храм в калаче на дону
Храм святителя Николы Чудотворца. Калач-на-Дону
Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, пер. Некрасова, д. 7 |
Год постройки: | Уточняется |
Храмовой день: | 19 декабря, св. Николы, архиепископа Мир-Ликийских чудотворца |
Настоятель: | иерей Георгий Гилев |
Телефон: | +7 (84472) 3-15-78 |
Храм святителя Николы Чудотворца Донской и Кавказской епархии РПСЦ.
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням
начало вечернего богослужения в 15:30
начало утреннего богослужения в 7:30
Храмы и общины
Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru
Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.
Авторский состав
Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков
Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева
Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Святителя Николая Чудотворца (Калач-на-Дону)
В 1867 году через Калач проезжал известный писатель-романист В.В. Крестовский, написавший о православии в хуторе несколько строк: «В Калаче пока еще нет церкви. Недавно только на дебаркадере выставили образ и кружку с приглашением к посильным пожертвованиям. В настоящее время там находятся неподалеку от железной дороги под купою нескольких дерев бедная маленькая молельня, помещающаяся в каком-то сарайчике, с крестиком на кровле и небольшим колоколом, который одиноко висит себе подле молельни».
Строительство первого храма в Калаче началось в 1867 году сбором средств. В 1869 году была построена небольшая церковь, получившая имя в честь святителя Николая Чудотворца.
На 1875 год в Калачёвском торговом поселении служил священник Филипп Байздренков, удостоенный набедренника. В 1876 год бывший церковным старостой царицынский мещанин Иосиф Бабушкин пожертвовал сюда три семипроцентных билета на 2250 руб. на содержание причта. А глава торгового дома купчиха А.А. Грошева устроила иконостас в храме.
В конце XIX века большинство храмов современного Калачёвского района относились к Качалинскому благочинию.
В конце XIX – начале XX веков Калач начал быстро расти и развиваться. Священство при поддержке благотворителей вело активную социальную работу. Около 1880 года на средства семьи Кравченко – известного купца и промышленника была построена церковно-приходская школа. Здание церковно-приходской школы сохранилось до сих пор (в нём сейчас помещаются начальные классы средней школы № 2). В 1892 году к Никольской церкви пристроили два придела, а в 1896 году приделали новый алтарь и увеличили трапезную.
По данным 1-ой Всероссийской переписи населения 1897 года в Калаче наличествовали церковно-приходская школа, свечной церковный заводик, две деревянные церкви — Никольская православная и Успенская единоверческая. Успенский храм построили в 1893 году. К нему был приписан также единоверческий молитвенный дом во имя святого благоверного великого князя Александра Невского на х. Рубежный, возведенный в 1894 году на средства мещанина И.И. Бабушкина.
Никольская церковь, при которой действовала церковно-приходская школа, стояла на месте нынешней филармонии.
В начале XIX века на территории нынешней больницы водников располагался мужской монастырь. Вероятно в конце XIX – начале XX веков он превратился в женский. В 1915 году сюда пароходами везли раненых на фронтах 1-ой мировой войны из госпиталей г. Ростова-на-Дону и размещали их как в военном госпитале Калача, организованном при почине духовенства, так и в больнице женского монастыря. Благочинным тогда являлся о. Дмитрий Серебрянский, встречавший солдат и произносивший патриотические речи. Перед самой войной 1941—1945 годов в здании обители открыли районную больницу на 60 мест, разрушенную во время Сталинградской битвы.
В единоверческом храме, располагавшемся в так называемом Старом Калаче, власти устроили инкубатор.
На 1 января 1933 года в Калачёвском районе, по данным крайисполкома, числилось 5 православных общин, признававших власть патриарха Тихона и имевших 6 священников. Они объединялись вокруг 4 молитвенных зданий «специальной постройки» (т.е. храмов) и одного здания «неспециальной постройки» (вероятно, службы шли или в частном доме, или каком-либо другом помещении). Также в районе действовало тогда 13 старообрядческих общин с 7 священниками, служившими в 13 зданиях «специальной постройки». Несколькими годами позднее, на 1 июня 1937 года в Калачёвском районе насчитывалось 11 действующих и 2 не действующих, но незакрытых церкви (вероятно, службы в последних не велись из-за отсутствия священников). В период с 1 июня 1937 по 31 декабря 1939 год властями было закрыто 9 храмов. В итоге, на 1 января 1940 год в районе осталось 4 церкви и 2 молитвенных дома.
Обе хуторские церкви закрываются большевиками в период — с октября 1929 по февраль 1930 годы. В это время там служил протоиерей Георгий Иосифович Семенов. В помещении Никольского храма, ставшего клубом, в 30-е годы проходили спектакли местной самодеятельности. С его купола сняли крест, разобрали колокольню, поставили внутри кресла. Отец Георгий был отправлен в ссылку. Сразу, как только был отобран храм, верующие снова стали собирать средства на строительство. По словам людей, знавших отца Георгия, все собранные деньги, он хранил в течение войны, и как только появилась возможность, после войны на эти средства был приобретён молитвенный дом.
После Великой Отечественной войны в Калаче протоиерей Георгий Иосифович Семенов построил храм. Его внучка Галина Николаевна Ченегина называет его фамилию как Симеонов. Она вспоминает, что сначала он служил в Калаче, а до него и его отец – Иосиф Георгиевич Симеонов также был калачевским священником. В 30-е годы за о. Георгием пришли, стали зверски избивать на глазах у детей, перебили тройничный нерв. Его сослали в Сибирь за исповедание веры, но он и там продолжал венчать, причащать людей, крестил детей охранников, лечил больных от цинги. Сестра батюшки спрятала священническое облачение и церковную утварь в сарае. Из ссылки он вернулся раньше срока инвалидом и проживал в Сталинграде, не служа ни в каком из городских храмов. С началом боев в Сталинграде, вся семья ушла в Калач. Немцы разрешили открыть церковь, под которую пошла половина дедушкиного дома. Здесь он начал совершать богослужения перед родовой Владимирской иконой Божией Матери. На службы сюда потянулись люди даже из-за Дона, с дальних хуторов. И вот в один из ноябрьских дней 1942 года, когда стихла стрельба, о. Георгий в облачении с иконой в руках пошёл навстречу нашим войскам. Советские солдаты, ворвавшиеся в Калач и увидевшие священника, стали подходить к нему за благословением. Выжившие в страшнейшей из битв второй мировой, бойцы со слезами на глазах крестились и целовали образ Божией Матери.
Подъём веры в годы войны и сразу же после нее наблюдался тогда практически везде. Во второй половине 40-х годов в Калачевском районе власти отмечают прохождение церковных служб под руководством монахинь из закрытых монастырей края. Люди, перенесшие военные лихолетия, решили строить в Калаче храм. Начали сбор средств. И вскоре на пустыре мужчины построили молитвенный дом, оформили его официально, образовали большой церковный совет, куда вошли даже верующие с хуторов, купили дом для священника. Постепенно под руководством о. Георгия собрался церковный хор. По данным властей, в 1944 году Никольский молитвенный дом действовал. Он входил в 1-ый благочинный округ. Церковь активно помогала всем пострадавшим от военного лихолетья, всем миром строили хаты бездомным, ремонтировали дома солдаток и вдов. Райисполком собрал всех детей-сирот в один дом и о. Георгий содержал его за счет прихода. Священника все любили, даже партийные приходили венчаться, приносили по ночам крестить своих детей. На Рождество 7 января 1952 года в праздничных церковных службах в Калаче участвовало 400 человек, из них 50 мужчин, 300 женщин и 30 детей, причем люди ходили славить Христа по домам. При храме пономарила монахиня Мария Степановна, бухгалтером была некая Люся. Батюшка Георгий прослужил здесь вплоть до самой смерти в феврале 1953 года. При нём в храме был расширен алтарь, устроены печи, вырыт колодец в церковной ограде, в сторожке устроена крестильная комната.
В 1954 году, уже при новом настоятеле, о. Н.Ф. Абрамовиче, в церковь провели электричество, начали роспись стен. При проверке оказалось, что храмовый антиминс, освященный в 1911 году епископом Аксайским и Новочеркасским Гермогеном, сильно загрязнен и требует замены В 1957 году под руководством священника Иоанна Есенникова расписываются заново иконостас и стены храма, отделывается ризница, а икона Вседержителя на Горнем месте украшается балдахином. С 24 декабря 1958 года и по 1964 год настоятелем Никольского молитвенного дома в Калаче пребывал иерей Алексий Машенцев, также обслуживавший и Никольскую церковь х. Голубинского. Согласно штатному расписанию, в причт молитвенного дома входили только псаломщик и священник. Последний продолжал заботиться о поддержании благолепия в храме, организуя различные ремонтные работы. На 12 января 1963 года в Калаче служат священник Алексий Машенцев и псаломщик С.Е. Субботин. За 1964 год о. Алексий произнес 24 проповеди на Евангельские темы. После о. Алексия сюда был назначен священник из Саратовской области Василий Сусин. В январе 1965 года он доложил благочинному о том, что за время его служения на приходе было прочитано 9 проповедей на Евангельские темы. В марте 1965 года благочинный Волгоградского округа протоиерей Василий Ошурко просит епископа Саратовского и Волгоградского Пимена о награждении о. Василия камилавкой.
В феврале 1965 года уполномоченный Совета упоминал, что в г. Калаче «в большие церковные праздники верующих в молитвенном доме бывает до 1000 человек, а по воскресеньям – до 50-70 человек». В 70-80-е годы XX века здесь 17 лет прослужил о. Петр Мирошников (его супруга Надежда Филиповна является родной племянницей монахини Раисы (Кривошлыковой) из Усть-Медведицкого монастыря). Священник П.И. Мирошников в 1973 году обвинялся во вмешательстве в дела исполнительных органов прихода. В то время власти специально продвигали в приходские советы своих ставленников, проверенных коммунистов. Бывало, что они отодвигали священнослужителей от фактического руководства приходом. Да и юридически, по советским законам, священник тогда был в своем приходе лишь служителем. Храм, по воспоминаниям некоторых людей, был «небольшим, деревянным, но очень уютным, со вкусом убранным. Видимо немало в этом потрудилась матушка о. Петра Надежда Филипповна, которая несет обязанности псаломщика». За 1980 год, по сведениям уполномоченного, в Никольском храме было крещено 363 человека, венчано – 8, совершено 11 очных и 408 заочных отпеваний и 975 прочих обрядов. О здешних священниках известно далеко не все – фамилии и годы служения некоторых не удалось определить. Так, в кратких церковных записках упоминаются некие иереи Анатолий, Владимир, Федор (похороненный в Саратове), Михаил (подменный), вероятно служившие в Калаче в 70-80 годах XX века.
С 13 апреля 1984 года по 27 ноября 1987 года в храме священствовал о. Николай Карпец. С 3 июля 1987 года по 12 декабря 1988 года здесь служил священник Анатолий Иванович Сафонов. Его сменил протоиерей Владимир Афанасьевич Захарич (в последствии — архимандрит Василий, а затем, после принятия схимы в монастыре Ахтырской иконы Божией Матери с. Гусёвка — схиархимандрит Димитрий), прослуживший до 10 мая 1992 года. Диакон Феодор Кубанцев прослужил в храме с 1 ноября 1988 по 1 мая 1996 года и был уволен с уходом на пенсию. Диакон А.В. Кузнецов, будучи на практике, прослужил здесь весь октябрь 1989 года. Также и диакон Анатолий Петрович Шаргин служил с 31 декабря 1989 по май 1990 года. Чуть больше месяца в декабре 1992 — январе 1993 года прослужил иерей Петр Митрофанович Халюто. С 3 января 2000 года. по 28 августа 2006 года служил иеродиакон Гавриил (Дмитрий Васильевич Куликов), который в данное время является ректором Царицынского православного университета преподобного Сергия Радонежского.
Старая тесная церквушка вмещала не более 200 молящихся, а на праздники часто приходило и до 400 человек. Поэтому с благословения архиепископа Саратовского и Волгоградского Пимена был сделан проект каменного двуглавого храма с помещениями для церковной библиотеки и других нужд. Строительство нового началось в октябре 1990 года рядом со старой церковью на ул. Революционная, 293.
Последняя сгорела в 1998 году. В декабре 1990 года архиепископ Саратовский и Волгоградский Пимен рукоположил и направил сюда вторым священником иерея Николая Владимировича Пыркова. Уже став протоиереем, он прослужил здесь до ноября 2005 года. 18 ноября 2005 года протоиерей Николай Пырков переводится в ст. Голубинскую.
12 декабря 2005 года Митрополит Волгоградский и Камышинский Герман назначил настоятелем храма иерея Димитрия Климова, остающегося на этом посту до сих пор.
В 2008 году по указу Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа иерей Димитрий Климов возводится в сан протоиерея. С апреля 2011 года и по настоящее время вторым священником служит иерей Валерий Никулов. При храме действуют воскресная школа для детей и взрослых, библиотека.
Клирики храма проводят еженедельные молебны в городской больнице г. Калача и еженедельные молебны и беседы с военнослужащими внутренних войск. Они занимаются и духовно-просветительской работой с молодёжью, деятельностью по возрождению народных и семейных праздников в духе православных традиций. Долгое время у храма не было купола.
14 февраля 2008 года был установлен главный купол, который был спроектирован местным жителем Николаем Филисовым.
Строительство храма полностью завершено. Поставлен новый иконостас. Сделана орнаментальная роспись стен. Построен новый забор.
26 апреля 2011 года, во вторник Светлой Седмицы, храм был освящён по полному архиерейскому чину митрополитом Волгоградским и Камышинским Германом.
Указом святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в 2014 году храму присвоен статус кафедрального собора. Храм является основным местом служения правящего епископа и становится главным храмом всей Калачёвской епархии, в которую, входит 14 районов.
Настоятель — протоиерей Димитрий Климов.
Адрес: 404500, Волгоградская область, город Калач-на-Дону, ул. Революционная, д. 293.
Телефон: 8 (84472) 3-27-85
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец является одним из особо почитаемых и любимых православных святых, особенно для русских людей. В различных житейских бедствиях и в опасностях пути он — скорый помощник. Родился он в Малой Азии в конце 3-го столетия. Уже с детского возраста он отличался глубокой религиозностью, и его дядя, епископ города Патары, приблизил его к себе и еще в молодом возрасте рукоположил в священники.
После смерти родителей святой Николай унаследовал большое состояние, которое он стал раздавать бедным.
Он старался помогать людям тайно, чтобы его не благодарили. Приведённый ниже случай иллюстрирует, как он помогал несчастным.
В городе Патары жил один богатый человек, имевший троих дочерей. Когда дочери стали достигать совершеннолетия, торговые дела у этого богача сложились так неудачно, что он совсем разорился. Тогда у него зародился преступный план — использовать красоту своих дочерей, чтобы добывать средства для пропитания. Святой Николай узнал о его планах и решил спасти его и его дочерей от такого позора. Подкравшись ночью к дому разорившегося купца, он бросил в окно мешочек с золотыми монетами. Найдя их, обрадованный купец выдал замуж свою старшую дочь, дав ей нужное приданное. Через короткое время Святой Николай подбросил купцу второй мешочек с золотом, которого хватило на приданное для второй дочери, и она также вышла замуж. Когда Святой Николай подбрасывал в окошко третий мешочек для младшей дочери, купец его подкараулил. Упав в ноги Святому Николаю, он слезно благодарил за спасение его семьи от страшного греха и позора. Устроив своих дочерей, купец через какое-то время поправил свои торговые дела и стал помогать людям, подражая своему благодетелю.
Святой Николай желал посетить святые места и с этой целью взял в Патарах корабль, плывущий в Палестину. Плавание было спокойное, но святой по особому откровению узнал о предстоящей буре и сообщил об этом своим спутникам. И точно, скоро разразилась сильнейшая буря, и корабль стал беспомощной игрушкой разбушевавшихся волн. Зная, что Святой Николай — священник, все стали просить его молиться о спасении. По молитве святого ветер вскоре стих, и настала великая тишина. Во время порыва ветра один из корабельщиков был сброшен с мачты на палубу и разбился насмерть. Святой молитвой воскресил его.
Поклонившись святым местам, Святой Николай хотел было уйти в пустыню и провести свою жизнь вдали от людей. Но это не было угодно Богу, который предназначал его на подвиг доброго пастыря. Святой услышал голос, повелевающий ему вернуться на родину и служить людям.
Не желая жить в городе, где люди знали его и хвалили, Николай пошёл в находящийся недалеко город Миры. Это был главный город в Ликии, и здесь была епископская кафедра. Святой Николай поселился в Мирах, как бедняк. Любя храм, он ежедневно приходил в него, как только открывались церковные двери.
В то время скончался епископ города Миры, и епископы соседних епархий собрались, чтобы выбрать ему преемника. Они не могли остановиться ни на одном кандидате, пока кто-то из них не посоветовал: «Господь Бог должен Сам указать Свой выбор. Будем, братья, молиться, поститься и ждать указания Божия». И точно, старшему из епископов Бог открыл, что тот человек, который первым войдёт в храм и должен стать епископом. Он рассказал своим собратьям об этом, и перед началом утренней службы стал у входа в храм, дожидаясь Божьего избранника. Святой Николай, по своему обычаю, первым пришёл помолиться. Когда он входил в храм, епископ остановил его и спросил: «Как имя твоё?». Николай кротко назвал себя.
«Следуй, сын, за мной», — сказал епископ, взял его за руку, ввёл в храм и сообщил, что его посвятят в епископы города Миры. Святой Николай боялся принять такой высокий священный сан, но должен был уступить воле епископов и народа.
Став епископом, Николай сказал себе: «До сих пор я мог жить для себя и спасения своей души, но теперь каждый миг моей жизни должен быть отдан другим». И точно, забыв о себе, святитель открыл всем свои двери и стал отцом для сирот и для бедных, заступником для обиженных и благодетелем для всех. По описанию современников, он был кроткого нрава, незлобив, одежду носил самую простую, вкушал постную пищу и то один раз в день, вечером.
Тогда Святой Николай смог вернуться к своей пастве. Трудно пересказать все случаи его помощи и чудеса, которые он совершал. Однажды в Ликии начался голод. Святитель явился во сне купцу, грузившему в Италии свой корабль хлебом, дал ему золотые монеты и велел плыть в Ликию, в город Миры. Проснувшись и найдя в своей руке золотые монеты, купец ужаснулся и не посмел ослушаться приказания святого. Он привёз свой хлеб в голодную страну и рассказал жителям чудесное видение, благодаря которому он приплыл к ним.
В то время во многих церквах вспыхнули большие волнения по поводу арианской ереси, отрицавшей Божество Господа Иисуса Христа. Для умиротворения Церкви император Константин Великий созвал Вселенский Собор, который собрался в городе Никее в 325-ом году. Среди епископов присутствовал на соборе и святой Николай Мирликийский. Вселенский Собор осудил ересь Ария и составил Символ веры, в котором в точных словах изложил Православную веру в Господа Иисуса Христа, как Единородного Сына Божия, имеющего ту же сущность, что и Бог Отец. Во время прений святой Николай, слушая богохульные речи Ария, так возмутился, что при всех ударил его по лицу. За нарушение порядка Собор лишил Святого Николая епископского сана. Однако вскоре после этого несколько епископов стали свидетелями видения, в котором Господь вручал Святому Николаю Евангелие, и Божия Матерь возлагала на него омофор. Епископы поняли, насколько противна Богу арианская ересь и восстановили Святого Николая в его епископском звании.
Святитель Николай скончался в глубокой старости в середине 4-го столетия, но со смертью его помощь не прекратилась, а усилилась ещё больше. На протяжении более полутора тысячи лет он остаётся скорым помощником всех, обращающихся к нему с молитвой. Рассказы о его помощи составляют большой объем литературы, и любовь к нему православных людей все более возрастает.
mu_pankratov
Падает снег, каждая снежинка на своем месте.
В 1867 г. через Калач проезжал известный писатель-романист В.В. Крестовский, написавший о в хуторе несколько строк: «В Калаче пока еще нет церкви. Недавно только на дебаркадере выставили образ и кружку с приглашением к посильным пожертвованиям. В настоящее время там находятся неподалеку от железной дороги под купою нескольких дерев бедная маленькая молельня, помещающаяся в каком-то сарайчике, с крестиком на кровле и небольшим колоколом, который одиноко висит себе подле молельни».
В начале 19 в. образовался старообрядческий мужской монастырь. Вероятно в начале 20в. его перевели в женский Сергие-Радонежский монастырь. При монастыре, была организована богодельня (больница). В 1915 г. сюда пароходами везли раненых с фронта 1-ой мировой войны из госпиталей г. Ростова-на-Дону.
В начале 30-х, монастырь упразднили, а на его месте организовали больницу «Водников».
Церковь женского монастыря во имя Знамения Пресвятой Богородицы на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского. [журнал Церковь. М., N42, 14 октября 1912 г., с. 1019]
Братия Сергие-Радонежского монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
[Церковь. М., N1, 1 января 1912 г., с. 21]
Храм Сергие-Радонежского монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
[Церковь. М., N1, 1 января 1912 г., с. 20]
Храм на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
[Церковь. М., N14, 1 апреля 1912 г., с. 348]
Внутренний вид монастыря на хут. Калач-на-Дону Области войска Донского.
Келарня, трапезная и кельи. [Церковь. М., N42, 14 октября 1912 г., с. 1018]
Ну и немного фотографий близ лежащих хуторов от Ивана Васильевича Болдырева. 1875-1876
И я бывал в Калаче, вот щелкнулся почти на том же месте, что дед с мушкетом )))
Небольшая историческая справочка.
Статистика начала 20 века сообщает вот такия цифры- то время как общее число старообрядцев в 1909 г. в Российском государстве достигло примерно- 20 млн чел., а население самой Донской епархии составляло около 2,5 млн чел. На основе выборки и анализа материалов «Донских епархиальных ведомостей» и журнала «Церковь» была предпринята попытка определить географию расселения старообрядцев на Дону.
Таблица 1.
Распространение старообрядчества на территории Донской епархии.
Населенный пункт Источник
Считаем необходимым оговорить, что данные, сведенные в таблицу, не претендуют на исчерпывающее описание, так как здесь названы лишь те населенные пункты, которые упоминались на страницах духовной периодической печати. Полный список населенных пунктов, где проживали старообрядцы, практически составить невозможно по следующим причинам. Во-первых, далеко не все географические наименования указывались полностью. Например, в статье о ст. Пятиизбянс-кой говорилось, что как сама станица, так и относящиеся к ней тридцать хуторов (наименования не приводились) населены практически одними старообрядцами
Практически сплошь старообрядческое население проживало в ст. Верхне-Чирской с хуторами
Во-вторых, составляя такой список, нельзя ориентироваться и на официальные данные об открытыхмолельнях или молитвенных домах старообрядцев. По сведениям Областного правления, в 1903 г. в Донской области существовало с разрешения гражданской власти только 22 молитвенных дома. Однако на самом деле их было гораздо больше: в Цимлянском округе из 47 молитвенных домов только 2 были открыты официальным путем