храм в кузьминках серпуховский район

Московская епархия

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы села Кузьменки

Пилипенко А. Д. — старший научный сотрудник СИХМ

Московская область, Серпуховский район, с. Старые Кузьмёнки –

остановка автобуса № 22 Серпухов-фабрика «Пролетарий»

Село Кузьминское на речке Городенке, с храмом во имя Успения Богородицы — вотчина серпуховского Высоцкого монастыря — впервые упоминается в 1555 г. Тогда село было местным центром и существовало, как видно, уже немалое время, так как при нем значатся деревни и починки (между прочими, сохранившиеся поныне Тверетиново и Окулово). В 1554/1555 гг. они были выменяны царём у монастыря на другие селения и пошли в поместную раздачу(1). Успенский храм, видимо и тогда был «древяной клетцки», как он описан в документе 1627 года. В 1620 г. в приходе села Кузьминского состояли деревни Рыжикова, Петровская и Глубокая.

В 1694 г., 17 сентября, выдан был антиминс во вновь построенную, существующую и сегодня каменную Успенскую церковь(2). Вероятно в последующие времена, к ней были приставлены колокольня и трапезная. Кирпичные стены последних, в отличие от собственно храма, не имели железных связей, что повлекло за собой крайнюю ветхость постройки к середине XIX века(3)

В 1700 г. половина село Кузьминское была отобрана Петром I у Высоцкого монастыря за невыполнение его указа о «селитьбе» каких-то нужных людей на здешних землях. Земли эти в данном царском указе именуются «большой воронежской дорогой», что, без сомнения, связано со строительством азовского флота на реке Воронеж. Царь пожаловал полсела Кузьминского известному своему приближенному А. Д. Меньшикову, который в 1701 г. променял это владение московскому Богоявленскому монастырю(4). Совершенно такая же судьба тогда постигла и село Рождественское-Телятьево.

С 1705 г. на большой московской дороге из села выделяется деревня Кузминская — позднее Кузьмёнские выселки или Новые Кузьмёнки. Там, в 1849-1855 гг. старокузьмёнские прихожане при участии крестьян деревни Верхние Велеми (соседнего прихода погоста Ивановой горы) пожелали строить часовню для сбора средств на ремонт ветхостей их церкви. Однако они не получили разрешения епархиальных властей, рассудивших, что цель данного строительства недостаточно благочестива(5). Указом Консистории от 25 июня 1857 г. в Успенском храме было приостановлено богослужение. Месяц спустя кузьмёнские прихожане добиваются отмены этого указа и начинают ремонт своего храма(6). К 1862 г. в селе были заново сооружены церковные трапезная и колокольня, а также построены приделы — южный во имя Живоначальной Троицы и северный — святителя Николая(7).

Успенский храм принадлежит к типу «палатного» церковного зодчества, распространённому в Серпуховской земле начиная с 1670 года, когда был построен Троицкий-на-посаде храм города Серпухова, и вплоть до 1756-1758 гг. (время постройки Троицкого храма в селе Лужки). Храм в плане почти квадратный, бесстолпный, но с внутренней предалтарной стеной, под четырёхскатным сводчатым покрытием. При этом формы старо-кузьмёнского храма далеко не идеальны, но сама дисгармония пропорций этого здания с грузной алтарной абсидой и мелким, чисто декоративным пятиглавым завершением, трогает живой непосредственностью наивного искусства. С таким же сердечным простодушием исполнено наружное украшение стен — наличники окон, филёнчатый карниз и кокошники.

В середине 1920-х гг. в доме местного настоятеля протоиерея Михаила Пятикрестовского, проживал Преосвященный Арсений (Жадановский) – в 1914-1923 гг. епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России. Владыка выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия», а с 1912 г. издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви».

С 1927 г. епископ Арсений состоял в скрытой оппозиции Московской Патриархии, не принимая назначений и не выступая на общественных богослужениях, примыкал всецело к одинаково с ним настроенному епископу Серафиму (Звездинскому). В 1923 г. владыка Арсений был уволен от управления Серпуховским викариатством и с 1924 по 1925 гг. проживал в селе Кузьменки Серпуховского уезда. В настоятельском доме, на занимаемой им половине жилья была домовая церковь, но, к сожалению, дом этот так и не сохранился; его участок с 1990-х гг. занят частным домовладением.

В 1931-33 гг. епископ Арсений трижды подвергался арестам. Жил в дачном посёлке Котельники под Москвой, совершал тайные богослужения, работал над воспоминаниями о подвижниках православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией. 14 апреля 1937 г. епископ Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 г. епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской обл. по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников», приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян.

В ХХ в. Успенскому храму в Старых Кузьмёнках выпала судьба стать единственной в серпуховской округе сельской церковью, так и не закрытой советскими властями.

Престольные праздники:

Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Святой Живоначальной Троицы – переходящее празднование, на 50-й день по Пасхе.

Святителя и чудотворца Николая – 22 мая, 19 декабря

Настоятель храма – протоиерей Владимир Седов
Телефон – (496)770-44-06

П р и м е ч а н и я:

1. История города Серпухова и Серпуховского края XIV-XVI вв. (материалы и исследования). С. 213-124.

2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII столетий. Выпуск девятый. Волоколамская и Серпуховская десятины (Московской губернии). М., 1896. С. 115.

3. ЦГАМ/до 1917 г, Ф. 737, Оп. 1., Д. 2826, Л. 6.

4. Холмогоровы В. и Г., указанное издание, С. 116.

5. ЦГАМ/до 1917 г., Ф. 737, Оп. 1, Д. 2617.

6. Там же, Д. 2826, Л. 9-15.

7. Там же, Ф. 454, Оп. 3, Д. 84, Л. 28.

Источник

Успенский храм села Старые Кузьменки Серпуховского района

О храме

храм в кузьминках серпуховский район

Время основания первого храма в селе Старые Кузьменки в точности неизвестно. В писцовых книгах начала XVII века уже упоминается деревянная церковь стоявшая на месте существующей ныне, каменной. В ней служит священник Тит.

Только что закончилась Смута на Руси и жизнь постепенно возвращается в свою колею: 7135 (1627) г. «в окологородном стану вотчина Высоцкого монастыря Село Кузминское на речке Боровенке, а в нем Храм Успения Преч. Богородицы деревянной клетцки, церковное строение – образы и книги и клепало и всякое церковное строение монастырское и приходных людей на погосте, во дв. поп Микифор, во дв. церковный дьячек Степанко Осипов, во дв. просвирница Овдотья да на погосте двор монастырской; Пашни церковные монастырского данья 8 чети, церковного сена 20 копен. К селу Кузминскому деревни: Рыжикова на суходоле на Кузминском лоску, Петровская на речке Московке, Глубокая на речке Городенке, на глубоком враге, Верхняя Велем на речке Велемке, Нижняя Велем, Грибулинская тожъ, на речке Велемке». (Писц. Кн. 439, лл.216 – 218).

В это время в церкви служит священник Никифор, ставший родоначальником священнической династии. Наступает время возведения каменной церкви, сколько лет она строилась неизвестно, а закончена в 1694 г. «сентября в 17 день по благословенной грамоте, дан антимис ко освящению церкви Успения Пресвятой Богородицы в Серпуховской уезд в село Кузминское, взял антимис той ж церкви поп Василий». (Патр. пр. 138, л.52).

1705 г. возникает деревня Новые Кузьменки:

«1705 г. при селе Кузминском деревня Кузминская, что выселена из этого села, на большой московской дороге, с 12 дв.крестьян». (Переп. кн.1031).

В истории села Кузьменок встречаются имена исторические: «1700 г. по именному указу пол-села пожаловано Александру Даниловичу Меншикову «за ослушание великого государя указу, что власти Высоцкого монастыря не учинили селидбу по указу в том своем селе на землях на большой воронежской дороге».

1701 г. «Ал. Меншиков вотчину пол-села Кузминского променил в Богоявленский монастырь архимандриту Евфимию». (Вотч. Колл. дела стар. п. по гор. Алексину кн. 3, № д.27 и по Москве ст. Л (п) кн. 42, № д.2 ) (1).

С Успенским храмом села Ст.Кузьменки связано имя преосвященного Арсения (Жадановского), бывшего в 1914 — 1923 годах епископом Серпуховским (расстрелян 27.09.1937 г. в Бутове), и других подвижников благочестия, ставших исповедниками и новомучениками в годы безбожного гонения. «Почитание Владыки Арсения среди жителей Серпухова в те годы было велико, «все благоговели перед его именем. Народ в Серпухове вообще отличался большим благочестием: работницы текстильных фабрик, которых в городе было несколько жили по-монастырски, зная только церковь и свою работу. Церквей было множество, почти на каждой улице, их постепенно закрывали и разрушали».

Многие насельницы Серафимо-Знаменского скита были уроженками Серпухова….

…. в 1924 г. Владыка Арсений переехал в село Кузьменки под Серпуховом и жил в доме настоятеля местного храма протоиерея Михаила: за Владыкой последовали две келейные сестры — инокини Александра и Матрона (Чушева, расстреляна 27.09.1937 г. вместе с Вл. Арсением в Бутове) из числа скитских насельниц. В половине дома, предоставленной отцом Михаилом Вл. Арсению была устроена домовая церковь, в которой он служил. В Кузьменки приезжала жившая после закрытия скита в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь, скитские сестры и мирские духовные чада». (2)

Упомянутый выше настоятель Успенской церкви протоиерей Михаил Иванович Пятикрестовский погребен в церковной ограде с южной стороны, вблизи Троицкого предела. Дом, в котором была церковь еп. Арсения и прихрамовый погост, к сожалению, не сохранился, на его месте в 1990-е годы перестройки построено частное домовладение.

В советское время храм в с.Кузьменки был единственным действующим храмом во всем районе.

Источник

Успенский храм с. Старые Кузьменки

храм в кузьминках серпуховский район

Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа)

Настоятель: протоиерей Владимир Юрьевич Седов, 1955

Приделы:
Святой Троицы (23 июня)
свт. Николая (22 мая, 19 декабря)

Из истории

В писцовых книгах начала XVII в. уже упоминается деревянная церковь, стоявшая на месте существующей ныне каменной.

К 1694 г. была выстроена каменная Успенская церковь. В ней многие годы служили представители священнической династии Никифоровых.

В 1700 г. по именному указу полсела пожаловано Александру Даниловичу Меншикову, который в 1701 г. эту вотчину «променил в Богоявленский монастырь архимандриту Евфимию».

С храмом связано имя епископа Серпуховского Арсения (Жадановского), расстрелянного в 1937 г. на Бутовском полигоне. В 1924 г. Владыка Арсений переехал в Кузьменки и жил в доме настоятеля местного храма протоиерея Михаила. В половине дома была устроена домовая церковь, в которой он служил.

В Кузьменки приезжала жившая после закрытия скита в Марфо-Мариинской обители схиигумения Фамарь (Марджанова), скитские сестры и мирские духовные чада.

В советское время Успенский храм в Кузменках был единственным действующим сельским храмом во всем районе.

Источник

Успенский храм села Старые Кузьменки

храм в кузьминках серпуховский район

храм в кузьминках серпуховский район

Успенский храм села Старые Кузьменки запись закреплена

храм в кузьминках серпуховский район

Успенский храм села Старые Кузьменки запись закреплена

Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября / 8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

храм в кузьминках серпуховский район

Успенский храм села Старые Кузьменки запись закреплена

храм в кузьминках серпуховский район

Успенский храм села Старые Кузьменки запись закреплена
ЛУЧИКИ РАДОСТИ: детям о Боге

Православная Церковь отмечает праздник в честь перенесения в Москву Иверской иконы Божией Матери 26 октября. храм в кузьминках серпуховский район

Снег то стает, то снова пойдет.
Лист сползает по склизкому склону.
По церквам православный народ
Показать полностью.
Славит Иверскую икону.

Непогодам любым вопреки
Расправляются хмурые лица,
Затепляются душ огоньки
Перед ликом Небесной Царицы.

Ведь Она с византийских времен,
Как кровинушку свою, без отказа
Русь прижала к груди, и Афон,
И седые вершины Кавказа.

Да беда, с византийских владык
поразить нас безумие хочет:
Был пронзен Богородицы лик
И с тех пор день и ночь кровоточит..

Кровь то стихнет, то снова пойдет:
Стоном залиты горы Кавказа.
Устоит ли Афона оплот?
Русь удержит ли веры алмазы?

Но тем ярче, беде вопреки,
В деревеньках и сердце столицы
Загораются душ огоньки
Перед ликом Небесной Царицы.

Протоиерей Андрей Логвинов

храм в кузьминках серпуховский районОб Иверской иконе Божией Матери

При императоре Феофиле (829 – 842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону.

Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин, по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме.

Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.

Иверская икона Божией Матери, Вратарница или Привратница принадлежит к иконописному типу Одигитрия*
Изображение Богоматери – поясное. Ее голова слегка склонена к Младенцу. Правую руку Она подняла в молитвенном жесте на уровне груди.

На левой руке Богоматери – высоко и прямо, в легком повороте к Ней, — сидит Богомладенец. Его голова немного откинута назад.
Правая рука Младенца с благословляющим жестом вытянута вперед к руке Богоматери.
В левой Он держит свиток, который вертикально опирается на колено.
Некое вместилище – подобие трона для Младенца – зрительно создают положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория**.

Их лики – с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами. И у Богомладенца, и у Богоматери – сосредоточенный взгляд, устремленный вперед.
На лике Богоматери, в соответствии с никейской редакцией Сказания об иконе, изображена рана, из которой сочится кровь.

Источник

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Старые Кузьменки принадлежит к типу «палатного» церковного зодчества, увенчан декоративным пятиглавием, построен в 1694 году. Трапезная с Троицким и Никольским приделами и шатровая колокольня построены в псевдорусском стиле вместо старых в 1860 году.

Содержание

История [ править ]

Село Кузьминское на речке Городенке, с храмом во имя Успения Богородицы — вотчина серпуховского Высоцкого монастыря — впервые упоминается в 1555 году. Тогда село было местным центром и существовало, как видно, уже немалое время, так как при нем значатся деревни и починки (между прочими, сохранившиеся поныне Тверетиново и Окулово).Успенский храм, видимо и тогда был «древяной клетцки», как он описан в документе 1627 года. В 1620 году в приходе села Кузьминского состояли деревни Рыжикова, Петровская и Глубокая.

В 1694 году, 17 сентября, выдан был антиминс во вновь построенную, существующую и сегодня каменную Успенскую церковь. Вероятно в последующие времена, к ней были приставлены колокольня и трапезная. Кирпичные стены последних, в отличие от собственно храма, не имели железных связей, что повлекло за собой крайнюю ветхость постройки к середине XIX века.

С 1705 году на большой московской дороге из села выделяется деревня Кузминская — позднее Кузьмёнские выселки или Новые Кузьмёнки. Там, в 1849-1855 годах старокузьмёнские прихожане при участии крестьян деревни Верхние Велеми (соседнего прихода погоста Ивановой горы) пожелали строить часовню для сбора средств на ремонт ветхостей их церкви. Однако они не получили разрешения епархиальных властей, рассудивших, что цель данного строительства недостаточно благочестива. Указом Консистории от 25 июня 1857 года в Успенском храме было приостановлено богослужение. Месяц спустя кузьмёнские прихожане добиваются отмены этого указа и начинают ремонт своего храма. К 1862 году в селе были заново сооружены церковные трапезная и колокольня, а также построены приделы — южный во имя Живоначальной Троицы и северный — святителя Николая.

Успенский храм принадлежит к типу «палатного» церковного зодчества, распространённому в Серпуховской земле начиная с 1670 года, когда был построен Троицкий-на-посаде храм города Серпухова, и вплоть до 1756-1758 годов (время постройки Троицкого храма в селе Лужки). Храм в плане почти квадратный, бесстолпный, но с внутренней предалтарной стеной, под четырёхскатным сводчатым покрытием. При этом формы старо-кузьмёнского храма далеко не идеальны, но сама дисгармония пропорций этого здания с грузной алтарной абсидой и мелким, чисто декоративным пятиглавым завершением, трогает живой непосредственностью наивного искусства. С таким же сердечным простодушием исполнено наружное украшение стен — наличники окон, филёнчатый карниз и кокошники.

В середине 1920-х годах в доме местного настоятеля протоиерея Михаила Пятикрестовского, проживал Преосвященный Арсений (Жадановский) – в 1914-1923 годах епископ Серпуховской, викарий Московской епархии, последний наместник Чудова Монастыря в Московском Кремле. В годы наместничества епископа Арсения Чудов монастырь стал одним из центров духовного просвещения Москвы и всей России. Владыка выпускал духовно-просветительную литературу для народа под названием «Лепта обители Святителя Алексия», а с 1912 года издавал богословский ежемесячник «Голос Церкви».

В 1931-33 года епископ Арсений трижды подвергался арестам. Жил в дачном посёлке Котельники под Москвой, совершал тайные богослужения, работал над воспоминаниями о подвижниках православия, с которыми был лично знаком, и над своей автобиографией. 14 апреля 1937 года епископ Арсений был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросе 28 мая признал, что совершал тайные богослужения. 26 сентября 1937 года епископ Арсений был осуждён тройкой при УНКВД СССР по Московской области по обвинению в «руководстве и организации контрреволюционной нелегальной монархической организации церковников», приговорён к расстрелу и на следующий день расстрелян.

Упомянутый выше настоятель Успенской церкви протоиерей Михаил Иванович Пятикрестовский погребен в церковной ограде с южной стороны, вблизи Троицкого придела. Дом, в котором была церковь епископа Арсения и прихрамовый погост, к сожалению, не сохранился, на его месте в 1990-е годы перестройки построено частное домовладение.

В ХХ веке Успенский храм в Старых Кузьмёнках стал единственным в серпуховской округе, так и не закрытым советскими властями.

Современное состояние [ править ]

В настоящее время в храме регулярно проводятся богослужения по воскресным и субботним дням, а также в праздники, которые приходятся на другие дни седмицы; совершаются Таинства Крещения и Венчания, служатся молебны, панихиды.

На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, паломнические, краеведческие и поездки.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: Московская область, Серпуховский район, сельское поселение Васильевское, деревня Старые Кузьмёнки

Как добраться: от Симферопольского шоссе по указателю на Съяново, остановка автобуса №22 Серпухов-фабрика «Пролетарий»

Паломнику [ править ]

Актуальное расписание богослужений смотрите на странице храма в соцсети

Фото [ править ]

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

храм в кузьминках серпуховский район

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Старые Кузьменки)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *