храм в летово космы и дамиана
Храм в летово космы и дамиана
Косма и Дамиан — братья, целители, бессребреники и чудотворцы. Так велик был их духовный подвиг, что навсегда остался в памяти человечества. Десятки сотен храмов построены в их честь на Руси и до сих пор люди верят в их помощь при врачевании, как тела, так и души.
Храм со счастливой судьбой Не скажешь, что село Летово затерялось где-то в глубинке Рязанской земли. Располагается оно вблизи районного города Рыбное, не так далеко от автомобильной и железнодорожной трасс, идущих в сторону Москвы. Сколько исторических событий, связанных с разными катаклизмами в нашей стране, бурей пронеслись по этим дорогам. Сколько бед выпало с начала прошлого века на судьбы простых крестьянских поселений, а церковь в Летово, как будто оберегаемая Свыше, простояла нетронутой до наших дней.
До наших дней дошла каменная церковь с колокольней, возведенная в самом начале 20 столетия ярославским мещанином Игнатием Веревкиным. Ей посчастливилось оставаться открытой до 1937 года. Так она простояла семь лет. А 23 марта 1944 года в Рязанский облисполком пришло заявление от группы верующих об открытии церкви в селе. Заявление было отклонено, но прихожане не отступились. Верующие просили пересмотреть это решение несколько раз. Они обратились в Совнарком РСФСР. И летом того же года пришло постановление «Обязать Рязанский облисполком разрешить группе верующих села Летово Рыбновского района открыть церковь в здании, отремонтированном на средства верующих в селе Летово».
Храм в селе, которого уже нет Село Долматово Пронского уезда было известно до первой половины 18 века как Городец. Такой топоним встречается и сейчас во многих российских областях и означает «небольшой укрепленный город». Первоначально это была вотчина бояр Вердеревских. Со второй половины 18 века Долматово числиться за дворянами Лихаревыми, а спустя какое-то время за генерал-майором, героем Отечественной войны 1812 года Ильей Степановичем Сорочинским.
После смерти генерала в 1852 году поместье выставили на аукцион. Новым владельцем стал известный историк титулярный советник Александр Семенович Клеванов. Но при этих, в свое время, не бедных владельцах села Космодемьянская церковь описывается Иоанном Добролюбовым в плачевном состоянии: «Существующая ныне в с.Долматове деревянная церковь построена в 1730 году. находившаяся вокруг церкви крытая галерея сломана. владельцем села г. Клемановым. ». Правда, при нем же была возведена колокольня, но как пишет далее историк: «Самый большой колокол, пожертвованный в 1879 году вдовою-солдаткой Евдокией Филипповной; но и тот ныне разбит. Ограда вокруг церкви развалилась».
Точной даты постройки новой каменной церкви в Долматово не сохранилось, предположительно это событие произошло в самом начале 20 века и уже при новых хозяевах — помещиках Языковых. Мощное здание, выполненное в модном тогда архитектурном стиле эклектика, до сих пор поражает чистотой форм и мощью фасада. В наши дни ни помещичьих усадеб, ни домов крестьян давно уже нет на месте бывшего села. Не числиться оно в списках населенных пунктов Рязанской области уже с 1997 года. И только храм, стоящий на возвышении, напоминает случайным путникам, что когда-то здесь жили люди и кипела бурная жизнь.
Новый храм в честь разрушенного
Космодемьянская церковь в селе Серкино упоминается в окладных книгах еще во второй половине 17 века. Спустя столетие храм был разобран и на его месте в 1764 году был построен новый. Так же, как и его предшественник, он был деревянным и спустя 67 лет сгорел. Последующей церкви повезло больше. Несмотря на то, что она была закрыта после революционных событий 1917 года, само здание простояло вплоть до 40-х годов 20 века.
В народе осталось много легенд о церкви. Как вспоминали старожилы, именно в это время из-под почти разрушенного основания храма забил источник, и люди приходили к нему за целебной водой. Но со временем с лица земли исчезли и церковь, и само село. Приемником его стал поселок Пионерский. Еще в 1938 году бывшую помещичью усадьбу, которая находилась неподалеку от Серкино, использовали для машинно-тракторной станции. Вновь созданную МТС назвали «Пионерской», и со временем название осталось за населенным пунктом.
Но жители поселка о своем селе не забывали и еще долгие годы ходили к могилкам родных, похороненных на старом кладбище у бывшей церкви. А с 2013 года началось строительство новой церкви, и через три года она была освящена во имя святых Космы и Дамиана, как и прежняя, стоявшая издревле на этой земле.
Как бы ни складывалась судьба храмов, каждый из них оставил свой след в истории нашего края. Они несут свою службу там, где теплится жизнь, продолжают хранить места, которые давно оставили люди, и даже разрушенные передают свои имена новым последователям, чтобы духовная связь времен не прервалась.
Елена Александрина
ЛЕТОВСКИЙ КОСМОДАМИАНОВСКИЙ ХРАМ
Храм во имя св. бессребр. Космы и Дамиана в селе Летово |
Храм во имя святых бессребеников и чудотворцев Космы и Дамиана в селе Летово 2-го Рыбновского благочиния Рязанской епархии
Упоминается в окладных книгах 1676 года, где при ней в приходе показан 91 двор, в том числе 15 боярских.
В «Списке действующих и юридически не закрытых молитвенных зданий по Рыбновскому району по состоянию на 15.9.1940 г.» указано, что в кирпичной церкви в селе Летово «религиозные обряды не производились с 1937 года».
23 марта 1944 года Рязанский облисполком отклонил заявление группы верующих об открытии церкви в селе. Верующие просили пересмотреть это решение и облисполком 28 июля того же года вновь отказал им. Тогда они обратились в Совнарком РСФСР.
Постановлением от 28 августа 1944 года СНК РСФСР отменил решения Рязанского облисполкома, постановив «Обязать Рязанский облисполком разрешить группе верующих села Летово Рыбновского района открыть церковь в здании, отремонтированном на средства верующих в селе Летово».
С декабря 1959 по июнь 1962 года в храме служил вторым священником о. Иоанн (Крестьянкин).
Настоятели
Приписные храмы
Использованные материалы
[1] Адрес-календарь Рязанской губернии. 1898 год, стр. 176
[2] Памятная книжка Рязанской губернии, 1914 год, стр. 214
[3] Распределение наличных священнослужителей. 9 октября 1873 года, с. 10
Храм святых Космы и Дамиана
Храм святых Космы и Дамиана запись закреплена
Храм святых Космы и Дамиана запись закреплена
Иверская икона Божией Матери, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон (тогда еще Новоспасский архимандрит) обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию (который прибыл в Москву за милостыней для афонских обителей) с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Афонский инок Иамвлих написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года она была торжественно встречена жителями столицы. Великая святыня Русской Православной Церкви Московская Иверская икона прославлена от Господа многими чудесами.
Иверская икона (которая сейчас хранится на Афоне) в IX веке находилась у одной благочестивой вдовы, жившей близ города Никеи. При императоре Феофиле (829–842) иконоборцы, уничтожавшие святые иконы, пришли в дом этой христианки, и один воин копьем ударил по образу Богородицы. Тотчас из пораженного места потекла кровь. Вдова, боясь уничтожения святыни, пообещала императорским воинам деньги и просила их до утра не трогать икону. Когда они ушли, женщина вместе с сыном (впоследствии афонским иноком), для сохранения святой иконы опустила ее в море. Икона, стоя на воде, приплыла к Афону. Афонские иноки, несколько дней видя в море огненный столп, восходящий до неба, пришли к берегу и нашли святой образ, стоящий на воде. После молебна о даровании монастырю явившейся святыни благочестивый инок Иверского монастыря святой Гавриил Грузин (память 12 июля), по повелению Божией Матери, явившейся ему во сне, пошел по воде, принял святую икону и поставил в храме. Однако на следующий день икона была обретена не в храме, а над воротами обители. Так повторялось несколько раз, пока Пресвятая Дева не открыла святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что не желает быть хранимой иноками, а хочет быть их Хранительницей. После этого образ был поставлен над монастырскими воротами, где находится и по сей день. Поэтому святая икона называется Портаитиссою, Вратарницею.
Храм святых Космы и Дамиана запись закреплена
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Празднование 14 октября
Покров Пресвятой Богородицы — великий христианский праздник чудного явления Покрова Пресвятой Богородицы. Это главный осенний праздник, история которого восходит к 910 году, когда в одном из храмов Константинополя во время богослужения юродивый Андрей и его ученик Епифаний увидели парящую в воздухе Богородицу, которая распростерла над молящимися свое широкое белое покрывало — покров.
Показать полностью.
Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память на следующий после Покрова день, 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных».
Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания:
— Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?
— Вижу, святый отче, и ужасаюсь.
Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».
Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей.
Храм святых Космы и Дамиана запись закреплена
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софи́я
Память 30 сентября
Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь.
Показать полностью. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, – ответили они, – его детьми мы желаем остаться, а на твоих богов плюем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», – сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет.
Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.
Храм святых Космы и Дамиана запись закреплена
Храм святых Космы и Дамиана запись закреплена
Поливание креста в конце утрени на великом славословии на празднике Воздвижения Креста Господня имеет в себе символичное упоминание событий породивших этот Праздник.
Историки не упоминают этот факт, но можно быть уверенным в том, что Крест Христов, лежавший почти три столетия под землей, оказался весь покрыт землей и пылью. Надо полагать, что он был сначала омыт, умащен благовониями и только потом был предложен для целования присутствующим.
Показать полностью.
Отметим, что процесс омовения креста происходит в конце службы, показывая, что именно в такой хронологии и происходили события.
Богослужебной особенностью праздника Воздвижения Креста Господня, отличающей его в ряду других великих Господских праздников, является вынос на средину храма креста для поклонения ему, каковой совершается по окончании великого славословия при пении «Святый Боже». В некоторых храмах по выносе креста, перед поклонением ему, совершается еще «чин Воздвижения Креста». Выйдя с крестом на средину храма, предстоятельствующий епископ или иерей полагает его на аналое, кадит крестообразно и молча делает перед ним три поклона; затем, взяв крест с аналоя и держа его двумя руками, он обращается лицом к востоку. Сослужащий ему диакон, держа в левой руке свечу, а в правой кадило, возглашает: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши нас, Господи, и помилуй, рцем вси». Певцы начинают петь первую сотницу «Господи, помилуй». Предстоятель трижды осеняет крестом к востоку и затем, под пение первой половины сотницы, медленно наклоняется, как говорит Типикон, «елико пядию отстояти главе от земли». Склонившись так низко, он снова медленно и постепенно, пока певцы поют вторую половину сотницы, поднимает голову, выпрямляется и воздвизает крест «горе», а затем, под пение заключительного «Господи, помилуй», осеняет им трижды к востоку. После сего предстоятель обращается лицом к западу. Диакон переходит на противоположную сторону и, стоя перед крестом, произносит: «Еще молимся о стране нашей, властех и воинстве ея, рцем вси». Певцы поют вторую сотницу «Господи, помилуй», а предстоятель воздвизает крест подобно тому, как он совершал это на восток. Далее предстоятель обращается лицом к югу и после прошения диакона «Еще молимся об оставлении грехов Великаго Господина и Отца нашего Кирилла, Святейшаго Патриарха Москов-скаго и всея Руси, и всего во Христе братства нашего, о здравии и спасении, рцем вси», совершает третье воздвизание, певцы же поют третью сотницу «Господи, помилуй». Затем следует четвертое воздвизание, лицом к северу, чему предшествует прошение диакона: «Еще молимся о всякой души хри-стианстей, скорбящей же и озлобленней, здравия, спасения и оставления грехов требующей, рцем вси». Таким же образом совершается пятое воздвизание, снова к востоку, по произнесении диаконом «Еще молимся о всех служащих и послуживших во святей обители сей (или в святем храме сем) отец и братий наших, о здравии и о спасении и оставлении грехов их, рцем вси». Пропев пятую сотницу «Господи, помилуй», певцы поют «Слава, и ныне», кондак праздника «Воз-несыйся на Крест волею». Предстоятель кладет святой крест на аналой и вместе с сослужащими ему поет трижды «Кресту Твоему». Это же поют трижды певцы, после чего начинается поклонение святому кресту и его целование
Храм святых Космы и Дамиана запись закреплена
Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
27 сентября
В этот день православные христиане вспоминают два события. Как говорит Священное Предание, Крест был найден в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену.
Показать полностью. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий. Оба события объединяет в названии праздника то, что обретенный Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали.
Праздник Воздвижения, посвященный Кресту Христову, выражает литургический (богослужебный) аспект почитания христианами Голгофского Креста как орудия спасения человечества. Название указывает на торжественное поднятие Креста вверх («воздвижение») после обнаружения его в земле. Это единственный двунадесятый праздник (т. е. один из двенадцати величайших праздников годового цикла), исторической основой которого явились не только новозаветные события, но и более поздние – из области церковной истории.
Рождение Богоматери, праздновавшееся шестью днями ранее, – преддверие тайны воплощения Бога на земле, а Крест возвещает о Его будущей жертве. Поэтому праздник Креста тоже стоит в начале церковного года (14/27 сентября).
* * *
С праздником Воздвижения Креста Господня Православная Церковь соединяет благоговейное и благодарное воспоминание о самом Кресте, на котором был распят наш Спаситель, и отрадно-грустное воспоминание событий обретения честного и достопоклоняемого древа этого Креста Господня.
В этот день Православная Церковь приглашает верующих воздать благоговейное поклонение Честному и Животворящему Кресту, на котором Господь наш и Спаситель перенес величайшие страдания ради нашего спасения.
На этом Кресте, по словам церковных песнопений, «смерть умерщвляется и ныне пуста явися», на нем «содела спасение Предвечный Царь посреди земли» и им осуществлена «вечная правда»; для нас же Крест Христов – божественная лестница, «еюже восходим на небеса»; спасительное это древо – «оружие мира, непобедимая победа», которое «вознесе нас на первое блаженство, яже прежде враг сластию украд, изгнаны нас от Бога сотвори», и мы – «земнии обожихомся» и «вси к Богу привлекохомся». Как же нам не благодарить Господа в этот праздник, воздавая поклонение Кресту Христову, который явился для нас «зарями нетленными» нашего спасения, которым открыт для нас доступ в царство Божие, к небесному блаженству, через который мы получили «бессмертную пищу»!
По словам одного великого отца Церкви, «Крест – глава нашего спасения; Крест – причина бесчисленных благ. Через него мы, бывшие прежде бесславными и отверженными Богом, теперь приняты в число сынов; через него мы уже не остаемся в заблуждении, но познали истину; через него мы, прежде покланявшиеся деревьям и камням, теперь познали Спасителя всех; через него мы, бывшие рабами греха, приведены в свободу праведности, через него земля, наконец, сделалась небом». Крест – «твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто-нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и Крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды» – нашего Спасителя1.
Вот чем является для нас Крест Христов, и мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем его. Каждый из нас всю жизнь свою освящает крестом и крестным знамением. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе, на груди своей крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы; каждое дело мы начинаем и оканчиваем крестным знамением, делая все во славу Христову. Как такую защиту и охрану, мы начертываем знамение креста на всем для нас дорогом и святом, и на своих домах, и на стенах, и на дверях. Крестным знамением мы начинаем день, и с крестным знамением мы погружаемся в сон, заканчиваем день.
Теперь крест – наша величайшая святыня, наша слава, наш духовный всепобеждающий меч, и таким его сделал для нас Христос своей смертью и своими страданиями на Кресте.
Спаситель принял на Кресте мучительнейшую из казней, «грехи наша вознесе на Теле Своем на древо» (1Пет.2:24), «смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.2:8). Какое, в самом деле, поразительное, превышающее человеческое понимание зрелище. «Вот, – воспевает сегодня Церковь, – Владыка твари и Господь славы пригвождается на Кресте и прободается в ребра; Сладость Церкви вкушает желчь и оцет; Покрывающий небо облаками облагается терновым венцом и одевается одеждой поругания; Создавший рукою человека заушается тленною рукою; Одевающий небо облаками принимает удары по плечам, принимает заплевания и раны, поношения и заушения и все терпит ради нас, осужденных» (стихира). Как же мы, облагодетельствованные крестной смертью и страданиями Спасителя, можем не преклоняться в благоговейном трепете перед «треблаженным древом, на немже распяся Христос, Царь и Господь», не чтить свято Крест, – нашу славу, нашу победу во Христе и со Христом.