храм в короче белгородской области
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Короча)
Мiръ Россия Белгородская область Короча Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Короча)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в городе Короча является памятником архитектуры кoнца XIX века и памятником культуры XVIII века.
Содержание
История [ править ]
Каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1883 году на месте каменного собора XVIII века. Огромная кирпичная церковь в стиле эклектики, с элементами классицизма и барокко.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы – необычный, у него пять престолов. Это большая редкость. Главный посвящён Рождеству Богородицы, ещё четыре – Покрову Пресвятой Богородицы, Преображению Господню, архистратигу Михаилу и святителю Николаю.
Во второй половине ХХ века для богослужений была оставлена только часть собора. В начале 1990 годов полностью возвращён верующим, отремонтирован.
После ремонтно-восстановительных работ собор освятил 19 сентября 2001 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
Храм представляет собой четырёхстолпное пятикупольное здание приземистых пропорций, трапезной связанная с многоярусной колокольней.
Современное состояние [ править ]
При храме действует детская и взрослая воскресная школа.
В городе Короча, неподалеку от храма, у источника «Ясный Колодец» построена часовня-ротонда Иоанна Предтечи, приписанная к храму, которую 11 сентября 1998 года освятил Высокопреосвященный Иоанн.
Святыни [ править ]
Частица мощей святителя Луки Крымского.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 309210, Белгородская область, г. Короча, ул. Интернациональная, 30.
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.
17:00 – Вечернее Богослужение, 8:00 – Божественная Литургия
Короча. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Известен такой факт. Когда в 1885 году курский губернатор посетил Корочу, он сделал замечание, что местный исправник не мог объяснить историю колокола на колокольне церкви. Этот вестовой колокол был подарен городу государем Алексеем Михайловичем в 1674 году. Колокол сохранился до сих пор. Его хранят как реликвию, хотя по назначению не используют. Он является достопримечательностью города. В Соборной церкви хранится образ Архангела Михаил, тоже подаренный царем. Его рама покрыта настоящим золотом. На иконостасе написаны такие слова: «Се Михаила зрак, сил грозных воеводы, кой Сатану с небес изгнал и поразил». Считается, что образ Архангела хранит корочанский народ от бед.
В Короче находилось два исторических памятника древности, относящихся к основанию города: вестовой колокол и образ Архангела Михаила, подаренные царем Алексеем Михайловичем. Согласно надписи, сделанной на нем, прислан в Корочу в 1674 г. Употреблялся как набатный колокол, затем оказался в забытье. В 1836 г. курский губернатор М.Н. Муравьев предложил местной Городовой Ратуше позаботиться о его сохранении. С этой целью на городской площади был установлен на каменном фундаменте деревянный навес (в виде шатра), крытый железом. Под навесом, увенчанным двуглавым орлом, был помешен колокол. Вокруг навеса были размешены 2 большие и 1 малая старинные чугунные пушки. Надпись на колоколе, сделанная вязью, гласила: «Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович Всея Великая и Малыя и Белыя Россiи Самодержец указал сей вестовой колокол в город на Корочу послать. Лета 7182 августа в 22 день. Весу в нем 12 пуд. 30 гривеняк». В 1885 г. при первом посещении Корочи курский губернатор П.П. Косаговский сделал уездному исправнику порицание за незнание происхождения колокола.
Образ Архангела Михаила хранился в Соборной церкви. Образ этот размером 26×12 дюймов (1 дюйм = 2,54 см) в серебряной позолоченной раме. На лицевой стороне иконостаса, внизу образа, находится следующая надпись: «Се Михаила зрак, сил грозных воеводы, кой Сатану с небес изгнал и поразил. Сей образ Алексей Царь в храм сей подарил. Да равно он хранит от враг сих стран народы».
Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди»
Жемчужина Корочанской земли. Наталья Дубинина рассказала о самом большом храме города
Как в маленькой Короче построили огромный собор и кто звонит в его колокола.
Мы продолжаем рассказывать об исторических местах Корочи и Корочанского района. Сегодня вместе с директором районного историко-краеведческого музея Натальей Дубининой журналисты «Ясного ключа» пройдутся «Пешком по Короче» к храму Рождества Пресвятой Богородицы.
Три храма
Этот храм, который без преувеличения стал жемчужиной земли Корочанской, находится на улице Интернациональной, что в самом центре города. Его небесно-голубые стены в ясную солнечную погоду словно сливаются с небом. А в пасмурную — серебристые купола и позолоченные маковки с крестами как бы подсвечивают серые тучи. Виден храм Рождества Пресвятой Богородицы из любой точки раскинувшейся на холмах Корочи. И порой возникает ощущение, что один лишь вид его благословляет горожан.
«Это у нас уже третий храм. Первый — во имя святого Архистратига Михаила — построен был в годы основания Корочи. Второй храм простоял до 1873 года. Затем на его месте воздвигли, как написано в исторических документах, «обширный и великолепный новый», — рассказала Наталья Дубинина.
Сгорел от молнии
О деревянном храме во имя святого Архистратига Михаила за давностью лет не сохранилось сведений, как он выглядел снаружи и внутри. Сгорел храм от попадания молнии.
Эту версию подтверждает грамота царя и великого князя Михаила Фёдоровича, посланная корочанскому воеводе Василию Апраскину в 1644 году. Государь писал: «По нашему Указу послано на Корочу в церковь Михаила Архангела с попом Тимофеем церковное строение, образа, книги и ризы вместо сгорелых… Писал на Москве лета 7152, июня в 15 день».
Наподобие корабля
Исторические события со временем обрастают легендами и домыслами. Не минула эта участь и второй, уже каменный, корочанский храм.
«Соборный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы просуществовал до 1873 года. Он был с двумя приделами. А разобрали его, потому что обветшал сильно», — продолжила директор музея.
Каким был этот храм, можно представить себе по описанию, которое составил в конце XIX века священник Михаил Чефранов. А сам он воспользовался церковными описями 1782, 1816 и 1854 годов.
Соборная Рождество-Богородицкая церковь была каменная о двух главах. Отец Михаил писал: «Кресты на главах железные, вызолоченные, а на колокольне окрашенные. Крыша трапезы и колокольни из «сибирского железа» и выкрашена зелёною краскою».
Вид церкви, по его описанию, был продолговатый, наподобие корабля, с конусообразными куполами. А на колокольне было восемь колоколов, и самый большой из них весил 25 пудов.
Когда храм разбирали, чтобы на его месте построить новый, то в главном алтаре под престолом нашли деревянный крест с надписью: «Сей храм освящён Архиереем Белгородским и Обоянским Агеем, Корочанским духовным правителем слободы Михайловки Успенской церкви Протопопом Иосифом Ковалевским в 1781 году, августа 24 дня».
Однако в 1781 году храм был освящён уже второй раз. «Церковь освящена вторично после внутреннего пожара», — было записано в клировых ведомостях.
По велению императора
Но кто и когда построил второй корочанский храм? Здесь мы обратимся к местной легенде, записанной в 1886 году нашей землячкой, прозаиком, драматургом, публицистом и фольклористом Надеждой Соханской:
«Император Пётр I, по одержании знаменитой победы над Шведским королём Карлом XII, под Полтавою, на возвратном пути во внутренность России в числе других казацких городков посетил Корочу. В это время на Короче в большом почёте жил некто Климент Лохвицкий. Он скупил у Корочанских казаков много земли, а по реке Короче у него было 27 мельниц…».
Лохвицкий этот по богатству своему удостоился чести принять у себя царя Петра Алексеевича. Из окон дома этого зажиточного корочанца Пётр I увидел сгоревший храм Архистратига Михаила.
«Царь разведал, что река Короча с обоими берегами находится в руках одного владельца, и предложил Клименту оставить себе четыре мельницы, какие он пожелает. А двадцать три купил у него в казну и заплатил за них дорогую, по тогдашнему времени, цену в три тысячи рублей», — гласит легенда.
А на эти деньги царь велел Клименту построить новый соборный храм: «Климент, по царскому повелению, построил на Короче каменный соборный Рождество-Богородицкий храм и был в нём первым протопопом».
«Но это всего лишь легенда. Дело в том, что, как вспоминал священник Михаил Чефранов, в описи корочанских документов была так называемая отписка из Белгорода в Корочу под № 451 от 1700 года. В ней, в частности, требовали выслать в Белгород дело о подтоплении корочанским казаком Никифором мельницы архангельского протопопа Климента. Следовательно, Климент был протопопом намного раньше второго построенного храма. Думаю, что второй корочанский храм был построен не позднее конца первой четверти XVIII века», — рассказала Наталья Дубинина.
Пять куполов
Второй храм, несмотря на каменность, постепенно ветшал. Его неоднократно перестраивали и ремонтировали. Но годы взяли своё. В 1872 году протоиерей Рождество-Богородицкого храма Михаил Вирославский подал прошение епархиальному начальству о постройке нового храма, который и стоит в Короче до сих пор.
Вот как свои впечатления о новом храме описывал в статье «Из истории Слободской Украины: об основании сторожевых городов Корочи, Нижеголья и Яблонова в XVII веке», опубликованной в «Курских губернских ведомостях» в 1900 году, преподаватель корочанской мужской гимназии Тимофей Проскурников: «…Собор такой величины по своим размерам, что может соперничать во многих отношениях со своими собратами — соборами губернских и даже столичных городов!»
Высота церкви, писал священник Михаил Чефранов, от основания до креста — 43 аршина (один аршин — 71,12 сантиметра), высота креста — 4 и 3/4 аршина. Высота колокольни до креста — 62 аршина, креста — 3 аршина. Длина же всей церкви (с алтарём и колокольней) — 84 аршина. Ширина с боковыми приделами — 29 аршин. А над храмом возвышаются «пять осьмиугольных куполов».
Фарфоровый иконостас
Нынешнему настоятелю храма отцу Михаилу 53 года, и 22 из них он служит в Короче. Приход, по его словам, несмотря на то, что в Короче шесть тысяч жителей, небольшой. Кроме обязанностей настоятеля и благочинного Корочанского округа отец Михаил преподаёт катехизис в Белгородской семинарии.
Мы вошли в храм. Он действительно огромен. Отец Михаил заметил моё удивление.
«Не вы один восхищаетесь размерами нашего храма. Собор наш необычный. Он пятипрестольный и является практически копией московского Богоявленского патриаршего собора», — рассказал он.
Храм, по словам настоятеля, уже требует ремонта:
«Мы, конечно, ищем людей, которые бы помогли в ремонте. Но на всё воля Божья».
К сожалению, ни старинных икон, ни иконостаса, ни росписей прежнего храма не сохранилось. Всё новодел. А до революции 1917 года в храме был иконостас из итальянского фарфора, под центральным куполом висели шестиметровые хрустальные люстры, а на колокольне был восьмитонный колокол.
Вот как в 1899 году описывал убранство храма Рождества Пресвятой Богородицы священник Михаил Чефранов: «Главным украшением церкви является четырёхярусный позолоченный иконостас, занимающий всю восточную стену, скрывая собой все три алтаря. Высота среднего иконостаса — 13,5 аршина, а двух боковых — по 12. Его стоимость составляет 35 тысяч рублей… Особой красотой, изящностью и ценностью выделялась металлическая люстра, висящая на железных цепях внутри среднего купола. Она была позолочена и на ней установлено до 72 подсвечников».
На колокольне, как вспоминал Чефранов, было семь колоколов, и на самом большом из них весом 546 пудов была отлита надпись: «Благовествуй земле радость велiю», «Хвалите небеса славу Его», «Сей колоколъ вылитъ в граде Москве въ лето 1863 г. Мая 5 дня, для соборной Рождество-Богородицкой церкви в городе Короче Курской губ., при Императоре Александре III-мъ, при Преосвященном Iустине, Епископе Курскимъ и Белгородскимъ, при протоiерее соборной церкви города Корочи Iоанне Вирославском».
«Сейчас у нас семь колоколов, но самый большой весит 500 килограммов», — рассказал отец Михаил.
Звонарей, кстати, в храме нет. Их заменила современная электроника. Отец Михаил достал смартфон, открыл какое‑то приложение, и мы услышали звон колоколов.
«Это так называемый электрозвонарь. В программу загружено 20 мелодий. Очень удобная штука для сельских храмов. Потому что в сёлах трудно найти звонарей», — пояснил батюшка.
Летопись Белогорья
Фото, видео, заметки и статьи из прошлого
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
В.В. Потапов
Храмы г. Корочи
Существующий в настоящее время в Короче соборный Рождество-Богородицкий храм является третьим по счету. Первый храм во имя святого Архистратига Михаила был деревянным и его строительство относят к основанию города. По преданию этот первый храм города Корочи сгорел до основания: на праздник Крещения Господня ударил гром, разразилась молния и зажгла собор. Второй соборный храм был каменным и просуществовал до 1873 г. Из-за ветхости он был сломан и на том же месте «сооружен обширный и великолепный новый», т.е. третий. В дни освящения храма 9, 10 и 11 (21, 22 и 23 по новому стилю) мая 1876 г. наблюдался сильный мороз, от которого «много деревьев, даже дубовых, засохло, и никаких плодов в этом году не было».
Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Короча, 1910 г. Фото М. Денисова
Деятельное участие в строительстве храма церковного старосты Софрона Григорьевича Балабанова отмечает преподаватель истории и географии Корочанской Александровской мужской гимназии Тимофей Васильевич Проскурников. В статье «Из истории Слободской Украины: об основании сторожевых городов Корочи, Нижеголья и Яблонова в XVII веке», опубликованной в «Курских губернских ведомостях» (1900 г.), он писал: «От проезда через Корочу Петра Великого после Полтавской победы, существовал каменный соборный храм, построенный на пожертвованные им деньги, но в настоящее время воздвигнут на его месте новый собор такой величины по своим размерам, что может соперничать во многих отношениях со своими собратами — соборами губернских и даже столичных городов. Особенное участие трудом и материально принимал бывший церковный староста Софрон Балабанов (купец)». По свидетельству корочанского краеведа М.П. Решетникова «Софрон Балабанов много потрудился по постройке собора, и в честь имени его святого в соборе был даже престол св. Софрона».
Из описания храма, произведенного в 1899 г. священником соборной церкви Михаилом Чефрановым. Храм имеет продолговатый вид, похожий на корабль, с тремя выдвинутыми полукруглыми алтарями с восточной стороны. Высота церкви от основания до креста 43 аршина (1 аршин = 71,12 см), креста — 4 3/4 аршина. Высота колокольни до креста 62 аршина, креста — 3 аршина. Длина всей церкви (с алтарем и колокольней) 84 аршина, ширина главной церкви с боковыми приделами 29 аршин, ширина трапезы — 29 аршин. Над храмом возвышаются пять осьмиугольных куполов.
Средний (большой) купол поддерживается четырьмя колоннами, соединенными между собой и стенами арками. Остальные четыре над приделами значительно меньше среднего, как по объему, так и по высоте. Вся церковь и трапеза покрыты листовым железом, окрашенным зеленой краской, а купола и главы — белым железом. Главы увенчаны позолоченными крестами.
В нижнем ярусе храма располагаются 22 окна, а в верхнем ярусе, т.е. во всех пяти куполах — 40 окон (по 8 окон в каждом куполе). Нижний ярус четырехъярусной колокольни является продолжением трапезы и представляет собой квадрат. Три верхних яруса имеют 8-угольную форму. Покрыта колокольня белым железом. В середину всех четырех концов креста на колокольне вложены зеркальные стекла, которые при восходе и закате солнца отражают солнечные лучи. На колокольне установлены 7 колоколов, размешенных на третьем ярусе. Самый большой из них (новый) весом 546 пудов (8736 кг) имеет следующие надписи: «Благовествуй земле радость велiю», «Хвалите небеса славу Его», «Сей колоколъ вылитъ в граде Москве въ лето 1863 г. мая 5 дня, для соборной Рождество-Богородицкой церкви в городе Короче Курской губ., при Императоре Александре III-мъ, при Преосвященном Iустине, Епископе Курскимъ и Белгородскимъ, при протоiрее соборной церкви города Корочи Iоанне Вирославском».
Второй (старинный) колокол весом 120 пудов (1920 кг), как и 5 малых — надписей не имел.
Главным украшением церкви является четырехъярусный позолоченный иконостас, занимающий всю восточную стену, скрывая собой все три алтаря. Высота среднего иконостаса 13,5 аршина, а двух боковых — по 12. Иконы всего иконостаса принадлежат Московской академической художественной живописи. Его стоимость составляет около 35 тыс. руб. По обе стороны южных церковных дверей в киотах размешались икона Святого Архистратига Михаила и икона Покрова Пресвятой Богородицы, а по обе стороны северных церковных дверей — две иконы Святителя Николая Чудотворца. Особой красотой, изящностью и ценностью выделялась металлическая люстра, висящая на железных цепях внутри среднего купола. Она была позолочена и на ней установлено до 72 подсвечников.
Приобретение иконы Серафима Саровского.
19 июля 1903 г. в соборной церкви г. Корочи состоялось светлое и радостное церковное торжество, прославляющее угодника Божьего Серафима. В этот день соборный причт и прихожане решили приобрести на добровольные пожертвования ценную икону в честь и память новопрославленного угодника Божьего с тем, чтобы икона была освящена в Саровской пустыни при гробе преподобного. Однако все произошло иначе.
Церковный староста Сергей Андреевич Дьяков, будучи по своим делам в Москве, узнал о том, что почетный гражданин Москвы Дев Иванович Воронов пожелал пожертвовать на память в соборную церковь г. Корочи икону преподобного Серафима. Оказалось, что Дев Иванович — уроженец Корочи и был крещен в ее храме. К этому времени икона им уже была приобретена. После этого благоприятного известия соборный причт и церковный староста, исполняя желание прихожан, уполномочили диакона Тимофея Попова «взять в Москве от жертвователя икону, отправиться в Саровскую пустынь и просить братию той же пустыни освятить и возложить икону на мощи преподобного Серафима, дать частицу какой-либо святыни памяти преподобного и о всем этом дать ему, диакону Попову, письменное удостоверение для хранения в ризнице на вечное воспоминание».
Это письменное уполномочие 23 октября диакон Попов при просьбе о выдаче ему билета на проезд предъявил епископу Курскому и Белгородскому Лаврентию, который наложил на нем резолюцию: «Благословляется». 28 октября диакон прибыл с иконой в Саровскую пустынь, в которой с дозволения и благословения настоятеля она была освящена с выдачей письменного удостоверения следующего содержания: «Дано сие от Настоятеля Саровской Пустыни Тамбовской епархии в том, что икона преподобного Серафима, приобретенная в соборную церковь г. Корочи, освящена в Саровской Пустыни 29 октября 1903 года с возложением на мощи преподобного Серафима, а уполномоченному диакону Тимофею Попову вручены части мантии преподобного, гроба и камня. Что удостоверяется подписью с приложением монастырской печати».
Серафим Саровский
4 ноября в половине пятого пополудни святая икона прибыла в Корочу. При многочисленном стечении горожан и с подобающей святыне честью икона была внесена в храм и установлена на приготовленное место. После этого был отслужен молебен преподобному Серафиму с акафистом Божией Матери, как покровительнице преподобного в земной жизни. На следующий день вечером, по желанию прихожан, было отслужено торжественное всенощное бдение, а после всенощной молебен с водоосвящением.
На пожертвованной благотворителем иконе угодник Серафим изображен во весь рост с открытой головой, в черной мантии с епитрахилью. В левой руке, согнутой на уровне локтя, четки, а правая приложена к груди. По виду преподобный находился в молитвенном настроении. В верхнем левом углу иконы, немного выше лика Серафима, изображена в малом виде Божия Матерь без Младенца. Фон святой иконы вызолочен червонным золотом с изящной чеканкой и разноцветной красивой эмалированной каймой.
Для помещения этой иконы церковный староста С.А. Дьяков заказал местному живописцу-резчику К.Я. Ткачеву ценный резной позолоченный киот в виде иконостаса (7×2 аршина), за стеклом которого и хранилась икона.
Для хранения святых частей мантии, гроба и камня преподобного благотворитель Л.И. Воронов прислал равносторонний серебряный, позолоченный крест малого размера.
Приведем краткую биографическую справку преподобного:
Серафим Саровский (в миру — Мошнин Прохор Исидорович) (21 июля 1754 г., Курск — 2 января 1833 г., Саровская пустынь, Тамбовская губ.), преподобный чудотворец. Родился в семье купца. Отец, а после его смерти и мать Агафия, строили в Курске Сергиево-Казанский собор. С матерью посещал строительство собора отрок Прохор. Однажды он упал с верхней точки строительных лесов, но остался цел и невредим. Возможно, этот случай сыграл решающее значение в его судьбе. Посетил Киево-Печерскую Лавру. В 1778 г. пешком из Курска пришел в Саров (ныне Нижегородская обл.), где стал послушником, а затем монахом и иеромонахом Саровской пустыни. С 1794 по 1810 гг. провел в отшельничестве в «дальней пустыньке», с 1810 г. «затворился» в монастыре, выйдя в 1820 г. из затвора, начал принимать верующих, которые приходили к нему за утешением и исцелением. В 1903 г. причислен к лику святых. Во время торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения преподобного, мощи Серафима Саровского находились в Курске (2004).
Освящение церковно-приходской школы.
Корочанская одноклассная церковноприходская школа при соборной церкви для лиц «бедного состояния» была открыта в 1890 г. стараниями и заботами священника соборной церкви Евфимия Маляревского и священника Георгиевской (кладбищенской) церкви Петра Кононенкова. Они же безвозмездно приняли на себя обучение детей в этой школе. Первоначально школа помещалась в двух небольших классных комнатах здания бывшего корочанского духовного правления.
Если к концу первого учебного года в ней училось 39 чел. (23 мальчика и 16 девочек), то в 1897/98 гг. — 92 чел. Из-за тесноты и переполненности школы приходилось отказывать родителям в приеме их детей. Осознаваемая необходимость в более просторном помещении упиралась в отсутствие средств. Но вскоре на помощь пришел попечитель школы, местный купец Сергей Андреевич Дьяков, «движимый любовью к церковной школе и всегда оказывающий ей помощь и ранее». На свои собственные средства он сделал деревянную пристройку на каменном фундаменте к существующему школьному зданию и произвел ремонт всего здания. Это обошлось ему в 700 руб.
Накануне торжества, т.е. 17 августа, в здании школы было совершено «бдение храмовому празднику» — Рождеству Пресвятой Богородицы. Всенощную служил законоучитель, священник Михаил Чефранов, а на литию и величание выходил заведующий школой, протоиерей Евфимий Маляревский. По окончании всенощной дети и все лица, присутствующие на ней, разошлись по домам в ожидании следующего дня.
Священник Александр Белявский (с. Короткое)
Торжество освящения было назначено на 11 часов утра 18 августа 1898 г. К этому времени в школу прибыли: председатель Корочанского отделения Епархиального училищного совета, священник Покровской церкви Иоанн Родионов, члены отделения — священник слободы Погореловки Александр Софронов, священник слободы Кащеево Димитрий Соколовский, священник кладбищенской церкви Петр Кононенков, священник села Короткое Александр Белявский и член от города купец Тит Ильич Морозов, священник градского собора Иаков Золотарев, член городской управы купец Михаил Ильич Морозов, купец Палладий Васильевич Парманин, попечитель школы Сергей Андреевич Дьяков и другие почетные лица.
Ровно в 11 час. началось малое освящение воды, затем освящение нового здания и молебен, положенный перед учением. Звучали торжественные речи. В конце соборный хор певчих под управлением регента A.M. Авдюшенко пропел: «Сей день его же сотвори Господь». По окончании торжества детям быдо объявлено, чтобы они на следующий день приходили в школу учиться. А лица, приглашенные повестками на торжество освящения школы, отправились в дом попечителя школы С.А. Дьякова, где было приготовлено угощение.
Священник Михаил Чефранов выразил свое пожелание следующими словами: «Дай Бог, чтобы церковная школа наша в новом расширенном помещении, с новым успехом продолжала посильно выполнять свое высокое назначение, воспитывая детей Создателю нашему на славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу».
Из книги В.В. Потапова «Короча: события и люди»
Редакция сайта благодарит В.В. Потапова (г. Курск) за разрешение на размещение материала.