храм в ингушетии 8 века

Тхаба-Ерды. Один из древнейших христианских храмов на Кавказе.

храм в ингушетии 8 века

Храм Тхаба-Ерды находится в Джейрахском районе Ингушетии, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.

храм в ингушетии 8 века

В Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел — совет вайнахов, на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам. Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.

храм в ингушетии 8 века

На табличке указано, что время строительства храма датируется IX-XII вв. н.э.:

храм в ингушетии 8 века

Кто построил святилище Тхаба-Ерды, также до конца не изучено, учитывая давность появления храма. Считается, что ранее на его месте располагался языческий алтарь.

храм в ингушетии 8 века

Подъехал ко храму рано утром, когда еще никого из туристов не было. Только подошёл к ограде — словно из воздуха возник ингуш, с пастушьим посохом. Поздоровались, поговорили, он рассказал мне о храме и прочих достопримечательностях в округе. Что удивило меня позже, так это то, что точно такой же пастух подошёл ко мне у древнего храма в Абхазии, с абсолютно таким же посохом. Кто это? Смотрители, которые следят за сохранностью исторических достопримечательностей?

храм в ингушетии 8 века

Сам храм оказался закрыт на замок, по этому внутрь попасть не удалось.

Источник

Храм Тхаба-Ерды одиноко возвышается на склоне горы. Это символично — не прижилось христианство в Ингушетии. Храм построен в 12 веке — Грузия в то время имела большое влияние на культуру народов Кавказа.

Тхаба-Ерды в переводе с ингушского означает «Наша вера» или «Храм веры».

храм в ингушетии 8 века

Открываем калитку, заходим на территорию храма, который неоднократно реставрировался. И. В. Марковкин, написавший книгу «В стране вайнахов», был здесь в 1965 г. На его фотографиях храм наполовину разрушен.

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

В наше время фасад здания полностью восстановлен, однако сверху к нему прилеплена какая-то непонятная красная крыша из современного материала.

По одним данным на полную реставрацию не хватило денег. По другим, храм пострадал в середине 90-х от обстрела вандалов.

храм в ингушетии 8 века

Стены здания сложены из тщательно подогнанных больших и малых камней, отдельные из которых в здешних краях не встречаются. Учёные полагают, что плиты из мягкого известкового конгломерата были привезены для строительства из Грузии.

храм в ингушетии 8 века

Вход в храм закрыт решёткой. Заглядываем внутрь в царство полутьмы, свет туда проникает через несколько небольших окошек. Внутреннее пространство разделено тремя высокими остроконечными арками на четыре части.

храм в ингушетии 8 века

В. Ф. Миллер рассказывал, что в марте—апреле (на Пасху) храм заполняли горцы из соседних аулов.

«Во время торжества жители каждого из этих аулов варили пиво в своём отделении, резали баранов и быков. Перед преступлением к пирушке старики произносили молитвы об урожае, причём, по традиции, снимали папахи и держали их под мышкою», — писал в 1886 году В. Ф. Миллер.

Главным украшением Тхаба-Ерды его визитной карточкой является барельеф из трёх несколько непропорциональных человечков, встроенный в стену над входом. Левый сидит, по центру фигурка война с мечом, от правого остались только ноги. У воина раньше был крест в левой руке, но крест отбит.

храм в ингушетии 8 века

Внизу под барельефом выточенный в камне орнамент.

храм в ингушетии 8 века

Из фасадной стены с наклоном выступают каменные изваяния мифических животных. Сделано это с таким расчётом, чтобы мордочка смотрела на подошедшего к храму человека.

храм в ингушетии 8 века

Звериные лики тоже плохо сохранились, но учёные в один голос утверждают — их высекал уже местный каменщик. Подобные головы встречаются в архитектуре вайнахов.

храм в ингушетии 8 века

Над крышей храма проходит каменный карниз, сложенный в единое целое из множества узоров. Рядом со зданием находятся старинные камни с рисунками — им не нашлось место в стенах после реставрации.

храм в ингушетии 8 века

В конце 19 века на стенах Тхаба-Ерды можно было видеть резные грузинские надписи — за прошедшие 150 лет дожди и ветра окончательно их стёрли.

храм в ингушетии 8 века

Впервые на архитектуру Тхаба-Ерды обратил внимание квартирмейстер русской армии Штедер. И здесь есть для меня много непонятного?

Давно известно — большинство войн возникает на религиозной основе. Царское правительство помогало РПЦ посылать попов-проповедников в Китай и в Японию, а здесь на уже присоединённой территории жили язычники, среди которых ещё теплилась христианская вера?

Возможно, я плохо знаю историю, но мне не приходилось слышать о христианских проповедниках в этих местах.

храм в ингушетии 8 века

Имам Шамиль, попав в Петербург, был поражён могуществом России, заверив после этого царя, что если бы он знал о размерах и мощи России, никогда бы с ней не воевал.

Через 30 лет после Кавказской войны колонизаторы французы столкнулись в Африке с полководцем африканцев Самони Туре, которого они называли Чёрным Наполеоном Африки. В один из моментов перемирия, французы получили в заложники старшего сына Самони Туре, вывезли во Францию, устроив дикому африканцу экскурсии. После хитрецы вернули парня отцу.

Далее, своими рассказами о величии и непобедимости Франции, сын начал сеять зёрна сомнения в победоносном войске отца, отчего Туре решил казнить сына.

На протяжении всей Кавказской войны царские офицеры брали от горцев заложников, и тупо вешали их в случае бузы. Вот и спрашивается, неужели нельзя было спустившимся с гор людям Россию показать? Наверно, не догадались.

Ошибку исправила Советская власть, но это уже совсем другая более сложная история.

храм в ингушетии 8 века

Тхабы-Ерды стоит посредине поросшей травой горы. Вплоть до депортации ингушей в советские 1940-е годы, храм оставался культурным и духовным центром горной Ингушетии.

В Тхаба-Ерды собирался Мехк-кхел — совет (суд) вайнахов, на котором старейшины, согласно адатам, устанавливали порядок землевладения, согласовывали нормы поведения, вопросы торговли, меры наказания преступникам.

Кроме того, в храме созывались общенародные сходы и велась централизованная подготовка к военным походам.

храм в ингушетии 8 века

Чуть выше святилища из земли торчит сооружение похожее на дот — это склеп. По форме он совершенно другой, нежели домики-склепы Эрзи.

Источник

Храм Тхаба-Ерды

храм в ингушетии 8 века

Тхаба-Ерды — древний христианский храм в Джейрахском районе Ингушетии, между аулами Хайрах и Пуй Ассинского ущелья, неподалёку от границы с Грузией. Входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Длина 17 метров, ширина 7,5 метров.

Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной из версий, он возник в VIII — IX веках, что даёт основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России. 10 ноября 2012 года в храме впервые за более чем сто лет состоялось православное богослужение.

Содержание

Значение названия [ править ]

Единого мнения в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ТкъобIa–Ерды как «Наша вера», также «Храм веры», другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых», третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы.

Описание [ править ]

Первое описание храма составил в 1787 году военный квартирмейстер Штедер. В 1811 году геолог М. Энгельгардт снял план храма и выполнил его зарисовки. В 1969—1971 годах храм, как памятник всесоюзного значения, был отреставрирован.

Архитектура здания [ править ]

Архитектура храма представляет собой синтез черт грузинского и ингушского зодчества. Древнейший строительный период, как предполагают, относится к VIII веку. На фундаменте этой постройки в XII веке была возведена христианская церковь. Не исключено, что строительство инициировали миссионеры грузинской царицы Тамары. Современный вид церковь Тхаба-Ерды приобрела в XIV—XVI веках и с тех пор использовалась для отправления традиционных вайнахских культов.

храм в ингушетии 8 века

Планировка церкви относительно проста. В высокий вытянутый параллелепипед (длина 17 метров, ширина 7,5 метров) вписано пространство зала, разделенное тремя парами сильно выдвинутых пилонов и завершенное на востоке полукруглой апсидой. Здание венчает двухскатная кровля. Великолепие храму придают многочисленные рельефы и резные детали, большинство которых явно использовано вторично, поскольку, согласно СМИ, находятся они в совершенно случайных местах.

На западном фасаде храма есть так называемая «ктиторская» композиция, целиком являющаяся составной. Несмотря на значительные утраты, её можно датировать X—XII веками. В её центре — Христос; справа, видимо, находится изображение ктитора. Левая фигура много лет считалась утерянной, но случайным образом некоторое время назад была обнаружена в одном из окрестных сел и обследована. Это изображение бородатого мужчины с епитрахилью. По сторонам от головы есть горизонтальные выступы, с которых свисают крупные виноградные грозди. По сторонам от головы фигуры сохранилась надпись из восьми букв грузинского церковного письма асомтаврули, которая в переводе гласит «Георгий епископ». Надпись датируется второй половиной X века — первой половиной XI века. Ученые отмечают, что фигура сидящего на престоле Христа, в нарушение принятой иконографической субординации, значительно ниже предстоящих ему епископа и светского лица. Из-за этого некоторые исследователи делают вывод, что, скорее всего, взаимное расположение фигур Спасителя и ктиторов храма первоначально было совсем другим. Лучше других сохранилась фигура, в левой руке держащая крест, а в правой — рукоять меча.

В тимпане восточного окна в Тхаба-Ерды изображен Самсон, борющийся со львом, и две фигуры (вероятно, ктиторов), предстоящих Христу. Предмет в руках самой левой фигуры, преподносимый Христу, считается моделью купольной церкви — хотя его выветренность не позволяет сделать окончательные выводы.

Археологические данные [ править ]

храм в ингушетии 8 века

В 2008 году Археологическим центром при министерстве культуры Республики Ингушетия, совместно с сотрудниками Московского архитектурного института, на территории памятника проводились археологические исследования. По сообщениям пресс-службы Минкультуры Ингушетии, были найдены новые каменные плиты с резным декором, а в технике строительстве храма выявлены не учтенные ранее переделки конструктивных деталей храма в разные хронологические периоды.

Кроме того, в пределах разбитого в северной церкви храма разведывательного археологического раскопа были открыты остатки продолжения стены абсиды северной церкви со светло-коричневой обмазкой, а также, предположительно, остатки поперечных стен ещё более древнего храма, стоявшего, по предположению ученых, на месте храма Тхаба-Ерды. В этом же месте были обнаружены следы двух пилястр и горизонтальная сланцевая выкладка на полу церкви.

Как добраться [ править ]

Адрес: Таргим, Респ. Ингушетия, Россия, 386435

Источник

10 ФАКТОВ О ГОРНОМ ХРАМЕ ТХАБА-ЕРДЫ

Приблизительное время чтения: 4 мин.

храм в ингушетии 8 века

Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной версии, он возник в VIII-IX веках — и это дает основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России. Отдавая на откуп ученым спор о точной датировке храма и о его архитектурных особенностях, мы расскажем лишь о нескольких деталях в истории и внешнем облике Тхаба-Ерды, которые могут быть интересны обыкновенному посетителю — нам с вами. А за основу возьмем исследования, которые сами ингуши считают достоверными.

храм в ингушетии 8 века

1 Храм Тхаба-Ерды был основан в VIII-IX веках. На это указывает его архитектурное сходство с армянскими храмами того периода, чья датировка известна более или менее точно. В частности, речь идет о церквях армянской области Ташир (сейчас — область Лори). Например, алтарное окно Тхаба-Ерды. Аналогичные окна — двойные, узкие и арочные — часто встречаются в армянских церквях VII века. Для сравнения: в грузинской архитектуре такие окна стали появляться позднее — к X-XI векам.

2 В то же время ученые находят много архитектурных аналогий между Тхаба-Ерды и грузинскими храмами того периода. А это в свою очередь дает основание предполагать, что Тхаба-Ерды возник как «трехцерковная базилика» и был купольным — именно такие церкви были в то время распространены в Грузии. Однако на сегодняшний день от того периода осталась лишь часть основания храма. Облик, более близкий к нынешнему, Тхаба-Ерды приобрел позднее — в ходе реконструкции в X-XI веках.

3 В надписи на одной из черепиц, которая осталась от прежней, несохранившейся, черепичной кровли, упоминается католикос Грузии Арсений II (955—980 гг.). Исследователи делают вывод, что при нем храм был восстановлен и, возможно, поменял купольную структуру на зальную. Историки отмечают, что рубеж X-XI веков — время активной миссионерской деятельности следующего грузинского католикоса-патриарха — Мелхиседека I. При нем на Кавказе построили много новых церквей. Не исключено, что в поле его зрения попал и полуразрушенный (вероятно) в тот момент Тхаба-Ерды.

4 В Грузии существует народное предание, согласно которому Тхаба-Ерды был возведен при личном участии царицы Тамары в XII-XIII вв. На фоне предположения о возникновении храма в более ранний период — в VIII-IX вв. — ученые не находят археологического подтверждения этого поверья. Однако кое-что в архитектуре горного храма отвечает народному преданию — это карнизы с классическим грузинским «S-образным» орнаментом. Исследователи относят их как раз к XII-XIII вв. Очевидно, Тхаба-Ерды реконструировался и в этот период — эпоху очередного расцвета грузинского государства.

храм в ингушетии 8 века

5 На западном фасаде храма — композиция с двумя персонажами. Слева — Христос. Справа — человек с крестом и мечом, очевидно, некий местный князь, заказчик храма. Вопреки принятой «субординации», изображение Христа находится ниже изображения князя. Из этого ученые делают вывод, что первоначально их расположение было другим.

храм в ингушетии 8 века

6 Еще одна плита западного фасада (слева от Христа) долгое время считалась утерянной, но несколько лет назад ее нашли в одном из окрестных сел. На ней изображен бородатый мужчина с епитрахилью. По мнению специалистов, надпись на плите состоит из букв грузинского церковного письма — «асомтаврули» — и означает «епископ Георгий». Ученые относят надпись к рубежу X-XI вв.

7 Последняя масштабная реконструкция Тхаба-Ерды прошла, по мнению исследователей, в XV веке, и провели ее ингушские мастера. Очевидно, к этому моменту храм был разрушен достаточно сильно. Найденные в завалах каменные блоки строители порой ставили в совершенно случайные места. Поэтому теперь плиты, которые некогда составляли единую композицию, могут оказаться в разных стенах.

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

8 На одной из каменных плит изображен стрелок из лука, на плите другого фасада — животное, лань или олень. Раньше эти два изображения составляли единую композицию: возможно, это был сюжет о великомученике Евстафии Плакиде. Этот святой принял христианство после того, как во время охоты на оленя образ распятого Христа явился ему между двух оленьих рогов со словами: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?»

9 Странное изображение на одной из плит: два животных, обращенных друг к другу мордами. Правое — предположительно кот или лев. Левое — крылатое животное с головой собаки. Исследователи такое существо идентифицируют как сэнмурва — это фантастический зверь иранского культурного мира. Каким образом это изображение появилось в рельефе христианского храма и каково его значение — вопрос на сегодняшний день открытый.

храм в ингушетии 8 века

10 Бюст человека на одной из плит — предположительно, изображение апостола. По мнению специалистов, помещать таких апостолов по периметру храма — армянская архитектурная традиция еще VIII века

Источник

Храм Тхаба-Ерды: неразгаданные тайны горной Ингушетии

6 минут для чтения

храм в ингушетии 8 века

Адрес: Республика Ингушетия, заповедник «Эрзи».
Стоимость билета: 100 руб.
Сезонность: круглый год.
Доступность: проезд к объекту на автомобиле.

Ингушетия полна уникальными святилищами, олицетворяющими богатое духовное прошлое этого восхитительного края. Особенно много храмов находится на территории архитектурно-исторического заповедника «Эрзи», расположенного неподалеку от Джейраха. Среди прочих, наиболее почитаемо святилище ингушей Тхаба-Ерды. Пожалуй, это самый таинственный и неизученный храм на просторах Ингушетии.

ИСТОРИЯ ХРАМА ТХАБА-ЕРДЫ

Когда построен храм Тхаба-Ерды, точно неизвестно. Ясно одно – это один из древнейших раннехристианских храмов Ингушетии, скорее всего, возведённый в восьмом веке нашей эры. Также споры ходят и о его названии – одни ученые считают, что оно переводится как «наша вера», другие – «наша святыня», а третьи уверены, что наименование означает: «2 000 святых». К общему знаменателю лингвисты пока не пришли.
Кто построил святилище Тхаба-Ерды, также до конца не изучено, учитывая давность появления храма. Считается, что ранее на его месте располагался языческий алтарь. Поэтому, вероятнее всего, после этого предки современных ингушей решили построить здесь христианский храм, чтобы святое место не пустовало. Доказательством того, что язычники всё-таки правили на горных просторах, считаются символы, старательно выбитые на камнях и ограде возле строения. Именно эти своеобразные петроглифы, по мнению ученых, служили картой, обрисовывающей звёздное небо и помогающей жрецам ориентироваться по календарю.

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

ШЕДЕВР ГРУЗИНСКОЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ

С точки зрения архитектуры, храм Тхаба-Ерды имеет огромное значение, поскольку в нем прослеживается влияние сразу нескольких культур – грузинской, византийской, армянской и прочих. Стоит сказать, что святилище за прошедшие столетия не раз подвергалось реконструкции, поэтому внешний вид, который мы наблюдаем сейчас, относится к 14-му веку. Последняя реставрация храма произошла в 1969 году, в рамках программы сохранения национальных памяток.
Поскольку святилище находится в довольно диких, безлюдных местах, жители равнины впервые увидели его в конце 18-го века и способствовал этому человек по фамилии Штедер, изучивший и подробно описавший здание. Спустя 20 лет, Мориц фон Энгельгардт, знаменитый профессор Императорского университета, обрисовал план храма, благодаря чему о Тхаба-Ерды узнал мир.
До момента насильственной депортации представителей ингушского народа, произошедшей в сороковые годы прошлого столетия, храм Тхаба-Ерды был средоточием культурной жизни страны. В частности, здесь собирался совет вайнахов: самопровозглашенный народный суд, устанавливающий нормы поведения в обществе, решающий земельные и торговые вопросы и определяющий степень наказания за различные преступления. После этого храм некоторое время пустовал, а во время чеченской войны строение серьезно пострадало, утратив часть кровли.
Снаружи и внутри Тхаба-Ерды представляет собой классическую базилику, в оформлении которой преобладают ингушские и грузинские орнаменты. Многие утверждают, что на фундаменте храма 8-го века в двенадцатом столетии была построена новая церковь, предназначенная для прославления христианских идеалов. Кстати, факты о Тхаба-Ерды, в том числе свидетельствуют, что инициировали постройку миссионеры, служащие царице Тамаре – знаменитой и прогрессивной грузинской правительнице.

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

храм в ингушетии 8 века

ВНУТРЕННИЕ СЕКРЕТЫ ХРАМА

Планировка храма достаточно лаконична – огромный прямоугольник 17-метровой длины и почти 8-метровой ширины, условно разделен на три части с помощью пилонов, но, по сути, внутреннее пространство церкви представляет собой один огромный зал. От снега и дождей здание защищает двускатная кровля. Алтарь храма Тхаба-Ерды каменный и ступенчатый, с установленной чашей среднего размера. Он находится в единственной апсиде здания. В зале имеется двухарочное небольшое окно, свет из которого скупо заливает помещение, поэтому в храме всегда сумеречно.
Обращают на себя внимание и барельефные композиции, расположенные снаружи здания. Многие из них изображают Иисуса Христа и датируются примерно 10-м веком. На одном из рисунков, украшающих церковь Тхаба-Ерды, долгое время был утерян важный фрагмент. Спустя годы его случайно нашли археологи, причем довольно далеко от храма. Оказалось, что в композиции недоставало колоритной фигуры епископа Георгия, о чем гласила надпись на грузинском языке. Вообще, если внимательно взглянуть на фото храма Тхаба-Ерды, можно заметить, что он сплошь украшен изображениями библейских сюжетов. Этот факт еще раз свидетельствует о значительном влиянии армянской архитектуры во время художественного оформления облика церкви. К библейским историям также обращались зодчие, создающие архитектурные композиции во времена грузинского царя Давида-строителя.
Учитывая данные раскопок и визуального осмотра здания, можно с уверенностью утверждать, что храм Тхаба-Ерды в республике Ингушетия представляет собой гармоничный микс архитектурных традиций многих поколений и народов, но всё же тяготеющий к христианству. Церковь отличается от прочих культовых построек страны сохранившимся декором (в особенности поражают воображение фигурная резьба и витиеватые орнаменты), невероятной древностью и крупными размерами.

храм в ингушетии 8 века

ИСТОРИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ИНГУШЕТИИ

Всем известно, что горные народы истово почитали языческие культы, но каким образом жители Ингушетии превратились в христиан? Если внимательно изучить теологическую летопись края, то становится очевидным, что духовная культура этого великого народа переживала несколько ярких пластов, начиная от тотемизма и заканчивая христианством. Давным-давно тотемными животными жителей Ингушетии считались волк и медведь.
Помимо зверей, жители гор почитали саму природу – скалы, озёра, водопады, и верили в то, что всё это живое! Поэтому неудивительно, что на месте христианской базилики ранее был языческий храм, где ингуши поклонялись пантеону богов грома, плодородия, молнии и небесным покровителям охотников. Но теперь-то это не так! Как произошла христианизация края?

Интересный факт: 8 лет назад, в ноябре 2012 года, впервые за последние сто лет в храме состоялась официальная служба

Точно ни о чём говорить не приходится, поскольку о многих нюансах история умалчивает, но всё же кое-что ученым известно. Давным-давно, в середине 9-го, века во времена правления грозного царя Михаила Третьего до Ингушетии добрались византийские миссионеры. Увидев, что народ здесь подчиняется языческим божествам, они решили обратить местное население в христианскую веру, но сделали это без конкистадорского пыла, по-хорошему. Почему археологи уверены, что было именно так? Об этом свидетельствуют раскопки: ученые нашли множество монет с изображением профиля императора Михаила и христианские псалтыри (один из пергаментов также найден в соседнем святилище Маго-Ерды).

Видео Ингушетия. Храм Тхаба-Ерды

© ИНГУШ ГАЛГАЙ. Видео из открытого источника https://youtu.be/_A1EJgRq4yw. Не для коммерческого использования.

КАМЕННЫЕ СОСЕДИ ХРАМА ТХАБА-ЕРДЫ

Тхаба-Ердысамый древний храм Ингушетии, расположен в наиболее высокогорном регионе страны, между аулами Пуй и Хайрах. Живописное ущелье прекрасной и бурной реки Ассы приютило этот великолепный памятник древнего зодчества.
Башенный комплекс Таргим находится всего в четырех километрах от Тхаба-Ерды, поэтому на экскурсиях часто совмещают осмотр упомянутых объектов. Также недалеко расположен башенный комплекс Вовнушки, Пялинг и Ний.
Храм Тхаба-Ерды стоит посмотреть хотя бы потому, что именно отсюда начала распространяться древняя архитектура, присущая горной стране. Древнее святилище – это переплетение различных стилей, отражающих верования давно ушедших представителей свободолюбивого народа, ценнейшее наследие, сохранившиеся в веках.

храм в ингушетии 8 века

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО ХРАМА ТХАБА-ЕРДЫ?

Полюбоваться величественным храмом можно в любое время года и суток. Доехать сюда можно из Владикавказа, Джейраха, Назрани и прочих населённых пунктов.
На общественный транспорт надеяться не стоит, он здесь не ходит. Поэтому лучше всего заказать экскурсию или отправиться к достопримечательности на личном автотранспорте. Во втором случае путешественник будет лишён возможности услышать увлекательные рассказы профессионального гида, идеально знающего историю края и множество цветистый легенд, овевающих его.
Расстояние:

От курорта Армхи путь к храму занимает менее 40 км, которые предстоит преодолеть по асфальтированной дороге, петляющей в горах. Дорога проведет туристов через поселения Ольгетти, Гули, перевал Цей-Лоам и доставит аккурат к воротам заповедника «Эрзи». Въезд в заповедник платный – 100 рублей. Далее к храму остается проехать всего 5 км по грунтовой дороге.

На территории заповедника следует соблюдать порядок и не мусорить!

Храм Тхаба-Ерды увлекает с первых минут созерцания – настолько он харизматичен и прекрасен. Вместе со святилищем можно посмотреть также башенный комплекс Вовнушки и другие заброшенные, древние аулы, откуда произошли такие знаменитые ингушские фамилии, как Хамхи, Чулхой, Галгай и прочие.

Ингушетия. Храм Тхаба-Ерды на карте.

Координаты: 42.809273 44.939239

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *