храм в левашовской пустоши

Храм на Левашовском мемориальном кладбище

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

В нашей группе Вы найдёте информацию о расписании богослужений, познакомитесь с жизнью прихода, углубите свои знания в области православной веры, а также узнаете об уникальной истории Левашовской пустоши и захороненных здесь людях.
Показать полностью.

Храм Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших возведен на Левашовском мемориальном кладбище в 2017 г.

Настоятель храма протоиерей Роман Ковальский.

Богослужения совершаются в будние (среда, четверг, пятница), субботние, воскресные и праздничные дни.

Наш адрес: Санкт-Петербург, п. Левашово, Горское шоссе, д.143, 194361

Телефон свечной лавки: +7 (921) 967-03-00

Просьба ко всем автомобилистам, кто собирается посетить богослужение в храме на Левашовском мемориальном кладбище, сообщать в группу о возможности кого-то подхватить по пути.

Для всех, кто любит тишину богослужения, храм Всех святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших станет настоящим утешением. По словам нашей прихожанки, в храме нет «никакой суеты и толкотни. Я слышу каждое слово. Слезы сами текут».

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

Храм на Левашовском мемориальном кладбище запись закреплена

По глубокой мысли и трогательному чувству, именем «парастас» или «предстояние» называется особая церковная служба в память усопших — заупокойное всенощное бдение.

Поистине, глубокий смысл заключается в том что эта служба названа тем именем, каким называется предстояние Владычицы и святого Иоанна у Креста Господня и братская помощь ближнему в беде.
Показать полностью.

Для того, чтобы мы, живые, могли оказывать помощь умершему, поддерживать его своим сочувствием, — для этого составлена особая трогательная церковная служба, заупокойное всенощное бдение, — парастас. В этой службе подробно излагаются несколько главных мыслей, которые могут приносить великое утешение и пользу умершим и нам, живым.

Прежде всего в парастасе часто слышится упоминание о грехах умершего и моление о том, чтобы Господь простил их. Это упоминание о грехах необходимо для силы и пользы наших молитв. Кто не страдает, того нечего жалеть; у кого нет беды, тому нечего и помогать; чем лучше и яснее мы будем знать, понимать и чувствовать горе ближнего, тем сильнее будет у нас желание утешить и выручить его. У наших усопших есть на душе великая беда, — грехи, нажитые здесь на земле; эту беду мы вспоминаем в молитве не для того, чтобы терзать души усопших, а для того, чтобы свое сердце сильнее растревожить и расположить к молитве.

Затем в парастасе мы слышим частое упоминание о благости и милосердии Божьем. Если бы мы только скорбели о грехах наших умерших, — наша скорбь могла бы перейти в уныние и отчаяние; но мысль о благости Божьей дает нашей душе облегчение, отраду и надежду на спасение. Нет беды непоправимой, — велик грех людской, — но благость Божья неизмеримо больше; поэтому взывайте к Богу, живые, вместе с умершими: «В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи!»

Далее, в парастасе многократно слышится упоминание о страданиях, крестной смерти и погребении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Это — великие и отрадные знамения любви Божьей ко всем грешным людям, к живым и умершим.

Затем мы неоднократно слышим в парастасе упоминание о воскресении Христа, о победе Его над смертью и о нашем будущем воскресении. Это воспоминание особенно утешительно для нас и для умерших. Мы, живые, томимся вместе с умершими от взаимной разлуки, — потому, что не можем видеться друг с другом.

Но воскрес, воистину воскрес Христос, и нам дал несомненную надежду на наше будущее воскресение: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших… Как в Адаме все умирают, так во Христе век оживут» (1Кор.15:20,22).

Вот, из каких спасительных мыслей и чувств слагается наше утешительное предстояние за умерших, — заупокойное бдение, — парастас. Поистине, здесь бездна премудрости и море утешения для всех! Будем же совершать это дивное моление за умерших с ясным разумением и теплым чувством.
(священник Александр Воронцов)

Источник

О нашем храме

Храм Всех Святых,
в земле Санкт-Петербургской просиявших
на Левашовском мемориальном кладбище

храм в левашовской пустоши

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия Левашовском мемориальном кладбище менее чем за год был построен красивый деревянный храм Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших.

Руководил строительством настоятель храма протоиерей Роман Ковальский.

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

12 мая 2018 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил храм малым чином.

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши
2 сентября 2018 г. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил храм полным чином.

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

Левашовское мемориальное кладбище является местом особого почитания, местом, которое связывает нас с эпохой лихолетья, трудных испытаний и скорбных воспоминаний.

По традиции, на Руси поминали всех почивших, всех пострадавших – в храме, на кладбище, в местах их погребения. Левашовское мемориальное кладбище – единственное признанное место погребения расстрелянных в Ленинграде в 1937–1954 годах. Здесь может покоиться каждый из более 47 тысяч расстрелянных. Создается Синодик храма, куда вносятся имена всех пострадавших.

По архивным данным, девять человек, причисленных к лику святых, расстреляны в Ленинграде и могут быть захоронены в Левашово. Это преподобномученик Арсений (Дмитриев), игумен Тихвинский, cвященномученики протоиереи Карп Эльб, Емелиан Панасевич, Иоанн Сарв, Александр Саульский, Николай Кулигин, иереи Василий Канделябров, Николай Дворецкий, преподобномученица игумения Иоанникия (Кожевникова).

храм в левашовской пустоши

В настоящее время, по благословению настоятеля храма протоиерея Романа Ковальского, на приходе храма Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших ведется большая исследовательская работа. Члены Исторического общества прихода работают в архивах, изучают жизнеописания репрессированных священнослужителей, собирают материалы для прославления, издают брошюры и книги. В церковном доме при храме работает Исторический музей, лекторий, воскресная школа для взрослых и детей. По Левашовскому мемориальному кладбищу проводятся экскурсии.

храм в левашовской пустоши

В храме Санкт-Петербургских Святых регулярно совершаются богослужения. Пополняется Синодик храма, куда вносятся имена всех пострадавших в годы репрессий.

По важным датам в Левашовскую пустошь приезжают целые делегации, возлагают венки, зачитывают имена репрессированных, служат панихиды.

храм в левашовской пустоши

Адрес храма: Санкт-Петербург, пос. Левашово, Горское шоссе, д. 143.

Проезд: от Финляндского вокзала до ст. Левашово, затем автобусами № 75, 84 до остановки ГОРСКОЕ ШОССЕ, 143;
либо автобусом № 75 от метро «Проспект Просвещения».

Реквизиты для пожертвований:
С пометкой «На храм».

Источник

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ

100-летие начала гонений на верующих в Бога в России побуждает осмыслить все эти события в свете благовестия Христова и учения Православной Церкви. Чтобы более глубоко и осознанно воспринять ХХ век, необходимо придерживаться основополагающих христианских принципов:

ПРОСТИТЬ, ПОМНИТЬ, МОЛИТЬСЯ.

31 октября/13ноября 1917 года мученически пострадал настоятель собора святой великомученицы Екатерины в Царском Селе под Петроградом протоиерей Иоанн Кочуров (13.07.1871 – 31.10.1917). С этого дня настало время испытаний для верующих в Бога. На сегодня, сентябрь 2017 года, Комиссией по канонизации Санкт-Петербургской епархии выявлены пострадавшие в Северо-Западном регионе, включая Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Вологодскую области и Карелию: православные – 5644 человека, 88 из них причислены к лику святых, 82 чуриковца, 43 старообрядца, 380 католиков, 307 лютеран, 96 евангельских христиан и баптистов, 10 адвентистов, 44 иудея, 17 мусульман, 27 буддистов, 3 представителя Армяно-Григорианской Церкви и 2 ассирийца – всего 6655 человек, 2236 из них расстреляны и убиты.

Местом особого почитания, местом, которое связывает нас с эпохой лихолетья, трудных испытаний и скорбных воспоминаний является Левашовское кладбище под Санкт-Петербургом. Это единственное признанное место погребения расстрелянных в Ленинграде в 1937–1954 годах, здесь может покоиться каждый из более 47 тысяч расстрелянных. Ныне на Левашовском кладбище возведен храм Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших.

Сайт «Левашовская Голгофа» создан в целях сохранения исторической памяти и выявления новых пострадавших для молитвенного поминовения.

Просим присылать свои пожелания и предложения.

Председатель Комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии

Источник

Храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

Марія Шустова запись закреплена
๛๔ஷஓ Петербургские этюды ஓஷ๔๛

МОЛОХ ТОТАЛИТАРИЗМА: ИСТОРИЯ «ЛЕВАШОВСКОЙ ПУСТОШИ»

Левашовская пустошь — страшное место. Единственное в своем роде мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий на территории нашей страны в годы Большого террора.

Для захоронения небывалого количества убиенных требовался новый могильник близ Ленинграда. Им стал участок мелколесья Парголовского лесхоза у поселка Левашово, тут же обнесенный высоким забором. По документам у чекистов объект значился под названием «Парголовская дача». Там же указано, что площадь могильника составляет 11,5 гектара.

Практиковались репрессии по национальному принципу. И первым был составлен «немецкий список» на 166 человек. Всего, в 1937 и 1938 годах в СССР расстреляли 41 898 «немцев», в том числе граждан, имевших созвучную с немецкой фамилию или слишком хорошо знающих немецкий.

Вторым стал «польский список», в который со временем стали включать румын. Были и другие приказы по «национальным линиям». Это похоже на этнические чистки, репрессиям подвергали за выдуманную или раздутую связь с иностранным государством, а не по принципу принадлежности «по крови» к определенной нации.

В безымянных могилах Левашовского кладбища покоятся (если такой глагол уместен) некоторые весьма известные люди эпохи. К примеру, Петр Бехтерев — инженер и главный конструктор отдела Остехбюро. Сын великого русского корифея физиологии, Петр и сам успел отличиться на профессиональном поприще.

В 1927-м Петр Бехтерев изобрел парашюты с резиновыми тросами для смягчения удара о воздушную массу при раскрытия купола, за что получил два патента. Инженер верой и правдой служил молодой советской республике до ареста сентябре 1937-го. Расстреляли его 23 февраля 1938 года по приговору выездной сессии Военной коллегии Верховного суда СССР.

В Левашово покоится тело знаменитого философа, физика, инженера и священника Павла Флоренского. Перед расстрелом 25 ноября 1937 года он много лет провел в заключениях и ссылках, где продолжал занимался научной работой. Его исследования легли в основу опубликованной в 1940-м книги «Вечная мерзлота и строительство на ней». Более 10 научных открытий Флоренский совершил при изучении проблемы добычи йода в Соловецком лагере.

Среди похороненных на «Парголовской даче» много священников, и как минимум один из них признан Русской православной церковью святым в мученическом чине — Василий Канделябров. Простого сына псаломщика, принявшего сан в разгар религиозных гонений, расстреляли, по документам, в один день с Флоренским — 25 ноября 1937 года.

В деле Канделяброва есть примечательная деталь: проведенный позднее анализ показал, что протокол допроса и приговор составили на него задним числом. То есть отца Василия в прямом смысле казнили без суда и следствия. В протоколах, составленных при пересмотре его дела в 1962-м, говорится, что «он по существу предъявленного обвинения вообще не допрашивался».

Несовершеннолетних, по крайней мере официально, даже в годы Большого террора не расстреливали. По данным центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, самым молодым жертвам террора было 18 лет. Зато верхней возрастной планки для борцов с контрреволюцией не было. Двум самым пожилым приговоренными к расстрелу мужчинам было по 85 лет, а женщине — 79.

Среди таких пожилых жертв репрессий, похороненных в Левашово, 67-летняя графиня Дарья Богарнэ — правнучка императора Николая I и праправнучка императрицы Жозефины Бонапарт. К моменту ареста она уже более 10 лет работала в библиотеке. Эта выпускница Сорбонны в 1917-м составила санитарный отряд, с которым отправилась на фронт.

После революции Богарнэ уехала в Европу, где получила гражданство, но в 20-х вернулась на родину и даже сменила гордое дворянское имя на более подобающее советскому человеку, стала Дорой Лейтенберг. В сентябре 1937-го пожилую библиотекаршу арестовали и через два месяца приговорили к расстрелу. Кстати, портрет Дарьи Богарнэ, написанный в 1908-м, то есть самый благополучный период ее жизни, можно увидеть в Эрмитаже.

В левашовском могильнике НКВД лежат тела поэтов Николая Олейникова, Бенедикта Лившица, Валентина Стенича и Бориса Корнилова. Там же покоится фотографа Виктора Булла, хирурга Эрика Гессе. Имена талантливых людей, чья жизнь оборвалась в застенках ленинградского НКВД, можно перечислять довольно долго.

Основным местом расстрела ленинградцев и жителей области в то время служило отделение городской тюрьмы Главного управления государственной безопасности на Нижегородской улице.

Смертные приговоры, которые выносились без участия суда, репрессированным не объявляли. Выводили из камеры под предлогом перевода или медосмотра. Затем отбирали личные вещи, связывали руки за спиной. Не всех приговоренных к высшей мере именно расстреливали. В Ленинграде палачи НКВД порой использовали в качестве орудия казни деревянные дубины.

Во множестве случаев люди не доживали до исполнения приговора, умирали от пыток и болезней в заключении. Истязания проводились с санкции Центрального комитета Всероссийской коммунистической партии, а иногда по личному распоряжению Иосифа Сталина, как в деле одного из создателей органов ВЧК Иосифа Уншлихта.

Крики арестантов и выстрелы палачей не покидали пределов тюремных стен. На Левашовском кладбище даже в самом разгаре Большого террора царила тишина. Местные жители не знали, что находится за высоким забором. Рассказывали о зеленой машине-фургоне, приезжавшей по ночам. О воротах, открывавшихся по сигналу колокольчика, сохранившегося до наших дней.

К концу 1938 года волна массовых расстрелов прошла. В Ленинграде уже вынесенный смертный приговор не успели исполнить в отношении 999 человек. Высшую меру им заменили лишением свободы. Николая Ежова на посту главы НКВД сменил Лаврентий Берия. Были ликвидированы внесудебные «тройки».

В ходе послевоенных репрессий наиболее громким для Северной столицы стало «ленинградское дело» — серия судебных процессов в отношении партийных и государственных деятелей, работавших в Ленинграде, и некоторых выходцев оттуда. Сталин был обеспокоен идеями этих людей по части партийного устройства.

Поводом или «последней каплей» для преследования «ленинградцев» послужила проведенная в Северной столице с 10 по 20 января 1949 года Всероссийская оптовая ярмарка. Специально ради расправы над этими предателями в 1950-м была вновь введена отмененная в 1947-м смертная казнь.

На Левашовском кладбище похоронили шестерых главных фигурантов «ленинградского дела». Среди них председатель Ленгорисполкома Петр Лазутин, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии Петр Попков, председатель Совмина РСФСР Михаил Родионов.

Символично, что последним или одним из таковых на Левашовское кладбище привезли тело расстрелянного уже после смерти Сталина бывшего главы министерства госбезопасности Виктора Абакумова. К высшей мере генерал-полковника, кстати, приговорили как раз за сфабрикованное им «Ленинградское дело».

Ближайшая к мрачному мемориалу остановка называется «Клуб». Раньше здесь возле самого забора тайного кладбища стояло знаменитое культурно-развлекательное заведение для военнослужащих авиачасти. В 1962-м в этом клубе рассказывал о своем космическом полете Юрий Гагарин. Позднее деревянное здание сгорело.

Только в 1989 году этот секретный объект КГБ стал общедоступным и официально превратился в мемориальное кладбище «Левашовская пустошь». С помощью нескольких пробуренных скважин установлено местонахождение могильных ям. Их границы обозначили колышками.

С весны 1990 года на деревьях стали появляться памятные знаки, фотографии, надписи, таблички. Первым общественным мемориальным знаком стал камень, положенный у развилки дорожек в центре кладбища, возле которого стали служить панихиды и ставить поминальные свечи. В мае 1992 года установлен памятный крест-голубец.

В начале 1990-х годов по заказу городских властей 9-й мастерской института ЛенНИИпроект под руководством архитектора Алексея Лелякова разработали проект строительства мемориального комплекса. Но этот проект так и не был реализован. Все ограничилось тем, что благоустроили вход на кладбище со стороны Горского шоссе, а напротив входа мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак 15 мая 1996 года открыл памятник «Молох тоталитаризма» (ск. Н. Галицкая и В. Гамбаров).

В помещении бывшей караулки НКВД была создана выставка, посвященная памяти расстрелянных. В 1993 году Ассоциацией жертв необоснованных репрессий сооружена деревянная звонница, колокол отлит на средства Российского фонда мира.

В Левашовскую пустошь приезжают родственники и друзья погибших в годы сталинского террора и стихийно обустраивают надгробия-кенотафы, устанавливают самые разные памятные знаки – от монументов и крестов с фотографиями и датами жизни до скромных табличек, прикрепленных прямо к деревьям. При этом многие заведомо знают, что их близкие погибли и похоронены в других местах. Постепенно Левашовская пустошь стала уникальным мемориалом, свидетельством современной народной памяти о терроре, личной и семейной.

Источник

История Левашовской пустоши

храм в левашовской пустоши

История тайного могильника НКВД, расположенного неподалеку от поселка Левашово, началась в 1937 г. — в год 20-летнего юбилея Октябрьской революции и органов ВЧК–ОГПУ–НКВД, год объявленных свободных выборов в Верховный совет СССР по новой, сталинской конституции.

2 июля 1937 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о проведении широкомасштабной «операции по репрессированию бывших кулаков, активных антисоветских элементов и уголовников». 31 июля 1937 г. начальник Управ­ления НКВД по Ленинграду и Ленинградской области Л. М. Заковский получил из Москвы экземпляр секретного оперативного приказа № 00447 наркома внутренних дел Н. И. Ежова о немедленном начале операции. По плану, утвержденному в приказе для Ленинградской области, «тройка» в составе начальника УНКВД, прокурора области и второго секретаря обкома ВКП(б) должна была начиная с 5 августа в течение четырех месяцев приговорить «по первой категории» — к расстрелу — 4 тыс. человек, а «по второй категории» — к заключению в лагеря и тюрьмы — 10 тыс. человек.

храм в левашовской пустоши

Одновременно в стране развернулась массовая операция против «шпионов и диверсантов». Так называемые «немецкий», «польский» и «харбинский» секретные оперативные приказы НКВД предписывали составление расстрельных списков «шпионов» на местах для последующего утверждения московской «двойкой» — Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР.

Был введен в действие приказ НКВД о репрессировании «жен изменников Родины» и их детей. Отдельный план на расстрелы поступил в Ленинград для Соловецкой тюрьмы. Началась «ежовщина» 1937–1938 гг.

В состав Ленинградской области входили тогда также территории нынешних Мурманской, Новгородской, Псковской и части Вологодской областей. Здесь и разворачивались операции Ленинградского управления НКВД под руководством заместителя начальника Управления В. Н. Гарина.

Казни по приговорам Особой тройки УНКВД ЛО, Комиссии НКВД и Прокуратуры СССР, военных трибуналов, Военной коллегии Верховного суда СССР и спецколлегии Лен­облсуда были несравнимы по масштабу с политическим террором предыдущих лет Советской власти. Согласно исследованиям, в 1937 г. в Ленинграде тайно расстреляны 19 350 граждан; в 1938 г., согласно официальным данным, 20 769 граждан. Среди них известные ученые: японисты Н. А. Невский и Д. П. Жуков, византинист В. Н. Бенешевич, физик-теоретик М. П. Бронштейн, поэты Николай Олейников и Борис Корнилов, религиозный философ о. Павел Флоренский… А также — рабочие и крестьяне, учителя и студенты, священники, врачи, военные, железнодорожники, директора заводов и дворники… Все были зачислены во «враги народа».

Обреченных на расстрел привозили в Ленинград, где приговоры приводили в исполнение сотрудники комендатуры УНКВД ЛО. Однако расстреливали и в других городах области (Новгороде, Боровичах, Пскове, Лодейном Поле, Белозерске), и в лагерях. Заключенных Соловецкой тюрьмы расстреляли, судя по сохранившимся документам, в урочище Сандармох близ Медвежьегорска, в Ленинграде и Соловках.

Видимо, еще до начала массовых операций было понятно, что для погребения небывалого количества казненных потребуется новый могильник под Ленинградом. (По сохранившимся свидетельствам, местами захоронений расстрелянных в годы советской власти служили также участки Ржевского артиллерийского полигона у поселков Старое Ковалево, Бернгардовка и Токсово и городские кладбища Петрограда-Ленинграда.) Для этой цели Управлением НКВД летом 1937 года стал использоваться обнесенный глухим забором и строго охранявшийся мелколесный участок Парголовской дачи Парголовского лесхоза близ поселка Левашово. В феврале 1938 г. участок был окончательно передан Управлению НКВД. Предположительно тела казненных возили в Левашово на автомашинах с августа 1937 по 1954 год. По официальным данным, в эти годы в Ленин­граде расстрелян 46 771 человек, из них 40 485 — по политическим обвинениям. Одними из последних были жертвы «Ленинградского дела».

По некоторым свидетельствам, выстрелы слышались и за забором Левашовского кладбища. (В январе 1990 г. списки граждан, расстрелянных в Ленинграде, начала публиковать газета «Вечерний Ленинград». В 1995–2002 гг. Российской национальной (Публичной) библиотекой изданы пять из двенадцати томов Книги памяти «Ленинградский мартиролог, 1937–1938». В Центре «Возвращенные имена» при РНБ создана также электронная Книга памяти о репрессированных.)

В послесталинское время в Ленинградском управлении госбезопасности была создана так называемая «Схема “Дачи” со сроками и количеством захоронений» (на ней отмечены места погребения 19 450 человек). Схема носит приблизительный, условный характер и требует дополнительного исследования.

Кладбище оставалось засекреченным до 1989 г. и содержалось Ленинград­ским управлением госбезопасности практически в первоначальном виде. Сохранились караульное здание, сараи; на земле — колеи, пробитые и накатанные автомобилями. Правда, за полвека на этом месте поднялся высокий лес, а проседавшие братские могилы охранники время от времени подсыпали привозным морским песком. Забор и въездные ворота обновили в 1975–1976 гг.

храм в левашовской пустоши

5 января 1989 г. Политбюро ЦК КПСС приняло постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов». Теперь, спустя полвека после «ежовщины», граждан, репрессированных внесудебными «двойками» и «тройками», следовало реабилитировать, а места захоронений расстрелянных — привести в порядок. К весне 1989 г. руководителю группы «Поиск» Ленинградского общества «Мемориал» В. Т. Муравскому были известны свидетельства о существовании Левашовского и нескольких иных подобных мест. Той же весной Управление КГБ по Ленинграду и Ленинградской области, проведя специальный поиск в собственном архиве и закрытых фондах других городских архивов, сообщило, что документальные данные о наличии иных мест не обнаружены. 18 июля 1989 года решением Исполкома Ленгорсовета № 544 Левашовское захоронение было признано мемориальным кладбищем и вскоре в первых же публикациях прессы, стало упоминаться как «Левашовская пустошь».

В 1989–1990 гг. территория кладбища была обследована Трестом геодезических работ и инженерных изысканий (ГРИИ) и рабочей группой Всероссийского научно-исследовательского геологического института для выявления границ могильных ям. Трестом ГРИИ была проведена съемка местности и в нескольких местах пробурены скважины, подтвердившие предположения о захоронениях в центральной и северной частях кладбища. В мае 1990 г. Левашовское мемориальное кладбище было передано городским властям. Той же весной 9-я архитектурная мастерская ЛенНИИпроекта во главе с А. Г. Леляковым получила задание на проектирование благоустройства мемориала, включая возведение звонницы и часовни.

Еще раньше началось общественное обустройство. 21 октября 1989 г. и 14 апреля 1990 г. у развилки дорожек в центре кладбища были отслужены первые панихиды по погибшим. Здесь был установлен памятный камень и укреплен на дереве православный крест. Родные погибших оставили на деревьях ленточки с надписями, фотографии. Появились и наземные «могилки» — металлические таблички с портретами, плиты, положенные на землю, кресты, другие памятные знаки. Многие — привезенные издалека.

Левашовская пустошь становилась настоящим народным мемориалом, символическим местом памяти о соотечественниках, сгинувших бесследно в мирное время. 7 мая 1992 г. рабочим кладбища А. Н. Волчёнковым, местным жителем и свидетелем возведения глухого забора с колючей проволокой, был установлен памятный крест-«голубец».

храм в левашовской пустоши

Архитекторы, городские общества репрессированных и городская администрация последовательно поддерживали инициативу по обустройству Левашовского мемориального кладбища. Так были установлены Белорусско-Литовский, Русский, Польский, Ингерманландский финский, Еврейский, Немецкий, Псковский, Норвежский, Вологодский, Эстонский, Ассирийский, Украинский, Латышский, Литовский памятные знаки. На разных языках идут заупокойные службы по погибшим в дни поминовений. Появятся и другие памятники.

6 июня 1993 г. впервые раздался звук колокола на звоннице, воздвигнутой работниками кладбища под руководством В. М. Табачникова.

храм в левашовской пустоши

30 октября 1993 г., в день торжественного открытия русского православного и польского католического памятников, в бывшем караульном помещении была развернута экспозиция о «Большом терроре», подготовленная членом Ассоциации жертв необоснованных репрессий Л. А. Барташевич. С этого времени посетители оставляют здесь записи в Книге отзывов.

В сентябре 1995 и весной 1996 г. были приведены в порядок дорожки кладбища. Среди первых пожертвований на проведение этих работ была часть Государственной премии Лидии Чуковской за «Записки об Анне Ахматовой». Коллектив архитекторов под руководством главного художника города И. Г. Уралова завершил благоустройство кладбища. 15 мая 1996 г. мэр Петербурга А. А. Собчак открыл памятник «Молох тоталитаризма» у входа на кладбище.

Так выглядит в наши дни Левашовская пустошь — кладбище, подобное Бутову и Коммунарке под Москвой, Куропатам под Минском, Быковне под Киевом, подобное множеству мест захоронений расстрелянных — известных и неизвестных.

13 февраля 2005 г., в день памяти новомучеников и исповедников Российских, состоялся общегородской крестный ход в Левашовскую пустошь, которая в годы гонений на Церковь в 30-х годах ХХ столетия поистине стала голгофой для Петербургского края. Инициатором общегородского крестного хора выступил настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга протоиерей Владимир Сорокин, который уже несколько лет собирает сведения о новомучениках и исповедниках Санкт-Петербургских. Крестный ход из нескольких храмов города собрал более 200 человек. Панихиду по невинно убиенным отслужили соборно восемь священников. Среди служащего духовенства были член синодальной комиссии по канонизации протоиерей Георгий Митрофанов, настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских г. Санкт-Петербурга протоиерей Александр Сорокин и другие священники. Богослужение возглавил протоиерей Владимир Сорокин.

храм в левашовской пустоши

Левашовская пустошь — секретный полигон НКВД, где в годы гонений было похоронено около 47 тыс. невинно убиенных от безбожной власти. В 1989 г. этот полигон был рассекречен, и ему придан статус мемориального комплекса памяти репрессированным. Тогда же состоялась первая панихида по репрессированным, которую отслужил протоиерей Александр Ранне.

В настоящее время силами благотворительного фонда распространения православного просвещения (Новомучеников и Исповедников Российских, президент М. Н. Вербовский) и обществ и ряда приходов осуществляется поисковая работа мест массовых расстрелов в период 1918–1953 гг. (по самым приблизительным оценкам, не менее 30 тыс. человек) Ржевского полигона.

Указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия от 16 января 2017 года настоятель Спасо-Парголовского храма протоиерей Роман Ковальский назначен настоятелем строящегося храма Всех Святых в земле Санкт-Петербургской просиявших на Левашовском мемориальном кладбище.

храм в левашовской пустоши

По традиции, на Руси поминали всех почивших, всех пострадавших – в храме, на кладбище, в местах их погребения. Левашовское мемориальное кладбище – единственное признанное место погребения расстрелянных в Ленинграде в 1937–1954 годах. Здесь может покоиться каждый из более 47 тысяч расстрелянных. Создается Синодик храма, куда вносятся имена всех пострадавших.

В настоящее время строительство храма подходит к завершению. Ожидаем, что скоро храм будет освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *