храм в городне ступинского района

Храм Воскресения Христова

Московская область, Ступинский район, с. Городня

Неделя о Фоме

Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы сегодня вспоминаем святого апостола Фому. Очень часто он вспоминается нам как тот, который поставил под вопрос Воскресение Христово, тот, который усомнился, и этим как бы бросается тень на одного из самых верных учеников Христовых. Мы забываем слишком часто рассказ евангелиста Иоанна:

Евангелие от Иоанна, Глава 11

11 Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.

12 Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет.

13 Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.

14 Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;

15 и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему.

16 Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с ним.

И этим Фома выразил свою всеконечную готовность быть Его учеником не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозила, но именно тогда, когда речь шла о жизни и о смерти.

Как же объяснить то, что когда Христос воскрес и явился десяти ученикам — кроме Фомы и, конечно, Иуды, которого уже в живых не было — он не захотел принять этой вести: если я не вложу пальца моего в Его раны, руку мою в Его прободенное ребро — не поверю. Что же случилось тогда с ним?

А случилось то, что, глядя на своих друзей, на других апостолов, он не увидел в них той потрясающей душу перемены, которую впоследствии, когда на них сошел Святой Дух, увидели все, кто их встречал. Он увидел своих бывших друзей, товарищей, теми же людьми, которыми они были. Да, они ликовали о том, что Христос воскрес, они ликовали, что победа одержана, что их Учитель, Наставник, Друг не погиб, но сами они этим воскресением еще не были ни преображены, ни изменены. Они радовались о том, что случилось со Христом, но еще не сияли светом Воскресения, который воссиял в них только позже, когда Дух Святой спустился на них, и каждый из них и они все в совокупности стали храмом Святого Духа, трубой, глашатаями Воскресения Христова.

Это ставит и нас под вопрос. Мы все провозглашаем Воскресение Христово, несколько дней тому назад мы все единодушно, искренне, правдиво говорили, что воскрес Христос, что воистину Он воскрес. А вместе с этим, когда нас встречают люди во всех обстоятельствах нашей жизни, дома ли, на работе ли, на улице ли, где бы то ни было, разве они останавливаются и ставят перед собой вопрос: “Что же с этими людьми случилось? они не как все! Таких людей никогда мы еще не видали!”

Один из западных писателей, англичанин, говорил, что христианин, который действительно ожил силой Воскресения и вселением Святого Духа, должен был бы быть по сравнению с другими людьми, как живой человек по сравнению с изваянием, со статуей. Статуя может быть прекрасна — но она не жива; она мертва, она каменная. Человек может быть не так изящен, может не поражать своей внешностью или умом, или чем бы то ни было, но он жив, он жив полнотой жизни, и это составляет всеконечную разницу между ним и статуей.

И вот такими мы призваны быть. И если люди, встречая нас, говорят, как Фома: “Да, они говорят о Воскресении, может быть Христос и воскрес — а какая же разница? они такие же как были, ничем не изменившиеся, зачем нам верить во Христа, жизнь Которого не переливается в нас, жизнь Которого не изменяет нашей жизни?” — нам надо задуматься над этим, потому что мы должны стать как те ученики, которые, получив Святого Духа (и мы Его получили после Крещения в Миропомазании), были сиянием Его Воскресения, были явлением нового человечества, которое родилось из гроба Христова и воссияло из него Воскресением. Подумаем, каждый из нас, об этом, потому что каждый из нас рано или поздно должен дать ответ за то, что мы прошли через всю жизнь — и никто не заметил ни изменения в нас, ни, через нас, того, что воистину воскрес Христос. Аминь.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! — ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ!

Источник

Воскресенский храм (Городня)

храм в городне ступинского района

Воскресенский храм построен в 1530 году, в древнем селе Городня, упоминаемом в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. Является редким образцом шатрового зодчества XVI века.

Содержание

История [ править ]

Одно из древнейших поселений на земле Подмосковья — село Городня упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты. Село было дворцовым. В начале XVI в. им владел Степан Иванович Злобин. В писцовых книгах за 1578 г. сказано: «Село Городня, а в селе церковь Воскресения Христова каменная вверх (то есть шатровая), да другая церковь Иоанна Милостиваго древяна».

Во второй половине XVI в. село принадлежало Ивану Васильевичу Меньшому, боярину из рода Шереметевых, воеводе в казанском походе, участнику всех ливонских походов. В 1578 г. он был убит под Ревелем. Село перешло к его сыну Федору Ивановичу, сыгравшему большую роль в Соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Романова. В 1649 г. принял монашество.

Боярин Яков Никитич Одоевский пристроил к храму галерею и приделы во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. Позже село принадлежало Голицыным, затем Шереметевым. В XIX в. была построена колокольня храма.

В 1936 г. храм закрыли и разорили. В 1990-х гг. передали общине верующих, сейчас восстановлен и действует.

Архитектура [ править ]

В начале XVI века в селе Городня, на средства Шереметевых, была построена каменная шатровая церковь Воскресения Христова. В документах она впервые упомянута в 1578 г. Церковь принадлежит к очень редкому типу, изначально это был безапсидный восьмерик от земли с шатровым завершением.

В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В это же время у южной и северной стены восьмерика построили два одноглавых придела. Приделы были освящены во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. В 1896 г. была построена небольшая колокольня.

Здание храма хорошо сохранилось до нашего времени.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Московская область, Ступинский район, с. Городня, ул. Воскресенская, влад. 43. Воскресенский храм.

Источник

Воскресенский храм села Городня

храм в городне ступинского районаГод основания: XVI век

Престольный праздник: Воскресения Христова (5 мая)

Настоятель: иеромонах Илия (Киреев), 1971

Приделы: свт. Иоанна Милостивого (25 ноября)
прп. Кирилла Белоезерского (22 июня)

Приписные храмы:

Из истории

Одно из древнейших поселений на земле Подмосковья — село Городня упоминается в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты.

Село было дворцовым. В начале XVI в. им владел Степан Иванович Злобин. В писцовых книгах за 1578 г. сказано: «Село Городня, а в селе церковь Воскресения Христова каменная вверх (то есть шатровая), да другая церковь Иоанна Милостиваго древяна».

Во второй половине XVI в. село принадлежало Ивану Васильевичу Меньшому, боярину из рода Шереметевых, воеводе в казанском походе, участнику всех ливонских походов. В 1578 г. он был убит под Ревелем. Село перешло к его сыну Федору Ивановичу, сыгравшему большую роль в Соборе 1613 г., избравшем на царство Михаила Романова. В 1649 г. принял монашество.

Боярин Яков Никитич Одоевский пристроил к храму галерею и приделы во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского.

Позже село принадлежало Голицыным, затем Шереметевым. В XIX в. была построена колокольня храма.

В 1936 г. храм закрыли и разорили. В 1990-х гг. передали общине верующих, и началось его восстановление.

Контакты Воскресенского храма, с. Городня

Адрес: Московская обл., Ступинский р-н, с. Городня, ул. Воскресенская, влад. 43

Источник

Городня. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская церковь

Карта и ближайшие объекты

храм в городне ступинского района

Статьи

Село Городня известно с XIV века. В начале XVI века в селе Городня, на средства Шереметевых, была построена каменная шатровая церковь Воскресения Христова. В документах она впервые упомянута в 1578 г. Церковь принадлежит к очень редкому типу, изначально это был безапсидный восьмерик от земли с шатровым завершением. В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В это же время у южной и северной стены восьмерика построили два одноглавых придела. Приделы были освящены во имя святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. В 1896 г. была построена небольшая колокольня. Здание храма хорошо сохранилось до нашего времени.

В 1990-х гг. храм был передан общине верующих. Получив в своё пользование уникальный памятник архитектуры, прихожане, на основе своих примитивных представлений о каноничности, решили исправить ошибки зодчих XVI века. Для этого они разрушили восточную стену храма и пристроили никогда не существовавшую апсиду. Так как молиться в холодном храме прихожанам было не комфортно, к церкви пристроили ещё и котельную. В результате этих варварских переделок храму был нанесён огромный ущерб.

Кирпичная церковь впервые упомянута в 1578 г., когда село принадлежало боярскому роду Шереметевых. Памятник является одним из лучших образцов шатрового зодчества XVIв. Его развитая объемная композиция формировалась в течение длительного времени, вплоть до второй половины XVII в. Увенчанный шатром восьмерик, близкий деревянным шатровым храмам, первоначально не имел пристроек. Фасады украшались тонкими лопатками, аркатурой, ярусами кокошников, треугольными декоративными «стрелами» в основании шатра. Видимо, вскоре после строительства основного объема началось изменение объемно-пространственной структуры здания. В восьмерике было устроено сводчатое перекрытие с центральной опорой, благодаря чему появился подклет. С трех сторон храм был окружен галереей-папертью на основании в виде стены, прорезанной окнами.

Во второй половине XVII в. по заказу владельца села князя Я.Н. Одоевского был возведен второй ярус галереи, в восточных торцах сооружены одноглавые приделы, завершенные ярусами кокошников. Позднейшие переделки исказили и обеднили внешний облик памятника. Аркада второго яруса галереи была заложена, упрощены покрытия приделов, расширены оконные и дверные проемы, стесана профилировка декоративных элементов фасадов. В XIX в. построена маловыразительная колокольня. Переделки 1990-х гг., выполненные после возвращения церкви верующим, еще больше исказили облик памятника.

Одно из древнейших поселений на земле Подмосковья, с. Городня упоминается в духовной грамоте великого князя Иоанна Калиты (первая треть XIV в.). Село было дворцовым. В начале XVI в. им владел Степан Иванович Злобин, в 1529-1532 гг. ездивший послом к крымскому хану. В писцовых книгах за 1578 г. сказано: «Село Городня, а в селе церковь Воскресения Христова каменная вверх (то есть шатровая), да другая церковь Иоанна Милостивого древяна».

В XIX в. была построена колокольня храма. В 1936 г. храм был закрыт и разорён. В 1990-х гг. передан общине верующих.

Источник

Воскресенская церковь

Проезд автомобилем: от Москвы по Рязанскому шоссе до А-108 (стокилометровое кольцо), далее свернуть направо. Далее около 14 км до поворота на Городню. Свернуть налево, до Городни еще около 2 км.

храм в городне ступинского районаВоскресенская церковь в селе Городня была построена в камне во второй половине XVI века. Первое упоминание о ней как о каменной встречается в писцовых книгах под 1578г. Тогда село принадлежало боярину из рода Шереметевых, Ивану Васильевичу Меньшому. Этим и объясняется возведение в удаленном селе каменной высокой и красивой церкви. До этого село принадлежало Степану Ивановичу Злобину, известному деятелю времен Василия III.

Первоначально храм был лишен каких-либо пристроек и представлял собой высокий восьмигранный объем, увенчанный шатром. Время его постройки было расцветом шатровой архитектуры на Руси, и поэтому Воскресенский храм можно назвать одним из лучших образцов этого направления. Первоначально он был богато украшен у основания шатра рядами кокошников (т.н. «огненный» декор), ниже кокошников была проведена аркатура, грани храма были разделены плоскими лопатками. По пышности внешнего убранства его можно было сравнить с Преображенским храмом в Острове. От всего этого декора остались только плоские треугольники в низу граней шатра, да нижний ряд кокошников.

храм в городне ступинского районаПерестройка здания началась вскоре после завершения основных работ. Приблизительное время первой реконструкции было установлено исследователями − приблизительно начало XVI века. В работе были применены точно такие же материалы и техника кладки. В центральном восьмерике устроили сводчатое перекрытие, и храм стал двухъярусным, у него появился подклет. Вокруг основного объема храма с трех сторон провели крытую одноэтажную паперть с окнами. Внутри храм стал значительно ниже.

Во второй половине XVII века село находилось во владении князя Я.Н.Одоевского. При нем храм был значительно перестроен. Надстроили второй ярус галереи с арками, а по бокам алтарной части соорудили два придела − одноглавых, с барабанами, окруженными рядами кокошников. Приделы были освящены во имя Святителя Иоанна Милостивого и Преподобного Кирилла Белозерского.

храм в городне ступинского районаПозднее кокошники и с шатра, и с приделов стесали. Приделы покрыли простыми четырехскатными кровлями, а основание шатра сделали гладким. Аркады галереи были заложены, вместо них прорезаны простые прямоугольные окна. В XIX веке с запада к храму пристроили невысокую колокольню, которая практически полностью теряется на фоне высокого шатра.

храм в городне ступинского районаВ 1936г. храм был закрыт и разграблен, за годы советской власти пришел в полное запустение. В начале 1990-х гг. он был возвращен верующим, началась его реставрация. По словам искусствоведов, реставрация была проведена далеко не так, как следовало бы, учитывая культурную ценность памятника: во-первых, остатки стесанного белокаменного декора были грубо закрашены, тогда как их еще можно было восстановить. Во-вторых, с востока к восьмиграннику основного объема пристроили совершенно не гармонирующую с ним выпуклую апсиду, разрушив для этого часть древней стены.

Издалека, впрочем, позднейших многочисленных переделок не видно − над селом возвышается только белый праздничный шатер с луковичным куполом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *