храм в ливадии в ялте
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии
Добро пожаловать на сайт
общины Крестовоздвиженской домовой церкви
семьи Романовых в Ливадии.
На сайте Вы сможете познакомиться с историей нашего храма,
его сегодняшней жизнью: социальными, просветительскими и благотворительными проектами Крестовоздвиженской общины.
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии запись закреплена
Храм-памятник Вознесения Господня в Ливадии
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии запись закреплена
Cегодня, продолжим разговор о церковном богослужении.
Утреня – в ожидании воскресшего Спасителя.
«Исполним утреннюю молитву нашу», – слышим мы призыв диакона, чаще всего вечером, уже после захода солнца. Это слова из чина утрени, о которой мы сегодня и поговорим.
Показать полностью.
В большинстве приходов утреня сегодня совершается не в изначально установленное время. По уставу возглас славословия: «Слава Тебе, показавшему нам свет», – должен произноситься примерно с восходом (или хотя бы после восхода) солнца, а не наоборот. Мы же, согласно исторически сложившейся в нашей Церкви традиции, утреню служим вечером. В первые же века все было немного иначе.
При составлении утрени, равно как и при составлении других частей богослужения, первые христиане ориентировались на Ветхий Завет: «Давид оставил там, пред ковчегом завета Господня, Асафа и братьев его, чтоб они служили пред ковчегом постоянно, каждый день… для возношения всесожжения Господу на жертвеннике всесожжений постоянно, утром и вечером» (1 Пар. 16, 37… 40).
Сам же царь Давид в одном из псалмов взывает: «Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою и буду ожидать» (Пс. 5, 4). Также и у пророка Исайи читаем: «Душою моею я стремился к Тебе ночью, и духом моим я буду искать Тебя во внутренности моей с раннего утра» (Ис. 26, 9).
Святитель Феофан Затворник говорил, что молитва – это первейшее дело христианина.
Но только в христианстве само утро, как определенное время суток, приобретает особое значение.
Как мы помним, два важнейших события в истории спасения человечества совершились ночью.
Речь идет о Рождестве и о Воскресении Христовом.
Именно поэтому предрассветный период христианами воспринимался как время ожидания появления Воплотившегося, Вочеловечившегося и Воскресшего Спасителя. Важность и необходимость утреннего молитвенного собрания подчеркивается еще и тем,
что Сам Христос называл Себя светом:
«Говорил Иисус к народу и сказал им: Я – свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).
Если изложенное понимание символизма утреннего богослужения сохраняется и сегодня, то в первые века христианства оно имело еще и апологетическое значение.
Дело в том, что в то время в Римской империи большое распространение получил культ Митры, с поклонением солнцу как божеству. При этом христианская проповедь, также и через богослужение, делала акцент на противопоставлении ему Христа, как единственного истинного Бога, подателя и источника не только чувственного, но и духовного света.
В то время, когда язычники преклоняли колена перед своим идолом – небесным светилом, христиане благоговейно и в молитве вспоминали важнейшие события Искупительного подвига нашего Спасителя. Данная традиция настолько плотно и быстро вошла в молитвенную практику христиан, что уже на рубеже I и II столетий об этом были хорошо осведомлены и высокопоставленные римские чиновники.
В знаменитой переписке проконсула Плиния Младшего с императором Траяном первый доносит цезарю о том, что в предрассветный час христиане собирались для пения гимнов Христу, почитая Его за Божество.
Из этого свидетельства становится понятно, что даже язычник хорошо уяснил суть утреннего молитвенного собрания. Однако каким именно было утреннее богослужение ранних христиан, нам доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что уже тогда использовалось привычное для нас сегодня Великое славословие (хотя и в упрощенном виде). Косвенно об этом говорит тот факт, что священномученик папа Телесфор (125-136 гг.) ввел данное славословие в римскую литургию.
Одним из самых ранних литургико-канонических письменных памятников считается документ под названием «Завещание Господа нашего Иисуса Христа». Его происхождение датируется серединой II века. Здесь мы уже находим свидетельство о существовании трех видов утрени.
1. Это так называемая епископская утреня, которую совершал архиерей в праздничные и воскресные дни. Она состояла из двух основных частей: славословия предрассветного и славословия конечного.
2. Второй вид утрени совершали пресвитеры «в церкви сами по себе в предписанное время», т.е. был некий аналог нашей вседневной утрени. На ней присутствовали христиане, которым это позволяли обстоятельства жизни. Здесь видим три части, однако каково было их содержание (псалмы, библейские песни, молитвы), доподлинно неизвестно.
3. Третьим видом утрени являлась утреня вдовиц, «пользующихся предстательством в собраниях».
Стоит сказать, что вдовицы – это древняя женская иерархическая должность, которая считалась ниже диаконской, однако выше иподиакона и чтеца.
Именно вдовицы, как видно из цитаты самого «Завещания», имели право предстательства в некоторых молитвенных собраниях. Скорее всего, это касалось женских собраний или собраний собственно самих вдовиц. К слову, они иногда носили еще и название пресвитериц, однако выяснить, каковы были их функции и обязанности – проблема, решение которой пока не предвидится ввиду недостаточности исторических свидетельств.
Утреня вдовиц носила вид келейного правила и, вероятно, состояла из пения псалмов и великого славословия. Самый главный вывод, который мы можем сделать из свидетельств «Завещания» – это то, что утреня уже в середине II века представляла собой общецерковную службу.
О совершении утрени мы узнаем также из «Апостольских постановлений» – памятника IV века.
Основным отличием изложенного здесь чинопоследования утрени от утрени «Завещания» является наличие особых диаконских молений и епископских молитв об оглашенных.
Также здесь мы встречаем прошения, послужившие основой для будущей, и уже хорошо нам знакомой просительной ектеньи.
С IV века еще сохранились ценные свидетельства паломницы Сильвии Аквитанки о совершении утрени в иерусалимской общине. Здесь присутствует пение антифонов и псалмов, после которых читаются молитвы. Интересно, что независимо от того, вседневная это утреня или воскресная, начиналась она всегда еще до пения петухов.
Дальнейшее развитие утрени мы находим уже в VII столетии – это свидетельства Нила Синайского и Иоанна Мосха. В ней присутствуют общие черты чинопоследований упомянутых выше памятников, однако прямой связи между ними все же не установить.
Главное отличие утрени преподобных Иоанна и Нила заключается в том, что она практически вся не пелась, а читалась. Сближение же с современной нам утреней можно найти в описаниях свт. Симеона Солунского и в уставе Великой Константинопольской церкви.
Сегодня мы имеем три вида утрени:
вседневную, славословную и полиелейную.
Общие их отличия, думается, многим и так известны.
Если еще раз просмотреть все здесь написанное, то несложно будет увидеть, что изначальному смысловому наполнению утреннего богослужения было уделено больше внимания, чем истории развития самого чина, по которому мы прошлись очень кратко.
Все это сделано для того, чтоб изначально правильно расставить акценты в понимании богослужения, где ожидание встречи воплотившегося и воскресшего Сына Божия намного важнее уставных нюансов, менявшихся на протяжении истории христианства.
Станислав Васильев
Рекомендует…
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии (в окрестностях от Ялты) – фото, описание, где находится
Культовые достопримечательности Ялты – Крестовоздвиженский храм
В окрестностях Ялты сосредоточено огромное количество природных и рукотворных достопримечательностей. В их списке находится и культовое сооружение – Крестовоздвиженский храм, в котором в свое время проводились службы для царской семьи и их ближайшего окружения.
Храм воздвижения честного и животворящего креста Господня
Расположение, исторический очерк
Находится уникальное культовое сооружение, недалеко от самого популярного туристического объекта окрестностей Ялты – «Ливадийского дворца». Строительство дворцового храма, длилось четыре года. На ее месте располагался костел, который и был переделан в православную церковь.
Здание небольшое, одноэтажное, выполненное из инкерманского камня. Основным стилем строения и внутреннего убранства, архитектор Монигетти, выбрал «византийский». Одноэтажное здание, в виде вытянутого креста соединялось с кабинетом Александра II. Алтарную стену, снаружи украсил рельефный крест.
Освятили Крестовоздвиженскую церковь в 1866 году, но по окончанию всех внутренних работ. Росписи поручили, известному в те времена, художнику Бейдеману. В общей сложности он выполнил 36 образов. Особо эффектно выглядели изображения праздников Крестовоздвижения, Рождества Пресвятой Богородицы и Тайной вечери. За свой труд, художник был удостоен ордена Станислава 2-ой ст.
Белоснежный мраморный иконостас, стал оригинальным украшением внутреннего пространства храма. С одной его стороны установили церковную икону, с другой – старинный образ с мощами святых, украшенный драгоценными минералами. К сожалению, до нашего времени иконостас не сохранился.
Звонница Крестовоздвиженской церкви
Впрочем, как и росписи Бедемена. Их заменили мозаичной композицией в 1887 году. В то же время, около храма построили звонницу. Немного позже, около нее установили небольшую колону из серого мрамора с надписями на турецком и арабском языке.
С приходом советской власти, Крестовоздвиженскую церковь, ждала незавидная участь, как и остальные культовые объекты. На территории сделали санаторий для рабочих и крестьян. После там был клуб, склад, музей. Все ценное, что было – уничтожили или разворовали. К счастью, уцелела мозаика Воздвижения Креста Господня.
Ульяна около звонницы
Кардинальные изменения
Первые существенные «переделки» в храме произошли во времена правления Николая II в 1910 году. Работы курировал архитектор Краснов. Выдано поручение: расширить западный придел, изменить вход. Тогда же закрыли галерею, соединявшую дворец с церковью. Паперть украсили византийскими колонами, росписи обновили.
Икону «Воздвижение Креста Господня» заменили мозаикой, сохранившейся до наших дней, как и старинная икона, написанная на липовой доске. В Крестовоздвиженском храме находились реликвии, подаренные царской семье. Среди них: икона Иверской Божьей Матери, ковчег с мощами равноапостольной Нины и частицами Животворящего креста, мощи Георгия Победоносца и Столпника.
В таком виде, святыня оставалась вплоть до прихода советской власти. Чтобы устранить последствия ее «деяний» понадобилось немало времени. Процесс начался в начале 90-х годов прошлого века. Сегодня тут установлен дубовый иконостас, стены покрашены масляной краской, имитирующей мрамор. Сохранилась мозаика «Ангел Господень», а также изображение Крестовоздвижения. В наши дни здесь каждый день проходят богослужения, читаются акафисты, освящается вода.
Храм воздвижения честного и животворящего креста Господня
Как добраться до Крестовоздвиженской церкви
Доехать сюда так же просто, как и до Ливадийского парка. На автовокзале Ялты, садитесь на автобус, идущий до Ливадии (№ 5, 11, 47-а). Выходите на остановке «Дворец», далее до комплекса, по парку. В процессе прогулки увидите храм.
Ищите где остановиться в Крыму?
Путешественникам на автомобиле, рекомендую пользоваться картой или навигатором. Точные координаты обозначены ниже. Ну а тем, кто приехал в Крым общественным транспортом, но посещать достопримечательности желает на авто, советую воспользоваться популярной услугой проката автомобилей.
Полезно (информация для автотуристов, путешествующих с палаткой):
Крестовоздвиженская церковь на карте, GPS координаты: 44°28’03.0″N 34°08’36.0″E (44.467488, 34.143340)
Посещение храма будет интересным не только для верующих людей. Несмотря на все переделки, тут царит «царская» атмосфера. Присутствует дух старины. Думаю, каждому туристу захочется побывать в местах, где молилась императорская семья. Всем увлекательного путешествия!
Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.
Крестовоздвиженская церковь (Ливадия)
Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии — это дворцовая церковь при Ливадийском дворце, которая по желанию императрицы Марии Александровны была освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Содержание
История [ править ]
Крестовоздвиженская Церковь в Ливадии — это дворцовая церковь при Ливадийском дворце, которая по желанию императрицы Марии Александровны была освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Построенная при Александре II, она была задумана как сокровищница и хранилище религиозных реликвий Российского императорского дома; была заложена 8 (21) сентября 1862 г. и строилась по проекту профессора архитектуры И. А. Монигетти.
В годы царствования императора Александра III рядом с церковью возвели изящную звонницу на 6 колоколов, своими формами воспроизводящую храм в миниатюре. Одновременно венецианский мастер А. Сальвиати перевел запрестольный образ в смальтовую мозаику.
В этом храме в 1894 г. святой праведный Иоанн Кронштадтский совершил отпевание почившего Царя — Миротворца Александра III. Здесь принёс присягу на верность Российском Престолу последний русский самодержец Николай II, и приняла Святое Православие его невеста — принцесса Алиса Гессенская, нареченная Александрою Феодоровной.
В 1910–1911 годах архитектор Н. П. Краснов на месте старого возвел новый Большой Императорский дворец. Согласно воле Высочайшего заказчика, императора Николая II, церковь сохранили, но было решено расширить ее западный придел, по-новому устроить вход в храм, украсив паперть византийской колоннадой. Художник А. И. Славцов отреставрировал старую роспись и заново расписал стены пристроечной части. По его рисунку профессор П. А. Чистяков создал надвратную мозаичную икону «Ангел Господень».
После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В те времена только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.
Не сохранились в церкви иконостас и мраморная облицовка стен, вместо нее панели расписали масляной краской под серый мрамор. Только мозаичное панно на сюжет Воздвижения Креста Господня сияло немеркнущим светом, который вселял надежду, что храм оживет и украсится заново. Так оно и случилось. В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения.
Описание [ править ]
Церковь сооружена в византийском стиле. Это одноэтажное каменное здание, квадратное в плане, однокупольное. Стены прорезаны глубокими арочными окнами, где имеются в два ряда 13 люкарн византийского стиля. Богатство отделки подчеркивалось роскошным иконостасом из белоснежного резного мрамора, литыми бронзовыми вратами, паникадилом и дверными решетками, дорогими коврами, сотканными в Париже. В центре купола, на голубом с золотыми звездами своде, выделялся монограф Иисуса Христа. На стенах было написано около 30 образов святых, особо почитаемых в царской семье, позднее их стало более 50; среди них выделялись три больших панно: «Воздвижение Честного Креста», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Тайная Вечеря». В храме хранились бесценные священные реликвии, поднесенные в дар царской семье потомками грузинских царей и гостями из далекой Палестины, среди них частицы мощей из Симеона Столпника, Св. Великомученика Георгия Победоносца, Св. Равноапостольной Нины.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: Россия, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ливадия, ул. Батурина, д. 44А
Проезд общественным транспортом:
до остановки «Ливадийский дворец»
Паломнику [ править ]
Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма.
Ливадийский дворец
Дворцовая Крестовоздвиженская церковь
В 1860 году Удельное ведомство купило усадьбу графа Л.С. Потоцкого для строительства здесь дворца. Император Александр II подарил Ливадию своей жене императрице Марии Федоровне, которая болела чахоткой и должна была ежегодно лечиться на юге. Придворному архитектору Ипполиту Монигетти (1819-1878) поручили построить здесь целый архитектурный комплекс: два дворца, служебные помещения, оранжереи, бассейны и, конечно же, дворцовую церковь. Церковь была переделана архитектором в 1864 году из костела, поэтому ее алтарь ориентирован не на восток, как у всех православных церквей, а на юг.
Изящная церковь, украшенная внутри резьбой по дереву, цветными стеклами витражей, восхищала уютностью и благолепием. С большим мастерством из инкерманского камня, из которого построена вся церковь, был выполнен сложный орнаментальный фриз, завершающий стены, и рельефное обрамление окон. В мае 1863 года Монигетти было предписано: «Вместо глухого окна на алтарной стене церкви сделать рельефный крест».
По словам современников, церковь пленяла «грацией и изящной простотой». Первоначально крыша ее завершалась цилиндрическим барабаном, покрытым рельефным орнаментом и увенчанным конической чешуеобразной кровлей с крестом. Это особенно роднило Ливадийскую церковь с грузинскими постройками. Позже, с устройством на крыше светового фонаря, церковь в какой-то степени устратила цельность художественного образа.
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии (Ливадийская церковь). Крым
Свод церкви был выкрашен в голубой цвет и усеян золотыми звездами, что символизировало верхнее небо. С середины свода спускалась небольшая люстра. Маленькая дверца вела из церкви в ризницу, а оттуда в кабинет императора Александра III.
Крестовоздвиженская церковь в Ливадии
В сентябре 1863 года все работы в церкви, как внутри, так и извне, полностью окончены. На акварели австрийского художника Рудольфа Альта, побывавшего в Ливадии в этот год, церковь изображена уже построенной.
С 1864 по 1866 г. осуществлялась внутренняя отделка храма, освящение которого состоялось 23 августа 1866 года. В 1870 году для царских врат Ливадийской церкви были куплены два образа в золоченых ризах и 25 икон.
Старинная открытка с изображением Крестовоздвиженской церкви Ливадийского дворца
По желанию императрицы Марии Александровны церковь была освящена в честь одного из наиболее почитаемых праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Историки церкви так описывают это событие.
Византийский император Константин, в благодарность Богу за согласие Церкви, установившееся на I Вселенском Соборе, пожелал построить храм на Голгофе. Мать Константина Елена в 326 году отправилась в Иерусалим на поиски креста Господня. По указанию одного старого иудея крест был найден, но с ним и другие два креста. Чтобы найти именно тот, на котором был распят Иисус Христос, все кресты принесли к одру больной женщины. Прикосновение двух крестов не произвело никакого действия, а от прикосновения третьего креста больная чудесно исцелилась. Затем этот крест возложили на умирающего, и тот воскрес. К кресту стеклось такое количество народа, что для того, чтобы все могли увидеть его, патриарх стал на возвышенном месте и воздвигал честный крест, показывая его, и весь народ в радостном восторге взывал: «Господи, помилуй!». На месте, где был найден крест Господен, построили храм, и в дни его освящения был установлен праздник Воздвижения Честнейшего и Животворящего Креста Господня. Этот праздник церковь отмечает 27 сентября.
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
Рядом с храмом по проекту Д.И. Гримма построили звонницу, ее украшает орнамент, который вырезал из камня талантливый мастер крестьянин Орловской губернии Т.А. Костиков. Во время правления Александра III тут же поставили мраморную колонну из крепости Рущук на Дунае.
Эта колонна была установлена возле дворца в 1879 году в память о русско-турецкой кампании 1877-1878 годов, когда Россия воевала за освобождение Болгарии от турецкого ига.
Дождевая влага попала в храм через прохудившуюся крышу и испортила главную икону «Воздвижение Честного Креста». Было решено заменить ее мозаикой, материалом более прочным, чем краски, и долго сохраняющим яркие цвета. Выполнить эту работу поручили фирме А. Сальвиати. Академик А.Н. Попов сделал для Сальвиати точную копию иконы на картоне. Работы были выполнены в срок в 1888 году. Эта мозаичная икона сохранилась до наших дней.
При перестройке дворца в 1910-1911 годах архитектор Н.П. Краснов сохранил здание церкви, внеся незначительные изменения. Он увеличил придел, устроив здесь вход. Прежний вход выводил в полуоткрытую галерею, соединяющую храм с дворцом, Краснов превратил эту галерею в полностью закрытую. Портал храма украсила мозаичная икона «Архангела Гавриила». Ее выполнили в мастерской профессора П.П. Чистякова. Он же расписал новый притвор, среди икон была икона Божией Матери Федоровская.
В Ливадийском храме совершались важные события как для царской семьи, так и для всей России. В 1894 году в старом дворце умер Александр III. Панихида по почившему государю и присяга нового русского императора Николая II состоялись в дворцовом храме. Здесь же святой праведный Иоанн Кронштадский миропомазал невесту Николая принцессу Алису Гессенскую, она стала православной благоверной княгиней Александрой Федоровной. При этом обряде присутствовали самые близкие люди, среди которых была сестра будущей императрицы Елизавета Федоровна. Им обеим суждено было закончить свой жизненный путь в грозном 1918 году.
Император Николай II с императрицей Александрой Федоровной
В 1887 году росписи Бейдемана были заменены мозаикой, выполненной итальянцем Сальвиатти.
Тогда же рядом с церковью была построена звонница из того же инкерманского камня по рисунку профессора Д. Гримма, который стремился создать единый архитектурный ансамбль: простые четкие линии звонницы перекликаются с архитектурными формами церкви, а внутренние объемы для размешения колоколов повторяют очертания спаренных оконных проемов церкви. Как показывают архивные документы, на кладку звонницы ушло 128 каменных блоков, которые плотно подгонялись один к другому крестьянином из Орловской губернии Трифоном Агафоновым Костиковым. В свидетельстве, выданном ему, отмечалось, что «произведены все работы. согласно плану и рисункам, с выделкой всех орнаментов, с полным знанием дела и вполне добросовестно, что и удостоверяется подписью с приложением казенной печати «Ливадия».
Колонна в честь турецкого султана
После установления советской власти в Ливадии открыли санаторий для крестьян. Церковь закрыли, за долгие годы запустения здесь устраивали и клуб, и склад, и музейное помещение. В последние советские годы здесь была сварочная мастерская. Только мозаичное изображение архангела Гавриила над главным входом и стоящая рядом изящная звонница напоминали о том, что когда-то здесь был Дом Божий.
Внутреннее убранство церкви
В 1991 году в Крестовоздвиженском храме возобновились Богослужения. Конечно, возрождение храма шло медленно: иконостас сначала был фанерным, затем появился дубовый аналой, на котором воспроизвели резьбу мраморного обрамления старинных дверей. Слева и справа от отреставрированного алтаря встали резные дубовые киоты для главных икон: Божией Матери «Державная» и Святого Иоанна Кронштадского.
Печально глядят со стен церкви святые лики, будто скорбят о мученической смерти Александра II, для семьи которого она строилась, о безвременной кончине в Ливадии его сына Александра III, об изуверском убиении в большевистских подвалах почти всех Романовых.