храм в грузии на арамейском
Монастырь Тринадцати Ассирийских Отцов в Канда
Православные ассирийцы начали селиться в Картлийсом Царстве, в веке семнадцатом, во время гонений персидского Шаха Аббаса. Они и по сей день, живут в Грузии, приняв грузинский образ жизни и обычаи, но сумев сохранить свой язык и традиции.
Служба в монастыре ведется на двух языках, грузинском и арамейском. Мы приехали в Патара Канда ранним утром. Дорога к Храму еще была пуста и на аллее крошечного монастырского сада, сидел погруженный в свои мысли монах.
Позже, стали собираться люди, много людей, и местных и из окрестных сел и тбилисцев на дорогих машинах. Все ждали что службу будет вести на языке Христа, на арамейском схимархимандрит Серафим Бит-Хариби — духовный наставник проживающих в Грузии ассирийцев.
Целью нашей поездки было увидеть службу и услышать песнопения на древнем арамейском языке. Так звучит 50-й псалом на языке Христа в исполнении отца Серафима и хора Кафедрального собора Светицховели. Запись сделана во время визита главы Римской Католической Церкви Франциска:
Но, Отец Серафим, был занят общением с братьями, а служба прошла на грузинском языке, очень величественно и красиво. Мне на память остались фотографии дороги к Храму, крошечного монастырского сада и монастырского кота. Кота, который видимо прожил бурную и полную страстей жизнь, пока не обрел покой под сенью монастырских стен… Лег кот рядом с Лукой и лежал ни на кого не обращая внимания, ведь все есть Суета Сует и Томление Духа…
Автор заметки и фотографий: Андрей Левин
Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.
Уникальное село в Грузии говорит на языке Христа
В православном мире Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов — единственный, где богослужение проводится на грузинском и арамейском языках. Село Канда входит в Мцхетский муниципалитет, и там, в основном, проживают ассирийцы.
Местные жители рассказывают, что их кормят руки — они, по большей части, мастеровые. Из инфраструктурных объектов там есть школа и медпункт. Лечиться ездят во Мцхета или Тбилиси, а за продуктами и хозяйственно-бытовыми товарами – в село Мухрани. Говорят, там все относительно дешевле, да и выбор больше.
Более подробно о быте жителей Канда рассказывает духовный наставник проживающих в Грузии православных ассирийцев, схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.
— У нас нет точных исторических данных о том, когда было основано село Канда, знаем лишь, что ассирийцы начали поселяться в Грузии после их первого геноцида – с 1833 года. Наши предки — в основном, переселенцы из Ирана, Ирака, Турции и Сирии. В настоящее время в селе проживают более 2000 ассирийцев. Большинство семей – смешанные, и они говорят на грузинском и ассирийском языках.
— Какую роль играет Церковь в жизни местного населения?
— Культурным центром Канда является эта церковь. Здесь собирается молодежь. У нас, ассирийцев, популярен фольклор – песни, танцы… Есть у села и свой хореограф – Людмила Биткаш, уникальная и талантливая личность.
Маленький храм мы построили здесь в 1997 году, а в 2013 – Церковь имени 13 святых ассирийских отцов. В ней служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском. И это звучит очень красиво. Для нас большая радость, что, по милости Божьей и с благословения Его Святейшества Католикоса-Патриарха Грузии Ильи Второго, установлено богослужение на нашем языке. И это является гарантией, что наш язык не исчезнет. Я здесь служу с 2010 года, и уже шесть лет провожу службы на двух языках.
— Что вы чувствуете, когда молитесь на языке Христа?
— Недавно, во время службы, мы на арамейском языке совершили литургию XIII, XIV веков, которую обнаружили австралийские археологи. Такое чувство, будто находишься в той эпохе, в той эпохе молишься и обращаешься к Господу. Ощущение, что стоишь перед Христом…
Конечно, язык имеет очень большое значение. Лично я рад, что у меня есть возможность проводить службу на арамейском языке. Тем более, что сегодня православные богослужения на нем уже не проводятся нигде в мире, кроме Грузии. Раньше проводились в Сирии, в городе Малула, но не было точно установлено, проводилась ли служба Иоанна Златоуста. А у нас мы проводим службу Иоанна Златоуста и Басила Великого. Вообще, разницы большой нет, за исключением тайных молитв. Очень многие из-за рубежа приезжают, чтобы послушать эти молитвы. Тысячи людей в год посещают нашу церковь, в том числе – православные ассирийские священнослужители.
