храм в оранках нижегородской области
Воскресение
16:30 – Вечерняя служба
07:00 – Молебен и Акафист
09:00 – Литургия
Понедельник
16:30 – Вечерняя служба
06:00 – Молебен
08:00 – Божественная литургия, исповедь
Вторник
16:30 – Вечерняя служба
06:00 – Молебен
08:00 – Божественная литургия, исповедь
Среда
16:30 – Вечерняя служба
06:00 – Молебен
08:00 – Божественная литургия, исповедь
Четверг
16:30 – Вечерняя служба
06:00 – Молебен
08:00 – Божественная литургия, исповедь
Пятница
16:30 – Вечерняя служба
06:00 – Молебен
08:00 – Божественная литургия, исповедь
Суббота
16:30 – Вечерняя служба
07:00 – Молебен
09:00 – Литургия
Внимание братия и сестры! Расписание Богослужений могут изменяться, особенно в великие и большие праздники, просим уточнять информацию через канцелярию монастыря, тел.: 8(929)044-60-05
Оранский Богородицкий мужской монастырь
Оранский Богородицкий монастырь основан в 1634 году. Принадлежит Нижегородской епархии Русской Православной Церкви.
Содержание
История [ править ]
Основан в 1634 году как пустынь дворянином П. А. Глядковым, в честь Оранской иконы Божией Матери. С 1866 года — общежительный мужской монастырь 1-го класса.
В ночь с 17 на 18 августа 1918 года на острове Мочальном, на реке Волге вблизи от Нижнего Новгорода, были расстреляны 15 монахов Оранского монастыря, его настоятель архимандрит Августин и настоятель церкви Казанской иконы Божией Матери Николай Орловский.
В 1920 году монастырь был закрыт. С 1942 по 1949 годы на территории монастыря функционировал лагерь № 74 НКВД СССР, в котором содержались военнопленные (немцы, австрийцы, румыны, итальянцы и т.д.); их количество, по некоторым данным, достигало 12 тысяч человек.
Монастырь возрожден в 1993 году.
Современное состояние [ править ]
В августе 2004 года по приглашению епископа Георгия восстанавливать монастырь прибыл игумен Нектарий (Марченко). Он сразу благословил зажечь неугасимую свечу перед образом Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и каждый день перед службой читать акафист со словами: «Перед чьим образом горит день и ночь свеча, того она побуждает ходатайствовать за человека, монастырь и людей в монастыре». 27 декабря 2005 года игумен Нектарий по прошению епископа Георгия был назначен Священным Синодом наместником монастыря.
К лету 2009 года были побелены все три храма обители, сделан ремонт в братском корпусе. Вокруг монастыря возведена кирпичная ограда, установлены главные ворота. В июне проводилось исследование фундамента колокольни, собирались средства на её строительство.
21 сентября 2011 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, архиепископ Нижегородский и Арзамаский Георгий совершил Великое освящение храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. 8 сентября 2012 года, в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, митрополитом Георгием был освящён соборный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. А 15 декабря Великим чином митрополит освятил храм святителя Афанасия, Патриарха Царьградского. Который располагается в цоколе соборной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери.
12 декабря 2013 года митрополит Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь святых апостолов Петра и Павла. Затем была освящена новая монастырская колокольня.
26 августа 2014 года митрополит Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобного Нектария Печерского.
Святыни [ править ]
Видео [ править ]
Как добраться [ править ]
Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода на автобусе:
Доехать можно с пересадкой в Богородске. До Богородска – на автобусе с автовокзала «Щербинки». В Богородске на автостанции пересесть на автобус №115 Богородск – Оранки (время отправления 8:30; 12:00; 16:20). В Оранках на автобусной остановке есть обратное расписание.
От автобусной остановки идти по асфальтовой дороге, мимо магазинов, до синих ворот в монастырь.
С расписанием автобусов можно также ознакомиться на сайте монастыря.
Как доехать в Оранки из Нижнего Новгорода на автомобиле:
По Богородской трассе. Доехать до поста ДПС перед поворотом на Богородск. От поста ехать по главной дороге (по трассе на Павлово). Через 8 км будет перекресток, где нужно повернуть налево по указателю на Оранки, Ключищи (перед этим будет еще один поворот на Лакшу, туда поворачивать не нужно).
От трассы ехать по асфальтовой дороге, покрытие хорошее. Дорога очень живописная. Снова будет поворот налево с указателем на Оранки. Всего от трассы до села Оранки 36 км.
Въехав в Оранки, ехать по асфальтовой дороге, мимо автобусной остановки, проехать мимо двух магазинов до синих ворот в монастырь. Ворота нужно открывать самим. На территории Оранского монастыря есть большая парковка.
Общее расстояние от Нижнего Новгорода до Оранок – около 100 км.
Адрес: 607625, Нижегородская обл., Богородский р-н., с. Оранки, ул. Почтовая, дом 2
Расписание богослужений [ править ]
В монастыре совершаются каждодневные Литургии. Полунощница начало в 6:00 либо в 7:00 в зависимости от праздничной или простой службы. Служатся молебны, а затем Божественная Литургия. Также каждодневно совершаются вечерние богослужения в окончании которых проходит крестный ход с главной святыней монастыря-иконой Оранской-Владимирской Божией Матери.
Мужской монастырь в честь Владимирской иконы Божией Матери (с.Оранки)
Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская-Оранская» XVII века (возвращена из Нижегородского художественного музея 8 сентября 1998 года)
Оранский Богородицкий мужской монастырь был основан в 1634 году дворянином Петром Андреевичем Глядковым, в схиме Павлом, отставным головой или капитаном. В 1629 году Петр Андреевич очень тяжело заболел и дал обет посетить Москву и поклониться Владимирской иконе. Получив исцеление и исполнив обещание, он заказал сделать с Владимирской иконы точный список. С ним он возвратился в свое родное село Бочеево. В 1634 году, на пятой неделе Великого поста, в ночь на Субботу Акафиста, Глядков слышал во сне повеление поставить церковь на горе. Все дни Великого поста Петр Глядков провел в воздержании и молитве, а в субботу на Светлой седмице отправился на поиски той горы, которую видел во сне. По пути к полю, называемому Орано поле, он пробирался через лес и увидел огонь на горе, называемой Словенской. Предполагая, что там находятся у костра какие-то люди, Глядков направился туда и, не увидев людей, увидел сияние, столпом восходящее к небу. Он понял, что знамение говорит о конце его пути, что он нашел именно то место, которое представилось ему во сне.
Усердно помолившись, он отправился в Москву к патриарху Иоасафу, рассказал ему все, что было, и просил грамоты на сооружение храма в честь Владимирской иконы Богоматери на Словенской горе. После получения грамоты он водрузил крест на указанном месте и немедленно приступил к строительству храма, который был возведен в течение 2-3 месяцев и освящен в 1634 году. Вокруг храма было построено несколько деревянных келий, где жили восемь старцев во главе с иеромонахом Феодоритом, совершавшим богослужение.
В 1642 году Петр Андреевич Глядков, приняв постриг с именем Павел, переселился в обитель на жительство. А в 1665 году он был пострижен в великую схиму с оставлением прежнего имени. В 1665 году основатель монастыря схимонах Павел был злодейски убит разбойничьей шайкой из окрестных мордовских сел, ночью напавшей на обитель.
В самые первые годы существования обители от Оранской Владимирской иконы происходили чудесные знамения и исцеления, которых было более 500. Молва о чудотворной иконе распространилась повсеместно, и большое количество богомольцев посещали обитель.
В XVIII столетии при архимандритах Афанасии и Иоакиме монастырь был перестроен. Вместо деревянного храма, построенного еще Глядковым, возвели каменный, тоже в честь Владимирской иконы Божией Матери. Вблизи церкви была устроена каменная колокольня, а около монастыря — каменная стена. В стене над Святыми вратами была устроена небольшая церковь в честь святых апостолов Петра и Павла. Для настоятеля и братии построены каменные кельи.
В 1720 году указом Петра I была приписана к монастырю Кресто-Маровская Воздвиженская пустынь, находившаяся в Василевском уезде на берегу реки Имзы близ села Быковка. Эта пустынь из-за бедственного состояния монастыря не была упразднена, а существовала под ведением Оранского архимандрита до 1771 года, когда она была разграблена и сожжена Пугачевым. Во время правления Екатерины II, когда у монастыря были отобраны все земли, братии было 19 человек.
В 1771 году во время эпидемии моровой язвы произошло чудесное избавление Нижнего Новгорода через чудотворную икону «Оранская». После этого ежегодные постоянные крестные ходы в Нижний, Павлово и Арзамас дали обители обильные доходы и навсегда обеспечили самостоятельное существование Оранской обители.
В начале XIX века началось большое строительство. С 1801 по 1837 годы были сооружены большой летний собор Владимирской иконы Божией Матери, теплая церковь трехпрестольная пятикупольная, однопрестольная церковь в трапезном корпусе во имя святых апостолов Петра и Павла, пять каменных корпусов, каменная часовня над источником, конный каменный двор и другие постройки.
В 1867 году Оранский Богородицкий монастырь был возведен в ранг первоклассного монастыря с оставлением на общежительных правах и вверен в непосредственное управление епархиальному архиерею. В это же время при монастыре было училище для сирот — детей священнослужителей. Все учащиехся и учителя находились на монастырском содержании.
В 1905 году в монастырском лесу был основан скит с построенной в нем каменной церковью в честь Успения Божией Матери. К 1907 году в нем уже жило 27 монахов.
Революция 1917 года стала тяжелым ударом для Оранского монастыря. В 1918 году был арестован и расстрелян архимандрит Августин, в этом же году реквизированы и разворованы местными жителями хуторское хозяйство и часть построек скита. В 1920 году монастырь прекратил свое существование. На территории монастыря был открыт дом для престарелых, в постройках разместились административные службы, а один корпус был предоставлен оставленной братии во главе с архимандритом Димитрием (Архангельским). В 1921-1923 годах был организован церковный приход, но в 1928 году и он был упразднен, а архимандрит Димитрий расстрелян.
В период с 1939 по 1941 год монастырь стал убежищем для интернированных иностранных послов и их семей, работников самих посольств. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году здесь был организован лагерь для пленных немцев. Первая партия пленных немцев прибыла сюда в декабре 1941 года, а последние покинули лагерь в марте 1950 года.
Затем здесь была создана воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних подростков. В период с 1971 по 1985 год в бывшем монастыре размещался мужской лечебно-трудовой профилакторий, а затем женская исправительно-трудовая колония. Лишь в 1993 году колония эта была ликвидирована, и Оранский монастырь был вновь возвращен Русской Православной Церкви.
В 2008 году благодаря усилиям многих священнослужителей, сотрудников Нижегородской епархии и светских лиц обители была возвращена чудотворная Оранская икона Божией Матери, в свое время положившая основание монастырю.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Оранский Богородицкий мужской монастырь Нижегородской области – обзор, история, советы паломникам
Драгоценнейшей из жемчужин русского православия обитель, расположенную в селе Оранки на Нижегородских землях, именуют недаром. Подобное определение она заслужила необычностью происхождения, трудами своих отцов-создателей, святостью пройденного ею тернистого пути и находящимися в ней удивительными реликвиями.
Оранский монастырь: исторические вехи
Письменных источников, освещающих историю создания монастыря вблизи Оранского поля на Славеновой (сегодня – Словенской) горе, немало. Первый из них – рукописная Повесть о возникновении монастыря, изложенная безымянным автором-монахом в 1662 году.
Откуда что пошло, и как начиналось
Возвышенность, на которой в начале второй трети XVII века основана была пустынь (так традиционно называли территории, заселяемые отшельниками), столетия опоясывали непроходимые заволжские леса. Чтобы ее подготовить к застройке, лесной массив надо было расчистить, а оголившееся Оран-поле (топоним восходит к старославянскому орати) распахать. Отсюда и слово Оранки – «вспаханное место». Задолго до продвижения сюда славян, однако, местность эту считала своею языческая мордва.
Как мог возникнуть православный очаг на участке, веками используемом язычниками в качестве мольбищ и кровавых жертвоприношений многочисленным божествам диких племен?
Благодаря нижегородскому вотчиннику дворянских кровей Петру Андреевичу Глядкову (по иным данным – Гладкову/Гляткову). Дослужившись до звания военного головы и взяв отставку, он решил удалиться от мира и поселился в сельце Бочеево – своей вотчине.
В разумном хозяйствовании, воспитании сыновей и преклонении перед Владимирской иконой Богоматери из Успенья при Московском соборе видел он смысл дальнейшего существования. Могущество образа Матери Божьей бывший воин ощутил лично: Пречистая исцелила его от тяжелой болезни.
5 лет спустя в благодарность, в 1634 году, П.А. Глядков заказал список (то есть копию) чудотворной иконы живописцу Григорию Черному. Этим годом впоследствии и датировали основание обители. Сама же мысль возвести храм на расположенном поблизости взгорье посетила Глядкова после трех одинаковых вещих снов, где голос свыше повелевал спящему поставить церковь в честь иконы-покровительницы в угодном Богородице месте. А до того – водрузить на богоизбранной горе крест.
Точного местонахождения святилища хозяин поместья не знал, но вскоре, пересекая Оранное поле, увидал устремленное из земных недр ввысь огненное сияние. Восприняв это как знамение, сподвижник понял: Оран-гора избрана для реализации высказанной в сновидениях идеи.
Осталось получить патриаршее благословение на строительство – и приступить к воплощению в жизнь ниспосланного с небес пожелания. Мраморный крест-символ Глядков установил в 1634 же году, ознаменовав тем закладку будущего храма.
Деревянная церковь-первенец была построена в считанные сроки – за три месяца. Открытие состоялось в 1634 (по некоторым сведениям – в 1635) году, 21 сентября (4 октября по новому летоисчислению), в памятный для верующих день Апостола Кондрата. Икону-копию к алтарю привезли в расчете на повторение ею вслед за оригиналом чудодейственного эффекта. Вокруг церквушки выстроили бревенчатую келейную группку, и туда вселились восемь старцев под предводительством иеромонаха Феодорита.
Надежды на светлую ауру изображения Божией Прародительницы оправдались: почти с первых дней чудо-икона стала мироточить, исцеляя богомольцев десятками. Прозревали слепые, добрели бесноватые, обретали слух немые, а подвижность – пораженные недугами рук-ног.
Чудеса фиксировались официально, во всех подробностях. Слава о них разлеталась по стране, достигая ушей патриарших и государевых. В первое же десятилетие перечень счастливых излечений зашел за 5 сотен.
По стезе достижений и бед
Судьба первооснователя Оранского храма-пустыни была трагической. Приняв постриг под именем Павел через 8 лет после освящения своего детища, он переселился в его стены и вступил в управление общиной послушников. С этого и начался новый, уже монастырский период. Он сопровождался недовольством соседей-язычников, чинивших препятствия при рубке деревьев, сборе ягод, грибов и устраивавших нападения на саму постройку. Завершились эти протесты убийством схимника-основателя в 1665г.
Это событие положило конец враждебному отношению мордовского окружения – противники перестали нападать, а их потомки со временем заинтересовались христианскими ценностями. После смерти своего создателя Оранский Богородицкий мужской монастырь не раз поддержал морально и физически жителей Нижегородской губернии и окрестных земель. В 1771г. мощь иконы-защитницы подтвердилась на практике: после обнесения Владимирской-Оранской иконой стен Кремля город покинула эпидемия моровой язвы (чумы).
Отступление страшной напасти нижегородцы отметили молитвенным шествием – и с того момента крестные ходы стали проводиться систематически. Рассказы о чудодейственных способностях иконы-исцелительницы вызвали необычайный интерес в среде паствы ближней и дальней. К обители потянулись, и в знак благодарения за чудо-исцеление оставляли приношения. Доходы росли. Святое начинание хотелось продолжить уже не только наследникам рода Глядковых, но и представителям других дворянских фамилий.
Поддержка проявлялась в дарах, призванных украсить внутренность сооружений, и в потоке ценной религиозной литературы. Драгоценную утварь и книги дарили князья Одоевские, Черкасские и Горчаковы, купцы Строгановы, бояре Бутурлины и даже грузинские царевны. Возникла потребность в перестройке, внутренней и внешней. 20-е годы XVIII столетия этим и ознаменовались. Деревянный храм заменили каменным, по соседству воздвигли колокольню и кельи из камня. Старые чернецкие покои укрепили, а подворье принялись обносить прочным забором.
Итог оказался непредсказуемым: богатая когда-то казна истощилась и церковное хозяйство из-за непосильных затрат пришло в упадок. Вдобавок к обиталищу схимников Петром Первым была приписана совершенно нищая Кресто-Маровская Пустынь Воздвиженья с ее 26 монахами. Содержать их всех монастырь-покровитель был не в состоянии – смогли расселить лишь девять чернецов. В 1771г. полупустое здание Кресто-Маровского братства окончательно разграбили пугачевские повстанцы.
Наступил период выживания. Книжные полки редели, иконы и украшения закладывались. Выручка шла на хлеб. Екатерина II лишила обитель всех имений, крепостных работников, земельных наделов. Монастырь исключили из числа штатных, и казенные средства прекратили поступать на нужды насельников. От прежней братии осталось всего 19 человек, пропитание они искали сами. Переломной стала цепочка описанных несколько выше событий – чума-мор-избавление-шествия.
На этом ряд материальных бедствий закончился. Начинался этап организованных паломничеств богомольцев во славу Богоматери-покровительницы и с целью дальнейшего укрепления и возвеличивания соборного комплекса.
Крестные ходы, проектирование, возведение и обустройство монастыря до революции
Строительные планы возобновились в начале XIX века. Стимулирующим фактором выступили многолюдные крестохождения – не просто ежегодные, а осеннее-зимние и весенние. Их частенько именовали мордовскими, что подтверждало распространение православия среди народов, ранее отрицавших христианские понятия и веру. Владимирско-Оранская икона за год успевала побывать в сотне и более населенных пунктах. Вопрос о деньгах на строительство теперь не стоял: оно шло непрерывно.
В 1804-1819гг. в свод небесный вонзились шпили собора-красавца Владимирской иконы Божией Матери. По прошествии неполных 30 лет (в 1837г.) была сооружена трехпридельная церковь Рождества Богородицы о пяти куполах и церковь единопрестольная – Петра и Павла. Выросла пятерка сопутствующих основным каменных корпусов, часовня над целебным родником и конный двор. В 1867г. Оранско-Богородицкий монастырский комплекс возвели в ранг первоклассных. Управлять им стал архиерей.
В 1905г. появляется лесной иноческий скит, а рядом с ним – очередная каменная церковь под именем Успения Божией Матери. Крестные ходы продолжались, уводя за пределы старообрядческих сел. Икону-целительницу несли на руках нередко по 50 верст и разрешали вносить в дома в перерывах между богослужениями – из желания помочь тяжелобольным и недвижимым. Ее многократно привлекали к благословлению строящихся церковно-храмовых заведений.
В 1913 году святыня вместе с нижегородцами приветствовала царя, поздравляя его с 300-летним юбилеем Династии Романовых. На рубеже XIX-XX веков Оранский монастырь процветал. Кроме ведущих ансамблей, под его сенью возвышались уже 6 братских общежитий. Радовали глаз гостиница для паломников-богомольцев, водокачка из кирпича для разветвленного водопровода, баня и дюжина лавок-погребков-амбаров. Пасека была своя, аптека, сад с огородом и конюшня – тоже.
Обстроился хоздвор и мастерскими – столярной, слесарной, портняжной да сапожной. Не обошлось и без кирпичного заводика с кузницей. Любые реставрационные, бытовые проблемы решались собственными силами, все необходимое производилось на месте. Трудились здесь не исключительно монахи – заданий хватало и мастеровым из близлежащих деревень. Возможность почитать, просветиться духовно сохранялась также – для этого имелись библиотека и музей церковных ценностей.
Век двадцатый и его последствия
1917 год прервал яркое восхождение Оранского общежительного монашеского единения к высшей точке его развития и процветания. На судьбе всей русской Православной церкви, и Богородицкой обители как крупнейшего ее звена Октябрьская революция сказалась негативно. В преддверии двадцатых ликвидируются духовно-учебные заведения, закрываются монастыри, уничтожаются религиозно-общественные институты и правящие духовные организации.
Уже в июле 1918 арестовывают и обвиняют в контрреволюционных планах архимандрита Августина, назначенного настоятелем менее чем за год до призывных речей и дворцовых штурмов. Святого отца расстреливают почти сразу после ареста, в августе – еще 15 его сподвижников. Их гибель послужила толчком к череде печальных событий. Численность монахов-оранцев быстро сократилась вчетверо – с 200 до полусотни. Примонастырские земли были национализированы, и к 1928 году насельников осталось всего 17.
Но крестные хождения с ликом Оранской Богоматери-защитницы не прекращались. Невзирая на фактическое закрытие монастыря и всяческие запреты, верующие приходили в Оранки лицезреть святыню и помолиться-исцелиться у источника. До 1954 года регулярные молебны, пусть и при сравнительно скромном стечении народа, продолжались. В непосредственной близости от давно не функционирующего монастыря (он был официально закрыт властями в 1920 году).
Обитель с «коминтерновским» лицом
В каких только ипостасях не использовался «очищенный» от черноризцев монастырско-общежитский квартал! В теплой церкви проходили театральные репетиции, в другие помещения переместились дом для престарелых, профтехшкола для столяров и швейников. Сетевязальная фабрика успешно соседствовала с Народным Университетом. Чуть погодя здесь разместили колонии – для несовершеннолетних, а затем и взрослых преступников. Летом тут отдыхали дети-беспризорники. Хронологию перемен завершил лечебно-трудовой профилакторий.
Наиболее значимый след оставили лагеря 40-х годов. В них свозили поначалу финнов, за ними – интернированных чехов с поляками. В дальнейшем состав дополнялся военнопленными немцами и румынами. Итальянцев, французов, венгров и прочих представителей европейских наций тоже было достаточно. В немецком секторе преобладали офицеры высоких чинов, – после Сталинграда мелькнул среди них даже фельдмаршал Паулюс.
Пленных не принуждали к тяжелым работам, – наоборот, пытались перевоспитать, прививая им коммунистические взгляды в антифашистской школе, опекаемой Коминтерном. На курсах выступали с лекциями секретари компартий Германии, Венгрии, Румынии. Планировалось организовать и интербригады, но до логического завершения эту мечту не довели. А вот крест и мемориал из четырех памятников, увековечивших имена похороненных на общелагерном кладбище беженцев и оккупантов, по просьбе их детей и внуков в 1995г. открыли.
Возрождение
О восстановлении обители в предназначенной ей от рождения роли заговорили четверть века назад, после регистрации в 1992 году прихода Успенской церкви и постановления 1993 года о возврате объектам отечественного зодчества их облика в полной мере, с поэтапным воскрешением монашества. Развернулось строительство и реставраторские хлопоты. Стартовала благородная эпопея с теплых элементов композиции – Храма в честь Рождества Девы Марии и игуменского корпуса.
Концепция развития и перспективы ее выполнения
В 1994 году тогдашний губернатор области Б.Немцов распорядился передать Нижегородской епархии все культовые строения архитектурной композиции, объединенной вокруг Оранского мужского монастыря. Так возобновилась активная созидательная деятельность, а монастырь-святилище в который уж раз вернулся к привычному монахам-черноризцам жизненному ритму – размеренному, и согласованному с уставными положениями. Оформили крестоходный список, расписали порядок служб и озаботились возвращением массивного колокола.
Далее следовало реконструировать церкви-соборы, поработать над интерьером служебных зон и обустроить жилые покои; наладить общехозяйственные связи. К многопрофильному переустройству подключили не только местный сельсовет, но и отдаленные райцентры, областные структуры, Связались с богородскими краеведами и поделились с городской библиотекой уцелевшими печатными изданиями. Внедрили практику совместных культурно-просветительских мероприятий.
С 2004 года, с приглашением на наместническую должность игумена Нектария, процесс обновления не просто ускорился, а приобрел стремительные темпы. Результаты его заслуживают отдельного описания.
Современное состояние комплекса
В 2008-2009 были побелены все храмовые постройки, отремонтирован братский корпус-общежитие, прохудившийся заборчик заменен кирпичной оградой с боковыми и главными воротами. Укреплена старинная изолированная звонница, кардинально перестроена колокольня. Разбросанные по огромной площадке храмы освящены, за каждым закреплено его имя-символ. Совершен обряд закладки надвратной храмовой пристройки в честь реорганизатора скита преподобного отца Нектария Киево-Печерского.
Основные шедевры храмового зодчества Оранского монастыря сегодня – это:
Снаружи творения русских зодчих радуют стройностью линий и мозаичностью разноцветных фасадов. Пространство внутри вновь отстроенных храмов восхищает изяществом отделки, грамотным подбором материалов, гармонией красок и оттенков в орнаментах пола, колонн, арок. Поражая обилием богатых аксессуаров, роскошью иконостаса, искусством художественного литья, ковки и настенной росписи.
Композиционную группу Оранковского ансамбля дополняют корпуса:
Кроме перечисленных зданий, на обширном подворье есть баня и останки юго-западного крыла древней толстостенной кладки.
Архимандрит Нектарий (Марченко)
Незаурядность нынешнего руководителя общественно-духовной и экономической жизни Оранковского Богородицкого мужского монастыря-скита вызывает желание поклониться мудрости и терпению человека, осознавшего глубокий смысл разумного устройства мира по замыслу Божьему. Всепрощение и требовательность, неконфликтность и воля сочетаются в нем удивительным образом. Отец Нектарий Печерский – прекрасный оратор и наставник, умеющий понять, убедить и вселить надежду.
Организатор он талантливый, врачеватель душ редкостный. Пообщаться с ним, услышать его мнение по животрепещущим вопросам дня сегодняшнего стоит каждому. Уму, опыту, совести мужа столь праведного, готового делиться с окружающими позитивной энергией, доверять можно. Таково мнение как пребывающих с ним под единой крышей схимников, прихожан или прибывших из различных уголков России соотечественников, так и паломников-иноземцев.
Чем храм привлекает?
Для туристов особой притягательностью обладают чтимые верующими объекты, святые источники и крестопаломнические подробности. Что касается святынь-реликвий, то Владимирско-Оранская икона Богоматери мало с каким творением рук человечьих может сравниться по силе воздействия на больных и мятущихся. В одноименном соборе ее хранят с надлежащими для хрупких экспонатов предосторожностями – за стеклом, под охраной датчиков температуры и влажности.
С Владимирским Оранским образом Богородицы-матери связана давняя традиция крестного хода, приобретшая с возрождением духовничества значительный размах. Крестоходцы нижегородских земель несколько раз в год преодолевают расстояние в сотни километров – обычно в первой трети июня, в сентябре (начиная с Престольного праздника) и весной. Большую же часть года чудотворный лик ожидает гостей в родной обители.
Это не единственный объект с чудодейственными свойствами. Два других: источник на территории обители и лесной чудо-ключ за ее пределами – вызывают нешуточный интерес. Ближайший из родников с минеральной водой отлично обустроен. На открытой площадке-крыльце наполняют водицей емкости. Есть и закрытая купальня со ступенями и поручнями, удобная для погружения. Рядом пруд со стайкой уточек, тихий и умиротворяющий.
За селом, в лесу – дальний родничок, отличающийся замечательным вкусом очень холодной живоносной воды. Над ним часовенка-купальня поскромнее, наподобие бревенчатой избушки. Местечко глуховатое, но уютное и зеленое, в центре соснового бора.
Оба водотока врачуют спину и конечности, но ради эффективности лечения надобно соблюдать правила:
Требований гораздо больше – выше изложены лишь основные.
Расписание богослужений
Каждодневные литургии – традиционное для монастыря действо. К полунощнице приступают в 6.00 (в праздник) либо в 7.00 (в будни). За молебном следует Божественная Литургия (обычно в 8.00), для желающих – с исповедью. Вечерняя служба проводится аккуратно. В будние дни и воскресенья она начинается в 16.30 и завершается крестным обхождением трех соборов с иконой.
Внимание! График может корректироваться в связи с великими датами и праздниками.
Как добраться
На автомобиле
От Нижнего Новгорода оптимальный вариант – по Богородской трассе. Рассчитывайте на 100км.
Ехать до пункта ДПС/ГИБДД у поворота на Богородск, затем по главной дороге к Павлово. Не реагировать на стрелку на Лакшу! Через 8км на перекрестке появится указатель на Оранки-Ключищи (налево).
Трасса перейдет в живописную асфальтовую дорогу. Следующий левый поворот укажет путь на Оранки. В целом свернув с трассы вы проедете 36км. В селе надо проследовать мимо автобусной остановки и двух магазинов до синих скитских ворот.
Автопарковка на территории большая
На автобусе
От Нижнего удобно ехать пересев в Богородске. Старт на автовокзале Щербинки. От автостанции райцентра повезет автобус Богородск-Оранки под номером 115. Первый рейс – в 8.30, следующие – в 12.00 и 16.20. Изучите обратное расписание!
Путь от конечной остановки преодолевают пешком, минуя магазины – до самых входных ворот. Вход свободен: в обители рады всем.
Экскурсионные поездки
Есть возможность записаться на 10-часовую паломническую экскурсию на комфортном транспорте, в сопровождении опытного и знающего православного гида, с отправкой от Нижегородского Московского Вокзала. Программа охватывает еще два храма – в Лукино и Сартаково. Вариаций подобного рода групповых посещений существует несколько – можно выбрать наиболее устраивающую вас по целям и обстоятельствам. Приглашаем в гости!