храм в ликино дулево история
Храм в ликино дулево история
Специальный выпуск газеты «Ликино-Дулевское Православное слово», посвященный истории храма.
В церкви обращала на себя внимание большая икона в майоликовом киоте. Её в 1894 г. поместили здесь служащие завода в память об избавлении царской семьи от опасности 17 октября 1888 г. В тот день император и его близкие чудом избежали гибели при крушении поезда в районе станции Борки под Харьковом.
Тем не менее, после Октябрьской революции он пережил выселение из дома, потерю имущества и в начале 1930-х годов не по своей воле прекратил служение. По словам его внука, в одном только,1932 году его дважды арестовывали, помещали в Ореховскую тюрьму. За о. Феодором следили, задерживали и угрожали всякий раз когда, он совершал крещение или молебен. Каким тяжелым был 1932г. для общины храма, видно ещё и из того, что в этом году от сердечной болезни умер церковный староста В.И. Матвеев. Лишённый крова о. Фёдор нашёл приют в доме своей дочери Галины Фёдоровны Григорьевой (1897-1987, на фото она сидит выше всех), преподавательницы иностранного языка, вышедшей замуж за санитарного врача фабричного посёлка. 30 сентября 1935 года о. Феодор скончался. Он похоронен у алтаря церкви в с. Кабаново, потому что кладбище в Дулёве было закрыто в 1934 г. и в 1956г уничтожено. Комсомольцы на субботнике сбросили надгробия в большую яму и закопали.
В 1920г. Василий Николаевич и его младший сын Георгий заболели тифом. Георгий Васильевич Грачёв рассказывал, что в больнице были голод и холод. Василий Николаевич много молился, отдавал свой больничный паёк сыну, сильно ослаб, умирал в памяти. Перед смертью прошептал: «Сынок, а наш храм всё-таки будет жить. Бог с нами, Он поможет верующим, ты доживешь до тех дней, хотя и будешь много страдать. » Эти слова отца Георгий Васильевич пересказал дочери Людмиле Георгиевне, которая увидела возрождение храма. Похоронили Василия Николаевича рядом с Иоанно-Богословским деревянным храмом. Когда тот был снесён, то разорили и могилу, на этом месте сейчас 5-этажный дом. Но мы верим, что возрождению нашего храма помогают молитвы Василия Николаевича, о. Сергия, о. Феодора, Василия Ивановича и многих других подвижников благочестия г. Ликино-Дулёво.
Проект храма был заказан владимирскому епархиальному архитектору Леониду Михайловичу Шереру (авторство проекта установлено священником Олегом Пэнэжко). По свидетельству старожилов, он лично на тройке приезжал в Дулёво, тщательно осмотрел местность и выбрал среди болот сухой песчаный пригорок. 21 апреля 1912 г. им подписаны чертежи каменного храма, 15 июня того же года они утверждены строительным отделением Владимирского губернского правления.
Насколько трудно было возводить храм, видно, например, из опубликованного во «Владимирских епархиальных ведомостях» отчёта Л.М. Шерера, в 1911г. делавшего пристройку в женском епархиальном училище. В значительной части отчёт посвящён мерам экономии, предпринятым для того, чтобы уложиться в смету, потому что строительные материалы дорожали не по дням, а по часам. Война и революция всё более затрудняли работы. К 1917г. было полностью сооружено здание церкви, но без отопления, без внутренней отделки, для пола успели завезти доски, для колокольни только заложили фундамент. В 1917г. строительство совсем остановилось.
В 1923 году верующие просили разрешения достроить, но получили отказ. Церковь была переоборудована под общежитие, для чего внутреннее пространство перерезали межэтажными перекрытиями, в стенах вместо тройных окон проломали безобразные квадратные проёмы, в алтарях устроили умывальни и туалеты, а своды пробили для установки печей-буржуек. С середины 50-х церковь служила складом, к началу 70-х заброшена и понемногу разбиралась на кирпич. Ставился вопрос о её сносе, дважды она обследовалась подрывниками, но применённые Л.М. Шерером материалы, новые для начала XX в. (пилоны и своды храма из монолитного железобетона), сделали снос весьма хлопотным.
Почин открытия Иоанно-Богословского храма принадлежит настоятелю Кабановского храма священнику Василию Извекову, первым старостой стал Д.М. Шорохов. Весной 1991г. храм был передан общине верующих, и в день его престольного праздника состоялся первый молебен. Храм стоял без крестов и куполов, полностью утрачена была одна из главок, на крыше росли деревья толщиной до 10-15 см. В стенах церкви зияли огромные пробоины, отсутствовали полы, двери, окна, отопление, полностью разрушен 3-й и частично 2-й и 1-й ярусы кирпичной кладки закомарного покрытия. Храм долго служил свалкой мусора при ремонте окрестных домов, вокруг него нарос слой, который археологи называют «культурным», толщиной до метра. Уборка мусора, откапывание подвалов, устройство отопления заняли 1991-92 гг.
В январе 1994г наш храм посетила великая княгиня Леонида Георгиевна Романова. Прихожане запомнили её слова: «Я верю, что ваш храм будет восстановлен и будет прекрасен».
Проект восстановления верхней части храма выполнен архитектором Е. Саловым (Евгений Петрович сделал эскизные проекты всех зданий церковного двора безвозмездно). Общий замысел ансамбля принадлежит настоятелю храма о. Олегу.
Прихожанами установлена металлическая ограда в 1995г. художественно выполненная на заводе «Тонар» (по проекту Е. Салова). Все сварочные работы безвозмездно произвёл Г. Коблов. На юго-западном краю ограды выстроена часовня с иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша».
Днём и ночью перед иконой горит лампада. В 1995г. стены храма внутри покрыты штукатуркой и в целях борьбы с плесенью и грибком побелены известью.
В 1996-97 гг. стены и своды расписаны художником Вадимом Дмитриевичем Степановым, имеющим большой опыт таких работ.
17 октября 1999 г. главный престол нашего храма освящен Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Большая группа тех, кто особенно отличился в работах по восстановлению храма, удостоена орденов, медалей и благословенных грамот. Настоятель храма о. Олег Пэнэжко награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
В 2001 г. общественность и городские власти приняли решение, что отныне день города будет праздноваться 9 октября, в день празднования преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, покровителя нашего города.
Ликино-Дулёво. Церковь Иоанна Богослова.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Дулёво относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии. 8 мая 1887 г. архиепископ Владимирский Феогност (Лебедев, на Владимирской кафедре был с 1878 по 1892 г.) освятил храм (он был однопрестольным) во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В 1890 году храм расширили, он стал крестообразным в плане. В пересечении креста возвышался мощный световой восьмерик, увенчанный главой. На западном конце (дальнем от дороги) находилась колокольня.
Один путешественник, посетивший Дулево в начале XX в., так описывает своё впечатление от Иоанно-Богословского храма и религиозности жителей села: «Мы были свидетелями усердного посещения церкви фабричными рабочими. К сожалению, местная Дулёвская церковь, построенная на средства самих рабочих, не может вместить всех желающих молиться. Многим из пришедших в храм приходится стоять на улице, перед закрытыми церковными дверями. Между тем в церкви совершается благолепное богослужение при служении диакона и с клиросов раздается прекрасное стройное пение местных хоров. Тяжело в такие минуты стоять только около церкви».
Ещё в самом начале XX века зародилась мысль о построении каменного храма. Воплотил её Василий Николаевич Грачёв (1861-1920). Проект храма был заказан владимирскому епархиальному архитектору Леониду Михайловичу Шереру (авторство проекта установлено священником Олегом Пэнэжко). По свидетельству старожилов, он лично на тройке приезжал в Дулёво, тщательно осмотрел местность и выбрал среди болот сухой песчаный пригорок. 21 апреля 1912 г. им подписаны чертежи каменного храма, 15 июня того же года они утверждены строительным отделением Владимирского губернского правления.
Насколько трудно было возводить храм видно, например, из опубликованного во «Владимирских епархиальных ведомостях» отчёта Л.М. Шерера, в 1911 г. делавшего пристройку в женском епархиальном училище. В значительной части отчёт посвящён мерам экономии, предпринятым для того, чтобы уложиться в смету. К 1917 г. было полностью сооружено здание церкви, но без отопления, без внутренней отделки, для пола успели завезти доски, для колокольни только заложили фундамент. В 1917 г. строительство совсем остановилось.
В 1923 г. верующие просили разрешения достроить здание, но получили отказ. Церковь была переоборудована под общежитие, для чего внутреннее пространство перерезали межэтажными перекрытиями, в стенах вместо тройных окон проломали безобразные квадратные проёмы, в алтарях устроили умывальни и туалеты, а своды пробили для установки печей-буржуек. С середины 1950-х гг. церковь служила складом, к началу 1970-х гг. заброшена и понемногу разбиралась на кирпич. Ставился вопрос о её сносе, дважды она обследовалась подрывниками, но применённые Л.М. Шерером материалы, новые для начала XX в. (пилоны и своды храма из монолитного железобетона), сделали снос весьма хлопотным.
