храм в котором отпевали пушкина
Церковь, в которой отпевали Пушкина
Недавно была очередная годовщина со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина.
Александр Пушкин: русский Байрон и универсальный гений
В начале XIX века в среде русской интеллигенции пошли разговоры о том, что в России нет национального поэта. Популярной была тема безнародности русской культуры. Об этом писал Кюхельбекер и Бестужев, Андрей Тургенев и другие. России был нужен «универсальный гений» —это выражение приписывается славянофилу Киреевскому — который был бы не хуже Байрона, Шекспира или Гёте. На эту роль как нельзя лучше подошел Александр Сергеевич Пушкин. Фигура поэта мифологизировалась многими интеллектуалами. Например, Аполлон Григорьев, писал о том, что Пушкин это воплощение душевности, всего особенного, что остаётся русскому человеку после соприкосновения с другими мирами.
Популярность поэта была очень велика. В день его похорон в Санкт-Петербурге полиции пришлось следить за порядком, а студентам запретили покидать занятия: настолько расстроены были жители города произошедшим. Площадь вокруг Конюшенной церкви была полностью заполнена людьми, которые пришли попрощаться с поэтом.
Деревянная надвратная церковь в здании Придворных конюшен была возведена в 1736 г. и освящена во имя Спаса Нерукотворного Образа. Через десять лет деревянная постройка была заменена каменной, а окончательный архитектурный облик здания был оформлен в 1817-1823 гг., когда Придворные конюшни были полностью перестроены под руководством архитектора В. П. Стасова.
Неизвестно, был ли Александр Сергеевич Пушкин прихожанином Конюшенной церкви. В церковных книгах сохранились лишь имена крепостных Сергея Львовича Пушкина, которые состояли в услужении у поэта.
27 января 1837 г. священник церкви отец Петр (Петр Дмитриевич Песоцкий) был приглашен в дом умирающего Пушкина и исповедовал поэта. Е. Н. Мещерская, дочь Карамзиных, рассказывала, что Пушкин «исполнил долг христианина с таким благоговением и таким глубоким чувством, что даже престарелый духовник его был тронут».
1 февраля 1837 г. в Конюшенной церкви была отслужена панихида над телом Пушкина, и ночью 3 февраля его тайно увезли отсюда к месту погребения в Святогорский монастырь. «Сани тронулись. — вспоминал В. А. Жуковский, — скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих».Конюшенная площадь, дом 1 (фотография 1929 года)
Конюшенное ведомство
Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Это не правда. Исакиевский собор только строился и там не было места, Исакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Та была простой и не столько величественной. Статус же Конюшенной церкви был придворный. «О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение» — пишет Жуковский. Николай I дал это разрешение, чем оказал как раз большое уважение поэту.
Тело Пушкина решено было перенести в храм Спаса Нерукотворного Образа не днем, а в полночь. А.С. Пушкин в гробу
После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.
«Долго ждали мы окончания церковной службы; наконец на паперти стали появляться лица в полной мундирной форме; военных было немного, но большое число придворных… В черных фраках были только лакеи, следовавшие перед гробом. Гроб вынесен был на улицу посреди пестрой толпы мундиров и салопов. Притом все это мелькнуло перед нами только на один миг. С улицы гроб тотчас же вынесен был в расположенные рядом с церковью ворота в Конюшенный двор, где находился заупокойный подвал».
Среди многочисленных документов, связанных с похоронами Пушкина, кажется, только один стоит как бы в стороне от неприлично оживленной скорбной толкотни.
2. Заложенное имение отца очистить от долга.
3. Вдове пенсион и дочери по замужество.
4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу.
5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей.
6. Единовременно 10 т.
Пушкин завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, где было приобретено им место.
Затем гроб был перевезен в Святогорский монастырь, где поэта похоронили. 20 лет спустя в этой же церкви состоялось отпевание другого великого человека – композитора Михаила Глинки. Мемориальная доска на стене здания Конюшенного ведомства
Окно в здании храма
Вид на Конюшенную церковь 1900
После Октябрьской революции церковь была закрыта. В 1923 году в ней был размещён клуб конной милиции, а через несколько лет — отделение института Гидропроект. В алтаре был устроен туалет. Конюшенное ведомство (храм уже без крестов) Фото 1930-х годов. В 1990 году церковь была возвращена РПЦ. Первое богослужение прошло 12 июля 1991 года. В 1990-е храм был отремонтирован, при нём были созданы воскресная школа и церковная библиотека.
Конюшенная площадь
К сожалению, сам комплекс находится не в очень хорошем состоянии. Более 10 лет он ждет реставрации. В 2015 году градозащитники не дали превратить историческое злание в апарт-отель, но с тех пор альтернативных вариантов не появилось. Город и бизнес предлагают приспособить ведомство под огромный музей, но комитет по инвестициям до сих пор не определился с проектом.Огромный памятник архитектуры в центре города по прежнеиу заброщен и разрушается.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Как Петербург провожал Пушкина в последний путь.
Как Петербург провожал Пушкина в последний путь.
Храм, где отпевали Пушкина
На Мойке 12, где поэт окончил свои дни, сегодня будут читать его стихи, зажигать свечи и вспоминать поэта.
А мой рассказ о храме, где отпевали А.С.Пушкина и откуда он отправился в свой последний путь, в Святогорской монастырь.
Храм Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади
1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина. В то время церковь была придворной,
но было получено особое разрешение от императора Николая I.
Воробьев С.М. Петербург. Конюшенная церковь. Середина XIX в.
Храм в котором отпевали пушкина
Журнал «Культурная Столица». запись закреплена
«1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т. Император Николай».
И вроде и намека нет на живое чувство в намеренно суховатом перечне, но почему-то боли от невосполнимой потери, живого сострадания семье Пушкина здесь больше, чем в самых прочувствованных соболезнованиях.
Пушкин завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, где было приобретено им место.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
(А.С.Пушкин)
Церковь Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная)
Здание церкви Спаса Нерукотворного образа входит в комплекс Конюшенного двора, является композиционным центром его южного фасада, выходящего на Конюшенную площадь.
Конюшенный двор был построен в 1720-1724 годах по проекту Н. Гербеля. В 1736 году в связи с желанием служащих придворных конюшен иметь свой храм императрица Анна Иоанновна повелела создать здесь церковь. Именно тогда в помещении над воротами и была построена деревянная церковь Спаса Нерукотворного. Её автор, предположительно, Доменико Трезини. Освятили церковь в 1737 году. По желанию Анны Иоанновны сюда из Византии перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение.
По повелению императрицы Елизаветы Петровны здание церкви перестроили в камне. 23 декабря 1746 года императрица «по утру в 10-м часу утра изволила поехать на конюшенный свой императорский двор для освящения церкви, что на вратах; и на конюшенном дворе, в канцелярии, изволила кушать обеденное кушанье» [Цит. по: 3, с. 14].
К началу XIX века старый храм уже не соответствовал новым требованиям облика столицы. Церковь, как и Конюшенный двор, принадлежала казне. Поэтому в 1817-1823 годах она перестраивалась архитектором Василием Петровичем Стасовым за казённый счёт.
Церковь Спаса Нерукотворного образа до перестройки Конюшенного двора располагалась в двухэтажном служебном помещении. Стасов предложил разместить храм на втором этаже над главными воротами, целесообразность чего подтвердила экспертная техническая комиссия в составе архитекторов К. Росси и А. Модюи. Для оборудования церкви в старых стенах пришлось новые оконные и дверные проёмы. Некоторые стены сносились, строились новые. Капитальные строительные работы были завершены 2 мая 1822 года, после чего началась внутренняя отделка помещения храма. Его освящение состоялось 1 апреля 1823 года [3, с. 22].
Фасад здания украсили барельефы «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста» выполненные В. И. Демут-Малиновским. Интерьер Конюшенной церкви создавали художники С. А. Безсонов и Ф. П. Брюлло, лепщик Н. П. Заколупин. Резной иконостас был изготовлен скульптором-резчиком П. Крейтаном. Образа для него написали художники А. Е. Егоров, А. И. Иванов, В. К. Шебуев и Ф. П. Брюлло.
Главными святынями здесь стали привезённые из Константинополя икона Нерукотворного Спаса и Знамения, шитая шёлком и жемчугом плащаница. Передача храма церковному старосте Пьянкову произошла в октябре 1824 года. Писатель и художник П. П. Свиньин так описал церковь:
На первом этаже Конюшенной церкви в 1826 году была установлена траурная колесница, на которой в Санкт-Петербург привезли тело Александра I из Таганрога. В дальнейшем её поместили в Конюшенный музей.
В 1837 году произошла дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. Отпевание Пушкина состоялось 1 февраля 1837 года в Конюшенной церкви. Особое разрешение на это дал Николай I, который опасался большого скопления людей и общественных волнений. Из-за этого прощание со знаменитым поэтом прошло в столь небольшой церкви. С. Н. Карамзина сообщала брату:
После завершения обряда отпевания гроб с телом Пушкина был перенесён в подвал. В ночь на 4 февраля его тайно ночью отправили к месту погребения в Святогорский монастырь. В это время священником Конюшенной церкви был протоиерей Пётр Дмитриевич Песоцкий.
В 1849 году Конюшенная церковь стала приходской.
22 февраля 1857 года здесь осуществляли панихиду по композитору М. И. Глинке. Существует версия, что композитора здесь отпевали. Но это не так, в Конюшенной церкви прошла лишь панихида в память о Глинке. Композитор скончался 3 февраля 1857 года в Берлине. Его тело перевезли в Петербург 24 мая и похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры [2, с. 447].
В 1857-1862 годах здание Конюшенной церкви перестраивалось архитектором П. Садовниковым, служившим в это время в Конюшенном ведомстве. Архитектор расширил храм, добавил окон на главном фасаде, превратил портал в псевдопортал. Колонны были сделаны полуколоннами, их соединила стена. Тогда же была обновлена роспись стен храма М. Н. Трощинским. В 1878 году в сенях первого этажа, где до этого стояла траурная колесница Александра I, была устроена часовня с иконостасом из четырёх образов.
Известно, что паникадило (люстра) из храма Спаса Нерукотворного образа в 1900-х годах находилась в главном вестибюле Адмиралтейства.
Новая община Конюшенной церкви возникла в 1989 году. Летом 1990 года было принято решение о возвращении храма верующим, 6 июня (в день рождения Пушкина) здесь была отслужена панихида, а 9 июля 1991 года состоялась первая литургия [3, с. 25]. К 1999 году проведена реставрация, воссоздан иконостас, из Адмиралтейства вернули паникадило. Восстановлением иконостаса занимался мастер Пикалов, новые образа написал В. Г. Корбан. Новое торжественное освящение храма состоялось 14 мая 2000 года митрополитом Владимиром [там же]. Каждое 1 февраля здесь проходит памятная панихида по А. С. Пушкину.
Храм в котором отпевали пушкина
Санкт-Петербург запись закреплена
Храм, где отпевали А.С.Пушкина
======================
13 февраля 1837 года в церкви Спас Нерукотворный (Большой Конюшенный двор) состоялось отпевание А.С. Пушкина. Первоначально отпевание поэта было назначено в церкви здания Адмиралтейства. Она условно именовалась Исаакиевской. Петр I родился в день, когда по святцам отмечался святой Исаакий. Но по приказу властей отпевание перенесли в церковь Конюшенного ведомства из-за боязни массовых манифестаций, а также из-за ненависти людей к Геккерну и Дантесу мимо домов которых манифестация должна бы проходить. Друзья поэта восприняли перенос отпевания как оскорбление. При выносе тела из Адмиралтейства присутствовал начальник корпуса жандармов Дубельт, в сопровождении двадцати жандармских офицеров. Полицейский надзор, установленный за Пушкиным был снят только в 1875 году. Через 40 лет после смерти.
После отпевания в Конюшенной церкви друзья вынесли гроб, обитый темно-красным бархатом. Впереди шли Жуковский и Крылов, Вяземский рыдал, упав на мостовую. Гроб снесли в подвал. Хоронить Пушкина в Петербурге Николай I не разрешил. Действительно, когда Пушкин весной 1836 года ездил в Святые Горы на похороны матери, он купил себе место возле материнской могилы.
Храм Пушкина…его имя неотделимо от истории Конюшенного храма, который вместе с церковью Иконы Божией Матери «Знамение» в Царском Селе, храмом Вознесения Господня в Москве и Успенским собором Святогорского монастыря принято объединять под своеобразным титулом — «Пушкинские храмы».
В 1736 г., по желанию служащих иметь свой храм, императрица Анна Иоанновна повелела устроить церковь в главном здании придворных конюшен, в палате, что над воротами. Там и была устроена деревянная церковь, освященная во имя Нерукотворного Образа Спасителя в 1737 г. По документам есть основание предполагать, что ее проектировал Д.Трезини.
Через 10 лет в 1746 г. по повелению императрицы Елизаветы Петровны была заложена каменная церковь и освящена в 1747 г. В 1822 г. церковь перестраивается по проекту архитектора В.П.Стасова. После Стасова наибольшее исправление храма было произведено в 1857-1862 гг. архитектором П.Садовниковым. Храм расширился, наружные колонны портала стали полуколоннами: их соединила стена, а в промежутках были сделаны окна. Портал стал псевдопорталом. Фасад церкви со времен стасова украшают барельефы: «Вход Господень в Иерусалим» и «Несение Креста», выполненные в 1822 г. В.Демут-Малиновским.
Внутреннее украшение храма всегда было выполнено с особой роскошью и блеском. С 1746 г. его украшал трехярусный позолоченный иконостас, иконы для которого писал придворный живописец Мина Колокольников. В росписи стен в первой четверти XIX века «клеевой мастер» Ф.Брандуков использовал светло-сиреневую и белую краски, выписав ими херувимов и самые различные орнаменты: венки, пальметты, кессоны, розетки. После капитальной перестройки храма мастер П.Крейтан изготовил по искизам Стасова новый, круглый «полуциркульный» иконостас, ставший лучшим образцом в Петербурге.
Все резные части иконостаса были покрыты червонным золотом, а под резьбой была проложена жесть, выкрашенная малинойо краской. Такое неожиданное и торжественное решение иконостаса восхищало посетителей церкви. Наконец, особой достопримечательностью храмового убранства была грандиозная люстра главного купола на 108 свечей, созданная по Высочайше утвержденному рисунку известным английским фабрикантом Джоном Банистером из серебро-апликированной меди с украшениями из серебра. Вес сложного трехъярусного сооружения составлял немногим менее двух тонн, высота — около 4 метров, ширина 2,5 метра.
Храм славился своими святынями: древним Образом Всемилостивейшего Спаса Нерукотворного, Плащаницей, а также иконой Знамение. Все они были привезены из Византии во время царствования императрицы Анны Иоановны. Эти святыни, кроме древности своей, замечательны еще и тем, что были почитаемы с давнего времени не только народом, но и российскими царями. Так в 1814 году, по преданию, Образ Всемилостивейшего Спаса находился с императором Александром I при взятии Парижа. В 1828 году на основании этого предания император Николай I брал его с собой в Турецкий поход, на что есть документ следующего содержания, присланный министром императорского двора, князем Волконским, к шталмейстеру придворной конюшни, князю Долгорукову: «Государю Императору угодно, чтобы хранящийся в придворной церкви, на главных конюшнях, Образ Спаса Нерукотворенного, поступивший в 1743 году на придворную конюшню вместе с церковью от бывшего графа Михаила Головкина, находился при походной Его Величества церкви, в предстоящем походе». В Турецком походе также была и Плащаница из храма.
Вообще же, помимо икон иконостаса, стены и пилоны церкви украшало более 140 икон. В ризнице церкви находились два Евангелия, принятые в 1743 году из описных пожитков графа Михаила Головкина. Оба Евангелия были старинными славянской печати и богато убраны золотом и серебром. В 1826 г. на первом этаже церкви была установлена «печальная колесница» Александра I, на которой привезли тело Императора из Таганрога. Потом она была передана в Конюшенный музей.
«Наталья Николаевна Пушкина, с душевным прискорбием извещая о кончине супруга ее, Двора Е.И.В. Камер-Юнкера Александра Сергеевича Пушкина, последовавшей в 29-й день сего января, покорнейше просит пожаловать к отпеванию тела в Исаакиевский собор, состоящий в Адмиралтействе, 1-го числа февраля в 11 часов до полудня»
Первоначально предполагалось отпевать Пушкина в Исаакиевском соборе. Считается, что Николай I хотел унизить поэта, поэтому его стали отпевать в Конюшенной церкви. Но Исакиевский собор только строился и там не было места, Исакиевская церковь временно помещалась в домовой церкви Адмиралтейства. Та была простой и не столько величественной. Статус же Конюшенной церкви был придворный. «О Конюшенной же церкви нельзя было и подумать, она придворная. На отпевание в ней надлежало получить особенное позволение» — пишет Жуковский. Николай I дал это разрешение, чем оказал большое уважение поэту.
Тело Пушкина решено было перенести в храм Спаса Нерукотворного Образа не днем, а в полночь…
После отпевания И.А. Крылов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский и другие литераторы подняли гроб и понесли его в склеп, расположенный внутри двора.
«Долго ждали мы окончания церковной службы; наконец на паперти стали появляться лица в полной мундирной форме; военных было немного, но большое число придворных… В черных фраках были только лакеи, следовавшие перед гробом… Гроб вынесен был на улицу посреди пестрой толпы мундиров и салопов… Притом все это мелькнуло перед нами только на один миг. С улицы гроб тотчас же вынесен был в расположенные рядом с церковью ворота в Конюшенный двор, где находился заупокойный подвал»…
Среди многочисленных документов, связанных с похоронами Пушкина, кажется, только один стоит как бы в стороне от неприлично оживленной скорбной толкотни.
«1. Заплатить долги. 2. Заложенное имение отца очистить от долга. 3. Вдове пенсион и дочери по замужество. 4. Сыновей в пажи и по 1500 р. на воспитание каждого по вступление на службу. 5. Сочинение издать на казенный счет в пользу вдовы и детей. 6. Единовременно 10 т. Император Николай».
И вроде и намека нет на живое чувство в намеренно суховатом перечне, но почему-то боли от невосполнимой потери, живого сострадания семье Пушкина здесь больше, чем в самых прочувствованных соболезнованиях.
Пушкин завещал похоронить себя в Святогорском монастыре, где было приобретено им место.
«3 февраля в 10 часов вечера, — пишет В.А. Жуковский, — собрались мы в последний раз к тому, что еще для нас оставалось от Пушкина; отпели последнюю панихиду; ящик с гробом поставили на сани, сани тронулись; при свете месяца несколько времени я следовал за ними; скоро они поворотили за угол дома; и все, что было земной Пушкин, навсегда пропало из глаз моих»…
А что же храм? А храм продолжил «жить»… 2 марта 1857 г. в этой же церкви отслужили первую в России панихиду по скончавшемуся в Берлине М.И.Глинке. В 60-е годы 18 в. здесь венчался известный церковный композитор М.С.Березовский.
После 1917 г. храм сильно пострадал, был разграблен. Ввели целый ряд перепланировок, и уже в 1923 году сожгли весь церковный архив. Были сняты кресты с обоих колоколен, полностью было разграблено и внутреннее убранство храма. Ценные иконы первоначально поступили в Эрмитаж, а потом были утрачены (скорее всего просто проданы за бесценок и вывезены за пределы России). Знаменитая бронзовая люстра с 1929 года висит в здании Адмиралтейства.
Возвращен церкви в 1991 г. Регулярно совершаются теперь торжественные панихиды по А.С.Пушкину (6 июня и 10 февраля), идет полным ходом реставрация и уже много удалось восстановить в интерьере храма.
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
(А.С.Пушкин)