храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

Нижнекундрюченский храм

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

В самом сердце Донского края, в станице Нижнекундрюченской Усть-Донецкого района, находится старинный храм Рождества Христова. Это самый большой сельский православный храм в Европе.

Этот храм уже третий, возведенный во славу Божию казаками станицы Нижнекундрюченской. Первые два, построенные в 1703 году и в середине XVIII века были деревянными. Решение о строительстве православного храма кирпичной кладки приняли на станичном круге казаки1-го Донского округа Войска Донского в начале XX века. В то время станица Нижнекундрюченская была одной из самых богатых и сильных в округе и насчитывала более 7000 казаков. Специально было открыто производство кирпича, а раствор для кладки замешивали на яйцах и извести. Жители всей округи собирали яйца и привозили их в станицу Нижнекундрюченскую.

Около года велась трудоемкая работа по забивке 4000 четырехметровых дубовых свай. Строительство обеспечивалось щедрыми пожертвованиями станичников, талантом архитектора и главного организатора Ивана Родомского.

Строительство величественного храма, занимающего по архитектурным параметрам третье место в области, шло небывалыми темпами. По сохранившимся воспоминаниям живших в то время станичников все население Нижнекундрюченской от мала до велика принимало участие в этой грандиозной стройке.

Через четыре года строительство было завершено, и 10-11-12 октября 1906 года протоиерей Василий Ильинский освятил три престола храма: центральный – Рождества Христова, северный – Троицкий, южный – Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Настоящим подвигом было возведение православной святыни в период революционных мятежей и русско-японской войны.

Наступившие в России после Октябрьской революции времена не обошли и святое место. В 1933 году служба в храме была запрещена, иконы и церковные реликвии исчезли, а колокола, звон которых еще недавно слышался на 50 км, сорваны и отправлены в переплавку на Ростсельмаш.

В период Великой Отечественной войны храм был открыт второй раз, там пел хор учителей местной школы. Прихожане молились и просили у Господа спасения для страны и воинов, защищавших от врага родную землю.

А вот в 1961 году богослужения вновь были запрещены, а помещения храма заняли сначала под спортзал, затем колхозный склад, где хранили зерно и ядохимикаты.

Три десятилетия запустения привели храм в плачевное состояние. Почти полностью были утрачены росписи стен и потолка, стали разрушаться кровля и фасад. Верующие станичники спасли религиозные святыни: забрали и вынесли иконы и уцелевшие церковные реликвии.

И только в июне 1990 года храм снова заработал, открыв свои своды православной молитве уже в третий раз. Открытие состоялось в день Святой Троицы. С первых дней нового рождения и до настоящего времени ведутся в храме реставрационные работы, цель которых – восстановить его первоначальный облик.

Источник

Нижнекундрюченский храм

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

В самом сердце Донского края, в станице Нижнекундрюченской Усть-Донецкого района, находится старинный храм Рождества Христова. Это самый большой сельский православный храм в Европе.

Этот храм уже третий, возведенный во славу Божию казаками станицы Нижнекундрюченской. Первые два, построенные в 1703 году и в середине XVIII века были деревянными. Решение о строительстве православного храма кирпичной кладки приняли на станичном круге казаки1-го Донского округа Войска Донского в начале XX века. В то время станица Нижнекундрюченская была одной из самых богатых и сильных в округе и насчитывала более 7000 казаков. Специально было открыто производство кирпича, а раствор для кладки замешивали на яйцах и извести. Жители всей округи собирали яйца и привозили их в станицу Нижнекундрюченскую.

Около года велась трудоемкая работа по забивке 4000 четырехметровых дубовых свай. Строительство обеспечивалось щедрыми пожертвованиями станичников, талантом архитектора и главного организатора Ивана Родомского.

Строительство величественного храма, занимающего по архитектурным параметрам третье место в области, шло небывалыми темпами. По сохранившимся воспоминаниям живших в то время станичников все население Нижнекундрюченской от мала до велика принимало участие в этой грандиозной стройке.

Через четыре года строительство было завершено, и 10-11-12 октября 1906 года протоиерей Василий Ильинский освятил три престола храма: центральный – Рождества Христова, северный – Троицкий, южный – Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Настоящим подвигом было возведение православной святыни в период революционных мятежей и русско-японской войны.

Наступившие в России после Октябрьской революции времена не обошли и святое место. В 1933 году служба в храме была запрещена, иконы и церковные реликвии исчезли, а колокола, звон которых еще недавно слышался на 50 км, сорваны и отправлены в переплавку на Ростсельмаш.

В период Великой Отечественной войны храм был открыт второй раз, там пел хор учителей местной школы. Прихожане молились и просили у Господа спасения для страны и воинов, защищавших от врага родную землю.

А вот в 1961 году богослужения вновь были запрещены, а помещения храма заняли сначала под спортзал, затем колхозный склад, где хранили зерно и ядохимикаты.

Три десятилетия запустения привели храм в плачевное состояние. Почти полностью были утрачены росписи стен и потолка, стали разрушаться кровля и фасад. Верующие станичники спасли религиозные святыни: забрали и вынесли иконы и уцелевшие церковные реликвии.

И только в июне 1990 года храм снова заработал, открыв свои своды православной молитве уже в третий раз. Открытие состоялось в день Святой Троицы. С первых дней нового рождения и до настоящего времени ведутся в храме реставрационные работы, цель которых – восстановить его первоначальный облик.

Источник

Храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

Самый большой сельский православный храм

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

В самом сердце Донского края, в станице Нижне-Кундрюченской Усть-Донецкого района, находится старинный храм Рождества Христова. Это самый большой сельский православный храм в Европе.

Его история ведётся с 1902 года. З аложен он был 3 июня 1902 года при императоре Николае Втором. Об этом свидетельствует памятная чугунная доска, укрепленная на стене храма.

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

храм в нижнекундрюченской усть донецкого районаСтроительство величественного храма, занимающего по архитектурным параметрам третье место в области, шло небывалыми темпами. Обеспечивалось такое строительство щедрыми пожертвованиями станичников, талантом архитектора и главного строителя Ивана Родомского. Все население станицы от мала до велика трудилось на строительстве храма. Об этом рассказали дожившие до наших дней жители станицы, участвовавшие в строительстве. Это был настоящий подвиг, так как строительство шло в период революционных мятежей и русско-японской войны. Через четыре года строительство было завершено, и 12 октября 1906 году храм был освящен протоиереем Василием Ильинским. Храм имеет три престола: центральный освящен в честь Рождества Христова, северный – в честь Святой Троицы, южный – в честь Казанской иконы Божией Матери.

Источник

Пишу книгу о храме

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

В № 15 газеты «Звезда Придонья» мы публиковали интервью с настоятелем храма Рождества Христова станицы Нижнекундрюченской, благочинным Усть-Донецкого благочиннического округа иереем Алексием Скоробогатовым, где речь шла об Усть-Донецком благочинии.

В нашей беседе речь зашла еще об одном интересном событии. Дело в том, что отец Алексий сейчас занят очень серьезным, ответственным и трудоемким делом – пишет книгу об истории Нижнекундрюченского храма. Фрагмент из нашей беседы мы предлагаем вашему вниманию.

— Отец Алексий, расскажите нашим читателям, о чем будет книга? Есть ли у нее название?

— Названия пока как такового нет, есть несколько рабочих вариантов. Дело в том, что у Нижнекундрюченского храма очень богатая история – она уникальная и удивительная. Я хочу своей книгой напомнить местным жителям, прежде всего, об их истории. Многие фамилии, которые у меня есть, например, в списке «двадцатки», на основании которого был открыт храм в советское время и не закрывался до распада «двадцатки», до сих пор существуют в поселении потомки этих людей. Я думаю, что моя книга для них будет своего рода открытием, когда они увидят в книге своих предков.

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

— С какого времени существует храм?

— Если смотреть по ведомостям, то первое упоминание священника храма – это отец Евсигний Иванов – ведомости указывают на 1801 год, но в них также говорится, что он служил здесь еще с 1792 года.
Конечно же, того храма, который мы сегодня знаем, здесь еще не было. Здесь была деревянная церковь. Интересная история по делу строительства храма, как все утверждалось.
Строительство храма – это было торжество веры. Именно вера сподвигла казаков на строительство храма. И строили они храм не только для себя, но и для последующих поколений, чтобы о них помнили.
История храма потрясает еще и тем, как боролись местные жители за храм. Боролись и до Хрущева даже дошли. У меня есть письмо в Раздорское РВК о том, чтобы провели политбеседу со списком лиц, и чтобы они больше в Москву не ездили. Представляете, что такое годы Хрущева? С именем Хрущева связывают хрущевские гонения, когда храмы закрывались.

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

Был такой случай, когда местная жительница Валентина Ефимовна Пятницкова (1924 г.р.), написала гневное письмо уполномоченному по делам религии в Ростов-на-Дону. (Орфография сохранена).

Уважаемый уполномоченный православной руской церкви.
Мы Жители Ростовской обл.
Раздорского района станицы Н-Кундрюченской.
Жалоба
Мы жители станицы Н-Кундрюченской спрашиваем почему вы нам не даете священника, сколько к вам ездили старики и старухи почему вы их обманывали вы думаете что если они неграмотные то можно обманывать нет, вам обманывати их нельзя вед это грех правда «А» вам привозили священника а вы его не дали нам почему нам дайте любого лижбы церковь работала, вы хорошо знаете какой здес храм, и вы доводите до того чтобы храм этот красивый отдали под зернохранение это наверно вы и добиваетесь, но по вашему не будет. Так вот мы вас просим в последний раз если вы нам не дадите священника нераньше через неделю. Я постараюсь поехать к вам сама, а там и дальше мы узнаем кто прав и кто недостоин.

То есть вы представляете, какие решительные были люди, отстаивали веру и не боялись.

— О чем еще будет написано в книге?

— О священнослужителях храма. Удивительная история священника, служившего здесь с 1952 по 1960 годы. Отец Алексий Грогуль. Этот священник прожил 92 года, умер в 2015 году в г. Ровно, на Западной Украине.
В церковном дворе есть плита с фамилиями двух священников Федорова и Емельянова. Федорова я по ведомостям нашел, он 82 года прожил. Сейчас занимаюсь поиском информации о священнике Емельянове.
В нашем районе служил священник Илья Попов. Жизнь этого священника действительно интересна. Он из линии тех священников, которые здесь служили и которые здесь похоронены. Он родился в Кочетовской, служил в Крымском, Усть-Быстрянской. Если смотреть по ведомостям, до революции здесь служило три священника, два диакона. За каждым священником было закреплено около 500 казаков для духовного окормления.
Хочется записать больше воспоминаний местных жителей о том, какие люди здесь жили, чем закончилась их жизнь. Интересна судьба тех, кто встретил революцию, и что с ними стало.
Несколько раз приезжали отряды НКВД. Здесь все храмы с «боями» закрывали, люди хватали утварь, уносили домой, чтобы спасти от поруганий. В Мостовом, например, вообще, разоружили целый конвой, хотели армию туда привлекать. Такие гонения были и, несмотря ни на что, люди отстояли веру.

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района отец Алексий Грогуль крайний слева

Что сейчас русский человек без православной веры? Если посмотреть на всю нашу историю, мы связаны с верой, и православие не раз спасало наше Отечество.
Мы отмечаем праздник День народного единства. Некоторые утверждают, что это новый праздник, созданный государством, но это неправда. Церковь его празднует всегда, как праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, в память освобождения Москвы от польских интервентов. Потому что именно эта икона сопровождала второе ополчение. А началось это освобождение прежде всего с воззвания патриарха, находясь в заключении, патриарх Гермоген рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией. Благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков. Грамоты, рассылавшиеся Патриархом по городам и селам, побуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов. Сам же патриарх Гермоген умер от голода в заточении.

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района Отец Алексий Грогуль с матушкой и певчими хора храма Рождества Христова

— Книга будет посвящена истории конкретного храма?

— Да, династиям священников, которые здесь служили, обычным священникам. Это будет история храма с 1800 года.

— Какие основные источники информации?

— Архивы, клировые ведомости, которые собирал еще покойный настоятель протоиерей Александр Бондаренко. У нас хранятся копии и электронный вариант. Ростовский архив собирает информацию по моему запросу. Местные жители приносят свои фотографии и воспоминания.
Вы не представляете, какие знаменитые люди связаны с нашим храмом. Например, митрополит Вениамин Федченков – это удивительный митрополит. Он был верховным епископом армии и флота у белых. Он сюда рукоположил священника Алексия Грогуля.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к местным жителям с просьбой, у кого есть фотографии, информация об истории храма, приносите.

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района Священик Олексій Грогуль, 2010 р., г. Ровно, Украина

— Может, в перспективе есть желание написать и о других храмах района?

— У храмов всегда интересная история. Есть такое высказывание у Цицерона: «История – это учительница жизни. Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться ребенком». Действительно, если мы не знаем своей истории, мы обречены, чтобы совершить ее ошибки. История всегда должна наставлять и предостерегать.

— Спасибо большое за беседу. Желаем вам вдохновения, сил, удачи в сборе информации. Чтобы книга получилась интересной, познавательной и стала одной из самых читаемых в нашем районе.

Источник

«По-вашему не будет». Как казаки самый большой в Европе сельский храм отстояли

храм в нижнекундрюченской усть донецкого района

Церковь строили исключительно на народные пожертвования и только из местных материалов. Фото: Тагир Раджавов/РГ

В станице Нижнекундрюченской, расположенной в Усть-Донецком районе Ростовской области, действует самая большая сельская православная церковь в Европе. Храм во имя Рождества Христова (до революции — Христорождественская церковь) сразу производит сильное впечатление. Трехпридельный, с пятью золотыми куполами. Площадь — почти 1 000 квадратных метров, высота от земли до креста — 76 метров. Как говорят станичники, если бы такой храм построили в Ростове, он стал бы кафедральным собором, — сообщает «РГ».

И тем более удивительно, что такая громадина находится в станице, где, по официальным данным, живут около 1 500 человек, но, по словам нижнекундрюченцев, едва ли насчитывается тысяча. То есть на одного человека приходится по квадратному метру храмовой площади. Впрочем, на обычные богослужения в огромном пространстве с удивительной акустикой собирается лишь около 50 — 70 человек.

— Я сам не мерил, какие храмы больше, а какие — меньше, — улыбается настоятель отец Алексий Скоробогатов, который досконально изучает историю нижнекундрюченской церкви и уже пишет о ней книгу. — Могу только сказать, что когда строился этот храм, в радиусе семи верст, то есть примерно 7,5 километра, здесь проживало более 11 тысяч человек. Только мужчин-казаков в округе насчитывалось семь тысяч. Возможно, поэтому в станице и появился такой большой храм.

Каменная церковь в Нижнекундрюченской может претендовать еще на один рекорд — царской бюрократии. Согласование строительства продолжалось 18 лет. Сама же стройка длилась с 1902-го по 1906 годы (из них около года ушло на то, чтобы забить 4 000 четырехметровых свай). Время выдалось непростое: первая волна революции, Русско-японская война… Строительство едва не заглохло в самом начале. Архитектор оплошал, и возведение церкви началось на месте старого, забытого кладбища, где хоронили жертв холеры. Архитектор пытался скрыть этот факт, но казаки все же узнали тайну, подняли волнения, стройку остановили, архитектора прогнали. Новую церковь решили возводить рядом с местом, где был старый деревянный храм.

— Церковь строили исключительно на народные пожертвования и только из местных материалов. Кирпичи, например, изготавливали из нижнекундрюченской глины. На храме с тех пор сохранилась табличка с именами жертвователей и строителей, потомки которых и сейчас приходят сюда на службу. Правда, эта же табличка в свое время рассорила станичников. Некоторые казаки сочли себя обиженными, потому что их имена не попали на ограниченное пространство чугунной доски, — рассказывает отец Алексий.

Сейчас храм с более чем вековой историей остро нуждается в реставрации. Нужно проводить внутренние штукатурные работы, менять окна, двери. Внутри обваливаются целые пласты штукатурки. Храму требуется новая отделка, а после — роспись, но настоятель боится даже подумать о том, в какую сумму обойдутся хотя бы леса. И все же отец Алексий надеется привести храм в порядок и установить на церковных стенах еще одну табличку с именами меценатов и реставраторов нашего времени.

Примечательно, что советская власть несколько раз пыталась закрыть церковь, но станичники становились на ее защиту. Дело дошло до того, что в 1933 году для усмирения непокорных прихожан в Нижнекундрюченскую пришлось специально отправить отряд НКВД. Защитников храма разгоняли стрельбой, а затем начались аресты. В итоге храм все же закрыли и разграбили, а колокола отправили на переплавку на Ростсельмаш.

В начале Великой Отечественной войны, в 1941 году, в церкви возобновились богослужения, но в 1961 году храм опять закрыли. Сначала в нем устроили спортзал, потом — колхозный склад. Но казаки вновь показали свой норов. Они начали писать во все инстанции, даже Хрущеву. Отец Алексий сумел найти одно из тех многочисленных писем, которое местная жительница отправила уполномоченному по делам религий и которое чудом сохранилось до наших дней.

«Мы, жители станицы Нижнекундрюченской, спрашиваем, почему вы нам не даете священника? Сколько к вам ездили старики и старухи, почему вы их обманывали? Вы думаете, что если они неграмотные, то можно обманывать? Вы хорошо знаете, какой здесь храм, и вы доводите до того, чтобы храм этот красивый отдали под зернохранение. По-вашему не будет. Мы вас просим в последний раз. Если вы нам не дадите священника через неделю, я постараюсь поехать к вам сама, а там и дальше мы узнаем, кто прав», — предупреждает в своем письме разгневанная казачка.

Активность станичников переполошила начальство. Из Москвы пришла директива о проведении политбеседы с казаками. Начались репрессии. На местных жителей оказывали всевозможное давление, чтобы закрыть приход. Некоторых даже признали сумасшедшими. После этого служба в храме возобновилась лишь в 1990 году.

— Хожу в этот храм уже лет тридцать, с тех пор как вышла замуж. Точнее, не хожу даже, потому что ноги уже не носят — меня подвозят соседи. А если не с кем приехать, то места себе не нахожу. Ощущения в храме такое, будто домой попадаю. Все здесь как родное. И батюшка у нас хороший, — говорит прихожанка Валентина. — Не дай бог, заберут отсюда — сильно горевать будем.Реликвии

Икону Великомученика Пантелеимона местный житель монах Василий написал в 1826 году на горе Афон. В церкви есть и работы другого местного иконописца, известного по прозвищу Богомаз. Непростую историю имеет Иверская икона Божьей Матери, написанная в память спасения жизни императора Александра III. Во время Гражданской войны ее изрубили шашкой и разломали на две части. Впоследствии икону отреставрировали, но следы клинков на ней отчетливо видны до сих пор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *