храм в нижних прысках калужской области
«Господь покрыл благодатью отца Леонтия, его храм и его потомство». Преображенской церкви в Нижних Прысках 240 лет – это хороший повод вспомнить любимого батюшку и рассказать о тех, кто служит здесь сегодня
Для человека все много, что больше его жизни, а храмы стоят веками. Это всего лишь здание, объединившее под своей крышей родственные души. Дом, объединяющий сердца.
Именно дом, вот так, по-семейному, и следует определять прихожан прысковского храма, в котором царит дух любви и доброжелательности. После праздничного богослужения нам удалось поговорить с некоторыми из них.
– Наш приход – одна большая семья. Если беда, то общая беда, если радость – общая радость, – говорит Елена. – В храме всегда много детей. Глядя на их лица, понимаешь, что им тут легко и радостно, их лица светятся!
Входящий в храм человек ощущает непередаваемое тепло, словно Господь встречает его у порога. Отцы Тихон и Симеон разные по характеру, но равно внимательны к любому прихожанину. Не только на исповеди, а и просто в разговоре».
Священнослужители отцы Тихон, настоятель церкви, и Симеон Худяковы – братья, а еще они внуки отца Леонтия Никифорова, духом которого насыщена атмосфера этого намоленного места. Прысковский храм и почившего ныне его прежнего настоятеля знают православные по всей стране.
Знают, любят и помнят.
– К нам приезжало много интересных людей, – вспоминает Ольга, дочь отца Леонтия. – Старцы Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин) останавливались, приезжала и Надежда Александровна Павлович, духовная дочь преподобного старца Нектария Оптинского. Папа еще при советской власти ухаживал за могилками оптинских старцев, камушками их аккуратно обкладывал. Потом все разбросают, он опять укладывал.
Дарами старчества обладал и сам отец Леонтий. Молитвенник сильный был. Мог предсказать женщине будущего мужа, успех или неудачу в коммерческих делах. А если дает кому денежку, так точно тому, кто действительно нуждается, и просить не надо, сам увидит. Мудрый человек был.
автор фото: Василий Батурин
Вот приходит к нему встревоженная верующая и говорит о последних временах. Мол, антихрист уже среди нас, и надо скорее бежать спасаться в леса и горы. А отец Леонтий ей – о небе:
– Знаешь, – говорит, – какие у ангелов глаза?
– Причем тут ангелы, враг на пороге!
– А какие у ангелов крылышки?
– Я вам об антихристе, а вы…
Батюшка легонько стукнул пальцами по лбу озабоченной прихожанки, переключив ее мозговой процесс:
– А я об ангелах, да! Пока ты об антихристе думаешь, он с тобой и есть. Ты на него работаешь!
Прямо урок психологам. Психо – душа, логос – слово. Душевед, получается. А духовный человек видит дальше и больше душевного, так что психологи отдыхают.
Священник, принимающий исповедь, выше психолога. За ним духовная школа и духовный опыт. Внукам отца Леонтия, воспитанным с малолетства на примере дедушки, в этом плане повезло. Но везет тем, кто везет! Без длительной и подчас изнурительной духовной работы над собой, им не удалось бы стать теми, кем они стали. А сегодня, несмотря на возраст, они пользуются всемерным уважением и доверием прихожан. Умение слушать и услышать – это тоже дар от Бога, не всем дается.
В жизни отец Леонтий не был человеком, заметным издалека. Бывает, у иного такая походка, что видно его за версту: идет! У другого яркая внешность, его узнают на улице по черным кудрям, вьющимися по ветру. Батюшка в этих смыслах из толпы не выделялся. Не случайно один из отцов Оптиной пустыни, когда в разговоре с ним мы вспомнили об отце Леонтии, заметил, что слишком часто не замечаем мы людей, которые живут рядом с нами высокой жизнью. Как правило, они не бросаются в глаза.
Любовь к миру, в котором живешь, проявляется в поступках, порой совсем незаметных для окружающих.
Зима, скоро Рождество. Везут батюшку из больницы, проезжают мимо магазина.
– Вам ничего не надо? – спрашивает водитель. – А то вот продукты.
– Остановись, – говорит батюшка, – купи мне колбасы. И попроси ее нарезать.
Водитель думает: вот, изголодался отец в больнице-то, хочет прямо в машине подкрепиться. Правда, пост, вроде, идет, но мы в дороге, пусть полакомится. Остановился, сходил в магазин, выбрал на свой вкус лучшей колбасы и вручил ее отцу Леонтию. Вопреки ожиданиям, тот на колбасу и не взглянул, а велел ехать дальше, до дому. И вот там уже, возле дома, они снова притормозили, и к машине тут же сбежались местные кошки и собаки. Отборной нарезки хватило на всех, драки не было.
– Никто о них, кроме нас, не позаботится, – сказал отец Леонтий. – Зимой им особенно трудно.
Историй об отце Леонтии множество, они для сборников воспоминаний, для нас важно понять, каким человеком был тот, чьим духом и сегодня живет приход. Он излучал любовь, она буквально струилась из его глаз, окропляя тех, кто был рядом. И тех, кто был за тысячу километров, кто вдруг вспомнил батюшку, его житейский совет, подходящий под сложившуюся жизненную ситуацию.
– Он очень любил людей, Оптину пустынь, своих прихожан, – рассудил еще один монах, не раз бывавший в Преображенском храме села Прыски, – и за эту любовь Господь покрыл благодатью его самого, его храм и его потомство.
– Отец Тихон и отец Симеон как будто подхватили эстафету от отца Леонтия, – делает вывод прихожанка Елена, с которой мы начали наш рассказ. – Вот эта любовь, которой был исполнен отец Леонтий, она сегодня в полной мере перешла на его внуков. Вы послушайте, как они говорят с прихожанами, насколько участливы и внимательны к каждому. А сюда ведь каждый приходит со своими заботами и проблемами.
Крестный ход вокруг Преображенского храма в Нижних Прысках, 19 августа 2021 года.
Преображенский храм в Прысках посещают не только местные жители. Приезжают из Козельска и района, из других городов, выбрав для себя это место, где чувствуют себя легко и спокойно. Летом полно москвичей.
Сегодня в храме под руководством отца Тихона успешно действует воскресная школа, идут ремонтные и реставрационные работы, средства на которые находятся подчас самым чудесным образом. Храм живет своей жизнью и несет людям свет и любовь.
Для этого ведь и строились храмы, для этого они нужны. Куполом устремленные в небо, они служат нам, топчущим грешную землю странникам, для того, чтобы не засыпала наша совесть. Чтобы различать нам добро и зло и нести в мир любовь. Или хотя бы иметь по жизни терпение.
Храм Спаса Преображения в с. Нижние Прыски
Село Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района.
В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод.
В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины.
В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым.
Престолов было три: • главный в честь Преображения Господня, • правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, • левый придел во имя вмч. Параскевы.
Ближайшие церкви: Николаевская в селе Полошкове в 6 верстах, Благовещенская в городе Козельске в 7 верстах и Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах.
В 1924 г. храм был закрыт. Каменную усадьбу Кашкиных разобрали в 1930-х гг.
Колхоз стал использовать здание церкви под склад зерна. В декабре 1943 г. по просьбе верующих храм был снова открыт. Но стены храма были покрыты слоем копоти от солдатской кухни, иконостасы порушены.
Храм восстанавливался потихоньку, в течение 15 лет. Местные жители жертвовали на храм стройматериалы, возвращали иконы. Николай Никифорович Беляев, учитель рисования и черчения, промывал и реставрировал настенную роспись, что было очень сложно, так как многие фрагменты росписей были утеряны.
Храм в нижних прысках калужской области
Храм в честь Преображения Господня в с. Н.Прыски
Село Нижние Прыски очень древнее. Расположено на слиянии двух рек Жиздры и Хотёнки (Нойки). В 1731 году богатый помещик Ртищев строит кладбищенскую церковь. В 1776 году Ртищев выдает свою дочь Александру за Г. П. Бахметьева, в составе ее приданного было село Н. Прыски. Г. П. Бахметьев овдовев, строит на кладбище, вместо кладбищенской церкви, большой храм с усыпальницей в подклете, для помещения праха своей супруги. Так в селе был выстроен большой храм городского типа, трех престольный. Центральный в честь Преображения Господня (престольный праздник 6/19 августа). Правый придел в честь свт. Николая Чудотворца Мирликийского (престольный праздник 6/19 декабря, перенесение мощей свт. Николая 9/22 мая). Левый придел св. вмч. Параскевы (престольный праздник 28 октября/ 10 ноября).
Храм базиликальный, трапезного типа, одноглавый. На основном четверике покоится световой барабан в виде ротонды с купольным покрытием. В трапезную встроена трехъярусная прямоугольная колокольня с завершением в виде четырехгранного шпиля. Кованые Кресты на храме сохранились. Храм принято считать усадебным, хотя черты храма типичны для Калужской архитектуры, в ее наивысшем расцвете.
Внутри храма сохранился уникальный пол, выложенный плитками уральской яшмы, относящийся к первоначальной застройке. Стены покрыты живописной росписью Библейских и Евангельских событий, выполненной во второй половине 19-го века. В 1795 году дочь Бахметьева выходит замуж за сына бывшего Калужского губернатора Н. Е. Кашкина. Кашкины приехали на Русь в свите Софьи Палеолог, племянницы последнего Византийского императора Константина Палеолога, еще в 1472 году. Софья Палеолог стала супругой Московского князя Ивана III, и является бабушкой царя Ивана Грозного. С фамилией Кашкиных связана история храма до 1917 года. Кашкины дали отечеству не только просвещенных демократов, но и глубоко религиозных людей, известных своей благотворительностью.
После октябрьского переворота в храме продолжалось богослужение. В 1924 году храм был закрыт. По документам архива до 1917 года в храме служил священник Алексей Преображенский. Перед Великой Отечественной войной в храме было колхозное зернохранилище. Расположенную под храмом большую “Амосовскую печь”, имеющую дымоходы в полу и стенах храма, топили, зерно просушивалось за счет разогрева всего пола. В 1941 году в село вступили немецкие войска, храм был очищен от зерна, и стало совершаться богослужение.
В 1943 году с разрешения властей в храме началось богослужение. Столер-резчик по дереву Алексей Григорьевич Архипов собирал иконостас. В 1946 году в Прыски, из мест заключения, прибыл священник Сергей Георгиевич Шумилин. У него оказался деятельный помощник в лице полковника Советской Армии, профессора архитектуры Николай Петрович Никитин, родной племянник оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Профессор руководил всей реставрацией храма. В промывке настенной росписи со всей душой, полной благодатной веры, участвовал Николай Никифорович Беляев, бывший учитель черчения и рисования местной школы. В последствии Николай Петрович Никитин помог оформить храм на охрану государством, как памятник архитектуры 18-го века охраняемый государством, с закреплением этой надписи на мемориальной доске из белого мрамора с левой стороны у входа в здание храма.
Затем в Храме служили, сменяя друг друга, священники: Константин; Стефан; Вячеслав; Илья.
По приглашения правящего архиепископа Ермогена (Голубева), его указом, в 1963 году, был назначен иерей, ныне митрофорный протоиерей Леонтий Никифоров. С 1963 года и по настоящее время все события, и вся церковная жизнь связаны с последним Настоятелем Храма митрофорным протоиереем Леонтием Никифоровым.
Это один из старейших храмов Козельского района. Несмотря на это, приход живет активной современной жизнью. Члены прихода ведут занятия по ОПК в местной школе, работают с частным приютом «Рождественский». Храм реставрируется, проводятся масштабные работы по прокладке современных коммуникаций. Богослужения проходят регулярно. Настоятелю храма 80-летнему протоиерею Леонтию Никифорову, с благословения митрополита Климента, помогает заштатный священник Валентин Петраков.
Храм трехпрестольный:
В честь Преображения Господня, освящен иерейским чином в 1942г.;
В честь свт. Николая Чудотворца, освящен иерейским чином в 1942г.;
В честь вмц. Параскевы Пятницы, освящен иерейским чином в 1942г.;
Нижние Прыски. Церковь Спаса Преображения.
Преображенская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Село Нижние Прыски, в 7 верстах от Козельска, было центром одноименной волости Козельского уезда, ныне село находится на территории Нижнепрысковского сельсовета Козельского района. В 1782 году село принадлежало девице Марье Николаевне Ртищевой и Петру Петровичу Камынину. В то время в селе было 48 дворов, 206 мужчин и 200 женщин. Церковь стояла на писцовой церковной земле, были дом господский каменный в 3 этажа с регулярным садом и конный завод. В 1859 году в селе было 53 двора, 324 мужчины и 308 женщин. К 1903 году стало 507 мужчин и 524 женщины.
В «Ведомости о церкви Преображения состоящей Козельского уезда Калужской епархии в селе Прысках» за 1915 год сказано, что каменная церковь с такой же колокольней была построена в 1781 году помещиком Николаем Васильевичем Ртищевым. Престолов было три: главный в честь Преображения Господня, правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, левый придел во имя вмч. Параскевы. Церковная библиотека насчитывала 80 томов. Приход: село Нижние Прыски (124 двора), сельцо Верхние Прыски (36 дворов), сельцо Потросово (94 двора), деревня Стенино (67 дворов), всего 321 двор. В приходе было 1445 прихожан мужского пола, 1590 – женского. В приходе были школы: церковноприходская женская в селе Нижние Прыски, учреждена в 1895 году, помещалась на втором этаже церковного дома, церковноприходская смешанная в сельце Верхние Прыски, учреждена в 1891 году, земская мужская в селе Нижние Прыски, земская смешанная в деревне Потросово, земская смешанная в деревне Стенино. Ближайшие церкви: Николаевская в селе Полошкове в 6 верстах, Благовещенская в городе Козельске в 7 верстах и Введенская Оптина Пустынь в 3 верстах.
В 1924 г. храм был закрыт. Каменную усадьбу Кашкиных разобрали в 1930-х гг. Колхоз стал использовать здание церкви под склад зерна. В декабре 1943 г. по просьбе верующих храм был снова открыт. Но стены храма были покрыты слоем копоти от солдатской кухни, иконостасы порушены. 14 декабря 1943 года на службу в Преображенскую церковь села Нижние Прыски Козельского района был назначен вернувшийся из заключения священник Сергий Георгиевич Шумилин. Его влиятельным помощником был полковник Н.П. Никитин, племянник Оптинского старца Анатолия (Зерцалова), профессор и архитектор. Под его руководством прихожанами были восстановлены иконостасы, клиросы и амвоны. С 3 августа 1963 г. настоятелем храма является протоиерей Леонтий Никифоров.
Храм восстанавливался потихоньку, в течение 15 лет. Местные жители жертвовали на храм стройматериалы, возвращали иконы. Николай Никифорович Беляев, учитель рисования и черчения, промывал и реставрировал настенную роспись, что было очень сложно, так как многие фрагменты росписей были утеряны. У стен храма есть маленький некрополь с мраморными памятниками господам Кашкиным. В годы лихолетья все захоронения возле храма были порушены: чугунные плиты сняты, мраморные памятники разбиты. К счастью, козельский краевед Василий Николаевич Сорокин имел план некрополя и данные о захоронениях Кашкиных. Согласно этому плану, отец Леонтий вместе с Василием Николаевичем расставляли найденные надгробные памятники (один, из белого мрамора, нашли под соседним домом), сооружали кирпичные основания под них. Родственники Кашкиных приезжали в 1973 году, привезли памятную доску и установили ее возле храма. С.Н. Кашкин – последний владелец поместья в Нижних Прысках. Он умер в Калуге, похоронен в Прысках, а сын его Н.Н. Кашкин умер в Лозанне, погребен вначале в Женеве, а в 1910 году – на фамильном кладбище в Прысках.
Храм построен в 1731 г. помещиком Н.В. Ртищевым. Стены, толщина которых более метра, выложены из красного кирпича. Трехпрестольный, с приделами во имя св. Николая Чудотворца, и во имя вмч. Параскевы. У стен храма распологался маленький некрополь с мраморным памятником господ Кашкиных, а за алтарем сохранились холмики могил священнослужителей. В ризничной храма хранились древние богослужебные книги. В приходе действовала 4-летняя приходская школа, распологавшаяся в двухэтажном здании, которое перед революцией сгорело.
Село Нижние Прыски находится в 8 км от г. Козельска. В конце 18 века село принадлежало Марии Ртищевой и Петру Камынину. В то время в нем было около 50 дворов. В 1781 году была построена каменная церковь с колокольней. Средства на постройку дал Николай Ртищев – отец владелицы села. Престолов было три. Главный – в честь Спаса Преображения Господня. Приход состоял из 4-х сел. В церковной библиотеке хранилось более 80 томов. В приходе было 3 школы.
Храм был из красного кирпича, который оштукатурили и побелили. Толщина стен больше метра. Под полом находилась огромная печь, на топку которой уходил 1 куб. дров. Теплый пол не только привлекал прихожан, но и помогал сохранить росписи и иконы.
В 1924 году церковь была закрыта. Созданный в селе колхоз стал использовать ее под склад зерна. При оккупации села немцами приехавший с ними священник проводил здесь богослужения. В 1944 году по просьбе верующих церковь открыли и отдали верующим, но иконостасы были разрушены, а на стенах собралась черная копоть от солдатской кухни, одно время размещенной в церкви. В 1963 году силами прихожан с помощью калужских ученых иконостасы и амвон были восстановлены. Сам храм восстанавливался потихоньку в течение 15 лет. Местные жители собирали средства на стройматериалы, дарили иконы.
Храм в нижних прысках калужской области
Настоятель: протоиерей Леонтий Никифоров
Село расположено на слиянии рек Жиздры и Хотенки (Нойки) и упоминается в летописях с XIV в. В XVI в. оно было пожаловано боярскому роду Щербачевых, исполнявших должность засечных воевод. В XVIII в. его владельцем был Г.П. Бахметьев, предводитель дворянства Калужской губернии. В 1770 г. совладельцами села являлись Н.С. Нестеров и В.Н. Ртищев. Впоследствии село принадлежало роду Кашкиных, чей предок приехал на Русь в свите Софьи Палеолог. Их некрополь сохранился до наших дней у южного фасада храма.
В 1944 г. был передан верующим. На момент передачи он находился в удручающем состоянии: внутри все стены были покрыты копотью, иконостасы и иконы отсутствовали. Восстановление храма начал вернувшийся из заключения священник Сергий Шумилин († 1996). Его влиятельным помощником был полковник Н.П. Никитин, племянник Оптинского старца Анатолия (Зерцалова), профессор и архитектор. Под его руководством прихожанами были восстановлены иконостасы, клиросы и амвоны. С 3 августа 1963 г. настоятелем храма является протоиерей Леонтий Никифоров.
В храме особо почитаются иконы Божией Матери: «Казанская», «Калужская», «Взыскание погибших» и «Иверская; иконы святителя Николая и Илии Пророка. По воскресным дням проводятся занятия для детей «Воскресное чтение». Приход духовно окормляет детский приют в д. Новоказачье.
Фотографии: Сергей и Мария Поповы, Дмитрий Филиппов