храм в каргаполье курганской области
Поселок Каргаполье. Покровская церковь
Поселок Каргаполье расположен в долине, по которой протекает река Миасс. Первыми поселенцами здесь были русские крестьяне, выходцы из Каргапольского уезда Олонецкой губернии, отсюда и название. Занимались хлебопашеством.
Первый храм в Каргаполье был небольшим, деревянным, без колокольни. Просуществовал с 1730 по 1780 год. Второй храм был уже двухпрестольный, хотя тоже деревянный. Придельный престол был освящен в 1780 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а главный – во имя Николая Чудотворца – спустя почти 16 лет, в 1796 году.
В первоначальном своем виде второй храм существовал до конца 1819 года. Местный священник Павел Пономарев заметил, что церковь по ветхости своей наклонилась на восток. Считая эту беду легко поправимой, он 19 июня 1819 года собрал небольшое количество народа и приказал подкопать стены храма со всех сторон и прогнившие окладные бревна и стойки заменить новыми. Но во время работ вся церковь с треском опустилась ниже, стены и потолки разошлись, а бревна выдвинулись. Пол и иконостас наклонились на северную сторону, сверху образовалась течь.
О случившемся было сообщено епархиальному начальству. 7 августа 1819 года епископ Иустин постановил:
«1) Николаевскую церковь в Каргапольской слободе исправить на счет священника Павла Пономарева и прочих участников подкопания. 2) Св. Престол, двигнутый и наклонившийся на северную сторону, обновив, поставить так, чтобы он был недвижим; на время же Св. Престол, жертвенник, иконостас и утварь убрать в приличное место и богослужение править в придельном Покровском храме и 3) по совершенном исправлении и освидетельствовании этого исправления на освящение храма испросить особое благословение его Преосвященства».
5 марта 1822 года состоялось освящение отремонтированной церкви. Однако, видя ветхость своего храма, прихожане еще в 1820 году ходатайствовали о разрешении построить новый каменный храм во имя Николая Мирликийскаго Чудотворца, что было им разрешено. Новый каменный храм был заложен в 1821 году, строился за счет прихожан и некоторых посторонних жертвователей в течении 25 лет. Ранее был закончен придельный Николаевский храм, освященный 5 июля 1837 года. Освящение же главного храма состоялось 30 сентября 1845 года.
Храм этот пятиглавый, с двухярусной колокольней, имеет вид корабля. До 1853 года он был обнесен деревянною оградой, а затем была построена каменная с железными решетками.
В 1930-е годы храм закрыли. Здание использовали под нужды разных организаций. В начале 2000-х годов церковь Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Каргаполье вновь открылась. Отремонтированная и отреставрированная, она предстает во всей своей красе. Белоснежные фасады с разнообразной отделкой кирпичного декора, шатровый барабан с нарядным куполом в завершении и крестом создают впечатление уюта и гармонии, не только в облике храма, но и внутри.
Здание Покровской церкви является памятником культурного наследия конца XIX века и находится по ул. Кирова, 105.
Как добраться?
Каргаполье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Покровская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Каргапольское село и его приход находятся на юго-восток от городов епархиального Екатеринбурга и уездного Шадринска, в расстоянии 280 от первого и 55 в. от второго. Приход расположен в долине, по которой протекает река Миасс. Долина эта богата болотами и озерами, кругом которых раскинулись луга и поля местных жителей. Почва черноземная, благоприятная для хлебопашества. Климат умеренный. Исторических данных, руководствуясь которыми можно бы было указать, когда, именно, образовался Каргапольский приход, не сохранилось. Если верить преданию, то необходимо допустить, что уже в 30-х годах XVIII столетия приход этот существовал. Первыми поселенцами здесь были выходцы из Каргапольского уезда Олонецкой губернии, отсюда и самый приход получил свое название. Первые насельники прихода прибыли сюда со своим священником, как гласит о том народное предание, привезли с собою много святых икон и даже колокол. Так, по преданию, было положено начало Каргапольскому приходу.
В состав прихода в настоящее время, кроме села, входят деревни: Зырянская в 1 в. от села, Тамакульская в 2 в., Воронова в 3 в., Володина в 5 в., Тагильская в 3 в., Черепанова в 6 в., Хромова в 4 в., Жилина в 7 в., Русакова в 10 в., Шляпникова в 6 в., и Калиновка в 8 в. от села. Численность прихожан достигает 6290 душ об. пола, из коих 5066 православных, остальные – раскольники. Все прихожане русского племени, по сословию – крестьяне, за исключением немногих лиц мещанского и купеческого сословия, временно проживающих здесь по делам торговли. Занятием жителей служит хлебопашество.
Письменных документов о первом храме не сохранилось. По народному же преданию, храм этот был не большой, без колокольни, деревянный во имя св. и чудотв. Николая и существовал с 1730 года по 1780-й. Второй храм был уже двухпрестольный, хотя тоже деревянный, с таковою же колокольнею. Придельный престол был освящен в 6 день месяца декабря 1780 года в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а главный – во имя св. и чудотв. Николая, спустя почти 16 лет после того – в 7 день мая месяца 1796 года. В первоначальном своем виде второй храм существовал до конца 1819 года. В этом году случилось следующее обстоятельство. Местный священник Павел Пономарев заметил, что церковь по ветхости своей наклонилась на восток. Считая эту беду легко поправимой, он 19 июня 1819 года собрал небольшое количество народа и приказал подкопать стены храма со всех сторон и изгнившие окладные бревна и стойки заменить новыми. Но при исполнении сей задачи неумелыми лицами вся церковь с треском опустилась ниже; стены и потолки разошлись, бревна выдвинулись местами на пол-вершка, местами на вершок, полы и иконостас наклонились на северную сторону и самый престол сильно осел тоже с заметным уклоном на север; сверху образовалась течь. О случившемся было сделано донесение епархиальному начальству, имевшее своим последствием следующее, утвержденное Иустином епископом Пермским постановление Шадринского Духовного Правления от 7 августа 1819 года: «1) Николаевскую церковь в Каргапольской слободе исправить на счет священника Павла Пономарева и прочих участников подкопания. 2) Св. Престол, двигнутый и наклонившийся на северную сторону, обновив, поставить так, чтобы он был недвижим; на время же Св. Престол, жертвенник, иконостас и утварь убрать в приличное место и богослужение править в придельном Покровском храме и 3) по совершенном исправлении и освидетельствовании этого исправления на освящение храма испросить особое благословение его Преосвященства».
Особых крестных ходов в приходе два. Первый совершается ежегодно в 29 день апреля месяца после литургии к близ стоящей часовенке–»крестику». Установлен в память избавления Наследника Цесаревича, а ныне благополучно царствующего Государя Императора Николая Александровича от угрожавшей ему опасности в Японии. Второй ход бывает 6 августа ко «крестику», что за деревней Зырянской; установлен в память избавления от холеры, свирепствовавшей здесь в 1893 году. Причт состоит из 2 свящ., 1 диак. и 2 псаломщ. Церковных домов 2. Из школ имеются: в селе – земская, а в дер. Шляпниковой и Калиновке – школы грамоты.
Храм в каргаполье курганской области
На территории современного Каргапольского района находятся два рабочих посёлка – Красный Октябрь и непосредственно Каргаполье. С января 1969 г. село Каргаполье получило статус посёлка, в состав которого вошли две деревни – Храмова и Шабарчина, расположенные в 4 км от центра.
К этому времени на территории района уже имелось два рабочих посёлка, 98 населённых мест, или как их тогда начали называть, пунктов. К началу 70-х годов прошлого века на территории Каргапольского района действовало две церкви: в с. Усть-Миасском и д. Иткуль, в 30 км от районного центра.
Одним из религиозных течений в русском православии было старообрядчество, но к началу XIX века в России возникло новое течение – единоверие. Единоверцы подчинялись священному Синоду Русской православной церкви, имели собственные храмы, но службу вели по своим правилам, по старым богослужебным книгам, а обряды совершали по преданиям, передаваемым «из уст в уста».
Такой единоверческой церковью в Каргапольской волости был храм в д. Вороновой, в 3 км от Каргаполья. К концу XIX века единоверческий храм в этом поселении крайне обветшал. Верующие решили построить новый каменный храм в прежнем посвящении Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский), но не в деревне, а в самом волостном центре. Церковь решили построить на восточной окраине села. В строительстве участвовали прихожане – шадринские купцы Михаил и Тимофей Юкляевских, екатеринбургский купец Семён Юрганов, протоиерей Андреевского морского собора Иоанн Сергеев (известный также как Иоанн Кронштадтский), бывший житель села Яков Каргаполов, проживавший в Санкт-Петербурге. Синод выделил на строительство 3400 рублей, Пермское управление государственных имуществ – 1 тысячу рублей. Шадринский купец Георгий Михайлович Юкляевских подарил колокол стоимостью 450 рублей.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы пос. Каргаполье. Наши дни.
Церковь изначально была каменной, не штукатуренной, из местного кирпича красного цвета, крыта железом. К слову, именно от этого и пошло её второе название – Красная. Внешне храм можно сравнить с шадринским Воскресенским, церковью в с. Лебяжьем нынешнего Далматовского района и в п. Мишкино. Храм имел три главки – над алтарём, над трапезной частью и над колокольней.
Церковь имела деревянный дом, в котором проживал священник. Ещё один дом, в котором размещалась школа грамоты, был в д. Вороновой. Кроме того, церкви принадлежало 68 десятин пахотной земли и 21 десятина сенокоса.
1 июня 1937 года Каргапольский сельский совет принял решение о закрытии церкви и устройстве в ней клуба с электроустановкой. 15 апреля 1938-го Челябинский облисполком утвердил решение о закрытии церкви. Священник был арестован в числе восьми других священнослужителей Каргапольского района. Осенью 1943 г. в здании храма разместили спиртзавод. Позднее строение забросили и оно в таком виде стояло до конца 1980-х гг.
Лишь 8 декабря 1989 г. здание передали вновь созданному религиозному обществу, а восстановление её началось в 1992 году.
Пётр Осинцев.
Фото из свободных источников.
Каргаполье. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь освящена в 1895 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Закрыта в 1939 году. Священник арестован, затем расстрелян. Предполагалось в дальнейшем в церкви устроить звуковое кино. Но помешала война и в церкви открыли завод по производству спирта для нужд фронта. После войны завод закрыли, церковь попытались уничтожить, но не смогли. Восстанавливали в течение 15 лет. В 2004 году отслужили первую литургию.
Одним из религиозных течений в русском православии было старообрядчество, но к началу XIX века в России возникло новое течение – единоверие. Единоверцы подчинялись священному Синоду Русской православной церкви, имели собственные храмы, но службу вели по своим правилам, по старым богослужебным книгам, а обряды совершали по преданиям, передаваемым «из уст в уста». Такой единоверческой церковью в Каргапольской волости был храм в д. Вороновой, в 3 км от Каргаполья.
К концу XIX века единоверческий храм в этом поселении крайне обветшал. Верующие решили построить новый каменный храм в прежнем посвящении Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский), но не в деревне, а в самом волостном центре. Церковь решили построить на восточной окраине села. В строительстве участвовали прихожане – шадринские купцы Михаил и Тимофей Юкляевских, екатеринбургский купец Семён Юрганов, протоиерей Андреевского морского собора Иоанн Сергеев (известный также как Иоанн Кронштадтский), бывший житель села Яков Каргаполов, проживавший в Санкт-Петербурге. Синод выделил на строительство 3400 рублей, Пермское управление государственных имуществ – 1 тысячу рублей. Шадринский купец Георгий Михайлович Юкляевских подарил колокол стоимостью 450 рублей. Всего на строительство было собрано 6550 рублей.