Почин открытия Иоанно-Богословского храма принадлежит настоятелю Кабановского храма священнику Василию Извекову, первым старостой стал Д.М. Шорохов. Весной 1991 г. храм был передан общине верующих, и в день его престольного праздника состоялся первый молебен. Храм стоял без крестов и куполов, полностью утрачена была одна из главок, на крыше росли деревья толщиной до 10-15 см. В стенах церкви зияли огромные пробоины, отсутствовали полы, двери, окна, отопление, полностью разрушен 3-й и частично 2-й и 1-й ярусы кирпичной кладки закомарного покрытия. Храм долго служил свалкой мусора при ремонте окрестных домов, вокруг него нарос слой, который археологи называют «культурным», толщиной до метра. Уборка мусора, откапывание подвалов, устройство отопления заняли 1991-92 гг.
2 февраля 1992 г. настоятелем назначен священник Олег Пэнэжко. Широкие восстановительные работы начались в 1993 г. с помощью Дулёвского фарфорового завода. 15 января 1994 г. был установлен на 35-метровой высоте главный крест. Проект восстановления верхней части храма выполнен архитектором Е. Саловым. Общий замысел ансамбля принадлежит настоятелю храма о. Олегу. Рабочие чертежи выполнены Орехово-Зуевским МПИП (руководитель Б.В. Егоров).
В 1996-97 гг. стены и своды расписаны художником Вадимом Дмитриевичем Степановым. На престольный праздник в 1996г. приехали архимандрит Сергий (Шигаев) и игумен Герман (Хапугин), оба местные уроженцы. Игумен Герман передал в дар храму частицу мощей святителя Тихона Патриарха Московского и всея Руси. Частица вставлена в образ святителя. Весной 1997г. под храмом было обустроено крестильной, класса и библиотеки, летом и осенью 1997 г. велись работы по расширению здания воскресной школы, устройству крытой паперти, водосвятной часовни и строительству колокольни, на которую в 1998 г. на Сретенье после молебна и освящения подняты 8 специально подобранных колоколов, отлитых на Урале.
17 октября 1999 г. главный престол храма освящен Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Большая группа тех, кто особенно отличился в работах по восстановлению храма, удостоена орденов, медалей и благословенных грамот. Настоятель храма о. Олег Пэнэжко награждён орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени.
По материалам сайа храма: httр://www.likhram.zachalo.ru/
По-настоящему серьёзным и большим делом стало проектирование и возведение величественного пятиглавого собора во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Дулёво для 30-летнего инженера Леонида Михайловича Шерера. Авторство проекта установлено протоиреем Олегом Пэнэжко. При храме планировалась изящная колокольня. «По свидетельству старожилов, архитектор лично на тройке приезжал в Дулёво, тщательно осмотрел местность и выбрал среди болот сухой песчаный пригорок. 21 апреля 1912 года им подписаны чертежи каменного храма, а 15 июня того же года они утверждены Строительным отделением Владимирского губернского правления. Война и революция всё более затрудняли работы, а строительные материалы постоянно дорожали. К 1917 году было полностью сооружено здание церкви, но без отопления, без внутренней отделки, для пола успели завести доски, для колокольни только заложили фундамент. В 1917 году строительство совсем остановилось. После революции здание использовалось как общежитие, потом в качестве склада, а далее брошенное здание стало разрушаться.
Журнал «Московский журнал» №1 (313). Январь 2017. Наталья Александровна Круглянская «Шереры».
8 мая 1887 года архиепископ Владимирский Феогност (Лебедев) освятил построенный в поселке Ликино храм во имя апостола-евангелиста Иоанна Богослова. В 1890 году храм расширили, он стал крестообразным в плане. В пересечении креста возвышался мощный световой восьмерик, увенчанный главой.
К 1917 году по проекту Л. М. Шерера было сооружено новое каменное здание церкви, но достроить его не успели. В 1920-х годах верующие пытались добиться разрешения на завершение храма, но получили от властей отказ. Здание приспособили под общежитие, затем в нем находился склад. С 1970-х годов церковь пребывала в заброшенном состоянии и постепенно разрушалась.
Весной 1991 года храм передали православной общине. При финансовой поддержке Дулевского завода начались восстановительные работы. На Ликинском автобусном заводе изготовили пять крестов для куполов и металлическую ограду, установленную вокруг храма, нашли средства для каменного здания приходской школы. Боковые приделы церкви освящены во имя праведного Иоанна Кронштадтского и святителя Тихона, патриарха Московского.
В 1994 году возле западных ворот Иоанно-Богословской церкви возвели небольшую восьмигранную кирпичную часовню во имя мученика Уара Египетского, которому по сложившейся церковной традиции молятся о заступничестве перед Господом за умерших некрещеными.
Первоначально первый дулёвский храм был приписан к приходу села Гора, но Кузнецов ходатайствовал о создании в посёлке самостоятельного прихода. В самом начале ХХ века некий путешественник, проезжавший через эти места, в своём дневнике отметил: «К сожалению, местная дулёвская церковь, построенная на средства самих рабочих, не может вместить всех желающих молиться. Многим приходиться стоять на улице. Между тем в церкви совершается благолепное богослужение. и с клироса раздаётся прекрасное стройное пение местных хоров. Тяжело в такие минуты стоять только около церкви». Собственно, это понимали и прихожане, и владельцы завода. И вот, три десятилетия спустя после освящения деревянного, решено было рядом построить его каменного тёзку. В 1909 году правление фарфорового завода безвозмездно выделило землю и ссуду в размере 11 тысяч рублей для постройки новой церкви. Следует упомянуть, что наряду с православным храмом в Дулёве существовала и домовая старообрядческая церковь Кузнецовых, освящённая в честь праздника Покрова Божией Матери. Её построил московский архитектор Николай Тютюнов (1833-1916), один из основателей Московского архитектурного общества. Для этой церкви художники завода изготовили фарфоровый иконостас. Она не дожила до наших дней и в 1930-е годы была снесена. Но некоторые детали уникального иконостаса сохранились. Их сегодня можно увидеть в музее Иоанно-Богословского храма.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №305, 2018
Храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ликино-Дулёво строился в 1912-1917 годах по проекту Леонида Михайловича Шерера, бывшего тогда владимирским епархиальным архитектором. Строительство сильно замедлилось с началом Первой мировой войны, а затем и вовсе остановилось с приходом к власти большевиков. В целом здание было закончено, для колокольни был заложен фундамент. Восстановление храма началось после передачи его Русской Православной Церкви в 1991 году. Полуразрушенное здание, на котором отсутствовали все главки, кресты, через ржавую кровлю струилась вода во время дождя, в помещении гулял ветер, да изредка, случайно залетали птицы через окна зияющие крупными амбразурами в кирпичной кладке. Вот такой храм, доставшийся православной общине от советской власти, пришлось срочно реставрировать по старым фотографиям и дополнительным чертежам к проекту, которые любезно предоставил замечательный архитектор Евгений Петрович Салов. В ходе восстановительных работ были построены крытая западная паперть, и два крыльца с наружными лестницами, а самое главное возведена колокольня, увенчанная нарядным шатром. Кроме того, по инициативе настоятеля храма Олега Пэнэжко на церковной территории были построены дом причта, книжная лавка, а также культурно-просветительский центр имени святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №305, 2018
Дулевский храм и «Младенец в чаше»
В конце XIX века при знаменитой фарфоровой фабрике Матвея Сидоровича Кузнецова в Дулево появился храм в честь апостола Иоанна Богослова, и святой стал считаться небесным покровителем этого места. Девятого октября в православной церкви празднуется память апостола Иоанна, а в подмосковном Ликино-Дулево – день города. В советский период Иоанно-Богословский храм был закрыт, однако в 1990-е годы в нем возобновились церковные службы и появились свои чтимые святыни.
История Дулевского храма
История почитания апостола Иоанна Богослова в Ликино-Дулево началась более ста лет назад. В те времена на месте части нынешнего города стояло село Дулево, которое по тогдашнему территориальному делению Российской империи относилось к Покровскому уезду Владимирской губернии. В фабричном поселке жило около тысячи рабочих православного вероисповедания, но все они вынуждены были ходить на богослужения за несколько верст от Дулево в Богородице-Рождественский храм села Гора, так как своей церкви при заводе не имелось. Это была та самая «Гора», которую прозвали «кудыкиной» из-за близости к ней деревни Кудыкино.
Об основании Иоанно-Богословского прихода в Дулево рассказал историк Василий Гаврилович Добронравов в своем описании церквей Владимирской епархии. В 1887 году в селе Гора, куда ходили на службы верующие Дулево, был возведен новый кирпичный храм Рождества Богородицы, а старый деревянный стал больше не нужен. Рабочие Дулевского фарфорового завода попросили жителей села отдать им «лишнюю» церковь, чтобы в разобранном виде перенести ее в Дулево и собрать на новом месте. В итоге, жители Горы решили продать дулевцам сруб за большие по тем временам деньги.
Владелец фарфоровой фабрики Матвей Сидорович Кузнецов, несмотря на то, что сам был старообрядцем, одобрил покупку старой горской церкви и даже подарил новому православному приходу землю, а также предоставил будущему псаломщику квартиру. Впрочем, как указывал Добронравов, пожертвованная фабрикантом земля была «недоброкачественна и дохода не приносила», а священник с дьяконом жили в домах при церкви.
Восьмого мая 1887 года, после того как сруб собрали на новом месте, состоялось торжественное освящение храма при участии архиепископа из города Владимира. Церковь в Дулево назвали в честь апостола Иоанна Богослова. Апостол Иоанн был ближайшим учеником Иисуса Христа, он считается автором одного из четырех Евангелий, а также трех апостольских посланий и книги «Апокалипсис». Иоанн был единственным апостолом, который скончался своей смертью, дожив до столетнего возраста. Глубокое по своему содержанию Евангелие от Иоанна открывается известной всем фразой: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Небольшой по размерам храм Иоанна Богослова очень скоро стал тесен для православного населения Дулево, несмотря на то, что среди рабочих фабрики было немало старообрядцев, которые имели свою отдельную молельню. В 1912 году неподалеку от деревянной церкви начинается строительство большого кирпичного храма с тем же посвящением Иоанну Богослову. За пять следующих лет здание было почти построено, но в революционном 1917 году все работы были прекращены. К этому моменту оставалось лишь завершить отделку внутренних помещений храма и возвести колокольню. Можно сказать, что новый храм закрылся, не успев открыться. В советские годы в нем долгое время находилось общежитие, склад, а затем здание стало бесхозным.
Иконы с «Младенцем в чаше»
В 1990-е годы верующие начали восстанавливать храм. Сегодня стены церкви полностью расписаны, а ее залы наполнили замечательные иконы, среди которых немало старинных. Была возведена колокольня, которую так и не успели построить в 1917 году. В юго-западном углу церковной ограды храма Иоанна Богослова в 1995 году была устроена часовенка с иконой Богородицы «Неупиваемая чаша», перед которой постоянно горит лампада. Помолиться у этого образа можно прямо на улице, не заходя на территорию церкви. Первая икона с названием «Неупиваемая Чаша» появилась в конце XIX века в Подмосковье на Серпуховской земле и почти сразу стала привлекать к себе толпы паломников. Верующие убеждены, что молитва перед этим образом помогает, прежде всего, от «пьяного недуга».
Образ Божией Матери «Неупиваемая чаша» напоминает более древний новгородский образ «Знамение», на котором Мария также изображена с воздетыми вверх обеими руками. На подмосковной иконе младенец Иисус помещен в церковную чашу, которая используется священником для причастия. Отсюда происходит и название иконы «Неупиваемая чаша».
Изначально изображение младенца Иисуса в чаше появилась на иконах Иоанна Крестителя – еще одного библейского праведника с именем Иоанн. Икону Иоанна Крестителя с чашей и Младенцем можно увидеть внутри дулевской церкви. Этот необычный образ имеет название «Ангел пустыни», так как фигура святого имеет крылья. Иоанн был аскетом и пустынником, считался «предтечей», то есть предшественником Христа. В Библии пророк Иоанн метафорически назывался «ангелом», то есть посланником Бога: «Вот, я посылаю Ангела моего, и он приготовит путь предо мною».
На иконе «Ангел пустыни» в древности изображался только один Иоанн с крыльями, но в середине XVI века, по сведениям Православной энциклопедии, распространился новый вариант иконы, где у «крылатого» святого в руке появилась чаша с Иисусом. Согласно Библии, когда Иисус впервые пришел к Иоанну, чтобы креститься, пророк сказал: «Вот, Агнец Божий, который берет на себя грех мира». Агнец или ягненок – это жертвенное животное, а символом жертвы Христа стала чаша с вином, которую он благословил и дал пить апостолам накануне своих страданий и распятия, говоря, что в сосуде не вино, а его кровь, которую он прольет за грехи людей.