храм в овруче щусев

Овруч. Васильевский женский монастырь. Собор Василия Великого.

Карта и ближайшие объекты

храм в овруче щусев

Статьи

ВАСИЛЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ВАСИЛЬЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ, около 1190, 1909 гг., И МОНАСТЫРСКИЕ СООРУЖЕНИЯ, 1907—1909 гг. (ул. Пролетарская, 2).

Васильевская златоверхая церковь — дворцовая церковь князя Рюрика Ростиславича (в крещении Василия). Сооружена на месте деревянной, возведенной по преданию еще князем Владимиром в 997 г. Церковь, видимо, возводил Петр Милонег, придворный зодчий Рюрика Ростиславича. Неоднократно подвергалась разрушениям, после чего отстраивалась. Окончательно разрушена в 1321 г. во время осады города литовским князем Гедимином в отместку за упорную оборону горожанами Овруча. В XVI в. среди руин была построена деревянная церковь, которая вскоре сгорела. Следующая деревянная церковь, выстроенная на том же месте, в 1734 г. разобрана по ветхости. После обрушения сводов в 1842 г. от Рюрикова храма остались лишь три апсиды и часть северной стены с аркой. На апсидах и в откосах окон сохранилась первоначальная штукатурка. В 1876 г. у северной стены построена Васильевская часовня, разобранная в начале 1900-х годов.

Нынешнее сооружение — результат реставрации 1907—1909 гг., выполненной по проекту архит. А. В. Щусева на основании исследований П. П. Покрышкина (исполнители работ — архитекторы А. А. Веснин и В. Н. Максимов). В 1910 г. А. В. Щусеву было присвоено звание акад. архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII в., т. е. с пониженными подпружными арками. Все надежные древние части руин включены в новую кладку без изменений. Купол, две башни и апсиды покрыты свинцовыми листами, основная крыша — листовым железом. Купол позолочен. Вместо деревянных (как в древности) установлены железные связи (для имитации дерева обшиты досками). Кирпич древнего образца изготовлялся на местном заводе. Наново выложены ступени на хоры в башнях. Ход в южной стене сделан по подобию северного, который частично сохранился. Полы уложены на уровне древнего порога и вымощены местным кварцитом. Возле сохранившихся стен уложены древние шиферные плиты. Скобянка выполнена на основании старинных рисунков и образцов. Сооружение четырехстолпное, трех алей дное, крестовокупольное, одноглавое. К западному фасаду примыкают две круглых в плане лестничные башни — уникальное явление для XII в. Башни и апсиды расчленены профилированными вертикальными тягами, а фасады — пучковыми пилястрами сложного профиля и декорированы рядами поребрика и аркатурными поясами. В сооружении использован интересный прием декорации фасадов — инкрустация стен камнями, утопленными в кирпичную кладку и отшлифованными с лицевой поверхности. Этот прием, известный гродненским зодчим, свидетельство связи двух городов на Киевском торговом пути. Вдоль северной и южной стен интерьера сохранились галереи, которые имели оборонное назначение (аналогии в Борисоглебской церкви в г. Гродно).

В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В 1910—1911 гг. храм расписан худож. А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви. Одну из композиций выполнил худож. Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок.

В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архит. В. Н. Максимова

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 153-154, издательство «Будивэльнык», 1983-1986 год

Источник

Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч)

Мiръ Украина Житомирская область Овруч Свято-Васильевский женский монастырь (Овруч)

храм в овруче щусев

православный женский монастырь Овручской епархии Украинской Православной Церкви.

Содержание

История [ править ]

