храм в ханты мансийске адрес
Ханты-Мансийск
Содержание
История [ править ]
Историческим местом зарождения православной веры в Нижнем Приобье можно смело назвать местечко Кода, теперь известное как посёлок городского типа, районный центр Октябрьское Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области.
Югра славилась богатствами. В XI-XII веках Великий Новгород пытается обложить югричей данью, забирая у них «серебро и соболи и ина узорачья». Вскоре с новгородскими воеводами засоперничали в данепоборничестве владимиро-суздальские князья, а потом и московитяне.
Было у югричей и золото. С целью наживы шли на Югру русичи. Очевидно, довольно часто воинов сопровождали священнослужители, пытаясь вселить веру в сердца инородцев. За что и погибали. Так, в 1193 году воевода Ядрей, поп Легеной и двенадцать «лучших людей» были замануты остяками в свой осаждённый новгородцами город и «всех изсекоша». В 1383 году ростовский монах Стефан Храп стал первым епископом Пермской епархии с центром в городке Усть-Выме, построенном на месте языческого капища. Историки считают, что в отместку за это Полымские вогуличи в 1455 году напали на Пермь великую и убили Пермского епископа Питирима. Опять же в отместку великий князь Московский и всея Руси Иоанн III велел Устюжскому князю Василию Скрябе «Югорскую землю воевати», что тот и сделал в 1465 году. Десятилетия продолжалась война «в отместку» с переменным успехом.
1484 год в нашей истории примечателен тем, что впервые во взаимоотношениях русских и югричей миротворцем выступил Пермский епископ Филофей. По его ходатайству Иоанн III дал «опас» (охранную грамоту) пелымскому князю Юмшану. Филофей «печаловался» перед великим князем за других пленников и был одним из главных свидетелей при заключении мирного договора между русскими и югричами.
В конце XVI века «господарем» Сибири и, в частности, Югорской земли стал Ермак. Строгановы, а позднее и царь Иоанн IV не ставили ему в задачу вселение Православия в Сибирь, тем более в Югорскую землю. Обогащение за счёт порабощения югричей было их основной задачей. Атаманы Ермака повторили действия Стефана Храпа. В 1585 году, пытаясь обратно отвоевать Большой Обский город (возможно, он был рядом с Самарово – будущим Ханты-Мансийском), остяки прибегли к помощи своего верховного божества.
Осадив город, они водрузили на дерево «шайтана» и «начаша жрети перед ним, яко помощью его христиан взяти и смерти предати». Но метким пушечным выстрелом «шайтан» был разбит, а перепуганные остяки разбежались. Потом они приходили с данью и подарками к победителям, брали на себя обязательство платить ясак.
«Большой» князь Кодский (Кондинский) Алач (Алача) сам явился к казацкому атаману Богдану Брязге, когда была покорена большая часть Югорской земли, и заключил дружественный союз. В ответ Брязга «постави князя большого Алачея, яко богата суша», от устья Иртыша до устья Казыма. То есть, вместо себя назначил властелином на всю территорию, которую мы теперь называем Нижним Приобьем.
По преданиям, верховное божество находилось в Белогорском княжестве, столицу которого – Большой Обский город – захватили казаки, а идола разбили из пушки. Вероятно, идол был не в одном экземпляре, а может быть, шаманы изготовили другого, но есть предположение, что «шайтана» переправили в Коду. Сюда же потянулись божества и из других остяцких языческих племён.
Чтобы обеспечить их охранность, князь Алач в начале 90-ых годов XVI века едет в Москву и принимает православную веру. А в 1599 году уже вдова князя Алача тоже в Москве стала новокрещённой Анастасией. По её просьбе в 1600-ом году в Коде была построена церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая Мирликийского. Руководствовалась княгиня, очевидно, тем, что стремилась упрочить могущество своего сына Игича, ставшего «большим» князем после смерти отца Алача. По той же причине в 1602 году едет в Москву и принимает православную веру князь Игич, сооружает в Коде ещё один храм – в честь соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия.
Годом зарождения православия на Югорской земле среди остяков (ханты) следует считать 1600 год. В христианство прежде всего стремилось так называемое знатное сословие. В первые годы XVII века в Коде были крещёными, кроме княгини Анастасии и её сына Игича, жена «большого» князя Анна Пуртеева, их дети – новообращённые Григорий, Михаил и Иван… Число прихожан в церквах было столь мало, что в 1608 году первый в Коде поп Евстратий бил челом царю, что «ему-де тут быть не у чего». И в том же году церкви были закрыты.
Однако внук Алача и сын Игича – Михаил, став «большим» князем, восстанавливает Свято-Троицкую и Зосимо-Савватиевскую церкви. Он не жалеет средств на содержание храмов. И в них имелось всё необходимое: «местные иконы, и у тех икон прикладные пелены и деисусы, и праздники, и пророки, и праотцы, и херувимы, и серафимы, и всякое церковное строение, алтарная казна, сосуды служебные, серебряные, и Евангелие, напрестольные кресты и благословляющие под окладом, с жемчугами и каменьями, и ризы».
Были возвращены из Берёзова образа, колокола и книги, присланные в Коду в 1600 году из Москвы. Кроме того, хранился здесь и княжеский арсенал, в том числе 40 панцирей, луки и стрелы… Князь Михаил даже сам даривал церкви серебряные сосуды. Поэтому надо полагать, что он свято хранил и наследие своего деда князя Алача, которому будто бы кто-то из татарских князьков подарил панцирь Ермака.
Не в отца пошёл его наследник князь Дмитрий. Подданные жаловались царю, что и сам князь, его мать и их люди «новокрещённые живут в православной христианской вере некрепко, к проклятым шайтанам мольбу прилагают и в скверное их требище бесовское шайтану в дар платье и лошадей дают, и люди ж его из пищалей на церквах по крестам стреляют». Более того, якобы князь Дмитрий шаману для принесения в жертву отдал «жёнку».
Дмитрию Алачёву вместе с семьёй было велено ехать в Москву. «Пограбя во церквах Божиих… церковное строение, сосуды серебряные и книги, он «учал продавать» их по дороге. Так «Триодь постная» продал он, князь Дмитрий, едучи из вотчины своей, из Коды, на дороге Самаровской ямщикам». Пресёк торговлю тобольский архиепископ Герасим. Он приказал Дмитрию продаваемое церковное имущество «принести к себе посмотреть, будто для купли». И конфисковал у незадачливого торгаша серебряные сосуды и печатные книги: комплект из 12 служебных Миней и два Октоиха. О случившемся владыка сообщил в Москву, оттуда распорядились всё отобранное вернуть в Троицкую церковь.
Надо сказать, князю Дмитрию вменялось в вину, кроме богохульства, воровства и спекуляции церковным имуществом, ещё и то, что он злоупотреблял служебным положением и довёл остяков до того, что они обратились к царю с просьбой освободить их из-под власти Алачевых, и принять под «государеву руку»…
Развитием Православия в Югре вплотную занялся новый тобольский архиепископ Симеон. В 1653 году, основываясь на челобитных остяков четырнадцати кодских волостей, он сообщил царю: «В прошлых-де годах в Кодском городке церкви Божии стояли многие лета, и пение Божественное совершалось по вся годы, и их братия, остяки многие, слышали православную христианскую веру, приходя в Кодский городок, крестились; а ныне-де тот Кодский городок стал впусте, и церкви Божии стоят без пения». Владыка Симеон просил царя: «чтоб им пожаловать, велеть на том месте, где церкви Божии стоят, быть монастырю и старцам, чтоб видя православие, крестились». И Алексей Михайлович 20 октября 1653 года подписал грамоту, в которой распорядился: «В том Кодском городке монастырю и старцам, дьячку и пономарю быть и ругою и жалованьем их устроить».
Так появился мужской Кодский монастырь. Со временем храм креп и рос, а церковь во имя святых Зосимы и Савватия с самого начала практически не использовалась и её совсем закрыли. Но рядом с Троицким храмом «в новой ограде» была выстроена «церковь новая, тёплая, шатровая ж, с трапезною и с келарскою с прирубными, алтарь и предел прирубные ж. А во имя та церковь Благовещения Пресвятой Богородицы».
Расширялись территориальные владения Кодского княжества, а значит – географически возросла зона влияния Кодского монастыря. Княжество территориально распространялось не только от Самарово до Берёзово по реке Обь, но имело плодородные земли на Исети, заимку близ Ялуторовска, своё подворье в Тобольске и в Самарове… Количество верующих было столь велико, что в городках по Оби строили храмы.
Второе возрождение придало Православию расцвет и размах. В 50-ые годы XVIII века в Коде появилось каменное здание Свято-Троицкой церкви, которое было самым высоким вплоть до Тобольска. Колокола здесь отливали из собственной меди, залежи которой «Иванище» Кодский (летописцы называют его то экономом, то строителем, то рудознатцем) обнаружил прямо под монастырём. Чтобы не нарушить спокойствие обители, он скрыл этот факт не только от Москвы, но и от Тобольска. Медную руду добывали тайно (это объясняет существование двух подземных переходов общей протяжённостью в полтора десятка километров), «Иванище» возил её в Москву, плавил и отливал колокола.
К 90-ым годам вновь, в третий уже раз, встал вопрос о закрытии мужского Кодского монастыря. Но решили запущенные дела передать в женские руки. В 1891 году он был преобразован в женский Свято-Троицкий монастырь, с подчинением Иоанно-Введенскому женскому монастырю Тобольско-Тюменской Епархии.
30 мая 2011 г. решением Священного Синода в пределах Ханты-Мансийского автономного округа была образована Ханты-Мансийская епархия. Это произошло путем выделения ее из состава Тобольско-Тюменской епархии. Синод постановил правящему архиерею Ханты-Мансийской епархии иметь титул Ханты-Мансийский и Сургутский. Решением Священного Синода от 25 декабря 2014 г. (журнал № 120) из состава епархии выделена Югорская епархия. Ханты-Мансийская епархия включена в состав Ханты-Мансийской митрополии.
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Кафедральный Воскресенский Собор, г.Ханты-Мансийск. Ковчег с частицей честной главы и икона святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского; сапожек с мощей святителя Спиридона Тримифунтского.
Православные храмы [ править ]
Кафедральный собор Воскресения Христова (Ханты-Мансийск) [ править ]
Огромный пятикупольный храм с отдельно стоящей колокольней. Выстроен в 2001-2005.
19 сентября 2013 года, в праздник воспоминания чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения кафедрального собора Воскресения Христова в Ханты-Мансийске и Божественную литургию в новоосвященном храме.
Были освящены три престола: центральный — в честь Светлого Христова Воскресения; северный — в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших; южный — в честь святого благоверного князя Александра Невского.
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17
Часовня Кирилла и Мефодия [ править ]
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Ханты-Мансийск) [ править ]
Церковь построена в селе Самарово (ныне в черте города Ханты-Мансийск) в 1816 г. под руководством присланного из Тобольска архитектора Шаньгина. Около церкви размещалось училище, в котором некогда преподавал едва ли не весь церковный причт. На протяжении века церковь была средоточием духовной жизни населения северного края. В 1930-х гг. была разрушена. Заново построена на фундаменте прежнего храма. Освящена в 2000 году. Архитекторы Н.З. Казаков и В.Н. Филиппов.
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 297
Храм Артемия Веркольского [ править ]
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, Северное кладб.
Храм Владимира равноапостольного [ править ]
Адрес: Ханты-Мансийский авт. окр., г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина, 17
Храм Илии Пророка г. Ханты-Мансийск
Храм Илии Пророка г. Ханты-Мансийск запись закреплена
Храм Илии Пророка г. Ханты-Мансийск запись закреплена
Храм Илии Пророка г. Ханты-Мансийск запись закреплена
Ханты-Мансийская митрополия | ХМАО | Югра
5 ноября 2021 года, в день памяти принесения мощей святителя Нектария Тобольского и Сибирского в Ханты-Мансийскую епархию, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел возглавил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе г. Ханты-Мансийска.
Показать полностью.
Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Югорский и Няганский Фотий, духовенство Ханты-Мансийской епархии. Диаконский чин возглавил клирик Тихвинской епархии протодиакон Георгий Стефанов.
Богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканале «Союз».
За Литургией митрополит Павел рукоположил руководителя отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ епархии диакона Антония Долгушина в сан иерея.
На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции, а также об укреплении врачей: «Призри, Владыко Человеколюбче, на жертвенный подвиг врачей наших, посли им здравие непоколебимое, силу и крепость духа, мудрость к совершению трудов во благо народа нашего и сотвори чрез них исцеление страждущим рабом Твоим, прилежно молим Ти ся, скоро услыши и помилуй».
После сугубой ектении владыка вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.
Проповедь перед причастием произнес благочинный Сургутского городского благочиния протоиерей Антоний Исаков.
По окончании богослужения было совершено молебное пение во время губительного поветрия.
В своем слове митрополит Павел отметил:
«Ваше Преосвященство, Ваше преподобие, дорогие братья и сестры! Сегодня особый день в нашей епархии, сегодня мы отмечаем память святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского, который здесь подвизался во времена Михаила Фёдоровича Романова. Сложное было время, как об этом писал святитель, но его святость несомненна настолько, что Господь удостоим ему обрести икону «Знамение» Абалакскую.
Мало кто знал о святителе Нектарии, когда была образована наша епархия, и было принято решение перенести часть главы святителя в наш кафедральный собор и установить святительский день нашей епархии. У нас появился святитель, который помогает нам, и мы его более узнали. И та частица главы его, которая присутствует в нашем соборе, особенна тем, что ему всегда можно пошептать на ушко о своих заботах и просьбах. Слава Богу, что Господь нам дал эту частицу мощей как утешение, как помощь и покровительство святителя Нектария!
Я всех сердечно благодарю за то, что прибыли сегодня разделить радость святительского дня нашего небесного покровителя! Надеюсь, что он и сегодня присутствует с нами, и помогает каждому из нас нести свой земной крест.
Ваше преосвященство, благодарю Вас за братскую любовь и посещение нашего Кафедрального собора в этот праздничный день, за радость литургического общения у святителя Нектария! Благодарю Вас сердечно за Ваши молитвы, и всех священнослужителей, и всю нашу паству!»
В ответном слове епископ Югорский и Няганский Фотий отметил:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Павел, сердечно благодарю Вас за приглашение на святительский день и очень рад сегодня разделить эту великую совместную молитву и от лица всех верующих западной части Ханты-Мансийского автономного округа и от себя лично хотел бы поздравить Вас с днём памяти святителя Нектария. Вот уже несколько лет мы собираемся у частицы мощей святителя и возносим ему свои молитвы, веря в то, что святитель предстательствует пред Господом и возносит свои молитвы о нас, живущих здесь, на земле. Сегодня в непростое время, когда и от врачей и от священнослужителей и от народа Божьего требуется особая крепость духа, и мы, вознося свои молитвы Господу Богу, выражаем сердечную надежду, что господь защитит нас, конечно, не без нашего произволения. Мне хочется поблагодарить Вас, Ваше Высокопреосвященство, за то внимание и любовь, которую Вы оказываете в делах развития Югорской епархии. Хочется пожелать Вам крепкого доброго здоровья, всему духовенству — духовной помощи, крепости духа и твёрдости в служении Господу Богу!»
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла во внимание к самоотверженному труду по борьбе с коронавирусной инфекцией медалью Русской Православной Церкви «Патриаршая благодарность» удостоены:
Врач — эндокринолог терапевтического отделения БУ ХМАО-ЮГРЫ «Окружная клиническая больница» г. Ханты-Мансийска Лайсан Галемзяновна Абайдуллина;
Врач — инфекционист детского инфекционного отделения БУ ХМАО-ЮГРЫ «Окружная клиническая больница» г. Ханты-Мансийска Татьяна Ивановна Реверчук;
Указом митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла:
во внимание к вкладу в сохранение традиционных ценностей в обществе президент Международного кинофорума «Золотой Витязь», депутат Государственной Думы Российской Федерации VIII созыва Николай Петрович Бурляев награжден медалью Ханты-Мансийской епархии святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского I степени.
во внимание к помощи Ханты-Мансийской епархии Дмитрий Александрович Мизгулин награжден медалью Ханты-Мансийской епархии святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского I степени.
во внимание к усердным трудам в должности председателя отдела социального служения и благотворительности Ханты-Мансийской епархии и в связи с 10-летием со дня образования Ханты-Мансийской епархии иерей Леонид Бартков награждён медалью Ханты-Мансийской епархии святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского III степени.
во внимание к трудам во благо Ханты-Мансийской епархии пресс-секретарь информационного отдела Ханты-Мансийской епархии Павел Викторович Иньков награждён медалью «За Церковные заслуги перед Ханты-Мансийской епархией» III степени.
*************************************************
Ханты-Мансийская митрополия обрела своего небесного покровителя-святителя Нектария, архиепископа Сибирского и Тобольского, в ноябре 2012 года. Святые мощи святителя Нектария были доставлены в г. Ханты-Мансийск из Нило-Столобенской пустыни Тверской епархии.
Святитель Нектарий, всего 4 года пребывая на Сибирской земле, исполнял возложенное на него священноначалием и Государем Михаилом Федоровичем Романовым великое делание. Исполняя свою миссию, святитель имел дух смирения, терпения, любви, — монашеских добродетелей, которые он стяжал в Нило-Столобенской пустыни Тверской земли и которые проявились в его служении. Именно архиепископу Тобольскому и Сибирскому Нектарию была явлена великая святыня Сибири Абалацкая икона Пресвятой Богородицы «Знамение». Много потрудился святитель и на ниве просвещения духовенства и мирян.
Жизнь святителя Нектария — особый случай сочетания в одном человеке глубокой молитвы, высочайшей образованности и таланта подлинной государственности, ибо сибирское его послушание, выполненное по просьбе тогдашней власти, во многом помогло становлению Сибири как части великой державы. Не зря по промыслу Божию, святительский день в Ханты-Мансийской епархии предваряет общегосударственный день народного единства и праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
Кафедральный собор Воскресения Христова – г. Ханты-Мансийска
Тел.: +7 (3467) 35-02-75
Адрес: 628011, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Гагарина 9
Богослужение:
Ежедневно вечернее богослужение в 17.00, Литургия в 8.00;
В субботу всенощное бдение — в 17.00.
В воскресенье Литургия — в 9.00.
Каждый понедельник совершается молебен в 8.00.
Исповедь совершается во время вечернего богослужения.
Таинство Крещения совершаются по субботам в 11.00 (для желающих приступить к Таинству Крещения, нужно пройти огласительные беседы во вторник и четверг в 19.00 в здании Православной гимназии).
Отпевание усопших и заупокойная панихида совершаются ежедневно.
Таинство Венчания совершается в положенные дни.
Настоятель храма — митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел.
Клир:
История Воскресенского кафедрального собора.
Главный Престол Собора освящен в честь Главного праздника всех Христиан- Светлого Христова Воскресения, поэтому каждая Пасха в Храме- престольный праздник.
Престол северного придела храма освящён в честь Всех святых, в земле Сибирской просиявших (Престольный праздник здесь 23 июня), Престол южного придела храма — в честь святого благоверного князя Александра Невского (Престольный праздник 6 декабря).
Храм Воскресения Христова — это Пятикупольный храм с отдельно стоящей колокольней. Высота главного купола почти 60 метров, высота подкупольной части внутри храма 41 метр; Под куполом находится центральное паникадило изготовленное в г.Омске.
Высота колокольни 62 метра. На колокольне 12 колоколов, один из них «Губернаторский» весом 10 тонн. Отливались колокола на Московском заводе «ЗИЛ». Купола и Кресты храма изготовлены в г. Волгодонске они выполнены из специального сплава под золото т р и н и т р и т т а н а.
Основные этапы строительства:
В 1988 году епископом Тобольским и Тюменским Антонием было выбрано удачное место под строительство Храмового комплекса и позднее здесь был установлен крест, где в дальнейшем служились молебны и проходили крестные ходы.
10 декабря 1999 года Высокопреосвященнейший Димитрий, архиепископ Тобольский и Тюменский освятил накладной камень на месте строительства будущего комплекса.
В 2001-ом на месте строительства была забита и освящена первая свая,
в фундамент под центральный алтарь Храма заложен камень, привезенный из Соловецкого монастыря.
12 августа 2001 года место строительства Храмового комплекса посетил его Святейшество Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II
Практически все ведущие нефтяные и газовые компании, работающие на территории Югры участвовали в строительстве Воскресенского собора. Среди благотворителей и жертвователей- «Сургутнефтегаз», «Лукойл», «Юкос» и «Славнефть», Ханты-Мансийский банк и Государственная страховая компания «Югория», Мостострой-11 и строительная компания «Варьеганнефтеспецстрой», и многие другие.
Высота колокольни 62 м (до подкрестного шара), это одно из самых высоких зданий в городе.
25 июня 2005 года впервые в строящемся храме в честь Воскресения Христова Его Высокопреосвященством Димитрием архиепископом Тобольским и Тюменским отслужен молебен.
Возводили храмовый комплекс главный архитектор проекта Николай Казаков, главный конструктор Валентин Добрунов, генеральный подрядчик Омская компания «АСК», застройщик- благотворительный фонд «Во имя Воскресения Христова», работу которого курировали прежний Губернатор Югры Александр Филиппенко, протоиерей Сергий Кравцов и председатель фонда Владимир Семёнов.
В 2006 году Ханты-Мансийск принимал общероссийские дни Славянской письменности и культуры. В эти дни Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил памятники святителей Иоанна и Филофея, митрополитов Тобольских и святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и
24 мая совершил Божественную Литургию и малое освящение храма в честь Воскресения Христова.
В 2007 году состоялась первая Пасхальная Заутренняя в Храме Воскресения Христова, которую транслировала телелерадиокомпания Югра.
В августе 2012 года с благословения управляющего Ханты-Мансийской епархией епископа Ханты_Мансийского и Сургутского Павла, началась роспись Храма Воскресения, которую в сербско-византийском стиле выполнили иконописцы из художественной мастерской Томского Союза монументалистов, скульпторов и дизайнеров. Объем работы – 4100 квадратных метров фресковой росписи.
19 сентября 2013 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великое освящение собора.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.