храм в готическом стиле в тверской области
Как то была немало удивлена увидев на фотографиях вельми похожую на Чесменскую церковь в Санкт-Петербурге, но в другом пейзаже.
Эта в Петербурге
Бросив от церкви взгляд на усадьбу, невольно поражаешься простоте и приземлённости построек. Двухэтажное (не считая полуподвального этажа) почти квадратное в плане здание лишено богатой отделки.
Однако нельзя сказать, что усадьба лишена своего очарования и некоторого благородства линий. Главный фасад несколько суховат или скучноват.
(C)фото Елены Теркель и Дмитрия Теркеля
Парковый фасад главного дома выглядит интереснее. Видно, что и здесь многое утрачено. В некоторых источниках говорится, что это был дом с мезонином. Местоположение главного дома на высоком берегу Холохольни позволяло любоваться дальними пейзажами, пока парковые аллеи не заросли и вековые деревья не стали падать.
Сейчас можно спуститься вниз к запруженной речке по старой аллее. Немного грустно.
Ну и в качестве бонуса несколько фотографий обеих церквей.
«село Красное Старицкого района Тверской области»
Усадьба КРАСНОЕ (Полторацких), Тверская область, Старицкий район
Как такое чудо архитектуры появилось здесь, в отдалении от столиц? Чье внимание хотели привлечь владельцы усадьбы в Красном столь оригинальным храмом? По проекту какого зодчего была построена Преображенская церковь? Что связывало владельцев усадьбы Красное с Пушкиным? Кем приходилась Полторацким муза поэта Анна Керн? Как выглядели другие усадебные постройки в Красном? Что стало с поместьем и знаменитым храмом после революции? И как складывается судьба Преображенского храма в наши дни?
Дата фотографий: 23 августа 2017 года.
Владели усадьбой дворяне Полторацкие. Основателями рода считаются Марк Федорович Полторацкий (1729-1795 гг) и его супруга Агафоклея Александровна (1737-1822). В юности, будучи студентом Киево-Могилянской академии, Марк пел в академическом хоре. В год, когда юноше исполнялось 15 лет, его, как обладателя чудесного баритона, приметил граф Алексей Разумовский. Граф, сам в юности бывший певчим, разглядел в парне талант. Уже через год Полторацкий перебрался из Киева в Санкт-Петербург, чтобы служить в придворном императорском хоре.
Карьера молодого таланта шла в гору: Марк Федорович возглавил Придворную певческую капеллу, тогда же получил потомственное дворянство, дослужился до должности статского советника, что приравнивалось к генеральскому чину.
К моменту знакомства с Агафоклей Александровной Марк Федорович уже овдовел. Девочке не исполнилось и 15 лет, когда ее сосватали за перспективного молодого певца. Агафоклея довольно быстро и без особого труда сменила свои девичьи забавы на управление хозяйством. Супруга Марка Федоровича имела железный характер и предпринимательскую жилку. Она отлично справлялась не только с поместьями, но и с купленными заводами. Женщина умела зарабатывать деньги, при этом была глубоко верующим человеком. Никогда не скупилась на помощь монастырям, строила храмы.
Фото В. В. Лелецкого.
Между тем количество детей в семье Полторацких росло. За годы брака супруги родили 22 детей. Постепенно появлялись новые имения, в том числе и Красное в Тверской области.
Кстати, Полторацкие были близкими знакомыми Александра Сергеевича Пушкина. Так, внучка Марка Федоровича Анна Петровна Керн стала музой великого поэта. Именно ей он посвятил свое стихотворение «К***», известное по первой строке «Я помню чудное мгновенье. ».
На протяжении пяти лет строительство шло под контролем Агафоклеи Александровны. Работы были завершены в 1790 году, однако храм освятили только через 13 лет — летом 1803 года. Марк Федорович не дожил до этого дня.
Сегодня церковь, разрушенная в годы революции отреставрирована. К сожалению, все богатство внутреннего убранства было утеряно. Однако сохранились данные описи 1848 года, которые помогают хотя бы в воображении воссоздать облик храма.
Это каменная крестообразно-круглая церковь. Стены снаружи были частично желтыми, а цоколь, пилястры, фигурные камерные карнизы выбелены. Стены внутри были бело-голубыми с лепниной на арках и куполе, пол каменный некрашеный.
У церкви одна глава, вокруг которой расположено четыре башни, а по периметру всей церкви — 16 белых каменных фигурных столбов. На главе и башнях медные восьмиконечные резные кресты с полумесяцем в основании. Железная крыша была покрашена черной краской. В церкви не было специальной колокольни, а четыре колокола висели в западной и северной башнях. Заходя в церковь, прихожане видели изображения ангелов — одного с трубой, другого с крестом в руках.
В церкви находился дубовый престол с желтым атласным антиминсом. На Горнем месте (напротив престола) было нанесено изображение Иисуса Христа, окруженного девятью ангелами, выше художники изобразили господа Саваофа. Иконостас был деревянным позолоченным.
У дверей храма находилась богато украшенная плащаница, рядом икона святого Иоанна Предтечи в позолоченной ризе. Когда строительство было завершено, Агафоклея Александровна отправила в дар храму две ризы, два Евангелия и два литургических набора. В начале 19 столетия с вдовой Полторацкой произошло несчастье: ее экипаж опрокинулся по дороге в Москву. Барыня выжила, но на всю жизнь осталась прикованной к постели. Потеря контроля над собственными ногами и руками совсем не значила потерю контроля над крестьянами. Полторацкая осталась сильной и властной главой семьи. Правда, в Красное она больше не приезжала, безвыездно жила в Грузинах, усадьбе, которую она получила в приданое от родителей.
Постепенно господский дом начал разрушаться. Постройку забросили и забыли. Сейчас она находится в плачевном состоянии. Намного лучше дело обстоит с храмом. Несмотря на то, что в тридцатые года в нем разместился колхозный склад, здание не пришло в окончательный упадок, его удалось реставрировать. Сейчас это действующий храм со своим приходом.
Готическая церковь в селе Красном. Старицкий район.
Церковь Спаса Преображения построена в 1790 году и является копией церкви построенной под Питером чуть раньше. Ещё одна такая же есть в Псковской области. Всего в России таких три.
Когда мы приехали, в церкви никого не было, кроме смотрительницы или я не знаю как это называется. Она радушно встретила нас и рассказа об истории церкви. Оказывается церковь построил некий статский советник господин Полторацкий, усадьба которого находится рядом в разрушенном состоянии. Вот она:
В этой церкви бывал Пушкин, по крайней мере он точно был на венчании своей какой-то подруги детства, в которую был влюблён. Церковь построена из старицкого белого камня, который в то время активно добывался, и сейчас в Старице после добычи этого камня остались так называемые старицкие пещеры.
На церкви сохранились скульптуры:
За 25 р. с человека нас пустили подняться на колокольню, откуда мы даже немного позвонили в колокол.
Вид с колокольни красивый:
Храм Преображения Господня (Красное)
Содержание
История [ править ]
В 1824 г, А.М. Полторацкий, унаследовавший в 1822 г. с. Красное, подал прошение Тверскому архиепископу Ионе о дозволении на свои средства построить вокруг церкви ограду, указывая, что церковь «благолепием и имуществом среди прочих достаточна».
Церковь окружала ограда, первоначально окопанная рвом, к 1889 г. она была каменной с деревянной решеткой. В мае 1889 г. и июле 1891 г. священно-церковнослужители храма ходатайствовали о разрешении возобновить позолоту иконостаса и Свв. икон, на что было получено разрешение Духовной консистории. К 1915 г. имение принадлежало г. Костылевой.
Для выполнения цоколя, узорных деталей фасада, карнизов, обрамления портала и окон, фигур Ангелов над пилястрами – «обелисками» портала, а также глав и вимпергов с шатровыми завершениями, применен местный белый (старицкий) камень, что делает здание особенно изысканным. Приалтарные столбы скошены (в Чесменской церкви они стесаны позднее для установки печей), а опорные столбы имеют «вдавленность» центральной плоскости.
В 1931 г. была закрыта Красновская Преображенская церковь. Колокола храма уничтожили, ограду сняли и поставили вокруг городского сада в г. Старице.
Описание [ править ]
Образец «ложной готики» — Преображенская церковь в селе Красном
Здравствуйте, уважаемые читатели!
В 20 километрах на северо-запад от города Старицы находится село Красное. В 19 веке на берегах речки Холохольни находилось имение помещиков Полторацких. Этих представителей богатого и интересного семейства хорошо знал, а с некоторыми был знаком поэт Александр Пушкин. Это было не единственное имение семейства Полторацких.
В доме Олениных в Петербурге поэт познакомился с отцом А.П. Керн, Петром Марковичем Полторацким, более близко знаком был также с Сергеем Дмитриевичем — литератором, журналистом, библиографом. Алексея Полторацкого посещал поэт в селе Красном и возможно, любовался гениальным творением русского зодчего.
Сейчас в Красном сохранились только развалины барского дома и живописный старый парк, но главной достопримечательностью села является Преображенская церковь, образец «ложной» готики, построенная столичным архитектором Ю.М. Фельтеном.
Построена церковь в 1790 году в псевдоготическом стиле и является точной копией Чесменской церкви в Петербурге. Что побудило Марка Федоровича Полторацкого воздвигнуть в своем поместье копию храма, сооруженного в память известного морского сражения не понято, ведь ни он, ни его семья никакого отношения к флоту не имели.
Готика
Готика — архитектурный стиль Средневековья. Само слово готика происходит от итальянского gotico (готический, варварский). Некоторые исследователи считают происхождение слова «готика» от названия германских племен-готов.
В средние века власть церкви была велика и значительная, даже короли должны были ей подчинятся. Католическая религия требовала от человека полного отрешение от всего земного и полностью думать только о Боге. Это высокое стремление находит свое отражение в архитектуре.
В готической архитектуре до высшей степени выразительности и художественного совершенства доведены три основные элементы композиции церковного интерьера, пространство, каменная конструкция и окна. Особую роль в интерьере играет свет, проникающий через главное окно-розы и витражные окна. Готический храм это не только объект зодчества, он представляет собой синтез витража, скульптуры и живописи.
Все части и детали церкви выражают основную христианскую идею — стремление к небу и неслучайно стрельчатые арки придают строению легкость, движение вверх. Огромный готический собор кажется легким и изящным,словно парящий в небе, благодаря новым архитектурным решением — стрельчатым аркам.
Большие ажурные арки, стены сложенные из красного камня, высокие потолки которые трудно разглядеть в полумраке, все это требовало особого искусства в градостроительстве.
Затем происходит смешение стилей, создается множество новых оригинальных решений, благодаря внедрением новых материалов и технологий. Архитектурный стиль эпохи Возрождения 18-19 веков сменяет искусство барокко.
Необходимо отметить, что Преображенская церковь в Красном построена в псевдоготическом стиле, а именно, сочетанием русского зодчества с элементами готики. Ажурные детали фасада, карнизов, обрамление окон выполнены из старицкого белого камня, они придают строению особую изысканность.