храм в исаково солнечногорский район расписание служб
Исаково. Патриаршее подворье Алексия, митрополита Московского.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
И вот, спустя столько десятилетий, на невысоком берегу Истры, в деревне Исаково вырос храмовый комплекс Святителя Алексия, Митрополита Московского. Патриаршее подворье Святителя Алексия Митрополита Московского дает возможность людям поклониться и помолиться всем ликам Царицы Небесной. На сегодняшний день открыт малый зал музея икон Пресвятой Богородицы, в котором представлена 91 икона Божьей Матери. В ближайшее время планируется открыть большой зал музея, в котором будут представлены более 500 экспонатов икон Божьей Матери, выкупленных из частных собраний.
В России большинство храмов строились на средства меценатов, людей неравнодушных и щедрых на добрые и богоугодные дела. Один из них — Сергей Веремеенко, доктор технических наук, президент Фонда развития регионов. Фонд неоднократно предоставлял средства на восстановление храмов, и за плечами Сергея Алексеевича не один десяток возрожденных святынь. Так сложилось, что обратился к С. А. Веремеенко известный коллекционер Владимир Николаевич Строковский. В его коллекции имелось более 100 икон — Образов Пресвятой Богородицы и идея о создании музея нашла поддержку и понимание у Сергея Алексеевича. Он часто встречался с известными священниками и был не редким гостем на острове Залита у батюшки Николая Гурьянова. Показал ему книжечку с изображением образа Божией Матери. А батюшка улыбнулся и сказал:
— Через три года будешь молиться всем образам Царицы Небесной!
И благословил строить храм. Обратились с прошением к Патриарху Алексию II. И вот 30 июня 2002 года по благословению Патриарха, митрополит Сергий Солнечногорский совершил чин освящения закладного камня в основании храма в честь Святителя Алексия, митрополита Московского.
— Почему в честь Святителя Алексия?
— Это промысел Божий! — как говорит настоятель храма протоиерей отец Андрей Шлыков.
И уже 3 апреля 2004 года о. Андрей совершил первое всенощное бдение накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. Началась молитва на патриаршем подворье, а в доме С. А. Веремеенко случилось чудо, которое можно счесть добрым знамением — замироточили иконы Пресвятой Богородицы. 2 июня 2007 года, в день празднования обретения мощей Св. Алексия, архиепископ Истринский Арсений совершает праздничную Литургию, а затем чин освящения закладного камня в патриаршем подворье в основании будущего единственного храма-музея в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Здесь разместится коллекция икон Божией Матери, которая насчитывает более 500 экспонатов, выкупленных из частных собраний.
Церковь Алексия, митрополита Московского
Сооружён в 2002-2005 гг. на средства С. А. Веремеенко. Кирпичный четырёхстолпный пятиглавый храм в духе московского зодчества нач. XVI в. с отдельно стоящей колокольней и надвратной звонницей. Имеет статус Патриаршего подворья.
Церковь иконы Божией Матери Неувядаемый Цвет
Домовый храм в кирпичном здании музея. Здание музея строится с 2007 г. на средства С. А. Веремеенко для размещения музея икон Пресвятой Богородицы, возникшего на основе собрания В. Н. Страковского. Здесь будет храниться свыше 450 икон Богородичной тематики.
Крестильный храм храмового комплекса церкви Алексия, Митрополита Московского. Расположен с северной части здания трапезной, внешне выделен крестом над апсидой. Оборудован бассейном для крещения взрослых с полным погружением.
1 июня 2014 года, в канун празднования дня памяти обретения мощей святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси Чудотворца, на Патриаршем подворье храмового комплекса святителя Алексия в Исакове, что в Солнечногорском районе Московской области, состоялось уникальное событие – открытие первого в мире храма-музея икон Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет».
Храм в исаково солнечногорский район расписание служб
141591,Московская область, Сонечногорский район, деревня Исаково.
Проезд общественным транспортом:
От ст. м. Войковская автобус номер 440 или от Ленинградского вокзала электричка до ст. Подсолнечная. В г. Солнечногорске от автостанции отправляется автобус № 27 до д. Пятница.Время движения автобуса примерно 40 минут. От д. Пятница пешком около 3 км по указателям. Также можно отправиться от г. Солнечногорска на такси, стоимость проезда 350-400 руб.
История построения храмов на Руси всегда связана с историческими событиями,чудесами, случившимися в жизни страны или жизни людей знаменитых и простых,… Испокон веков строили храмы,как памятники в знак благодарности за победу над врагом и вечное поминовение воинов «живот свой положивши за други своя…» Князь Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве храм Софии Премудрости Божией на месте битвы с печенегами. Множество храмов было построено после победы в Куликовской битвы и покорения Казани…Храмам, посвященным святым покровителям и защитникам земли Русской, возможно и «числа не было…»
— Через три года будешь молиться всем образам Царицы Небесной!
И благословил строить храм. Обратились с прошением к Патриарху Алексию II. И вот 30 июня 2002 года по благословению Патриарха, митрополит Сергий Солнечногорский совершил чин освящения закладного камня в основании храма в честь Святителя Алексия, митрополита Московского.
— Почему в честь Святителя Алексия?
— Это промысел Божий! — как говорит настоятель храма протоиерей отец Андрей Шлыков.
И вот уже 3 апреля 2004 года о. Андрей совершил первое всенощное бдение, накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. Началась молитва на патриаршем подворье, а в доме С. А. Веремеенко случилось чудо, которое можно счесть добрым знамением — замироточили иконы Пресвятой Богородицы. 2 июня 2007 года, в день празднования обретения мощей Св. Алексия, архиепископ Истринский Арсений совершает праздничную Литургию, а затем чин освящения закладного камня в патриаршем подворье в основании будущего, единственного храма-музея в честь иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Здесь разместится коллекция икон Божией Матери, которая насчитывает более 500 экспонатов, выкупленных из частных собраний. Ну не чудо ли это? Нет! Промысел Божий. А чудес на подворье хватает.
Патриаршее подворье Святителя Алексия митрополита Московского дает возможность людям поклониться и помолиться всем ликам Царицы Небесной, духовно очистится, приблизится к Богу. Вы только вдумайтесь: здесь есть иконы, которые намаливались по 2-3 века. Возможность увидеть столько образов Пресвятой Богородицы, поклониться им, вызывает глубокое и радостное чувство сопричастности Вечности.
Все иконы собрания имеют еще и огромную художественную и историческую ценность. Известнейший искусствовед, реставратор, академик Савва Ямщиков высоко оценивал это единственное в своем роде собрание: «…новому Музею, создаваемому стараниями собирателя, реставраторов, историков церкви и православного искусства, поддержанному иерархами Московской патриархии и благородным жертвователям в дело Возрождения Православия, предстоит большая жизнь во имя прославления Пресвятой Богородицы.» Интерес к иконам велик, ведь постоянно пополняемая коллекция включает и старинные образа 17-18 вв., а также очень редкие изводы, уникальные местночтимые и праздничные иконы. В одном из самых известных и богатых музеев России, Третьяковской галерее насчитывается всего 44 образа Пресвятой Богородицы.
Вот и сбылись прозорливые слова батюшки Николая Гурьянова. И летит над Пятницкой землей колокольный звон, напоминая всем о нашей временной жизни на земле. Поэтому спешите увидеть и прикоснутся к прекрасному. А что может быть прекрасней Лика Господа и Пречистой Матери Божией и к кому вознести молитву, как не Милостливой Царице Небесной и в радости и в горе.
(Материал с официального сайта храмового комплекса http://holyicons.ru/)
04 июня 2005 года Главный престол храма освящен в честь Святителя Алексия, митрополита Московского малым Архиерейским чином Архиепископом Истринским Арсением.
С 2008 года ведутся работы по строительству храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет», в котором планируется создать музей коллекции икон Пресвятой Богородицы, которая насчитывает более 500 икон XVII-XIX веков, выкупленных из частных коллекций старостой нашего храма Веремеенко С.А.В настоящее время в храме святителя Алексия, митрополита Московского находится 150 икон из коллекции.
Икона Святителя Спиридона Тримифунтского; чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».
Сапожок, пояс и частица мощей Святителя Спиридона Тримифунтского; частица мощей святителя архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого); частица Гроба Господня; свт. Иоанна Златоустого; прп. Макария Калязинского; прп. Анны Кашинской; св. вм. Елизаветы; св. м. Варвары; св. кн. Василия и Константина; камень гроба Божией Матери; прп. Серафима Саровского; св. прп. Александры Дивеевской; св. прп Марфы Дивеевской; св. прп. Елены Дивеевской; св. бл. Пилагеи; св. бл. Параскевы; св. бл. Марии.
Приписные храмы, часовни:
С 2003 года Богослужение совершается регулярно по воскресным и праздничным дням. После Литургии совершаются молебен с водосвятием и панихида. С 2007 года каждую среду Молебен с Акафистом.
На сегодняшний день на территории располагаются:
— храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского;
— баптистерий для крещения взрослых;
— воскресная школа (в отдельном помещении);
— работает приходская библиотека (отдельное помещение);
— въездные ворота, помещение охраны;
— ведется строительство храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неувядаемый Цвет»;
— ведутся работы по благоустройству территории храмового комплекса.
Анонсы событий
Во всех столичных викариатствах открыт прием лиц, отпавших от Православия и желающих воссоединиться с Церковью
Согласно резолюции Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, а также по благословению Священноначалия во.
Спасский храм г.Солнечногорск
Местная религиозная организация православный приход Спасского храма г.Солнечногорска Московской области.
(Русская Православная Церковь, Московская областная митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Солнечногорское благочиние)
Показать полностью.
Спасская церковь города Солнечногорска сохранилась от села Спасское-Телешево, находившегося в Дмитровском уезде, Берендеевом стане. Исстари здесь стояла деревянная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, которая была уничтожена в смутное время начала XVII века.
В 60-х гг. XVII столетия деревянная церковь была восстановлена и освящена в честь праздника Всемилостивого Спаса. В 1742 году село стало собственностью П. И. Лопухина, который в 1759 году построил ныне существующий каменный храм. В середине XIX века Львовы, владевшие селом с 1807 года, перестроили церковь, в результате чего она приобрела современный облик.
Храм типа «восьмерик на четверике» с алтарём, притвором и колокольней в три яруса поднят на высокий подклет. С боковых сторон к храму примыкают открытые галереи (гульбища) на аркадах. Крест на куполе венчает корона — символ принадлежности Лопухиных к царскому роду. Барочный резной иконостас — ровесник церкви. Масляная живопись на сводах и стенах середины XIX века с позднейшими обновлениями.
В XX веке Спасская церковь не закрывалась.
ПРЕСТОЛЫ:
верхний храм — Всемилостивого Спаса (празднование 1/14 августа);
нижний храм — в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» (празднование 28 июля/10 августа);
во втором ярусе колокольни — придел в честь святителя Николая Чудотворца (празднование 6/19 декабря и 9/22 мая).
иерей Петр Литягин, ответственный за экологическую работу в благочинии
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
16 октября епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома посетил с архипастырским визитом храм Всемилостивого Спаса в поселке Андреевка и совершил Божественную литургию.
По окончании Литургии епископ Фома обратился к собравшимся архипастырским словом, после чего, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, в благословение за чадородие и жертвенное материнское служение наградил Патриаршими знаками многодетных матерей.
Показать полностью.
Среди награждаемых были многодетные матери с прихода нашего Спасского храма:
Матушка Василиса Литягина,
Татьяна Козлова,
Татьяна Гульдеева и
Анна Гечебаева.
17 октября, после Божественной Литургии, настоятель Спасского храма города Солнечногорска иерей Сергий Козлов от лица всего прихода поздравил многодетных мам с этим знаменательным событием, пожелав крепкого здравия, семейного счастья, радости духовной и помощи Божией на многая и благая лета
Батюшка отметил, что данная Патриаршая награда является настоящей проповедью уважения в обществе к подвигу материнства, а также содействия защите материнства и детства. Отец Сергий выразил свое восхищение, уважение и радость, что на приходе есть такой замечательный пример материнства, чадолюбия и служения семье.
Как сказано в «Положении о Патриаршем Знаке Материнства» церковной награды удостаиваются следующие лица :«воспитавшие в традициях православной веры пять и более детей; явившие образец духовно-нравственного воспитания детей; явившие исключительный пример подвига чадолюбия, материнства, служения семье и укрепления семейных ценностей в российском обществе».
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
«Всего семь нот… но в них вся Ваша жизнь,
Пронизанная звука воплощеньем,
А время так торопится, бежит,
Проходят годы и богослуженья.
Но как и прежде, рук привычный взмах
Способен тишину разверзнуть звуком!
О сколько веры, силы в тех руках,
Господь благословляет эти руки!
Мы молимся, чтоб дух не угасал,
В труде совместном здесь, на Божьей ниве,
Чтобы Господь Вам руки поддержал
Для славы Бога в трепетном порыве.
Пусть Ваша преданность служенью без конца
Примером будет ещё многим душам,
Пусть волею небесного Отца
Приходят люди в хор — и петь и слушать. «
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Дорогая Ирина Геннадьевна, от лица настоятеля, служащих в Спасском храме, прихожан сердечно поздравляем Вас и желаем Вам и Вашим близким крепкого здоровья, духовной радости, мира, благополучия, безграничной энергии и вдохновения для воплощения Ваших творческих идей! Спаси Господь за Ваше ангельское пение, так украшающее Богослужения!
Желаем успехов в педагогических трудах и регентском служении, помощи Божией во всём и Покрова Пресвятой Богородицы на
Многая и благая лета!
Спасский храм г.Солнечногорск запись закреплена
Радуйся, Радосте наша,
Покрый нас от всякого зла
Честным Твоим омофором
Дорогие братья и сестры, от всей души поздравляем Вас с Праздником Покрова Пресвятой Богородицы!
Показать полностью.
Молитвенно желаем крепкого здравия Вам и Вашим близким, духовной радости, мира, добра, тепла и уюта Вашим домам!
Желаем, чтобы Вы ощущали над собой Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь, Ее заступничество.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (отмечается 14 октября) пришел на Русь из Византии и стал одним из самых почитаемых. Этот праздник не входит в число двунадесятых, но, несмотря на это, является одним из самых значимых.
14 октября православные христиане вспоминают события середины X в., когда св. Андрею Юродивому и его ученику Епифанию было видение Покрова Божией Матери. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров, и молились.
Во время всенощного бдения во Влахернском храме молились свв. Андрей и Епифаний. И вот в четвертом часу ночи видит Андрей величественную Жену, идущую от Царских Врат. Ее поддерживают св. Иоанн Предтеча и св. апостол Иоанн Богослов. Многие святые в белых одеждах сопровождают Ее. Когда Она приблизилась к амвону, прп. Андрей подошел к Епифанию и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?» — «Вижу, отец мой духовный», — отвечал тот. И вот видят они, преклонила Пречистая колена и приступила к молитве. Долгий час молилась Она, обливая слезами Свое Боговидное лицо. Окончив молитву здесь, Она подошла к престолу и стала молить за предстоящий в храме народ.
По окончании молитвы сняла Богородица с Себя блистающее великое покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью, распростерла над всем стоящим народом. Долго смотрели святые Андрей и Епифаний на распростертое покрывало и блистающую, как молния, Славу Господню. Доколе была там Пресвятая Богородица, видно было и покрывало. После же Ее ухода сделалось и оно невидимым, но осталась всем бывшим там Ее благодать.
Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен в Русской Церкви с XII века. В честь Покрова Богородицы в 1165 году Великим князем Владимирским Андреем Боголюбским был построен один из самых красивых и неповторимых православных храмов — Покрова на Нерли.
Величаем Тя, /
Пресвятая Дево, /
и чтим Покров Твой честный, /
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, /
за ны Христу молящуюся.
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково
БОГОСЛУЖЕНИЯ и ТРЕБЫ СОВЕРШАЮТСЯ ЕЖЕДНЕВНО.
Таинство КРЕЩЕНИЯ совершается (включая ПЕРИОДЫ ПОСТОВ) по расписанию:
ср—пт — в 12.00; сб в 13.00, вс — в 13. 30
Оформление документов проводится за 30 мин. до начала Крещения в свечной лавке.
Показать полностью.
Тел.: 8(903)-671-62-98
До дня крещения родителям ребенка, крестным родителям, а также взрослым, желающим креститься, необходимо посетить огласительные беседы.
Беседы проводятся по расписанию: ср—пт — в 12.00; сб, вс — в 13. 30
ВАЖНО! Посещение бесед в день крещения недопустимо. Отсутствие свободного времени не является оправдательной причиной, а скорее говорит о несерьезности будущих крестных родителей. В этом случае стоит, быть может, найти других восприемников, понимающих ответственность своей миссии. Подготовка к крещению это часть таинства.
Таинство ВЕНЧАНИЯ в периоды постов НЕ СОВЕРШАЕТСЯ.
ОТПЕВАНИЕ УСОПШИХ — информация в свечной лавке.
Тел.: 8(903)-671-62-98
Мы рады сообщить, что в нашем храме появились пандусы на дороге от стоянки до храма, а также при входе в храм. Достаточно будет нажать кнопку вызова, чтобы дежурный разложил пандус и помог добраться в храм. Мы рады, что Церковь станет доступнее для тех наших братьев и сестер, которые нуждаются в Ней не менее, а часто даже более других.
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
КАКИМ СПОСОБОМ МЫ МОЖЕМ НАИЛУЧШЕ ПОЧТИТЬ УСОПШИХ БЛИЗКИХ НАШИХ?
Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники. Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела.
Показать полностью. Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувствие можно гораздо теплее лично. Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы. Другая жизнь настала для нее, и другое нужно ей оказать.
Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары! Что же именно доставит отраду душе умершего? Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и, в особенности, молитвы церковные, соединенные с Бескровной Жертвой, т.е. поминовение на литургии. Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Бескровной Жертвы.
Другое, что приносит большую отраду душам усопших, – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому. Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в память ее нищих в течение сорока дней; однако сестры монастыря по небрежности исполняли то лишь девять дней. Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней, умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».
Особенно в наши, тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на бесполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: и самому усопшему, и тем, которым будет оказана помощь. Но если с молитвой за усопшего будет дана беднякам пища, они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.
Неделя 7-я по Пасхе, 1941 г. Шанхай.
Святитель Иоанн (Максимович)
Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья. Москва, Издательство Сретенского монастыря, 2008 г. С. 509-511
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
Татьяна Несоколова
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
ПРАВДА БОЖИЯ Слово в Неделю по Рождестве Христовом, в день памяти Давида Царя, Иосифа Обручника и апостола Иакова, брата Господня
Иеромонах Павел (Щербачёв)
+++++++
Поневоле, размышляя над этими событиями, в нас возникает вопрос, отчего же столько несправедливости в мире? Отчего была допущена гибель этих четырнадцати тысяч неповинных младенцев? Отчего страдали царь Давид, апостол Иаков, святитель Досифей? Что же такое справедливость? Если мы задумаемся над происхождением этого слова, мы, конечно же свяжем его со словом «правда», «праведность», «правая сторона» – по-славянски «десная».
«Есть правда, находящаяся в нас самих, требующая отдать каждому должное, и, хотя мы не достигаем этого в точности, однако, поступая с правдивым расположением, не уклоняемся далеко от цели. И есть правда, постигающая нас с Небес от праведного Судии, – правда то исправляющая, то вознаграждающая, в которой многое для нас непостижимо по высоте заключающихся в ней определений».
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
4 ноября – Празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
++++++++++
СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Богоявленский собор, 21 июля 1979 г.
Патриарх Пимен (Извеков)
Показать полностью.
++++++++++
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Нелегко наследовать Царство Божие, но православное сердце не должно смущаться. Лик дивных угодников Божиих и Первенствующая в этом лике Дева Мария, опытом веры нашей знаем мы, всегда с нами. Она, по слову святого Иоанна Златоуста,– первая Преемница Божественных даров и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Нее в нуждах и обстояниях.
История нашей Церкви Русской, история нашей державы Российской хранит немало примеров такой помощи. Сегодняшнее празднование по случаю четырехсотой годовщины явления в 1579 году во граде Казани иконы Божией Матери, посему именуемой «Казанской», – тому убедительное свидетельство. С того далекого времени, после чудесного явления чудотворного Казанского образа Божией Матери, усердием благоговейных рук иконописцев было сделано с нее несколько списков, одному из которых Господь благословил пребывать в нашем Богоявленском соборе. Сегодня мы здесь по нашей благочестивой русской традиции усердно молились Божией Матери в окружении многих дорогих верующему русскому сердцу святынь, преклоняли пред ними наши головы, принося благодарение за все благодеяния, на нас бывшие, на Церкви нашей, на Родине нашей.
Творя молитвы перед «Казанской», как именует этот образ простой верующий русский народ, я невольно уносил мой мысленный взор в то далекое время русской истории, с которым связаны воспоминания о чудесной помощи Божией Матери нашей Родине – Святой Руси.
Трудное было время для России в конце XVI и в начале XVII века: междуцарствие, самозванцы, смута, захваченная иноземцами Москва. В то скорбное время громко звучал голос страдальца и печальника за веру православную и за Отечество наше Святейшего Патриарха Ермогена: Предстоятель Русской Церкви призывал к освобождению Родины. Его голос, подобно набату, поднимал народ Руси великой на ратный подвиг.
В то же время берега великой русской реки Волги огласились призывом пламенного патриота-гражданина Минина: «Встанем за Русь, за дом Пресвятыя Богородицы, за чудотворцев Алексия, Фотия, Филиппа, освободим Отечество!» Князь Пожарский, отзываясь на этот зов, собрал ополчение и повел его к Москве. Труден был путь, нелегкими были сражения. Но вот к Москве прибыло войско из Казани, а с ним и Казанская икона Божией Матери. Преподобный Сергий в ночном видении явился одному епископу и возвестил о спасении Родины предстательством Пресвятой Богородицы, ради честной иконы Ее Казанской. Эта весть ободрила православное воинство, наполнив его верой в помощь и заступление Царицы Небесной. Враг был изгнан. Москва была освобождена.
Дорогие о Господе братья и сестры!
Много других событий, связанных с заступничеством Богоматери, знает история русская. Ее покров всегда был над русским народом, и не случайно народ наш нарек страну свою «домом Пресвятыя Богородицы» – так велико почитание Пречистой у нас на Святой Руси!
Всякий раз, когда мы благодарно празднуем события, связанные с материнским заступлением Божией Матери за нашу Русь, я думаю о том, чему назидают нас эти бережно сохраняемые верующим народом празднования.
Великий апостол Павел пишет: «Мы имеем от Бога жилище на Небесах» (2 Кор. 5, 1), куда, верим мы, пойдет всякая душа по скончании своего земного шествия. Мне приходят на память слова выдающегося нашего иерарха митрополита Московского Филарета о том, что «худой гражданин земного отечества и Небесного недостоин».
Справедливы и истинны эти слова. От Господа через Отечество, в котором живем, получаем мы хлеб наш насущный и вся потребная земная благая. В ответ на эти заботы Церковь призывает верных чад своих любить Родину, защищать ее, трудиться для ее процветания. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13),– вот вдохновляющие нас на служение ближним, на служение Отечеству нашему слова. Этими словами Священного Писания вдохновлялись наши предки, защищая Святую Русь. Ими вдохновлялись наши верующие отцы и братья в лихую годину Великой Отечественной войны. Эти святые слова вдохновляют русских верующих людей на служение Родине и сегодня.
И вот теперь, когда мы совершаем течение мирной жизни, мы молим Пречистую и Ее Сына о мире всего мира, чтобы Он – Господь благословил Своим обильным благословением труды всех миротворцев, ибо велико, самоотверженно и исполнено большой любви их служение миру и благоденствию народов! Богата примерами подобного служения отечественная история наша. Так пусть, возлюбленные о Господе братья и сестры, эти примеры истории Родины нашей, свидетельствующие о заступлении и предстательстве Божией Матери, о горячей и жертвенной нашей любви к Отечеству, помогут нам еще сильнее любить его, чтобы по молитвам Девы Марии стать нам наследниками Отечества Небесного.
Пресвятая Богородице, спаси нас! Аминь.
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
Мясопустная родительская вселенская суббота бывает за две недели до Великого поста. В этот день Святая Церковь молится за всех православных христиан, умерших внезапной смертью: во время потопа, землетрясения, войн и т.д.
Показать полностью.
Троицкая вселенская родительская суббота бывает перед днем Святой Троицы (на 49-й день после Пасхи). В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.
Родительские вторая, третья и четвертая субботы Великого поста. Вместо ежедневного поминовения усопших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого поста, Святая Церковь положила совершать усиленное поминовение в эти три субботы.
Частные родительские дни. Во-первых, вторник Фоминой недели. Неделя называется Фоминой потому, что на ней вспоминается апостол Фома. Сам же этот день в русском народе назван Радоницей или Радоницами: в этот день живые спешат на кладбище приветствовать умерших родителей радостной вестью о Воскресении Господа. Живые христосуются с умершими, принося с собой на могилы окрашенные яйца. Это девятый после Пасхи день (вторник второй после Пасхи седмицы).
Во-вторых, 11 сентября (нового стиля), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи (строгий пост), совершается поминовение православных воинов, за веру и отечество на поле брани убиенных. Поминовение православных воинов установлено Русской Церковью по указу императрицы Екатерины II в 1769 году, во время войны с турками и поляками.
В-третьих, Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед 8 ноября по Новому стилю (день великомученика Димитрия Солунского). Установлена она великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле 8 сентября 1380 г., князь Димитрий Донской совершил поминовение павших воинов перед днем своего Ангела. Великий князь предложил Церкви творить это поминовение ежегодно, а народ прозвал субботу Димитриевской – по имени победителя.
Впоследствии в день Усекновения главы Иоанна Предтечи и в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вместе с ними и всех усопших братий своих.
В эти дни закажите о своих усопших близких, родных обедни или поминовение на проскомидии. Проскомидия (греч.) – приношение. Чтобы священник исполнил это таинство, прихожанину нужно заполнить листок с заголовком «Об упокоении», перечислив имена умерших (только крещеных; кроме того, нельзя поминать покончивших жизнь самоубийством).
В эти дни придите в церковь, помолитесь во время панихиды об упокоении умерших, посетите могилы, дома почитайте 17-ю кафизму, помяните умерших во время трапезы.
Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Если они малы, достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми дедушку, бабушку, других родных, расскажите о них, что знаете. Научите своих детей, хотя бы в краткой молитве, обращаться к Богу: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное».
Храм святителя Алексия митрополита в Середниково запись закреплена
• О неуставной службе мученику Уару •
В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.
Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению» [5, с. 23–24]
Предстоятель Русской Церкви справедливо указал на то важное каноническое нарушение, которое, к сожалению, стало в последнее время уже довольно распространенным явлением.
Однако не житие святого мученика Уара дает основание к тем искажениям православного благочестия, о которых говорил Патриарх. Никто же не молится о язычниках, прибегая к помощи пророка Ионы, хотя корабельщики просили его: востани и моли Бога твоего, яко да спасет ны Бог, да не погибнем (Иона 1, 6).
Для указанной антиканонической практики, к сожалению, имеется текстуальное основание в последних изданиях богослужебных Миней [7].
Так, под 19 октября приведены две службы мученику Уару — уставная и неуставная. Первая (на которую указывает Типикон) составлена вполне привычно и традиционно. Святой мученик прославляется купно с пророком Иоилем. Главный мотив богослужения можно выразить тропарем канона: «даждь молитвами твоими нам разрешение грехов, жития исправление, Уаре» (Песнь 9, c. 469).
Вторая же служба — о которой Типикон вовсе не упоминает — начинается с довольно нетрадиционного и претенциозного названия: «Ина служба, бденная, святому мученику Уару, емуже дана бысть благодать умолити за умершие Клеопатрины прародители, не сподобльшияся прияти святаго Крещения» [7, c. 469].
По поводу такого названия следует заметить следующее.
Во-первых, представлена не просто служба в честь такого-то Божия угодника, как это бывает в Минее всегда, но заявляется определенная цель, как бы сверхзадача: прославить Уара именно как молитвенника за некрещеных «Клеопатриных прародителей».
Во-вторых, следует определенно сказать, что в названии этой второй, неуставной службы содержится если не прямая ложь, то бездоказательное и необоснованное заявление: не имеется никаких свидетельств о том, что у блаженной Клеопатры (память в тот же день, 19 октября) сродники были некрещеные. Вполне вероятно, что благочестивая и ревностная христианская жена была воспитана верующими родителями-христианами. Житие св. Уара не дает никаких оснований подозревать Клеопатриных близких в неверии и язычестве. Заявлять об этом следовало бы, имея хоть какие-нибудь факты, свидетельствующие об их нечестии.
Вспомним, что говорит житие. После мученической кончины Уара Клеопатра тайно похитила его тело и вместо своего умершего мужа взяла «…мощи святого Уара, принесла их, как некую драгоценность, из Египта в Палестину и в своем селении, называемом Эдра, которое находилось около Фавора, положила с своими предками» [4, с. 439]. Через некоторое время святой Уар явился во сне Клеопатре и сказал: «Или ты думаешь, что я не чувствовал ничего, когда ты взяла мое тело из груды трупов скота и положила меня в своей комнате? Разве я не внимаю всегда твоим молитвам и не молюсь за тебя Богу? И прежде всего я умолил Бога о сродниках твоих, с которыми ты положила меня в гробнице, чтобы им были отпущены грехи их» [4, с. 441].
В-третьих, если даже допустить, что среди Клеопатриных сродников и были некрещеные и неверующие во Христа люди, они Промыслом Божиим оказались в склепе, освященном благодатью, исходящей от мощей святого Уара: «Земля на нейже терпеливейшее тело твое, мудре, лежит, Божественне освятися» (Канон, Песнь 9-я уставной службы, c. 469).
Бог всесилен даже воскресить мертвых от прикосновения к мощам угодников Своих, как это было со святым пророком Елиссеем: повергоша мужа во гробе Елиссеове и впаде тело человека мертва, и прикоснуся костем Елиссеовым, и оживе, и воста на ноги своя (4 Цар. 13, 21).
Никому, правда, еще пока не пришло в голову составить новую службу «пророку Елиссею, емуже дана бысть благодать воставляти умершия на ноги своя».
Заметим также, что если в фамильном склепе и находились некрещеные сродники, ни сама Клеопатра не молилась об их спасении Христу, ни у святого мученика Уара не просила об этом молитв. Ходатайство свое пред Господом мученик осуществлял, предстоя престолу Вседержителя, а вовсе не советуясь с живущими на грешной земле.
Рассмотрим содержание богослужебного текста неуставной службы мученику Уару по Минее [7].
Стихиры на «Господи, воззвах» малой вечерни утверждают про святого Уара, будто «егоже молитвами прощает умершия язычники Владыка Христос» [7, c. 469]. «Невернии избавляются умершия и от мест адовых свобождаются молитвами Уара мученика» [7, c. 469].
Из такого более чем сомнительного тезиса вытекает следующее первое робкое прошение: «Приими жалость нашу, мучениче, да помянеши во тьме и сени смертней седящия осужденныя, яже от нас сродники, и Господа Бога да умолиши исполнити о них наша прошения» [7, c. 470].
На велицей вечерни в стихирах на «Господи, воззвах»эта тема развивается с большим дерзновением: «умоли Христа Бога всяческих ущедрити наша сродники, веры и Крещения не достигшия, помиловати оных и спасти души наша» [7, c. 471].
В конце стихир приведен «славник» объемом более чем на полстраницы, в котором содержатся такие «настоящия вопления»: «Воспомяни… веры и Крещения святаго православно не достигшия, но тако в недоумениих, яко и в прекословиих, обольщенныя и всеразлично падшия, услыши, великомучиниче, настоящия вопления, и умоли дати утесненным оным прощение, и отпущение, и от скорбных избавление» [7, c. 472].
Тема вымаливания неверующих и некрещеных усиливается в стихирах «на литии».
«…Помяни наша сродники… яже инославием отчужденныя умершия, неверныя и некрещеныя, и моли Христа Бога даровати сим прощение и отпущение» [7, c. 472, 473].
«Еже за неправославных умоление, умерших уже многолетне… и ныне прилежно помолися, мучениче, от затвор адских избавити и от горести свободити непреходныя, иже… спасительнаго же порождения не приемшия и Православныя веры отчужденныя, ускори убо еже испросити оным от Христа Бога прощение и отпущение, и велию милость» [7, c. 473].
В «славнике» стихир «на стиховне» вновь утверждается о Клеопатре, что «сия обретает своя неверныя сродники, молитвами славнаго мученика от горести вечных мук избавлены». Это дает составителю канона основание к молитвенному воззванию: «Темже и наша родители и ближники ихже, жалеюще, печемся яже веры и Крещения святаго отчужденныя…испросити у Христа Бога плачу их пременение, и от тьмы безконечныя милостивое избавление» [7, c. 474, 475].
В стихире по 50-м псалме содержится прошение: «…избавити наша неверныя сродники и прародители и всех, о нихже молимся, от лютаго и горькаго томления» [7, c. 477].
В каноне службы тема молитвенного ходатайства к мученику Уару за некрещеных усиливается никогда не встречающимся в иных известных церковных текстах обращением с тем же прошением к Самой Божией Матери отмаливать всех без исключения некрещеных и инославных умерших.
«Избави теплыми Твоими молитвами от лютых мук неверныя наша и некрещеныя сродники… и подаждь оным избавление и велию милость» (Богородичен седален, c. 479).
«…Ходатайствуй неотступно о милости к милостивому Твоему Сыну и Владыце, еже помиловати и простити грех инославия умершим сродником нашим» (Песнь 9, c. 484).
Не только Пресвятая Богородица, но и ангельские чины подвигаются на молитву за неверных: «Лик святых Сил Небесных подвигни с собою на молитву, мучениче, и сотвори дело пречудно… неверно умершим прародителем и еже с ними воспоминаемым еже даровати сим от Господа прощение и велию милость» (Песнь 3, c. 478.
В союзники и помощники мученику Уару канон предлагает иных святых:
«Яко послушал еси святыя Твоя, Господи, еже помиловати неверныя умершия, ихже и днесь приводим Ти на молитву, да прошения их ради ущедриши инославно умершия» (Песнь 8, c. 483). Прошение это примечательно, поскольку обязывает не одного мученика Уара, но целый собор святых угодников Божиих просить о спасении некрещеных: «Агнче Божий, Пречистою Своею Кровию нас искупивый, Феклино и блаженного Григория моление услышав, Мефодия со многими и Макария прием прошения, и отраду, и избаву зловерным подав умершим, и Златоустаго о сих молитися написати воздвигнув, приими убо, Владыко, с сими славного Уара и молитвами их воспоминаемыя от нас прости и помилуй» (Песнь 8, c. 483).
Епископ Афанасий (Сахаров) отмечал [2], что здесь упоминается молитва святителя Григория Двоеслова о царе Траяне и молитва святителя Мефодия Константинопольского с собором отец о царе Феофиле — так что это были молитвы не «за язычников» или «за еретиков», а «за царя», согласно апостольской заповеди совершать молитвы за царя и за всех иже во власти суть (1 Тим. 2, 2). Молитвы остальных упомянутых в каноне угодников Божиих относятся, очевидно, к разряду «частных», а не «общественных».
Практически во всех тропарях канона, равно как и в Светильне, содержится одно и то же прошение «…веры, и Крещения отчужденныя умершия наша сродники и всем… даровати прощение и велию милость» (Песнь 5, c. 481).
Венчают службу стихиры «на хвалитех», где встречаются рефреном такие воззвания:
«…Егоже моли простити умершия инославно» [7, c. 485].
«…Егоже моли послати милость умершим в неверии» [7, c. 485].
Последней печатью «хвалитных» стихир является «славник» объемом полстраницы, содержащий, в частности, такие воззвания: «…Воспомяни воспоминаемыя выну наши деды и прадеды, и яже с ними вочтенныя, елицы противобожне погребенныя, умершия некрещеныя. За сих убо предстани ко Христу Богу… и потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление» [7, c. 486].
О канонической недопустимости
церковного поминовения неправославных
Каноническое сознание древней Церкви совершенно не допускало молитвенного общения с еретиками, иудеями и язычниками. Такой запрет на молитвенное общение относился как к живым, так и к умершим. Как справедливо отметил протоиерей Владислав Цыпин, «усопшие христиане остаются членами Церкви, и поэтому Церковь возносит за них свои молитвы как и о живых своих членах», поэтому «Церковь может, конечно, отпевать лишь тех, кто принадлежит лишь ей» [15, c. 322].
Наглядно показать это можно, сравнив вышеприведенные цитаты из неуставного канона мученику Уару с церковным каноном из службы Троицкой родительской субботы, помещенной в Цветной Триоди. В этом богослужебном последовании буквально в каждой песне канона отмечается, что поминает Церковь лишь крещеных православных людей, в вере и благочестии окончивших свою земную жизнь.
«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит я, в вере усопшыя, и надежде жизни вечныя» (Песнь 1).
«Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, праведным судом водрузивый пределы жизни, и в нетление от тли приемляй вся, усопшыя в надежди вечнаго воскресения» (Песнь 2).
«Присномутное жития море преплывшыя Христе, в нетленное твоего жития сподоби пристанище притещи, православным житием окормленныя» (Песнь 3).
«Отцы и праотцы, деды и прадеды, от первых и даже до последних, во благозаконии умершыя и благоверии, вся помяни Спасе наш» (Песнь 4).
«Огня приснопалящаго, и тмы несветимыя, скрежета зубнаго, и червия безконечно мучащаго, и всякаго мучения избави Спасе наш, вся верно умершыя» (Песнь 5).
«От века яже приял еси верныя Боже, род всякий человеческий, сподоби во веки с служащими Ти славити Тя» (Песнь 6).
«В страшное Твое пришествие, Щедре, одесную овец Твоих постави, православно Ти в житии послужившыя Христе, и преставльшыяся к Тебе» (Песнь 7).
«Сокрушивый первее сень смертную, возсияв яко солнце из гроба, сыны воскресения Твоего сотвори, Господи славы, вся умершыя в вере, во веки» (Песнь 8).
«Всякий возраст, старцы, и юныя младенцы, и дети, и ссущыя млеко, мужеское естество и женское, упокой Боже, яже приял еси верныя» (Песнь 9).
В богородичных тропарях этой службы, в отличие от неуставной службы мученику Уару, Церковь испрашивает ходатайство у Пречистой Девы Марии лишь за верных: «Струи живыя источник запечатанный, показалася еси Богородице Дево, без мужа бо Господа рождши, безсмертия верныя напояеши водою во веки» (Песнь 8).
Пространные и развернутые прошения об усопших читаются по Уставу на вечерне под День Святаго Духа — в особенности в третьей коленопреклоненной молитве, помещенной в Цветной Триоди. Но и в этой всеохватной молитве упоминаются исключительно православные христиане: «Услыши нас молящихся Тебе, и упокой души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродник по плоти, и всех своих в вере, о нихже и память творим ныне, яко в Тебе всех держава, и в руце Твоей содержиши вся концы земли».
Согласно Служебнику, на проскомидии совершается поминовение «о всех в надежде воскресения жизни вечныя и Твоего общения усопших православных». В чинопоследовании евхаристического канона литургии святителя Иоанна Златоуста содержатся следующие слова: «Еще приносим Ти словесную сию службу о иже в вере почивших… и о всяком Дусе праведном в вере скончавшемся», а также прошение: «И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя». На литургии святителя Василия Великого предстоятель молится подобным образом: «Да обрящем милость и благодать со всеми святыми от века Тебе благоугодившими… и со всяким духом праведным в вере скончавшимся», и в завершение: «И помяни всех прежде усопших о надежде воскресения жизни вечныя» [11]. О неверующих ни св. Иоанн Златоуст, ни св. Василий Великий молитв не возносили, памятуя слова евангельские: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет (Мк. 16, 16).
Святые Отцы поступали в полном соответствии с учением апостольским: Кое бо причастие правде и беззаконию, или кое общение свету ко тме, кое же согласие Христови с велиаром, или кая часть верну с неверным, или кое сложение Церкви Божией со идолы? (2 Кор. 6, 14–16).
Митрополит Макарий (Булгаков) писал: «Наши молитвы могут действовать непосредственно на души скончавшихся, если только они скончались в правой вере и с истинным раскаянием, т.е. в о