храм в ливадии в крыму

Чем интересна церковь Крестовоздвижения в Ливадии?

Крестовоздвиженская дворцовая церковь в Ливадии возведена при императоре Александре II в 1863 г. – в имении, которое для него приобрел граф Л.С. Потоцкий. Она являлась домовым храмом и местом, предназначенным для хранения реликвий дома Романовых. Здесь государи возносили свои молитвы к Богу. Освящена святыня в честь праздника Воздвижения – по желанию Марии Александровны, жены Александра II.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Крестовоздвиженский храм на карте?

Он расположен в южной части поселка, рядом с Ливадийским дворцово-парковым ансамблем. Рядом вы обнаружите фонтан Ливадия, памятник Рущукская колонна, Выставочный зал, монумент Александру III (в парке).

История появления и становления

Возведение велось на протяжении четырех лет. Проект для строительства сделал архитектор И.А. Монигетти, который состоял на службе в Министерстве Императорского двора и прекрасно знал вкус Его Величества, императора. Для создания был выбран византийский стиль. храм в ливадии в крымуЦерковь небольшая, одноэтажная, имеющая форму вытянутого креста и возвышается над ней один маленький купол.

В центре, под купольной конструкцией, большое паникадило, свод выкрашен в голубой цвет и украшен золотыми звездами. На восточной стороне стену прорезают окна арочной формы с резными наличниками. Стеновые поверхности храма украшены росписями с ликами святых, которых почитали самодержцы Земель Русских. Особо выделялись, обрамленные орнаментом изображения праздников Крестовоздвижения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы и «Тайная Вечеря».

Написанием икон для собора занимался художник, академик Императорской Академии художеств А.Е. Бейдеман. Он написал 36 образов. За отлично выполненную работу Александр II наградил его орденом Св. Станислава второй степени. Стоит отметить красоту резного иконостаса, для изготовления которого специально завезли белый мрамор из Италии. К сожалению, до сегодня он не сохранился.

Значимые события

Именно здесь, в Ливадии, в Крестовоздвиженской церкви, происходили такие великие для России исторические события, как

Возрождение и обновление Церкви Крестовоздвижения

Николай II в 1910 г. решил немного расширить церковь. В это время строился Ливадийский дворец, сооружением которого занимался главный архитектор Ялты Н.П. Краснов. На него было возложено наблюдение за всеми строительными операциями, происходящими в дворцовом комплексе и прилегающим к нему постройкам. Западный придел расширили и устроили по-другому вход: изначально Крестовоздвиженский храм соединялся с дворцом галереей, которая после перестройки стала закрытой.

Паперть тоже изменилась, ее украсили колонами в византийском стиле. Внутри произвели реставрационные работы, обновили росписи на стенах, а новую пристроенную часть расписал художник А.И. Славцов. Над вратами П.П. Чистяков (по эскизу Славцова) написал образ «Ангел Господень».

Важная достопримечательность Ливадийской церкви – рукописная икона Воздвижения Креста Господня – была подпорчена проникшей влагой, как следствие, решено заказать на предприятии итальянского мозаичиста Антонио Сальвиати мозаику. Она сохранилась в отличном состоянии до сегодня.храм в ливадии в крыму

К реликвиям домового храма, которые были привезены в дар Александру II, относятся:

Сохранилась также икона, написанная на доске из липы, которую одна крестьянка подарила царю в честь его новоселья во дворце.

«Тяжелое» время

Во времена советской власти, когда шла антирелигиозная пропаганда и ликвидация церковного имущества, в Ливадийском дворце был организован санаторий для крестьян. Крестовоздвиженскую церковь в это время закрыли, ценности вывезли. Мраморный иконостас – здешнее украшение – не удалось сохранить. Его благолепие, к сожалению, можно увидеть только на фото. Для укрытия от поругания атеистами алтарь закрыли деревянным щитом. Благодаря этому он остался в прежнем виде. Порадует пришедших и целый мозаичный образчик «Ангел Господень» над входом, изображение Крестовоздвижения.

