизм. В нижней части здание — прямоугольное, по линии восток-запад вытянуто, в верхней части – крестообразное, завершено декоративным барабаном, имеющим восемь граней.
Внутренний объем поделен на отдельные помещения. В стенах с северной и южной стороны имеются окна в два света, размещаются в вертикальных нишах с перемычками в виде арок. В стене с западной стороны — арочный проём, который ведет в притвор, ниша и арочный проём — по бокам, с юга и севера от притвора — две палатки. Палатки и притвор перекрыты коробовыми сводами с распалубками, расположенными над дверными проемами. В стене основного объёма с восточной стороны находится высокий арочный проём, который ведет в предалтарное помещение. Основная часть предалтарного помещения перекрыта крещатым сводом, покоящимся на подпружных арках, коих насчитывается четыре. В южной стене — пара оконных проемов, в северной — оконный и дверной.
В церкви сохранено внутреннее убранство, относящееся к XIX веку, а вот в иконостасе, который в 1836 году был возобновлен, сохранилось несколько икон, относящихся к ХVШ веку. Это очень потемневшие от времени иконы праздничного цикла: «Крещение», «Благовещение», «Успения Богоматери», «Сретение», «Введение во храм». Привлекает внимание и профессионально исполненная золоченая резьба иконостаса, осуществленная в высоком рельефе, а также резные спаренные головки ангелов над южными и северными дверьми. В алтаре имеется небольшая резная статуэтка Нила Столбенского, высота которой всего лишь десять сантиметров, и написанная в ХVIII в. икона Успения Богоматери.
Отлитый в 1747 году, по приказу Ивана Чиркина, купца из Санкт-Петербурга большой колокол находится на колокольне. Данный колокол украшает литой узор из вьющегося стебля аканта.
В 1836 году церковь была капитально обновлена. Обновление в большей степени коснулось внутреннего убранства.
В непростые военные годы церковь являлась действующей и служила защитой для местного населения. Службы в ней проводил отец Михаил. Все дома в деревне были сожжены немцами, но церковь осталась нетронутой.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время церковь является действующей.