Предполагается, что в 997 г. св. равноап. князь Владимир, в крещении Василий, возвел здесь деревянную церковь свт. Василия Великого (своего небесного покровителя), а через 200 лет князь Рюрик Ростиславич, тоже носивший в крещении имя Василия, — одноименный каменный храм. Владея Овручем, Рюрик не раз занимал и Киев, где, имея «любовь несытну о зданьих», строил каменные сооружения. В этой связи вероятно, что церковь в Овруче возводили киевские мастера, включая Петра Милонега — придворного зодчего Рюрика. По мнению ученых, овручский храм имел все черты, присущие каменным церквам Руси рубежа XII–XIII вв.: близкий к квадрату план, 4 опорных столпа, 1 глава со ступенчатым основанием, богатый декор фасадов. На фоне княжеских междоусобиц зодчие той эпохи хотели напомнить о временах единой Руси при правлении Ярослава Мудрого. Символом мощи единой страны был построенный в Киеве при Ярославе Софийский собор, и мотивы его торжественной архитектуры вновь оказались востребованы 150 лет спустя — при возведении сравнительно меньших храмов (вроде овручского). От прочих церквей своего времени овручский храм отличает наличие на углах западного фасада двух башен с винтовыми лестницами на хоры (в XI в. такие башни пристраивали ко многим соборам Руси, но для XII в. известен пока один подобный пример).

В XIII–XV вв. святыня пришла в запустение и превратилась в руины (нашествие на Русь монголов в 1237–1241 гг. обернулось для храмов пожарами и разграблением, обложение русичей монгольской данью лишило храмы прежней значительной материальной опеки, а переход Литвы к католичеству после изгнания ею монголов с юга Руси породил запрет 1455 г. на ремонт ветшающих каменных православных церквей). Описание 1519 г. гласит: «Каменная церковь Василиевская, говорят люди старые, была некогда златоверхой, но в незапамятные годы неприятелями огнем сожжена и совсем испорчена и разбита». После того как в народе стали рассказывать о слышимом на руинах благоухании и пении ангелов (некоторые говорили, что видели здесь Пресвятую Богородицу и свт. Николая Мирликийского), на месте древнего храма сменили друг друга 3 деревянные церкви: одна сгорела вскоре после постройки, другую заняли униаты (1596) и затем разрушили казаки, 3-я была разобрана (1784) ввиду угрозы падения древних каменных сводов, но оно случилось позже — в 1842 г. (после него уцелели 3 алтарные апсиды, 2 арки сводов восточной стены и часть северной стены). В 1860 г. начался сбор средств на укрепление руин и создание при них часовни. В 1876–1877 гг. у северной стены древнего храма возвели каменную часовню свт. Василия Великого, а руины укрыли деревянным навесом.

На рубеже XIX–XX вв. Волынский архиепископ Модест (Стрельбицкий) и его преемник Антоний (Храповицкий) инициировали сбор средств на восстановление древнего храма. В 1906 г. для опеки возрождаемой святыни была учреждена женская монашеская община. В 1907 г. архитектор Алексей Щусев приступил к реконструкции. Остатки древней церкви были включены в массив нового сооружения (где требовалось переложить кладку, там при разборке старой камни пронумеровывали и отмечали на чертеже, по которому позже воспроизводили их положение). Кирпич, близкий к древнему образцу, необходимый для возведения утраченных частей кладки, изготавливали на заводе, построенном инокинями. Интересной частью архитектуры храма, воссозданной при реконструкции, стали боевые галереи. Они проложены в толще боковых стен и тянутся от алтарной части к хорам, с которыми устроены на одном уровне и образуют П-образный контур. При этом хоры, в отличие от галерей, имеют не каменный пол, а покоятся на деревянных брусьях вдоль западной стены храма. Галереи насквозь прорезаны проемами окон, готовыми в случае нападения стать бойницами. 18 сентября 1908 г. на куполе храма был водружен крест. В 1910 г. женская община обрела статус монастыря. В том же году художник Александр Блазнов начал расписывать храм по образцу новгородской Спас-Нередицкой церкви XII в. Иконостас в новгородской манере XVI в. изготовлен в Москве (по проекту Щусева), обручевидное паникадило — в Петербурге, плиты для пола вырезаны из местного красного кварцита. Ради прочности храма кое в чём приходилось отступать от старины: так, балки-связи под сводами сделаны не из дерева, а из металла, однако обшиты досками. 3 сентября 1911 г. храм освящен в присутствии государя, св. страстотерпца Николая II. За работу в Овруче архитектор Щусев был удостоен звания академика: его реконструкция стала одной из первых подобных в Российской империи и для своего времени признавалась удачной (позже ученые пришли к выводу, что основание главы храма было многоступенчатым, как у Пятницкой церкви в Чернигове, соответственно — более высоким).

Во время восстановления храма восточнее алтаря построены монастырские здания в стиле каменных псковских палат XIV–XV вв. (автор проекта — помощник и ученик Щусева архитектор Владимир Максимов). Они составляют вытянутый с запада на восток и замкнутый в плане комплекс с внутренним двориком. Южную сторону комплекса образует большой корпус, в котором, помимо келий, был обустроен теплый храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (возрожден). Северная сторона комплекса представлена хозяйственными строениями, на западной — устроена небольшая колокольня (в советское время разобрана, восстановлена в 1990-х годах). В 1920-х годах обитель закрыли, храм свт. Василия стал приходом, но в 1930-х годах был закрыт и он. В 1940-х годах монастырь возродился, однако в 1959 г. его повторно закрыли, а храм обратили в приход. В 1990 г. обитель возрождена вторично.

Святые [ править ]

Святыни [ править ]

Уроженец Овруча, он в начале XVII в. стал постриженником и настоятелем местной Успенской обители, известной с XVI в. (не сохранилась). После ее разорения он был назначен настоятелем монастыря в Каневе, где стал известен даром исцелений и прозорливости. Предсказав время и обстоятельства своей кончины, прмч. Макарий был убит напавшими на Канев крымчаками. В 1688 г. мощи подвижника обрели и перенесли в Переяслав (ныне Переяслав-Хмельницкий), с 1942 г. они пребывают в Черкассах. В нач. XX в. частица мощей прмч. Макария была вложена в раку, изготовленную для установки в Овруче. На некоторое время ее поставили в старом Спасо-Преображенском соборе, но вскоре перенесли в храм свт. Василия, откуда в 2002 г. она перенесена в новый Спасо-Преображенский собор. В 2008 г. близ монастыря открыт памятник прмч. Макарию.

Богослужения [ править ]

Празднование в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» — 24 октября (7 ноября)

Память свт. Василия Великого — 1(14) января

Память прмч. Макария Овручского — 13 (26) мая, 7 (20) сентября

Местонахождение [ править ]

Адрес: Украина, Житомирская обл., г.Овруч, ул.Пролетарская, 2

Телефон: (04148) 4–36–02

Где остановиться [ править ]

Номера: 25 комфортабельных номеров разных категорий. В каждом номере: санузел с душевой кабиной, телевизор, холодильник.

Адрес: г. Овруч, ул. Пограничная, 6

Мини-отель гостинично-ресторанного комплекса «Панська хата» находится на выезде из Овруча в сторону Белорусской границы, в селе Дубовый Гай.

Номера: 9 двухместных номеров, из которых: 1 номер категории «люкс» со всеми удобствами, 2 номера с частичными удобствами и 6 номеров категории «эконом» с удобствами на этаже.

Источник

Храм в овруче щусев

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Овруч Васильевская церковь

Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович. Также сохранились фрагменты древнерусских фресок.

При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу.

Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка. Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены.

*Д. С. Стеллецкий родился в семье военного инженера. В 1896 г. он поступил в Петербургскую АХ, где учился сначала на архитектурном, а затем на скульптурном отделении у Г. Р. Залемана и В. А. Беклемишева. В 1903 г., окончив АХ, получил звание художника-скульптора.

Стеллецкий много путешествовал по старинным русским городам, изучая древние памятники. Прекрасный знаток старины, художник исполнил эскизы костюмов и декораций к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» для Александрийского театра и к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» для Мариинского театра в Петербурге (оба 1910, не осуществлены)

С 1914 г. Д. С. Стеллецкий поселился во Франции. В годы эмиграции он пропагандировал русскую культуру, был непременным участником выставок русского искусства за рубежом, внес свой вклад в создание в 1935 г. Русского культурно-исторического музея в Праге. Крупной работой художника, в полной мере соответствовавшей его дарованию, стали росписи православной Сергиевской церкви в Париже (1930-е).
См. http://antiques.nm.ru/diksh/art/s-0019.htm

Равно во все края вселенной
Являлся ангел молодой;
На всё, что только прах земной,
Глядел с презрением нетленный.
Его приход благословенный
Дышал небесной тишиной.
Лучами тихими блистая,
Как полуночная звезда,
Манил он смертных иногда,
И провожал он к дверям рая
Толпы освобожденных душ,
И сам был счастлив. Почему ж
Теперь томит его объятье
И поцелуй его — проклятье?
.

Источник

Васильевская церковь (Овруч)

храм в овруче щусев

храм в овруче щусев

Васильевская церковь — самый древний храм города Овруча, входит в комплекс Свято-Васильевского женского монастыря (УПЦ МП), памятник архитектуры национального значения. Сооружена в 1190 году князем Рюриком Ростиславовичем на месте деревянного храма, построенного в память о погибшем в 977 году князе Олеге Святославовиче. Строительством руководил древнерусский зодчий Пётр Милонег, один из четырёх архитекторов домонгольского периода, чьи имена сохранила история. По архитектуре храм близок Софии Киевской. Во внешнем оформлении использованы киевские, смоленские и гродненские приёмы, создающие строгое и одновременно богатое убранство храма. В 1321 году Васильевская церковь в Овруче была почти полностью разрушена литовцами, восстановлена в 1907-1909 годах известным архитектором А. В. Щусевым. Росписи в церкви выполнил выдающийся живописец Блазнов, Александр Петрович. Также сохранились фрагменты древнерусских фресок. Рядом расположен женский Свято-Васильевский монастырь, построенный в псковском архитектурном стиле одновременно с реставрацией храма. В комплекс входит келийный корпус и колокольня. К 1000-летию Васильевской церкви установлен гранитный крест.

Содержание

История храма

В середине июня 1904 года Св. Синод командировал А. В. Щусева в Овруч. Всю зиму проработал он над проектом местного храма и к весне представил на суд проект пятиглавой церкви в духе традиций русской классики, органично включив в него сохранившиеся детали. Когда проект Щусева оказался на Петербургской выставке современной архитектуры, критики тут же поставили его в ряд самых ярких явлений современности. В художественных кругах и в прессе заговорили о щусевском направлении в архитектуре, объявив архитектора основоположником неорусского стиля. Так к Щусеву пришла слава. Он воспринял это совершенно спокойно. [1]

30 сентября 1904 года за № 2354 было возбуждено ходатайство перед Св. Синодом о разрешении сбора пожертвований на Васильевский храм, которое было вскоре удовлетворено.

По заключению А. В. Щусева: храм может быть восстановлен в прежнем византийском стиле и реставрация обойдётся до 100 тыс. рублей. 15 декабря 1906 года Николай II дал согласие на проведение работ. Было решено реставрировать существующие развалины храма. 11 декабря 1906 года проект реставрации был одобрен Императорской Археологической комиссией. С мая 1907 года началась практическая работа по восстановлению храма, при участии члена Археологической комиссии П. П. Покрышкина. К этому времени в России уже утвердилось мнение о необходимости применения так называемого аналитического метода реставрации памятников, предусматривающего тщательное научное архитектурно-археологическое исследование. Реставраторы церкви Василия руководствовались такими главными принципами: все древние части постройки были оставлены в неприкосновенности; документированные части здания были выполнены из нового кирпича, изготовленного по старому образцу; все дополнения сделаны из кирпича белого цвета, отличавшегося от древней части постройки. Благодаря применению чёткой методики, тщательному архитектурно-археологическому исследованию и выполнению всех работ на высоком уровне реставрация церкви Василия получила всеобщее одобрение и признание. [2] Архитекторы максимально старались оставить сохранившиеся детали. И это им во многом удалось. Буквально каждый кирпичик был пронумерован и лег в точно, предназначенное именно для него, место. И изготовляли его по старым технологиям в виде плинфы. Даже металлические балки, которые были необходимы для укрепления конструкции, поверху обшили деревом, чтобы они как можно точнее соответствовали образу. В 1910 году А. В. Щусеву было присвоено звание академика архитектуры за удачную по результатам и оригинальную по методу реставрацию храма в Овруче. Сооружение выполнено в первоначальных формах, однако завершение было ошибочно сделано по типу церквей середины XII века, то есть с пониженными подпружными арками. Все надежные древние части руин включены в новую кладку без изменений. Купол, две башни и апсиды покрыты свинцовыми листами, основная крыша — листовым железом. Купол позолочен. Вместо деревянных (как в древности) установлены железные связи (для имитации дерева обшиты досками). Кирпич древнего образца изготовлялся на местном заводе. Наново выложены ступени на хоры в башнях. Ход в южной стене сделан по подобию северного, который частично сохранился. Полы уложены на уровне древнего порога и вымощены местным кварцитом. Возле сохранившихся стен уложены древние шиферные плиты. Скобянка выполнена на основании старинных рисунков и образцов. Сооружение четырехстолпное, трёхалейдное, крестовокупольное, одноглавое. К западному фасаду примыкают две круглых в плане лестничные башни — уникальное явление для XII в. Башни и апсиды расчленены профилированными вертикальными тягами, а фасады — пучковыми пилястрами сложного профиля и декорированы рядами поребрика и аркатурными поясами. В сооружении использован интересный приём декорации фасадов — инкрустация стен камнями, утопленными в кирпичную кладку и отшлифованными с лицевой поверхности. Этот приём, известный гродненским зодчим, — свидетельство связи двух городов на Киевском торговом пути. Вдоль северной и южной стен нтерьера сохранились галереи, которые имели оборонное назначение (аналогии в Борисоглебской церкви в городе Гродно). [3]