Возрождение храма в Ливадии

Воссоздание его началось 1991 г. Реставрация шла медленно, на восстановление требовались средства и рабочие руки. Иконостас сейчас резной — из инкерманского камня. Осуществлена роспись храма — изображениями ликов святых угодников, в полный рост на всех стенах.

Своды окрашены в голубой цвет и украшены шестиконечными золотыми звёздами. В самом куполе храма, как бы парит золотой голубь, олицетворяющий Дух святой. Молебны с чтением акафиста проводятся 1-2 раза в неделю. А водосвятный молебен проводят единожды в воскресенье перед литургией.

Как добраться (доехать)?

Проехать до храма Крестовоздвижения нетрудно – отзывы это подтверждают. Если выбран городской транспорт, то ваша остановка – «Ливадия», после чего пройдите пару сот метров на юг, к дворцу. Здесь останавливается несколько маршрутов, соединяющих автовокзал Ялты с Алупкой и Симеизом.

На машине подъехать к сакральному месту можно таким образом:

Контакты и расписание

В п. Ливадия Крестовоздвиженский храм – место, которое хранит память о царской семье. Сюда приезжают туристы и паломники из разных стран мира. Здесь можно отдохнуть и «окунуться» в дух того времени, когда у нас была монархия. В заключение предлагаем короткое видео об описанной достопримечательности Ялты, приятного просмотра!

Источник

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

Добро пожаловать на сайт
общины Крестовоздвиженской домовой церкви
семьи Романовых в Ливадии.

На сайте Вы сможете познакомиться с историей нашего храма,
его сегодняшней жизнью: социальными, просветительскими и благотворительными проектами Крестовоздвиженской общины.

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии запись закреплена
Храм-памятник Вознесения Господня в Ливадии

храм в ливадии в крыму

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии запись закреплена

Cегодня, продолжим разговор о церковном богослужении.

Утреня – в ожидании воскресшего Спасителя.

«Исполним утреннюю молитву нашу», – слышим мы призыв диакона, чаще всего вечером, уже после захода солнца. Это слова из чина утрени, о которой мы сегодня и поговорим.
Показать полностью.

В большинстве приходов утреня сегодня совершается не в изначально установленное время. По уставу возглас славословия: «Слава Тебе, показавшему нам свет», – должен произноситься примерно с восходом (или хотя бы после восхода) солнца, а не наоборот. Мы же, согласно исторически сложившейся в нашей Церкви традиции, утреню служим вечером. В первые же века все было немного иначе.

При составлении утрени, равно как и при составлении других частей богослужения, первые христиане ориентировались на Ветхий Завет: «Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день… для возношения всесожжения Господу на жертвеннике всесожжений постоянно, утром и вечером» (1 Пар. 16, 37… 40).
Сам же царь Давид в одном из псалмов взывает: «Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою и буду ожидать» (Пс. 5, 4). Также и у пророка Исайи читаем: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис. 26, 9).

Святитель Феофан Затворник говорил, что молитва – это первейшее дело христианина.
Но только в христианстве само утро, как определенное время суток, приобретает особое значение.

Как мы помним, два важнейших события в истории спасения человечества совершились ночью.
Речь идет о Рождестве и о Воскресении Христовом.
Именно поэтому предрассветный период христианами воспринимался как время ожидания появления Воплотившегося, Вочеловечившегося и Воскресшего Спасителя. Важность и необходимость утреннего молитвенного собрания подчеркивается еще и тем,
что Сам Христос называл Себя светом:
«Говорил Иисус к народу и сказал им: Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
Если изложенное понимание символизма утреннего богослужения сохраняется и сегодня, то в первые века христианства оно имело еще и апологетическое значение.
Дело в том, что в то время в Римской империи большое распространение получил культ Митры, с поклонением солнцу как божеству. При этом христианская проповедь, также и через богослужение, делала акцент на противопоставлении ему Христа, как единственного истинного Бога, подателя и источника не только чувственного, но и духовного света.

В то время, когда язычники преклоняли колена перед своим идолом – небесным светилом, христиане благоговейно и в молитве вспоминали важнейшие события Искупительного подвига нашего Спасителя. Данная традиция настолько плотно и быстро вошла в молитвенную практику христиан, что уже на рубеже I и II столетий об этом были хорошо осведомлены и высокопоставленные римские чиновники.

В знаменитой переписке проконсула Плиния Младшего с императором Траяном первый доносит цезарю о том, что в предрассветный час христиане собирались для пения гимнов Христу, почитая Его за Божество.
Из этого свидетельства становится понятно, что даже язычник хорошо уяснил суть утреннего молитвенного собрания. Однако каким именно было утреннее богослужение ранних христиан, нам доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что уже тогда использовалось привычное для нас сегодня Великое славословие (хотя и в упрощенном виде). Косвенно об этом говорит тот факт, что священномученик папа Телесфор (125-136 гг.) ввел данное славословие в римскую литургию.

Одним из самых ранних литургико-канонических письменных памятников считается документ под названием «Завещание Господа нашего Иисуса Христа». Его происхождение датируется серединой II века. Здесь мы уже находим свидетельство о существовании трех видов утрени.

1. Это так называемая епископская утреня, которую совершал архиерей в праздничные и воскресные дни. Она состояла из двух основных частей: славословия предрассветного и славословия конечного.

2. Второй вид утрени совершали пресвитеры «в церкви сами по себе в предписанное время», т.е. был некий аналог нашей вседневной утрени. На ней присутствовали христиане, которым это позволяли обстоятельства жизни. Здесь видим три части, однако каково было их содержание (псалмы, библейские песни, молитвы), доподлинно неизвестно.

3. Третьим видом утрени являлась утреня вдовиц, «пользующихся предстательством в собраниях».

Стоит сказать, что вдовицы – это древняя женская иерархическая должность, которая считалась ниже диаконской, однако выше иподиакона и чтеца.
Именно вдовицы, как видно из цитаты самого «Завещания», имели право предстательства в некоторых молитвенных собраниях. Скорее всего, это касалось женских собраний или собраний собственно самих вдовиц. К слову, они иногда носили еще и название пресвитериц, однако выяснить, каковы были их функции и обязанности – проблема, решение которой пока не предвидится ввиду недостаточности исторических свидетельств.

Утреня вдовиц носила вид келейного правила и, вероятно, состояла из пения псалмов и великого славословия. Самый главный вывод, который мы можем сделать из свидетельств «Завещания» – это то, что утреня уже в середине II века представляла собой общецерковную службу.

О совершении утрени мы узнаем также из «Апостольских постановлений» – памятника IV века.
Основным отличием изложенного здесь чинопоследования утрени от утрени «Завещания» является наличие особых диаконских молений и епископских молитв об оглашенных.
Также здесь мы встречаем прошения, послужившие основой для будущей, и уже хорошо нам знакомой просительной ектеньи.
С IV века еще сохранились ценные свидетельства паломницы Сильвии Аквитанки о совершении утрени в иерусалимской общине. Здесь присутствует пение антифонов и псалмов, после которых читаются молитвы. Интересно, что независимо от того, вседневная это утреня или воскресная, начиналась она всегда еще до пения петухов.

Дальнейшее развитие утрени мы находим уже в VII столетии – это свидетельства Нила Синайского и Иоанна Мосха. В ней присутствуют общие черты чинопоследований упомянутых выше памятников, однако прямой связи между ними все же не установить.
Главное отличие утрени преподобных Иоанна и Нила заключается в том, что она практически вся не пелась, а читалась. Сближение же с современной нам утреней можно найти в описаниях свт. Симеона Солунского и в уставе Великой Константинопольской церкви.

Сегодня мы имеем три вида утрени:
вседневную, славословную и полиелейную.

Общие их отличия, думается, многим и так известны.

Если еще раз просмотреть все здесь написанное, то несложно будет увидеть, что изначальному смысловому наполнению утреннего богослужения было уделено больше внимания, чем истории развития самого чина, по которому мы прошлись очень кратко.
Все это сделано для того, чтоб изначально правильно расставить акценты в понимании богослужения, где ожидание встречи воплотившегося и воскресшего Сына Божия намного важнее уставных нюансов, менявшихся на протяжении истории христианства.

