храм в москве с мощами спиридона тримифунтского адрес
Даниловский монастырь в Москве: место, где хранится башмачок Спиридона Тримифунтского.
Христос воскрес, друзья! Поздравляю всех со светлым праздником Пасхи! Недавно я рассказывала Вам о Покровском монастыре на Таганке и Матронушке Московской, а сегодня речь пойдет о таком же удивительном месте, где происходят чудеса: Даниловском монастыре на Тульской, в котором хранится башмачок Спиридона Тримифунтского.
Даниловский монастырь в Москве.
Но обо всем поподробнее. Даниловский монастырь еще называют Данилов монастырь, или Свято-Данилов монастырь. Это первый мужской монастырь в Москве, расположенный на Даниловском валу и основанный в 1560 году московским князем Даниилом, сыном великого князя Александра Невского.
Адрес Даниловского монастыря: Москва, Даниловский вал, 22. От метро Тульская всего 650 метров, или 9 минут пешком.
По пути Вам встретится приписанная к Данилову монастырю часовня святого Даниила Московского. Можете заглянуть и туда, здание небольшое, там можно поставить свечи и заказать требы, которые в тот же день передадут в Даниловский монастырь.
Часовня по пути от метро к монастырю.
Даниловский монастырь в Москве ставропигиальный, это значит, что его настоятелем является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Кстати, именно этот монастырь является местом резиденции Патриарха Кирилла.
Не буду пересказывать подробную историю монастыря, с ней можно познакомиться на официальном сайте. Упомяну лишь о факте, что в 1988 году Даниловский монастырь посетили Президент США Рональд Рейган с супругой.
Современная жизнь обители весьма разнообразна. Каждый день совершаются богослужения, при монастыре есть воскресная школа, издательство «Даниловский благовестник», катехизические курсы для взрослых, церковные мастерские, несколько лавок с церковными принадлежностями и небольшая лавка с церковной выпечкой (очень и очень вкусной!).
Круглосуточную охрану Данилова монастыря осуществляют казаки. Фото и видео съемка на территории запрещена, они за этим пристально следят, поэтому фотографий не так много.
На территории монастыря.
При входе в Данилов монастырь установлен шкафчик с платками. Если женщина пришла без головного убора, или в коротком платье, там можно взять платок и повязать его.
Состояние монастыря, несмотря на возраст, отличное. Часто проводятся реставрационные работы, которые позволяют поддерживать монастырь в таком виде.
Территория большая и благоустроенная. Есть несколько зданий и сооружений: Храм Святых отцов семи Вселенских соборов, Троицкий собор, ярусная церковь-колокольня Симеона Столпника, настоятельские покои, братский корпус, поминальная часовня, резиденция Священного Синода и Патриарха.
Часовня в честь 1000-летия Крещения Руси, построенная в 1988 году.
За часовней Троицкий собор (Собор Троицы Живоначальной) — главный храм московского Свято-Данилова монастыря.
Большинство святынь, которые хранятся в настоящее время в Даниловом монастыре, было туда передано после возрождения обители в 1983 году. Сейчас там можно увидеть раку с частицами мощей святого князя Даниила, ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского, ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, иконы с частицами мощей: Серафима Соровского, Сергия Радонежского, Пантелеимона, святителя Луки, блаженной Матроны Московской, святителя Иоанна Суздальского и многих других святых. Но, пожалуй, самая удивительная для многих прихожан святыня — это башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.
Это Храм Святых отцов семи Вселенских соборов, где и хранится главная реликвия.
Впереди зал, где можно увидеть образ Спиридона Тримифунтского и его башмачок.
Нетленные мощи святителя Спиридона Тримифунтского с XV века хранятся на греческом острове Керкира (Корфу). Бархатный башмачок с его мощей был подарен Данилову монастырю в апреле 2007 года митрополитом Керкиры, Пакси и близлежащих островов Нектарием, в связи с пребыванием в России десницы святителя Спиридона. Святыня хранится в отдельном застекленном киоте: вверху чтимый образ Спиридона Тримифунтского, а внизу его башмачок.
