храм в любани ленинградской области
Город Любань в Ленинградской области — где единственный в России храм железнодорожников
Город Любань, расположенный в Тосненском муниципальном районе Ленинградской области, входит в число исторических городов России. Главная из его достопримечательностей — храм святых апостолов Петра и Павла является единственным в нашей стране храмом железнодорожников.
Город обладает не только богатой, но и удивительной историей. Известный русский прозаик Александр Николаевич Радищев посвятил Любани целую главу в своём знаменитом произведении «Путешествия из Петербурга в Москву», которая так и называется «Любань».
Развитие Любань получила именно в то время, когда в России построили первую крупную железную дорогу, соединяющую Москву и Петербург. Любань, расположенная между двумя столицами, сама превратилась своего рода в столицу — стала главным городом российских железнодорожников.
Удивительная история Любани
Поселение на этом месте существовало с давних времён. Но впервые упоминается в писцовой книге Водской пятины 1500 года как деревня Любани в Ильинском Тигодском погосте Новгородского уезда.
Название происходит, предположительно, от лубяного промысла, как в фольклоре «у лисички избушка была ледяная, а у зайчика — лубяная», то есть, построенная из древесной коры. Известно, что в начале 1711 года учредили почтовый путь между Санкт-Петербургом и Москвой, который проходил через Любань.
Интересный исторический факт, касающийся Любани, заключается в том, что одна из глав повести «Путешествия из Петербурга в Москву» писателя Александра Радищева посвящена Любани, глава так и называется «Любань».
На карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита 1770 года снова поселение упоминается, как деревня Любани.
Железная дорога через Любань
В 1843 году начали строить железнодорожную магистраль между Санкт-Петербургом и Москвой. А шестью годами позже, в 1849 году, через Любань прошёл первый пассажирский поезд. В 1850 году в Любани возвели здание железнодорожного вокзала.
Любань стала одной из станций Николаевской железной дороги, при реке Тигоде. В 1868 году здесь была построена первая железнодорожная школа. К середине XIX века Любань значилась волостным центром Новгородского уезда Новгородской губернии.
С 1884 года в Любани начались регулярные гидрометеорологические наблюдения. Сегодня тут находится гидрологическая станция I разряда. В целом, в Любани с появлением железной дороги начали строить свои дачи крупные чины железнодорожного ведомства.
В городе царил образцовый порядок. На улицах Любани можно было запросто увидеть прогуливающихся генералов и нарядных светских дам. Любань тогда ещё называли городом цветов. Местные жители жили прекрасно тем, что продавали цветы на вокзале. А пассажиры уже не мыслили встречу без роскошного букета.
Любанская церковь Петра и Павла
Рядом с вокзалом в 1867 году возвели церковь по проекту известного русского архитектора Константина Андреевича Тона. Через 3 года, в 1880 году, в Любанской церкви состоялось захоронение Павла Петровича Мельникова.
Мельников был первым министром путей сообщения России и автором проекта Николаевской железной дороги. Лишь в 1954 году его прах перенесли в сквер, расположенный у здания вокзала. А в 1955 году установили бронзовый бюст Павла Петровича Мельникова. Автором памятника стал скульптор Дмитрий Михайлович Епифанов.
Богослужения в Любанской Петропавловской церкви, освящённой в 1867 году, продолжались 70 лет. Религиозная жизнь Любани, как и множества других городов и сёл Советского Союза, оборвалась неожиданно.
Любань при СССР и в годы войны
Постановлением Временного правительства от 3 июня 1917 года посёлок Любань-Горка Новгородского уезда был обращён в город Любань-Горка. С 1917 по 1927 год город Любань оставался административным центром Любанской волости Новгородского уезда Новгородской губернии.
Но уже в 1927—1930 годах город был административным центром Любанского района Ленинградской области. В 1930 году Любань вошла в состав Тосненского района. В 1939 году храм в Любани закрыли, здание стали использовать как склад.
Большое сражение за небольшой город
В Великую Отечественную войну, в 1941—1944 годах Любань была оккупирована фашистами. На подступах к городу всю первую половину 1942 года велись чрезвычайно жестокие и кровопролитные бои.
На занятой врагом территории остались миллионы мирных граждан. Пережить фашистское иго многим из них помогла вера в Бога. Именно в это страшное время в Любанском храме возобновились богослужения. Однако после проведения ремонта 25 августа 1941 года в храм попала авиабомба, которая проломила купол и взорвалась в центре храма, отчего он был сильно повреждён.
В августе 1941 года Любань стала именно тем местом, откуда нацисты начали свой рывок к Ленинграду. Хотя Любань и не являлась узловой железнодорожной станцией, но выход на линию шоссе Москва—Ленинград и одновременный перехват железной дороги могли обеспечить свободу передвижения войскам обеих сторон.
В сентябре 1941 года из-за повреждения храма богослужения в Любани стали проходить в частном доме. Но уже в 1942 году, несмотря тяжелейшие условия и голод, близость фронта и врага, верующие приступили к восстановлению своей святыни. Нелегкий труд увенчался успехом, и в стенах исторической церкви снова зазвучала молитва.
Окрестности Любани — маленького городка, расположенного к юго-востоку от Ленинграда — стали тем участком, где у войск Волховского фронта появился шанс расплатиться с фашистами за тяжёлые поражения предыдущих лет и поставить жирную точку в вопросе пребывания нацистских войск на путях снабжения Ленинграда.
События января 1944 года принесли долгожданное освобождение Любани и очищение города от фашисткой заразы. В награду за тяжёлый ратный труд две штурмовавшие Любань дивизии — 80-я и 281-я — получили почётное наименование «Любанских». К началу 1950-х годов город был почти полностью восстановлен.
Новейшая и успешная история Любани
В 1989 году началось возрождение храма святых апостолов Петра и Павла в Любани. Событие, которое 25 января 1999 года произошло в городе Любани, горожане и прихожане описывают как грандиозное и историческое.
Принадлежащий железной дороге — единственный в России и на всей Земле — Любанский храм Петра и Павла, разорённый в 1930-е годы и разрушенный в годы Великой Отечественной войны, снял с себя строительные леса и воссиял во всем великолепии, призывая всех верующих к молитве.
Петропавловский храм в Любани — память о 79-ти инженерах-строителях Николаевской, ныне Октябрьской, железной дороги, память обо всех, кто погиб, сражаясь за её освобождение, память одном из великих сынов Отечества Павле Петровиче Мельникове.
Церковь Петра и Павла явилась памятником, в котором отразилось стремление выразить в архитектуре исторические и духовные традиции народа, это уникальное, место, такого на железной дороге больше нет.
Мельников построил в Любани целый комплекс замечательных сооружении — здание вокзала, паровозного депо, школы, церкви-памятника. Депо по сей день находится в хорошем рабочем состоянии, железнодорожники не могут нахвалиться его целесообразностью и продуманностью, а ведь построено оно было ещё в прошлом веке.
На реставрацию внешнего вида Петропавловской церкви потребовалось вдвое больше времени, чем на ее строительство. И 17 сентября 1999 года состоялась торжественная церемония освящения храма святых апостолов Петра и Павла, ставшего первым в России храмом железнодорожников.
Освятил храм и возглавил первую в храме Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2000 году прах первого министра путей сообщения России Павла Петровича Мельникова торжественно перенесли в нижний придел Любанского храма.
Петропавловская Любанская церковь снова стала одним из красивейших храмов Ленинградской области. Но знаменита она во всей России не только благодаря своей необыкновенной красоте и уникальной истории. Как рассказал настоятель храма, в ней «каждый день молятся о здравии всех путешествующих на поездах».
Другие достопримечательности Любани
В городе Любани в 1955 году был установлен бюст в память об инженере и строителе первой железной дороги в России Павле Мельникове. Он расположен прямо у железнодорожного вокзала. Бюст выполнен из бронзы и стоит на высокой колонне, на которой имеется надпись:
Мельников Павел Петрович. 1804-1880. Автор проекта и строитель Петербургско-Московской (Октябрьской) железной дороги, основоположник отечественной железнодорожной науки.
В сквере 30-летия Победы в Любани можно увидеть памятник погибшим деревням в Великой Отечественной войне. Монумент изображает бревенчатый угол внутри дома, в котором расположена русская печь. Элементы композиции стилизованы под часть внутреннего убранства старинной избы, типичной для наших деревень прошлых веков.
Близ монумента размещён ещё памятный камень, выполненный в виде большого валуна. На нём был транспарант со списком селений, которые были стёрты с лица Земли полчищами фашисткой нечисти. К сожалению, сейчас этот транспарант утрачен. Рядом с камнем нередко можно увидеть живые цветы.
Тур «Наш паровоз вперёд летит». Часть первая.
Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Часть I. Церковь железнодорожников. Любань.
Отправившись на автобусе в 7:30 утра воскресенья 19 августа 2017 года от величественного здания Ленсовета, преодолевая привычное сопротивление российской дороги какому-либо движению и слушая краткую историю развития транспортного сообщения на территории нашей страны в изложении гида Ильи Шереметьева, мы прибыли к первому пункту на маршруте — единственной в России церкви железнодорожников – храма святых апостолов Петра и Павла в Любани. Прихожан и просто любопытствующих встречают гостеприимно распахнутые ворота, ухоженный дворик, клумбы и надгробные камни:
С фасада храма приветствует его архитектор — Константи́н Андре́евич Тон. Наверняка вам знакомо это имя, но для полноты понимания его личности только упомяну, что Тон проектировал Большой Кремлёвский Дворец и Храм Христа спасителя в Москве. Петербуржцам он оставил такие знаковые здания, как Санкт-Петербургская станция Царскосельской железной дороги и здание станции I класса Николаевской ж/д, если это вас не впечатлило, то уточню, что мы привыкли называть эти станции Витебским и Московским вокзалами соответственно.
С обратной стороны церкви неожиданно обнаруживается мемориал и захоронение солдат и офицеров 1016 стрелкового полка 228 Дновской дивизии, погибших в боях за станцию Любань.
Почтив память павших, возвращаемся к реальности и тут очень кстати, после долгого пути, обнаруживается характерный домик с совершенно современными удобствами:
Прогулявшись по двору и размяв ноги, мы переместились внутрь храма, где нас встретил настоятель протоиерей Евгений Кириллович Бабинцев:
Осмотрев внутреннее убранство, мы спустились в нижний храм, который по совместительству является музеем истории церкви железнодорожников, а так же усыпальницей идеолога строительства храма — первого министра Путей сообщения Павла Петровича Мельникова:
Настоятель провёл экскурсию, рассказал про представленные экспонаты, а так же про историю восстановления церкви, которая сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. И ему было, что поведать, так как все работы велись при непосредственном руководстве и подвижничестве протоиерея Евгения Бабинцева:
Протоиерей, как и всякий увлечённый своим делом человек, с любовью говорил о проделанной работе, показывал альбомы с фотографиями, на которых можно видеть всех постсоветских министров Путей сообщения, а так же Патриарха Алексия II, освятившего восстановленный храм 17 сентября 1999 года. Но кроме представительных лиц, там же можно увидеть простых людей, занимающихся поиском и захоронением останков бойцов Красной армии, труду которых в меру сил помогает приход церкви. К сожалению, конца этой работе не видно, так как в Ленинградской области шли ожесточённые позиционные бои, то есть те, о которых в сводках сухо сообщалось, что на данном участке фронта «без перемен», а по факту каждый день на небольших пятачках земли гибли сотни и тысячи человек.
В конце экскурсии протоиерей Евгений Бабинцев скромно заметил, что в день нашего приезда, а именно 19 августа 2017 года, исполнилось ровно сорок лет его Иерейской хиротонии, то есть рукоположения в сан. После чего, распрощавшись с нами, он отправился на службу, а мы двинулись в дальнейший путь.
Больше фотографий можно посмотреть тут.
А следующим пунктом нашего путешествия был дом-музей Николая Алексеевича Некрасова в Чудово, но об этом я расскажу в следующий раз. Как говорится, хорошего понемногу и to be continued.
Тосненское благочиние Гатчинской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Храм свв. первоверх. апп. Петра и Павла, г. Любань
Стыдно вспомнить, что еще 10 лет назад он представлял собой руину. Но к своему новому рождению Петропавловский храм восстал во всей красе, и его золотистый шатер вновь сияет над Любанью.
При строительстве магистрали передовая инженерная мысль середины XIX века переплеталась с каторжным трудом сотен тысяч мужиков, многие из которых «гроб обрели здесь себе». Официально работы возглавлял любимец Николая I, граф Петр Андреевич Клейнмихель, все построки которого обходились чрезвычайно дорого и соединялись с бесчеловечным отношением к рабочим. Один из инженеров путей сообщения, Антон Иванович Штукенберг (1815-1887), вспоминал:
«Всем нам граф Петр Андреевич обещал по окончании сооружения дороги, в том числе и себе, — поставить памятник, но, видимо, не хватило материала, все ушло на железную дорогу. В конце-концов ограничились тем, что имена всех строителей вырезаны на мраморной доске, поставленной в церкви, построенной при железной дороге на Любанской станции».
Но сооружение мемориального храма стало возможным лишь после падения крепостного права, при Александре II, когда Министерство путей сообщения возглавил высокообразованный и гуманный специалист инженер-генерал Павел Петрович Мельников. В своем отчете за 1865 год министр, между прочим, упомянул: «Надстроен 2-й этаж пассажирского дома на Любанской станции. Производились работы по устройству церкви при той же станции, с перенесением для того двух казарм на новое место». Интересно, что стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» написано в 1864 году — почти одновременно с началом строительства храма в Любани. Поэт увековечил создателей «дороги чугунной» в стихах, автор проекта магистрали, ставший министром, — в камне.
Мог ли Н. А. Некрасов предположить, что его творчество будет использовано для разжигания классовой ненависти, а П. П. Мельников представить себе, что его последняя воля будет нарушена и его прах вынесут из поруганного храма-памятника?
Богослужения в любанской Петропавловской церкви, освященной в 1867 году, продолжались 70 лет. Религиозная жизнь Любани, как и множества других городов и сёл Советского Союза, оборвалась неожиданно и трагически.Многое пришлось испытать храму, как и всему русскому народу.
Нелегкий труд увенчался успехом, и в стенах исторической церкви снова зазвучала молитва. Но когда враг был изгнан из Любани, «родная советская власть» не постеснялась вновь отобрать у верующих то, что они, не спросясь у нее, восстановили своими руками.
В списке ходатайств об открытии приходов по Ленинградской епархии, оставшихся неудовлетворенными в 1948 году, значится и любанская Петропавловская церковь с пометкой: «пригодна для богослужения». Виновником того, что за последующие 40 лет она превратилась в жалкие развалины, оставались коммунистические догмы. С каждым годом становилось яснее, что храм-памятник обречен. В 1954 году останки П.Мельникова перенесли из заброшенного и разрушающегося храма в сквер у вокзала, воздвигли памятник первостроителю. В 1967-м, в год пятидесятилетия советской власти, приглянулся красивый мраморный памятник-надгробие (с могилы третьего по счету начальника Николаевской железной дороги А.А. Серебрякова) председателю Любанского горисполкома — плиту использовали для капсулы с посланием потомкам в 2017 год. Еще одна рана была нанесена комплексу храма…
Мраморная доска с именами инженеров-первостроителей железной дороги исчезла. Долгие годы здание простояло без крыши, в трещинах-расселинах разрослись бурьяном травы, кусты и даже деревья. И непростительная забывчивость неблагодарных потомков запустением воцарилась в церкви — памятнике нашей истории, нашей славы.
Однако на наших глазах совершилось чудо: заброшенные церковные стены оказались прочнее режима. Пришло наконец «время собирать камни»! Создалась приходская община. Управление Октябрьской железной дороги поддержало ее желание возродить храм-памятник.
Начиная с 1989 года ведутся здесь реставрационно-восстановительные работы, в основном финансируемые дорогой. На ее средства воссоздана памятная доска с именами первостроителей. Новый любанский мэр вернул на место надгробие А.Серебрякова. Принято решение о возвращении на прежнее место останков П.Мельникова. Возвращаются в храм некоторые из принадлежащих ему прежде икон. Например, Казанской Божией матери, пролежавшей несколько десятилетий в одной из соседних деревень, в единственном уцелевшем доме. Хозяева убеждены, что именно Богородица спасла их дом.
Еще одна интересная икона изображает местного святого — Макария Римлянина, новгородского чудотворца. В районе Новинки находятся развалины монастыря, основанного Макарием, где покоятся его останки.
Событие, которое 25 января 1999года произошло в Любани, можно назвать историческим. Принадлежащий железной дороге — такой единственный на планете и первый в России — храм Петра и Павла, разоренный в 30-е годы, разрушенный в Великую Отечественную, снял с себя строительные леса и воссиял во всем благолепии, призывая прихожан к молитве.
Слава его создателям: знаменитому архитектору Константину Андреевичу Тону и главному строителю дороги, первому министру железных дорог России Павлу Петровичу Мельникову.
И, конечно же, спасибо нынешнему руководству Октябрьской железной дороги, которое, несмотря на трудные времена, не пожалело средств на реставрацию, на возрождение храма. Положило для себя делом чести возродить традицию, восстановить порушенную святыню. Это дар не только нынешним жителям Любани, но и всем путешествующим по железной дороге. Это память о всех, кто строил дорогу, кто погиб на дороге, память о 79 инженерах-строителях Николаевской, ныне Октябрьской, железной магистрали и память об одном из великих сынов Отечества П. Мельникове.
Церковь состояла на балансе МПС и содержалась на средства начальника Николаевской железной дороги. Церковь явилась памятником, в котором отразилось стремление выразить в архитектуре исторические и духовные традиции народа. Ступенчатость постройки оказалась весьма удачным приемом, позволявшим придать ей ту прихотливость силуэта, которая так нравилась современникам, уставшим от единообразия классицизма. Как и многие храмы России, эта церковь за свой век претерпела лишения и невзгоды и дошла до наших дней в далеко не лучшем состоянии. Были разрушены, звонницы и купала, исчезли колокола и кресты. Практически не поддается роспись и внутренняя отделка храма. В 1930-е годы использовалась она для хозяйственных нужд. Во время Великой Отечественной войны потеряла крышу, стены поросли травой и кустарником. И уже всерьез поговаривали о необходимости ее разобрать, ибо портили эти развалины вид бурно развивающего города. Обращение нашего общества к своим корням, к истокам, возражения духовности и гуманизма сказались и на судьбе этого памятника. Все началось с визита в центральный музей дороги министра путей сообщения Н.Конарева, который прослушал рассказ об истории церкви, о ее сегодняшнем состоянии. Большой знаток биографии П.Мельникова, его научных трудов, благотворительной деятельности доктор технических наук профессор ЛИИЖТа М.Воронин поддержал идею воссоздания памятника- церкви. Нашлись люди пожелавшие восстановить церковь- памятник строителям первой магистральной железной дороги. Организовалась церковная община. В 1987 году пришел в храм отец Евгений Бабинцев. Он обратился в управление Октябрьской железной дороги за помощью. Предложил восстановить сам храм и его статус, как железнодорожного. И дорога своими силами восстановила звонницу, четыре колокола, помогла с отоплением, материалами, оплатила проект реставрации. В 1996 году в два этапа восстановили купол, такой же, какой был при Мельникове, и луковицу. В этом же году в канун праздника Первопрестольных апостолов Петра и Павла луковицу собора украсил и крест.
В течение нескольких лет храм воскресал из руин. Разрабатывали документацию, начинали кладку строители АО «Новая перспектива», а все отделочные работы осуществляли рабочие АООТ СУ-305. Кстати, в большинстве строители все из Тосненского же района. Как тщательно они затирали каждый шов, как переживали, когда их работа шла насмарку — пресловутый грибок плесени очень живуч, ведь столько лет стены мокли от сырости. И все-таки мастерство брало свое. Каменщики, плотники, столяры, кузнецы, резчики — все старались на совесть. Да иначе и быть не могло. Можно ли к святому относиться бездушно?
Восстанавливались и великолепные настенные росписи, иконы в алтаре. Это дело рук художника — иконописца Геннадия Клименкова, который получил благословение патриарха Алексия 2 и расписывал иконы Соловецкого монастыря, Петергофский Петропавловский собор
Не пожалели денег на паникадило. Такому может позавидовать любой столичный храм. А витражные иконы Петра и Павла в притворе, витраж креста в алтаре! Изготовлен шестидесятипудовый колокол на Балтийском морском заводе в Санкт-Петербурге. Построена воскресная школа.
Молебен по торжественному случаю отслужили о. Благочинный Александр, прибывший из Киришей, настоятель церкви о. Евгений и о.Николай, прибывший из Ульяновки.
— Праздничный храм, — сказал о. Благочинный Александр. — Радостный. И он на радость всем жителям Любани, внукам и правнукам нашим, чтобы они могли гордиться Родиной, делами отцов и дедов своих, наследовать православные традиции,сохранять человеческое достоинство на земле. Это не Господу надо, это нам надо, чтобы остаться людьми.
Это уникальное, место, такого на железной дороге больше нет. Мельников построил в Любани целый комплекс замечательных сооружении — здание вокзала, паровозного депо, школы, церкви-памятника. Депо, например, до сих нор находится в хорошем рабочем состоянии, железнодорожники не могут нахвалиться его целесообразностью и продуманностью, а ведь построено оно в прошлом веке.
На реставрацию внешнего вида Петропавловской церкви потребовалось вдвое больше времени, чем на ее строительство.
17 сентября, 1999г. состоялась торжественная церемония освящения храма св. апостолов Петра и Павла, ставшего первым в России храмом железнодорожников. Освятил храм и возглавил первую в храме Божественную Литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Материалы взяты со страницы сайта http://lubancity.narod.ru/hram.htm
Настоятель храма — прот. Евгений Бабинцев.
Адрес: 187050, Ленинградская обл., Тосненский район, г. Любань, Загородное шоссе, д. 1