храм в нижней синячихе

Преображенский храм (Нижняя Синячиха)

храм в нижней синячихе

Церковь Спаса Преображения в Нижней Синячихе Свердловской области была построена в период между 1794 и 1823 годами на средства местных заводчиков Яковлевых. В настоящее время в ней располагается экспозиция музея-заповедника.

Содержание

История [ править ]

храм в нижней синячихе

В 1794 году в Нижней Синячихе по указу С. Яковлева, представителя крупной уральской промышленной династии, начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 году. По местной легенде церковь строил итальянец, однако по мнению специалистов, храм возводил тобольский зодчий, так как Спасо-Преображенская церковь является единственным на Урале образцом сибирского барокко.

С конца 1960-х годов XX века, после долгих лет запустения, благодаря усилиям И. Д. Самойлова, началась реставрация святыни. После завершения реконструкции на втором этаже здания Иван Данилович организовал небывалый в нашей стране музей уральской народной живописи, которую отличают оригинальные мотивы и монументальность (на Среднем Урале расписывались не только мелкие предметы, но целые интерьеры домов). В начале 1980-х годов рядом со Спасо-Преображенским храмом силами И. Д. Самойлова началось создание музея деревянного зодчества.

Современное состояние [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 624641, Свердловская область, Алапаевский район, с. Нижняя Синячиха, ул. Первомайская, 20

Проезд: Автобус № 103 из г. Алапаевск в п. Верхняя Синячиха, ост. «Нижняя Синячиха»

Паломнику [ править ]

Время работы музея:

С 10.00 до 17.00 без перерывов и выходных дней (кроме празничных).

Каждая среда месяца с 10.00 до 20.00.

Прием заявок на экскурсии (с. Нижняя Синячиха): (34346) 75-1-18

Источник

Нижняя Синячиха. Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь

Построена по образцу утраченной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в г. Туринске

Карта и ближайшие объекты

храм в нижней синячихе

Статьи

Нижняя Синячиха. Преображенская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная, заложена в 1794 году.
Является выдающимся памятником архитектуры.

Спасо-Преображенская церковь построена в 1794-1823 годах. Барокко, классицизм. Основная легенда: После 1917 храм использовался как склад, мельница, зерносушилка. В 1960-х годах памятник начали восстанавливать местные жители. К концу 60-х годов была взята под охрану государства как памятник архитектуры. Храм имеет весьма распространенную осевую композицию, то есть тип церкви «кораблем». Основной объем – четверик, в два света, перекрытый сомкнутым сводом. Над четырехгранным объемом поставлен восьмерик, завершенный куполом на барабане. Он окружен еще четырьмя меньшими барабанами с главками. По углам основной объем украшен изогнутыми фронтонами с круглыми проемами и главками. Фасады завершаются криволинейными фронтонами. Плоскость фасадов не имеет ордерного членения, пилястрами обработаны только углы куба. С востока примыкает большая граненая апсида, перекрытая куполом, который завершается главкой. Таким образом, общее число глав достигает десяти. Здание двухэтажное, эта конструктивная особенность подчеркнута профилированным карнизом. Кроме того, различается форма окон первого и второго этажа. Плоскость фасадов заполнена практически полностью большими окнами, украшенными наличниками с волютами. С запада основной объем продолжен пониженной трапезной, фасады которой имеют схожее декоративное решение. Завершающая композицию колокольня близка по своему облику раннему классицизму. Это сооружение, состоящее из поставленных друг на друга четвериков, порезанных арками с полуциркульным верхом, завершается высоким шпилем. В XIX Веке была пристроена паперть. Внутри сохранились росписи, относящиеся к XIX столетию.

Информация : Проект Главного информационно-вычислительного центра Роскультуры http://www.rus-sobori.ru/catalog

с. Нижняя Синячиха (Нижне-Синячихинский завод)
Преображенская церковь, каменная, двухэтажная, двухпрестольная. Заложена 12 мая 1794 г. Построена на средства заводовладельцев Яковлевых. Нижний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящен 3 февраля 1810 г. Верхний храм в честь Преображения Господня, освящен 23 июня 1845 г. Закрыта в 1939 г., обновленческой ориентации. Действующая совместно с музеем.

