храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Под Воронежем возродили уникальную церковь Владимирской иконы Божией Матери

Читать все комментарии

Войдите, чтобы добавить в закладки

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм с многовековой и славной историей притягивает многих. В будние дни, а особенно по праздникам сюда едут из Воронежа, Рамони, близлежащих сел. Говорят, энергетика здесь особая.

Воронежский край, сформировавшийся некогда как южный форпост государства Российского, изобилует старинными поселениями. Одним из сокровищ в этой коллекции является село Карачун Рамонского района, которое в 2015 году отметило свой 400-летний юбилей.

В 1659 году он был разорен крымскими татарами, а в 1764 году упразднен. В 1881 году по проекту знаменитого архитектора Дмитрия Знобишина на месте Владимирской церкви деревянной постройки был возведен кирпичный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери. Именно его мы видим сегодня при въезде в село Карачун.

В довореволюцинные годы жизнь храма была типичной для всей Российской империи. По заведенному распорядку проводились церковные богослужения. Храм являлся духовным центром села. Тревожные времена начались после великой октябрьской социалистической революции. Новое госудраство опиралось на собственную идеологию и дистанцировалось от православной христианской традиции. Храм был закрыт.

Со слов жителей села Карачун, его закрыли в 1932 году. Как только не использовалось с тех пор здание церкви, в том числе и в качестве склада под зернохранилище. Удивительно, но храм выстоял и не превратился в руины, и даже на фресках можно разглядеть былую красоту.

Первые подвижки к его возрождению начались в 1995 году, когда по специальному постановлению правительства Воронежской области храм стал историко-культурным объектом областного значения. Склад был убран усилиями местных жителей. А потом неожиданно появились первые волонтеры. Постепенно храм стал привлекать все больше людей, желающих поучаствовать в его восстановлении. На средства первого благотворителя – местного дачника, установили окна. В 2012 году создали приходскую общину, которая взяла на себя миссию по восстановлению памятника зодчеству.

Усилиями местных жителей, объединившихся в церковно-приходскую общину, и найденных ими благотворителей, среди которых – Гражданское собрание «Лидер», объединяющее ведущих предпринимателей Воронежской области, храм обрел новое величие и вновь стал средоточием духовной жизни.

Труды по поддержанию красоты и бережному уходу за старинным сооружением продолжаются по сей день. В этом году в планах законсервировать с последующей реставрацией фрески, изготовить киот с позолотой для храмовой иконы Владимирской Божией Матери, провести водопровод внутрь храма, изготовить внешние освещение для куполов и крестов и многое другое.

И если в самом начале восстановительных работ были сомнения, будут ли люди ходить в храм, то сегодня жизнь дала самый очевидный ответ.

Фильм об истории церкви Владимирской иконы Божией Матери Дом Божий

Источник

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм открыт ежедневно с 8 до 16 часов.
Панихида совершается ежедневно в 10.00.
Богослужения совершаются в соответствии с расписанием.
_____________________________________________
Показать полностью.

Закладной камень храма освящен митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием (Фоминым) 13 ноября 2008 года.

Деревянный храм возведен за 2 месяца.

2 апреля 2009 года владыка Сергий совершил чин освящения колоколов и крестов для храма.

С тех пор в церкви совершаются регулярные богослужения.

4 сентября 2011 года Митрополит Сергий совершил Чин Великого освящения храма.

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

Этот день поминовения усопших, в субботу накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по н. ст.), был установлен после Куликовской битвы, произошедшей в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году.

Изначально, по установлению святого князя Димитрия Донского, в этот день поминали всех русских воинов, павших на Куликовом поле. Собственно, с этим связан еще один смысл названия субботы «Димитриевская».

Со временем Димитриевская суббота стала днем, когда поминают всех «от века (с начала времен) усопших» христиан. Димитриевская суббота станет последней родительской субботой в этом году.

