храм в горе египет
Храм Гора в Эдфу
Храм Гора в Эдфу (Temple of Edfu)
Храм в Эдфу — один из наиболее хорошо сохранившихся храмов Египта, и он же считается вторым по величине храмом после Карнакского комплекса. Он был построен в эпоху правления Птолемеев и посвящен Гору, богу с головой сокола. Строительство шло в 237-57 годах до н.э. (Открыт ежедневно 7.00-17.00, летом до 18.00).
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Шедевр почти полностью был занесен песками, так что был виден лишь входной пилон. В ходе раскопок обнаружилось, что храм сохранился почти в идеальном состоянии.
Храм Эдфу был построен в классическом египетском стиле и мало изменился после перестройки.
На пилоне у входа в храм видны 6 крылатых божеств, каждое из которых немного отличается от остальных. У входа в храм стоит потрясающая статуя Гора высотой 3 м, высеченная из черного гранита.
За пилоном находится двор, сопровождаемый двумя гипостильными залами и святилищем. Все сооружение обнесено подпорной стеной с узким коридором, который позволяет посетителям изучать резьбу на внешних стенах.
На всех стенах внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения: миф о Хоре, покоряющем врагов (внутренняя часть западной ограды), гимны Хору (внутренняя часть северной стены), отчет о постройке, календарь и устав местных праздников, дарственные записи и т. п. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, иногда человека с головой сокола. В надписях Эдфу он был также Хором-Ра; храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и Хатхор. Эти надписи имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов греко-римского времени.
Святилище окружено меньшими молельными помещениями и камерами, гробницами и залами, некоторые из которых посвящены богу Осирису или богине Мехит, охраняющей дорогу души на пути к вечной жизни.
lorien22
Записки из подполья
Подъезжаем к храму.
Во дворе, ведущем к храму, разумеется расположены сфинксы
По пути к первому пилону мы проходим мимо Маммиси
Уже здесь видно потрясающие рельефы и украшения, и можно понять, что нас ждет впереди
А ждет нас, немного немало, один из самых красивых храмов Египта, и уж точно самый впечатляющий.
И вот, наконец, выходим на площадь перед первым пилоном
Уже тут начинаются рельефы. В Эдфу я видел самые красивые рельефы в своей жизни.
Как я уже говорил, храм Эдфу построен в честь бога Хора
Поэтому на входе расположены статуи соколов
Хорус, площадь и Маммиси
Еще немного главного пилона. Мне очень нравится этот кадр
Культ Хора проник в Эдфу во времена Древнего царства из города Бехдет. Древние греки, при которых началось восстановление древнего храма, сопоставляли Хора с Аполлоном, из-за чего Эдфу они называли Аполлонополь Магна.
Входим внутрь храма
С древних времен сохранился только наос, на котором изображены картуши Нектанеба II
Ну а теперь войдем внутрь, и начнем офигевать. Как от колонн
Еще немного колонн
И колонны (посмотрите какие цвета, и представьте себе, как это выглядело тысячи лет назад)
Входим во внутренние залы
И продолжаем рассматривать рельефы
Рельефов тут неверотяное количество
На всех стенах храма Эдфу, и внутри и снаружи имеются многочисленные надписи и изображения
Миф о Хоре, покоряющем врагов, изображенных в образах крокодилов и гиппопотамов, во главе с Сетхом
Отчет о постройке; календарь и устав местных праздников; дарственные записи, и так далее.
Еще немного корабликов
Один из внутренних залов
И на этом остановимся. Продолжение следует.
Храм Гора в Эдфу
Храм Эдфу был построен намного позже остальных храмов Египта, и во многом поэтому сохранил свою архитектуру до наших дней. Кроме того, это культовое сооружение по своей величине занимает второе место в Египте после Карнакского храма. По преданию, храм возведен на месте многолетней тяжбы богов Гора (бога неба, царственности) и Сета (бога ярости).
Легенды
Традиционно Хора изображают в виде человека с головой сокола. Его символ – диск солнца с распростертыми крыльями. Древние египтяне считали этого бога прообразом всех фараонов.
Храм в Эдфу построен в период Птолемеев в III столетии до н.э. Строительство продолжалось в течение 180 лет с большими перерывами. После распада Римской империи храм Гора оказался заброшенным. Его засыпало песком, а сверху возводились другие сооружения. В 1860 году храм был раскопан сотрудником Лувра Огюстом Мариеттом. Святилище, погребенное под песком на несколько столетий, отлично сохранилось. В начале 21 века здесь появилась автостоянка для туристов, а также хорошее освещение, благодаря которому посещать это место стало возможным в вечернее время.
Архитектура и помещения
Попасть в город Эдфу можно на корабле по Нилу: от берега до храма менее километра. Это расстояние можно преодолеть пешком или отправиться на повозках, запряженных лошадьми. Храм в Эдфу начинается с массивных ворот, называемых пилонами. Они покрыты хорошо сохранившимися древними рисунками и надписями. По обеим сторонам от главного входа располагаются ниши для флагов. Перед воротами стоят две статуи бога Гора из черного гранита в виде огромных соколов. Перед соколом, расположенным слева, находится фигура жреца в римском одеянии.
Во внутреннем дворе и в самом храме все посвящено богу Гору и его вражде с Сетом. Например, церемониальная лодка, символизирующая судно, на котором Гор перемещался по Нилу. Лодка управляется двумя фигурами в виде головы сокола.
В восточной стене располагается дверь, ведущая во внутренний проход вокруг храма. С южной стороны – две необычные палаты: «Дом Утра», где находились одеяния священников, и «Дом Книги», хранящий священные тексты и изображения богини письма Сешат.
Интересен гипостильный зал. Его крышу поддерживают 12 колонн, венчающие части которых очень сложно оформлены. Рельефы стен зала сходны с рельефами вестибюля. На каждой его стороне – по две небольшие комнатки, ведущие во внутренний проход по храму.
За гипостильным залом располагается праздничный (фестивальный) зал – самая старая часть храма Эдфу. Здесь проходили празднества, в период которых зал украшали травами, цветами, ладаном, фаянсовыми фигурками. Во время фестиваля священники разыгрывали сцены, в которых бог Сет принимает образ бегемота и уходит под лодку своего брата. Неотъемлемым атрибутом празднества был торт в форме бегемота, который разрезали и съедали в конце игры.
В дальнем углу храма Гора располагается не менее интересная комната – лаборатория. На ее стенах можно увидеть древние рецепты мазей и ладана. Напротив находится казна, в которой хранили драгоценные камни и предметы для ритуалов.
Храм в Эдфу можно посещать ежедневно с 9 до 17 часов, экскурсия обойдется примерно в 6,3 евро. Чтобы добраться до города Эдфу, можно воспользоваться паромом, а затем дойти пешком, доехать на такси или карете. Из Луксора и Асуана в Эдфу регулярно курсируют автобусы.
Храм бога Гора в городе Эдфу в Египте
Текущие правила въезда и ситуация Читайте Коронавирус (COVID-19) в Египте — правила для туристов |
Статья | Галерея фото |
Многие называют этот храм просто “Храм Эдфу”, и у многих туристов складывается ложное впечатление, что Эдфу является одним из многих древних египетских богов. Однако это не так, храм находится недалеко от города Эдфу, а посвящен он богу Гору, который в разные моменты истории Египта играл разнообразные роли.
Этот храм можно назвать одним из самых не древнеегипетских, как бы странно это не звучало. Дело в том, что он был построен уже в эллинистический период, когда Египтом правили потомки македонского полководца, близкого друга и соратника Александра (Великого) Македонского, Птолемея.
Строительство началось около 250 года до нашей эры, что по меркам древнего Египта “совсем недавно”. C этим и связана его великолепная сохранность, особенно надписей, которые являются самым ценным источником знания о древней письменности для египтологов.
В храме можно посмотреть не только классическую Египетскую письменность, но и древнегреческие черты, что, опять же, связано со смешением культур, которое произошло после завоевания Египта в 332 году. Чтобы читателю было лучше понятно, почему так произошло, мы совсем немного окунемся в эту часть истории страны.
В 332 году в Египет вошел Александр, которому не оказали никакого сопротивления, так как он устраивал местную знать и жречество гораздо больше, чем персы. Самая боеспособная часть египетской армии к этому моменту уже погибла в битве при Иссе, сражаясь на стороне Персии. В связи с этими обстоятельствами Александра провозгласили сыном бога Амон-Ра и фараоном.
Александр больше не появлялся в Египте, он провел всю жизнь в походах и умер в Вавилоне в 323 году до нашей эры. К моменту смерти наследник Александра еще не родился, и без сильной власти империя развалилась.
Ее начали делить полководцы Александра, самым успешным из которых был Птолемей, служивший вместе с царем в отрядах тяжелой кавалерии, которых называли “гетайрами”. Выше вы видите кадр из фильма “Александр”, Птолемей на этом кадре крайний слева.
Более 20 лет после смерти великого полководца его соратники, которых прозвали “диадохами”, воевали друг с другом. Эта серия войн так и была названа «войны диадохов», мало кто из тех, кто сражался вместе с Александром при Иссе и Гавгамеллах, пережил их.
Птолемей объявил себя фараоном Египта, и в этих войнах добился значительных успехов, присоединив к Египту Сирию и часть Палестины, остров Кипр и даже некоторые территории полуострова Малая Азия. На фото слева самый знаменитый бюст, изображающий Птолемея I Сотера.
Этого задела его потомкам хватило, чтобы править более 300 лет. Все последующие фараоны потомки Птолемея традиционно носили его имя. Последним был Птолемей XIV, его участь не завидна — он был отравлен. Хотя был еще Птолемей XV, но его сложно называть полноценным участником династии, он был сыном Юлия Цезаря и Клеопатры.
В этой династии всех цариц звали Клеопатрами, а знаменитая Клеопатра была по счету уже VII. Она тоже была фараоном, регентом при малолетних братьях и их женой, но женой только формальной.
История падения династии Птолемеев достаточно длинная, кровавая и грустная. Никто из последних представителей рода не умер своей смертью.
Храм бога Гора в Эдфу начал строить Птолемей III, а закончил строить Птолемей XII, а открылся храм для богослужений при Птолемее X. Мы понимаем, что вы уже устали от этого имени и больше его упоминать не будем, скажем только, что храм строился почти 200 лет.
После того, как греки стали управлять Египтом, они не стали препятствовать местной религии или навязывать египтянам свои верования. Греки нашли массу параллелей между богами, например, бог Амон-Ра считался одной сущностью с греческим Зевсом, а бог Гор, которому посвящен наш храм, считался воплощением бога Аполлона, повеливающего Солнцем.
В город Эдфу, обычно, туристы прибывают на корабле по Нилу, город находится в 100 километрах от Асуана вверх по течению. От берега реки храм Гора находится не так далеко, всего около одного километра, можно было бы пройтись пешком. Но, для туристов устраивают небольшое развлечение и везут на повозках, запряженных лошадьми.
Не обходится и без посещения небольшого рынка с очень назойливыми торговцами. После всех этих небольших приключений вы попадете к храму, до которого придется немного пройтись пешком.
Храм нельзя ни с чем перепутать, массивные каменные ворота, которые часто называют “пилонами”, хорошо сохранили древние надписи и рисунки, чего не увидишь на воротах (пилонах) ни в Карнакском храме, ни в Луксорском храме.
Еще до ворот вы можете увидеть черты греческой архитектуры.
Считается, что храм очень хорошо сохранился, хотя ваше собственное впечатление может быть немного другим. В 4-м веке уже во времена Римской империи богослужения древним богам тут были запрещены законом, и храм пришел в упадок.
Именно в это время были повреждены многие фрески. Ярые христиане пытались уничтожить лики богов, но надписи на древнем языке не трогали, и надписи сохранились почти полностью. Результаты религиозного рвения мы хорошо запечатлели на фото ниже.
Больше фото настенных надписей и рисунков смотрите в нашей галерее фото из храма Гора в Эдфу, нет смысла публиковать их внутри самой статьи.
Сразу после входа вы попадете на площадь с колоннадой, в которой тоже увидите много греческих “ноток”.
Сказать точно о значении каждого святилища в храме мы не можем, так как даже у египтологов на это есть разные мнения.
Это место было заселено людьми очень давно, сам храм построен на месте другого храма, построенного фараоном Рамзесом III, на территории храма вы увидите руины ворот храма Рамзеса, вы легко их отличите по плохой (по сравнению с другими элементами) степени сохранности.
А храм Рамзеса, в свою очередь, был построен на месте более древнего храма, датируемого 3-й династии. Раскопки еще ведутся, и элементы зданий всех периодов еще до конца не раскопаны. Можно точно сказать, что богослужения на этом место проводятся уже более 4500 лет.
Бог Гор почитаем в Египте с очень древних времен, точно установлено, что ему поклонялись уже в додинастический период, когда Египет еще не был централизованным государством, а состоял из самостоятельных провинций, называемых «номами».
Бога Гора изображают либо как человека с головой сокола, либо просто в форме сокола. Самая знаменитая на весь мир статуя бога находится именно тут, на площади храма, статуя 3 метра в высоту, она очень популярна для фотографирования у туристов. Две статуи стоят на входе в храм около ворот.
В разное время он был ответственен за разные аспекты жизни. Традиционно он является покровителем фараонов и царской власти, а сами правители являются воплощением его на земле. В разные периоды он считался и богом силы и войны, считалось, что он дарует мощь армии, греки даже ассоциировали его с богом Аресом, а в некоторые времена он повиливал Солнцем, греки его ассоциировали с Аполлоном.
Храм не очень большой, если сравнивать с Карнакским, всего 140 на 80 метров, вся экскурсия и свободное время на осмотр занимают около 2,5-3 часов, времени точно хватит, чтобы посмотреть на все поближе.
В городе Эдфу, кроме храма, есть еще достопримечательности, которые туристам не показывают, просто они не такие значимые, и в экскурсионную программу не входят. В 5 километрах от города есть древние пирамиды.
На первый взгляд, на пирамиду даже не очень похоже, но это королевская гробница, высота ее не более 5 метров, и сейчас уточняется, кто именно в ней похоронен. По основной гипотезе это усыпальница Хуни, фараона 3-й династии.
Цена билета
180 египетских фунтов. Текущий курс фунта смотрите в нашем обзоре «Деньги в Египте».
Часы работы
С 9-00 до 17-00. Без выходных.
Полезные советы
— Эдфу — это совсем не туристический город. Здесь доллары и евро возьмут далеко не везде, поэтому запасайтесь египетскими фунтами. Читайте нашу подробную статью «Обмен денег в Египте».
— Эдфу жаркий город. Конечно не такой жаркий как Асуан, но всё же. Не забывайте о безопасности на солнце: головной убор и закрытые плечи обязательно, крем от солнца желательно. О безопасности мы говорили в статье «Опасности в Египте»;
— И кстати. Лечение солнечных ожогов не покрывается туристической страховкой. Подробности в нашей статье «Страховка в Египте».
Смотрите больше фото в нашей галерее и читайте следующую статью об экскурсии по Нилу — храме Ком Омбо, а также другие интересные статьи о Египте (список статей ниже).
Храм в горе египет
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Эдфу. Храм бога Хора
Эдфу (араб., др.-егип. Джеба, или Бехдет; греч. «Аполлонос полис мегалэ») – город в Верхнем Египте, на западном берегу Нила, между Гебель Сильсилой и Фивами.
Здесь, в Эдфу, расположен храм Хора Бехдетского – жемчужина египетской архитектуры греко-римского времени. Он был раскопан О. Мариеттом. Слово «раскопан» употреблено не случайно: храм был покрыт разного рода отложениями. Эдфуский храм не живописные руины, а чудом сохранившийся до нашего времени храм древности, которого как будто не коснулись пролетевшие над ним 20 веков.
По своим размерам это второй после Карнакского храма: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м.
Ужин на корабле. Очень хочется сойти на берег. Взяла в качестве охраны от местных лавочников обоих гидов – Мишеля и Хасана и пошли мы втроем по набережной до местной уютной кальянной. Покурили, выпили каркаде, поговорили о жизни, о душе, о звездах, о тонких материях, и, довольные, вернулись на теплоход.
Ночь прошла на корабле, который остался до утра на стоянке в Эдфу
После раннего завтрака в 8:30, мы готовы ехать смотреть храм, посвященный богу Хору.
Еще с верхней палубы, прежде чем сойти на берег, увидели дивную картину: вдоль всей набережной растянулась пестрая вереница повозок, которые по виду пришли к нам прямо из века этак 19-го)))
Нам повезло – в повозке мы ехали втроем (ну и четвертым был наш возничий).
Некоторым повезло меньше – пышные отечественные бедра наших дам колыхались за бортами повозки при посадке туда вчетвером)))
Минут 10 веселой поездки по небольшому городку, который вошел в историю Египта, благодаря сохранившемуся лучше остальных храмов – храму Хора.
Храм Хора Бехдетского воздвигнут в период Птолемеев на месте более древнего храма. Его строительство продолжалось с перерывами в течение 180 лет.
Закладка первого камня была совершена 23 августа 237 г. до н. э. при Птолемее III Эвергете, а строительство закончилось в 57 г н. э.
Архитектора звали Имхотеп, так же, как и творца ступенчатой пирамиды Саккары и строителя всех храмов Египта! «Я держу шнур богини Сешат, – произносил руководитель работы на церемонии закладки храма, – мой взгляд направлен на путь звезд; мои глаза смотрят на полюс, я устанавливаю четыре угла храма».
Это здание было последним храмом Хора» построенным здесь со времен Старого царства.
В начале XIX в. храм птолемеевского времени был наполовину погребен песками, а на его крыше феллахи выстроили дома. Благодаря работам по расчистке, предпринятым Мариеттом, из песка поднялся великолепный храм, сохранившийся лучше других святилищ Древнего Египта.
Чтобы попасть к храму, нужно было преодолеть ограду, которая сейчас почти полностью разрушена. Остатки ограды:
Далее находятся башни пилона (№ 1), достигавшие в высоту 36 м. Между двумя башнями стояли, высокие деревянные ворота, вероятно, позолоченные. На фасаде пилона есть желоба, служившие для установки лесов, которые укрепляли металлическими скобами. Здесь изображена традиционная сцена победы фараона над врагами – он поражает их священной булавой, символизирующей силу Хора. «Бык, антилопа, водоплавающая птица и все нечистые животные горят на твоем алтаре, – говорит фараон богу, – и ты пьешь ритуально очищенное вино и пиво».
Пройдя пилон, мы оказываемся в большом дворе (№ 2), с трех сторон окруженном колоннадой.
Капители колонн были разными: из трех соседних колонн ни одна не походила на другую, но каждой соответствовала аналогичная колонна на другой стороне портика.
Двор был заполнен приношениями и статуями частных лиц.
В глубине двора виден фасад первого гипостильного зала (№ 3), закрытый стеной, которая поднимается до середины фасада. По обе стороны – портики с тремя колоннами. На шести панелях, подчиняющихся ритму этого фасада, изображен фараон, совершающий жертвоприношения богам.
Слева от входа находится великолепная статуя сокола Хора, одна из самых больших. Хор в двойной короне олицетворяет царскую власть.
Рядом находятся проемы, через которые можно проникнуть в два маленьких помещения. Слева – «дом утра» (№ 4); справа – библиотека, «дом свитков» (№ 5). В египетском языке слова утро и поклонение образованы от одного корня. Именно утром, при свете восходящего солнца, совершался первый акт поклонения возрождающемуся светилу. Дорога к священным знаниям лежала через «дом свитков». В этом небольшом помещении хранилось множество папирусов – свитков с описаниями ритуалов и праздников, сведениями из священной географии, отчетами о наблюдениях за небом, инструкциями по украшению храма. Косяки дверей напоминают, что мы восходим на небо: они украшены космическими сценами, изображениями небесных божеств, таблицами часов дня и ночи, необходимыми для совершения ритуалов.
Внутри первого гипостильного зала царит полумрак. Колонны, форма которых символизирует первые появившиеся на земле растения, стоят тесно, из отверстий в потолке на них изливается живительный свет. В глубине открывается проход во второй, меньший гипостильный зал (№ 6). Двенадцать колонн поддерживают его потолок. Этот праздничный зал сообщается с тремя маленькими помещениями.
Перед нами – святая святых (№ 14), настоящий храм в храме, окруженный «священным коридором», в который выходят часовни.
В глубине храма находится святилище с солнечной ладьей
Это святилище с гранитным наосом, высеченным из цельного блока. Хотя статуя бога и врата исчезли, там ощущается их невидимое присутствие. Кажется, будто камни сияют и гранит просвечивает из серебристой полутени. Наос символизирует первозданный холм, который возник при сотворении мира.
Ежедневно проводившаяся в храме служба состояла из трех ритуалов. Самым важным был утренний ритуал, второй ритуал совершался в полдень, а третий – вечером. Утром фараон (или верховный жрец, действовавший от его имени) разбивал печать, закрывавшую врата наоса и открывал засов. Статую бога одевали и кормили, сопровождая все действия чтением ритуальных формул и каждением. По окончании обряда врата наоса закрывались и жрец отступал назад, стирая следы своих ног. В святая святых царила абсолютная тишина. В полдень в наосе совершалось окропление и каждение благовониями. Вечером вновь происходило воскурение благовоний и жертвоприношения. Божество погружалось во тьму до следующего рассвета.
В день празднования новолетия процессия со статуями богов поднималась на крышу храма. Во главе шли царь и царица, за ними жрецы в масках, символизировавшие богов, и девять жрецов, служивших в наосе. Они направлялись в северо-восточный угол к «обелиску обновления». Солнце освещало предметы и статуи, наполняя их божественной силой, необходимой для совершения обрядов.
Праздник победы напоминал о битве Хора с Сетом. Каждый год жрецы разыгрывали в честь этого события настоящую сакральную драму. Хор с гарпуном должен был поразить Сета, являвшегося в облике бегемота. Исида защищала своего сына. От исхода битвы зависела судьба мира. Хор одерживал победу, и Египет отмечал триумфальное возвращение спасителя. Знаменитая битва, во время которой Хор поражает гарпуном бегемота-Сета, многократно повторяется на высокой внешней стене, окружающей храм, в коридоре, образующемся между внешней стеной и стеной самого храма.
К востоку от храма находится ниломер. С той же стороны рядом с пилонами сохранились остатки небольшого храма, построенного Рамсесом III.
Праздник священного брака Хора из Эдфу и Хатхор из Дендеры, «совершенного союза», отмечался особенно пышно. Статуя Хатхор путешествовала по Нилу, чтобы воссоединиться со своим божественным супругом. Они отправлялись в пустыню, туда, где после сотворения мира отдыхали «мертвые боги». Во время праздника они возвращали их к жизни, наполняли радостью сердца жителей и обеспечивали процветание страны.
Хор, Гор ( ḥ r, «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и Осириса. Его супруга — Хатхор. Его главный противник — Сет.
Хор — бог неба, царственности; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора.
Послесловие.
И еще хочу порекомендовать всем любителям Египта историю о том, как Илья вместе с другом Лехой дикарями (!),
то есть совершенно самостоятельно, осенью 2010 года прилетели сначала в Каир, а потом объехали пол-Египта
сами и увидели столько всего интересного, сколько никогда в жизни с организованными экскурсиями не увидишь.
Начало этой истории здесь: «В гостях у фараонов»