храм в память о войне 1812
Подольский храм- памятник войны 1812 года и его чудотворный образ
Троицкий собор в городе Подольске был построен на народные деньги в 1819-1832 годы в память о победе русской армии в Отечественной войне. Пятиглавую церковь в стиле ампир проектировал мастер школы знаменитого московского архитектора Осипа Бове. Храм никогда не закрывался, и является единственным городским собором в Московской области, который действовал в советские годы. С 1866 года в Подольске утвердилось особое почитание Иерусалимской иконы Божией Матери, чтимый список которой хранится в Троицком соборе.
Троицкий храм в Подольске строился в годы расцвета архитектурного стиля ампир, который утвердился в России после победного окончания Отечественной войны 1812 года. Подольск являлся торговым городом, поэтому его главный собор должен был не только напоминать о Божием заступничестве в боях с врагом, но и, по слову искусствоведа Н.А. Некрасова, «освящать торговлю». Изначально собор был встроен в ансамбль зданий несохранившихся торговых рядов, которые располагались полукругом вокруг церкви. Ряды противополагались алтарной части собора, что символизировало противопоставление и, одновременно, тесное соседство мирских дел (торговли) и молитвы. Другим примером «церкви на торгу» в Подмосковье является храм Иоанна Богослова в Коломне. Ампирную колокольню коломенской церкви строили также в память о войне 1812 года, причем торговые ряды вокруг церкви сохранились.
На площади перед Троицким собором можно увидеть еще один памятник Отечественной войне 1812 года – каменный обелиск, посвященный гренадерам генерала М. А. Милорадовича, которые одержали малоизвестную, но важную победу над французами у села Спас-Купля Подольского уезда 22 сентября 1812 года. Этот памятный знак был установлен 2 октября 1912 года в ходе празднования 100-летия победного завершения Отечественной войны. Судьба памятника в XX веке была драматичной: в советские годы обелиск переделали под постамент для бюста Карла Маркса, а в 1995 году памятнику героям 1812 года вернули его прежний вид и изначальное посвящение.
Оставив Наполеону Москву 2 сентября 1812 года, русская армия отступила по Рязанской дороге в сторону Бронниц и Коломны. Однако в районе Боровского перевоза через реку Москву основные части резко свернули на запад в сторону Подольска – это было начало блистательного флангового марша, получившего название Тарутинского маневра. Враг упустил из вида огромную 60-тысячную русскую армию, и ошибочно преследовал по неверной дороге два небольших казачьих отряда, принимая их за арьергард русских. В это время М.И. Кутузов расположил штаб в селе Красная Пахра Подольского уезда, пополнил армию и вел отступление главных сил к селу Тарутино.
На рисунке Наполеон в Москве 22 сентября 1812 года
Вот как события 20-22 сентября 1812 года, развернувшиеся в Подольском уезде, описывал М.И. Богданович в известном труде «История Отечественной войны 1812 года по достоверным источникам»: «21-го сентября Милорадович, будучи обойден справа частью неприятельских войск, двинувшуюся на Богоявленское, отступил с арьергардом, составленным из 8-го пехотного корпуса и двух егерских полков, к Спас-Купле… Для удержания неприятеля, продолжавшего наступать, была поставлена на высоте у Спас-Купли батарея из четырнадцати конных орудий… Наша артиллерия, подбив три орудия и взорвав четыре ящика, заставила неприятельскую батарею сняться с занятого ею места и отойти назад; а потом обратила огонь против кавалерии, покушавшейся обойти нас с фланга, и, расстроив ее меткими выстрелами, побудила французов скрыться в лесу и отказаться от дальнейшего наступления. Неприятель потерял одними пленными десять офицеров и полтораста нижних чинов».
Спустя полвека после победы над французами в Подольск пришла беда иного рода – холера, жертвами которой стало множество горожан. Эпидемия 1866 года началась в Москве, и первый ее случай наблюдали в Павловской больнице 16 июня – заболела кухарка дьякона больничной церкви. Благодаря своевременной врачебной помощи женщина выжила, однако второй случай оказался трагическим – 6 июля от холеры скончалась торговка Евфимия Лебедева. За короткое время болезнь распространилась по городу и унесла многие человеческие жизни.
Митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил непрерывно служить молебны перед главной городской святыней – Иверским образом Божией Матери. Именно в это трудное время эпидемии 1866 года святитель Филарет писал своему викарию: «Напрасно более бояться молитвы, нежели болезни. Неужели молитва вреднее болезни? Пережив три холеры прежде нынешней, я видел довольно опытов, что где усиливалась молитва, там болезнь ослабевала и прекращалась».
Жители Подольска, охваченные страхом перед новой бедой, просили московского митрополита доставить к ним из Москвы Иверскую икону, однако святитель Филарет благословил поступить иначе: 12 августа 1866 года в Подольск из Бронниц привезли чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери. Эта святыня спасла когда-то Бронницы во время другой эпидемии – чумы 1771 года. Икону Божией Матери с надеждой встретили тысячи жителей Подольска, и случилось чудо – распространение холеры остановилось. В память об этом событии ежегодно 12 августа стал совершаться 40 километровый крестный ход из Бронниц в Подольск, а в Троицком соборе был установлен точный список с бронницкой святыни. Этот почитаемый список Иерусалимской иконы Божией Матери пребывает в Троицкой церкви Подольска и сегодня.
Крестный ход 12 августа с Иерусалимской иконой стал, по словам краеведа В.Ф. Козлова, главной местной православной традицией до революции. Весь путь чудотворный образ несли 25 человек на специальных носилках. Процессия проходила через многие села и деревни Подольского уезда, и в каждом селении крестный ход останавливался для молебнов.
Если в 1912 году в Подольске торжественно отмечалось столетие победы над французами, кульминацией которого стало открытие обелиска гренадерам генерала Милорадовича, то спустя несколько лет в 1916 году в городе с размахом отмечался духовный юбилей – 50-летие принесения бронницкого образа и чудесного избавления от холеры 1866 года. В память об этом церковном торжестве жители Подольска подарили Иерусалимскому храму Бронниц драгоценную серебряную лампаду к чудотворному образу Божией Матери, прославившемуся чудесами в Подмосковье.
Храм Христа Спасителя
Идея возвести храм-памятник в честь победы в войне 1812 года родилась у Александра I вскоре после окончания войны. В декабре в Вильно император подписал Манифест о построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя, в котором провозгласил, что «спасение России от врагов, столь же столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами… есть явно излиянная на Россию благость Божия».
Попытка №1: грандиозный замысел
Практически сразу в Москве началась работа. В объявленном тендере на проект храма приняли участие такие известные архитекторы, как Осип Бове, Доминико Жилярди, Джакомо Кваренги, А.Н. Воронихин и многие другие. Однако победу одержал малоизвестный 25-летний архитектор Александр Витберг.
Торжественная закладка нового храма произошла в октябре 1817 года, в пятилетие победы России в войне 1812 года. По замыслу зодчего, храм должен был возвышаться на Воробьевых горах, паря над Москвой. Непосредственное строительство храма началось в 1820 году. Материалы планировали доставлять из подмосковного села Васильевского баржами по Москве-реке.
Попытка №2: сбережение издержек
Комиссия же, обследовав место строительства, пришла к выводу, что почва на Воробьевых горах слишком непрочная и может не выдержать давления массивного сооружения. Поэтому Николай I объявил новый тендер на строительство храма на месте старинного Алексеевского женского монастыря, перемещенного в Красное Село. В тендере участвовали проекты архитекторов Ф.М. Шестакова, И.Т. Таманского, снова О.И. Бове и многих других, однако был принят проект Константина Тона.
Новый проект храма не был таким новаторским и грандиозным, как проект Витберга, однако он был добротный и надежный. Как выразился один из современников, Тон «весьма хорошо уразумел, что в наше время не выдумывают новых языков, но совершенствуют и обогащают существующие наречия».
Тон не повторял ошибок Витберга, к строительству подходил экономно и перепроверял практически каждый шаг подрядчиков. В результате ему удалось свести коррупцию к минимуму, и он несколько раз получал премии за «сбережение издержек». В 1839 году состоялась вторая торжественная попытка заложить храм, на сей раз удачная. Здание возводилось из кирпича и облицовывалось белым мрамором, который добывался у села Протопопово Коломенского уезда Московской губернии. К 1853 году наружная отделка храма была завершена, однако отделка интерьеров продолжалась еще 30 лет.
Память о войне 1812 года
В росписи храма принимали участие выдающиеся художники: П.В. Басин, Ф.А. Бруни, М.А. Врубель, К.Е. Маковский, А.Г. Марков, Т.А. Нефф и другие. Сюжеты росписей и убранства были подобраны митрополитом Филаретом так, чтобы даты церковных праздников совпадали с датами военных событий европейской войны 1812-1814 годов. Во впадинах нижнего коридора храма помещалось 177 мраморных плит с полным хронологическим описанием сражений. На 59 стенах помещались все значимые события той войны: от Высочайшего приказа армиям и рескрипта о вступлении французов в пределы России до указа Александра I Синоду об установлении празднества 25 декабря (по Юлианскому стилю). На мраморных плитах была увековечена память обо всех воинах, погибших, раненных и награжденных в ходе войны 1812-1814 годов.
Живопись храма, по замыслу Николая, должна была напоминать о милостях Господних, ниспосланных на Россию в течение девяти столетий христианства.
Судьба храма
Восстановить храм заново правительство Москвы решило лишь в 1994 году. Проект храма был разработан архитектором М.М. Посохиным. Окончательно храм был воссоздан в 2000 году. Вместо мраморных скульптур фасад украсили скульптуры бронзовые, отлитые Зурабом Церетели. Круглые барельефы, располагавшиеся в закомарах, были заменены даже не на бронзовые, а на пластиковые.
Код для размещения ссылки на данный материал:
Отечественная война 1812-1814 гг., запечатленная в памятных сооружениях
История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в благодарность за одержанные победы и в память о защитниках Родины в России издавна строились мемориальные храмы, часовни и монументы. Подготовлено ortox.ru и архитектором Кеслером М.Ю.
Отечественная война 1812-1814 гг., запечатленная в памятных сооружениях
История нашей Отчизны, изобиловавшая войнами за свою независимость, неразрывно связана с историей храмоздательства, так как в благодарность за одержанные победы и в память о защитниках Родины в России издавна строились мемориальные храмы, часовни и монументы, как вслед за самими памятными событиями, так и много позже, в их юбилейные даты. Их мемориальность заключалась, как правило, в посвящении престолов в честь тех святых или праздников, на день празднования которых приходилась битва, определившая исход сражения.
Самый известный храм войне 1812 года – храм Христа Спасителя в Москве. А всего в память участников этой войны построено 300 храмов и монастырей.
Одним из наиболее ярких объектов мемориализации за всю российскую историю стала Отечественная война 1812 года.
12 октября 1817 года, в пятую годовщину освобождения Москвы от французов, произошла закладка храма на Воробьевых горах, на высоком правом берегу Москвы-реки. Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования. По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить.
Впервые в храме было использовано сочетание богослужебного и исторического, музейного назначения. Под сводами храма возник музей Отечественной войны. Храм представлял в плане равноконечный крест, наложенный на квадрат. Помещение собственно храма имеет форму равноконечного креста. Оно было окружено двухъярусной галереей, на первом этаже которой находился мемориальный музей, посвященный всем участникам войны 1812 года. В обходной галерее на стенах помещены доски с названиями основных событий войны 1812 года. Там были изложены в хронологическом порядке главные сражения войны, имена участников и другие сведения (время; место сражения; главноначальствующие; перечень частей; имена убитых и раненых офицеров; число убитых нижних чинов; имена отличившихся; отдельно – имена награжденных Орденом Св. Георгия). Мемориальные доски сообщали о выставленных в ополчение ратниках и о сделанных сословиями пожертвованиях во время войны. Всего на 177 плитах было вырублено свыше 200 тыс. букв. По замыслу автора проекта здесь должны были размещаться трофейные знамена, ключи сдавшихся русской армии городов и другие реликвии.
Вся тематика храмовой декорации подчинялась выражению мемориального содержания, будучи прямо или косвенно связана с темой войны 1812 года. Приделы храма были освящены во имя небесных покровителей царей-храмоздателей – Александра Невского и Николая Чудотворца (Николай поддержал дело старшего брата). На южной стене в средней большой арке было помещено изображение иконы Богородицы Смоленской, бывшей в войсках накануне Бородинского боя. В малых арках помещались изображения святых, в дни которых произошли сражения.
На южном фасаде помещен горельеф «Явление архангела Михаила Иисусу Навину». Он напоминает о знаменитой победоносной битве за древний город Иерихон, свидетельствуя о божественной помощи верным, и аллегорически связан с Отечественной войной: архангел Михаил был не только главой небесных сил, помогавших русским ратникам, но и небесным хранителем главнокомандующего М.И. Кутузова.
8 июня 1883 года состоялось освящение храма. Во время службы у левого клироса молились приглашенные на освящение ветераны Отечественной войны 1812 года, дожившие до этого славного дня.
По отзыву протоиерея храма Христа Спасителя Александра Хотовицкого, это был: «замечательный памятник русского зодчества, создание национально-патриотического и художественного русского гения, благороднейший венок благодарного потомства на могилу славных борцов и героев, душу свою положивших за други своя и за землю свою в грозную годину Отечественной войны 1812 года».
5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы, главный храм России был варварски уничтожен. В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание храма Христа Спасителя. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.
Французские войска, оккупировавшие Москву, покинули город 8 октября 1812 года в день поминовения святых Отцов Седьмого Вселенского Собора. Одноименный храм был построен у стен Новодевичьего монастыря в 1816-1833 гг.
После ухода наполеоновской армии из Москвы церковный староста купец С.А.Милюков решил восстановить Предтеченскую церковь у стен Новодевичьего монастыря, разрушенную французами. Архиепископ Августин, рассмотрев прошение купца, решил: «Господь сил да благословит по сему созидать храм в вечную память изгнания нечестивого врага из первопрестольной столицы Российской и в возблагодарение Богу Спасителю нашему». Прекрасный храм в классическом стиле был освящен в 1833 году, а через 100 лет разрушен. В настоящее время принято решение о воссоздании церкви.
В восстановленной после пожара Москвы церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, главный престол которой был посвящен празднику Воскресения Христа, в память о событиях войны 1812-1814 гг. было поставлено 14 икон с изображением святых, празднование которых приходилось на памятные дни войны: Бородинской битвы, сражения под Тарутином, освобождения Москвы и Смоленска, переправы через Березину, сражений под Кульмой и Лейпцигом, вступления в Париж, заключения мира и т.д. До Храма Христа Спасителя, это был главный храм-памятник Отечественной войны 1812 года.
Своим возникновением Манеж обязан московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского нашествия. Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл Манеж, построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими лавками.
В 1814 году для торжественной встречи победителей была установлена деревянная Триумфальная арка у Тверской заставы. Николай I приказал воздвигнуть на ее месте каменную, по образу древнеримских арок: торжественная закладка с участием святителя Филарета состоялась 17 августа 1829 года. Она возводилась не только «в знак воспоминания торжества российских воинов» при взятии Парижа, но и в «знак возобновления исторической Москвы, сожженной Наполеоном». В советское время после долгих мытарств Триумфальная арка была перенесена к Поклонной горе, которая оказалась для нее более подходящим местом. Ведь именно там в дореволюционное время сложился главный мемориал Кутузова, центром которого была часовня архангела Михаила, а рядом располагались музей полководца, Кутузовская изба и Дорогомиловское кладбище, где были захоронены 300 воинов Бородина, умерших от ран. В 1849 году на средства мануфактур-советника Прохорова над их могилой был сооружен памятный обелиск.
Местным мемориальным храмом была Покровская церковь в Филях, освященная после восстановления святителем Филаретом. Каждый год 31 августа в ней совершалась заупокойная всенощная за русских воинов, павших на полях сражений Отечественной войны, а 1 сентября, в день военного совета в Филях, – литургия и панихида, на которой поминались Александр I, фельдмаршал М.И. Кутузов и их сподвижники. Затем из Покровской церкви отправлялся крестный ход к Кутузовской избе.
Деревня Фили лежала на пути отступавшей русской армии. Здесь она остановилась и заняла боевые позиции на участке от Поклонной горы до Воробьевых гор, ожидая генерального сражения под Москвой. Для Кутузова выбрали самую просторную избу, принадлежавшую крестьянину Андрею Фролову. Днем 1 сентября Кутузов сам осмотрел позиции русской армии с Поклонной горы и нашел, что в случае боя армия может попасть в окружение, ибо условия для нее крайне невыгодны – именно там фельдмаршал принял решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Дальнейшая история доказала верность его замысла: сохранив армию, Кутузов не только смог освободить Москву, но и изгнать неприятеля из России и даже преследовать его в Европе.
В 1886 году в Думу поступило прошение от Общества хоругвеносцев храма Христа Спасителя о воссоздании мемориальной избы на месте сгоревшей за счет средств, собранных по подписке. 21 июня 1887 года в Покровской церкви в Филях была совершена литургия, а затем крестный ход отправился к месту закладки, где отслужили молебен с водосвятием. Уже через полтора месяца бревенчатая изба была готова: архитектор Н. Струков создал ее по рисунку прежней, вероятно, используя и этюд А. Саврасова, написанный до пожара. Открытие приурочили к 75-летней годовщине Отечественной войны. В день торжества 3 августа епископ Дмитровский Мисаил отслужил в Покровском храме литургию, после чего крестный ход отправился к мемориалу, и архиерей освятил Кутузовскую избу. Она открылась как музей. Фасад украшала памятная надпись: «Изба военного совета, бывшего 1 сентября 1812 года». Сама изба состояла из двух комнат, разделенных сенями, как было при Фроловых. В одной половине поселились отставные солдаты Псковского пехотного полка имени М.И. Кутузова, выполнявшие роль сторожей и смотрителей. Мемориальная горница была украшена портретами русских императоров, героев 1812 года и бюстом фельдмаршала, сделанным по его посмертной маске, а место, где сидел Кутузов, было отмечено особой надписью.
9 сентября 1912 года, в память столетнего юбилея войны 1812 года, часовня была освящена, В ноябре 1920 года часовня по просьбе местных жителей была превращена в храм архангела Михаила, который стал для них приходским. В 1930 году его закрыли, обезглавили, разграбили, осквернили, превратили в склад. В мае 1994 года часовню вернули Московской Патриархии и возродили в 1998 году. В канун престольного праздника 17 ноября 2000 года патриарх Алексий II совершил великое освящение храма-часовни. По окончании литургии под сводами вознеслась «Вечная память» М.И. Кутузову. Теперь здесь вновь молятся обо всех павших в битвах за Отечество.
Храмом-памятником героям Бородинской битвы стала кладбищенская церковь во имя преподобной Елисаветы на Дорогомиловском кладбище в Москве, когда в 1839 году к ней пристроили придел в честь Владимирской иконы Божией Матери, так как битва произошла в день празднования Владимирской иконы. Кладбище уничтожено при застройке Кутузовского проспекта в 1950-х гг.
В канун 100-летнего юбилея Отечественной войны городские власти намеревались ознаменовать его выдающимися сооружениями и деяниями. Одним из них стала грандиозная панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва», открытая на Чистопрудном бульваре и экспонировавшая там до 1918 года.
В 1968 году здесь же появилась возрожденная Триумфальная арка, и Фили стали главным московским мемориалом 1812 года, ибо храм Христа Спасителя был снесен.
На эскизе проекта указано, что обелиск должен был превзойти все известные в мире монолиты своей высотой.
Но идея была отвергнута и Монферрану было недвусмысленно указано на колонну как на желаемую форму памятника.
Кроме того, Монферран сделал свой монумент выше всех существующих монолитных колонн. В этом новом виде 24 сентября 1829 года проект без скульптурного завершения был утверждён государем.
Текст на табличке памятника гласит: « Александру I благодарная Россия».
Казанский собор в Петербурге, построенный в 1736 году для чудотворной Казанской иконы Божией Матери, с 1813 года становится мемориалом в память побед над Наполеоном. Здесь в августе 1812 года перед отъездом в действующую армию молился у Казанской иконы Божией Матери фельдмаршал М.И. Кутузов о благословении на борьбу с неприятелем, когда в 1812 году он был назначен императором Александром Ι командующим русской армией. В нем хранятся знамена и штандарты побежденных французских армий, ключи от городов и крепостей, взятых русскими войсками.
В 1813 году в соборе похоронен главнокомандующий русскими войсками М.И.Кутузов. Могила замурована гранитной плитой и обнесена тёмной бронзовой оградой, установленной в 1814 году по проекту А. Н. Воронихина.
Перед собором установлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.
Ежегодно в памятный день Малоярославецкого сражения, по окончании литургии к Часовне из монастыря, соборных и городских церквей совершался крестный ход, служилась соборная панихида. Оканчивалась панихида на ближайшей братской могиле. Эта традиция возобновлена с начала 1990-х годов.
К 100-летию Отечественной войны 1812 года в Малоярославце был воздвигнут Успенский храм-памятник.
Трехпрестольный Успенский храм-памятник построен на месте старой Успенской церкви, свидетельницы Отечественной войны 1812 года. Церковь, построенная в 18-м веке, сильно пострадала во время сражения. Сначала ее собирались просто перестроить, но потом прежнюю церковь разобрали и начали строительство новой по новому проекту. Работа была поручена архитектору Скловскому. Постройка собора началась 14 сентября 1903 года. Но постепенно идея строительства приходской церкви переросла в создание храма-памятника, посвященного 100-летнему юбилею Отечественной войны. Сбором средств ведал специальный Комитет по строительству. В 1909 году была открыта Всероссийская подписка, по губерниям было разослано 140 тысяч подписных листов. Кроме того, с разрешения епископа Калужского и Боровского Вениамина, во всех церквах Калужской епархии 24 мая 1909 года был проведен тарелочный сбор на сооружение храма-памятника в Малоярославце.
В настоящее время Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Малоярославце является действующей.
Указом императора Николая I было решено установить монументы на местах шести наиболее значительных сражений: на Бородинском поле, в Смоленске, Красном, Ковно, Полоцке и Малоярославце.
Первый памятник событиям 1812 года был открыт 29 октября 1844 года в Малоярославце. Разумеется, в начале 30-х, монумент был разрушен. Воссоздан в 2010-2011 годах.
Другой монумент Русской воинской славы построен в 1834 году и находится на территории Мемориального комплекса русской воинской славы в селе Тарусово.
В 1812 году Иоанно-Предтеченский монастырь Вязьмы жгут и грабят французы. 22 октября ( 3 ноября ) 1812 г оду около Вязьмы русские войска нанесли поражение отступавшей наполеоновской армии. В честь этого события в городе сооружены два памятника.
В 1930 году здесь устроили спичечную фабрику. В Великую Отечественную войну до 1943 года здесь хозяйничали немцы, а наши сразу после освобождения города устроили в монастыре пивоваренный завод. Потом здесь склады, мастерские для слепых, архив. В 1989 году монастырь обрёл свой исторический облик. В этом же году монастырь вернули Церкви и он стал сначала Иоанно-Предтеченской мужской обителью, а потом в 1995 году – женской.
В 1911-1912 годах в городе действовал Вяземский комитет по увековечиванию памяти Отечественной войны, созданный к ее 100-летию. На заседании 11 апреля 1911 года члены Комитета постановили: «Богородицкую церковь, как находившуюся в центре боя 22 октября 1812 года, считать храмом памятником войны 1812 года и внутри ее на колоннах поместить мраморные доски с именами павших в этом бою воинов». В часовне Богородицкой церкви было предложено устроить небольшой музей с коллекцией вещей, относящихся к 1812 году.
В 1929 году Богородицкую церковь закрыли и передали под Дом физкультуры и кинотеатр. После войны 1941-1945 годов в ней вновь устроили кинотеатр, а с 1948 года и городской радиоузел.
К 150-летию Отечественной войны 1812 года Богородицкая церковь была частично отреставрирована. В 1962 году на северном фасаде церкви поместили мемориальную доску. На ней был отлит текст: «3 ноября 1812 г. здесь проходил бой за освобождение Вязьмы от французов. Враг потерял убитыми и раненными 6000 и пленными 2500 человек». 5 ноября 1970 года в придельной части Богородицкой церкви открыли музей.
В одной из внутренних стен собора вмонтирована большая мраморная доска с надписью, свидетельствующей, что храм воздвигнут усердием всех жителей Арзамаса в благодарность за избавление России от нашествия французов в 1812 году.
В 1911 г. в храм-памятник Покрова Пресвятой Богородицы Новочеркасска донским казакам были перенесены останки знаменитых донских военачальников Бородинского сражения. На хорах была устроена особая зала, расписанная сюжетами из истории Войска Донского, расположенными в хронологическом порядке.
Исторически первым скульптурным памятником Новочеркасска можно считать памятник Матвею Ивановичу Платову в центре города.
3 января 1818 г. скончался Войсковой Атаман войска Донского, основатель города Новочеркасска, герой Отечественной войны 1812 г., генерал от кавалерии, граф, кавалер многих орденов Российской империи, Англии и Австрии, легендарный полководец Донских казаков Матвей Иванович Платов. Через 10 дней после смерти его прах торжественно захоронили под гром пушек и ружей в склеп у левой стены новостроящегося каменного Вознесенского собора в Новочеркасске.
9 мая 1853 г. прошло открытие памятника атаману графу Платову по проекту архитектора А.И. Иванова. В 1887 г. вокруг памятника установили ажурную металлическую ограду.
Но в 1923 г. скульптуру Платова сняли и передали в Донской музей, а на его пьедестал в 1925 г. поставили скульптуру В.И. Ленина. И только через 60 лет памятник основателю города Матвею Ивановичу Платову был воссоздан на своем же постаменте в центре города на проспекте, которому также возвратили его прежнее название – Платовский.
Воссозданный памятник М.И. Платову пока не имеет законченного первоначального вида. Не сохранилась и не воссоздана ажурная металлическая ограда вокруг памятника, не установлены по углам ограды пушки образца Отечественной войны 1812 г., не восстановлен в первоначальном виде фонтан в центре сквера.
Свято-Никольский храм в селе Данилово в Киясовском районе в Удмуртии является историческим и архитектурным памятником, воздвигнутым 200 лет назад во славу Российского воинства в Отечественной войне 1812 года. В 1820 году по инициативе участников сражений, вернувшихся с войны 1812-1814 гг., в храме был возведён Спасский зал, купольная роспись которого повторила росписи храма Христа Спасителя в Москве.
Это единственный храм, в котором сохранены нательные иконы-образки, которые, согласно традиции, вручались рекрутам и солдатам, уходящим на войну.
На наружной стороне колокольни имеется светская роспись «Русская армия в Бородинском сражении» (сцена обращения главнокомандующего Михаила Кутузова к войскам).
Победа России в войне 1812 года определила не только политическую ситуацию в мире, но и стала поворотным пунктом в истории и культуре России, в том числе в архитектуре. Общеевропейский классицизм сменился архитектурными стилями, ориентированными на русскую национальную традицию. Это: русско-византийский стиль, в котором был построен главный храм-памятник победе – Храм Христа Спасителя в Москве а затем русский и неорусский стиль, одним из ярких представителей является храм-памятник в Лейпциге.