При жизни Спиридон Тримифунтский совершил немало чудес и после кончины чудеса продолжаются: его тело нетленно и поддерживает нормальную температуру человеческого тела. Священники рассказывают, что святитель Спиридон продолжает «ходить» по миру и помогать нуждающимся. Этот факт подтверждает его обувь, которая изнашивается и ее периодически меняют. Изношенные башмачки раздают монастырям всего мира, чтобы все могли прийти и поклониться им, обратиться за помощью.
Мой постоянный читатель обратился ко мне за иконой Матроны Московской, а в благодарность прислал кусочек башмачка Спиридона Тримифунтского (филахто), который раздают в монастыре на Корфу всем нуждающимся. В Даниловом монастыре такого, конечно, не делают, но приложиться к стеклу ящичка, в котором лежит главная реликвия этого храма — красный бархатный с золотой отделкой башмачок — может каждый.
Еще верующие пишут записки с просьбами и кладут их в щель между образом и башмачком, через время служители эти записки собирают и сжигают. Рядом с иконой установлена информационная табличка, рассказывающая об удивительном Спиридоне Тримифунтском, и молитва ему.
К Спиридонушке не бывает таких очередей, как к Матроне Московской на Таганке.
Здесь обычно не многолюдно, но иногда можно встретить любые медийные личности, которые ежедневно мелькают на телеэкранах. Не буду перечислять фамилии этих певцов, актеров, бизнесменов, но и им часто нужна помощь в делах житейских, поэтому их тоже выручает Спиридон Тримифунтский.
Пожалуй, это единственный святой, к которому идут молиться о деньгах, работе, движимом и недвижимом имуществе и всех мирских бедах, связанных с купюрами. Мобильный телефон в храме принято отключать, а многие бизнесмены забывают об этом простом правиле, не обращают внимания на знак перечеркнутого мобильника и их охрана, а во время службы начинаются перезвоны и решение проблем.
А чудеса происходят! Вам, друзья, остается или поверить, или проверить данный факт! Нашей семье Спиридонушка помог в решении жилищного вопроса, который не получалось решить долгие годы. Но с молитвой чудо произошло! Еще Спиридон Тримифунтский помогает всем путешественникам, перед поездками к нему тоже обращаются за помощью.
Кстати, в Москве, в самом центре, в Брюсовом переулке, есть еще одна чудотворная икона Спиридона Тримифунтского, о ней я рассказывала здесь.
Друзья, прочитать реальные истории помощи Спиридонушки Вы можете на сайте Храма Спиридона Тримифунтского в Ломоносове, а также там можно попросить Спиридона о помощи, написав записку, которую служители распечатают и положат рядом с его иконой и башмачком. Чудеса не заставят себя ждать. Верьте!
Храм в москве с мощами спиридона тримифунтского адрес
Храм Воскресения Словущего сберег в своих стенах многие святыни из закрывающихся в советское время окрестных храмов.
В настоящее время особо почитаемыми святынями нашего храма являются: пребывающая у левого клироса чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», чтимый образ с мощами Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, образ Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, образ Пресвятой Богородицы «Страстная», образ с мощами преподобного Саввы Сторожевского и мн. другие.
Дивный образ Божией Матери «Взыскание погибших» пользуется особой любовью москвичей, и его нередко называют «жемчужиной верующей Москвы». Для многих чудотворная икона служит последним прибежищем в горе и отчаянии: перед ней молятся о тяжело больных и погрязших в пьянстве и других пороках, а по старинному московскому обычаю перед иконой молятся о счастливом браке и благополучии в семейной жизни. И всем Царица Небесная ниспосылает помощь и заступление. Об этом говорят многочисленные благодарственные приношения прихожан – кольца, крестики, медальоны, цепочки, которыми обильно украшена великолепная серебряная риза иконы. Известно, что 27 января 1912 перед образом Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших» произошло венчание Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Перед образом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы «Взыскание погибших» каждое воскресение в 18:00 в нашем храме по окончании вечерни служится молебен с акафистом, но см.расписание богослужений.