В период реставрации при церкви был построен женский Васильевский монастырь, сооружения которого, расположенные на юго-восток от храма, выполнены в формах псковской архитектуры по проекту архитектора В. Н. Максимова. Территория храма была немного расширена: прикуплены несколько соседних участков овруцких мещан для учреждения женского монастыря. Согласно Указа Св. Синода № 6612 от 1910 года при Васильевской церкви был учреждён женский монастырь, получивший участок земли с лесом в 24 десятины. В руководстве работами по реставрации храма принимал участие и помочник Щусева — В. А. Веснин. Постройка храма обошлась в 88 тыс. рублей. Также, Николай II пожертвовал 10 тыс. рублей из личных средств на иконостас, паникадило и лампады. В интерьере памятника сохранились фрагменты древних фресковых росписей, имевших позолоту. В 1907-1911 годах храм расписан художником А. П. Блазновым фресками по образцу Новгородской Спасо-Нередицкой церкви. При росписи в храме Василия Златоверхого в Овруче известный русский живописец Петров-Водкин выступает как замечательный мастер «церковного модерна». В октябре 1910 года художник расписывал одну из двух лестничных башен, стоящих по бокам западного фасада. Петров-Водкин изобразил библейские сцены «Авель приносит Богу жертву» и «Каин убивает своего брата Авеля», а в куполе башни поместил «Всевидящее око» и радугу. Работа захватила художника и предопределила его дальнейшие творческие устремления, неразрывно связанные теперь с высокими принципами древнерусского искусства. Размещение в точно воссозданном ансамбле собора росписей на неканонические темы, вероятно, объясняется тем, что они являются своеобразной аллегорией событий гибели князя Олега во рву Овручской крепости после разгрома войска дружиной его брата Ярополка. [4] Одну из композиций выполнил художник Д. С. Стеллецкий. Росписи в графической манере с яркой гаммой красок. В начале 1911 года все работы по восстановлению храма были закончены. [5]

Приезд царя Николая II в город Овруч на открытие Васильевской церкви

В феврале 1911 года стало известно, что Государь Император намерен осуществить выраженное им в 1909 году желание посетить город Овруч, чтобы присутствовать на освещении храма святого Василия. Намерение это царь подтвердил 11 февраля при представлении ему депутации во главе с архиепископом Антонием и представителями дворянства и земства Волынской губернии. И, естественно, что сам приезд российского царя Николая II в Овруч 3 сентября 1911 года на честь открытия после реставрации российским архитектором А. В. Щусевым Свято-Васильевской церкви, стал событием для всего Овручского уезда. В этот день, в 8 часов 15 минут утра Николай II в сопровождении своей свиты отбыл на автомобилях со станции Коростень в Овруч. На пути следования все населённые пункты были украшены национальными флагами, арками, цветами, снопами:

На 4-й версте, не доезжая до Овруча, была поставлена красивая и оригинальная арка. Она представляла из себя два гигантских улья, обитых коврами местной работы и крытых соломою. Ульи соединены были соломенной крышей в малороссийском стиле и украшены цветами, рушниками. Вверху под крышей была надпись «Слава Богу». Здесь во главе с архим. Митрофаном собрались крестные ходы от 36 приходов со своими настоятелями при народной же охране с 30000 крестьян, занявшими обе стороны тракта на протяжении 2-х вёрст. Когда царский поезд остановился, Государь Император изволил подойти к представлявшимся. Архимандрит Митрофан приветствовал Его Императорское Величество следующими словами: «Великий Царь наш Батюшка! Люди эти собрались сюда из разных сторон Полесского края на встречу Тебе, своему Батюшке. Пришли мы с молитвою, для чего принесли с собою церковные хоругви — эти священные знамена Православия и святые иконы. Напутствуемый молением Твоего верного народа, войди Помазанник Божий, в наш древний город и вступи под священные своды храма, Твоею державною волею и помощью восстановленного. Благословен Грядый во имя Господне.» [6]

храм в овруче щусев

храм в овруче щусев

При вьезде в город Государя приветствовали представители Овруча. По обе стороны дороги тянулись ряды учащихся церковных и министерских школ с национальными флагами — всего около 2 тыс. детей. На городской площади выстроен был почётный караул 41-го Селенгинского пехотного полка и две роты потешных — одна из учеников Овручской и «Любаркинской» (цит. по ист.) второклассных церковных школ, а другая из учащихся министерских школ. Приняв парад потешных, царь обошёл все депутации: от дворян Волынской губернии, Губернского и Овручского земства, города Овруча, от крестьян Житомирского и Овручского уезда с их мировыми посредниками, представителей от волынских церковных школ с епархиальным наблюдателем и депутацию от министерских школ во главе с директором народных училищ Волынской губернии П. А. Тутковским. Когда Государь, окружённый своей свитою, принимал представлявшихся ему, в это время звонили в городских церквях, в том числе, в церкви св. Василия, из которой навстречу царю вышел крестный ход во главе с архиепископом Антонием. Крестный ход при пении хора монашек остановился в ограды церкви, ожидая Государя. Когда царь подошёл к храму, владыка Антоний приветствовал его длинной речью. После входа в храм началась литургия («царь коленоприклонённо молился»). Архиепископ приподнёс Государю храмовую икону святителя Василия Великого, а игуменья Павла — заздравную просфору. Антоний обратился к Государю с речью. Государь принял и «облобызал» святую икону и взял просфору. После окончания литургии, Николай II слушал академика Щусева о его реставрации. Затем Его Величество проследовал в покои настоятельницы: монахини пели тропарь, а стоявшие в ограде потешные «взяли на караул», и учащиеся церковных школ под руководством З. Волошкевича приветствовали Государя пением «Многие лета…» Николай II осмотрел монастырский корпус и внешний вид храма, поблагодарил архиепископа Антония за тёплый приём, осенив себя крестным знамением, при воссторженных кликах «Ура. » — выехал обратно на станцию Коростень. [6]

В Российском государственном архиве кинофотодокументов (г. Красногорск Московской обл.) сохранилась киноплёнка о приезде Николая II в город Овруч (учётный № 12854, название: «Смотры потешных в г. Овруче»):

«Император Николай II в сопровождении свиты принимает парад потешных на площади г. Овруча. Представители города преподносят икону Николаю II, население преподносит императору хлеб-соль. Николай II обходит учащихся гимназий. Крестный ход во главе с духовенством. Молебен на площади города.» [8]

Свято-Васильевский женский монастырь

В строительстве Свято-Василиевского храма активно работали сёстры женской Общины. Первой настоятельницей Общины была монахиня Лидия, а после её смерти 1906 года управление Общиной было передано на инокиню Павлу. Сёстрам ежедневно приходилось исполнять тяжёлые работы. Они брали участие в строительстве кирпичного завода и двухэтажного каменного жилого корпуса будущего монастыря. Статус монастыря Община получила в 1910 году, а в 1912 году — обновлённая церковь святого Василия Великого стала соборным храмом Овручского Свято-Василиевского женского монастыря.

Накануне Первой мировой войны в монастыре проживало 75 монахинь. Отстроенный Свято-Василиевский собор недолго существовал. В годы советской власти монастырь был ликвидирован. В 1929 году монахинь выгнали из обители, а монастырский корпус передали войсковой части. На протяжении 1934—1941 гг. здесь находился детский дом. В 1934 году закрыли и Василиевский храм. Безбожники сорвали позолоченную кровлю и переделали храм в простой склад. Живописные фрески, исполненные мастерами А. П. Блазновым и Корнеем Максимовичем Савенюком в 1910-1911 гг., неблагодарные потомки затерли цементным раствором. Овручский монастырь восстановил своё существование только в 1941 году. Благодаря заботам Житомирского епископа Леонтия и с разрешением немецкой оккупационной власти 47 инокинь поселились в обители. Васильевский храм был передан приходской Общине. В первые послевоенные годы советская власть с политических побуждений на первых порах поддерживала Церковь и в 1945 году Овручский монастырь зарегистрировали. В следующем году согласно Постановлениям Совета Министров СССР от 29 мая1946 года и Совета Министров УССР от 12 августа 1946 года «О православных монастырях», исполком Житомирского областного Совета депутатов трудящихся обязал исполком Овручской райсовета депутатов трудящихся выделить Овручскому Свято-Василиевскому монастырю земельный участок с расчётом не больше 0,15 га на каждую насельницу, разрешить сестрам заниматься сельским хозяйством, промыслами, организовывать мастерские. На то время в монастыре проживало 78 насельниц (в 1946 году в Овручский монастырь переселили сестёр Свято-Успенской монашеской Общины г. Житомира, которые отказались от регистрации). Таким образом, Овручский монастырь получил в 1947 году 9 гектаров земли. В 1947 году после двухгодичной борьбы с приходской Общиной монахини Овручского монастыря добились передачи им Свято-Василиевского храма. В храме сохранились частица мощей преподобномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, Переяславского, которые находились в специальном углублении на иконе святого. За 1949 год Овручский женский монастырь от продажи свечей, просфор, монастырских изделий, сбора пожертвований и собранного урожая получил прибыль в сумме 43 тыс. руб. Однако, деньги не шли на пользу обители: насельницы платили разные натуральные и денежные налоги. Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 29 мая 1946 года, монастыри, которые имели хозяйства, обязаны отдавать государству зерно, картофель, продукты животноводства. Кроме того, инокини платили страхование за использование жилой площади, храма и церковного имущества. На 1 января 1950 года в монастырской казне осталась лишь сумма 1 рубль. Хозяйство монастыря было небольшим: 2 коней, 2 коровы, 2 козы, воз, плуг и другой сельхозинвентарь. Тяжелые послевоенные годы не давали возможность сёстрам придерживаться общежительности, потому они жили единолично. Одни зарабатывали себе на жизнь в городе, другие изготавливали цветы, шили одежду, некоторые попрошайничали. Главным образом монастырь существовал за счет церковной прибыли: совершения треб. Чтобы ликвидировать монастырь, местная власть задумала отобрать монастырские земли, но не смогла. И только уже в 1958 году Овручский Свято-Василиевский женский монастырь был ликвидирован. Насельниц снова выселили из обители, а монастырский корпус передали детской больнице, потом — местному профессионально-техническому училищу. Василиевскую церковь передали приходской Общине. Согласно Постановлениям Совета Министров УССР от 24 августа 1963 года и от 6 сентября 1979 года монастырский корпус и храм были взяты под государственную охрану как памятники архитектуры ХII-ХV вв. С 1984 года киевская специальная научно-реставрационная мастерская Главстроя УССР начали реставрационные работы в Свято-Василиевском храме. В 1988 году инициативная группа некогда овручских монахинь во главе с монахиней Тамарой (Печниковой) начали ходатайствовать об открытии Овручского монастыря. Областной Совет народных депутатов от 19 июня 1990 года принял решение о передачи корпусов профессионально-технического училища епархиальному управлению Украинской Православной Церкви, а 28 октября 1991 года Житомирский архиепископ Иов (Тывонюк) утвердил Статус Свято-Василиевского монастыря Житомирской епархии. [9]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *