храм в дрожжино бутово официальный сайт

Как добраться

Храм Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове

координаты GPS местоположения Храма:
Широта: 55°31’51.39″ Северной широты
Долгота: 37°35’40.69″ Восточной долготы

(Благочиние ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской области)

Адрес храма:
142720 Московская обл., Ленинский р-н, пос. Бутово, ул.Юбилейная, д.2.
Тел/факс: (495) 549-22-24, (495) 549-22-22.
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Проезд: от станции метро «Бульвар Дмитрия Донского» до конечной остановки «Бутовский полигон».
автобусом № 18, следующим по расписанию: 6-25; 7-25; 8-25; 9-25; 10-25; 11-25; 12-25; 13-25; 14-25; 15-25; 16-25; 17-25; 18-25; 19-25; 20-25;

Территория мемориального комплекса «Бутовский полигон» и храмы прихода открыты для посещения ежедневно с 10 до 17 часов.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

храм в дрожжино бутово официальный сайт

24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!

Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.

Это печальный и длинный список, который считаю необходимым огласить:

Источник

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ХРАМА СВЯТЫХ НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ В БУТОВЕ

храм в дрожжино бутово официальный сайт

храм в дрожжино бутово официальный сайт

храм в дрожжино бутово официальный сайт

О ШКОЛЕ

Общие сведения

Открыта в ноябре 1998. В 2015 году аттестована по разряду воскресная школа (с реестровым №117).
Директор – Артамонов Вячеслав Борисович. Духовник – настоятель храма протоиерей Кирилл Каледа.
Занятия проводятся с сентября по май по воскресеньям по окончании Божественной Литургии. По субботам работают кружки (изостудия и шахматы).

Название школы

Решением педагогического коллектива школе дано название «Божья нива». Эти слова из послания Апостола Павла к Коринфянам выражают суть педагогики. Апостол пишет: «вы Божия нива, Божие строение», «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог. Посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог взращивающий» (1 Кор. 3. 6-8).

Учебные группы

В школе пять возрастных групп: подготовительная (5-6 лет), младшие классы (7-8 лет), средние классы (9-11 лет), старшеклассники (12-16 лет) и группа взрослых. Общее число учащихся – около 100 человек. Занятия проводят двенадцать преподавателей основных предметов и четыре руководителя кружков (по хореографии, изо, шахматам и футболу).
У каждой группы имеется своя классная комната. В помещении младшей группы воссоздан интерьер Русской избы с выставкой народных художественных промыслов. В молодёжной группе собрана библиотека художественной, исторической и специальной литературы. В школе имеется также живой уголок и музей природы памятника истории «Бутовский полигон».

Предметы

В подготовительной группе дети знакомятся с церковными праздниками и традиционным укладом русской жизни, большое внимание уделяется семейным духовно-нравственным ценностям и воспитанию патриотизма. В группах школьного возраста основным предметом является Закон Божий, построенный на последовательном изучении Библии и Церковной истории, и Церковнославянский язык. Дополнительно преподаются рисование и рукоделие, продолжающие на практике знакомство с русской национальной культурой (народные промыслы) и церковным искусством (зодчество, иконопись). Паломнические поездки помогают соприкоснуться с историей России и русской святости. Занятия в группе взрослых посвящены углублённому изучению Библии, Литургии и рассмотрению актуальных вопросов современной церковной жизни.

Запись в воскресную школу

Запись в воскресную школу проводится на Организационном собрании в начале учебного года. Количество учащихся ограничено вместимостью учебных помещений, поэтому вновь поступающих записывают с учетом наличия свободных мест.

Организация работы

Учебные занятия проводятся согласно расписанию. Все пять групп занимаются одновременно. После основных занятий могут проводиться дополнительные с целью подготовки общешкольных праздников – Рождества, Пасхи и Дня школы, которые проходят в конференц-зале.
Уроки начинаются сразу после Литургии, поэтому их предваряет общая трапеза (обед). В перерыве между занятиями устраивается чаепитие. Работу трапезной обеспечивают дежурные родители.
Обучение в воскресной школе бесплатное (за исключением кружковой работы). Но проводится целевой сбор средств на учебные пособия и трапезу. Сбор средств осуществляют педагоги или старосты групп из числа родителей.
С графиком работы воскресной школы в течение учебного года можно ознакомиться на стенде храма и на страничке школы на сайте храма. В нём указаны даты паломнических поездок, дни проведения Праздников и дни отмены занятий. Об изменениях сообщается в оперативном листке объявлений на каждый месяц.

Мероприятия

Воскресная школа организует (или участвует) в следующих мероприятиях: театральные постановки и благотворительные ярмарки на Рождество и Пасху, паломнические поездки и краеведческие походы, организация и проведение летних детских лагерей; спортивные соревнования (шахматные турниры, настольный теннис, лыжные соревнования 23 февраля и спортивно-туристическая игра «Зарница» в конце мая). Футбольная команда «Форт-Росс» принимает участие в первенстве воскресных школ по футболу.

Предложения

Приглашаем другие воскресные школы к нам в гости: посетить Бутовский полигон, познакомиться с подвигом Новомучеников (богослужение, экскурсия, фильм, чай). Дополнительно: знакомство с воскресной школой, проведение педагогических семинаров; знакомство с природой памятника истории «Бутовский полигон». Желающие могут принять посильное участие в работах по благоустройству территории Полигона.

Православное образование и воспитание:

СЛОВО ПАСТЫРЯ

храм в дрожжино бутово официальный сайт

24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!

Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.

Это печальный и длинный список, который считаю необходимым огласить:

Источник

Церковь призывает хранить память о всех безвинно пострадавших в годы репрессий

храм в дрожжино бутово официальный сайт

В календаре Русской Православной Церкви появилась новая памятная дата — день особого поминовения православных христиан, «безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении» в советские времена. Заупокойные богослужения по ним теперь будут совершаться повсеместно в российских храмах 30 октября, когда в стране на государственном уровне отмечается День памяти жертв политических репрессий. Решение об этом было принято на прошедшем 23-24 сентября заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (журнал № 70). О том, для чего нужно хранить память о людях, которые в XX веке стали жертвами массовых репрессий, в прямом эфире радио Sputnik рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион.

В Свято-Тихоновском университете прошла презентация монографии о митрополите Гурии (Егорове)

храм в дрожжино бутово официальный сайт

26 октября 2021 года во Владимирском зале главного здания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Лиховом переулке в Москве прошел вечер памяти митрополита Гурия (Егорова; 1891-1965), в ходе которого состоялась презентация книги Д.В. Павлова «»До смерти я буду призывать вас к молитве». Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова)».

Книга, вышедшая в издательстве ПСТГУ в октябре с.г., приурочена к 130-летию со дня рождения митрополита Гурия (Егорова), исповедника и архипастыря послевоенного периода. В презентации приняли участие профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ священник Александр Мазырин и священник Александр Щелкачев, научные сотрудники отдела Новейшей истории Русской Православной Церкви доктор исторических наук Е.Е. Озмитель, диакон Димитрий Пономаренко. Модератором встречи выступил старший редактор издательства ПСТГУ Егор Агафонов.

Епископ Зеленоградский Савва: Вспоминая безвинно репрессированных, мы восстанавливаем их доброе имя

храм в дрожжино бутово официальный сайт

Синод Русской Православной Церкви благословил в дополнение к ежегодному поминовению пострадавших в годы гонений за веру Христову совершать 30 октября заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении (журнал № 70). О том, почему так важно хранить память о людях, которые в XX веке стали жертвами массовых репрессий, как исторические уроки не превратить в политические спекуляции, а также какие традиции поминовения репрессированных уже сейчас сложились в нашей Церкви, зашла речь в интервью, которое дал заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва для Мемориального научно-просветительского центра «Бутово».

— Как Вы считаете, зачем нужно спустя столько десятилетий хранить память о репрессиях?

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 23-24 сентября 2021 года

храм в дрожжино бутово официальный сайт

23-24 сентября 2021 года в Тронном зале Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Постоянными членами Священного Синода являются: митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Астанайский и Казахстанский Александр, глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан; митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, глава Среднеазиатского митрополичьего округа; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий; митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Минский и Заславский Вениамин, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий, управляющий делами Московской Патриархии.

В заседании приняли участие временные члены: митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений; митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор; митрополит Челябинский и Миасский Алексий; архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Никанор; епископ Лысковский и Лукояновский Силуан.

Дружина юных разведчиков «Град Москва» побывала на Бутовском полигоне

храм в дрожжино бутово официальный сайт

Залитым солнцем воскресным днем 31 октября 2021 года скауты ОРЮР дружины «Град Москва» посетили Бутовский полигон.

Для юных разведчиков эта экскурсия стала завершением цикла бесед, встреч, поездок «Репрессии. Лица».
Скауты познакомились с историей Бутовского полигона, поговорили о причинах и участниках политических репрессий, о том, какое влияние события истории оказали на сегодняшний день.
Подходя к Поклонному кресту, с которого началась новая история этого места, участница экскурсии рассказала о Новомучениках своего прихода, покоящихся здесь.
Три священника, чья судьба связана с Храмом Святителя Николая в Покровском, были расстреляны в Бутово и проставлены в лике святых:
Сергий Голощапов (его потомки передали нашему Храму часть, облачения, книги о. Сергия), Павел Ансимов, Александр Буравцев.
В Саду Памяти, символическом 14-ом рве Бутовского полигона, юные разведчики смогли найти в прикоснуться к именам священномучеников Храма святителя Николая.
С большим интересом скауты слушали историю Бутовского полигона и нашей страны в период 1937-1938 года. Ребята задавались вопросами: «За что так поступали с людьми? Могли ли этого избежать?»; удивлялись силе и мужеству святых.
Есть вопросы, ответы на которые сокрыты временем, но мы верим, что на вопрос: «Как жить, чтобы страшные события прошлого не повторились?» юные разведчиков смогут найти ответ.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

храм в дрожжино бутово официальный сайт

24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!

Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.

Это печальный и длинный список, который считаю необходимым огласить:

Источник

Притча о сеятеле

Проповедь протоиерея Кирилла Каледы, настоятеля храма во имя Святых Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне 31 октября 2021 года.

храм в дрожжино бутово официальный сайт

В рамках проекта «Возвращение», победителя конкурса малых грантов «Православная инициатива – 2021» (при поддержке настоятеля Храма святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерея Кирилла Каледы и РОО «Культурно-просветительский центр имени Ардашевых») в сентябре-октябре 2021 года в краеведческом музее с. Якшур-Бодья (Удмуртия) была запущена музейно-образовательная программа «Александр Ардашев – просветитель, учитель, священник», посвященная жизни и деятельности о. Александра, его семье и семейным традициям Ардашевых.

Программа будет действовать постоянно на базе созданной музейной экспозиции и организации различных просветительских мероприятий для детей и подростков. Энтузиасты по крупицам собирают историю жизни Александра Платоновича и его семьи.

Педагог от Бога и по призванию он однажды напишет идущие от сердца слова: « …. служить до жертвы своими интересами, здоровьем и даже жизнью и через это стараться исполнить одну из величайших заповедей Христа: «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя».

В 2020 году исполнилось 150 лет со дня рождения Александра Платоновича Ардашева.

«Голос Памяти» на Бутовском полигоне

храм в дрожжино бутово официальный сайт

Дорогие друзья!

30 октября в нашей стране отмечается День памяти жертв политических репрессий.

Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании 23-24 сентября 2021 г. благословил каждый год 30 октября совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, с сохранением на Бутовском полигоне, являющемся одним из центров хранения памяти как Новомучеников и исповедников Церкви Русской, так и всех, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, сложившейся традиции внебогослужебной практики чтения имен здесь убиенных.

30 октября 2021 г. Приход храма Новомучеников и исповедников в Бутове проведет ежегодную акцию «Голос Памяти».

8.00 – литургия, каменный храм Свв. Новомучеников Российских.

10.00 – панихида, там же.

В время акции будут зачитываться имена погибших в Бутово в соответствии с «расстрельными списками» НКВД, по дням приведения приговоров в исполнение. Все желающие смогут возложить цветы и поставить свечи на насыпи погребальных рвов. Гости и участники акции будут угощены горячим чаем.

Организаторы будут признательны за любую посильную волонтерскую помощь в подготовке и проведении мероприятия.

Координатор акции: Гарькавый Игорь Владимирович, +79165929101, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Путешествие в Древнюю Русь: Переславль Залесский

храм в дрожжино бутово официальный сайт

Слава Богу, в России сохранилось немало мест, где можно почувствовать глубокую древность и прикоснуться к подвигу святости наших предков. Одно из них – Переславль Залесский, родина святого благоверного князя Александра Невского. Город хранит в себе целые пласты отечественной истории, её трагического и славного прошлого.

В Москве пройдут заупокойные богослужения о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении

храм в дрожжино бутово официальный сайт

30 октября 2021 года, в День памяти жертв политических репрессий, во исполнение постановления Священного Синода Русской Православной Церкви от 23-24 сентября с.г. (журнал № 70), в Москве будут совершены заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении.

В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя будет совершена Божественная литургия архиерейским чином и панихида. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение возглавит Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел.

СЛОВО ПАСТЫРЯ

храм в дрожжино бутово официальный сайт

24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!

Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.

Это печальный и длинный список, который считаю необходимым огласить:

Источник

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР БУТОВО

храм в дрожжино бутово официальный сайтБутово — место памяти и покаяния.

Мемориальный центр «Бутово» был создан в 2002 г. по инициативе прихожан храма Новомучеников и Исповедников Российских на Бутовском полигоне с целью координации усилий государственных, религиозных и общественных организаций по созданию мемориального комплекса на месте бывшей спецзоны НКВД-ФСБ “Бутово”. Это крупнейшее в Москве и ее окрестностях место захоронений жертв политических репрессий. Известно, что только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г. здесь было расстреляно и захоронено 20.761 человек. Это в первую очередь жители Москвы и Подмосковья. Большое количество репрессированных составляют иностранцы. Среди них немцы, латыши, поляки, имеются уроженцы США и Аргентины, индусы, афганцы и многие, многие другие. Убитые без суда и следствия, без шанса на спасение и оправдание, эти люди были лишены права, закрепленного многовековыми традициями человеческого общества – права на достойное погребение и память потомков. Наша цель вернуть имена людям, оклеветанным и незаслуженно забытым. А это значит не только перечислить их по списку, но и рассказать какими они были, понять их жизненный выбор. Мы видим свою цель в восстановлении исторической справедливости путем максимально возможного сохранения для будущих поколений духовных, научных и эстетических ценностей, созданных людьми, погибшими в годы массовых репрессий.

Структура центра

По юридическому статусу Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово» — это автономная некоммерческая организация (АНО). Правящим органом по Уставу является Правление, включающее в себя учредителей (в том числе и представителя Прихода), родственников пострадавших и общественных деятелей, активно участвующих в работах по увековечению памяти жертв политических репрессий. Председатель Правления Центра — иерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, внук расстрелянного на полигоне священномученика Владимира Амбарцумова. Директор Центра — Игорь Владимирович Гарькавый.

Приглашаем Вас принять участие в наших проектах:

Проект №1. Музей памяти пострадавших.

Нашей главной задачей является создание Музея памяти пострадавших. В его экспозициях главное внимание мы планируем уделить увековечению памяти репрессированных без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Волны Красного террора за двадцать предвоенных лет уничтожили целые слои российского общества, несколько поколений священнослужителей, военных, политиков, представителей интеллигенции, госслужащих и крестьян. За всеми ними — потерянные пласты культуры. На их сохранение и изучение направлены силы сотрудников музея. На Бутовском полигоне оборвался путь многих деятелей литературы, искусства, науки, и потому именно здесь мы должны сохранить то, что еще возможно сохранить из их творческого наследия. Тоталитарный режим с редкой интуицией уничтожал все, что могло составить даже гипотетическую альтернативу господствующей идеологии, и поэтому так важны сейчас свидетельства о существовании «другой» России 20-30-х годов. Наиболее жизнеспособные идеи, на наш взгляд, составляют ценный креативный ресурс, который должен быть востребован в настоящем. Особой темой станет рассказ о представителях «репрессированных народов»: о поляках, немцах, латышах и многих других. Их трагедия еще раз подчеркивает мировой, общечеловеческий характер Бутовской драмы. Такие разные люди стали жертвами беспощадной репрессивной машины тоталитарного государства. Ее истории будет посвящено одно из центральных мест в экспозиции музея. Механизм массовых репрессий 30-х годов XX века будет показан через деятельность Бутовского полигона НКВД и других мест, где тогда отрабатывалась технология уничтожения собственного народа.
В качестве подготовительной работы уже организованы отдельные экспозиции, осветившие жизненный путь, расстрелянных в Бутово, священномучеников митрополита Серафима Чичагова, протоиерея Владимира Амбарцумова и многих других. Прошла выставка, посвященная жизни и творчеству художника Владимира Тимирева и иконописца Владимира Комаровского. Собраны и частично представлены во временной экспозиции материалы о истории усадьбы Дрожжино и судьбах ее последних владельцев (купцов Соловьевых и Зиминых). Эти выставки уже стали заметным явлением в культурной жизни Москвы и посетили другие города России и Ближнего Зарубежья.
Постоянная экспозиция музея, по договоренности с приходом Храма, будет размещена в деревянном здании бывшей конторы усадьбы Дрожжино. Это здание имеет для нас особое значение, потому что здесь, в бывшей конторе управляющего имением, в годы массовых репрессий располагалась комендатура НКВД. В настоящее время здание находится в полуразрушенном состоянии. Мемориальный центр ищет спонсорскую помощь для финансирования работ по реставрации здания и оборудования в нем экспозиции Музея памяти пострадавших. Также необходимо финансирование расходов, связанных с приобретением музейного оборудования, проектированием экспозиции и созданием электронной базы данных описания предметов музейной коллекции (уже сейчас это свыше 500 единиц хранения).

Проект №2. База данных «Жертвы массового террора, расстрелянные на Бутовском полигоне НКВД в 1937-1938 гг.».

Имя и фамилия человека, дата рождения и смерти, место захоронения — вот координаты человеческой памяти. В настоящее время совместно с приходом Храма Мемориальный центр ведет работу по созданию Базы данных о пострадавших на Бутовском полигоне в 1937 – 1938 гг. В основу ее положены расстрельные списки НКВД, охватывающие имена 20761 человека. Постепенно вокруг этого списка объединяются разрозненные документы и свидетельства, описание и анализ которых можно вести только при создании базы данных. К настоящему времени проведена значительная подготовительная работа.
При поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 06-01-12140в) создается уникальное программное обеспечение. Ведется работа по оцифровке документов и фотоматериалов. Готовится публикация этой Базы данных в Интернете.

Проект №3. Исследование этноконфессиональных традиций обустройства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф.

В настоящее время среди прочих направлений работы центра одно из приоритетных мест занимает изучение этноконфессиональных традиций увековечения памяти жертв политических репрессий и социальных катастроф. Люди, различных взглядов, говорившие на разных языках оказались в одной братской могиле. Мы считаем принципиально необходимым увековечение памяти всех пострадавших без различия их этнической и конфессиональной принадлежности. Но это требует поиска адекватных форм. Уже семь лет на полигоне существует возможность на специально отведенных местах совершать поминальные обряды тех религий, представители которых упокоились в земле Бутовского полигона. Наша задача изучить и использовать для дальнейшего развития мемориального комплекса традиции, которые существуют в практике мировых религий, учесть опыт различных стран и культур.

Проект №4. Архив воспоминаний «Русское Православие в XX веке».

С нашей точки зрения, лучшим памятником всем христианским мученикам и исповедникам будет собрание воспоминаний о них, о их наставниках и учениках, о тех людях, с которыми им довелось делить радости и скорби, о времени в скрижали которого теперь навечно вписаны их имена и судьбы. Наш архив будет доступным и публичным. В его фондах с воспоминаниями, которые уже были полностью или частично опубликованы, объединятся рукописи, ожидавшие своего часа многие годы. Сюда же войдут тексты, написанные специально для нашего собрания. Центр уже ведет работу по записи «устной истории». Мы фиксируем воспоминания свидетелей эпохи на магнитные носители, с целью их последующего набора и публикации. Перед коллективом сотрудников стоит задача не только собрать максимально возможное количество воспоминаний, но и создать разветвленный научный аппарат, включающий в себя необходимый исторический комментарий. При Архиве планируется создать Библиотеку, фонды которой могут быть укомплектованы литературой по истории советского строя, истории гонения на Церковь в СССР и др. смежным темам. В Интернете будет создана публикация нашего собрания на сайте www.swod.ru. Мемориальный центр ищет спонсорскую помощь для финансирования работ, связанных с созданием базы данных и сайта, организацией экспедиций, расшифровкой и набором записей.

Проект №5.Интернет-портал «РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ: ВОСПОМИНАНИЯ И СВИДЕТЕЛЬСТВА»

Среди многочисленных «белых пятен» русской истории, есть те, которые зияют в опасной близости от нашего современного самосознания. Это в первую очередь болезненные вопросы недавнего, еще не минувшего, «не снятого» прошлого. Короткая историческая дистанция, с одной стороны, очевидно, мешает пристально и беспристрастно всмотреться в мозаику фактов, но, с другой стороны, она же побуждает нас так или иначе зафиксировать ускользающую память о пережитом, хранителями которой являются еще живые свидетели трагических событий XX века.

Само понятие «история», как известно, первоначально относилось не к научным монографиям, а к устным или записанным воспоминаниям о прошедшем. Такое значение слова сохранилось в нашем языке до сих пор, например, когда мы обсуждаем на бытовом уровне какую-либо смешную или грустную «историю». История как академическая наука рождалась в пафосе противопоставления объективного научного знания о событиях прошлого, легендарным, неточным, «необъективным» формам народной памяти о минувшем. Однако многое изменилось в XX веке. В гуманитарных науках об обществе и человеке произошла значительная переоценка того, что сейчас принято называть «устной историей». С одной стороны это было вызвано интересом к «истории повседневности», с другой, исследованиями в области фольклора и массовой культуры. Бытующие или бытовавшие в народном сознании стереотипы восприятия и смыслополагания не в меньшей степени интересны современному историку культуры, чем анализ актового материала, потому что в целом обострился интерес к человеку как таковому, его мировоззрению и переживаниям, его субъективному восприятию исторического процесса.

Для «устной истории» есть в нашем лексиконе прекрасный синоним – слово «предание». Действительно, воспоминания – это не только информационное послание, в них свидетели прошлого передают нам свои оценки, чувства, свои переживания и ощущения. Именно на этом уровне восприятия история перестает быть абстрактной схемой и получает человеческое измерение.

Предание – это также субъективная форма фиксации объективной исторической реальности. Но эта форма имеет ряд специфических признаков. Она подразумевает наличие определенных взаимоотношений между тем, кто передает и тем, кто принимает. Эти отношения основаны на доверии, ответственности и взаимопонимании. Иначе наследие обесценивается и его сохранение теряет смысл. Иными словами говоря, предание может существовать в только рамках его породившей культуры, как «ненаследственной памяти коллектива» (М.Ю. Лотман). Каждая культура вырабатывает свои формы сохранения исторической памяти. Для христианской Европы, где уже как минимум полторы тысячи лет развитие культурных процессов, так или иначе, связано с осмыслением базовых ценностей христианского персонализма, Предание, в форме личного свидетельства, составляет неотъемлемую часть духовной культуры. В мемуарных источниках событийная драма, не скрытая той или иной социологической схемой, является нам как личный опыт переживания истории.

Предание рождается в конструктивном диалоге поколений. Его содержание – рассказ о прошлом, но его форма всегда связана с настоящим и обращена в будущее, поскольку его задача донести свое послание на максимально отдаленную историческую дистанцию.

Задача, которую мы перед собою ставим, связана с сохранением и осмыслением того предания, той «устной истории», которая так или иначе освещает историю Русского Православия в XX веке. Это важно не только с точки зрения сохранения источников по истории одного из важнейших институтов российской цивилизации, но и в связи с тем, что в XX веке была либо вытеснена на периферию общественной жизни, либо вовсе вычеркнута из неё, веками складывавшаяся церковная субкультура, которая до начала тридцатых оказывала сильное влияние на духовную жизнь общества. Эта важная составляющая отечественной культуры сейчас нуждается в сохранении. Уходят последние свидетели той эпохи, когда все коренные устои и веками накопленные традиции духовной жизни народа должны были пройти через горнило огненных испытаний. Сотни тысяч уничтоженных священнослужителей, миллионы мирян погибших во время гражданской войны, коллективизации и массовых репрессий, тысячи разрушенных храмов, разогнанных общин, закрытых монастырей. Церковь и ее традиции стали одной из главных целей государственного террора и репрессивной политики вытеснения. Тем важнее сохранить то, что осталось. Важно отметить, что и перед Церковью это время тяжелейших испытаний поставило задачу не только самосохранения, но и самоосознания. Были найдены новые формы духовной жизни, подпольной деятельности, аскезы и подвижничества. Сложнейшая ситуация в области церковного управления поставила на повестку дня обсуждение не только канонических вопросов организации церковной иерархии в контексте новых церковно-государственных взаимоотношений, но и привлекла широкие слои верующих к осмыслению своей роли в жизни церковного организма. Эта работа шла не только на территории Советской России, но и в среде русской эмиграции, рассеянной по всему миру.

Основная тяжесть забот о спасении Православия в годы испытаний легла на пастырей Церкви. Большинство тех, кто пережил время террора, вели свое служение в условиях, где само принятие священного сана было исповедничеством. Только благодаря их подвигу Церковь сохранила строй таинственной и богослужебной жизни, не прервалась связь духовных традиций. Но Церковь – не только священство и монашество. Всегда большую часть церковного общества составляли верующие миряне. Именно они сохранили храмы, и святыни, благодаря их помощи удары наиболее жестоких лет гонений выдержала иерархия. Из среды мирян выходили на открытое служение новые пастыри и служители, многие из которых в свое время разделили славу и страдание сонма Новомучеников и Исповедников Российских. Для нас жизненный путь «простых» верующих не менее интересен, чем жизнеописания тех, чья деятельность привлекала внимание окружающих.

Мы решили назвать наш портал «Русская Церковь в советское время: воспоминания и свидетельства». Его цель собирание, изучение и публикация предания, создание тематического собрания текстов воспоминаний, относящихся к самым разным аспектам жизни Русской Православной Церкви и православной культуры в Советской России и за ее пределами. В его основе будет находиться собрание воспоминаний и свидетельств о истории Русской Церкви. Когда мы говорим о «Русской Церкви», то подразумеваем, под этим, все церковные юрисдикции, возникшие до 1943 года из единого целого, которое представляла собой в каноническом, иерархическом и мистическом смысле Русская Православная Церковь до 1917 года. Главную роль в сохранении этого благодатного наследия на протяжении всего советского периода, с нашей точки зрения, играла восстановленная на Поместном соборе 1917-18 гг. Московская Патриархия. Следуя этой логике, мы не будем включать в наше собрание то, что относится к крайним течениям «обновленцев» и других раскольников, порвавших с церковной традицией. Также мы исключаем из нашего поля зрения всё, что относится к разнообразным националистическим, «автокефалистским» течениям, поскольку они не имеют прямого отношения к русскому Православию. И наоборот, например, судьбы Русской Зарубежной Церкви, как нам представляется, заслуживают в собрании воспоминаний особого внимания. Отбор материалов архива проводится специальным редакционным советом, который в спорных случаях может выносить компетентное решение. Научным консультантом проекта будет выступать доктор церковной истории, иерей Александр Мазырин, который в настоящее время является заместителем заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви и одновременно профессором кафедры истории Русской ПСТГУ.

Хронологические рамки проекта определяются достаточно точно границами периода противостояния в церковно-государственных взаимоотношениях: с одной стороны, 1917-ым – годом свержения монархического строя и созыва Поместного собора 1917-1918 гг., и 1988 годом как временем освобождения Церкви от тотального контроля со стороны государства, с другой. Впрочем, разумеется, что во многом границы каждого конкретного повествования определяются его собственной логикой.

Формирование нашего собрания будет происходить за счет трех источников:
1. Глубинные интервью, которые участники нашего проекта, записывают во время экспедиций местах России (Беседы-интервью записываются цифровые носители, в дальнейшем набираются и вносятся электронную базу данных. Также создается фото или видео самой беседы и оцифровка сопровождающих материалов.).
2. Оригинальные тексты воспоминаний, которые авторами в той или иной форме передаются в архив.
3. Опубликованные в научных изданиях, в церковной печати и электронных СМИ воспоминания, публикации которых, целиком или фрагментарно, также вносятся в архив.

Надеемся в будущем привлечь к сотрудничеству частных собирателей и организации уже имеющие собственные собрания аналогичных текстов, для того чтобы объединить усилия по сохранению нашего общего наследия и его изучению.

«Архив воспоминаний» продолжается в «Своде воспоминаний», который представляет собой публикацию на портале оцифрованной и проанализированной части нашего собрания.
Среда Интернет это не только самый оперативный и массовый способ некоммерческой публикации и вообще распространения информации, но и возможность обратной связи с самой широкой аудиторией. Последнее обстоятельство имеет для нас принципиальное значение, поскольку благодаря заинтересованному сотрудничеству наших потенциальных единомышленников, мы надеемся не только расширить источниковую базу нашего архива, но мы рассчитываем на их помощь и в анализе накопленного материала.

Следующий шаг будет связан с организацией ссылок на более глубоком уровне по отмеченным в повествованиях событиям и т.д.
Проект имеет значительный просветительский и миссионерский потенциал. В ходе работы, привлеченные в качестве волонтеров школьники и студенты, встречаясь с представителями старших поколений церковного сообщества и работая с текстами их воспоминаний, получают уникальную возможность соприкоснуться с живым Преданием Церкви, узнать о прошлом своих храмов и епархий, понять смысл подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Будем рады сотрудничеству!

Наши координаты:

e-mail Центра Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. «>
Директор Центра – Гарькавый Игорь Владимирович т. 8 (916) 5929101 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. «

Наши реквизиты:
АНО «Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово»
142720, Московская обл.,
Ленинский р-н,
пос. Бутово,
ул. Юбилейная.
ИНН 5003040360
КПП 500301001
Р/с 40703810438050100706
Марьинорощинского отд. Сбербанка России БИК044525225

(пожертвования принимаются только от граждан РФ)

СЛОВО ПАСТЫРЯ

храм в дрожжино бутово официальный сайт

24 декабря 2020 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил ежегодное Епархиальное собрание духовенства города Москвы.

Дорогие Владыки, отцы и матушки игумении, братья и сестры!

Мы встречаемся в последние дни года, весьма непростого для каждого из нас, для Церкви, для нашей страны, для нашего народа, для всего человечества. Прежде, чем приступить к текущим вопросам, считаю важным исполнить печальный долг и вспомнить всех священнослужителей города Москвы и насельников ставропигиальных обителей, которые преставились в жизнь вечную со времени последнего епархиального собрания.

Это печальный и длинный список, который считаю необходимым огласить:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *