храм в душоново расписание служб
Тихвинский храм с. Душоново
Официальный приходской сайт
Тихвинский храм с. Душоново
Престольный праздник: иконы Божией Матери Тихвинская (9 июля).
Настоятель храма — протоиерей Алексий Валерьевич Новичков, 1967.
Как добраться
Автобусом 335 от м. Щелковская до ост. Душоново
На своей машине можно доехать по Щелковскому или Ярославскому шоссе.
Общая информация
Деревянный храм во имя святителя Николая упоминается в селе Душоново уже в документах 1585 г. Церковное строение и земли принадлежали московскому Чудову монастырю. Этот храм был перестроен в 1654 г. и простоял до 1982 г., пока не сгорел. В наши дни на его месте поставлен большой деревянный крест.
В 1839 г. рядом со старой Никольской церковью соорудили новый каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь имела приделы во имя святителя Николая и святителя Тихона Амафунтского. Здание выстроено в стиле ампир. Иконостас современен храму. Имеются иконы XVII-XVIII вв. Храм освятили в 1852 г., и с тех пор службы в нем не прерывались. Четырехъярусная колокольня возведена в 1855 г.
В храме имеются частицы мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобномученицы великой княгини Елисаветы, блаженного Иоанна Тульского и других угодников Божиих; чтимая икона святителя Митрофана Воронежского.
История
Православный календарь
Фотогалерея
Тихвинский храм села Душоново
Церковно-исторический музей Тихвинского храма села Душоново Щелковского района Московской области
Село Душоново известно еще с незапамятных времен. Предание донесло до нас одну историю связанную с происхождением названия. Когда то эти земли были подарены святителю Московскому Алексию за упокой души какого то человека. Отсюда и название – Душоново. Документально известно, что за год до своей смерти митрополит Алексий отписал Душоново и ряд других своих владений в ведение Чудова монастыря в Московском Кремле. С тех пор и до реформ 18 века Душоново было подворьем этой обители. Видимо уже тогда был построен и деревянный храм в честь святителя Николая который простоял до начала 80-х годов 20-го столетия. Правда, последние 140 лет он назывался иначе, так как с момента освящения нового каменного Тихвинского Никольский престол был перенесен в боковой предел этой церкви, а деревянный храм переосвятили в честь «Всех Святых».
Современный нам храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери был воздвигнут в 1839 году и в 1852 году завершена колокольня. Такой красивый и большой храм в стиле русского ампира стал добрым делом для его строителя Тихона Титушина, хозяина местного ткацкого завода. На этом заводе, кстати, до последнего времени делали особую ткань из тонких медных, золотых и серебряных нитей. Главный алтарь освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля н.с.), а два боковых в честь святителя Николая Чудотворца (22 мая и 19 декабря н.с.) и святителя Тихона Амафунтского (29 июня н.с.), небесного покровителя благодетеля храма.
Милостью Божией храм никогда не закрывался и богослужение не прерывалось, за исключением двух воскресных дней (один раз в 1941 году, а другой в 2003 году), когда священники не смогли добраться до церкви. Атеистический вихрь прошел стороной и удалось избежать разорения и разрушения, постигшего большинство российских приходов. Говорят, что во времена «хрущевской оттепели» было вынесено постановление о закрытии храма, но из-за непогоды и непролазной грязи исполнителям не удалось добраться до села и запечатать входные двери. Потом была еще одна попытка, но, получив это предписание, кто то из местного совета, (чуть не председатель) положил его « под сукно» и надолго «забыл» про него, что конечно нельзя не отнести к явному чуду.
священник Василий Аникин (по его рекомендации диакон Александр поступил в Дух семинарию в 1954 г. )
Библиотека
Православный календарь
Фотогалерея
Начало Рождественского поста… Чтобы не писать дежурных слов, мне подумалось рассказать о нашем собственном опыте поста вообще и, в частности, Рождественского поста. Речь здесь пойдет о «едовом» посте – о бóльшем по немощи своей и говорить не осмелюсь.
Некоторые люди, воцерковляясь, сразу же, с первого момента, погружаются в соблюдение поста с легкостью, с воодушевлением, с душевным подъемом. Я знаю человека в Касимовской епархии, который ждет поста, чает его с радостью и нетерпением, находясь в предвкушении поста словно в предвкушении праздника. Не так, увы, у нас. Начинали мы поститься с пятницы, всего один день в неделю отказываясь от мясного и молочного. Месяцы спустя присоединили к пятнице среду. Затем – совсем не сразу – во время 4 х больших постов перестали употреблять мясные продукты, но не молочные. Еще какое-то время спустя в течение тех же длинных постов к среде и пятнице присоединили понедельник. Так постепенно нарастало наше количество постных дней, понимаемых нами как отказ от пищи животного происхождения, – ни о каком сухоядении или неиспользовании растительного масла и речи не шло. Так, шаг за шагом (а вернее, шажок за шажком) мы пришли к тому, что весь пост не употребляли мясного, а с понедельника по пятницу – молочного, оставив себе субботу и воскресенье в качестве передышки. Ну и весь год соблюдали среду и пятницу, кроме, разумеется, сплошных седмиц.
И вот в прошлый Рождественский пост решили… Да нет, ничего мы не решали: просто договорились заранее, что если само пойдет, то попробуем продержаться без поблажек хотя бы первые выходные. Господь дал – продержались! Подходят вторые – вновь продержались!! И так, сами дивясь, вытерпели Рождественский пост. Вытерпели, конечно, не сами, а дано было. Но уж если быть честной, то вторую половину поста я измаялась, дойдя до того, что, как когда-то в пионерском лагере, принялась вычеркивать дни до конца срока. Только в лагере я на бумажке реально вычеркивала, а сейчас – в уме, объявляя мужу каждое утро – то торжественно, то тоскливо, – что осталось 17, 10, 5 дней… Уф, выдержали! Первый раз!
А через 3-4 дня после Рождества приезжаем мы в Москву… Да, здесь, наверное, следует поместить коротенькое объяснение. Будучи коренным жителем Москвы, я вот уже несколько лет обитаю в рязанской деревеньке, расположенной в одном из районов, вошедших в Касимовскую епархию. Обитаю – значит, круглогодично процентов 80 времени провожу в деревне. Но пуповина не оборвана, разумеется, да и как ее оборвать, если в Москве – мама, дочка… Словом, приезжаем мы в Москву числа 10 го января, а мама – пироги печет. Ну пироги так пироги – замечательно! И вдруг с ужасом вижу – пироги-то с КАПУСТОЙ!! Нет, я не ругалась, не кричала, я просто с тоской воскликнула: «Опять капуста?!» Нет, ничего такого не произошло, но мама обиделась…
Вот и урок мне – «едовый» пост соблюла, а то, что всю дорогу раздражалась по мелочам, маму обидела – это все по боку. Словом, вернулись мы к поблажкам, рассудив, что мне молоко – лекарство «от нервов», а мужу – от проблем с пищеварением. Возможно, все, что я пишу здесь, – лишь банальное самооправдание. Но, может быть, кому-то принесет пользу и наш ущербный опыт. Кто знает, вдруг эти строки подвигнут кого-то нынешним Рождественским постом хотя бы попробовать попоститься: отказаться ли от мяса, соблюсти ли пятницу, а то и пятницу со средой… Попробовать и – узнать меру своей немощи. Ощутить свою слабость и ничтожность. Понять, что без Бога – мы сущий ноль. Господь – Податель всех благ, и Ему – слава во веки!
И вот эта книга в моих руках… Прежде всего поражает слог автора: он пишет так, словно, по меньшей мере, окончил физфак или мех-мах МГУ, а митрополит Вениамин не имел естественнонаучного образования – он выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии. Однако он говорит со мной (создается впечатление именно такое – не с абстрактным читателем, но со мной лично) со страниц своей книги на моем языке: просто, доступно и емко. Системность мышления! Затем изумляет общность, схожесть с автором: он такой же почемучка, как и я, он не боится задавать вопросы, порою даже странные. В другой своей книге митрополит Вениамин спрашивает: а зачем Господу нужно было креститься? Нам – одно дело, а Господу зачем? И ищет ответов, и предлагает найденное своим читателям. И, наконец, восхищает личность владыки, его сила, его масштабность, основанные, безусловно, на глубокой вере: в 48 м году навсегда вернуться в СССР из эмиграции – это немалого стоит! Жив еще Сталин, а многое множество верующих людей – епископы, священники, монахи, миряне – еще пребывают в лагерях и ссылках. А митрополит Вениамин возвращается!
«О вере, неверии и сомнении» промыслительно попала ко мне первой из всех работ владыки. Если бы я начала знакомство с автором, скажем, с «Неба на земле», то вряд ли это вызвало во мне, человеке плотском, кровяном, приземленном, о духовном знающем лишь то, что оно существует и не более, – вряд ли это вызвало бы во мне такое восхищение: слишком высок, слишком недостижим опыт св. прав. Иоанна Кронштадтского, которого цитирует владыка. Но в моих руках оказалась именно «О вере…»
Первая глава этой книги называется «Детская вера» – читать ее интересно, но это был словно взгляд сбоку: так из окна мчащегося поезда взираешь на незнакомые пейзажи. У меня детской веры не было.
А вот глава вторая – «Разумная вера» – словно для меня написана! Возможно, та ее часть, которая посвящена верующим ученым, уже не особенно актуальна – это было важно для XIX – XX веков, когда вера и наука противопоставлялись. Сейчас это даже смешным кажется: любой серьезный ученый отдает себе отчет, что вся наука зиждется на аксиомах, а значит, на вере. Определение электрического тока знают школьники 8 го класса, а вот что такое электричество? Что такое гравитация? Что такое, наконец, прямая или точка? Все это понятия неопределяемые, принимаемые на веру, но они базисно используются в науке.
Зато дальше – великолепное изложение всех наветов нашего ограниченного ума и блестящее низложение этих наветов. Вот для примера: «незнание не есть отрицание». Владыка приводит примечательный диалог семинариста и простого служителя семинарии – диалог, свидетелем которого был сам митрополит во времена своей учебы.
«–А кто Бога-то видел?
–Так вы говорите, что коли Бога не видели, так уж и нет Его. … А вы мою бабку видели?
–Ну вот! А она и по сию пору жива!»
А глава о способе познания – это вообще шедевр! «Огромнейшее количество наших познаний об окружающем нас мире человечество получало и получает непосредственно, помимо ума: пространство, время, свет, цвета, вкусы, звуки, твердость, тяжесть и прочее, и прочее, – все это дано нам ничуть не рассудочным путем, а через соответствующие органы чувств. И если бы мы не имели какого-нибудь органа, или он был бы испорчен, или сами лично не получили бы восприятия предмета, то мы не могли бы иметь никакого познания о нем, хотя бы тот существовал несомненно». Простым человеческим языком, не прибегая к туманящей терминологии философов-гносеологов, митрополит Вениамин объясняет, что «знания… приобретаются опытом или интуицией, или непосредственным восприятием».
Есть книги, которые являются опарами нашей христианской жизни. Прежде всего это, конечно, Евангелия, которые можно и должно – хотя бы по главе – читать каждый день: и всякий раз видишь новое, всякий раз дивишься – то, что казалось ясным 2 недели назад, теперь вызывает вопросы, а то, что вызывало вопросы – усвоилось! Но и среди «обычных» книг тоже имеются такие, которые становятся базовыми, делаются настольными, подкрепляют, воодушевляют. Подобной книгой стала для меня и книга «О вере, неверии и сомнении».
Тихвинский храм (Душоново)
Тихвинский храм построен в 1839 году на средства фабриканта Тихона Теушина и местных жителей. В советское время не закрывался и сохранил иконостас и роспись XIX века.
Содержание
История [ править ]
Деревянный храм во имя святителя Николая упоминается в селе Душоново уже в документах 1585 г. Церковное строение и земли принадлежали московскому Чудову монастырю. Этот храм был перестроен в 1654 г. и простоял до 1982 г., пока не сгорел. В наши дни на его месте поставлен большой деревянный крест.
В 1839 г. рядом со старой Никольской церковью соорудили новый каменный храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь имела приделы во имя святителя Николая и святителя Тихона Амафунтского. Здание выстроено в стиле ампир. Иконостас современен храму. Имеются иконы XVII-XVIII вв. Храм освятили в 1852 г., и с тех пор службы в нем не прерывались. Четырехъярусная колокольня возведена в 1855 г.
В храме имеются частицы мощей святителя Игнатия (Брянчанинова), преподобномученицы великой княгини Елисаветы, блаженного Иоанна Тульского и других угодников Божиих; чтимая икона святителя Митрофана Воронежского.
Архитектура [ править ]
Храм является образцом провинциального ампира, состоит из четверика, увенчанного купольной ротондой, трапезной и четырехъярусной колокольни. Фасады обработаны портиками тосканского ордера.
В советское время церковь не закрывалась и сохранила внутреннюю отделку, среди которой современный постройке центральный иконостас, чугунные полы. Масляная живопись второй половины XIX в. реставрировалась в 2000-х гг. художником-иконописцем И.Ю. Кривовым, руководителем художественной мастерской при Троицком соборе в Щелкове.
В храме много икон XVII-XIX вв., среди которых особо чтимая икона свт. Митрофания Воронежского.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Щелковский район, с. Душоново, д. 130. Тихвинский храм.
6 ноября — Димитриевская родительская суббота. Расписание богослужений в нашем монастыре
В субботу, 6 ноября, в Православной Церкви последний в 2021 году особый день поминовения усопших — Димитриевская родительская суббота.
Этот день предшествует дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября) и был установлен в 1380 году святым князем Димитрием Донским по возвращении в Москву после победы русских воинов в битве на Куликовом поле. Изначально по установлению князя Димитрия в этот день поминали только воинов, павших в Куликовской битве. Но со временем традиции менялись, и уже в XV веке в Новгородской летописи Димитриевская родительская суббота отмечена как день поминовения всех усопших.
Молитва за усопших — наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа испытывает великую потребность в постоянной молитве, поэтому молитва за почивших сродников — наш долг и священная обязанность, выражение нашей любви к усопшим сродникам и дань их светлой памяти.
Расписание богослужений:
18:00 — Вечерня. Утреня (парастас). Первый час (храм в честь иконы Божией Матери «Державная»)
8:00 — Божественная литургия (храм в честь иконы Божией Матери «Державная»). Панихида (начинается сразу после окончания литургии)
10:00 — Божественная литургия (храм в честь Воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на Северном кладбище). Панихида (начинается сразу после окончания литургии).
6 ноября в храме на Северном кладбище панихиды также будут служиться в 11:45, 13:00 и 14:30.
Приглашаем в нашу обитель почтить память православных воинов, положивших свою жизнь за веру и Отечество, усопших сродников и всех православных христиан.
Если у вас нет возможности приехать в монастырь, вы можете подать записку о поминовении усопших и заказать панихиду следующим образом:
Также обращаем внимание прихожан, что в храме в честь Воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на Северном кладбище) на зимний период меняется расписание богослужений и с 6 ноября Божественная литургия будет начинаться в 10:00.