Строительство завершили к 1895 году. Весь прежний приход из деревень Володиной, Храмовой, Журавлёвой, Барсуковой, Колмогоровой, Нечунаевой, Мишагиной, Тукманной, Жикиной, Смолиной, сёл Бакланского, Долговского, Усть-Миасского, Осиновского, Кондинского, Каргапольского и Житниковского перешёл в новую Покровскую церковь. Всего прихожан единоверческого храма было в 1900-м году – 1679, в 1902 – 1789, в 1915 – 1842 человека.
Церковь изначально была каменной, не штукатуренной, из местного кирпича красного цвета, крыта железом. К слову, именно от этого и пошло её второе название – Красная. Внешне храм можно сравнить с шадринским Воскресенским, церковью в с. Лебяжьем нынешнего Далматовского района и в п. Мишкино. Храм имел три главки – над алтарём, над трапезной частью и над колокольней.
Церковь имела деревянный дом, в котором проживал священник. Ещё один дом, в котором размещалась школа грамоты, был в д. Вороновой. Кроме того, церкви принадлежало 68 десятин пахотной земли и 21 десятина сенокоса.
1 июня 1937 года Каргапольский сельский совет принял решение о закрытии церкви и устройстве в ней клуба с электроустановкой. 15 апреля 1938-го Челябинский облисполком утвердил решение о закрытии церкви. Священник был арестован в числе восьми других священнослужителей Каргапольского района. Осенью 1943 года в здании храма разместили спиртзавод. Позднее строение забросили и оно в таком виде стояло до конца 1980-х гг.
Лишь 8 декабря 1989 года здание передали вновь созданному религиозному обществу, восстановление её началось в 1992 году.
Каргапольское село. – Покровская церковь. – Приход этой церкви до 1895 года носил название «Вороновского» вследствие того, что церковь единоверческая до этого года находилась не в селе Каргапольском, а в деревне Вороновой. Особой отдельной территории приход не занимает: прихожане его жительствуют в разных селах и деревнях, принадлежащих приходом к другим церквям. Так, в настоящее время прихожане Каргапольского единоверческого прихода живут среди шести приходов: Каргапольского – в самом селе и деревнях – Володиной и Хромовой; Бакланского – в деревнях Журавлевой, Барсуковой и Долгой; Осиновского – в деревне Колмогоровой; Усть-Миасского – в деревнях: Нечунаевой и Мишагиной; Кондинского – в самом селе и деревне Смолиной и Житниковского – в самом селе и деревнях Тукманной и Жикиной. Прихожане все русского племени, по сословию крестьяне, по занятию хлебопашцы. Численность их в настоящее время равняется 833 д. м. п. и 956 д. ж. п., из коих 429 м. п. и 505 ж. п. состоят в расколе.
Образование прихода относится к 1836 году. В сем году присоединившиеся из раскола к Св. Православной Церкви на правилах единоверия сделали на свой счет пристройку алтаря и звонницы к существовавшей в д. Вороновой раскольнической деревянной молельне и стали хлопотать об освящении храма, каковое и состоялось в том же году 21 мая по благословению Аркадия, Архиепископа Пермского и Верхотурского. В этом храме богослужение совершалось до 21 ноября 1895 года, к каковому времени храм сей пришел в совершенную ветхость, и посему еще в 1890 году по благословению Поликарпа епископа Екатеринбургского и Ирбитского был заложен настоящий каменный однопрестольный в честь Покрова Пр. Богородицы, но уже не в Вороновском селе, а Каргапольском, как занимающем центральное место в приходе. 11 декабря 1895 года сей храм был освящен. Средствами для построения нового храма служили отчасти пожертвования от прихожан, а главным образом помощь извне. Так от Св. Синода было отпущено 3400 руб., от Пермского Управления Государственными имуществами до 1000 р., от протоиерея Кронштадского Андреевского собора о. Иоанна Сергиева 200 руб., от Екатеринбургского купца Семёна Стефановича Юрганова 500 р., Шадринских купцов Михаила и Тимофея Васильевичей Юкляевских 700 руб., отставного унтер-офицера Якова Полиевктова Каргаполова, проживающего в С.-Петербурге, 300 рублей и Георгия Михайловича Юкляевского колокол в 450 рублей. Замечательной по древности утвари и досточтимых икон в храме не имеется.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бакланском
#Православие #церковь #сельскиецеркви #храм #храмРождестваБогородицы #глубинка #восстановлениехрама #благотворительность #руины #Курганскийкрай #Зауралье #архитектура #история #культура #сохранениекультурногонаследия
Показать полностью. #Православие #церковь #сельскиецеркви #храм #храмРождестваБогородицы #глубинка #восстановлениехрама #благотворительность #руины #Курганскийкрай #Зауралье #архитектура #история #культура #сохранениекультурногонаследия #Бакланское #Курган #Курганскаяобласть #Курганправославный #село #деревня #колокольня #восстановление #Каргаполье #святыни#вмчГеоргийПобедоносец
ПРОСИМ ВАШЕЙ ПОСИЛЬНОЙ ПОМОЩИ В ВОССТАНОВЛЕНИИ ХРАМА
Храм является одним из самых древних в Курганской области, (Каргапольский р-н. с.Бакланское) построен 1796-1798г. на месте старой часовни и входит в реестр памятником архитектуры культурного наследия федерального значения.
Восстановительные работы, шестипрестольного храма, начались в 2006г, был восстановлен купол и средняя часть первого этажа, с 2008г. в связи с прекращением финансирования, восстановительные работы прекратились, но работы по реставрации церкви ведутся за счет неравнодушных людей.
К сожалению, на сегодняшний день колокольня неумолимо разрушается под воздействием природных явлений и находится в аварийном состоянии.
В связи с этим мы остро нуждаемся в Вашей помощи. Просим всех не равнодушных людей принять участие в нашем совместном добром делании и оказать Вашу посильную помощь в восстановлении колокольни храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Номер карты: 6390 0232 9091 7623 73 (Секисов Алексей Леонидович с пометкой: «на восстановление храма с.Бакланское»)
Реквизиты:
«Приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы
с.Бакланское Каргапольского района Курганской области
Шадринской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» ИНН 4508007074, КПП 450801001, ОГРН 1054593001308
Банковский счет в валюте Российской Федерации №40703810332000000697
Реквизиты банка:
КУРГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8599 ПАО СБЕРБАНК, Г.КУРГАН
ИНН 7707083893, КПП 450102001, ОГРН 1027700132195, ОКАТО 45293554000, ОКПО 09153509, БИК 043735650, кор.счет 30101810100000000650 в отделении по Курганской области Уральского ГУ Банка России
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Бакланском запись закреплена
Номер карты: 6390 0232 9091 7623 73 (Секисов Алексей Леонидович с пометкой: «на восстановление храма с.Бакланское»)
Реквизиты:
«Приход храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы
с.Бакланское Каргапольского района Курганской области
Шадринской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)»
ИНН 4508007074, КПП 450801001, ОГРН 1054593001308
Банковский счет в валюте Российской Федерации от 23.05.2019г.
№40703810332000000697
Реквизиты банка:
КУРГАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8599 ПАО СБЕРБАНК, Г.КУРГАН
ИНН 7707083893, КПП 450102001, ОГРН 1027700132195, ОКАТО 45293554000, ОКПО 09153509, БИК 043735650, кор.счет 30101810100000000650 в отделении по Курганской области Уральского ГУ Банка России