храм в холках белгородская область
Храм в холках белгородская область
5 ноября в нашем монастыре был отслужен молебен на начало всякого доброго дела,на котором присутствовали казаки.
Игумен Никодим поздравил всех с праздником Казанской иконы Божией Матери и с Днём Народного единства и призвал казаков быть всегда одной большой и дружной семьей, служа отечеству, народу и вере православной!
«Сегодня, с сожалением наблюдая за разделениями в среде казачества, мы не можем оставаться равнодушными к происходящему и хотели бы обратиться со словом о примирении и согласии ко всем без исключениям братьям, которые считают себя казаками и стремятся возрождать славные традиции казачества на земле нашей!»-сказал игумен Никодим.
Будем следовать словам Преподобного Сергия Радонежского:
«Единением и любовью спасемся!».
Свято-Троицкий Холковский монастырь − действующий православный мужской монастырь. Это − уникальный пещерный монастырь в Белгородской области, расположенный на берегу реки Оскол, у села Холки Чернянского района, в пятнадцати километрах от города Новый Оскол. Согласно преданию обитель находится на месте, где встретились князь Игорь Святославович и его брат Всеволод перед тем, как идти на половцев в 1185 году.
Приглашаем всех на праздничное Богослужение:
Дорогие братья и сестры!
Поздравляем всех с великим и светлым праздником Рождества Христова!
Пусть родившийся Богомладенец укрепит в ваших сердцах веру, вдохновляет на совершение добрых дел, дарует здравие, мир и любовь!
Христос родился, и с нами Бог!
Сегодня мы от всей души поздравляем С Днем Ангела наместника монастыря игумена Никодима! Дорогой отец наместник,примите самые тёплые пожелания мира, счастья, здоровья и радости!Пусть Ваше благое дело дарит каждому чистую веру и добрую надежду, пусть в Вашей жизни каждый день будет светлым и мирным! Многая и благая Вам лета! 10.01.19 г.
9 января, на третий день Рождества Христова, в Доме культуры с.Ездочное,прошла детская Рождественская ёлка. По доброй традиции,праздник посетил наместник Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря игумен Никодим. Дети начальной школы вместе с преподавателями и коллективом Дома культуры подготовили сказочное представление,которое все зрители,от мала до велика смотрели на одном дыхании. Отец наместник поздравил всех ребят,родителей,преподавателей и гостей праздника с Рождеством Христовым,сказал много добрых слов и подарил всем участникам сладкие подарки.
1 сентября митрополит Иоанн посетил наш монастырь, чтобы за богослужением встретить сразу несколько радостных событий: день памяти Донской иконы Божией Матери, день своего рождения, день знаний. В этот день белгородскому архипастырю сослужили архиепископ Роменский и Бурынский Иосиф, епископ Губкинский и Грайворонский Софроний и епископ Валуйский и Алексеевский Савва, а также духовенство митрополии. По окончании богослужения было совершено молебное пение перед началом учебного года.
Храм в холках белгородская область
Храм Святого равноапостольного князя Владимира
Храм Донской иконы Божией матери
Иконостас Донского Храма
Иконостас Свято-Троицкого пещерного монастыря
Первое летописное упоминание о монастыре относится к 1620 году. Монастырь был основан иноком Геласием.
Его насельники жили и молились в меловых пещерах, архитектурно и планировочно напоминающих Киево-Печерские, выдолбленных в одном из холмов близ поселка Чернянка. В пещерах находились предельно аскетичные кельи (с кроватью и столом, вырубленными из мела) и подземный
Монастырь просуществовал 144 года и в 1764 году был упразднен Указом императрицы Екатерины II. Вход в пещеры был завален, Богослужения в подземном храме не совершались. Монастырский Преображенский храм, возведенный в 50-х годах XVII в., стал приходским.
Шли годы, уже никто из жителей с.Холки не мог указать место, где находилась построенная в 1757 г. надвратная часовня — вход в подземный монастырь был затерян.
В середине семидесятых годов XX века интерес к пещерам проявили историки-краеведы. Руководством Чернянского района было принято решение о восстановлении пещер. Частично отреставрированные холковские пещеры были открыты для посетителей в начале 1990-х гг. Продолжались восстановительные работы.
В 1995 г. по воскресеньям в подземном Свято-Троицком храме священнослужителями Чернянского округа начали совершаться Богослужения. Холки стали посещать не только туристы, но и паломники.
В 1996 г. на территории древнего Холковского монастыря епископом (ныне архиепископ) Белгородским и Старооскольским Иоанном освящены три закладных камня на месте строительства двух храмов и часовни.
Вначале был возведен у входа в пещеры надвратный храм во имя Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, затем Владимирская часовня.
В декабре 1999 г. архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил монастырский храм в честь Донской иконы Божией Матери. На состоявшемся 28 декабря 1999 г. заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было благословлено открытие Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря.
Храм в холках белгородская область
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Чудеса России: Холковский подземный монастырь
В прошлом году мне удалось побывать в удивительном месте –Холковском Троицком мужском подземном монастыре. Поездка произвела неизгладимое впечатление, кроме того узнала для себя много интересного.
Дорога была долгой, но не утомительной. Мы проезжали города Новый Оскол и Яблоново. Кругом поля, к счастью ухоженные, иногда попадались красивые пейзажи с меловыми горами и соснами.
В десяти километрах от районного центра Чернянка Белгородской области раскинулось старинное русское село Холки.
По разному объясняют ученые и краеведы происхождение названия села. Одни считают, что оно получило его от старинной речки Холок. По мнению других, село обязано своим названием меловым холмам, у подножия которых оно расположено. Эти холмы, уверяют местные жители, похожи на гривы трех лошадей, повернутых мордами на восток. Оба эти варианта представляют интерес, но, вероятно, первый из них заслуживает большего доверия.
И само село, и место его расположения имеют древнюю и богатую историю. По предположению археологов, здесь, на берегу Оскола, еще в 1-м тысячелетии до нашей эры было укрепленное поселение первобытных людей. К сожалению, об этом древнейшем поселении, относящимся к периоду железного века, нам практически ничего не известно.
Памятник Великому князю Святославу Храброму скульптора Вячеслава Клыкова.
По предположению историков, место, где находится Холковский подземный монастырь, посетили князь Игорь Святославич и его брат Всеволод, когда пришли сюда из Новгород-Северского и Трубчевска и после встречи в мае 1185 года отправились по изюмскому шляху вдоль реки Оскол на юг к половецким кочевьям.
Более всего это место известно подземными храмом и пещерами, выдолбленными в меловом холме. В 1649 году здесь иноком Геласием был основан Холков-Царев-Никольский (позднее Троицкий) мужской подземный монастырь.
В 1764 году по приказу императрицы Екатерины II монастырь был упразднен, а подземный храм использовался для богослужений в зимнее время местными жителями, т.к. в пещерах в любое время года сохраняется постоянная температура (10 градусов тепла). Летом богослужения совершались в сельской кладбищенской церкви.
Небольшая часовня, через которую нас поведут по лабиринтам пещер.
В самом вверху колокольня.
Оттуда открывается незабываемый вид на окрестности Чернянки.
Храм в холках белгородская область
Судя по технике строительства пещер предположительно монастырь был основан в XIV веке монахами Киево-Печерской Лавры. Холков-Царев-Николаевский мужской монастырь впервые упоминается в 1620 году. В 1650-1700 годах был построен подземный Троицкий храм, его купол был выложен из кирпича. В 1653 году царь Алексей Михайлович дал настоятелю монастыря Ефрему жалованную грамоту на безоброчное владение мельницей, которую монахи построили рядом недалеко от пещер на берегу речки Холки. В 1757 году была возведена деревянная часовня перед входом в пещеру. Вскоре она была расширена и стала служить надвратной церковью. Поскольку монастырь регулярно подвергался набегам татар, в 1666 году на самом высоком холме неподалёку от монастыря была сооружена «Жестовая сторожка» для наблюдения за степью, которая входила в систему белгородской засечной черты.
Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года Свято-Троицкий мужской монастырь был открыт вновь.
По её версии, Игорь форсировал Северский Донец в его верхнем течении (очевидно, выше Белгорода). Далее он пошёл в восточном направлении и вышел к Осколу в том месте, где находилась крайняя южная русская крепость Холок, у слияния речки Холок с Осколом. Сейчас в этом месте располагается Холковский пещерный монастырь.
В статье, посвященной Холковскому городищу, С.А. Плетнева отмечает: «Нам кажется вполне правомерным предположение, что Игорь и Всеволод, условившись встретиться на Осколе, имели ввиду какой-то определенный пункт. Этим пунктом могла быть единственная русская крепость на Осколе — Холок. Всеволод подошел к ней из Курска дорогой через переволоку, а Игорь «перейде Донец по броду у впадения в Донец Нежеголи» пошел по Нежегольскому шляху, действующему и поныне, к Холку. Игорь же ждал Всеволода у Холка 4-5 мая, а 6 мая они тронулись по Изюмскому шляху или вдоль берега Оскола на юг, к половецким кочевьям». Кроме того, С.А. Плетнева считает, что тактически князьям было выгоднее соединить свои дружины как можно раньше, чтобы выйти в Половецкую степь более мощной силой. Также в пользу данной версии говорит то, что белгородские меридиональные реки вторгались в степные просторы «языками» лесных массивов, что позволяло, как можно более скрытно подойти к кочевьям половцев.
Posts from This Journal by “монастырь” Tag
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — действующий монастырь Казанской епархии, расположен на острове Свияжск в 30 км от Казани.…
В Подмосковье, недалеко от города Чехов, на берегу реки Лопасни расположен один из самых красивых и древних монастырей России — Вознесенская…
Если ехать от Пскова на Гдов по шоссе, которое идет прямо на север, спускаясь и подымаясь с одного лесистого холма на другой, то в тридцати…
Паисиево-Галичский монастырь, один из древнейших на Костромской земле, находится рядом с городом Галич Костромской области, в его пригороде —…
Comments
Род Холки
• Холки Елизар Иванович, по прозвищу Холка (посадский человек, подьячий г. Новгорода 1586г.);
Сын: Холкин Савва Елизарович
Внук: Холкин Еремей Савин (посадский человек, рыбный ловец, Новгорода 1646 г.);
• Холки Василий, по прозвищу Холка Васька Кострома (посадский человек, г. Костромы 1598г.);
Сын: Холкин Ортошка Васильевич (1678г. переписная книга г. Гороховца)
• Холки Степан, по прозвищу Холка (посадский человек, Соликамский староста г. Соли Камска);
Сын: Холкин Ждан Степанович (Пермская летопись 1622-28г.г.)
• Холки (Холкин) Иван, по прозвищу Холка (посадский человек в г. Путивле 1595г.);
• Холки (Холкин) Роде, по прозвищу Холка (стрелец в г. Путивле 1595г.);
• Холки Григорий, по прозвищу Холка (1595году по указу царя направлен в Сибирь).
Сын: Холки Яков Григорьевич, по прозвищу Холка (был поручителем 12.08.1590г. за крестьян Глубокого ключа Спасского Ильинского прихода Спасо-Прилуцкого монастыря г. Вологды, прозвище зафиксировано челобитной 1623г.)
Сын: Холки (Холкин) Семен Григорьевич, по прозвищу Холка (Пермская летопись 1667г. межевание Киргинской слободы Тобольского уезда, его сын Холкин Яков Семенович проживал у брата Холки Якова Григорьевича до 1631г. Перепись 1683г.)
• Холки Матвей # 1570-80 г.р., по прозвищу Холка
Сын: Холки Иван Матвеев # 1600-10 г.р., по прозвищу Холка (посадский в дворцовой слободе на Кукарке в 1646 году), его дети:
Холки Оска Иванович # 1630-40 г.р.
Холки Иван Иванович # 1630-40 г.р.
Один из потомков Холки Ивана первопроходец, примерно в 1575 году на Онежском полуострове в Белом море в Архангельской области и назвал озера и реки: Большое Холкозеро из него вытекает река Большая Холка, Малое Холкозеро из него вытекает река Малая Холка.
Холки (староверы) сначала основали деревни в Нижегородской области, затем по невыясненным причинам их род ушел на Вятку и в вотчину баронов Строгановых. Некоторые из них в дальнейшем переселились в Сибирь и дошли до Иркутской области, где прозвищем Холка назвали озеро.
Холки и их потомки Холкины основали деревни:
1) д. Холка Кичменгского-Городецкого р-на Вологодской области;
2) д. Холки Юрьянского р-на Кировской обл.(ныне не существует);
3) д. Холкин Конец в Тотемском районе Вологодской обл.;
4) сельцо Большое Холкино, (в 1776 году владения генеральши Свиньиной Клеопатры Семеновной сельцо Большое Холкино и пустошь Малая Холкина) ныне деревня Холкино в Большесельском районе Ярославской области);
5) д. Холкино в Архангельской волости в 48 верстах от г. Вологды (ныне не существует);
6) д. Холкина Пышминского района Свердловской области;
7) д. Холкино (22 верстах от г. Ветлуга) Нижегородской области, ныне с. Новоуспенское;
8) д. Холкино в Уренском районе Нижегородской области;
9) д. Холкино (Черная Рамень) в Лебяжском районе Кировской области, ныне не существует;
10) д. Холкино Уржумский уезд Вятская губерния, в настоящее время деревни не существует Холкино (Кутеи) в Уржумском районе Кировской области, ныне не существует;
11) д. Холкины в Арбажском районе Кировской области;
12) д. Холкина (Хохрята, Ашаево) Верхнекамского района Кировской области, ныне часть деревни Лайно.
Чем уникален Холковский монастырь и как живут современные монахи
История монастыря, которому около 400 лет
Читать все комментарии
Добавить в закладки
Удалить из закладок
Войдите, чтобы добавить в закладки
Летом в Белгородской области проходит множество фестивалей и праздников, среди которых есть связанные с достопримечательностями и историческими местами.
Наши читатели попросили рассказывать о таких местах и праздниках. Мы начнём с уникального Холковского Свято-Троицкого монастыря, названного, как несложно догадаться, в честь Святой Троицы. В этом году он отметит 20-летие со дня своего официального открытия, хотя его история началась около 400 лет назад.
Сотни лет под завалами
Справка:
По преданию, Холковский монастырь находится на том месте, где в 1185 году произошла встреча князя Игоря Святославовича и его брата Всеволода перед походом на половцев
Первое летописное упоминание о Холковском Царёв-Николаевском мужском монастыре относится к 1620 году. Правда, упоминается он как наземный, а не как пещерный монастырь.
За свою историю Холковский монастырь не раз упразднялся и восстанавливался. Первый раз его упразднили в 1764 году по манифесту Екатерины Второй об изъятии монастырских земель в пользу государства.
В XIX веке князь Александр Голицын пытался восстановить обитель на свои деньги, но в итоге подземный монастырь так и не открылся, службы проводились в наземном храме. Подземные скиты заваливались осыпями.
В 1990 году пещеры стали расчищать энтузиасты, а через 5 лет в подземном храме возобновились богослужения. 28 декабря 1999 года обитель решением Священного синода Русской православной церкви открыли официально.
От гибели пещеры спасло кладбище
Сейчас помимо древней подземной обители на территории монастыря располагаются два наземных храма и жилой корпус с монашескими кельями. Находится здесь и кладбище, где похоронены местные жители — их хоронили в советские годы, когда монастырь не действовал.
Кстати, если бы не эти могилы, возможно, уникальные пещеры и не сохранились бы.
Ощущения от посещения подземного монастыря особенные. Я бы описала их как смесь полного душевного спокойствия, умиротворения с удивлением — как всё это простояло века? И они усиливаются по мере углубления в пещеры. Здесь и правда очень холодно — чтобы не мёрзнуть, мне пришлось надеть шерстяной свитер.
Как монахи жили в таких суровых условиях? Спать им приходилось в жёстких нишах, вырубленных прямо в мелу. Судя по всему, печей здесь не было.
Хоронили иноков тоже в пещерах.
— Погребены братья вот в этом помещении, — показывает отец Никодим на небольшую пещерку, которая находится за меловой стеной с окошком, — Климат здесь способствует тому, что запаха тления нет.
Справка:
Протяжённость пещер Киево-Печерской лавры — около 700 метров. В пещерах находятся подземные храмы и покоятся мощи 122 канонизированных святых.
После реставрации подземный монастырь немного преобразился — на стенах вырезали иконы из мела. А в подземном храме установили редкий иконостас из керамики — такой вы не увидите ни в одном из белгородских храмов.
— Уже в то далёкое время всё здесь спроектировали так, чтобы вокруг подземного храма можно было совершать крестный ход. Например, если вы пройдёте вот по этой пещере, — показывает отец Никодим направление, — Вы сюда же и вернётесь. Вот эта келья — специально для чтения молитв. В ней уникальная акустика — здесь усиливается голос, чтобы братия в кельях слышала молитву. Причём голос усиливается только мужской, женский, наоборот, звучит глуше.
Кстати, в храме пещерного монастыря регулярно проводятся богослужения — каждую субботу.
Чудеса исцеления и жизнь современных монахов
Со святыми местами связано много историй о чудесах и исцелении от болезней. Случались они и в Холковском монастыре.
— Благодаря природному мелу воздух в пещерах насыщен минералами, в первую очередь йодом, который благотворно сказывается на органах дыхания, — рассказывает игумен Никодим. — К нам едут люди, которые страдают астмой. Рассказывают потом, что стали чувствовать себя намного лучше. Исцеляются здесь и люди с тягой к алкоголю и наркотикам.
Условия в обители за 300 с лишним лет, разумеется, изменились. Современные монахи живёт уже не в пещерах, а в наземных кельях, и их быт уже не настолько суров, как у предшественников. Но уклад и традиции монастыря с ходом времени кардинально не меняются: это по-прежнему постоянная молитва и труд.
— В древние времена проживало до 15 монахов. Сейчас 17: 7 монашествующих и 10 послушников — это те люди, которые ещё не приняли постриг и проходят испытание монашеским образом жизни. Они затем принимают решение — постричься в монахи или жить в миру, — говорит отец Никодим. — Послушник должен осознать: сюда приходят, чтобы посвятить себя Богу, а не чтобы уйти от жизненных проблем. В монастырь не уходят, в него приходят.
День монахов ежедневно начинается в 6 часов утра с молитвы. Затем — служба в храме, где каждый день проходит божественная литургия. После службы трапеза, после которой все отправляются выполнять послушания — то есть работу, которую инок не выбирает по своему желанию — её ему поручают, хочет он этого или нет. Работа есть и грязная — например, навоз убирать. Вечером у монахов богослужение и скромный ужин.
— Послушания разные: работа в трапезной, где готовят пищу, уборка в корпусе и в храме, стирка одежды. Также работа в огороде и по хозяйству: коровы, куры, пасека. Монастырь полностью живёт на самообеспечении, — рассказывает игумен Никодим. — Одно из послушаний — экскурсии в пещерный монастырь для паломников.
Строгий уклад и послушания учат смирению и приводят к осознанию, что монастырь — это не способ отдохнуть от жизни, это особый духовный путь, который по силам не каждому. Так, монахи дают обет безбрачной жизни — не создавать не только семью, но и не вступать в плотские отношения. Если монах осознал, что такая жизнь не для него, он может уйти в мир. Но назад дороги уже не будет.
Почему монахи уходили в пещеры?
С появлением подземного монастыря связано много загадок и тайн. Есть версия, что ходы в мелу были вырублены для того, чтобы защищаться от набегов кочевников. На правдоподобность этой версии указывает близость села Холки к Белгородской засечной черте, построенной для обороны рубежей государства. В 1666 году вблизи Холок была построена башня для наблюдения за степью — ещё один аргумент, который даёт этой версии право на существование. Другая версия — при строительстве пещер использовалась традиция пещер Киево-Печерской лавры. В XVII веке в Киеве была сильная католическая экспансия и монахи уходили в необжитые места.