Каменная часовня, построена в 1915 г.

Нижняя Синячиха отстоит от епархиального города в 160 верстах. В архиве церкви есть грамота Сильвестра, митрополита Тобольского и Сибирского, от 17 марта 1754 г., из которой можно усмотреть, что приход образовался в 50-х гг. XVIII ст. с постройкою деревянного храма в честь Преображения Господня с отчислением в сей приход двух деревень из соседнего Невьянского монастыря и пяти из Алапаевского прихода. Приход по месту постройки храма назывался Синячихинским, так как в то время существовал только один завод с таким названием. Впоследствии, когда был построен другой завод вверх по той же речке Синячихе, завод стал называться Нижнее-Синячихинским, а в обычной речи – «Старым». Завод Нижне-Синячихинский в числе других принадлежал владельцу Яковлеву и был чугунно-плавильный и железо-делательный, но в начале XIX ст. действия в нем были прекращены за отсутствием вблизи его рудных месторождений, и существует лишь одна мукомольная мельница, принадлежащая наследникам гг. Яковлевых.

Прихожан состоит 1830 душ муж. пола и 1907 жен. По занятиям своим прихожане резко делятся на две половины: одни работают преимущественно на соседних заводах и заводских рудниках, а другие занимаются хлебопашеством и извозом. В состав прихода входят деревни: Халемина, Ямова, Путилова, Кабакова. В Кабакове есть деревянная часовня во имя апост. Петра и Павла и св. Николая чудотворца. В заводе есть земское начальное смешанное училище, открытое в 1872 г.

«Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902

С 1724 г. в Нижней Синячихе действовал железоделательный завод. После смерти в 1784 г. Саввы Яковлева, самого крупного русского предпринимателя второй половины XVIII века, Алапаевская группа заводов, в том числе и Нижнесинячихинский завод, досталась его младшему сыну Сергею. В 1794 г. в Нижней Синячихе по указу Сергея Яковлева начинается строительство грандиозного Спасо-Преображенского храма, который освятили в 1823 г.

Место для строительства было выбрано не случайно. Ежегодно после Ирбитской ярмарки тысячи торговых людей разносили по всему Уралу и России молву о синячихинском чудо-храме. По местной легенде церковь строил итальянский архитектор, специально нанятый Яковлевым. Но, по последним данным, храм возводил туринский зодчий, подарив среднеуральской земле лучший образец тобольского барокко. После этого в этом же стиле на Среднем Урале будет построено еще несколько церквей, правда более скромных.

По местной легенде во время строительства храма один из мастеров погиб, сорвавшись с лесов. Говорят, что еще в недалеком прошлом в церковной ограде у северной стены храма надгробная плита отмечала могилу строителя. Во время реставрации церкви в 1977 г., возможно, было открыто его имя: на очищенной из-под копоти фреске Иоанна Крестителя обнаружили текст: «Жертва Жукова И.П.» (с правой стороны недалеко от алтаря). Вероятно, в начале XIX в. расписывавшие храм художники Петербургской Академии художеств хорошо знали о произошедшем во время строительства несчастье и решили увековечить имя мастера.

В 1937 г., в разгар антирелигиозной кампании, Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе закрыли, колокола были сброшены и отправлены на переплавку в Алапаевск. Два великолепных резных иконостаса с позолотой были разобраны, распилены пилой и расколоты топором, после чего сожжены в костре на храмовой площади. Здесь же было сожжено большинство икон. Несколько икон было взято колхозом и из них в тракторных вагончиках изготовили лавки и столы, на которых мужики сидели, спали, обедали, играли в карты. Руководил всем этим погромом некий Роман, чем-то озлобленный на церковь, который часть икон Спасо-Преображенского храма использовал в личном хозяйстве: из больших икон он сколотил уборную-туалет, в бане сделал полок и лавки.

Вся фресковая живопись нижнего этажа была избита и забелена, а пол в алтаре верхнего этажа выломан и использован для ремонта клуба. Ажурную церковную ограду разобрали, воспользовавшись кирпичом для строительства машинно-тракторной мастерской, а металлические детали отправили на переплавку в Верхнюю Синячиху. В самом храме в разное время размещались сначала мельница, затем зерносушилка и зерносклад. Местные власти хотели разрушить алтарь храма, чтобы грузовикам было удобно заезжать и разгружаться в здании оскверненной церкви, но после первых попыток разобрать алтарную стену, рабочие просто отказались от столь непосильной работы: стены оказались необыкновенно прочными. К середине 1960-х г.г. здание церкви пришло в полный упадок, оно явно доживало свои последние годы. Но совсем неожиданно у церкви появился защитник.

С конца 1960-х г.г. XX в., после долгих лет запустения, благодаря усилиям Ивана Даниловича Самойлова, началась реставрация святыни. Работая землеустроителем, Иван Данилович бывал во многих селениях Алапаевского района. Однажды увидев разрушающийся нижнесинячихинский храм, он дал зарок, что спасет красавицу-церковь. Сперва Самойлов добивается, чтобы церковь поставили на учёт в качестве памятника архитектуры, а затем на общественных началах в течение 10 лет организует реставрацию огромного храма. Так Иван Данилович, собрав группу энтузиастов, начал возрождение святыни. Искал деньги, покупал стройматериалы, нанимал рабочих (главным образом работали местные пенсионеры-плотники). Особенно сложными и опасными были высотные работы.

Большим препятствием в работе в первые три года было негативное отношение к возрождению храма среди части местного населения. Особенно бесчинствовали подростки. Сломают замки, окна, стащат стройматериалы или просто набезобразничают, нагадят в храме. Но, когда завершилась внешняя отделка храма, отношение резко поменялось, теперь не раз можно было услышать: «От такого памятника в Синячихе и ночью будет светло. ».

Одной из сложнейших операций было золочение главок храма. Выделенного золота не хватило, поэтому профессиональные реставраторы покрыли сусальным золотом лишь часть главок. Пришлось обратиться за помощью сразу к нескольким предприятиям района. На помощь пришел Верхнесинячихинский завод: целый день весь коллектив предприятия работал в пользу возрождающегося храма. На эти деньги было закуплено необходимое золото, а Иван Данилович освоил новую профессию, покрыв сусальным золотом оставшиеся четыре главки Спасо-Преображенского храма.

Заново пришлось воссоздавать храмовую ограду. По старым фотографиям Иван Данилович самолично выполнил чертежи ее металлических и каменных частей, по этим чертежам ограда и была восстановлена. Сразу после этого осенью 1977 г. вокруг церкви в ограде Иван Данилович с помощниками высадили берёзки и один кедр напротив алтаря. Холодной и малоснежной зимой большинство берёз погибло, еле-еле выжил кедр. Рассказывают, что за слабеньким деревцем Самойлов ухаживал, как за собственным ребенком: поливал, разрыхлял землю, делал обрезку подсохших веток. Так, на удивление многих, деревце выжило.

Большой проблемой в 1970-е г.г. было найти колокола для церкви. После долгих поисков Иван Данилович сумел приобрести три колокола у частников. Один из колоколов был из поселка Нейво-Шайтанского, из Петро-Павловского храма, другой – из Кыртомского монастыря, а третий – с пожарной вышки Алапаевска. Больших усилий стоило поднять колокола на колокольню. Лестница оказалась слишком узкой, пришлось стесывать кирпичную стену. Рассказывают, что как только первый колокол затащили, разразилась небывалая гроза. Кто-то пошутил, что очевидно сам Илья Пророк приветствует рестовраторов.