— Какие, в основном, проблемы, волнуют это село?
— Если бы шесть лет назад вы спросили, что было главной проблемой села, я бы сказал, что безделье. Сегодня ситуация другая. Биржа не для того, чтобы молодые там проводили время. Слава Богу, большинство их них заняты – кто-то учится в вузе, кто-то – осваивает специальности и трудится. Социальные проблемы есть не только у Канда, но и у всей Грузии, и мы на это не жалуемся, кусок хлеба всегда для себя добудем.
— Как бы вы поздравили Грузию со светлым Праздником Пасхи?
— Грузия – одна из тех четырех стран, которые являются уделом Богородицы, и это особая благодать для грузинской земли. У меня мать – грузинка, отец — ассириец, Грузия – моя родина, здесь я родился, вырос и произнес первое слово – деда (мама). Хочу пожелать всей Грузии душевного покоя и радости. До того, как полюбишь Господа, должен полюбить брата своего. И я хочу, чтобы эта любовь у нас была еще глубже. Желаю всей Грузии, чтобы в ней всегда была радость, чтобы радость была у ее народа вместе с другими этническими меньшинствами. Люблю тебя, Грузия! Что я могу еще сказать?!
Уникальное село в Грузии говорит на языке Христа
В православном мире Кандский монастырь имени тринадцати ассирийских отцов — единственный, где богослужение проводится на грузинском и арамейском языках. Село Канда входит в Мцхетский муниципалитет, и там, в основном, проживают ассирийцы.
Местные жители рассказывают, что их кормят руки — они, по большей части, мастеровые. Из инфраструктурных объектов там есть школа и медпункт. Лечиться ездят во Мцхета или Тбилиси, а за продуктами и хозяйственно-бытовыми товарами – в село Мухрани. Говорят, там все относительно дешевле, да и выбор больше. Более подробно о быте жителей Канда рассказывает духовный наставник проживающих в Грузии православных ассирийцев, схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.
— У нас нет точных исторических данных о том, когда было основано село Канда, знаем лишь, что ассирийцы начали поселяться в Грузии после их первого геноцида – с 1833 года. Наши предки — в основном, переселенцы из Ирана, Ирака, Турции и Сирии. В настоящее время в селе проживают более 2000 ассирийцев. Большинство семей – смешанные, и они говорят на грузинском и ассирийском языках.
— Какую роль играет Церковь в жизни местного населения?
— Культурным центром Канда является эта церковь. Здесь собирается молодежь. У нас, ассирийцев, популярен фольклор – песни, танцы… Есть у села и свой хореограф – Людмила Биткаш, уникальная и талантливая личность. Маленький храм мы построили здесь в 1997 году, а в 2013 – Церковь имени 13 святых ассирийских отцов. В ней служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском. И это звучит очень красиво. Для нас большая радость, что, по милости Божьей и с благословения Его Святейшества Католикоса-Патриарха Грузии Ильи Второго, установлено богослужение на нашем языке. И это является гарантией, что наш язык не исчезнет. Я здесь служу с 2010 года, и уже шесть лет провожу службы на двух языках.
— Что вы чувствуете, когда молитесь на языке Христа?
— Недавно, во время службы, мы на арамейском языке совершили литургию XIII, XIV веков, которую обнаружили австралийские археологи. Такое чувство, будто находишься в той эпохе, в той эпохе молишься и обращаешься к Господу. Ощущение, что стоишь перед Христом… Конечно, язык имеет очень большое значение. Лично я рад, что у меня есть возможность проводить службу на арамейском языке. Тем более, что сегодня православные богослужения на нем уже не проводятся нигде в мире, кроме Грузии. Раньше проводились в Сирии, в городе Малула, но не было точно установлено, проводилась ли служба Иоанна Златоуста. А у нас мы проводим службу Иоанна Златоуста и Басила Великого. Вообще, разницы большой нет, за исключением тайных молитв. Очень многие из-за рубежа приезжают, чтобы послушать эти молитвы. Тысячи людей в год посещают нашу церковь, в том числе – православные ассирийские священнослужители.
