храм в краснополье свердловской области

По святым местам Урала

Путешествия по святым местам и другим достопримечательностям Урала

Село Краснополье: храм Рождества Пресвятой Богородицы

от admin

храм в краснополье свердловской областиСело Краснополье: храм Рождества Пресвятой Богородицы. Фото Алексея Рычкова

Каменный трехпредельный Рождество-Богородицкий храм был заложен в 1820 году. Главный храм во имя Рождества Богородицы освящен в 1847 году, гораздо раньше, в 1828 году, освящены приделы во имя Илии пророка и святителя Николая Чудотворца. Храм построен в популярном на Урале в конце XVIII — начале XIX столетий эклектичном, смешанном стиле, сочетающем черты классицизма и барокко. Это одна из старейших церквей в окрестностях Нижнего Тагила!

храм в краснополье свердловской областиСело Краснополье: храм Рождества Пресвятой Богородицы. Фото Алексея Рычкова

В 1910 году местными жителями были собраны деньги на роспись храма. К 300-летию дома Романовых Богородице-Рождественская церковь получила богатое оформление в виде настенных росписей.

храм в краснополье свердловской областиПейзаж с Рождественским храмом в Краснополье. Фото Алексея Рычкова

В 1940 году храм закрыли, переоборудовав под склад, с конца 1960-х годов здание бывшей церкви пустовало. В 1991 году Рождество-Богородицкий храм вернули верующим, с 1992 года ведется его реставрация.

храм в краснополье свердловской областиКолокольня Рождественской церкви в Краснополье на закате. Фото Алексея Рычкова

Есть у Краснопольского храма свой святой заступник. С 1908 по 1915 год в Рождество-Богородицком храме служил священник Петр Смородинцев, канонизированный в начале XXI века в качестве священномученика.

храм в краснополье свердловской областиРождество-Богородицкий храм в Краснополье на закате. Фото Алексея Рычкова

Адрес: Пригородный район, село Краснополье, Горная, 3

Источник

Краснополье. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождество-Богородицкая церковь

Карта и ближайшие объекты

храм в краснополье свердловской области

Статьи

Екатеринбургские Епархиальные ведомости 1886 г., №26 С. 569-574. Неофициальный отдел Краснопольская Рождество-Богородицкая церковь и приход её Верхотурского уезда.

Древность Краснопольской церкви. До настоящей каменной, одноэтажной, трехпрестольной церкви в селе Краснопольском, Верхотурского уезда, была церковь деревянная. Престолов в ней было три: в холодном храме, во имя Рождества Пресвятой Богородицы; в приделах: во имя Св. Пророка Божия Илии и третий престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Деревянная церковь была заложена по благословенной грамоте Епархиального Архиерея Павла, Митрополита Тобольского и Сибирского, 17 (58 года, Августа 26 дня).

В описи Краснопольской Рождество-Богородицкой церкви за 1824 год значится: деревянная церковь, однопрестольная, во имя Пророка Божия Илии, в приделе была уничтожена по указу бывшего Преосвященного Варлаама — за ветхостью. Вместо ветхой, деревянной, была выстроена новая церковь, тоже деревянная, только на другом месте, которая была освящена, но неизвестно в каком году. По окончании освящения, в тот же день, от неосторожности сгорела. Вместо новой сгоревшей церкви, по благословению Преосвященного Иустина, Епископа Пермского и Екатеринбургского, 1807 года, марта 24 дня, старая, деревянная церковь была поправлена.

Настоящая каменная, одноэтажная церковь была заложена в 1820 году, но указу Преосвященного Иустина, Епископа Пермского и Екатеринбургского. Престолов в ней назначено три: в настоящей теплой, по правую руку во имя Пророка Божия Ильи. Антиминс на Пророко-Ильинский престол священнодействован Преосвященнейшим Иустином, Епископом Пермским и Екатеринбургским 1807 года, месяца июня в 15 день, который переменен на новый в истекшем 1885 году. Новый Антиминс освящен Преосвященнейшим Нафанаилом, Епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Второй Престол в том же Храме, по левую руку, во имя Святители и Чудотворца Николая. Антиминс на сей Престол священнодействован в 1839 году Преосвященнейшим Аркадием Пермским и Верхотурским. Холодный Храм, во имя Рождества Пресвятая Богородицы, освящен в 1847 году, июля 30 дня.

Причта по старому штату было положено издавна: священников три, диаконов два, дьячков три и пономарей три, но по указу Верхотурского Духовного Правления, последовавшему, от 18-го сентября 1834 года, один штат от Краснопольской церкви был отделен в Петрокаменский завод к молитвенному дому, где ныне существует деревянная, трехпрестольная церковь. Причта по новому расписанию штатов к Краснопольской церкви положено: два священника и два псаломщика.

Узаконенной пропорции: пахотной, сенокосной и усадебной земли для причта не отведено. Взамен чего, положена на штат руга в количестве 1 2/2 пудов с венца. Причт положенной руги не получает и десятой части, по причине бедности населения и раскола. Один штат пользуется церковными домами, а для другого штата церковных домов не имеется. Второй штат получает квартирный деньги от церкви в количестве 3 1/3 рубл. сер. Церковный дом для священника очень ветх. В зимнее время бывает в нем сильный холод, а в летнее, во время дождя, течь. Доходов в Краснопольском приходе на два штата выслуживается около 400 р. сер., иногда и более, смотря по урожайному году.

В Краснопольском приходе девять деревень, именно: 1) деревня Реши, 2) Сирбишная, 3) Дрягунова, 4) Продевая, 5) Бабайлова, 6) Фокинцы, 7) Матвеева, 8) Темно-осиновая и 9) Соседкова. Православных часовен в Краснопольском приходе две, именно: в деревне Решах, во имя Св. Великомученика Георгия и в деревне Сирбишной, во имя Св. Архистратига Божия Михаила. В деревне Бредовой окончена постройкою деревянная православная церковь. Утварию не достаточна. В истекшем 1885 году Верхотурское земство на окончание постройки Бродовской церкви пожертвовало 500 рубл. сер.

Церковь в деревне Бродовой строилась лет около 10-ти. В Краснопольском приходе в недавнее время Правительством разрешены два молитвенные раскольнические дома: первый в деревне Фокинцах, а второй в деревне Дрягуновой. В Краснопольском приходе находятся две волости: одна в селе Краснопольском, а другая в деревне Бродовой. В Краснопольском селе находится земское народное училище, при котором учащихся мальчиков и девочек бывает около 80—90. В Краснопольском селе издавна существует земская аптека, при которой находится фельдшер.

Население Краснопольского прихода со склонными к расколу состоит: мужеска пола 2629; женска пола 2856 лиц. Сверх того, раскольников считается: мужеска пола 9801; женска пола 1058. В том числе поморской секты насчитывается семейств около 20-ти, браков в истекшем 1885 году было 37. Событий крещений было мужеска пола 157; женска пола 131. Событий присоединения из раскола в православие бывает в год не более 3-х, или 4-х обоего пола. Умерло в истекшем году мужеского пола 173; женска пола 163. Бывших у исповеди и Св. Причастия в истекшем году обоего пола 702; не бывших у исповеди по опущению 3766 обоего пола. Церковно-приходской школы в Краснопольском приходе нет. Каменных домов нет. Существуют две лавки: одна с красным товаром, а другая со съестными припасами.

Ближайшие к Краснопольскому приходу церкви суть следующие: Петрокаменского завода, Свято-Троицкая, в 12 вер.; Воскресенского села, (что Шиловка) Воскресенская, в 20 вер.; Быньговского завода, Николаевская, в 23-х верстах; Башкарского села, Иоанно-Предтеченская, в 25 верстах.

Верхотурского уезда Краснопольского села, священник Андреи Горный. января 3 дня 1886 года.

В 1703 г., по указу Петра I, Краснопольская слобода со всеми принадлежащими к ней деревнями и угодьями отдана была во владение Н. Демидову. В состав прихода, кроме села, входят 7 деревень; прихожан 1935 душ муж. пола, между ними 280 раскольников, которые живут, главным образом, в дер. Дрягуновой, Соседковой и Решах. Жители занимаются хлебопашеством и ремеслами: красильным, столярным и кузнечным. В селе Краснопольском имеется земская народная школа, а в дер. Решах церковная школа грамоты.

Храм в селе Краснопольском во имя Рождества Пресвятой Богородицы – каменный, трехпрестольный, построен в 1828 г. с благословения епископа Иустина Пермского на средства и старанием прихожан. Храм этот до последнего времени существует в первоначальном виде и никаким изменениям и несчастиям не подвергался. Иконостас двухъярусный, иконы в нем без риз. Замечательных предметов из утвари и облачений при храме нет. В приходе есть две деревянные часовни – в деревнях Реши и Сирбишной.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г.

Церковь весьма эффектно поставлена на холме, под которым идет трактовая дорога; лишь одним (западным) фасадом обращена к ближайшей жилой застройке, остальными же раскрыта в обширное свободное пространство, господствуя в панораме села и окрестном ландшафте. Каменная; объемное построение включает четверик с трехгранным, поделенным полукруглым выступом алтарем, более широкую трапезную и колокольню с боковыми пристройками и крыльцом по оси.

Четверик разделен карнизом на уровне трапезной и в обоих ярусах имеет трехчастное членение пилястрами упрощенного рисунка. Входы в храм с севера и юга подчеркнуты лучковыми сандриками и фронтонами над средними пилястрами. Храм увенчан четырехгранным куполом с главкой на круглом барабане. Окна нижнего яруса четверика, алтаря и трапезной оформлены плоскими «ушастыми» наличниками с замковыми камнями; верхние окна четверика получили аппликативные завершения, как бы подвешенные к карнизу.

Образец местной разновидности храмового зодчества в переходных формах от барокко к классицизму.

По материалам книги: «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Т2. – «Сократ», 2008

Источник

Исторические храмы Урала. Краснополье.

храм в краснополье свердловской области

С падением советского строя Русская православная церковь получила полную свободу. По всей стране, включая Свердловскую область, верующим отдали сотни храмов. К началу 90-х годов немногие из них удалось сохранить в абсолютной целости: в СССР большая часть культовых зданий использовались под склады и прочие технические нужды. Другие были брошены на произвол судьбы и медленно разваливались на протяжении более чем 70 лет.

На Среднем Урале церкви особенно активно восстанавливали в Екатеринбурге. Здесь настоятелям легче всего удавалось найти меценатов, в первую очередь среди представителей бизнеса. За пределами уральской столицы этот процесс идет намного медленнее.

Спустя больше четверти века церкви, в том числе имеющие статус памятников архитектуры, выглядят так, словно коммунистический режим прекратил свое существование только вчера.

Как известно, многие муниципалитеты в регионе живут на дотации из бюджета области и во многом – благодаря градообразующим предприятиям. Порой священникам удается договориться о помощи с тем или иным заводом. Но ресурсы промышленников не безграничны. Еще тяжелее настоятелям из провинции работать с екатеринбургскими бизнесменами. Далеко не каждый потенциальный меценат готов вложить средства в восстановление храмов, которые находятся за чертой города, не говоря уже о селах, где когда-то была сосредоточена религиозная жизнь Урала.

Известный богослов, протодиакон Андрей Кураев еще в нулевые по этому поводу предлагал ввести в духовных семинариях специальный курс по поиску благотворителей. В настоящее время выпускникам этих заведений, которых нередко ставят настоятелями в отдаленные приходы, приходится учиться этому искусству на ходу.

Увы, особой помощи по «церковной вертикали» им, как правило, не оказывают.

ЕАН начинает серию репортажей о храмах XIX столетия, каждый из которых представляет собой памятник жизни горнозаводского Урала. Характер того времени особенно ярко отражен в церквях Нижнетагильской епархии, которая охватывает территории «вотчины Демидовых» — одного из богатейших родов в России в XVIII-XIX веках.

Архитектурная доминанта села

Столицей известного рода промышленников на Урале в прошлые века считался Невьянск. Заложенная в городе архитектура распространилась на десятки километров от города. В первую очередь это отразилось на сельских храмах.

При упоминании самых примечательных религиозных объектов в Нижнетагильской епархии указывают на храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Краснополье.

храм в краснополье свердловской области

Этот населенный пункт находится в 137 км от Екатеринбурга на пути между Невьянском и Нижним Тагилом. Церковь видно сразу. Храм расположен на холме, выполняя роль архитектурной доминанты. С возвышенности кажется, что дома у подножья стянуты именно к этой точке. Без этой церкви Краснополье внешне мало бы чем отличалось от других сел региона.

По своему типу строение относится к так называемым «кораблям», когда в одну линию выстроены помещение храма, трапезная и колокольня (к ним, в частности, относится Свято-Троицкий собор в Екатеринбурге). Особенность таких церквей в том, что от входа до ротонды с куполом имеется продолговатый корпус, называемый трапезной. За счет большого количества окон в удлиненной части в здании много света.

Специалисты квалифицируют архитектуру храма как образец местной разновидности храмового зодчества. В своих элементах здание имеет переходные формы от барокко к классицизму.

Увы, имя архитектора (или архитекторов) история не сохранила.

За полвека до Екатеринбурга

Храму почти 190 лет. Однако первые церкви появились в этом месте за полтора века до ныне существующего памятника.

«Первые поселения появились здесь в 1644 году, хотя точные данные серьезно разнятся. Называлось место тогда Краснопольский острог. Одновременно с этим в центре на возвышенности появился деревянный храм. Деревянные церкви строили в Краснополье неоднократно, менялись даже места их расположения. Один из храмов, который был построен на новой площадке, сгорел, тогда уже решили возвести каменный на месте самой первой церкви», — рассказала ЕАН учитель истории в местной школе Татьяна Полякова. С 2006 года она собирает по архивам исторические данные о своем селе, в том числе по церкви.

храм в краснополье свердловской области

Каменный храм был заложен в 1820 году. Изначально планировалось назвать его во имя святого пророка Илии, который особо почитается в сельской местности. Ему верующие молятся о хорошей погоде для урожая. Однако по неизвестным причинам первое название было отвергнуто, и церковь решили построить в честь рождества Пресвятой Богородицы. Впрочем, для святого Илии был отведен отдельный южный придел в правой части храма. Северный престол в левом крыле посвящен святителю Николаю Чудотворцу.

Средства на строительство и украшение церкви собирали по нескольким населенным пунктам. Кроме непосредственно самого Краснополья к приходу были прикреплены девять деревень. С момента закладки первого камня до первой службы в храме прошло восемь лет.

храм в краснополье свердловской области

В 1910 году в связи с приближением 300-летия дома Романовых волостное правление решило расписать церковь. Для украшения храма было собрано 3 300 рублей. Примечательно, что самое активное участие в сдаче пожертвований приняли жители поселка Дрягуново, которое было населено в основном старообрядцами.

«В то время люди обратили внимание, что лики святых, изображенных на росписи, очень похожи на лица жителей Дрягуново»

Расстрел священника и разорение храма

Процветание Рождество-Богородицкой церкви закончилось в 1918 году с расстрелом последнего священника храма Петра Смородинцева. В Краснополье он служил с 1908 года сразу после получения сана. Одновременно с этим он окормлял еще несколько поселков.

храм в краснополье свердловской области

В июне 1918 года Петра Смородинцева арестовали во время поездки в село Юшковское, где жил его сын, и вывезли в Касли. Если верить церковным документам из архивов, большевики считали, что священнослужитель настраивает крестьян против советской власти. Следует отметить, что на Урале в целом были сильны антисоветские настроения, особенно среди сельской интеллигенции.

храм в краснополье свердловской области

В ночь на 6 июля Петр Смородинцев вместе с другим священником — Александром Миропольским был расстрелян в нескольких километрах от города неподалеку от речки Горькой. Родственникам последнего священника Краснополья сообщили, что его увезли на общественные работы на станцию Черемшанка.

«Когда было обнаружено тело священника, его смогли опознать только по подряснику: голова была разбита топором или кайлом, лицо изуродовано, переломаны рука и нога, имелись штыковые и огнестрельные раны. Люди, участвовавшие в поиске убиенных, не могли поверить, «что человек может дойти до такого зверства и будет так убивать…»» — говорится в «Известиях Екатеринбургской Церкви» (№ 15, 1918 года).Через 84 года Священный синод РПЦ канонизирует отца Петра Смородинцева в числе новомучеников и исповедников российских.

В 1930 году храм в Краснополье был закрыт и передан под склад. В конце 60-х в здании произошел пожар.

«После того как склад убрали, церкву не закрыли. И молодежь здесь костры сжигали, и все загорело. Весь пол загорелся», — поделилась с ЕАН воспоминаниями старожила села Анна Федоровна.

храм в краснополье свердловской области

В 1970 году церковь получила статус исторического памятника. По некоторым данным, как считали и сами жители села, советское государство выделило средства на реставрацию здания, однако эти деньги так и не дошли до храма.

Религиозная жизнь в церкви возобновилась только в 1992 году.

От руин к службам

За время опустошения церковь сильно обветшала. Вместо пола в здании была земляная насыпь. Кровля была серьезна повреждена. Из-за протечек кирпичная кладка местами осыпалась. На стыке между ротондой и продолговатой частью здания образовалась дыра. Но запас прочности здания сохранился за счет внутренних арок.

храм в краснополье свердловской области

В начале 90-х годов за восстановление храма взялись нижнетагильский священник Геннадий Ведерников, а также будущие настоятели краснопольской церкви Игорь Артемьев и Виктор Дроздов. К группе присоединился также Николай Романов, более известный сегодня как игумен Сергий — первый наместник монастыря святых царственных страстотерпцев. Сегодня он окормляет монастырь «Спорительница хлебов» в районе Среднеуральска.

храм в краснополье свердловской области

Своими силами они поставили в здании окна, двери и сделали деревянный настил. Постепенно на помощь к краснопольцам подтянулись жители соседних сел — Петрокаменского, Бродово, Первомайского, Новоасбеста. 28 августа 1995 года состоялась первая служба. Впоследствии Игорь Артемьев принимает сан и становится настоятелем храма. К началу нулевых значительно увеличилось число прихожан.

Также в храм удалось вернуть несколько икон, которые находились в церкви до разорения. Одну из них, образ св. Николая Чудотворца, местная жительница нашла под полом в конце 70-х годов. В другом селе обнаружился исторический антиминс, на котором велась служба в дореволюционное время.

храм в краснополье свердловской области

Активные работы по восстановлению памятника прервались в 2005 году после перевода иерея Игоря Артемьева в другой приход. В последующие годы здесь служили еще несколько священников. Однако число открывающихся храмов в Нижнем Тагиле и Горнозаводском округе росло, а Екатеринбургская епархия на тот момент в целом испытывала серьезную нехватку кадров. В результате пастырям приходилось окормлять по несколько приходов сразу и уделять всем столько внимания, как ранее краснопольскому храму было невозможно.

храм в краснополье свердловской области

Памятник восстанавливают связи

Епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев), 70 лет. С 2011 года возглавляет Нижнетагильскую епархию. До принятия сана окончил Новосибирский архитектурный институт, где впоследствии преподавал. В 1975 году был принят в Союз художников России. С конца 80-х годов участвовал в восстановлении православных храмов в качестве архитектора и иконописца. В 90-е годы переезжает во Владимирскую область, где в 1992 году рукоположен в сан диакона, в том же году — священника. В 1997 году пострижен в монашество и в последующие годы становится сначала игуменом, потом архимандритом.

В лучшую сторону ситуация изменилась после административной реформы, которую московский патриархат провел в 2011 году в Свердловской области. Екатеринбургская епархия была разделена на три административные единицы. На северной территории региона была образована Нижнетагильская епархия под руководством епископа Иннокентия. Ему также пришлось столкнуться с проблемой нехватки кадров для таких храмов, как в Краснополье.

В первые годы руководства епархией епископ набирал священников из близкого окружения. Так настоятелем Рождество-Богородицкой церкви оказался 23-летний священник Адриан Лисник. На тот момент он еще учился в духовной семинарии.

храм в краснополье свердловской области

«Когда было разделение епархии, я вместе с нашими ребятами из семинарии приехал помогать архиерею в службе в качестве иподиаконов. Владыка, не зная никого из кандидатов, взял самых близких ему людей, то есть иподиаконов. Через полгода после начала служения у архиерея меня рукоположили в диаконы, а в ноябре 2012 года — в священнослужители», — рассказал ЕАН иерей.

По его словам, новое место служения, где его и рукоположили в священники, оказалось для него полной неожиданностью.

«В день рукоположения мы выехали из Нижнего Тагила, и я даже не знал, куда меня везут. Еще будучи студентом, я не думал о том, чтобы служить в каком-то большом соборе, но когда я впервые увидел этот храм, у меня внутри только слезы были и мысли о том, как я буду его восстанавливать», — признается молодой священник.

На тот момент какого-либо опыта в этом деле у него не было. Серьезных меценатов из числа предприятий или представителей крупного бизнеса у прихода так и не появилось. На помощь от государства, хотя церковь и была памятником, рассчитывать также не приходилось.

На первое время ничего сверхъестественного от нового настоятеля не требовалось. По его словам, епископ посоветовал здание церкви до поры не трогать. Перед священником была поставлена задача налаживать контакты с местными жителями через проповеди и проведение служб. Впрочем, один на один с проблемой настоятеля не оставили. Епископ первое время помогал новому пастырю, используя свой опыт архитектора. Поддержку оказывали священники из соседних сел, в том числе бывший настоятель краснопольского прихода иерей Виктор Дроздов.

Через год после возобновления активной работы начало увеличиваться число прихожан. Несмотря на молодость нового священника, его в селе полюбили.

«Люди, проезжавшие прежде мимо храма, стали останавливаться. Как-то пришел ко мне парень. Он все детство здесь прожил, школу закончил. В Екатеринбурге у него свой бизнес. Он мне говорит: «Я еще в детстве переживал за этот храм. Хотел, чтобы он был восстановлен». А через два года все больше и больше людей стали подтягиваться и спрашивать: «Чем можно помочь?» Больше не финансами. Каждый делал в меру своих сил — кто-то оштукатурит, кто-то решение по ремонту подскажет», — говорит настоятель.

Например, местный житель по имени Алексей взялся за отопление здания (в храме установлено несколько печей). По его словам, храму он помогает из уважения и памяти к труду, который был вложен при строительстве.

Помимо местных жителей к восстановлению церкви отец Адриан Лисник привлекал своих знакомых. Так, для написания икон настоятель обратился к своим друзьям из Тобольской духовной семинарии.

Фактически храм восстанавливается всем миром. Однако и этого оказалось достаточно, чтобы сделать рывок. За последующие пять лет была укреплена порушившаяся в центральном (холодном) приделе кладка. На эти работы ушло четыре месяца. Все поврежденные участки были закреплены грунтовкой. Затем внутренняя часть придела была оштукатурена и побелена. Не тронутым остался лишь участок в арке над алтарем, где сохранился единственный в храме фрагмент фрески. Вопрос о ее восстановлении в приходе отложили до того момента, когда все здание удастся привести в порядок.

Сегодня, набравшись опыта, иерей Адриан Лисник готовится к еще более трудному этапу: поиску крупных благотворителей. Рано или поздно перед священником встанет вопрос о самой дорогостоящей процедуре — реставрации церкви. И для ее проведения потребуется заказывать проектную документацию и согласовывать каждый шаг с МУГИСО. Как признается священнослужитель и его паства, такие работы приход самостоятельно уже не потянет.

Фото: Исторические фотографии предоставлены Татьяной Поляковой

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *