храм в калмыкии хурул
Калмыцкий хурул
История храма
Несмотря на относительную молодость (храм был окончен в 2005 году), «Золотая обитель Будды Шакьямуни» носит статус буддийской святыни по праву: Далай-лама лично контролировал все этапы, предшествовавшие строительству. Он не только освятил место, где воздвигли храм, но и утвердил его эскиз, и, главное, дал комплексу название. Причем для буддийской общины Калмыкии одобрение внешнего облика хурула Далай-ламой было настолько важным, что на встречу с духовным лидером буддистов отправились лично глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов и верховный лама Республики Тэло Тулку Ринпоче. Они привезли эскизные проекты храма в Дхарамсалу — небольшой город в Индии, где базируется так называемое «тибетское правительство в изгнании» (в 1959 году Далай-лама вместе со многими другими буддистами покинул Тибет в знак протеста против политики Китая).
Его Святейшество Далай-лама XIV посещал Калмыкию трижды: в 1991, 1992 и 2004 годах. Во время третьего визита духовный лидер тибетских, монгольских и российских буддистов освятил запланированное место возведения хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».
Поэтичное название «Золотая обитель Будды Шакьямуни» основано на особенностях калмыцкого храма: в его оформлении преобладает золотой цвет, а на втором уровне хурула, в молитвенном зале, находится крупнейшая в Европе статуя основателя буддизма Будды Шакьямуни. Согласно легенде, им был индийский принц из богатого рода Шакьев, который посвятил свою жизнь поиску выхода из круговорота земных страданий, достиг просветления и указал этот путь другим. Статуя достигает 9 м в высоту. Сидящий в асане «поза касания земли» гигантский Будда в левой руке держит патру — чашу для сбора подаяний, символ отречения от мирской жизни. Статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами: их сияние — знак того, что тело Будды совершенно и излучает свет. А внутри монумента заложены священные предметы: мантры, благовония, драгоценности и пригоршни земли из каждого района республики. Они призваны наполнить статую благой энергией. Стены молитвенного зала расписаны сценами из жизни Будды и изображениями всех четырнадцати воплощений Далай-ламы. Помимо этого, убранство храма дополняют еще около сотни маленьких статуй, сложенных в красивые пирамиды.
Расписание работы хурула
9.00 — 10.30 — общий молебен о благополучии всех живых существ (ежедневно)
11.30 — 16.00 — индивидуальный прием (ежедневно, кроме понедельника)
14.00 — 16.00 — поминальный молебен (йорял) каждую пятницу
Храм как культурный центр
На верхнем уровне хурула, в соответствии с тибетской традицией, расположена резиденция Далай-ламы. Это не главная резиденция духовного лидера буддизма. Более того, Его Святейшество пока еще не посещал построенные для него в Элисте покои. Роскошная резиденция в хуруле размещена не для постоянного проживания Далай-ламы, а для того, чтобы он знал: его всегда ждут в Калмыкии.
Кроме того, по убеждению буддийской общины Калмыкии, хурул XXI века должен быть не просто храмом, но образовательным и культурным центром. Поэтому на первом уровне «Золотой обители Будды Шакьямуни» были открыты библиотека, музей и конференц-зал для проведения семинаров и лекций о буддизме, рассчитанный на 460 человек. Книги в фонд библиотеки преподносили также книжные издательства Элисты, Москвы и Санкт-Петербурга; в ней есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.
Среди буддистов, посетивших храм, были голливудские знаменитости. В 2007 году посмотреть «Золотую обитель» приезжал Стивен Сигал. «Таких храмов, как этот, я не видел никогда в жизни. Вы — очень счастливые люди», — признался голливудский актер во время визита.
Всего в хуруле семь уровней; общая высота здания превышает 60 метров. Храм виден из любой точки города, и его золотая крыша сияет в любую погоду. Стены хурула белоснежны, ворота выкрашены красным, а крыши пагоды исполнены в золотом и зеленых цветах. Для росписи стен специально пригласили тибетских художников. Главными элементами на фасаде стали восемь символов буддийского учения — колесо, рыбы, лотос, сосуд, зонт, штандарт, раковина и геометрическая фигура «бесконечный узел счастья». Каждый этот символ имеет сакральный смысл.
Территория, прилегающая к хурулу, также оформлена в соответствии с традициями буддизма. По периметру комплекс обнесен невысокой оградой с расставленными через каждые пять метров белыми ступами — куполовидными сооружениями для хранения реликвий, не имеющих доступа внутрь. Название «ступа» более характерно для Индии, в Калмыкии их чаще называют субурганами. В ограде четыре пары ворот, их число соответствует числу стихий и сторон света. Они исполнены в восточном стиле и призваны напоминать, что входящий вступает на путь духовности и просветления. В храм посетитель может войти только через южные врата. Ступени, ведущие к ним, украшены каскадными фонтанами со скульптурой бога богатства на верхней панели, а у подножия лестницы гостя встречает калмыцкий языческий бог, покровитель местности Цаган Аав, выполненный в серебре и всегда украшенный яркими лентами.
Храм был возведен на месте старого завода железобетонных изделий на улице Ленина.
Еще одно сокровище главного калмыцкого хурула можно увидеть на идеально подстриженном зеленом газоне, между ведущими ко входу в храм дорожками: 17 пагод со статуями великих буддийских учителей Наланды. Установить эти скульптуры вокруг храма рекомендовал лично Его Святейшество Далай-лама: он считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии, основанного во II веке до н. э. В IX веке он был разрушен мусульманами, но его учителя успели передать свои знания и опыт жителям Тибета, откуда буддизм распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву. Статуи учителей Наланды, сохранивших мудрость буддизма для мира, возводятся во многих хурулах. Однако «Золотая обитель Будды Шакьямуни» в этом отношении уникальна. «Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды. Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям, я добавил к ним еще девять. Так что этот храм — своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», — пояснил особую ценность статуй Далай-лама.
Возможно, именно благодаря благословению Его Святейшества весь храмовый комплекс удалось построить в рекордные сроки — за девять месяцев. В работах участвовали 52 организации. Глава республики вложил в строительство личные средства, жители Калмыкии собирали добровольные пожертвования на возведение святыни, а музыканты давали благотворительные концерты. В строительных работах ежедневно были задействованы более тысячи человек, а за архитектурную часть отвечал целый коллектив — инженеры В.К. Сангаджиев и В.В. Васильев, архитекторы С. Е. Курнеев, Л.Д. Амнинов и В.Б. Гиляндиков. Труды всех этих людей не прошли даром: «Золотая обитель Будды Шакьямуни» считается одним из красивейших хурулов мира, и ежегодно в Элисту специально приезжают посмотреть на него тысячи туристов и паломников.
История появления буддизма в Калмыкии
В Калмыкию буддизм пришел из Тибета. Религия распространялась среди предков современных монголов и калмыков с XIII века, когда сформировалась Великая Монгольская империя. В значимом тибетском документе «Красная книга», составленном в середине XIV века, говорится, что Чингисхан лично встречался с проповедником буддизма. С учением тибетских монахов познакомились приближенные к хану представители ойратской —западномонгольской — элиты. Многие знатные ойраты приблизили буддийских монахов к своим дворам.
На территорию российского государства ойраты пришли в XVII веке, образовав в степях Северного Прикаспия Калмыцкое (Торгутское) ханство. В границах этого образования и складывалась народность калмыков. Причем образование будущей Калмыкии совпало по времени с популяризацией буддистских учений среди ойратов: в 1640 году на съезде по случаю принятия свода законов буддизм был объявлен государственной религией для всех монгольских народов.
В XVIII веке из Калмыкии в Тибет начали отправляться группы людей, желавших изучить буддизм. Согласно буддийским архивам, учеников-ойратов было так много, что они составили в монастырях два отдельных землячества. Некоторые из этих людей, пройдя обучение в хурулах Тибета, вернулись на родину, чтобы проповедовать буддизм.
В XIХ веке распространение этой религии шло не менее активно, однако после революции 1917 года и образования Советского Союза ее влияние заметно сократилось. С началом перестройки все вернулось на круги своя: в 1988-м в Элисте была впервые зарегистрирована буддийская община.
Вклад ойратов в развитие буддизма
Согласно сочинению «Правление обитателей дворца Гандэна над всем пространством Тибета в поздний период распространения учения», в XVII веке ойраты сыграли значительную роль в деле укрепления буддизма и оказали важную помощь Тибету. В документе утверждается, что в 1641 году «покровитель и ученик» Далай-ламы — хошеутский Гуши-хан — завоевал территорию Тибета и передал бразды правления Далай-ламе. За это Гуши-хану было даровано имя «Царя Тибета» и титул Номин-хана. Ойратские тайши на постоянной основе начали получать от Далай-ламы почетные титулы ханов: как, например, Галдан Бошигту-хан — ученик Далай-ламы, которого, как считают некоторые исследователи, готовили на роль нового религиозного лидера среди ойратов. В числе тайшей, которым предлагали ханский титул, были и приволжские калмыки: Дайчин и Аюка.
Центральный Хурул Калмыкии
Страница Центрального Хурула Республики Калмыкия
Новости, фото и видео о деятельности монашеской общины Калмыкии.
«Зу күршго наснд миңһн җилә зөөр зөөх».
Искать богатства на тысячу лет, хотя не проживешь и ста.
Центральный Хурул Калмыкии запись закреплена
В Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» завершились экзамены студентов монастыря-университета Дрепунг Гоманг.
В связи со сложной обстановкой по коронавирусной инфекции в мире, ряд студентов сдавали экзамены дома, в «Золотой обители Будды Шакьямуни». Напомним, что впервые в новейшее время, экзамены в Калмыкии для монахов-студентов прошли в прошлом году, когда началась пандемия Covid-19.
Экзамены прошли с 4 по 6 ноября. В первый день состоялись диспуты, во время которых монахи продемонстрировали навыки ведения дебатов и аргументированного ответа на поставленные вопросы. Во второй и третий дни студенты сдавали философию и грамматику соответственно. В состав экзаменационной комиссии вошли доктора буддийской философии: умзет Центрального хурула геше Цоглам, дуганчи «Золотой обители Будды Шакьямуни» геше Джамьянг, а также геше Джанчуб и геше Тинлей.
По завершении экзаменов письменные работы студентов, а также фото и видео материал проведения экзаменов были направлены в монастырь-университет Дрепунг Гоманг, где по истечению полутора месяцев будут озвучены результаты и принято решение о переводе студентов на следующие курсы.
Центральный Хурул Калмыкии запись закреплена
Сегодня завершились Учения Его Святейшества Далай-ламы XIV для буддистов России
По уже сложившейся традиции Учения начались с чтения «Сутры сердца праджняпарамиты». Сегодня сутру на калмыцком и русском языках читали монахи и верующие Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и Санкт-Петербургского дацана «Гунзэчойнэй».
Показать полностью.
Накануне Учений, во время генеральной репетиции Шаджин-лама Калмыкии напомнил всем присутствующим о том, что это очень хорошая возможность и шанс общаться с Его Святейшеством Далай-ламой. «Мы с вами читаем Сутру сердца на калмыцком языке не для презентации, не для красоты, этим самым мы совершаем подношение Его Святейшеству Далай-ламе и Трем драгоценностям. Помните об этом».
Во второй день Учений Его Святейшество Далай-лама принял решение даровать объяснение сущности Учения Будды, после которого последовала сессия вопросов-ответов. Всего в этот день было озвучено 10 вопросов из Калмыкии, Санкт-Петербурга, Забайкальского края, Москвы и касались различных тем.
В завершении Учения Глава буддистов Калмыкии, Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ Тэло Тулку Ринпоче поблагодарил Далай-ламу за дарованное Учение, за доброту и внимание к буддистам России. Также Ринпоче поблагодарил офис Его Святейшества и всех организаторов Учений за их неустанный труд по организации Учений на протяжении 13 лет.
Центральный Хурул Калмыкии запись закреплена
Сегодня состоялся первый день Учений Его Святейшества Далай-ламы XIV для россиян.
Основной темой учений 2021 года стало «Украшение махаянских сутр» (Махаяна-сутра-аламкара) Майтреи. Учения начались с чтения «Сутры сердца праджняпарамиты» на тувинском и бурятском языках. Также Далай-лама в рамках Учения ответил на вопросы верующих.
Завтра 5 ноября пройдет второй день Учений, во время которого «Сутра сердца праджняпарамиты» прозвучит на калмыцком языке, а также будет задан вопрос от Калмыкии.
Центральный Хурул Калмыкии запись закреплена
Центральный Хурул Калмыкии запись закреплена
Тэло Тулку Ринпоче об Учениях Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России
Как всегда, мы с нетерпением ожидаем Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России, проводить которые для нас большая честь. В этом году Его Святейшество будет разъяснять своим последователям сочинение Майтреи «Украшение махаянских сутр» (Махаяна-сутра-аламкара). Мы очень рады, что выбор Его Святейшества пал именно на эту книгу.
Показать полностью.
Несколько лет назад мы обратились к Его Святейшеству с просьбой составить для нас список буддийских сочинений, которые он хотел бы видеть изданными на русском языке. Работа по их переводу стала нашей важнейшей задачей.
«Украшение махаянских сутр», таким образом, особенная книга, так как она была переведена на русский язык по личной рекомендации Далай-ламы. Работа по переводу велась несколько лет, и, наконец, долгожданная книга увидела свет. Все, кто принимал участие в ее подготовке, накопили невероятные духовные заслуги, выполнив наставление Его Святейшества.
Мы очень рады, что имеем возможность не только преподнести «Украшение махаянских сутр» на русском языке Его Святейшеству, но и выслушать из его уст комментарии к этой книге, повествующей о духовных подвигах бодхисаттв, посвятивших себя служению всему живому.
В трудные времена, в которые мы живем, связь с нашими духовными наставниками, гуру, и их драгоценные наставления, служат для нас источником вдохновения, надежды и внутренней силы.
В последние два года пандемии Его Святейшество Далай-лама регулярно проводит встречи с университетами, выдающимися учеными и общественными деятелями и, конечно, буддийскими организациями. Мы очень рады, что он всегда находит время для нас, своих российских последователей, которые высоко ценят возможность встречи с ним, как реальной, так и виртуальной.
К Учениям Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России мы подготовили обширную программу, включающую разъяснительные лекции директора Библиотеки тибетских трудов и архивов досточтимого геше Лхакдора, которого очень любят и ценят в нашей стране, а также эксклюзивный показ нового документального фильма «Миссия – радость. Найти счастье в тяжелые времена» о дружбе между архиепископом Десмондом Туту и Его Святейшеством Далай-ламой.
Мы будем искренне рады видеть всех вас на важнейшем событии года, каковым для всех нас, безусловно, являются Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России.
С молитвами,
Тэло Тулку Ринпоче
Шаджин-лама Калмыкии, Почетный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ
Золотая обитель Будды Шакьямуни
Калмыкия в наши дни привлекает внимание людей, практикующих и изучающих буддизм. Калмыки – народ, исконной религией которого является буддизм, насчитывающий 2550 лет своей истории. Основное население придерживается традиции Махаяны – Большой Колесницы. Кроме того, степная республика имеет богатую историю и культуру, самобытные ремесла, ярко выраженную восточную архитектуру, знаменита дружелюбием и гостеприимством, великолепной национальной кухней.
БУДДИЗМ КАК РЕЛИГИЯ, ФИЛОСОФИЯ, ОБРАЗ ЖИЗНИ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ КУЛЬТУРЫ И ЭТНОСА КАЛМЫКОВ, КОТОРЫЕ ПОЧИТАЮТ ДАЛАЙ-ЛАМУ СВОИМ ДУХОВНЫМ УЧИТЕЛЕМ.
В центральной части города в 2005 году построен буддийский храм «ЗОЛОТАЯ ОБИТЕЛЬ БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ» – главный храм Республики Калмыкия.
Крупнейший буддийский храм в России и Европе был торжественно открыт в столице Республики Калмыкия 27 декабря 2005 года после визита в Элисту духовного лидера буддистов Его Святейшества Далай-ламы XIV, состоявшегося в конце ноября 2004 года. Ранним утром 1 декабря, перед отлетом в Индию, Его Святейшество Далай-лама провел краткую церемонию освящения места строительства будущего храма в самом центре Элисты.
Двухдневный визит Далай-ламы 2004 года стал воплощением чаяний и надежд калмыцкого народа, и тот восторг и воодушевление, которые ощущали в те дни люди, нашли отражение в неземном облике нового храма, рожденного силой благословения Далай-ламы и искренней веры его последователей. Для жителей Калмыкии новый хурул – столь же значимый и легко узнаваемый символ, как дворец Потала для тибетцев. Это символ единства нации, сплотившейся в своей решимости сохранить национальную самобытность и буддийское наследие.
В начале марта 2005 года глава Республики Кирсан Илюмжинов и верховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, прибыв в Дхарамсалу, представили эскизный проект нового хурула Его Святейшеству Далай-ламе, который был утвержден им с рекомендациями и благопожеланиями.
Через год Его Святейшество Далай-лама дал имя хурульному комплексу, назвав его «Золотой обителью Будды Шакьямуни» («Бурхн Багшин Алтн Сюме»). Хурул был построен в рекордно короткие сроки – всего за девять месяцев. В строительстве было задействовано 52 организации, а непосредственно на строительной площадке работало более тысячи человек. Возведение «Золотой обители Будды Шакьямуни» без преувеличения можно назвать всенародной стройкой. Глава Республики Кирсан Илюмжинов внес на его строительство личные средства, а также приложил немало усилий для привлечения дополнительных фондов. Жители всех районов Калмыкии, вне зависимости от религиозной принадлежности и убеждений, совершали пожертвования на возведение святыни; музыканты давали благотворительные концерты.
Монашеская община Калмыкии трудилась не покладая рук, заполняя священными мантрами белоснежные ступы, большие и малые молитвенные барабаны, возведенные по периметру нового хурула, а также 9-метровую статую Будды Шакьямуни – самую большую в Европе.
Строительство «Золотой обители», как и планировалось, было завершено к концу декабря 2005 года. «Этот храм – знак того, что мы можем достичь, если объединим усилия», – заявил на церемонии открытия Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
«Мы спешили завершить строительство к концу декабря, к трагической дате депортации калмыцкого народа в Сибирь», – отметил Глава Республики Кирсан Илюмжинов, посвятив храм погибшим в годы депортации. «Тринадцать лет, находясь на чужбине, наш народ верил, что однажды вернется на родную землю. Наш золотой храм – это символ возрождения калмыцкого народа», – добавил он.
«Я питаю глубочайшее уважение к старшему поколению калмыков, которые сумели сохранить нашу религию, культуру и самобытность. Благодаря их силе и мужеству сегодня мы можем с гордостью говорить: Мы – калмыки, мы – буддисты!» – отметил в своей вдохновенной речи Шаджин-лама Тэло Тулку Ринпоче.
Величие и монументальность, лаконичность и многогранность главного хурульного комплекса Калмыкии уже на сегодняшний день говорят о символе возрождения духовной культуры и национальных традиций единственной буддийской республики в европейской части России.
ЗОЛОТАЯ ОБИТЕЛЬ БУДДЫ ШАКЬЯМУНИ
Территория храма обнесена ажурной оградой с навершием из 108 субурганов – знаком 108 Будд. Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле, отображают вступление на путь духовности и просветления. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него.
Весь замысел хурульного комплекса состоит в том, чтобы люди могли поразмышлять о бытии земного существования, и поэтому каждый предмет и символ на территории хурула несет в себе определенное значение: так, «путь накопления добродетели и почитания» – дорожка вокруг хурула.
Обходя храм, в котором находятся все главные драгоценные реликвии буддизма, вы также выказываете уважение 17 пандитам – великим Учителям Наланды, некогда являвшегося самым большим буддийским университетом, основанным во 2-ом веке до нашей эры. Статуи 17 великих буддийских ученых, в совершенстве владевших всеми областями знаний того времени, так как традиция буддизма, существующая у калмыцкого народа, также принадлежит к наследию этих пандитов. Эти семнадцать статуй имеют особое значение для Его Святейшества Далай-ламы, который лично рекомендовал установить их вокруг нового храма. Далай-лама считает последователей тибетского буддизма духовными наследниками Наланды, крупнейшего монастырского университета древней Индии. Монастырь Наланда был разрушен мусульманами в 9-м веке, но его учителя к тому времени уже успели передать свои знания и духовный опыт жителям Тибета, откуда буддизм впоследствии распространился в Монголию, Калмыкию, Бурятию и Туву.
«Пожалуй, это первый храм, где собраны скульптурные изображения всех семнадцати учителей Наланды. Семнадцать статуй индийских ученых Наланды делают ваш храм уникальным. Я очень хочу увидеть эти статуи и прочитать лекции по трактатам этих великих учителей у их скульптурных изображений. Поистине это было бы счастливое мгновенье…», – сказал Его Святейшество Далай-лама на встрече Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче и Главой Республики Калмыкия Кирсаном Илюмжиновым.
«Прежде мы уделяли внимание лишь восьми учителям Наланды, я добавил к ним еще девять. Так что, этот храм – своего рода официальное подтверждение моей точки зрения», – добавил он с улыбкой.
По четырем углам комплекса установлены пагоды с большими молитвенными барабанами – «кюрде», которые на протяжении многих столетий являются неотъемлемой частью буддийской культуры. В Тибете, Калмыкии, Бурятии, Тыве и Монголии они устанавливались в монастырских храмах, а также в наиболее посещаемых местах, чтобы люди, вращая барабан, могли накопить духовные заслуги и очиститься от омрачений и негативной кармы, накопленной в этой и предшествующих жизнях. Традиционно кюрде содержат плотно свернутые свитки с мантрами Авалокитешвары – Будды Безграничного Сострадания – «Ом мани падме хум». Одно вращение барабана с чистыми помыслами и верой равносильно прочтению вслух помещенных в него миллионов мантр.
Главными декоративными украшениями фасада явились 8 символов буддийского учения: колесо Учения; золотые рыбы – символ духовного освобождения; лотос – символ чистоты; сосуд – символ скрытых знаний; зонт – символ защиты дхармы; штандарт – символ победы над невежеством и смертью; раковина – как символ возвестия Учения во все стороны; бесконечный узел счастья – геометрическая фигура, символизирующая переменчивый характер бытия.
Над входным порталом традиционная скульптурная группа, изображающая колесо Учения и двух ланей в память о двух газелях, которые первыми вышли из леса и стали слушать первую проповедь Будды, а восемь спиц колеса – это Восьмеричный путь к просветлению. Колесо Учения – одна из восьми благих эмблем – представляет собой единство всего сущего. На фронтоне сияет Знак Калачакры, его суть во взаимосвязи и взаимозависимости Вселенной и человека. На главной площади хурульного комплекса по оси южного входа установлена статуя Белого старца – Цаган Аавы (сансарического божества). Лестница, ведущая к парадному входу храма, украшена каскадными фонтанами с семью чашами. На верхней панели фонтана установлена скульптура Куберы – Бога богатства. На западной и восточной сторонах храма лестницы с фонтанами меньшего размера и изображениями дакинь.
На верхней площадке храма еще одна галерея с малыми кюрде. 108 малых кюрде расположены в общей сложности с трех сторон хурульного комплекса: с востока, запада и севера.
Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками, ритуальные площадки для совершения священных обрядов «гал тяклгн» и «усн тяклгн».
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
По обеим сторонам парадных дверей установлены фигуры снежных львов – стражей Учения. Войдя в хурул, вы попадаете в фойе, где по традиции снимают обувь. Здесь находится магазин с буддийскими принадлежностями, пункт охраны, стенд с объявлениями, распорядком ритуалов и молебнов, буддийскими новостями. Через фойе можно подняться наверх, войти в основной молельный зал и спуститься вниз, в цокольный этаж, где расположены конференц-зал, Музей истории буддизма, буддийская библиотека и гардероб на тысячу посетителей.
В молельном зале первым, основным по величине и значимости объектом, обращающим на себя взоры любого человека, является фигура основателя буддизма Будды Шакьямуни. Высота статуи – 9 метров. Её автор – заслуженный художник России, скульптор Владимир Васькин, руководитель творческой группы, работавшей также над скульптурами, установленными на территории Центрального хурула.
Статуя Будды наполнена благой энергией, так как по традиции внутрь были заложены специальные реликвии. Она сделана в согласии с традиционным миропониманием 32 признаков совершенства. Будда сидит в асане (поза касания земли), когда Будда призвал Землю быть свидетельницей его просветления. В левой руке патра – чаша для сбора подаяний, признак отречения от мирской жизни. Статуя Будды покрыта сусальным золотом, символом того, что тело Будды совершенно и излучает золотой свет.
Будда Шакьямуни – индийский принц из рода Шакьев, посвятивший свою жизнь поиску выхода из круговорота страданий, достигший просветления и указавший этот путь другим. Абсолютно все живые существа страдают и абсолютно все стремятся к счастью. Вдохновляющий пример Будды позволяет каждому найти путь к гармонии, счастью и просветлению.
На небольшой платформе, в алтарной части, львиный трон Учителя – Его Святейшества Далай-ламы XIV.
В правой части алтаря стеклянная пагода, внутри которой одежда Далай-ламы – одна из величайших и редкостных реликвий буддийского мира. Монашеское одеяние даровано по просьбе калмыцкого народа о выражении почитания и уважения к своему Духовному Наставнику – Его Святейшеству Далайламе – знак многовековой связи ойрат-калмыков и Далай-ламы.
На алтаре можно увидеть мандалу присутствия божеств (резной деревянный домик), чашечки для подношения водой, «зул» – символ подношения света, масляные торма, цветы и другие ритуальные принадлежности.
По обеим сторонам Учителя – древо прибежища (цокшин), на котором восседают множество Будд и бодхисаттв.
Стены храма расписаны минеральными красками и чистым золотом историями из жизни Будды и 16 архатов, здесь же портреты всех четырнадцати Далай-лам, божества Авалокитешвары – живым воплощением которого являются Далай-ламы, а также взор привлекают изображения Зеленой Тары и защитников Учения, и ритуальный орнамент с символикой и изображениями защитников.
В центре зала расположены столики (ширя) и сидения монахов для проведения служб. Впереди стоит трон Шаджин ламы Калмыкии.
Ежедневно в хуруле проводятся молебны за процветание Учения, за благо всех живых существ и уменьшение их страданий. Утренний молебен начинается с чтения молитв: куда входят «Гьябдо» (Прибежище), «Ганден лхагьяма» (Сто божеств Тушиты), «Щераб ньингбо» (Сутра Мудрости), восхваление богини Тары (Дярк), Ваджрного Ямантаки, Трех божеств долгой жизни – Амитаюса, Ушнишавиджаи и Белой Тары, проводятся ритуалы защитников Учения – Махакалы, Каларупы, Окон-Тенгр. Заканчивается молебен посвящением заслуг, чтобы каждое живое существо достигло состояния Будды и избавилось от страданий.
Время посещения хурула постарайтесь использовать для зарождения в себе мысли о бодхичитте (сострадательный ум) и накопить больше заслуг посредством обхождения, совершения поклонов, начитывания мантр, сорадования и размышлений о природе страданий и избавлении от них.
Находясь в хуруле, нельзя гневаться, сквернословить, шуметь, вытягивать ноги в сторону алтаря и монахов. На территории хурула нельзя курить, употреблять алкоголь и наркотики, быть в нетрезвом состоянии, так как земля хурульного комплекса освящена Его Святейшеством Далай-ламой XIV.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
По убеждению Далай-ламы, буддийский храм 21-го века более не может оставаться только лишь местом поклонения и молитв. Он должен стать образовательным и культурным центром, открытым для всех религий и школ философской мысли. Эта идея Далай-ламы находит горячую поддержку в Калмыкии.
Новый хурул – это еще и просветительский центр буддизма, где есть возможность послушать лекции буддийских учителей в конференц-зале, в буддийской библиотеке почитать книги, содержащие Учение Будды, а также побывать в Музее истории буддизма.
Библиотека «Золотой обители Будды Шакьямуни» является местом, где любой интересующийся человек может найти подробную информацию о буддизме, получить помощь в вопросах духовного поиска.
Основу буддийской библиотеки составляет дар Его Святейшества Далай-ламы XIV: «Ганжур» – полное собрание «Слова Будды» (108 томов) и «Данжур» – комментарии на «Слово Будды», составленные великими пандитами Наланды (213 томов).
Помимо классических сочинений в библиотеке собраны труды современных буддийских философов – Его Святейшества Далай-ламы XIV, Богдо-гегяна IX, Сакья-пандиты и многих других. В библиотеке есть издания на калмыцком, монгольском, русском, английском и других языках.
Фонд библиотеки составляют книги, преподнесенные в дар книжными издательствами Элисты, Москвы, Санкт-Петербурга, мирянами, он продолжает расти и пополняться. Ученым А.В. Бадмаевым библиотеке был подарен рукописный текст XVII века «Сутра золотого света» на старокалмыцком языке.
Библиотека оснащена компьютерами с открытым доступом в Интернет, что существенно облегчит читателю поиск необходимой литературы.
Музей истории буддизма содержит в своей коллекции реликвии, содержащие фрагменты старинных священных текстов – «ном», одежду гелюнгов, архивные фотографии, предметы буддийского искусства XII-XIII веков. В экспозицию музея входит богатейшее собрание масок божеств буддийского пантеона. Это подарок монахов монастыря Гьюдмед. Музейная коллекция говорит о существовании в калмыцкой степи сильной веры у мирян и чистой монашеской традиции.
Конференц-зал вместимостью 460 человек оборудован новейшей аппаратурой, предусмотрены видеолекции через Интернет. Здесь проходят лекции, семинары по философии буддизма, демонстрируются фильмы по основам буддийского учения, о жизни Будды Шакьямуни, Далай-ламы и других буддийских учителей.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ
На третьем уровне находятся выставочный зал, комнаты монахов, администрации и кабинеты для индивидуального приема. С галереи открывается вид на статую Будды Шакьямуни. В холле представлена фотовыставка, рассказывающая о жизни и деятельности Его Святейшества Далай-ламы, подаренная Фондом «Сохраним Тибет». В дни больших буддийских праздников можно ознакомиться с экспозицией, повествующей об истории буддизма и национальной калмыцкой культуры.
Колонны расписаны узорами, священными мантрами ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ на калмыцком и тибетском языках. Специально для проведения уроков медитации была написана большая танка «Путь освоения сконцентрированной безмятежности ума» (Шаматха). Звуки мантр и молитв пронизывают пространство всего храма.
В комнатах индивидуального приема вас встретят монахи и ответят на вопросы, касающиеся личных, семейных и других отношений, составят астрологический прогноз, прочитают молитву о здоровье и долголетии, назовут дату свадьбы или дадут добрый совет, если вы в нем нуждаетесь.
В кабинете тибетской медицины прием ведет доктор, закончивший полный курс обучения в главном тибетском институте астрологии и медицины Менциканг в Дхарамсале и имеющий опыт работы в тибетской клинике. Информацию о своем здоровье вы можете получить совершенно бесплатно: по пульсу определят, какой внутренний орган нуждается в лечении, назначат курс лечения. Лекарственные порошки и гранулы составлены из трав, произрастающих в Индии, Непале, Бутане, Тибете. Система лечения рассчитана на способность организма побороть болезнь и устранить ее причину.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ
На четвертом уровне расположен кабинет Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. Рядом находится кабинет Настоятеля хурула.
Необычность данного проекта состоит в том, что архитекторы внесли свою изюминку в колорит храма. На этом уровне мы можем увидеть модель мандалы, которая написана на ткани, натянутой по центру зала религиозного совета, и как бы олицетворяет собой своеобразный синтез государственной и духовной власти.
В субургане заключен образ Будды, символ ума Будды, если рассмотреть последовательно, то увидим космологию буддизма, сансару и выход из нее. Духовно подготовленный человек, созерцая субурган, может достичь полного просветления, простые миряне могут накопить огромное количество благих заслуг почитанием, подношением, поклонением.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ
РЕЗИДЕНЦИЯ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА ДАЛАЙ-ЛАМЫ XIV
На верхнем этаже храма располагается резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV. В нее входят зал для приема гостей, кабинет и личные покои Учителя, комнаты для членов его секретариата и помощников.
СО ВРЕМЕН ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА ПРИ ПОМОЩИ ГУШИ-ХАНА В ТИБЕТЕ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА ДУХОВНАЯ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ ДАЛАЙ-ЛАМЫ И ПРАВИТЕЛЬСТВА КАШАГ. С ТЕХ ПОР ПРОСЛЕЖИВАЕТСЯ ТЕСНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ДАЛАЙ-ЛАМОЙ И ОЙРАТ-КАЛМЫЦКИМ НАРОДОМ, ИМЕННО ПОЭТОМУ УЧЕНИЕ БУДДЫ НАРОД КАЛМЫКИИ СТАРАЕТСЯ ПОЛУЧИТЬ ИЗ УСТ ДАЛАЙ-ЛАМЫ.
Впервые за долгое время калмыки увидели живое воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары (Арьябалы) в 1991 году, когда Его Святейшество Далай-лама XIV прибыл с пастырским визитом в Республику Калмыкия. Это было прорывом. Прорывом давно дремавшей духовной энергии, радости, еще не понятой, но очень близкой и родной, истинного величия Учения, драгоценной Бодхичитты, безграничной Мудрости и Любви Учителя. Учителя, которого воочию никто раньше не видел, но каждый знал и верил в него с момента своего рождения и вплоть до смерти. Второе пребывание Далай-ламы на калмыцкой земле в 1992 году придало еще больше сил развитию духовности, вскоре давшему свои результаты – стали вновь появляться хурулы, молельные дома, возродилась монашеская община, и многое другое.
Его Святейшество Далай-лама – духовный наставник и лидер буддистов всего мира. Во многих странах известна его миротворческая деятельность, направленная на мирное сосуществование людей разных вер и национальностей. Далай-лама призывает к любви, ненасилию и добрососедству. В своем интервью Шаджин лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче говорит: «…Почему Далай-ламу любят и уважают во всем мире? Потому ли, что он богат, или потому что глава Тибета? Или потому что нам нравится простой монах? Все дело в том, что Далай-лама делится великой любовью со всеми живыми существами».
СЕДЬМОЙ УРОВЕНЬ
Бурхн Багшин Алтн Сyм» – представляет собой обитель просветленных существ, т.е. все видимые элементы архитектуры, внутреннего интерьера служат для особого настроя верующих, создают атмосферу, способствующую созерцанию, успокоению и размышлению.
Храм виден из любой точки города – его высота 63 метра – золотая крыша светится в любое время года как символ Духовности, символ веры в прекращение страданий. С углов «парящей» крыши свисают колокольчики, благодаря которым разносится звук Дхармы по всем 10 сторонам света.
При всем разнообразии архитектурных стилей буддийских храмов, все они являются своеобразным магическим отображением системы мира и космического порядка с точки зрения буддизма. Храмы имеют вид огромной ступенчатой пирамиды, начинающейся с основания, алтарной части и заканчивающиеся навершием Ганджуром – символа освобождения от земных страданий, являющегося конечной целью буддизма, т.е. Нирваны.
Если весь храм – символ Камалоки (сфера чувственного мира) и Рупалоки (сферы мира форм), то Ганджур – символ Арупалоки (сфера мира без форм) и в высшей точке выхода из сансары. Это космология буддизма, в котором изображено мироздание сансары и выход из сансары.
Авторский коллектив: архитекторы С.Е. Курнеев, Л.Д. Амнинов, В.Б. Гиляндиков, инженеры: В.К. Сангаджиев, В.В.Васильев.
Проектирование и строительство: 2 декабря 2004 года – 27 декабря 2005 года.
Проектная организация: ОАО «Проектный институт
Калмыкии», г. Элиста.Строительная организация: ГУП «Стройзаказчик».
Золотая Обитель Будды Шакьямуни