— Какие, в основном, проблемы, волнуют это село?
— Если бы шесть лет назад вы спросили, что было главной проблемой села, я бы сказал, что безделье. Сегодня ситуация другая. Биржа не для того, чтобы молодые там проводили время. Слава Богу, большинство их них заняты – кто-то учится в вузе, кто-то – осваивает специальности и трудится. Социальные проблемы есть не только у Канда, но и у всей Грузии, и мы на это не жалуемся, кусок хлеба всегда для себя добудем.
— Как бы вы поздравили Грузию со светлым Праздником Пасхи?
— Грузия – одна из тех четырех стран, которые являются уделом Богородицы, и это особая благодать для грузинской земли. У меня мать – грузинка, отец — ассириец, Грузия – моя родина, здесь я родился, вырос и произнес первое слово – деда (мама). Хочу пожелать всей Грузии душевного покоя и радости. До того, как полюбишь Господа, должен полюбить брата своего. И я хочу, чтобы эта любовь у нас была еще глубже. Желаю всей Грузии, чтобы в ней всегда была радость, чтобы радость была у ее народа вместе с другими этническими меньшинствами. Люблю тебя, Грузия! Что я могу еще сказать?! Источник
Монастырь 13-ти Святых Ассирийских Отцов и его настоятель
Именины в сентябре
Как обращаться к священнику
Монастырь 13-ти Святых Ассирийских Отцов и его настоятель
Поездка в Грузию организовалась как обычная коммерческая съёмка. Так наивно я считала вначале. Ну, конечно, в душе я обрадовалась: «В Грузию! И коммерческая!» Мечта любого фотографа. Сейчас так модно ездить в Грузию! Там такая история!
Грузия — государство, основная часть населения которого исповедует православие, страна, дружелюбно приютившая на своей земле народы, как религиозно сопричастные, так и исповедующие другие религии.
Есть в Тбилиси очень знаковый монумент «Мать Грузия» — двадцатиметровая женская фигура, которая держит в левой руке чашу с вином для приветствия тех, кто пришёл как друг, а в правой руке меч для тех, кто пришёл как враг. И это — главная философия Грузии! Стоит ли удивляться, что на этой гостеприимной земле живут и исповедуют свою православную религию тысячи ассирийцев, православные потомки говоривших по-арамейски жителей Месопотамии, принявшие в I веке христианство, нещадно уничтожаемых, депортируемых.
Монастырь Джвари, храм Светицховели, главный кафедральный собор Цминда Самеба — известные всему миру правосланые святыни, которые входят в маршруты не только паломников, но и просто любознательных туристов.
Я же хочу показать вам Кандский монастырь имени Тринадцати Святых Ассирийских Отцов, куда я, собственно, и была приглашена.
Поводом для открытия монастыря в 2010 году послужила просьба живущих в Грузии ассирийцев, чтобы для них проводились службы на родном ассирийском-арамейском языке. На территории монастыря, кроме келейных и подсобных помещений, расположены два храма: небольшой храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и большой храм в честь Тринадцати Святых Ассирийских Отцов.
Отец Серафим. Его талант многогранен. В любом виде творчества: живопись, резьба по дереву, музыка, пение. Думаете, это — главное? Нет. Его талант — глубже. Его талант — его сердце, его душа, его смирение и его молчаливая сила.
Коммерческая съёмка осталась у ворот его монастыря, за которыми действуют другие законы и правила. Здесь ты уже понимаешь, что коммерция и эта земля, эти стены, эти люди — не совместимы. Невозможно передать эту благодатную атмосферу, это состояние духовной перезагрузки, простоту этой жизни и перерождение твоей собственной.
Хотите узнать больше о жизни и творчестве отца Серафима, «погуглите» и «поинстаграмте». Вы не разочаруетесь! Вы наполнитесь счастьем от того, что живете в одно время с ним.
Чем я могла отблагодарить этого человека за свое очищение и за вдохновение? Только теми несколькими фотографиями, в которых видна его доброта, его душа, его сила. На которых — его родная земля, его Место силы.
На территории монастыря два храма
Настоятель — схимархимандрит Серафим Бит-Хариби
На территории мужского монастыря в Старой Канде
В храме в честь 13-ти Ассирийских отцов
Отец Серафим в храме 13-ти Ассирийских Отцов
В чем самый высший и трудный подвиг?
В чем радость жизни?
Встреча с крестницей
Куда можно добраться только пешком
Ты всегда найдешь, где зажечь свою свечу
Склони голову свою…
С гостьями из Батуми
Пустынька Серафима Саровского в Боржоми
Октябрь 2018 г — ещё одна моя встреча с о.Серафимом
Уникальное село в Грузии говорит на языке Христа
Местные жители рассказывают, что их кормят руки — они, по большей части, мастеровые. Из инфраструктурных объектов там есть школа и медпункт. Лечиться ездят во Мцхета или Тбилиси, а за продуктами и хозяйственно-бытовыми товарами – в село Мухрани. Говорят, там все относительно дешевле, да и выбор больше.
Более подробно о быте жителей Канда рассказывает духовный наставник проживающих в Грузии православных ассирийцев, схимархимандрит Серафим Бит-Хариби.
— У нас нет точных исторических данных о том, когда было основано село Канда, знаем лишь, что ассирийцы начали поселяться в Грузии после их первого геноцида – с 1833 года. Наши предки — в основном, переселенцы из Ирана, Ирака, Турции и Сирии. В настоящее время в селе проживают более 2000 ассирийцев. Большинство семей – смешанные, и они говорят на грузинском и ассирийском языках.
— Какую роль играет Церковь в жизни местного населения?
— Культурным центром Канда является эта церковь. Здесь собирается молодежь. У нас, ассирийцев, популярен фольклор – песни, танцы… Есть у села и свой хореограф – Людмила Биткаш, уникальная и талантливая личность.
Маленький храм мы построили здесь в 1997 году, а в 2013 – Церковь имени 13 святых ассирийских отцов. В ней служба проводится на двух языках – грузинском и арамейском. И это звучит очень красиво. Для нас большая радость, что, по милости Божьей и с благословения Его Святейшества Католикоса-Патриарха Грузии Ильи Второго, установлено богослужение на нашем языке. И это является гарантией, что наш язык не исчезнет. Я здесь служу с 2010 года, и уже шесть лет провожу службы на двух языках.
— Что вы чувствуете, когда молитесь на языке Христа?
— Недавно, во время службы, мы на арамейском языке совершили литургию XIII, XIV веков, которую обнаружили австралийские археологи. Такое чувство, будто находишься в той эпохе, в той эпохе молишься и обращаешься к Господу. Ощущение, что стоишь перед Христом…
Конечно, язык имеет очень большое значение. Лично я рад, что у меня есть возможность проводить службу на арамейском языке. Тем более, что сегодня православные богослужения на нем уже не проводятся нигде в мире, кроме Грузии. Раньше проводились в Сирии, в городе Малула, но не было точно установлено, проводилась ли служба Иоанна Златоуста. А у нас мы проводим службу Иоанна Златоуста и Басила Великого. Вообще, разницы большой нет, за исключением тайных молитв. Очень многие из-за рубежа приезжают, чтобы послушать эти молитвы. Тысячи людей в год посещают нашу церковь, в том числе – православные ассирийские священнослужители.
— Какие, в основном, проблемы, волнуют это село?
— Если бы шесть лет назад вы спросили, что было главной проблемой села, я бы сказал, что безделье. Сегодня ситуация другая. Биржа не для того, чтобы молодые там проводили время. Слава Богу, большинство их них заняты – кто-то учится в вузе, кто-то – осваивает специальности и трудится. Социальные проблемы есть не только у Канда, но и у всей Грузии, и мы на это не жалуемся, кусок хлеба всегда для себя добудем.