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Казанской храм в карачуне воронежской области расписание богослужений
глас 4

Заступнице усердная,/ Мати Господа Вышняго,/ за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего,/ и всем твориши спастися,/ в державный Твой покров прибегающим./ Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице,/ иже в напастех, и скорбех, и в болезнех,
Показать полностью. обремененных грехи многими,/ предстоящих и молящихся Тебе/ умиленною душею и сокрушенным сердцем,/ пред пречистым Твоим образом со слезами,/ и невозвратно надежду имущих на Тя/ избавления всех зол./ Всем полезная даруй/ и вся спаси, Богородице Дево:// Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Казанской храм в карачуне воронежской области расписание богослужений
глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу,/ скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы,/ ускорим на молитву и потщимся на покаяние,/ источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица,/ предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол// благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим образ Твой святый,/ от него же истекает благодатная помощь// всем с верою притекающим к нему.

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений4 ноября Православная Церковь празднует память одной из величайших святынь Православия – Казанской иконы Божией Матери.храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Само чудесное явление чудотворной иконы произошло в Казани в 1579 году (празднуется 21 июля), а празднование 4 ноября установлено в память об избавлении Москвы и России от польских интервентов в 1612 году.

Именно с Казанским образом Божией Матери в XVII веке Москву от поляков освободило ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Показать полностью.

В 1904 году оригинал иконы был украден злоумышленниками из Богородицкого монастыря Казани.

В августе 2004 года в Москву из Ватикана был доставлен древний Казанский образ – список с утерянной иконы. В июле 2005 года он был передан Патриархом Алексием II туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря.

При передаче иконы Патриарх Алексий II заметил, что было бы хорошо, если бы возвращение списка знаменитой иконы стало добрым поводом для возрождения Казанского Богородицкого монастыря на том месте, где мир и обрел Казанскую икону Божией Матери.

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя св. Архистратига Михаила г.Воронежа запись закреплена
ЛУЧИКИ РАДОСТИ: детям о Боге

Сегодня 2 ноября день памяти преподобного Гавриила (Ургебадзе).
В последние дни своей земной жизни он проповедовал только о любви и каждого приходящего к нему со слезами убеждал: «Помните, Бог есть любовь. Творите, сколько сможете, добро, дабы оно спасло вас в будущем. Будьте смиренны, ибо Бог смиренным дает благодать. Кайтесь во грехах и не возвращайтесь к ним, так как „завтра“ — это обычная ловушка лукавого. Любите друг друга, ибо без любви невозможно человеку обрести Царство Небесное».
Показать полностью.

Наставления преподобного Гавриила:

Когда ты осуждаешь падшего человека, ты осуждаешь Бога. Если разбойника, блудника, проститутку, пьяницу увидишь валяющимся на улице, не осуждай, так как Господь допускает их страсти. Может быть, так они должны найти путь к Богу, чтобы смирились и увидели свою немощь, познали Господа и покаялись. Тебе хорошо? Это значит, что Господь сдерживает твои страсти. Если Он попустит их, ты впадешь в еще большие грехи и погибнешь.

Осуждение тогда является большим грехом, когда ты превозносишься над человеком. В Евангелии говорится: «…кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23, 12).

Иногда Господь попускает человеку страсти и грехи. И в таких случаях сколько бы человек ни старался, он сам не может от них избавиться, но обретает достаточный опыт и знания, чтобы помочь другому. Как из кипящего чайника, когда снимают крышку, мгновенно выходит пар, так Господь мгновенно избавляет человека от страстей, и такой человек как будто заново родился. Этим опытом он сможет помочь другим.

Создатель всего знает, что человек немощен, не может не грешить, поэтому Он спросит за непокаяние во грехах больше, чем за сами грехи.

Перед сном несколько минут спокойно подумай, что ты сделал за весь день хорошего, чем согрешил, отдай отчет самому себе. За хорошее поблагодари Господа, за плохое попроси прощения. Попроси спокойного утра, чтобы хорошее приумножить, а грех исправить. В этом тебе поможет личная записная книжечка, в которую для стимула можно записывать хорошие дела, а грехи записывать обязательно, чтобы потом не забыть, а после исповеди вычеркивай их.

Раньше я думал: зачем Господь посылает скорби на землю? А теперь я понял: камень разбивают молотом… Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу.

Не зная духовного состояния ближнего, не давай советы. Твой совет может погубить его.

Совесть — частица Бога в твоем сердце.

Даже если ты будешь считать себя лучше хотя бы одного человека, это значит, что ты в гордыне. А всякий горделивый противен Богу.

Человек должен молиться, чтобы Господь дал ему возможность сделать доброе дело и сказать доброе слово. Всякая добрая мысль идет от Бога. Без Бога человек не может сделать никакое доброе дело.

Источник

Храм во имя Архангела Михаила

Казанское благочиние Воронежской епархии РПЦ.

Настоятель храма:
Иерей Сергий Квасов.
Телефон настоятеля: 89204105535
Клирик храма:
протоиерей Владимир Гончаров
Телефон храма: +7 (473) 291-80-31

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена

В этом году Димитриевская Родительская суббота выпала на 6 ноября. Об истории установления этого дня и о том, как правильно поминать усопших можно прочитать в статье нижехрам в карачуне воронежской области расписание богослужений

Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.
Показать полностью. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения, но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях.

МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ
Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по ПОМЯННИКУ – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

ЦЕРКОВНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ В РОДИТЕЛЬСКУЮ СУББОТУ
Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших. В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон[1] кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

ПОМНИТЕ
Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе – все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в ПОСТОЯННОЙ молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена

4 ноября Православная Церковь отмечает праздник Казанской иконы Божией Матери.

Величание Иконе Божией Матери Казанской:

Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / и чтим образ Твой святый, / от негоже истекает благодатная помощь / всем, с верою притекающим к нему.
Показать полностью.

Тропарь Иконе Божией Матери Казанская:

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, / в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею/
и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами /
и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, /
всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: / Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Часто церковный праздник является воспоминанием того или иного события отечественной истории, однако в наше время церковные и государственные праздники совпадают очень редко. Церковно-государственным праздник в честь Казанской иконы Богородицы становится с 1649 года, когда царь Алексей Михайлович повелел отмечать не только день явления иконы, 8 июля (по старому стилю), но и 22 октября (по старому стилю), в память избавления Москвы и России от поляков.
Этот день праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917 года. С приходом советской власти традиция отмечать освобождение Москвы прервалась.
Но вот, наконец, многовековой праздник Русской Церкви вновь стал государственным — 4 ноября 2005 года впервые отмечался День народного единства, известный всем православным как «осенняя Казанская». И Церковь, и государство вспоминают в этот день одно событие: освобождение Москвы от поляков в 1612 году, конец Смутного времени.

Наступило Смутное время, Москва была занята иноземцами. Казалось, что Русскому государству приходит конец. И тогда на защиту государства и православной веры встал народ, возглавляемый Патриархом Ермогеном. Первое ополчение, собранное в 1611 году рязанским воеводой Прокопием Ляпуновым, потерпело поражение, и воевода был убит своими же соотечественниками. Спустя полгода в Нижнем Новгороде Кузьма Минин призвал горожан пойти на защиту Отечества. К нижегородцам присоединились жители других городов, и второе ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и воеводы Кузьмы Минина шло освобождать Москву со списком (копией) чудотворной иконы Богородицы, явленной в Казани в 1579 году.
По преданию, решающему сражению предшествовал строгий трехдневный пост и усиленная молитва. Божия помощь была явлена, и 22 октября 1612 года Москву освободили от поляков. Междоусобицы Смутного времени закончились, в феврале 1613 года Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова. Верующие русские люди были убеждены, что победа над иностранными захватчиками стала возможной благодаря помощи Божией и чудотворному Богородичному образу. Почитание Казанской иконы Богородицы стало общенародным.

Далее, в 1812 году М. И. Кутузов молился иконе Казанской Божьей Матери сразу после назначения его главнокомандующим. А 22 октября, в день празднования Казанской Богородицы, русские войска одержали первую победу над французами.

Иконе Казанской Божьей Матери приписывают помощь и в победе в Великой Отечественной Войне. По преданию, маршал Г.К. Жуков возил Казанскую икону по фронтам. Этот факт подтверждает его дочь, М. Г. Жукова, в книге «Маршал Жуков: Сокровенная жизнь души».

Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Владимир Овчинников

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Православный журнал «Фома»

19 октября — день святого апостола Фомы. И в этот день нашему журналу исполняется 25 лет! Что за это время изменилось? В главном — ничего. Наша цель была и остается одна: нести современному миру евангельскую весть.

И все же многое изменилось. Если в 1996 году мы были черно-белым альманахом с небольшим тиражом, то сегодня ответы на самые острые вопросы о Боге и смысле жизни в журнале, на сайте и соцсетях «Фомы» находят около трех миллионов человек в месяц!
Показать полностью.

Более того, мы бесплатно отправляем журнал в тюрьмы, больницы, удаленные от цивилизации сельские приходы и библиотеки, подписываем неимущих людей, стариков. Мы идем туда, где человеку нужна духовная поддержка.

Но есть то, без чего проделать за 25 лет этот большой путь не получилось бы. Это участие тех, кто верит в наше дело. Только благодаря помощи неравнодушных людей нам все эти годы — несмотря ни на какие финансовые кризисы и эпидемии! — удавалось не останавливаться и нести миру весть о Христе.

Чтобы продолжать наше дело, «Фоме» очень нужна регулярная помощь. Если вы хотите быть миссионерами вместе с нами, пожалуйста, поддержите нас посильным пожертвованием по этой ссылке: https://lp.foma.ru/fome-25-let/?utm_source=foma_vk..

Мы будем благодарны за любую помощь!

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Православные шутят!

храм в карачуне воронежской области расписание богослужений

Храм во имя Архангела Михаила запись закреплена
Православный журнал «Фома»

В 1804 году на стол высшего военного командования Российской Империи легла записка. В ней, среди прочего, содержались такие строки: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность оного флота под моим начальством на море ни одно судно из оного не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался».
Показать полностью. В отличие от донесения других генералов, стремившихся выслужиться перед начальством, автор этих слов не лгал — за все годы своей службы на флоте он действительно не допустил ни гибели судов, ни пленения личного состава. Этого великого человека звали Федор Ушаков.

Будущий флотоводец родился в семье Федора Игнатьевича и Прасковьи Никитичны Ушаковых — представителей старинного русского дворянского рода. Супруги были людьми благочестивыми и набожными, а родным дядей Ушакова-младшего был Феодор Санаксарский — известный подвижник XVIII века. Вполне естественно, что с самого рождения Федю окружала особая обстановка, пропитанная духом молитвы, милосердия, взаимоуважения, любви. И эти благие семена, упавшие в душу мальчика, со временем принесли свои всходы. Дав своему сыну хорошее начальное образование, Ушаковы определили его в Морской кадетский корпус — до своей женитьбы отец Федора был сержантом лейб-гвардии Преображенского полка, и карьера военного виделась ему наиболее подходящей для его весьма талантливого отпрыска. Пять лет, которые юный Федор провел в стенах корпуса, показали, что выбор его отца был правильным — будущий моряк с увлечением постигал науки, проявляя особую склонность к арифметике, навигации и истории. Впоследствии это проявилось в его уникальной способности успешно вести не только сражения, но и сложные дипломатические переговоры.

И все же главным было не это. За годы учебы Федор понял, что перед ним открыты два очень непохожих друг на друга пути. Либо он станет карьеристом, который идет по чужим головам к очередной должности или награде; либо — простым воином, который верно служит Богу, царю и Отечеству. Причем, делает это не ради каких-либо льгот и привилегий, а просто потому, что таков долг всякого, кто принял воинскую присягу. И к концу обучения Ушаков-младший окончательно избрал второй путь.

В 1766 году 21-летнего мичмана Федора приняли на Балтийский флот. Здесь он осваивал уже не теорию, а практику. Так прошло несколько лет, пока в середине 70-х годов его не перебросили на юг в составе так называемой Азовской флотилии. Это было время, когда крепнущая Россия выходила к Черному морю, отвоевывая его у Османской империи. Флот остро нуждался в молодых энергичных людях, готовых на себе потянуть столь нелегкую ношу первопроходца. Одним из таких людей и стал Федор Ушаков.

На Балтике он получил хороший опыт управления и тактики, теперь ему предстояло применить его в деле. А еще начинающий командир утвердился во мнении, что нельзя делить подчиненных на людей первого и второго сорта. Для него все моряки были равны, и он стремился действовать так, чтобы завершить любую военную операцию с наименьшими потерями. Сохранить жизни простых моряков, рискуя собственной жизнью — это убеждение стало жизненным кредо флотоводца. И если поднять сводки донесений за все годы службы Ушакова, то окажется, что под его началом воевали десятки тысяч матросов и офицеров, а погибло во всех сражениях около 500 человек. Это было своеобразным рекордом — другие командиры своих солдат практически не щадили, руководствуясь печально известным принципом: «Бабы новых солдат нарожают!»

Свою службу на юге Ушаков начинал в составе экипажей разных кораблей. Он смог отличиться в ходе нескольких важных кампаний, и его заметил князь Григорий Потемкин. На Федора Федоровича помимо военных были возложены еще и административные обязанности, с которыми он справился блестяще — с его именем связаны первые страницы летописей Херсона и Севастополя. Первый город стал главной судостроительной верфью, а второй — местом базирования Черноморского флота. С этим периодом связана и первая награда Ушакова. Весной 1783 года в Херсон пришла чума. Ее завезли турецкие суда, которые сразу подходили к городской пристани безо всякого карантина. С мая по октябрь скончалось около 12 000 человек. Существование города и строительство Черноморского флота было поставлено под угрозу. Все силы бросили на борьбу с эпидемией, которую погасили довольно быстро. Особенно эффективно это сделал Ушаков в отведенной ему зоне. Благодаря принятым мерам, в его команде не было ни одного смертного случая. За борьбу с эпидемией и сохранение команды Федор Федорович был награжден орденом Святого Владимира IV степени.

После успешной противочумной кампании капитан первого ранга Ушаков был переведен в Севастополь и в скором времени стал фактическим главой города. При нем закладывалась материальная база Черноморского флота, на берегах строились пристани, возводился первый городской храм. Эти работы Ушаков часто оплачивал сам из своего жалованья. Параллельно с этим на море шла война с Османской империей. На кон было поставлено право обладания Крымом и всем Северным Причерноморьем.

В течение 1767–1791 годов русский флот под командованием Федора Федоровича одержал ряд блистательных побед над турками, не потеряв ни единого корабля. За спиной Ушакова были Фидониси, Керчь, Тендра, Калиакрия, и все эти места навсегда отмечены славой великого флотоводца. Его талант принес победу России, а самому Ушакову — звание вице-адмирала. Но, даже имея столь высокий чин, он в глубине души оставался простым моряком. Многие общавшиеся с ним люди отмечали необычайную простоту в общении, прямоту, приветливость, и в то же время все это сочеталось с огромной силой воли, отвагой, мужеством и пламенной верой в Бога. По свидетельству очевидцев, в любом сражении Ушаков приказывал располагать свой корабль в самом эпицентре боя, лично отдавал команды, своим примером воодушевляя матросов и офицеров.

И неизменным оставалось его упование на Провидение. Адмирал всегда утверждал, что не тактика играет решающую роль (хотя ей он уделял огромное внимание), а помощь Божья. Он чувствовал себя в ответе за каждого подчиненного и понимал, что в сражении все равны перед страшным лицом смерти, так же, как равны перед Богом, имеющим все в Своей власти. Последним масштабным предприятием, которым руководил Ушаков, стала средиземноморская кампания 1798–1800 годов. За это время Черноморский флот смог освободить греческие острова в Средиземном море от оккупационного режима наполеоновской Франции. В этой экспедиции проявилась не только военная смекалка адмирала, но и его дипломатические способности. Желая обходиться малой кровью, Федор Федорович сначала договаривался о поддержке с местным населением, и лишь когда жители того или иного острова соглашались помогать русским, на берег высаживался десант, который быстро обезвреживал французские гарнизоны. Везде русских встречали как освободителей, а благодарные жители острова Корфу наградили флотоводца именным золотым мечом. Также флот Ушакова принимал участие в морской части военной операции по освобождению Италии от наполеоновских войск. Средиземноморский поход мог принести Ушакову еще немало побед, если бы не приказ императора Павла срочно возвращаться в Севастополь. 26 октября 1800 года эскадра легендарного адмирала вошла в Севастопольскую бухту. Через полгода император Павел был убит заговорщиками. На престол взошел его сын Александр I, что повлекло за собою резкое изменение политики России. Новому государю флот оказался не нужен — в военном руководстве возобладали сторонники развития сухопутных сил.

Ушаков остался не у дел. Его перевели в Петербург на заурядную должность командующего Балтийского гребного флота. Фактически это было списание со счетов. Но и в столице Ушаков продолжал оставаться простым морским волком, заботиться о быте моряков, хлопотать о самых несчастных и обездоленных сослуживцах. А в 1807 году прославленный флотоводец окончательно ушел на покой, переехав в Тамбовскую губернию. По словам игумена Санаксарского монастыря Нафанаила, возле которого находилось имение Ушакова, пожилой моряк «вел жизнь уединенную, по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам, В Великий пост живал в монастыре по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал. По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».

Последний раз столкнуться с делом государственной важности Федору Ушакову пришлось в 1812 году, когда ему предложили возглавить тамбовское народное ополчение. Он отказался. Годы его в ту пору были уже не те, чтобы брать на себя командование. Но все-таки остаться в стороне адмирал не мог — на свои личные средства он устроил госпиталь для раненых. Оставшуюся же часть денег — две тысячи рублей — Ушаков внес на формирование I Тамбовского пехотного полка. За Родину он готов был умереть, и ей же он мог отдать все, что имел.

Великий сын России умер 2 октября 1817 года, проведя последние годы жизни в посте и молитве. По воспоминаниям все того же игумена Нафанаила, адмирал проводил время «крайне воздержанно и окончил жизнь свою, как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви, и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же» (имеется в виду дядя флотоводца — старец Федор Санаксарский).

Адмирал Ушаков при любой власти был образцом. Даже в советские времена, когда дореволюционных героев не очень жаловали, именем прославленного флотоводца называли улицы, предприятия, военные и пассажирские суда. Этот человек стоял у истоков флотской тактики нового времени, когда решающая роль в сражениях стала отводиться не столько самой артиллерии, сколько точным попаданиям по кораблям противника. Ушаков ломал все существовавшие до него правила, смело менял построение за считанные минуты до начала боя, действовал не по заранее заготовленным схемам, а только исходя из конкретной ситуации. Он не боялся рисковать, равно, как и не боялся полностью положиться на Бога, который и выводил его команду живой.

В 2001 году Церковь признала Федора Ушакова местным святым, почитаемым в пределах Саранской епархии. А в 2004 году Архиерейский собор признал легендарного адмирала святым в масштабах всей Церкви. Его канонизировали не за государственные заслуги, а за то, что в центр своей личной жизни он ставил евангельские идеалы, следуя им в меру сил и возможностей. Федор Ушаков сочетал свой высокий воинский чин с глубоким смирением, неподдельной скромностью и искренней верой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *