храм в кырмыж кировская область
Киров-Кырмыж-Вожгалы.Церковь Воскресения Христова. Часть 1.
Церковь Воскресения Христова — одна из жемчужин нашей области. По архитектуре подобных в области больше нет. Фотографии, конечно же, не передают величия храма. Немного из истории.
Современное здание было построено в 1882 году на деньги кырмыжских прихожан. Как я говорил ранее, село было богатое, благодаря нахождению на торговом пути Вятка-Казань. По данным на 1912 год количество прихожан составляло 7746 человек. До 1935 года у храма была колокольня к началу 20 века на которой был 21 колокол. Походив в округе, ближе к реке мы нашли следы кирпичной кладки. Но что это, фундамент колокольни или изгородь ограды мы так и не сошлись во мнении. В 1935 году колокольню подкопали и свалили, по свидетельству очевидцев часть её упала в реку, а колокола и кресты за реку. Постояв на месте, где предположительно стояла колокольня мы, если честно, в этом усомнились, там достаточно большое расстояние до реки.
Церковь стоит на берегу реки Быстрица. В 1930-х годах церковь закрыли, в здании были размещены мастерские, а в одном из приделов – клуб.
В 1940-х годах в церкви хранили зерно, а в последующие годы размещали библиотеку, ремонтную мастерскую, кузницу и др.
Следы использования храма в качестве зернохранилища мы обнаружили найдя мощный жернов.
Кырмыж. Церковь Воскресения Христова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Здание Воскресенской церкви, которое мы можем видеть сегодня, построено в 1882 году. Это был огромный холодный храм на 3 престола. Построен на деньги кырмыжских прихожан. По данным на 1912 год их количество составляло 7746 человек «обоего пола».
Церковь была пятиглавой, с двумя приделами и колокольней. К началу 20 века на ней был 21 колокол: 16 маленьких для перезвона, 3 среднего размера, 1 большой и 1 для отбоя часов. Свое название – Воскресенская – церковь получила в 1847 году. До этого храм, существовавший на этом месте, носил название Никольского (или Николаевского). В связи с увеличением прихода в 1846 году он был расширен, перестроен и переименован.
Если углубляться в более древние времена, то самая первая церковь здесь была срублена в 1621 году, т.е. сразу как образовалось село. Освящена она была во имя святого Николая Чудотворца. Спустя несколько десятилетий, в 1658 году, когда сформировалась Вятская епархия и в ее составе Кырмыжская архиерейская вотчина, Никольский погост стал центром огромного края. В 1731 году вятский епископ удовлетворил прошение кырмыжских священников о строительстве в селе каменной церкви, а через 9 лет оно было завершено. Новый теплый храм был освящен в 1742 году. В следующем десятилетии (1750-1758 гг.) был построен еще один холодный храм.
В 1775-1778 годах вместо старой деревянной колокольни была возведена каменная. Скорее всего, ее строительством занимался известный в Вятской губернии каменщик Макар Лаврентьевич Злобин и его артель. Высота колокольни составляла 80 метров. Старожилы Кырмыжа вспоминают прекрасную панораму, которую можно было созерцать с этой высоты, и в которую так гармонично вписывались купола куменской и кстининской церквей. В таком виде этот прекрасный архитектурный ансамбль на берегу реки Быстрицы просуществовал до 1840-х годов. В 1846 году теплый храм был перестроен, а в 1880-х годах была разобрана холодная церковь, и на ее месте возведена новая, та самая, остатки былой красоты которой мы созерцаем сегодня.
В 1930-х годах церковь закрыли, в здании были размещены мастерские, а в одном из приделов – клуб. Снести храм целиком не удалось, но колокольня была разрушена. Как рассказывает А.Снигирева, свидетельница тех событий, происходивших в 1935 году, это было так: «подкопали, поставили стойки и подожгли. Колокольня рухнула, часть ее упала в реку, а колокол и кресты – по ту сторону реки».
В 1940-х годах в церкви хранили зерно, а в последующие годы размещали библиотеку, ремонтную мастерскую, кузницу и др.
Информация с сайта: http://www.kirovkray.ru
Воскресенская церковь каменная, построена в 1882 г., расстоянием от г. Вятки в 48 верстах, от благочиния в 20 верстах. Часовня при деревне Шмелиха деревянная. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщик; диакон Леонтьев и псаломщик Елеонский живут в казенных квартирах, диакон Москвин проживает в доме матери, а остальные члены причта имеют свои дома. Земли: усадебной 4 десятины 140 сажень, пахотной 30 десятин, сенокосной 4 десятины. Братский денежный доход: священника 818 руб. 28 коп., диакона 546 руб. 94 коп., псаломщика 273 руб. 47 коп. Руги собирается на весь причт 165 пуд. ржи и 245 пуд. овса. Прихожан: православных русских 3715 муж. пола, 4031 жен. пола; приход состоит из 70 селений, расстоянием до 10 верст.
Село расположено на правом высоком берегу реки Быстрицы; на реке у самого села стоит мукомольная мельница с большим прудом, за которым широкою лентою вверх и вниз по реке тянется сосновый и еловый лес. В селе две школы, одна мужская земская, другая женская церковно-приходская, кроме того, в дер. Минеевской в 10 верстах смешанная школа грамоты. Главное занятие прихожан земледелие, в свободное от полевых работ время многие крестьяне работают на кожевенных заводах, плотничают, делают деревянные бочки, кадцы и разную посуду для продажи.
В.И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»
О церкви с. Кырмыж Вятского уезда, 1905 г.: Холодная церковь каменная расширена в 1882 г., в ней престолов три: средний во имя Воскресения Христова освящен в 1890 г., южный во имя Рождества св. Иоанна Предтечи, северный – во имя св. пророка Ильи, оба освящены в 1895 г. Теплая церковь каменная расширена в 1845 г., ней престолов два: южный во имя святителя и чудотворца Николая и северный во имя Божией Матери «Утоли моя печали». Церковь каменная древней архитектуры, когда построена не известно: документов на то не сохранилось. Церковь ризницей, утварью и богослужебными книгами снабжена достаточна.
Причта по штату положено: 3 священника, диакон и 3 псаломщика. Все священноцерковнослужители проживают в своих собственных домах, построены на церковной земле, за исключением 1 псаломщика и 2 просфорен, которые живут в казенном доме. Жалования священно-церковнослужителям не положено и казенного оклада к содержанию нет; содержание же от прихожан добровольное подаяние руги, осенней и петровского.
Здания, принадлежащие церкви: каменный 3-этажный дом, в верхнем этаже которого помещается женская ЦПШ, в среднем – земское мужское училище, а в нижнем общежитие для учеников земского училища; новый 2 этажный деревянный дом – флигель, 10 каменных лавок, от которых получается доход от 35-40 руб. в год и 2 пятистенных амбара для хлеба.
Есть часовня при д. Шмелихе, когда основана и по какой причине сведений не имеется.
Опись церковного имущества с 1857 г. Метрические книги с 1782 г. Хранятся в целости.
ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 370 лл. 704 об.-705
Первая церковь построена в 1621 г. деревянная (клировая ведомость 1817 г.). По писцовой книге Доможирова 1629 г. значится Николаевская церковь на Кырмыже. Село Кырмыжское значится и по переписи писца Караулова 1654 г. В 1731 г. дана благословенная грамота от 16 января за № 3 на строение каменной церкви во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь Рождества Иоанна Предтечи по челобитной попов Иоанна Окишева и Иоанна Мышкина со старостой церковным Иоанном Бердниковым. Придел освящен при преосвященном епископе Вятском Вениамине (указ Вятского духовного приказа от 30 марта 1742 г. № 58). Главный же престол в холодном храме освящен 10 мая 1758 г.
В 1765 г. построена каменная церковь во имя Вознесения Господня с приделом в честь Архангела Михаила. В 1811 г. теплая церковь перестроена. В перестроенной церкви устроено два придела: правый – в честь Архангела Михаила, освящен по указу Вятской духовной консистории от 24 октября того года 1813 г., а левый – в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла, освящен 29 октября 1824 г. по указу Вятской духовной консистории от 13 октября 1824 г. В 1835 г. холодная церковь разломана и вновь построена. В 1846 г. теплая церковь перестроена. По перестройке в церкви были три престола: в холодной – во имя Воскресения Господня, в теплой – левый в честь Рождества Иоанна Предтечи, освящен в 1847 г., и правый в честь Св. Николая Чудотворца, освящен в 1851 г.
В 1882 г. холодная церковь перестроена. В настоящее время в церкви пять престолов: в холодной – средний во имя Воскресения Господня, освящен в 1890 г., южный Предтеченский, освящен 21 июня 1895 г., и северный в честь Св. Пророка Илии, освящен 22 июня 1895 г. В теплой церкви: южный – в честь Св. Николая, северный – в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Под колокольней устраивается шестой престол в честь Преподобного Трифона Вятского.
Церковь Воскресения Христова
О церкви Воскресения Христова в селе Кырмыж Кировской области я писала пару лет назад.
Тогда я впервые оказалась в этом удивительном месте.
Спустя год я побывала там еще раз. А потом.
В прошлом году мне в руки попалась кировская газета где была большая статья про пять красивейших храмов Кировской области, которые разрушаются временем, но еще сохранили свое былое величие.
И вот я снова здесь. Вернее мы: моя мама, ее сестра, мой брат и я.
Некоторое время назад, на ВГТРК Вятка вышел репортаж об это красивейшем храме. Речь шла о том, что волонтеры и промышленные альпинисты начали восстанавливать храм.
Но увы. Это не совсем так.
Поражают великолено сохранившиеся вырезанные из опочного камня узоры.
Сделаю небольшое отступление.
Готовясь к этой поездке я попыталась в короткие сроки собрать всю возможную информацию о храме.
Спасибо большое Олечке за помощь.
«Усекновение головы Иоанна Предтечи»
«Святой Илия пр. молится о ниспослании огня на жертву»
Росписи находятся в плачевном состоянии.
Восстановить их скорее всего уже невозможно.
«Вера, Надежда, Любовь и мать их София»
Поражает высота купола.
Здесь росписи сохранились лишь частично.
«Явление Иисуса Христа апостолу Фоме». Правда неуверена в верности прочтения.
Поправьте, если что-то не так.
В куполе изображение еле различимы.
В оригинале это видимо вглядело так.
Алтарная часть храма и все что осталось от иконостаса.
Я старалась запечатлить каждую деталь.
Жернова сохранились с тех времен, когда в храме хранили зерно и мололи муку.
Лет через десять, если их не укрепить, своды могут рухнуть.
Храм стоит на всоком берегу реки Быстрица. Когда-то к храму примыкала трапезная и колокольня. Но в тридцатые годы прошлого века храм был закрыт, а колокольня и храм разрушены.
Документов подтверждающих, что храм является памятником культуры к сожалению нет.
А чтобы признать его таковым нужно собрать не один десяток документов, да и стоит это может порядка трех миллионов.
Недалеко от храма расположен небольшой, но крепкий двухэтажный особняк. Это бывшая женская церковно-приходская школа на 50 девочек и земское мужское училище.
Здание пустует. Я решила подойти к нему ближе.
Зайти в здание я не рискнула. Ограничилась осмотром из вне.
Вид на храм со стороны школы.
Еще немного сохранившихся деталей отделки.
И рухнувшие торговые ряды.
Но местные жители и жители окрестных сел не теряют надежду, что храм будет восстановлен.
Не помню где прочитала: «Там что интересно сохранилось поблизости и кирпичное здание 2-хэтажное бывшей школы. Т.е. готовые храм и общежитие для монахов, можно сказать готовый монастырь есть, только бы какой нибудь из монастырей был заинтересован в ските и можно было бы с Божией помощью начать восстановление.»
Простые люди, готовы помогать восстанавливать храм, готовы приезжать из других городов и принимать личное посильное участие.
Жаль что ни местной власти, ни вятской епархии нет до этого памятника истории и культуры никакого дела.
Храм в кырмыж кировская область
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Кырмыж и Раменье: две церкви, два стиля
Давно собирались съездить в село Кырмыж Кумёнского района посмотреть на необычную и, увы, заброшенную церковь. Случай представился на 23 февраля. Дорога вопреки нашим опасениям оказалась идеально расчищенной, так что 70 км пролетели незаметно, и вот уже над деревьями виднеются купола с зияющими дырами.
Мы остановили машину прямо у большого заснеженного квадрата, посередине которого возвышалась массивная Воскресенская церковь 1882 года постройки, выполненная в необычном для Вятки эклектическом стиле.
Очевидно, раньше здесь была оживленная площадь с торговыми рядами, остатки которых до сих пор виднеются слева от церкви.
Рядом с храмом возвышалась 80-метровая колокольня, но она была снесена.
Зайти в церковь мы не рискнули, тем более с ребенком. Немного походили вокруг, сколько позволяли сугробы. За церковью мы нашли здание бывшей земской школы.
Мороз щипал ощутимо, и мы решили проехаться по селу на машине. Нам встретились основательные дома, но было много и заброшенных.
Варя в это время окончательно проснулась и стала увлеченно играть.
Троицкая церковь в Раменье была построена в 1774 г.
Богатое украшение делает ее одним из лучших образцов Вятского барокко.
Рядом с церковью пристроилось небольшое странное сооружение полукруглой формы. Можем предположить, что это амбар, сделанный из остатков старой церкви 1719 г., который упоминается на «Родной Вятке».
Как и в Кырмыже, здесь был небольшой магазин.
И дома тоже попадались всякие: и обжитые, и заброшенные.
Теперь уже наш скромный план был выполнен, и мы поехали домой.
Погода наладилась, самое время отправиться в путешествие по живописным местам Кировской области. Одними из самых зрелищных и любопытных с точки зрения истории объектов всегда были местные храмы. Именно на их поиски мы отправимся сегодня.
Как добраться
О селе Кырмыж
Что вы увидите
Все углы основного здания храма украшены лепными колоннами и архитравом (горизонтальная перемычка) над ними. Все они в прекрасном состоянии. По периметру храма хорошо сохранилась богатая лепнина. Искусно вырезанные из опочного камня бананы, виноград, ананасы (да, да. ) и дубовые листья ещё раз отсылают к лучшим временам в истории села.
Храм с сюрпризом внутри
Попасть внутрь храма было просто, дверей в здании нет. Внутри нас ждал сюрприз — такого количества сохранившихся фресок и лепнины мы, пожалуй, ещё нигде не видели. Многие в неплохом состоянии. Сфотографировали всё, что обнаружили, так как время и климатические условия рано или поздно всё равно сделают своё дело. И пока что-то осталось, надо сохранять хотя бы в памяти.
Акустика внутри помещения изумительная, и это несмотря на отсутствие стекол в окнах и разрушающийся купол. От богатой росписи на куполе остался лишь небольшой фрагмент, почти вся штукатурка давно осыпалась. Но иконостас разрушен не полностью (на фото он слева).
История церкви
По воспоминаниям старожилов, с верха колокольни были хорошо видны церкви из соседних Кумён и Кстинино. К сожалению, до наших дней колокольня не дожила: в 1935 году большевики сделали под неё подкоп, вставили брёвна-подпорки и подожгли. Колокольня рухнула, часть её упала в Быстрицу, а обломки верхнего яруса вместе с крестом и колоколами долетели до противоположного берега. В тот день всю округу оглушил прощальный набат падающих колоколов.
Церковь закрыли. В советское время в ней было зернохранилище, клуб, библиотека, мастерские и кузница.
Пикник с видом на Быстрицу
Вторым пунктом нашего мини-путешествия было село Раменье. По дороге мы остановились перекусить на одном из живописных порогов Быстрицы, который присмотрели ещё по дороге в Кырмыж (изначально планировали пикник на поляне перед храмом, но в итоге решили поесть у реки).
Село Раменье
Необычные «волнистые» пилястры, членящие первый ярус северного фасада и стены трапезной, не имеют аналогов в вятской архитектуре. Большое внимание зодчий Никита Горынцев уделил плоскостям стен, в контрасте с которыми декор приобретает особое изящество.
Основной объём — двухсветный четверик с полуглавиями, увенчанный малым восьмериком, небольшой трапезной, связанный с колокольней в стиле классицизма. На церковных воротах кем-то прикреплена самодельная табличка с названием церкви и годом её постройки.
Внутренне убранство храма неплохо сохранилось. Сохранился даже иконостас, правда, только в обрамлении…
Конечно, такая красота никого не может оставить равнодушным. Здание первого храма поистине уникально, и сегодня необходимо как минимум остановить процесс разрушения, чтобы сохранить этот памятник архитектуры для потомков. Он достоин отдельного туристического маршрута.