Источник

Станислав Васильев

Рекомендует…

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии (в окрестностях от Ялты) – фото, описание, где находится

Культовые достопримечательности Ялты – Крестовоздвиженский храм

В окрестностях Ялты сосредоточено огромное количество природных и рукотворных достопримечательностей. В их списке находится и культовое сооружение – Крестовоздвиженский храм, в котором в свое время проводились службы для царской семьи и их ближайшего окружения.

храм в ливадии в крымуХрам воздвижения честного и животворящего креста Господня

Расположение, исторический очерк

Находится уникальное культовое сооружение, недалеко от самого популярного туристического объекта окрестностей Ялты – «Ливадийского дворца». Строительство дворцового храма, длилось четыре года. На ее месте располагался костел, который и был переделан в православную церковь.

Здание небольшое, одноэтажное, выполненное из инкерманского камня. Основным стилем строения и внутреннего убранства, архитектор Монигетти, выбрал «византийский». Одноэтажное здание, в виде вытянутого креста соединялось с кабинетом Александра II. Алтарную стену, снаружи украсил рельефный крест.

Освятили Крестовоздвиженскую церковь в 1866 году, но по окончанию всех внутренних работ. Росписи поручили, известному в те времена, художнику Бейдеману. В общей сложности он выполнил 36 образов. Особо эффектно выглядели изображения праздников Крестовоздвижения, Рождества Пресвятой Богородицы и Тайной вечери. За свой труд, художник был удостоен ордена Станислава 2-ой ст.

Белоснежный мраморный иконостас, стал оригинальным украшением внутреннего пространства храма. С одной его стороны установили церковную икону, с другой – старинный образ с мощами святых, украшенный драгоценными минералами. К сожалению, до нашего времени иконостас не сохранился.

храм в ливадии в крымуЗвонница Крестовоздвиженской церкви

Впрочем, как и росписи Бедемена. Их заменили мозаичной композицией в 1887 году. В то же время, около храма построили звонницу. Немного позже, около нее установили небольшую колону из серого мрамора с надписями на турецком и арабском языке.

С приходом советской власти, Крестовоздвиженскую церковь, ждала незавидная участь, как и остальные культовые объекты. На территории сделали санаторий для рабочих и крестьян. После там был клуб, склад, музей. Все ценное, что было – уничтожили или разворовали. К счастью, уцелела мозаика Воздвижения Креста Господня.

храм в ливадии в крымуУльяна около звонницы

Кардинальные изменения

Первые существенные «переделки» в храме произошли во времена правления Николая II в 1910 году. Работы курировал архитектор Краснов. Выдано поручение: расширить западный придел, изменить вход. Тогда же закрыли галерею, соединявшую дворец с церковью. Паперть украсили византийскими колонами, росписи обновили.

Икону «Воздвижение Креста Господня» заменили мозаикой, сохранившейся до наших дней, как и старинная икона, написанная на липовой доске. В Крестовоздвиженском храме находились реликвии, подаренные царской семье. Среди них: икона Иверской Божьей Матери, ковчег с мощами равноапостольной Нины и частицами Животворящего креста, мощи Георгия Победоносца и Столпника.

В таком виде, святыня оставалась вплоть до прихода советской власти. Чтобы устранить последствия ее «деяний» понадобилось немало времени. Процесс начался в начале 90-х годов прошлого века. Сегодня тут установлен дубовый иконостас, стены покрашены масляной краской, имитирующей мрамор. Сохранилась мозаика «Ангел Господень», а также изображение Крестовоздвижения. В наши дни здесь каждый день проходят богослужения, читаются акафисты, освящается вода.

храм в ливадии в крымуХрам воздвижения честного и животворящего креста Господня

Как добраться до Крестовоздвиженской церкви

Доехать сюда так же просто, как и до Ливадийского парка. На автовокзале Ялты, садитесь на автобус, идущий до Ливадии (№ 5, 11, 47-а). Выходите на остановке «Дворец», далее до комплекса, по парку. В процессе прогулки увидите храм.

Ищите где остановиться в Крыму?

Путешественникам на автомобиле, рекомендую пользоваться картой или навигатором. Точные координаты обозначены ниже. Ну а тем, кто приехал в Крым общественным транспортом, но посещать достопримечательности желает на авто, советую воспользоваться популярной услугой проката автомобилей.

Полезно (информация для автотуристов, путешествующих с палаткой):

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

храм в ливадии в крыму

Крестовоздвиженская церковь на карте, GPS координаты: 44°28’03.0″N 34°08’36.0″E (44.467488, 34.143340)

Посещение храма будет интересным не только для верующих людей. Несмотря на все переделки, тут царит «царская» атмосфера. Присутствует дух старины. Думаю, каждому туристу захочется побывать в местах, где молилась императорская семья. Всем увлекательного путешествия!

храм в ливадии в крыму

Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.

Источник

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

опубликовано: октябрь 2017

Задний двор Белого дворца в Ливадии – настоящее средоточие достопримечательностей этого уникального дворцово-паркового комплекса. Здесь и Итальянский дворик, и трофейная колонна, и звонница, и фонтанчик с арабской вязью, но особенно выделяется среди них стройная белоснежная красавица – Крестовоздвиженская церковь. Выполненная, на первый взгляд, как единое целое с дворцом, она, тем не менее, старше его на полвека. И ещё более удивительно, что её не разлучили с громадиной Белого дворца в советскую эпоху. Для туристов площадка перед церковью и двор, образованный её галереей и стенами дворца – самый интересная часть всего комплекса – в высокий сезон здесь не протолкнуться. Крестовоздвиженская церковь продолжает притягивать как глаза, так и души.

История Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии – свидетель первого Ливадийского дворцового комплекса. То, что сейчас видят туристы в бывшей летней царской резиденции – творение архитектора Н.П.Краснова – зодческое чудо, построенное для императора Николая II и его семьи. Первый ливадийский комплекс строился для его деда, Александра II, который купил огромное имение в солнечной Ливадии у графа Потоцкого. Императрица Мария Александровна болела чахоткой, которая в итоге и свела её в могилу, крымский воздух ей был настойчиво показан врачами, поэтому новый дворец император подарил своей жене. К тому же Александр II жил на две семьи, а со временем – чаще и охотнее со своей фавориткой Екатериной Михайловной Долгоруковой, поэтому для царя было вполне удобно держать супругу на расстоянии. Такие неблагополучные обстоятельства привели к тому, что Мария Александровна стала владелицей крупнейшего крымского императорского владения.

Несмотря на то, что и Александру II, и императрице Ливадия очень понравилась, было очевидно, что многое придется перестраивать в соответствии с высоким положением новых хозяев. Перестройка была поручена архитектору двора Ипполиту Антоновичу Монигетти. Дом Потоцкого был перестроен в Большой дворец, для великих князей был построен дворец Малый, для духовных нужд возведена Крестовоздвиженская церковь в качестве домовой. Именно это здание сохранилось до наших дней с некоторыми изменениями. Домовая церковь Романовых была построена в стиле, в котором слились отголоски грузинской и византийской зодческих школ. Возводить Крестовоздвиженскую церковь начали в 1861 году, к 1863 само здание уже было построено, но из-за задержки поставки мрамора из Италии завершение работ пришлось отложить.

Крестовоздвиженская церковь является типичным крестово-купольным храмом, вытянутым с запада на восток, но эта ориентация не строгая, здание храма несколько развернуто вокруг своей воображаемой оси. Старый барабан купола не сохранился, новый же намного меньше предшественника.

Интерьер церкви создавал художник Изелло, иконы было поручено нарисовать Александру Егоровичу Бейдеману, который нарисовал тридцать шесть образов для храма. Художник отметил талант Монигетти в ярком завершении каждой детали новой Крестовоздвиженской церкви. Бейдеману пришлось долго ждать, пока прибудет итальянский мрамор, что задерживало сдачу объекта. Но вот мрамор прибыл, и в новом храме появился тонкой работы мраморный иконостас. Свое имя – Крестовоздвиженская церковь – храм получил по настоянию Марии Александровны, здесь прямая отсылка к легенде об обретении матерью византийского императора Константина Еленой креста, на котором был распят Иисус.

Крестовоздвиженская церковь Ливадийского дворца была открыта 23 августа 1866 года, причем работы по внутренней отделке шли более двух лет. В итоге интерьер храма действительно поражал своим убранством и талантом воплощения замысла архитектора.

Мозаичная икона «Воздвижение Честного Креста» была выполнена венецианской фирмой Антонио Сальвиати. Мозаика должна была заменить испорченную просочившейся дождевой влагой рукописную икону, работу А.Е. Бейдемана. Выполненная в 1888 году для Крестовоздвиженской церкви великолепная мозаичная икона сохранилась до наших дней. Также в конце восьмидесятых годов была проведена реставрация внутренней росписи храма. Утварь и иконы Крестовоздвиженской церкви были дорогими, как это и подобало домовой церкви императорской семьи. Некоторые реликвии – чтимые в Грузии иконы и мощи – были присланы грузинскими князьями в дар императору. Самая известная из них – икона Иверской Божьей Матери X века.

Перестройка Ливадийского дворцового комплекса, в том числе и Большого дворца, соединенного с храмом, вынудила архитектора Н.П.Краснова внести некоторые изменения. Объем западного придела увеличили примерно вдвое. Раньше храм с дворцом соединялся полуоткрытой галереей, теперь же галерею сделали полностью закрытой. Над входом в Крестовоздвиженскую церковь появилась икона с изображением Архангела Гавриила.

Это изображение также можно увидеть в наши дни. Нужно отметить, что на огромной строительной площадке одиноко стояла лишь Крестовоздвиженская церковь, Большой дворец был разобран.

Стоит привести несколько строк из «Путеводителя по Крыму» Григория Москвича, посвященных Крестовоздвиженской церкви:

Крестовоздвиженская церковь видела важнейшие в истории Российской империи церемонии. Здесь проходила панихида по умершему в Большом Ливадийском дворце в 1894 году императору Александру III. Здесь же 2 ноября того же года крестилась жена его сына, нового императора Николая II, Алиса Гессен-Дармштадская, ставшая с того времени императрицей Александрой Фёдоровной. Обряд провел широко известный в то время Иоанн Кронштадтский. В Крестовоздвиженской церкви новый император присягнул на верность Российскому престолу. Могла ливадийская церковь увидеть и венчание, однако несмотря на просьбу нового императора тут же и провести необходимый обряд, родственники отговорили Николая II от этого шага, указав на то, что Большая церковь Зимнего дворца для этой церемонии подходит больше.

Звонница, столб и фонтан возле Крестовоздвиженской церкви

Небольшую Крестовоздвиженскую церковь не предполагалось достраивать колокольней, но маленькую оригинальной формы звонницу на шесть колоколов всё же поставили. Проект звонницы принадлежит архитектору Д.И. Гримму. Декоративное оформление выполнил талантливый крестьянин Т.А. Костиков, который вытесал оригинальные орнаменты по инкерманскому камню с большим искусством. В наше время у храма и звонницы похожие купола, выполненные в византийском стиле. На звоннице сейчас висят три небольших колокола, два на нижнем уровне, один – на верхнем, тогда как до революции их было шесть.

При императоре Александре III в 1879 году возле звонницы Крестовоздвиженской церкви была установлена колонна из мрамора. Колонна как ценный трофей была вывезена из болгарской крепости Рущук во время русско-турецкой войны 1878-79 гг., которую вел отец императора. Колонна украшена арабской вязью.

храм в ливадии в крыму
Турецкий столб у звонницы Крестовоздвиженской церкви

Тут же можно увидеть ещё одну знаковую достопримечательность Ливадии – оригинальный фонтан «Ливадия». Его имя начертано прямо по центру композиции, правда, прочитать его могут лишь те, кто знаком с арабским языком. В центре прямоугольной мраморной плиты, украшенной богато арабской вязью, установлен бронзовый кран в виде головы животного, вода же ниспадает в мраморный же поддон. Фонтан «Ливадия» был установлен возле Крестовоздвиженской церкви в 1863 году.

храм в ливадии в крыму
Фонтан «Ливадия» в арабском стиле возле Крестовоздвиженской церкви

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии в наше время

После ухода войск Врангеля из Крыма в конце 1920 года Ливадийский дворцово-парковый комплекс был национализирован и быстро пришел в упадок. Некоторое время здесь был санаторий, Крестовоздвиженская церковь прогнозируемо была закрыта. Благодаря высокому статусу дворца даже в советскую эпоху красивую церковь разобрать не решились, хотя внутренняя обстановка была беспощадно уничтожена. Осталось лишь мозаичное панно архангела Михаила над входом. Не тронули и звонницу. Здание Крестовоздвиженской церкви использовалось как склад, мастерская, некоторое время здесь работал клуб и музей.

После открытия Крестовоздвиженской церкви в 1991 году стал вопрос о реконструкции здания. Великолепный белого мрамора иконостас не сохранился, как не осталось и намека на мраморные детали интерьера. Сегодняшний турист уже видит Крестовоздвиженскую церковь во всем великолепии. Она органично гармонирует с Белым дворцом, на первый взгляд, являясь одним целым с ним. Стены, прорезанные узкими длинными арочными окнами, в яркий солнечный день ослепляют своей белизной.

Северную часть храма с дворцом соединяет крытый переход, украшенный окнами, западная галерея в виде византийской аркады закрыта только сверху, крыша покоится на двух рядах колонн. Переход и галерея вместе со стенами Белого дворца образуют тихий, украшенный цветущими буйно клумбами, дворик.

На восточном алтарном фасаде Крестовоздвиженской церкви, не имеющем окон, можно увидеть барельефное изображение креста с надписью, гласящей, что это храм в честь Животворящего креста был возведен в 1863 году.

Барельеф на стене Крестовоздвиженской церкви в честь возведения храма в 1863 году

В одном из углов галереи, за колонной, незаметно притаилась вырезанная на стене рельефная композиция «Афинская школа», повторяющая знаменитую фреску Рафаэля из Ватикана.

храм в ливадии в крымухрам в ливадии в крыму
Барельеф под колоннадой Крестовоздвиженской церкви

Как добраться до Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Началом маршрута к Крестовоздвиженской церкви будет остановка «Больница» на трассе Ялта-Севастополь. Ориентир – большой каменный крест. Отсюда вниз вьется весьма замусоренная асфальтированная дорога, которая приведёт вас к первому хирургическому корпусу Ялтинской городской больницы. Далее вы пройдете через весь больничный городок в северном направлении мимо дома милосердия святой Варвары и больничной церкви в честь иконы Божьей Матери «Всецарица», по пути встретятся две остановки «Магазин» и «Ялтинская больница».

Дорога через территорию больницы со временем вольется в Старое севастопольское шоссе, по которому продолжаем двигаться на север. Нужно найти соединение севастопольского шоссе и улицы Батурина, по которой вы начнете путь в обратную сторону, на юг. По пути встретится несколько интересной архитектуры старинных домов и остановка «Ливадийский дворец».

Колоннада Крестовоздвиженской церкви
на фоне Белого дворца в Ливадии

Из Ялты можно приехать на любом автобусе, следующем в Ливадию (например, №5 или №11), и выйти на одной из вышеперечисленных остановок. Можно из Ялты прийти пешком по нижней дороге и подняться к дворцу и церкви через Ливадийский парк.

Если же вы идёте из Гаспры по Солнечной тропе, то конечной точкой вашего маршрута будет столб, у которого тропа заканчивается, а это как раз чуть ниже бывшего дворца Фредерикса.

Поднимайтесь к этому зданию, которое ныне является корпусом санатория «Ливадия», и идите по направлению к Белому дворцу, таким образом, вы не пропустите Крестовоздвиженскую церковь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *