храм в озерецком сергиево посадском районе
Озерецкое. Церковь Николая Чудотворца.
Никольская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В 18 километрах от г. Хотьково Сергиево-Посадского района стоит древнее село Озерецкое, украшением которого служит Никольская церковь XIX в. Село раскинулось на берегу озера ледникового происхождения с одноименным названием – Озерецкое (изначально оно называлось Галицким, в XIX столетии – Белым), в него впадает река Воря. Привлекательны эти места: глухой и темный ельник сменяется светлым березняком, небольшими дубравами, с холмов открываются живописные просторы, плещут о песчаный берег волна за волной.
Первые сведения о селе Озерецком (изначальное название села – Никольское) встречаются в документах 1-й пол. XV в.: в 1433 г. его владелец князь Василий Васильевич Галицкий «дал село к Святой Троице в Сергиев монастырь по своего отца душе, и по своей матери душе, и по своей, по приказу своей матери, игумену с братьею». Храм в честь святителя Николая Чудотворца впервые был упомянут в 1454 г., но исходя из названия села, можно отнести появление деревянной церкви в Озерецком к началу XV столетия. Со второй половины XV в. в монастырских письменных источниках село фигурирует как Озерское, а позднее – с названием Озерецкое.
В конце XVI в. в селе стоял Никольский деревянный шатровый храм с колокольницей и двумя небольшими колоколами. В нем «образов: деисус стоячей на бели…крест древян, из книг: апостол, псалтирь, трефолой, да шестоднев, минея общая. Ризы полотняны ветхи, да кадило медное…» Близ церкви размещались три кельи, «а в них, – по словам неизвестного составителя описания, – живут нищие, питаются от церкви». В XVIII в. через Озерецкое пролегла дорога, связавшая Дмитров с Юрьевым-Польским.
Документы эпохи Просвещения не добавляют новых сведений о храме, но называют имя одного из настоятелей – священника Якова Озерецковского, впоследствии Макария, игумена Лушановской пустыни Суздальской епархии (†1798). Его сыновья стали известными в России людьми. Николай Яковлевич Озерецковский (1750–1827) – русский естествоиспытатель и путешественник, академик, член Петербургской Академии наук, обладатель степени доктора медицины. Его перу принадлежит более ста научных трудов. Павел Яковлевич Озерецковский (1758 – 1807), протоиерей, первый обер-священник российской армии и флота, присутствующий член Священного Синода, имел особое покровительство императора Павла I. Братья родились и выросли в Озерецком, закончили Троицкую семинарию и благодаря своей одаренности смогли достичь больших профессиональных успехов.
В 1764 г. (после указа о секуляризации) их родное село вышло из-под ведения Троице-Сергиева монастыря и приобрело казенный статус. В 1811 г. на средства прихожан здесь в стиле классицизма была возведена каменная трехпрестольная церковь, сохранившаяся до настоящего времени. Главный престол вновь освятили во имя святителя Николая Чудотворца, приделы – в честь первоверховных апостолов Петра и Павла и преподобного Сергия Радонежского. Церковный причт состоял из священника, диакона и псаломщика. Известно, что во 2-й половине XIX в. в Озерецком действовало народное училище.
В 1923 г. в Озерецком проживало более 500 человек и насчитывалось 98 дворов. С начала коллективизации в селе был организован один из первых колхозов Загорского района под названием «Смычка». Литургическая жизнь храма в «примерном» советском колхозе долго продолжаться не могла. Последним настоятелем Никольского храма был иеромонах Троице-Сергиевой лавры Иаков (Марочкин). 27 ноября 1937 г. его арестовали, 7 декабря «тройкой» при УНКВД по Московской области его приговорили к высшей мере наказания. Священника обвинили в принадлежности к контрреволюционной группе «монахов и духовенства» и в антиколхозной агитации. 10 декабря 1937 г. его расстреляли. Ему было почти 60 лет.
Храм закрыли и разорили: иконы и иконостас были уничтожены, колокола сняты, разрушен пол. Со временем осыпалась настенная роспись, обвалились белокаменные карнизы, отделилась и отпала часть южной стены, составив этим угрозу для свода трапезной части. В советское время в церкви был склад сельскохозяйственного инвентаря и зернохранилище. Затем храм стоял бесхозным, но «числился» под охраной государства как памятник архитектуры.
Несмотря на лихолетье, добротность и красота храма очевидны и теперь.
В 1994 г. церковь была передана православной общине, первым настоятелем был назначен священник Сергий Пташинский. Его усилиями и заботами прихожан началось, хотя и очень медленное, восстановление оскверненной святыни. Заново покрыли крышу, зацементировали провалившийся пол. Вскоре нашелся благотворитель – Андрей Владимирович Трубецкой, потомок знатного княжеского рода, доктор биологических наук. Он подарил временный иконостас и несколько икон. В 1996 г. его жена, архитектор-реставратор Елена Владимировна Трубецкая сделала эскизный проект реставрации храма.
В январе 2000 г. настоятелем храма стал священник Сергий Минченко. Вскоре был установлен купол с крестом. Основные работы по реставрации памятника архитектуры были выполнены в течении последних 3 лет. За это время укреплен фундамент церковного здания, полностью отреставрирована колокольня, восстановлена и укреплена южная стена, приведена в порядок и огорожена церковная территория, отлит полный набор колоколов. Сейчас ведутся внутренние отделочные работы основной части церкви. Осуществлять реставрацию помогают жители села и добрые люди. Самым активным помощником настоятелю стал коренной житель села, депутат районного Совета депутатов В.Н. Коротков.
Богослужения в Никольской церкви совершаются регулярно по праздничным и воскресным дням.
История храма
Краткая историческая справка
Церковь во имя святителя Николая, расположенная на невысоком холме над озером, недалеко от истоков реки Вори, была построена в 1811 г. в стиле зрелого классицизма, с обилием белокаменных деталей.
В 1937 г. храм закрыли и разграбили, колокола сняли, пол разрушили, уничтожили иконостас, иконы, стенную роспись; белокаменные карнизы обвалились.
В советское время в церкви был склад сельскохозяйственного инвентаря и зернохранилище. Затем церковь оказалась бесхозной, хотя числилась под охраной государства как «памятник архитектуры».
В 1994 г. храм передали православной общине. Началось его восстановление. Была заново покрыта крыша, зацементирован провалившийся пол. Вскоре благотворитель подарил временный иконостас и несколько икон. В 1996 г. архитектор-реставратор Е.В.Трубецкая сделала эскизный проект реставрации храма.
В 2000 г. установлен купол с крестом, завершена реставрация колокольни. Богослужения в церкви совершаются регулярно по праздничным и воскресным дням.
Икона дня
Неделя 20-я по Пятидесятнице. Глас 3-й.
Мчч. Маркиана и Мартирия (ок. 355).
Прпп. Мартирия диакона и Мартирия затворника, Печерских, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Мч. Анастасия (III). Прав. Тавифы (I). Собор новомучеников и исповедников земли Карельской (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 18 октября)139.
Прп. Матроны Власовой исп. (1963).
Утр. – Ев. 9-е,Ин., 65 зач., XX, 19–31.Лит. –Гал., 200 зач., I, 11–19.Лк., 83 зач., XVI, 19–31.Мчч.:Еф., 224 зач. (от полу’), IV, 7–13.Мф., 34 зач. (от полу’), X, 1–8.
Никольский Храм село Озерецкое, МО
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева.
В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову Св. Иоанна Крестителя на блюде. Ирод опечалился: он боялся гнева Божиего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы.
Св. Иоанну Крестителю отрубили голову и отдали Саломии. По преданию, голова продолжала обличать Ирода и Иродиаду. Злобная Иродиада исколола язык пророка булавкой и закопала голову в нечистом месте. Но Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла Святую главу, положила в сосуд и погребла ее на Елеонской горе, в одном из поместий Ирода. Тело Св. Иоанна Крестителя взяли его ученики и погребли его.
Божий гнев обрушился на тех, кто решился погубить пророка. Саломия переходила зимой реку Сикорис и провалилась под лед. Голову ее, отрезанную острой льдиной, принесли Ироду и Иродиаде, как некогда принесли им голову св. Иоанна Предтечи, а тело ее так и не нашли. Аравийский царь Арефа двинул свои войска против Ирода и нанес ему поражение. Римский император в гневе сослал Ирода вместе с Иродиадой в Испанию, где они погибли.
День Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанн в Православной Церкви постный.
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
Православные книги Благовест
Царица Небесная, Которая выше всех ангелов и архангелов, выше любого из людей, рожденных на планете Земля, смирением Своим и послушанием стяжала великую духовную силу, став Матерью всех верных, всех верующих людей.
Показать полностью.
И это Ее высочайшее служение особым образом проявилось после Успения, Ее вознесения на небо, в Божественные обители, где вечно пребывает Ее Сын. Она, будучи Матерью всех нас, всех верующих, как мать слышит наши молитвы, отвечает на эти молитвы и, по опыту знаем, посылает нам просимое.
—
Из слова Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 2013 год
Радость в день Успения Божьей Матери – это наше исповедование торжества любви. Это наше доказательство веры в Бога. Чем меньше мы боимся смерти, тем больше в нас доверия к бессмертному и вечному Богу. Тем больше веры в то, что мы созданы по Его образу и подобию в жизнь вечную. Тем больше мы исповедуем то, что главное в земной жизни – любовь.
Священник Константин Камышанов
Успение – летняя Пасха, праздник тихой радости, кроткого веселья, тишины неизглаголанной. Пасха Богородичная. Пасха в сиянии живой небесной лазури. Только на Успение эта радость особенная. Если на Пасху всё пронизано неким «здоровым неистовством», то праздник Божией Матери как-то исключительно тих и мирен, это радость тишины и умиротворения. Свет Успения успокаивает, убаюкивает.
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
Паломническая поездка в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Дорогие братья и сестры!
24 августа 2019 г. состоится паломническая поездка
Показать полностью.
в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру (экскурсия по Лавре, поклонение святым мощам прп. Сергия Радонежского, святым мощам, хранящимся в Серапионовой палате и Никоновском пределе, посещение Церковно-Археологического Кабинета Московской Духовной Академии, горячий обед в Царских Чертогах МДА, погружение в святом источнике д. Мураново).
Всем желающим поехать в паломничество необходимо записаться строго до 15 августа.
Стоимость поездки – 1400 рублей. (автобус, заказ экскурсий, обед).
Записаться в паломничество и узнать об условиях его проведения вы можете по телефону:
8-926-543-12-34 (Антонина Николаевна).
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
Объявляется набор учащихся в возрасте от 7 до 16 лет в Воскресную школу при Свято-Никольском храме.
Для зачисления в Воскресную школу необходимо:
-пройти собеседование с настоятелем храма (собеседование проходят родители ребенка);
Показать полностью.
-письменное заявление родителей ребенка;
Для встречи с настоятелем необходимо позвонить по телефону:
8-965-253-32-01 (священник Сергий Сафронов)
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
Православные фильмы
18 июля – День памяти святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.
Показать полностью.
Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.
В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма – Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; † 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир. но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».
В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Насильственное свержение Императора Николая II с престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.
В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы. должны устремить свои мысли к Небесному Царствию. и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
5/18 июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».
Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Крестьянин, случайно оказавшийся неподалеку от шахты, слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь – это пели мученики.
Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения.
При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее. В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она, и другая сестра – Екатерина Янышева просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее. Варвара была убита вместе с другими Алапаевскими мучениками.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5/18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Смире́нием досто́инство кня́жеское сокры́вши, богому́драя Елисаве́то, сугу́бым служе́нием Ма́рфы и Мари́и Христа́ почти́ла еси́. Милосе́рдием, терпе́нием и любо́вию себе́ предочи́стивши, я́ко же́ртва пра́ведная Бо́гу принесла́ся еси́. Мы же, чту́ще доброде́тельное житие́ и страда́ния твоя́, я́ко и́стинную наста́вницу усе́рдно про́сим тя: свята́я му́ченице вели́кая княги́не Елисаве́то, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ и просвети́ти ду́ши на́ша.
Страстоте́рпица преподо́бная Варва́ро, в напа́стех с наста́вницей свое́ю да́же до сме́рти пребы́вшая, Христо́во бо Ева́нгелие испо́лнив, положи́ла еси́ ду́шу свою́ за дру́ги своя́. Ны́не же предстоя́ с собо́ром святы́х жен росси́йских, моли́ оставле́ние грехо́в дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.
От сла́вы ца́рственныя, взе́мши Крест Христо́в, прешла́ еси́ к сла́ве Небе́сней, моля́щи враго́в, и обрела́ еси́ ра́дость ве́чную, свята́я му́ченице княги́не Елисаве́то, с Варва́рою му́ченицею. Те́мже мо́лим вас: моли́те о душа́х на́ших.
Воспое́м днесь сла́ву святы́м новому́ченицам Росси́йским, благове́рной княги́не Елисаве́те с Варва́рою ве́рною, в Гефсимани́йстей ве́си погребе́нным, о́браз бо вам показа́вшим му́жества духо́внаго во испове́дании ве́ры Правосла́вныя. Те́мже мо́лим вас, моли́теся Христу́ Бо́гу, да изведе́т на жа́тву де́латели Своя́, просвети́ти све́том и́стинныя ве́ры страну́ ея́же возлюби́ли есте́, и спасе́т ду́ши на́ша.
О святы́я новому́ченицы Росси́йския, вели́кая княги́не Елисаве́то и сестро́ ея́ кресто́вая пречестна́я иноки́не Варва́ро, ку́пно путь свой во мно́зех му́ках сконча́вшия, Ева́нгельския за́поведи де́лом во Оби́тели милосе́рдия соверши́вшия, ве́ры ра́ди Правосла́вныя подвиза́ющися до сме́рти в после́дняя времена́ сия́, и до́брый плод в терпе́нии страсте́й Христу́ прине́сшия! Моли́теся Ему́, я́ко победи́телю сме́рти, да утверди́т Це́рковь Ру́сскую Правосла́вную и оте́чество на́ше, кро́вию и страда́ньми новому́чеников искупле́нныя, и не даст в расхище́ние враго́м Росси́и достоя́ния на́шего. Се бо лука́вый враг вооружи́ся на ны, хотя́ нас погуби́ти в междоусо́бных бране́х, ско́рбех, нестерпи́мых печа́лех, боле́знех, ну́ждах и беда́х лю́тых. Умоли́те Го́спода низложи́ти вся немощны́я де́рзости их; ве́ру в сердца́х люде́й росси́йских укрепи́те, да егда́ на́йдет на ны испыта́ния час, му́жества дар восприи́мем ва́шими моли́твами, отве́ргшеся себе́ и взе́мше крест свой, после́дуем, Христу́, распина́юще плоть свою́ со страстьми́ и похотьми́. Сохрани́те нас от вся́каго зла, освяти́те пути́ жи́зни на́шея, да́руйте покая́ние нелицеме́рное, тишину́ и мир душа́м на́шим, испроси́те у Го́спода всем нам мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́витися и Небе́сному Ца́рствию насле́дники бы́ти со все́ми святы́ми, от ве́ка угоди́вшими Бо́гу, да ра́дующеся воздади́м хвалу́, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
12 июля 2019 года, в день празднования славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в Свято-Никольском храме в селе Озерецкое была совершена Божественная литургия.
После богослужения, народным ансамблем «Тында-Рында» был проведен концерт «День семьи, любви и верности».
Показать полностью.
Слово в день святых апостолов Петра и Павла.
«Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18,5; Рим. 10, 18).
Чтобы хотя немного возвысить дух наш над той суетой жизни, в которую обыкновенно он бывает погружен, отпечатлеем ныне, братие, в умах наших полные неисчерпаемой жизни образы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Их души представляют равно преизобильные сокровищницы добродетелей духовных для нас, лишь в малой мере причастных Божественной жизни, открывшейся чрез явление Бога во плоти.
Оба одинаково «предали души свои» (Деян. 15, 26) за слово Божие и за свидетельство об имени Господа Иисуса Христа, желая упасти овец стада Христова и уневестить Христу Церковь из язычников, искупленную Кровию Его. Один, будучи камнем веры, первый «утвердил братию»(Лк. 22, 32), рассеявшуюся от страха гонений за имя Христово по воскресении, и впервые разъяснил, что к Церкви, состоявшей доселе из одних сынов Израилевых, Бог повелевает присоединять обращающихся из язычников (Деян. 15:7, 11). Другой, будучи «избранным сосудом, чтобы возвещать имя Христово» (Деян. 9, 15) народам, которые еще не слышали о Христе (Рим. 15, 20–21), прошел со словом проповеди едва не всю известную тогда вселенную, чтобы «возвеселилась неплодная, нерождающая»Церковь (Гал. 4, 27; Ис. 54, 1) и «возрадовалась земля сухая и необитаемая» сердца язычников (Ис. 35, 1). Оба, в равной мере исполненные любви ко Христу, всю жизнь посвятили проповеданию Слова и трудам апостольства и оба запечатлели мученическою кончиною свою любовь ко Христу. Один, вначале отрекшись от Христа, потом всю жизнь в покаянии следовал за Ним как бы на распятие, претерпев искушения огненные и наветы сатаны (1Пет. 4:12, 5:8), чтобы исполнить сказанные ему слова Христовы: «Иди за Мною» (Ин. 21, 19). Другой, призванный из гонителей, все «вменял в уметы», чтобы приобрести Христа (Флп. 3, 6–8), и желал от Христа быть отлученным, чтобы привести к Нему братию по плоти Израиля (Рим. 9, 3), пока мученически не скончал своего течения, чтобы получить «венец правды» (2Тим. 4, 6–8). Оба оставили последующим церквам, имевшим возникнуть из ими основанных, свои писания, полные назиданий, в которых доселе живет дух их для всех читающих и слышащих. Один своими писаниями утверждает веру, ослабевающую в искушениях, для очищения нашего посылаемых (1Пет. 4, 12). Другой раскрывает неисчерпаемое богатство «премудрости и ведения», заключенное во Христе для всех народов (Кол. 2:3; Еф. 3:8).
Очевидно, братие, должны бы быть всегда живы в нас эти образы апостолов, «весь мир ученьми своими просветивших и вся концы, следовательно и нас, ко Христу приведших». Но то ли видим мы в действительности? Как немногие из нас читают их писания и как мало стараются уразуметь их! Как часто с полным равнодушием оставляем мы «слово Божие, живое и действенное, во век пребывающее», проникающее в самые сокровенные мысли души и обличающее их со всею ясностью (Евр. 4, 12–13), и обращаемся к мудрости земной, «по стихиям мира»(Гал. 4, 9; Кол. 2, 8), нисколько не раскрывающей нам Божественной премудрости, сокрытой во всем мире и в жизни человечества! Не бывает ли даже того, что слово этих апостолов подвергается среди нас осмеянию, какому подверглось оно в Афинах среди мудрецов и философов, от которых с таким тягостным настроением духа вышел святой апостол Павел, чтобы проповедовать в других городах (Деян. 17:18, 32–33, 18:1; 1Сол. 3, 1–7)? Не подвергаются ли и ныне проповедники слова этих апостолов стеснению, «даже до уз», подобно великому апостолу Христову Павлу (2Тим. 2, 9)? Не оттого ли так и усиливается неверие в наше время, что мы не хотим слышать и знать о той вере живой, пламенной, не из мнений или помышлений плоти и крови возникшей, а из небесного Божественного откровения (Мф. 16, 17), какую имел называемый камнем Симон Петр? Не оттого ли все более и более оскудевает любовь христианская между народами, что совсем забыли о Павле, которого «уста были всегда отверсты и сердце расширено» (2Кор. 6, 11), чтобы нежною любовью объять всех, кого «родил он благовествованием Христовым» (1Кор. 4, 15)? Доколе стоит мир, он будет стоять лишь на «двенадцати основаниях», которые суть «двенадцать апостолов» Христовых (Откр. 21, 14; Еф. 2, 20). Но если вместо того, чтобы приступать ко Христу, Камню краеугольному, и подобно камням живым устроять из себя дом духовный и «священство святое» (1Пет. 2, 5), будем мы строить на ином основании, кроме положенного, которое есть Иисус Христос, то испытанию огня подвергнется дело каждого подобного строителя (1Кор. 3, 11–13) и огонь, от которого погибнет настоящий мир (2Пет. 3, 7–12), все более и более будет разрушать его, чтобы явились «новое небо и новая земля, на которых обитает правда» (2Пет. 3, 13).
Итак, пока медлит еще Господь Своим пришествием, исполнимся страха пред Ним, чтобы хотя он побуждал нас к благочестивой и святой жизни (2Пет. 3, 9–11), если уже не побуждает любовь к Искупителю нашему, принесшему Себя в умилостивление о грехах наших (Рим. 3, 25), Господу Иисусу Христу. Полные неизъяснимой красоты духовной образы святых первоверховных апостолов всегда сильны будут поддержать нас в постигающих искушениях и исполнить любви к Богу, если только захотим мы в них искать поддержки для себя. А читая чаще писания их, мы всегда будем находить в них обильную пищу для ума, для размышлений и духовных созерцаний, источник высшей радости при наблюдении печального и исполненного скорби порядка жизни в мире сем, достигнем даже как бы пророческого прозрения в будущие судьбы Церкви Христовой, доколе она стоит на земле, доколе еще слышится в мире «вещание сих апостолов и хранятся глаголы их». Аминь.
Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской (12.11.1872–31.12.1937).
Никольский Храм село Озерецкое, МО запись закреплена
Поучение в день Пятидесятницы св.праведного Иоанна Кронштадтского