храм в кулаково тюменской области
КУЛАКОВСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ (ТЮМЕНСКИЙ РАЙОН)
Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кулакове Тюменского района, 2007. Фото Сергея Мунарева с сайта sobory.ru |
Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кулакове Тобольской епархии
Рядом со школой он же устроил парк-дендрарий, чтобы дети наглядно изучали ботанику и могли знакомиться с разными видами растений. Рядом был вырыт пруд, который долгое время использовался для водоснабжения села, в нем и сейчас на праздник Крещения Господня устраиваются Иордань и Крещенские купания. Примечательно, что после смерти Н.М. Чукмалдина кулаковская школа стала именоваться «Чукмалдинской».
Храм был закончен в 1901 году и освящен 9 мая во имя святителя Николая Чудотворца на день памяти святителя. Совершилось это в дни похорон Чукмалдина, тело которого было привезено из Германии, где он скончался. Под храмом был сооружен склеп, в котором и было упокоено тело его строителя.
По принятым до революции штатам Свято-Никольской церкви полагался священник, диакон и псаломщик. К церкви были приписаны часовни: во имя святителя Николая Чудотворца, во имя великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, святителя Василия Великого. Чукмалдиным был внесен капитал в размере 12 тыс. рублей на вечное время по билету Госкомиссии по погашению долгов и на вечное поминовение раба Божия Николая – проценты с означенного капитала в количестве 390 рублей поступали на содержание церковного причта. Также проценты от другого вклада шли на ремонт и поддержание благолепия храма.
В годы советской власти была разрушена колокольня, частично стены, полы, купола, окна, двери церкви. Храм был разграблен, кресты и маковки сброшены на землю и утрачены. Часовни были разрушены. Храм использовался под кузницу, тракторный парк, склад для запчастей.
Приход был возрожден в 1998 году и 22 ноября 1999 года зарегистрирован в органах юстиции. Долгое время богослужения проходили в переданном приходу здании школы, построенной также Н.М.Чукмалдиным. Также здесь работала воскресная школа и находились все подсобные помещения прихода. В 1999 году году началось восстановление храма.
С 2006 года в восстанавливаемом храме возобновились богослужения.
В 2008-2009 годах произведено благоустройство территории вокруг храма, здесь же устроена детская площадка. Здание храма и школа-усадьба (где проходили богослужения до 2006 года) находятся в собственности прихода.
К 2010 году на территории храма построено просторное подсобное помещение, был заложен фундамент под трапезную и воскресную школу. Здание школы-усадьбы нуждается в капитальном ремонте, после чего здесь планируется организовать музей в честь Н.М. Чукмалдина и паломническую гостиницу.
Храм Николая Чудотворца (Кулаково)
Храм Николая Чудотворца построен в 1901 году на средства купца Н.М. Чукмалдина. Закрыт в 1932 году, здание использовалось для хозяйственных нужд. Восстанавливается с 1998 года, богослужения начались в 2006 году.
Содержание
История [ править ]
В 1897 году в центре села Кулаково было начато строительство каменного храма. Строителем храма стал выходец из крестьянской семьи, уроженец этого села Николай Чукмалдин (1836 – 1901 гг). Николай Мартемьянович был купцом 1-й гильдии, известен не только в Тюмени, но и в Москве, до конца своей жизни ежегодно вносил на содержание школы 540 рублей. При школе была создана библиотека, для которой Николай Мартемьянович присылал из Москвы книги.
Рядом со школой он устроил парк-дендрарий, чтобы дети наглядно изучали ботанику и могли знакомиться с разными видами растений, был вырыт пруд, который долгое время использовался для водоснабжения села, в нем и сейчас на праздник Крещения Господня устраиваются Иордань и Крещенские купания.
Храм был закончен в 1901 году и освящен 9 мая во имя святителя Николая Чудотворца на день памяти святителя. Совершилось это в дни похорон Чукмалдина, тело которого было привезено из Германии, где он скончался. Под храмом был сооружен склеп, в котором и было упокоено тело его строителя.
В 1932 году властями было принято решение храм закрыть, а усыпальницу уничтожить. Гроб с телом Чукмалдина увезли на кладбище, но куда именно, неизвестно.
В годы советской власти была разрушена колокольня, частично стены, полы, купола, окна, двери церкви. Храм был разграблен, кресты и маковки сброшены на землю и утрачены. Часовни были разрушены. Храм использовался под кузницу, тракторный парк, склад для запчастей.
Приход был возрожден в 1998 году, богослужения проходили в переданном приходу здании школы, построенной также Н.М. Чукмалдиным. Также здесь работала воскресная школа. В 1999 году началось восстановление храма.
С 2006 года в восстанавливаемом храме возобновились богослужения.
В 2008-2009 годах произведено благоустройство территории вокруг храма, устроена детская площадка.
Современное состояние [ править ]
Изготовлен резной иконостас, сохранился небольшой фрагмент прежней росписи.
Здание школы-усадьбы нуждается в капитальном ремонте, после чего здесь планируется организовать музей в честь Н.М. Чукмалдина и паломническую гостиницу.
Деятельность прихода [ править ]
Действует воскресная школа, для которой строится новое здание.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тюменская область, Тюменский район, село Кулаково, ул. Семеновых, 90 а.
Проезд: от аэропорта «Рощино» 6-ой км. Ирбитского тракта
Паломнику [ править ]
Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.
Кулаково. Церковь Николая Чудотворца.
Никольская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Справка с официального сайта http=www.eparhia.port72.ru Тобольско-Тюменской епархии
Церковь в селе каменная, построена на пожертвование купца Н.М. Чукмалдина. Имеет один престол во имя св. Николая Чудотворца. Приписных церквей нет. Есть две часовни: в селе Кулаковском с 1900 года, каменная, во имя св. Николая Чудотворца и в дер. Гусельниковой во имя великом. Георгия Победоносца и Василия Великого деревянная, построена на средства прихожан.
В селе двухклассное училище Минист. Народ. Просв. Ближайшее село Луговское (5 вер.). Расстояние от Консистории 278 вер., от уездного города 18 верст.
Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г. /Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/ Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г.
В 1897 году в центре села Кулаково, что расположено в 15 километрах от города Тюмени, было начато строительство каменного храма. Строителем храма стал выходец из крестьянской семьи, уроженец вышеуказанного села – Николай Мартемьянович Чукмалдин (1836-1901), человек, который личным трудом и умом своим в течение всего жизненного пути смог собрать немалое состояние и, что главное, тративший это состояние на многие нужные обществу дела.
Николай Мартемьянович был купцом 1 гильдии и известен был как в Тюмени, так и в Москве. Помимо того, что им был создан великолепный храм, он также построил здание школы в селе. Известно, что на 1914 год в Кулаково действовали двухклассное училище и школа Министерства народного просвещения, в которых учились 50 мальчиков и 25 девочек. Чукмалдин до конца своей жизни вносил ежегодно на содержание школы 540 рублей. При школе была создана библиотека, для которой Николай Мартемьянович присылал из Москвы книги. Рядом со школой он же устроил парк-дендрарий, чтобы дети изучали наглядно ботанику и могли знакомиться с разными видами растений. Рядом был вырыт пруд, который и до последнего времени использовался для водоснабжения села, здесь и сейчас на праздник Крещения Господня устраивается Иордань и крещенские купания. Примечательно, что после смерти Н. М. Чукмалдина Кулаковская школа стала именоваться «Чукмалдинской».
Храм был закончен в 1901 году и освящен 9 (22) мая, на день памяти и во имя Святителя Николая Чудотворца. Совершилось это в дни похорон Чукмалдина, тело которого было привезено из Германии, где Николай Мартемьянович скончался. Под храмом был сооружен склеп, в котором и было упокоено тело его строителя. По принятому до революции штату Свято-Никольской церкви полагался священник, дьякон и псаломщик. К сожалению, имена служившего здесь духовенства не сохранились. Также к церкви были приписаны часовни: во имя Святителя Николая Чудотворца, во имя святых великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Солунского, святителя Василия Великого. Чукмалдиным был внесен капитал 12 тыс. рублей на вечное время по билету Госкомиссии по погашению долгов и на вечное поминовение раба Божия Николая – проценты с означенного капитала в количестве 390 рублей поступали на содержание церковного причта. Также проценты от другого вклада шли на ремонт и поддержание благолепия храма.
Свято-Никольский пятиглавый храм с шатровой колокольней построен из красного кирпича. Он один из последних храмов, построенных в Тобольской губернии до революции. В годы Советской власти храм сильно пострадал: разрушена колокольня, частично стены, полы, купола, окна, двери, храм был разграблен, кресты и маковки сброшены на землю и утрачены. Приход был закрыт, часовни разрушены. До 1998 года храм использовался под кузницу, тракторный парк, склад для запчастей.
В настоящее время, за исключением фасада, храм почти восстановлен. Изготовлен резной иконостас, сохранился небольшой фрагмент прежней росписи, Богослужения совершаются здесь с 2006 года. Благодаря администрации Тюменского муниципального района в 2008-2009 году произведено благоустройство территории вокруг храма. Здесь же устроена детская площадка для маленьких жителей села Кулаково.
Воскресная школа при Свято-Никольском Храме
Воскресная школа при Свято-Никольском Храме запись закреплена
Христианское аудио детям «Вопросы Веры и Фомы»
Христианская детская аудиоэнциклопедия «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». (Помочь программе: https://veraifoma.ru/donate?utm_source=vif_vk&utm..)
Возрастное ограничение 6+
Воскресная школа при Свято-Никольском Храме запись закреплена
Сегодня в нашей Воскресной школе прошёл Шашечный турнир. Так ребята поздравили своих бабушек с Днём пожилого человека.
Воскресная школа при Свято-Никольском Храме запись закреплена
Христианское аудио детям «Вопросы Веры и Фомы»
Христианская детская аудиоэнциклопедия «Вопросы Веры и Фомы, или Чай с вареньем». (Помочь программе: https://my-friends.ru/campaign/voprosy-very-i-fomy-il..)
Кто был первым в мире археологом? Думаете, какой-нибудь профессор, знаменитый учёный? Или великий путешественник? А вот и нет! Первым археологом была… бабушка! А ещё она была… царицей! А ещё… она была величайшей святой! Равной Апостолам! Что же это за женщина? Что за исследования она вела? Что искала во время своей первой в мире археологической экспедиции? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы любознательные и отважные ребята, брат и сестра, Вера и Фома отправятся в очередное путешествие во времени и в пространстве. Их ждут удивительные приключения — настоящие сражения и морские бури, необыкновенные открытия и удивительные чудеса! И без надежных спутников здесь, конечно, не обойтись — мудрый наставник доктор дядя Миша и его верный пёс Алтай помогут ребятам разгадать все загадки и узнать много интересного о замечательном празднике Воздвижения Креста Господня.
Возрастное ограничение 6+
Воскресная школа при Свято-Никольском Храме запись закреплена
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
__
Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
27 сентября
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену.
Показать полностью. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.
Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.
Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября).
* * *
С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.
В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.
На этом Кресте, по словам церковных песнопений, «смерть умерщвляется и ныне пуста явися», на нем «содела спасение Предвечный Царь посреди земли» и им осуществлена «вечная правда»; для нас же Крест Христов – божественная лестница, «еюже восходим на небеса»; спасительное это древо – «оружие мира, непобедимая победа», которое «вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны нас от Бога сотвори», и мы – «земнии обожихомся» и «вси к Богу привлекохомся». Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая поклонение Кресту Христову, который явился для нас «зарями нетленными» нашего спасения, которым открыт для нас доступ в царство Божие, к небесному блаженству, через который мы получили «бессмертную пищу»!
По словам одного великого отца Церкви, «Крест – глава нашего спасения; Крест – причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся деревьям и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности, через него земля, наконец, сделалась небом». Крест – «твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды» – нашего Спасителя1.
Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.
Теперь крест – наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.
Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1Пет.2:24), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, – воспевает сегодня Церковь, – Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, – нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.
Кулаково. Сила сельских святынь
КУЛАКОВО. СИЛА СЕЛЬСКИХ СВЯТЫНЬ
Сказочным дворцом явился храм на фоне небесной синевы. Серая вывеска на ярко-кирпичной стене информировала: «Русская православная церковь московский патриархат, тобольско-тюменская епархия храм в честь святителя Николая – архиепископа Мир Ликийских чудотворца с. Кулаково воздвигнут в 1897-1911 гг. на средства Н. М. Чукмалдина (1836-1901)».
Иконы, покрытые рушниками, создавали храмовый уют и рассеивали притяжение. Рушники подчеркнули тёмный цвет старины. Яркими звёздами горели свечи. На белизне стен, арок, потолка храма выделялись евангельские персонажи и сюжеты.
Cвятой Пантелеймон поднял правую руку, левой рукой удерживал открытую шкатулку со снадобьями. Усердный воин Святой Георгий на белом коне поверг дракона, вдали его ждала царевна, с надеждой сложив руки. На золотом фоне встал во весь рост святой Николай с раскрытым писанием. Его правая рука благословляла прихожан.
Волновала ожиданием великой трагедии икона Тайной Вечери. Кроваво-красный закат обрамил овальный стол с большой скатертью, на которой скромно стояли чаши и пара хлебов. Вокруг белой скатерти краснели круги апостольских нимбов. Мгновения застыли в движениях и наоборот – движения замерли в мгновениях: каждый образ выделил своё – миг разговора или миг внимания. Христос наклонил голову, указывая на хлеб. Апостолы обдумывали и обсуждали его слова остекленевшей мимикой, поворотами голов, остановившимися движениями рук. Незамкнутое ожерелье нимбов вокруг белой скатерти оставило впереди картины место, где собранными волнами свисала часть белоснежной скатерти. Место для того, кто стоял возле иконы.
Большой крест с распятием стоял одиноко: не было рядом ни Божьей Матери, ни Иоанна. Кровь застыла брызгами из подрёберной раны. Виднелась ещё одна рана: недобрый человек проткнул ножом дерево, словно врезался в тело Спасителя. Бледное лицо Христа успокоилось смертью. Его острый венец вонзал в сердце неведомое чувство тревоги: виделось, что Спаситель может открыть глаза в любое мгновение.
Розовый след стопы внизу иконы Почаевской Богоматери на синей подушечке символизировал святой путь. Богородица держала на правой руке Богомладенца, прижавшегося щекой к Её лицу. Свет пламени от свечей вызывал розовыми сполохами неяркое сияние, исходившее от иконы над листком с молитвой.
В возвышении клироса на поверхности стены сохранилась небольшая часть старинной фрески: слева виднелся кусочек жёлтой рубахи под зелёной тогой на плече и руке человека, в образе которого угадывался священнослужитель. Мысль мгновенно рисовала облик стоявшего лицом к внутренней картине события – степенный человек соответствующего событию сана поднял невидимую правую руку и произносил слова вечной мудрости. Это можно было понять по пристальному взгляду сохранившегося лица горожанина, глаза которого вобрали в себя слова священника и выразили веру, надежду, умаление сомнения и постижение истины. Человеческие страдания обретали успокоение словом. Этот горожанин выделился из общего окружения в ожидании чуда. Второй горожанин, профиль которого сохранился, отходил от святого с улыбкой и радостью во взгляде от получения исцеления.
В этом месте возникла такая сила, что люди верующие, поднявшись по крутой лестнице на высоту к этим ликам, плачут, руки и ноги у них дрожат, но ничего не просят, да это и не нужно. Туда надо приходить, если на работе неприятности, или по болезни, или когда не знаешь, кто может в беде помочь. Мою внучку сократили на работе в деревне, и негде было работать. Она расчёт получила и два месяца сидела дома с малышом на руках. Я у этого святого образа попросила – и внучку восстановили на том же месте. Разве не чудо? У деревенской бабушки сын спивался, но однажды поднялся наверх к этой иконе – и без всякой кодировки бросил пить. Туда подниметесь и просите помощи, только не квартиру или машину, потому что это не необходимость.
17.09.2017 Тюменская область, село Кулаково
…Липовая аллея в парке создала романтичное настроение осени, ели росли по кругу хороводом, восстановленная школа мечтала скорее стать музеем и центром реабилитации для женщин. Баннер с портретом информировал: «Памятник истории и культуры 19-го века. Сельская школа, парк, пруд – наследие уроженца д. Кулакова купца-благотворителя – Николая Мартемьяновича Чукмалдина. Охраняется государством». С портрета смотрел представительный крестьянин-купец с седой раздвоенной бородой и седыми усами в купеческом сюртуке с добрыми умными глазами.
В конце века меценат помог устройству тюменского краеведческого музея и сбору редких книг, боролся за трезвую жизнь в родном селе. Чукмалдин выкупил здание «Дума» для создания там музея Словцова, собиравшего экспонаты.
В довоенные годы богоборчества красивую церковь безжалостно разрушили хозяева новой жизни. В часовне была разрыта могила Н.М. Чукмалдина для грабежа, а останки разбросаны. Ныне неизвестно нахождение места перезахоронения тела. Жители села благодарно помнят имя своего благодетеля.
Тысячи тюменцев ежегодно приезжают зимой на Крещение к Чукмалдинскому пруду, где сельские умельцы вырубают купель, строят раздевалку с подогревом и устраивают ледяные ступени на спуске в замёрзший пруд.