Со временем местные жители по достоинству оценили труд Самойлова. В 200 метрах от входа в храм они обустроили родник, который с уважением назвали «Данилыч». Среди жителей Среднего Урала Иван Данилович первым получил высокое звание Почетного гражданина Свердловской области. А в стране его оценили как крупного реставратора памятников культуры, к примеру, приглашали для консультации реставраторы знаменитых Кижей. В августе 2008 года Ивана Даниловича не стало, его похоронили в ограде возрожденной им церкви, в десятке метров от его любимого кедра. Говорят, что это место Самойлов выбрал сам.

Стены первого этажа храма, где находится собрание церковных книг, утвари и икон покрыты старинными фресками начала XIX в., расчищенными от копоти и подновленными в конце 1970-х – начале 1980-х г.г. Рецепт расчистки фресок подбирал сам Иван Данилович: вначале пробовали промывать детским мылом с кипяченой водой, но в наиболее сложных местах использовали смесь спирта с ацетоном. Самым загрязненным оказался алтарный участок: сегодня здесь оставлен небольшой квадрат на стене, не очищенный от копоти, чтобы представить, как выглядел весь алтарь. Говорят, чистить алтарные стены ни у кого не хватило сил, пришлось Ивану Даниловичу со своей женой Анной Ивановной выполнять эту работу самостоятельно.

В собрании икон есть настоящие реликвии. К примеру, в алтаре представлена храмовая икона Казанской Богоматери Казанской церкви из легендарной Арамашевской слободы. По дороге в Синячиху можно заехать в Арамашево и посетить эту ныне восстанавливаемую церковь, история которой связана с первыми годами освоения русскими среднеуральских земель.

Интересна история иконы Тихвинской Божией Матери (представлена также в алтаре) из древнейшей в Алапаевском районе Преображенской церкви села Тагильская слобода, ныне село Махнево. Ходят легенды, что в еще деревянном здании храма молился сам Симеон Верхотурский, очень любивший эту церковь, от Меркушино до Тагильской слободы лежала дорога почти в 40 километров, которая ныне называется Симеоновой тропой. В старину Тихвинская икона из Тагильской слободы была особо чтима, почиталась местными чудотворной. Рассказывают, что оклад иконы был необычайно богат, украшен дорогими самоцветами.

В середине 1930-х г.г. храм закрыли, а затем начали ломать на кирпич. Годного кирпича получилось мало, из огромного храма кирпича вышло на маленькую аптеку в Махнево. Когда разбирали верхний этаж храма, одна женщина Плюхина Екатерина Филимоновна из соседней деревни Анисимовой обнаружила на первом этаже в груде мусора несколько икон, схватила две первые и бежать. Положила в телегу, бросила сверху соломы и быстрей в родную Анисимову. Одной из спасенных икон оказалась Тихвинская. Другие женщины тоже пытались взять иконы из Преображенского храма, но им не позволили. Позднее эти иконы раскололи топором, и сожги в качестве дров. В 1974 г. Иван Данилович узнал об этой истории и поехал в Анисимову. Встретился с Екатериной Филимоновной и уговорил ее продать икону за 200 рублей. Потом долго вспоминал, как народ с удивлением смотрел, когда он перевозил огромную икону поездом в Алапаевск.

В собрании Нижнесинячихинского музея несколько икон с изображением Симеона Верхотурского. На одной из икон Симеон на историческом камне близь Верхотурья. Обращает на себя внимание икона царя Константина и царицы Елены из Рождественской церкви села Комарово. Эту икону подарили храму владельцы Алапаевских заводов, потомки Сергея Саввича Яковлева, в память об открытии узкоколейной железной дороги и пребывании их на станции Строкинской.

Среди священных книг представлена Библия из Кыртомского монастыря, что действовал до революции на северо-востоке от города Алапаевска. Этот монастырь был основан известным православным подвижником отцом Адрианом, с ним связана жизнь отца Игнатия Кевролетина, сыгравшего основную роль в сохранении православной веры в советском Верхотурье.

Источник

Храм-музей в Нижней Синячихе

храм в нижней синячихе

Сказать, что Храм красив, ничего не сказать. Он уникальный. Если не ошибаюсь, это единственный Храм на Урале, выполненный в стиле сибирского барокко. Архитектор остался неизвестным. Существует две версии. По одной это был человек из местных, по второй строил этот Храм итальянец, которого непонятно каким ветром занесло в эти края.

храм в нижней синячихе

Известно только, что строительство Храма началось в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева. Освятили храм лишь спустя почти 30 лет — в 1823-ом. В 1937-ом Храм закрыли и в лучших советских традициях разместили в нём зерносушилку и склад местного колхоза.

Постепенно здание ветшало, разрушалось. но зданию повезло. Один из жителей села, Самойлов Иван Данилович, решил востановить Храм. И в 1970-х годах он на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося Храма. Помогала ему в этом его супруга, да редкие добровольцы.

храм в нижней синячихе

Сейчас в Спасо-Преображенском храме находится музей. Кстати редкий случай, когда музей и РПЦ нашли общий язык. Службы здесь проводят по большим праздникам, а экспонаты размещены таким образом, что посетители не попадают в алтарную часть.

храм в нижней синячихе

Именно отсюда нужно начинать осмотр Нижнесинячихинского музея-заповедника и именно здесь продают билеты. На первом этаже музея вы увидете в качестве экспонатов иконы, церковную утварь и старинные книги.

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

Книги кстати уникальны. Второй экземпляр каждой вряд ли отыщется в наше время.

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

Обратите внимание на пол. Это настоящее каслинское литьё.

храм в нижней синячихе

Плиты оригинальные! Иван Данилович лично обходил жителей села и убеждал людей, вернуть плиты в Храм. Кто отдавал даром, кто продавал. удалось собрать практически все плиты, не хватило буквально 3-4 штуки.

храм в нижней синячихе

На стенах и потолке — очищенные Самойловыми фрески.

храм в нижней синячихе

Обратите внимание на краски. Этих фресок не касалась рука профессионального реставратора, от слова совсем.

храм в нижней синячихе

Это всё было отмыто от копоти и сажи с помощью простого хозяйственного мыла. Именно благодаря сушильной машине, что стояла на месте алтаря, фрески так хорошо сохранились.

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

В настоящее время Спасо-Преображенский храм имеет статус историко-архитектурного памятника федерального значения. А Самойлов стал первым человеком, удостоившимся за свой подвиг (да! Я считаю то, что он сделал, настоящим подвигом) звания Почётного гражданина Свердловской области. 7 августа 2008 года Ивана Даниловича не стало… И он был похоронен здесь, в Нижней Синячихе, в церковной ограде у стен Храма. от РПЦ возражений не было.

Источник

Храм Спаса Преображения, Нижняя Синячиха

храм в нижней синячихе

Самый яркий пример сибирского барокко, Спасо-Преображенский храм в Нижней Синячихе, ворвался в историю архитектуры после десятков лет забвения благодаря Ивану Даниловичу Самойлову.

О Иване Даниловиче и удивительном музее деревянного зодчества я уже рассказывала и показывала во время поездки проекта #светскийтрип. Сегодня же уделим наше внимание синячихинскому храму, он этого более чем достоин!

Спасо-Преображенская церковь была заложена в 1794 г., на средства местных заводовладельцев Яковлевых. Строилась она долго: нижний, теплый храм был освящен в 1810 г. в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а верхний – только в 1845 г. в честь Преображения Господня.

Епархиальные источники сообщают, что в основном строительство было завершено в 1823 г., но, видимо из-за закрытия завода окончание работ так затянулось.

Местные легенды хранят сведения о некоем итальянце, которого Яковлевы выписали в Нижнюю Синячиху для строительства церкви. Итальянец погиб, упав с лесов почти достроенного храма.

Но историки архитектуры не согласны с версией об участии итальянца: церкви подобного типа уже строились на территории Сибири (вспомним сибирское барокко). В Туринске уже была построена Покровская церковь – и синячихинская стала почти полной ее копией.

И в большинстве этих храмов мы знаем строителей – как правило, это были тобольские артели.

Так что как бы не была привлекательна идея о заморском зодчем, но наши, местные мастера строили ничуть не хуже!

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

Среди памятников роскошного и сложного сибирского барокко Туринская и Синячихихинская церкви смогли отличиться. Классическое пятиглавие главного храма тут стало девятиглавием.

И знаете что меня восхищает больше всего?

храм в нижней синячихе

Кстати, во многих храмах угловые и дополнительные главы с самого начала строились «глухими», без оконных проемов, то есть были чисто декоративным украшением.

Интересный факт: нижнесинячихинский завод закрылся в 1826 г., при этом содержание храма до 1917 г. полностью взяли на себя Яковлевы в их наследники.

После 1917 г. церковь использовалась как склад, мельница, зерносушилка, зернохранилище.

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

С 1960-х благодаря энергии и упрямству Ивана Даниловича Самойлова с ним во главе церковь начали восстанавливать, и в 1978 г. она официально стала музеем уральской домовой живописи. Трудно представить, сколько сил понадобилась Ивану Даниловичу, чтобы отстоять здание восстановленное им здание. Не просто так именно он стал первым Почетным гражданином Свердловской области.

храм в нижней синячихе

Любопытным туристам сдаю лайф-хак: во время ежегодной Ночи Музеев всех посетителей пускают на колокольню. Вид с нее просто феерический – и на музей деревянного зодчества, и на чудные главы самого храма.

храм в нижней синячихе

храм в нижней синячихе

Кроме как в Ночь Музеев на колокольню можно попасть участникам светского трипа, в следующий раз мы туда поедем 25 августа.

За современные фото спасибо Дмитрию Елизарову

Источник

Спасо-Преображенский храм

храм в нижней синячихе

Церковь во имя Спаса Преображения

История

Спасо-Пребраженский храм известен в России, прежде всего, как центр Нижнесинячихинского музея-заповедника деревянного зодчества. Его видно издалека, а архитектура поражает своей монументальностью. Как ни странно, церковь не отдана РПЦ, но в большие праздники в ней совершаются торжественные богослужения.

Итальянский зодчий

Село Нижняя Синячиха основано 1680 г. близь Государевой дороги, связующей Сибирь с европейской частью России. Долгое время там работал завод, поставленный известным на Урале промышленником Саввой Яковлевым.

В 1794 г. сын основателя династии Сергей Яковлев издает указ о постройке на селе каменной церкви. Так началась история самого яркого здания стиля сибирское барокко. Яковлев лично выделял средства на возведение и наблюдал за строительством.

Возведение храма завершилось почти через 30 лет – в 1823 г.

храм в нижней синячихе Спасо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе

Шедевр российского масштаба

Новая церковь была поставлена двухэтажной, и, как следствие, двухпрестольной. На втором этаже расположился летний храм во имя Спасо-Преображения (освящен 23 июня 1845 г). Он действовал только в теплые времена года. Нижний этаж был оснащен печным отоплением. В стужу и непогоду богослужения проходили там. Его престол в честь Покрова Пресвятой Богородицы был освящен 3 февраля 1810 г.

О внешних особенностях храма хорошо написано на сайте Главного информационно-вычислительного центра Роскультуры:

«Храм имеет весьма распространенную осевую композицию, то есть тип церкви «кораблем». Основной объем – четверик, в два света, перекрытый сомкнутым сводом. Над четырехгранным объемом поставлен восьмерик, завершенный куполом на барабане. Он окружен еще четырьмя меньшими барабанами с главками. По углам основной объем украшен изогнутыми фронтонами с круглыми проемами и главками. Фасады завершаются криволинейными фронтонами. Плоскость фасадов не имеет ордерного членения, пилястрами обработаны только углы куба. С востока примыкает большая граненая апсида, перекрытая куполом, который завершается главкой. Таким образом, общее число глав достигает десяти. Здание двухэтажное, эта конструктивная особенность подчеркнута профилированным карнизом. Кроме того, различается форма окон первого и второго этажа. Плоскость фасадов заполнена практически полностью большими окнами, украшенными наличниками с волютами. С запада основной объем продолжен пониженной трапезной, фасады которой имеют схожее декоративное решение. Завершающая композицию колокольня близка по своему облику раннему классицизму. Это сооружение, состоящее из поставленных друг на друга четвериков, порезанных арками с полуциркульным верхом, завершается высоким шпилем».

Позднее к зданию церкви была пристроена паперть.

Внутреннее убранство храма было богато. Чего стоят только настенные росписи, чудом сохранившиеся до наших дней.

В 1899 г. Преображенская церковь Нижнесинячихинского завода входила в состав второго благочиннического округа Верхотурского уезда. Согласно документам, в то время в храме служили: священник Евгений (Корепанов), псаломщики Иоанн (Дягилев) и Петр (Иваницкий).

Эпоха гонений

храм в нижней синячихе Архангел Михаил. Фреска Преображенского храма История Спасо-Преображенской церкви косвенно связана с жизнью священомученика Николая (Удинцева). В 1907 г. он на несколько месяцев занял место штатного священника Нижнесинячихинской церкви, после чего был направлен в село Клевакинское. В 1915 г. его перевели в село Коптелово, где он пробыл до своей мученической кончины.

Отец Николай был выдающимся человеком. Он награждался всеразличными церковными наградами, состоял в православных обществах «Братство святого Симеона», «Православное Миссионерское Общество» и «Императорское Православное Палестинское Общество».

В годы Гражданской войны жители Коптелова наотрез отказались пополнять ряды Красной армии. В агитации против мобилизации большевики заподозрили отца Николая. Священник был арестован и казнен.

Конечно, Спасо-Преображенскому храму в годы войны досталось изрядно. Однако с укреплением большевиков у власти, положение церкви стало еще более шатким. В 1920-х г. в храме было описано ценное имущество. Колокола варварски сбрасывались на землю, а полученный лом отправлялся на переправку. Старые иконы вместе с богослужебными книгами погибали в кострах.

В послевоенное время надобность в зерносушилке отпала и ее упразднили. Здание начало пустовать.

Энтузиазм

храм в нижней синячихе Иван Самойлов и «его детище» В конце 1960-х в Нижней Синячихе появился еще мало кому известный Иван Данилович Самойлов. Вид огромного храмового здания его поразил, но было печально осознавать, что оно вот-вот может погибнуть. Тогда Иван Данилович решил действовать. Он обратился к властям с просьбой передать здание в частные руки. Но не для реставрации культового места, а для создания в помещениях церкви музея. Этот вопрос решался долго и не на одном уровне, но в итоге был дан положительный ответ!

Иван Дмитриевич с группой энтузиастов разобрали мусор и остатки механизмов двигателей. Затем с помощью воды, тряпки и детского мыла начали оттирать фрески первого этажа от сажи. Мало кто знает, скольких усилии это стоило. Но люди добились своего, и из под слоя копоти вновь показались на свет прекрасные росписи XIX в.

Нижне-Синячихинский музей-заповедник

Коллекция Самойлова состояла из нескольких часовен, изб, служебных и оборонных зданий.

храм в нижней синячихе На втором этаже храма-музея

В 1995 г. Нижнесинячихинский музей-заповедник вошёл в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. До сегодняшнего дня в здании Спасо-Преображенского храма находится музей. Однако по просьбе верующих первый этаж освятили во имя праздника Преображения. Службы в нем ведутся только в дни особых церковных торжеств (таких, как Пасха или Рождество).

Иван Данилович Самойлов умер в 2008 г. Первого почетного гражданина Свердловской области торжественно похоронили у южной стены некогда восстановленного им Спасо-Преображенского храма.

Музей был образован Решением Алапаевского районного Совета от 9 марта 1978 г. На первом этаже разместилась экспозиция христианских культовых предметов: икон, богослужебных книг, лампад и распятий. Второй этаж заняла уникальная выставка Уральской народной домовой росписи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *