храм в дергачах саратовской области
Храм во имя святого Архангела Михаила, р.п. Дергачи
Престолы: главный — во имя святого Архангела Михаила, в приделе — в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.
Церковно-социальная деятельность: ведется активное сотрудничество с общеобразовательными школами № 1, 2 р.п. Дергачи.
Адрес: 413440, Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Пугачева, д. 87; тел. (845-63) 2-27-78.
Построен: В 1909 году.
Из истории: первоначально церковь построена в 1839 г. на средства прихожан. Престол в церкви один — во имя Архистратига Божия Михаила. Антиминс освящен 25 сентября 1896 г. Преосвященным Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским.
Имелась приписная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенная в 1896 г. на средства прихожан на окраине села, в поселке Новенькие Хохлы. Здание церкви деревянное на каменном фундаменте, с такой же колокольней.
В 1909 году была выстроена новая каменная церковь с такой же колокольней. В церкви было три престола: главный — во имя Архистратига Михаила, который был освящен Преосвященнейшим Епископом Уральским Тихоном 18 декабря 1909 года; второй — Нерукотворного Спаса, третий — в честь Иверской иконы Божией Матери.
Церковь вмещала до 3000 прихожан, была не застрахована. При церкви имелась деревянная сторожка. Церковное кладбище находилось вне села.
Средства на постройку храма жители села собирали всем миром. Первым священником во время строительства нового храма был отец Иаков Кряжимский. Причет церкви состоял из 2-х священников, диакона и 2-х псаломщиков. При храме имелась обширная библиотека.
В годы Советской власти: В 1930 году встал вопрос о закрытии дергачевского храма. Сначала запретили колокольный звон, вскоре были прекращены службы в Михаило-Архангельской церкви, а священников арестовали.
В 1940 году власти предприняли попытку разобрать церковь на кирпичи, чтобы построить из них на этом же месте общественную баню. Взрывом сорвали одну маленькую башенку, но храм устоял (до наших дней сохранился в практически неизменном виде). Тогда его переоборудовали под зернохранилище. В главные церковные двери заезжали на подводах, машинах, тракторах. На полу, выложенном разноцветными плитками, до сих пор видны две борозды – след гусеничных тракторов.
В апреле 1947 года храм вновь был открыт, и службы возобновились. В это время настоятелем становится священник Василий Куприянович Ханин, а диаконом – Данилов А.С.
В 1963 году Высокопреосвященнейший Варфоломей (Гондоровский; †1988), Архиепископ Саратовский и Волгоградский, передал в новооткрытый храм переподписанный им антиминс, освященный в 1911 году святым священномучеником Гермогеном (Долганёвым; †1918) для одного из храмов Вольского викариатства Саратовской епархии.
Реставрация: В 2012 году завершен ремонт в притворе храма: установлены новые деревянные двери, заменены стекла в окнах.
В 2016 году завершены работы по восстановлению разрушенного малого купола, проведены работы на центральном куполе, завершены отделочные работы в правом приделе храма. В 2017 завершены кровельные работы по куполу храма, установлен и освящен крест для купола. Проведены отделочные работы в алтаре и в притворе храма.
Храм во имя святого Архангела Михаила, р.п. Дергачи
Престолы: главный — во имя святого Архангела Михаила, в приделе — в честь Нерукотворенного Образа Спасителя.
Церковно-социальная деятельность: ведется активное сотрудничество с общеобразовательными школами № 1, 2 р.п. Дергачи.
Адрес: 413440, Саратовская область, р.п. Дергачи, ул. Пугачева, д. 87; тел. (845-63) 2-27-78.
Построен: В 1909 году.
Из истории: первоначально церковь построена в 1839 г. на средства прихожан. Престол в церкви один — во имя Архистратига Божия Михаила. Антиминс освящен 25 сентября 1896 г. Преосвященным Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским.
Имелась приписная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенная в 1896 г. на средства прихожан на окраине села, в поселке Новенькие Хохлы. Здание церкви деревянное на каменном фундаменте, с такой же колокольней.
В 1909 году была выстроена новая каменная церковь с такой же колокольней. В церкви было три престола: главный — во имя Архистратига Михаила, который был освящен Преосвященнейшим Епископом Уральским Тихоном 18 декабря 1909 года; второй — Нерукотворного Спаса, третий — в честь Иверской иконы Божией Матери.
Церковь вмещала до 3000 прихожан, была не застрахована. При церкви имелась деревянная сторожка. Церковное кладбище находилось вне села.
Средства на постройку храма жители села собирали всем миром. Первым священником во время строительства нового храма был отец Иаков Кряжимский. Причет церкви состоял из 2-х священников, диакона и 2-х псаломщиков. При храме имелась обширная библиотека.
В годы Советской власти: В 1930 году встал вопрос о закрытии дергачевского храма. Сначала запретили колокольный звон, вскоре были прекращены службы в Михаило-Архангельской церкви, а священников арестовали.
В 1940 году власти предприняли попытку разобрать церковь на кирпичи, чтобы построить из них на этом же месте общественную баню. Взрывом сорвали одну маленькую башенку, но храм устоял (до наших дней сохранился в практически неизменном виде). Тогда его переоборудовали под зернохранилище. В главные церковные двери заезжали на подводах, машинах, тракторах. На полу, выложенном разноцветными плитками, до сих пор видны две борозды – след гусеничных тракторов.
В апреле 1947 года храм вновь был открыт, и службы возобновились. В это время настоятелем становится священник Василий Куприянович Ханин, а диаконом – Данилов А.С.
В 1963 году Высокопреосвященнейший Варфоломей (Гондоровский; †1988), Архиепископ Саратовский и Волгоградский, передал в новооткрытый храм переподписанный им антиминс, освященный в 1911 году святым священномучеником Гермогеном (Долганёвым; †1918) для одного из храмов Вольского викариатства Саратовской епархии.
Реставрация: В 2012 году завершен ремонт в притворе храма: установлены новые деревянные двери, заменены стекла в окнах.
В 2016 году завершены работы по восстановлению разрушенного малого купола, проведены работы на центральном куполе, завершены отделочные работы в правом приделе храма. В 2017 завершены кровельные работы по куполу храма, установлен и освящен крест для купола. Проведены отделочные работы в алтаре и в притворе храма.
Храм во имя святого Архангела Михаила с. Дергачи
Официальный приходской сайт
Контактная информация
Имелась приписная церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенная в 1896 г. на средства прихожан на окраине села, в поселке Новенькие Хохлы. Здание церкви деревянное на каменном фундаменте, с такой же колокольней.
В 1909 году была выстроена новая каменная церковь с такой же колокольней. В церкви было три престола: главный — во имя Архистратига Михаила, который был освящен Преосвященнейшим Епископом Уральским Тихоном 18 декабря 1909 года; второй — Нерукотворного Спаса, третий — в честь Иверской иконы Божией Матери.
Церковь вмещала до 3000 прихожан, была не застрахована. При церкви имелась деревянная сторожка. Церковное кладбище находилось вне села.
Средства на постройку храма жители села собирали всем миром. Первым священником во время строительства нового храма был отец Иаков Кряжимский. Причет церкви состоял из 2-х священников, диакона и 2-х псаломщиков. При храме имелась обширная библиотека.
В годы Советской власти: В 1930 году встал вопрос о закрытии дергачевского храма. Сначала запретили колокольный звон, вскоре были прекращены службы в Михаило-Архангельской церкви, а священников арестовали.
В 1940 году власти предприняли попытку разобрать церковь на кирпичи, чтобы построить из них на этом же месте общественную баню. Взрывом сорвали одну маленькую башенку, но храм устоял (до наших дней сохранился в практически неизменном виде). Тогда его переоборудовали под зернохранилище. В главные церковные двери заезжали на подводах, машинах, тракторах. На полу, выложенном разноцветными плитками, до сих пор видны две борозды – след гусеничных тракторов.
В апреле 1947 года храм вновь был открыт, и службы возобновились. В это время настоятелем становится священник Василий Куприянович Ханин, а диаконом – Данилов А.С.
В 1963 году Высокопреосвященнейший Варфоломей (Гондоровский; †1988), Архиепископ Саратовский и Волгоградский, передал в новооткрытый храм переподписанный им антиминс, освященный в 1911 году святым священномучеником Гермогеном (Долганёвым; †1918) для одного из храмов Вольского викариатства Саратовской епархии.
makcon
MakcOn
Разглядывая мир сквозь объектив, наблюдения и впечатления в застывших мгновениях
Церковь Михаила Архангела в селе Дергачи
Забытые старые храмы, сколько вас уходящих в забвенье на просторах родимой Руси. Стоят сиротливо по окраинам сел, да иных уже нет и название весей не вспомнить, разве что подскажут старые карты об их былом существовании. Хотя выражение забытые здесь неуместно, ведь большинство из них стоит на виду, и увядающий храм, оградившейся полем бурьяна, для многих привычный сельский пейзаж. Стоят вместилища духа святого в разлуке со своим приходом. А бывает по другому, нет-нет да заметишь протоптанную к храму тропу, мало-мальский порядок, икону и оставленную кем-то свечу. И если у городов есть возможности на реставрацию, то селу, за редким исключением, изыскать средства на возрождение не под силу.
По пути открываются скромные, но по своему очаровательные пейзажи средней полосы, пленящие взор своим простором и простотой. Небо же было благосклонно, мрачная гряда свинцовых туч порой расступалась, и поля подсолнечника воспылали золотом под ласкающими их лучами солнца.
И вот уже появилось село, сейчас оно представляет собой агломерацию из нескольких сел слившихся воедино это Колывань, Вязовый гай и Дергачи. На момент образования Самарской губернии как административно-территориальной единицы в 1851году эти села уже существовали и входили в состав Николаевского уезда, были казенными. Тогда, ещё не имеющая своего храма деревня Дергачи была самым небольшим из этих поселений, расположенная на реке Моче, ныне Чапаевке, на почтовом тракте «Уральск-Самара».
Уже с дороги можно разглядеть возвышающуюся над сельскими дворами колокольню храма. Величественное сооружение с декором фасада, исполненным фигурной кирпичной кладкой, даже частично разрушенный храм не теряет своего обаяния. Умели ж создавать, торили зодчие во славу.
Подходя к церкви, первое что привлекает внимание это высокая колокольня, её звонница лишена колоколов, когда-то разливающих благовест на всю округу, на ней давно уже нет венчающего её крова в виде пирамиды шатра, или луковичного купола. Но оформление фасада до сих пор чарует взор. Все эти арки, пилястры, фронтоны, создают единую устремленную вверх композицию.
Прохожу через светлую трапезную, роспись стен которой также не дошла до наших дней.
Её цилиндрический свод частично разрушен, однако на окнах, выходящих по два на северную и южную стороны, сохранились кованные узорчатые решётки.
Миновав трапезную, оказываешься в основном объеме храма. Четверик в плане, прорезанный просторными арочными проемами в половину ширины граней, создает ощущение воздушности, массивное сооружение словно воспаряет в воздухе, лишь слегка касаясь земли.
Основной куб увенчан восьмигранным световым барабаном, свод разрушен и лишён, также как и колокольня, купола, но каким-то чудом в парусах сохранились изображения евангелистов. Четыре апостола Матфей, Марк, Лука и Иоанн, авторы четырёх канонических Евангелий, изображены с приписываемыми им существами, являющимися стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова, также они раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Христа в изложении евангелие авторов.
Матфей и образ ангела символизирующего человеческую природу Спасителя, его воплощение.
Лука, его Евангелие начинается с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией, представляет священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестную жертву, ему приписывают образ тельца.
Марк изображён со львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Хреста, расторжение уз смерти и воскрешение.
Иоанн и образ орла представляющего дар Святого Духа, носящегося над церковью, а также вознесение Господне.
Это единственные элементы росписи, что сохранились.
Два придела, примыкающих к основному объему храма, полностью разрушены, как и разрушена алтарная абсида с престолом в центре. Лишь очертания полукруга её основания угадывается по местами выступающим из грунта остаткам кирпичной кладки.
Глубина алтаря главного престола и боковых приделов была равной, хоть те и были выполнены в ширину основного куба, в отличие от абсиды, полукружие которой не доходило до боковых граней.
Обходя храм снаружи можно увидеть тот самый дверной проем в стене колокольни, ниши в стене обозначают места расположения балок межэтажных перекрытий. Подняться наверх колокольни не представлялось возможным, лестница отсутствует, камень не устоял, куда уж дереву.
Стены, выходящие на северную сторону, местами принялись мхом.
Из посетителей встретил лишь двух мальцов, не заметив меня пытавшихся раскурить сигарету, прячась от посторонних глаз в притворе и поспешивших удалиться, обнаружив, что находятся здесь не одни.
Уходил под легкой моросью дождя, очарованный красотой, до сих пор сохранившейся даже в таком полуразрушенном состоянии церкви и грустью, что и этот образец духовно-культурного наследия вероятней всего вскоре уйдет в забвение.
Дождь прекратился, как только вышел из села. А едва промокшая дорога на радость быстро просохла под теплым июльским воздухом. Однако промочить ноги я всё же умудрился, походив по ещё влажной траве в поисках кадров в память об этих местах.
И вот уже на горизонте видна желтой точкой остановка и ещё одно место на карте стало чуточку родней.
ru_abandoned
Забытые в прошлом (ЧИТАЙТЕ ПРАВИЛА!)
Забытые старые храмы, сколько вас уходящих в забвенье на просторах родимой Руси. Стоят сиротливо по окраинам сел, да иных уже нет и название весей не вспомнить, разве что подскажут старые карты об их былом существовании. Хотя выражение забытые здесь неуместно, ведь большинство из них стоит на виду, и увядающий храм, оградившейся полем бурьяна, для многих привычный сельский пейзаж. Стоят вместилища духа святого в разлуке со своим приходом. А бывает по другому, нет-нет да заметишь протоптанную к храму тропу, мало-мальский порядок, икону и оставленную кем-то свечу. И если у городов есть возможности на реставрацию, то селу, за редким исключением, изыскать средства на возрождение не под силу.
По пути открываются скромные, но по своему очаровательные пейзажи средней полосы, пленящие взор своим простором и простотой. Небо же было благосклонно, мрачная гряда свинцовых туч порой расступалась, и поля подсолнечника воспылали золотом под ласкающими их лучами солнца.
И вот уже появилось село, сейчас оно представляет собой агломерацию из нескольких сел слившихся воедино это Колывань, Вязовый гай и Дергачи. На момент образования Самарской губернии как административно-территориальной единицы в 1851году эти села уже существовали и входили в состав Николаевского уезда, были казенными. Тогда, ещё не имеющая своего храма деревня Дергачи была самым небольшим из этих поселений, расположенная на реке Моче, ныне Чапаевке, на почтовом тракте «Уральск-Самара».
Уже с дороги можно разглядеть возвышающуюся над сельскими дворами колокольню храма. Величественное сооружение с декором фасада, исполненным фигурной кирпичной кладкой, даже частично разрушенный храм не теряет своего обаяния. Умели ж создавать, торили зодчие во славу.
Подходя к церкви, первое что привлекает внимание это высокая колокольня, её звонница лишена колоколов, когда-то разливающих благовест на всю округу, на ней давно уже нет венчающего её крова в виде пирамиды шатра, или луковичного купола. Но оформление фасада до сих пор чарует взор. Все эти арки, пилястры, фронтоны, создают единую устремленную вверх композицию.
Прохожу через светлую трапезную, роспись стен которой также не дошла до наших дней.
Её цилиндрический свод частично разрушен, однако на окнах, выходящих по два на северную и южную стороны, сохранились кованные узорчатые решётки.
Миновав трапезную, оказываешься в основном объеме храма. Четверик в плане, прорезанный просторными арочными проемами в половину ширины граней, создает ощущение воздушности, массивное сооружение словно воспаряет в воздухе, лишь слегка касаясь земли.
Основной куб увенчан восьмигранным световым барабаном, свод разрушен и лишён, также как и колокольня, купола, но каким-то чудом в парусах сохранились изображения евангелистов. Четыре апостола Матфей, Марк, Лука и Иоанн, авторы четырёх канонических Евангелий, изображены с приписываемыми им существами, являющимися стражами четырёх углов Трона Господа и четырёх пределов рая. Символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова, также они раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Христа в изложении евангелие авторов.
Матфей и образ ангела символизирующего человеческую природу Спасителя, его воплощение.
Лука, его Евангелие начинается с описания жертвоприношения в храме, совершаемого Захарией, представляет священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестную жертву, ему приписывают образ тельца.
Марк изображён со львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Хреста, расторжение уз смерти и воскрешение.
Иоанн и образ орла представляющего дар Святого Духа, носящегося над церковью, а также вознесение Господне.
Это единственные элементы росписи, что сохранились.
Два придела, примыкающих к основному объему храма, полностью разрушены, как и разрушена алтарная абсида с престолом в центре. Лишь очертания полукруга её основания угадывается по местами выступающим из грунта остаткам кирпичной кладки.
Глубина алтаря главного престола и боковых приделов была равной, хоть те и были выполнены в ширину основного куба, в отличие от абсиды, полукружие которой не доходило до боковых граней.
Обходя храм снаружи можно увидеть тот самый дверной проем в стене колокольни, ниши в стене обозначают места расположения балок межэтажных перекрытий. Подняться наверх колокольни не представлялось возможным, лестница отсутствует, камень не устоял, куда уж дереву.
Стены, выходящие на северную сторону, местами принялись мхом.
Из посетителей встретил лишь двух мальцов, не заметив меня пытавшихся раскурить сигарету, прячась от посторонних глаз в притворе и поспешивших удалиться, обнаружив, что находятся здесь не одни.
Уходил под легкой моросью дождя, очарованный красотой, до сих пор сохранившейся даже в таком полуразрушенном состоянии церкви и грустью, что и этот образец духовно-культурного наследия вероятней всего вскоре уйдет в забвение.
Дождь прекратился, как только вышел из села. А едва промокшая дорога на радость быстро просохла под теплым июльским воздухом. Однако промочить ноги я всё же умудрился, походив по ещё влажной траве в поисках кадров в память об этих местах.
И вот уже на горизонте видна желтой точкой остановка и ещё одно место на карте стало чуточку родней.