К редким московским святыням относится чудотворная икона Святителя Спиридона Тримифунтского, пребывающая в главной части храма, справа, рядом с образом Спаса Нерукотворного. Святитель Спиридон изображен на богато украшенной ризой иконе, в центре которой находится открывающийся ковчег с находящейся в нем частью святых мощей Святителя. Святого считают помощником бедных и обездоленных, и существует поверье, что человеку, оставшемуся без денег, по молитвам к святителю, уже на следующий день будет послана неожиданная помощь. Вспоминая его великие благодеяния людям, в том числе и занимавшихся торговлей, многим думается, что Святитель вправе именоваться покровителем людей бизнеса, но тех, которые стараются вести свои дела честно. Святитель прославился также, как покровитель жилищ, особенно в тех случаях, когда возникает опасность потери имущества. При жизни святитель исцелял многих больных, поэтому ему молятся и об исцелении в болезнях. На нашем сайте мы публикуем свидетельства наших прихожан о благодатной помощи святителя в разделе «Из писем прихожан».
Акафист Святителю Спиридону, епископу Тримифунтскому в нашем храме совершается по вторникам по окончании вечерни в 18:00, но см.расписание богослужений.
Из других особо чтимых святынь можно отметить образ св. пророка Божия Елисея и образ св. Илии-пророка с житийными клеймами – древние иконы XVII–XVIII веков (в правом Елисеевском приделе, справа от амвона) и образ святого мученика Иустина Философа (XVII века, обновлена в XIX веке – в иконостасе левого Никольского придела.
Св.мч. Иустин Философ
Эти иконы перешли в наш храм в XIX веке из несуществующей теперь Елисеевской церкви, а святому мученику Иустину, одному из древнейших христианских писателей (II век) был некогда посвящен и один из престолов храма Воскресения.
В нашем храме также почитаемы образы Божией Матери Казанский акафистный, Знаменский, Боголюбский, Страстной, Коневский, Смоленский, Иверский и «Утоли моя печали», иконы святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, великомученика Никиты, мученика Трифона, великомученика Георгия Победоносца, а также преподобного Саввы Сторожевского и благоверной княгини Анны Кашинской с частицей их святых мощей.
«Первый на Москве»: посещение Данилова монастыря дорогого стоит
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Данилов монастырь. Панорамный вид с колокольни
Младший сын Александра Невского Даниил – не только первый князь Московский, но – создатель старейшей здесь монашеской обители, ныне – можно сказать, духовного сердца Русской Церкви.
Где в Москве находится Даниловский монастырь
Место его расположения можно определить, как исторический центр столицы, однако до Красной площади отсюда – целых 5 км к югу.
Адрес
Обитель находится на улице Даниловский вал, д. 22.
Как доехать
Традиционно самым быстрым видом транспорта мегаполиса считается метро. Именно таким образом проще всего добраться до монастыря из любого района столицы. Кроме того, сравнительно недалеко от его стен есть остановки автобуса, трамвая.
Ближайшая станция метро
Непосредственно рядом с монастырем станций нет: ближайшая, Тульская, находится почти за километр.
От Шаболовской, Серпуховской пройти придется в два раза большее расстояние.Тем, кто спешит на богослужение, наряду с метро можно воспользоваться другими видами транспорта.
Вид на на Данилов монастырь со стороны улицы
Трамвай, автобус
От Тульской, пройдя через парк, можно выйти на остановку трамвая №3 «Серпуховская застава». Следующая же станция так и называется: «Свято-Данилов монастырь». Туда же следуют трамваи 39, 26. Эти же трамваи довезут паломника от метро Шаболовская, а также от Павелецкого вокзала – именно сюда прибывают аэроэкспрессы из аэропорта «Домодедово».
От станции Серпуховской ходят автобусы – это маршруты т71, 41, 700.
Расписание богослужений
Здесь строго придерживаются иноческого устава богослужения.
И лишь по праздничным, воскресным дням литургия начинается с 8.45 ч. Есть также практика совершения по праздникам двух литургий – ранней и поздней. Узнать о том, каким будет расписание, можно на интернет-странице монастыря.
Как подать требы
Если есть желание отслужить молебен кому-то из святых, или же преподобному основателю монастыря, расписание таких молебнов, именуемых «заказными», также можно найти на интернет-странице.
Вид с паперти храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов на центральную площадь монастыря
Где остановиться: гостиница
Возможности разместить паломников у монастыря нет. Впрочем, недалеко от есть гостиница «Даниловская». Она принадлежит Патриархии, находится рядом с метро Тульская. Сама обитель в шаговой доступности, так что есть возможность попадать на ранние службы.
Однако стоимость проживания – от 5000 рублей за сутки, сравнительно невысокая по меркам столицы, не всегда доступна небогатым паломникам.
История святой обители
Она насчитывает более 700 лет. Данилов старше знаменитой Троице-Сергиевой лавры, но, в отличие от нее, знал несколько периодов, когда монашеская жизнь здесь прерывалась очень надолго.
Основание
Оно относится ко временам, когда Москва была совсем небольшим городком. Это маленькое княжество сыновья блгв. Александра Невского передали младшему брату, Даниилу. Его житие повествует, что, несмотря на то, что Москва считалась невеликим приобретением, Даниил Александрович со смирением принял княжение, не обидевшись на братий. Он с юности отличался кротостью, как бы иноческим душевным устроением.
Монастырь получил имя небесного покровителя основателя, прп. Даниила Столпника, а годом его основания считается 1282.
То была довольно скромная обитель, с деревянной церковью прп. Даниила, несколькими кельями иноков. Тем не менее, князь придавал ей большое значение, например, установил, что настоятель обязательно должен носить сан архимандрита.
Мирная иноческая жизнь продолжилась чуть более десятилетия: в 1293 г. монгольский полководец Тудан полностью разорил несколько городов Северо-Восточной Руси, включая Москву. Конечно, легкой добычей врагов стал небольшой монастырь, восстанавливать который пришлось практически с нуля.
Еще через 10 лет, 17 марта 1303 г. благоверный князь, чувствуя приближение кончины, принял постриг без изменения имени, в честь пророка Даниила. Обычай постригаться на смертном одре был общепринятым для княжеских семей, однако, Даниил, очевидно, давно, серьезно шел к этому шагу: он строго завещал не погребать его в храме, как приличествовало, учитывая его княжеский статус, но – на братском кладбище, как простого монаха.
Смиренного инока похоронили согласно завещанию.
При Иване Калите
О жизни иноков последующих трех десятилетий данных очень мало. Но в 1330 г. им пришлось пережить потрясение: сын основателя, Иван Калита перевел монастырь непосредственно в Кремль. Теперь он именовался Спасским.
На прежнем же месте осталась церковь, ставшая приходской, братское кладбище, все более приходившее в запустение. Более двух столетий была без должного ухода также могила князя Даниила.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. XVI век.
Фрагмент гравюры Пикара. Конец XVII — начало XVIII века
Годы «безвременья»
Однако Господу было не угодно попустить конечное забвение памяти святого. На месте, где был основан монастырь, известны несколько явлений святого князя:
При Иване Грозном
Третье чудо святого князя случилось при этом его потомке – уже девятого поколения. К тому времени почитание св. Даниила было уже сильно распространено среди москвичей. Так, один из купцов, проплывая по реке мимо Даниловской церкви со своим заболевшим юношей-сыном, нимало не усомнившись, привез болящего на могилу князя, даже – положил прямо на могильный камень, веруя: святой поможет. После совершенного молебна отрок действительно встал совершенно здоровым.
Возрождение Данилова монастыря
Чудо дошло тогда до самого царя Ивана IV и его духовного отца, митрополита Макария. Видимо, именно по инициативе святителя началось восстановление монастыря, более того, его возвышение.
С тех пор ежегодно на этот день сонм архиереев и иереев служил здесь литургию в присутствии государя. Затем совершалась также панихида по основателю монастыря.
Смутное время
Еще при Иване IV Данилов получил каменные стены, став неприступной крепостью на южных подступах к столице. Когда в начале XVII в. прервалась царская династия, и под стены Москвы начали приходить то крымские татары, то мятежные казаки, то польские интервенты, монахам пришлось пережить немало нападений:
При Романовых
По воцарении новой династии (с 1613 г.) наступили более или менее мирные времена для Данилова. Несмотря на внимание государей, обитель не была все же ни большой, ни богатой. Так, документы начала XVII в. свидетельствуют о том, что здесь жили только настоятель да 4 инока, а к концу столетия здесь были два иеромонаха, 6 монахов.
В течение XVII-XVIII вв. Данилов продолжал расти благодаря щедрым пожертвованиям благотворителей, первыми среди которых всегда были русские цари, но немало средств вносили также дворяне, купцы:
Вместе со страной Данилов переживал как радости, так и горести: например, в 1812 г. он был сильно разорен захватившими Москву войсками Наполеона. Тогда, впрочем, удалось заблаговременно вывезти казну, богослужебную утварь. А вот оклад с раки блгв. Даниила был похищен захватчиками: новый изготовили только через 5 лет.
К началу XIX в. относится начало социального служения иноков – по благословению митрополита Московского Платона (Левшина), почитателя князя Даниила, здесь появляется небольшая больница.
Но особенно она была прославлена жизнью своих насельников. Среди них, например, иеросхимонах Фома (Шеховцов), принявший постриг после военной службы. С 1818 по 1859 он смиренно подвизался здесь. Годы потом иноки хранили переписанное им большое напрестольное Евангелие.
В ХХ веке
Начало века обитель встретила как один из значимых монастырей страны. При Даниловском действовали:
При этом количество братии все еще не было значительным по тогдашним меркам, составляя около 25 человек.
Однако признанием значимости обители было то, что ее возглавляли не архимандриты, как было по мысли св. Даниила, а викарные епископы. Среди таковых – знаменитые церковные деятели, например, выдающийся богослов, проповедник, еп. Никон (Рождественский), а также будущий предстоятель Русской Церкви Заграницей Анастасий (Грибановский). Настоятелем, которому суждено было руководить братией во время наступивших гонений, стал еп. Феодор (Поздеевский).
Послереволюционные годы
Время еп. Феодора, много лет несшего послушание ректора Московской Духовной Академии, стало началом духовного подъема, о котором во время гонений, кажется, не могло быть даже речи. Однако горящий духом архипастырь был уверен: именно сейчас Церкви необходимо стать духовным лидером все большей терявшей веру страны, показать верный путь со Христом. Той же мысли держались его ученики, духовные дети, вместе с ним перешедшие в Даниловский.
Фото 1927 года. Насельники Данилова монастыря. Слева направо, нижний ряд: послушник Алексий, архимандрит Иасон (Смирнов), послушник Николай, канонарх Иоанн, ныне архимандрит Даниил (Сарычев). Верхний ряд: казначей иеромонах Илия (Ивановский), наместник архимандрит Тихон (Баляев), иеродиакон Иннокентий, иеродиакон Ретр (Драчев), схимонах Максим (Сысоев).
Так удалось собрать, можно сказать, цвет монашества тогдашней России. Среди известных духовников того времени:
Одна из его духовных дочерей, игумения Иулиания, вспоминает:
«Духовных детей у него было мало, не больше 15. Некоторых он брал сам, но с благословения владыки Феодора. Иногда к нему приезжали его давнишние духовные дети, иногда духовные дети старца Гавриила, а иногда владыка Феодор к нему посылал. В этих случаях решать предоставлялось о. Симеону. Присланных владыкой он всегда исповедовал…
Батюшка всех своих духовных детей исповедывал каждые две недели… Вся обстановка исповеди и сама исповедь у батюшки была особая… Когда вы входили, он надевал, лежа на кровати, епитрахиль и тушил электричество. Вы становились по обычаю монастырскому на колени у его кровати, горела одна лампада в киоте. О. Симеон читал молитвы перед исповедью всегда наизусть, и начинал исповедовать с того, что он перечислял все те грехи, которым он был грешен перед вами как духовник, и просил прощения. Потом он обычно сам спрашивал, но спрашивал так, что вы конечно, во всем были грешны…
В конце исповеди у вас оказывалось такое множество грехов, что все ваше самомнение, какое у вас было, исчезало, и вы вдруг вспоминали ещё куда больше своих грехов, чем перечислил батюшка».
Так 1920-е стали временем наибольшего расцвета: хотя монахов здесь было менее 20 человек, сама «Даниловская община», как ее называли, насчитывала до 1000. После ареста патриарха Тихона, с 1923 г., Данилов стал оплотом православия, противостояния обновленческому расколу. Разумеется, власти простить такого не могли.
После этого обитель второй раз за свою историю фактически прекратила существование.
Во времена СССР
Сюда стали свозить несовершеннолетних правонарушителей. А соборный храм стал тюрьмой. «Трудные подростки» и атеистически настроенные военные за следующие полвека здания привели бывшего монастыря в состояние разрухи.
Данилов монастырь незадолго до передачи представителям Русской Православной Церкви
Возвращение монастыря РПЦ
К началу его новой жизни вновь имеет прямое, непосредственное отношение основатель, князь Даниил. Насельник 1930-х, архимандрит Даниил (Сарычев), позже – монах Донского монастыря Москвы, вспоминал:
В 1982 г. Патриарх Пимен обратился к советскому правительству с просьбой вернуть столице ее старейшую обитель. Многие москвичи недоумевали, как такое может быть возможно «в советском городе», были уверены – последует жесткий отказ. Но Святейший бестрепетно благословил читать тропарь благоверному Даниилу по всем храмам столицы. Вера не была посрамлена: в нарушение всякой логики советского строя с 1983 г. разоренный Данилов передали Церкви!
3 сентября 1983 г. здесь прошла первая служба. Ко времени празднования Крещения Руси удалось уже восстановить главный храм, св. Отцов.
Что посмотреть
Несмотря на разруху советских лет, территория монастыря сохраняет планировку XIX в. Вход находится на северной стороне, над вратами – храм прп. Симеона Столпника с колокольней.
Храмы
Среди них есть восстановленные после советских лет святыни, но также и недавно возведенные.
Самый древний
Храм св. Отцов Семи Вселенских Соборов, первый каменный в Данилове, возведен тщанием еще Ивана IV. Позже совсем рядом построили еще одну церковь, Покрова Богородицы, а в ней – придел прор. Даниила. К началу XVIII церковь св. Отцов стала ветшать, так что ее разобрали. Новый же собор построили (1730 г.) на месте Покровской, которая стала теперь нижним храмом. С 1806 г. здесь устроены приделы блгв. Даниила и свв. Бориса и Глеба, а уже в наше время появился третий ярус, где находится престол прп. Даниила Столпника.
Кроме того, справа от царских врат, находится образ Семи Вселенских Соборов, также древнего происхождения. Другие образы здесь относятся к XVII в., переданы Троице-Сергиевой лаврой.
Из всех церквей эта была возрождена первой: 8 июня 1985 г. здесь прошла первая со времени закрытия литургия.
Троицкий собор
Сейчас он считается главным. Его строгие формы – дань популярному стилю «классицизма».
Троицкий имеет два придела – Зачатия прав. Анной Пресвятой Богородицы и прп. Алексия, человека Божия.
В подклете, где некогда погребали благотворителей (захоронения варварски уничтожены) теперь находится еще один храм – Рождества св. Иоанна Предтечи. Здесь, как правило, совершается Исповедь по праздникам, воскресным дням.
Прп. Симеона Столпника
Это надвратный храм, строительство которого относится к 1 пол. XVIII в. (1736 г.).
Постройки последних лет
Святыни
Главная из них – честные останки блгв. Даниила. По закрытии обители они были при храме Даниловой слободы, после чего потеряны. Сейчас можно поклониться только сохраненным верующими частицам.Рака находится в приделе св. Даниила храма Св. Отцов. Кроме того, есть несколько икон-мощевиков.
Схимонах Максим (Сысоев). Нес послушание у мощей святого князя Даниила. Фото 1920-х годов.
Среди других святынь:
Все святыни можно увидеть в храме Св. Отцов: либо в верхней церкви (ковчег с частью мощей свт. Николая – близ раки св. Даниила), либо в нижней, Покровской.
Рака с частицами мощами святого Даниила Московского пребывает в храме Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Свято-Данилова монастыря.
Иконы
Наиболее почитаемы образы:
История колоколов Данилова монастыря
Колокола: краткая история
Их пожертвовал в 1682 г. царь Феодор Алексеевич. Впоследствии, в 1700 г., во время войны со Швецией, примерно четверть их снял Петр I, вообще не жаловавший монастыря, дабы перелить на пушки. Полагают, что после этого колоколов осталось 16. Но к началу XX в. появились целых два уникальных колокола:
Таким образом, общее количество колоколов составило 18, а вес – около 27 т.
17 марта 2009 г. старые колокола зазвучали вновь.
Современная жизнь монастыря
Сейчас Данилов – ставропигиальный, то есть подчиненный непосредственно Патриарху монастырь.
Резиденция Патриарха
Она построена в 1983-1988 гг. на западе монастыря. С 2009 г. пришлось проводить капитальный ремонт здания, которое начало разрушаться, видимо, из-за ошибок строителей советских лет. Сейчас здесь проводятся Архиерейские Соборы, заседания Синода. Здесь же живет также Предстоятель Русской Церкви.
Наместник и братия
10 мая 1992 г. братию возглавил архимандрит Алексий (Поликарпов), постриженик Троице-Сергиевой лавры. Он продолжает руководить монастырем до настоящего времени – уже как викарныйепископ. 18 марта 2021 г. Патриарх Кирилл поздравил владыку с 50-летием монашеского пострига.
Братия проводят жизнь по Уставу монастыря прп. Сергия, тем более, что многие, как наместник, именно там начали свой иноческий путь. Послушания иноков определяются разнообразием служения, которое несет сейчас монастырь. Здесь работают:
Им обитель славилась еще до революции. Возродить традицию удалось с 1989 г. Первый регент, игумен Товий (Глазырин) пригласил для работы профессиональных певцов. Сейчас в коллективе – 30 участников. Они не раз занимали высокие места на международных конкурсах, постоянно ездят по стране.
Регентские курсы
Они открыты с 1998 г., сейчас они считаются одними из лучших в стране. Выпускники несут регентское послушание по храмам Москвы, других городов.
Православный реабилитационный центр «Метанойя»
Он существует с 2006 г., возглавляет его насельник Данилова, игумен Иона (Займовский). Здесь помогают страдающим страстями винопития, наркомании, другими зависимостями. Кроме обители, центр имеет еще две «площадки» – при храме Архангела Михаила г. Жуковского и наркологическом диспансере № 2 столицы.
Подворья и скиты
Их насчитывается всего пять.
Прп. Сергия
Он появился с 1992 г. в Рязанской области близ села Кривель. Сейчас здесь монастырское хозяйство, включая пасеку, но главное – идет уединенная монашеская жизнь, молитва. Посещение служб доступно мирянам, более того, при ските есть воскресная школа.
Основание Свято-Преображенского скита
С 2007 г. несколько иноков Данилова поселились близ дер. Ланьшино Серпуховского района Московской области. Первая служба прошла здесь на день памяти свт. Спиридона Тримифунтского, который стал особо почитаемым святым скитян. Сейчас насельники Преображенского – в основном «ученая братия». Здесь – все условия для самообразования, научной работы. По древней традиции, сюда возбранен доступ женщинам.
Храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского
Это первый скитский храм, заложенный 31 мая 2011 г. Особое утешение насельникам доставил приезд митрополита Керкирского Нектария, который подарил скитянам святыню – башмачок свт. Спиридона.
Долматово
Это подворье с храмом иконы Богородицы «Знамение» хорошо известно москвичам. Его настоятель – игумен Петр (Мещеринов). Здесь как подсобное хозяйство, так и духовная лечебница: трудничают здесь люди, борющиеся с алкогольной зависимостью. Монастырь не только помогает им материально, но также старается помочь с жизненным самоопределением.
«Всецарица»
Скит, освященный в честь этой иконы, открыт недавно, с 2015 г., в деревне Нововолково Московской области. Здесь находится список образа, созданный на Афоне. Другая чтимая святыня – икона – прижизненный портрет прп. Серафима Саровского 1815 г. Образ считается чудотворным, неоднократно посещал города не только России, но и Греции.
Чудотворная икона батюшки Серафима Саровского (прижизненный портрет) одна из святынь скита в честь иконы Божией Матери «Всецарица» Данилова монастыря в деревне Нововолково Московской области
Свт. Николая
Это единственное московское подворье (район Измайлово). Небольшая деревянная церковь действует с 2003 г. Здесь работает детская воскресная школа, есть опыт совместных паломнических поездок на Соловки, в Крым.
Другие «Даниловские»
Обитель св. Даниила является уникальной, единственной в России. Однако, есть регионы, с которыми благоверный князь так или иначе соприкасался при земной жизни. Некоторые из них сохранили топонимы, связанные с ним, а кое-где есть иноческие общины, в названии которых есть имя святого.
Казанский женский монастырь на Горушке
Он именуется Даниловским по городу – ныне районному центру Ярославской области. Некогда – село, это место, где однажды останавливался князь. Позже здесь были устроены княжеские хоромы, а место прозвалось Даниловской слободой, с 1777 г. – городом Даниловым. Монастырь Казанской иконы Богородицы возник по благословению прав. Иоанна Кронштадтского с 1894 г., сначала – как Даниловская женская община.
Здесь с 1900-х гг. началось строительство первого на Даниловской земле трехпрестольного храма. Освятить его удалось только с 1918 г., когда по стране уже шла гражданская война. Скоро монастырь был закрыт. Сейчас монашеская жизнь здесь возрождается.
В Пушкинском районе
Село, носящее имя князя, есть в Пушкинском районе Московской области. Оно упоминается завещанием сына св. Даниила, Ивана Калиты, следовательно, имеет прямое отношение к Московскому князю. С 2009 г. здесь действует часовня блгв. Даниила Московского.
По слову Патриарха Кирилла, сейчас, после возрождения иноческой жизни, «адрес Данилова монастыря стал адресом всей Русской Православной Церкви». Так выполнен завет возобновителя монастыря в далеком XVI в., свт. Макария, мечтавшего сделать Данилов духовным центром Москвы и страны.