храм в пенино ленинградской области
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
3.
Первый молебен, 2003 год.
6.
Фасад храма Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С.Г.Гавриловым
7.
Захоронение С.Г. Гаврилова. В прошлом крестьянин Пенинского прихода, к 1880-м гг. ставший С.-Петербургским второй гильдии купцом. Он вместе с прихожанами с. Пенино вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм.
8.
Над могилой видна воссозданная икона, расстрелянная в революционное время.
Сентябрь 2013 года.
9.
Часовня вмц. Параскевы Пятницы на святом источнике. Освящена в августе 1901 года св.прав.Иоанном Кронштадским. Отреставрирована в 2003 г.
10.
Святой источник. Народ называет это место Иорданью. Лето 2010 года.
11.
Часовня Параскевы Пятницы на святом источнике в деревне Пенино.
Сентябрь 2013 года.
12.
С 22 августа служба совершается каждый день. Август 2010 года.
13.
После службы, 7 ноября 2010 года.
14.
Октябрь 2012 года.
15.
Приход Пенино Церковь Рождества Богородицы. Таким кирпичом выстроен весь храм.
16.
Просто подвал. Осень 2010 года.
17.
Действующий придел Алексия архиепископа Московского в цокольном этаже Рождество-Богородицкой церкви в Пенино Сланцевского района Ленинградской области.
Сентябрь 2013 года.
18.
Купальня на святом источнике, построена осенью 2010 года.
19.
Иордань в купальне на святом источнике, сентябрь 2013 года.
20.
Поклонный крест на повороте с трассы Р-42 к деревне Пенино. До храма 1 километр.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Пенино)
Содержание
История [ править ]
Село Пенино, в прошлом упоминающееся в летописях еще в ХV в. под именем Сумерского погоста, расположено в живописной местности при одноименном озере и окружено с запада и юга холмами и возвышенностями, по которым рассыпаны небольшие деревни, чредующиеся полями и перелесками. Лежит оно в 160 км к юго-западу от С.-Петербурга, в крае, издавна называвшемся в народе округом Самро, до 1927 г. относившемся ко Гдовскому уезду С.-Петербургской губернии, а ныне — к Сланцевскому району области.
В центре округа лежит одно из крупнейших озер нашего края — озеро Самро, площадь зеркала которого составляет одну квадратную милю. С запада и юга озеро окружено болотами, а с севера — лесами. В западной части из него вытекает пучинистая река Сомра, впадающая в реку Долгую.
Впервые Сумерский погост с церковью Рождества Пресвятой Богородицы упоминается в Писцовой книге Шелонской Пятины Господина Великого Новгорода, составленной Феодором Валуевым, под 1498 г. Таким образом, в 1998 г. исполнилось 500 лет с момента первого летописного упоминания погоста. На самом деле, этот погост, вероятно, гораздо древнее и, быть может, даже принадлежит к тем из них, которые были учреждены на Руси еще святой Ольгой в 957 г. “по Лузе реке”. Во всяком случае, обширность земель, подчиненных погосту, а также существование здесь укрепленного городка, лежавшего на тракте из Новгорода в Гдов, указывает на это селение, как на издавна существовавшее и имевшее важное административное значение для края. К западу от погоста лежали земли пограничного Пскова, а за ними — уже земля Ливонская, принадлежавшая Ордену. К северу, за рекой Лугой — Водская пятина и Ямской уезд, к югу и востоку — земли Бельского и Дремяцкого погостов Великого Новгорода. Сам Сумерский погост относился к Залесской половине Шелонской пятины и до учреждения губерний Императрицей Екатериной ll состоял в Новгородском уезде. с.Пенино. Часовня вмц.Параскевы Пятницы на св.источнике
Земли эти, порубежные, пограничные, неоднократно подвергались нападению врагов, о чем безмолвно свидетельствуют могилы рыцарей и шведов, сохранявшиеся еще в начале нашего века. В ХVll в. шведы восемь лет удерживали Сомерскую волость за собою, и лишь по Плюсскому и Столбовскому договорам вынуждены были вернуть ее России.
Помнят эти места и воинственные походы в Ливонию и к Нарве великого князя Московского Иоанна lll и царя Иоанна lV Грозного, следовавших через Самру. Войска царя Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Петра Великого шли этим путем из Новгорода к Нарве. Жители этих мест до сих пор помнят предание о сорока полках петровских воинов и десяти тысячах подвод для них, выставленных во время войны со шведами в 1700 г. и о мостах, которые мостили они по непроходимым болотам в этих краях. Сохранились и воспоминания о привлечении местных жителей к работам в Кронштадте, где десять лет они трудились по очереди, созидая петровскую твердыню.
Петр Великий в походе на Нарву и обратно проходил через Сомерскую волость, и останавливался здесь у Пенинского погоста и озера, где был тогда городок (острожек), и начальствовал думный боярин Иван Иванович Щепин. Тут же находился тогда и Богдан Иванович Коновницын, предок графов Коновницыных, владевший в этих местах мызой с собственной церковью в Завастье, близ погоста Рудного.
Жители Сомерской волости в быту и языке (наречии) различались на две группы. К первой относились жители восточной и северной частей округа, лежащих по реке Сабе, и у впадения реки Сомры в Долгую. Они представляли собой потомков новгородцев (словен), говорящих новгородским наречием и принадлежащих великорусскому этносу. Около озера Самро и по реке Долгой жил народ коренного чудского происхождения, говорившего “особым наречием, в котором много дикости и поэзии”.
Первая упоминаемая в летописи церковь Сумерского (Пенинского) погоста отмечена под 1498 годом. Освящена она была в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В ХVlll в. прежняя деревянная церковь, также Рождества Божией Матери (очевидно, ХVll в., уже далеко не первая, выстроенная на этом месте) сгорела, и в 1789 г. прихожанами была выстроена другая, также деревянная. Она была двухэтажной, в верхнем ее этаже был устроен главный престол Рождества Богородицы, в нижнем — приделы Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня и св.вмц. Параскевы Пятницы, — издавна почитавшейся в этом крае, из-за расположенного близ церкви чтимого в народе источника святой Параскевы. Антиминс главного придела был освящен митрополитом С.-Петербургским Исидором (Никольским) 27 октября 1862 г., в Крестовоздвиженском приделе — митрополитом С.-Петербургским и Новгородским Гавриилом (Петровым) 27 мая 1778 года, в приделе св.вмц. Параскевы — им же 31 октября 1784 г.
До 1843 г. причт храма состоял из двух священников, диакона, двух дьячков, двух пономарей и просвирни, после 1843 года — из двух священников и двух псаломщиков. Первым известным нам из причта храма является служивший здесь в 1785 г. священник Феодот Иванов. При нем вторым священником был о.Иоанн Васильев, дьячками — Стефан Ефимов и Прокопий Федоров, пономарями — Алексий Федоров и Иван Афанасьев. Среди других, служивших в храме (до 1811 г. сведения скудны, ибо метрические книги в этом году сгорели во время пожара в доме священника) известны священники: Михаил Иванов, Гавриил Стефанович Пенинский (†1827), Михаил Михайлович Думницкий (†1842). В более поздние времена священствовали: о.Стефан Тихонович Покровский и Феодор Иоаннович Скроботов, Симеон Никольский и Геннадий Докучаев.
До учреждения штатов приход жил ругой и доходами за требы, после их учреждения духовенству было положено жалованье.
Приход владел также 92 десятинами земли, использовавшимися под пахоту, сенокос, усадьбу, церковь и кладбище. Две трети общих угодий составляли лес и кустарник.
Прихожане храма (около 4000 чел.) проживали в самом Пенино возле церкви, ближайших к ней деревнях: Коленец, Дретно, Замошье, Рожново, Кошелевицы; отстоящих в 4-7 верстах: Любитово, Ожево, Передки, Гонеже, Подлесье, Поречье, Бурежи, Буряжки и Струитино, и отдаленных (до 15 верст): Новоивановское, Дубо, Липо, Овсище и Данилово. В приходе было 16 часовен и 4 кладбища. Жители этих мест были богомольными: в воскресные дни в храме собиралось до 500, в праздники до 1000 чел. Давая характеристику местным жителям в церковном очерке прихода, отмечалось, что в массе своей народ здесь был очень трудолюбив, особенно женщины, мужчины развиты, в первую очередь молодежь. Большей частью они были заняты в столице на каменных мостовых работах, торговле, поставляли гурты скота в Прибалтику и Малороссию. Грамотность среди населения в конце ХlХ — начале ХХ в. быстро росла. Крестьянские дети учились у причта, особенно чувствовались успехи у тех детей, которых обучали дочери священника Феодора Скроботова. В деревнях Данилове, Поречье и Липе детей обучали: гдовский мещанин Иван Чистосердов, крестьяне села Поречье Евдоким Афанасьев и Василий Григорьев, и с.Осьмино Иван Богачев.
Особенно этот процесс усилился среди местных жителейпосле освобождения крестьян Императором Александром ll в 1861 г. Многие уезжали в С.-Петербург, где обзаводились собственным делом, становились самостоятельными людьми, но при этом не забывали о своей родине. Среди них был и Симеон Гаврилович Гаврилов (†1908), в прошлом крестьянин д.Ожево Пенинского прихода, к 1880-м гг. ставший С.-Петербургским второй гильдии купцом. Он вместе с прихожанами с.Пенино вознамерился соорудить в селе новый каменный трехпрестольный храм, ибо старый деревянный обветшал, да и приход численно вырос и потому нуждался в новом просторном храме. Соорудить новую каменную церковь решено было юго-восточнее прежней, стоявшей у дороги Осьмино-Гдов, где при ней существовало и древнее кладбище. Место было выбрано на холме, над озером Пенино, рядом с чтимым источником св. Параскевы Пятницы. Освятить решено было новый храм так же, как и прежний, в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Сретения Господня и св.блгв.кн. Александра Невского — заступника Северо-Западного края и небесного покровителя мученически скончавшегося в 1881 г. Царя-Освободителя — Императора Александра ll, в память которого и строился храм.
В 1887 году усердием и на средства церковного старосты С.Г.Гаврилова и других уроженцев уезда была начата постройка, а в 1893 г. произведена закладка храма. К 1900 г. величественный пятиглавый с мощной колокольней храм вознесся над всей местностью, и призывный зов его колоколов был слышен далеко окрест. Архитектором, осуществившим этот замечательный проект, поставивший Пенинский приходской храм в ряд лучших столичных построек, был епархиальный архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918), в 1900-02 гг. возводивший в столице комплекс Иоанновского женского монастыря на Карповке. Строительство Пенинского храма обошлось в 200 тысяч рублей, из которых 90 тысяч были пожертвованы С.Г.Гавриловым.
Торжественным и радостным для жителей всей округи было освящение храма, совершенное 17 августа 1900 г. Преосвященным Никоном (Софийским), епископом Нарвским, викарием С.-Петербургской епархии в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и местного духовенства.
Отец Иоанн специально приехал на освящение храма. С Гдовским уездом, которому принадлежало с.Пенино и этой местностью его связывали издавна тесные, как духовные, так и родственные узы.
Из Гдовского уезда происходила родом супруга св.прав. Иоанна Кронштадтского, Елизавета Константиновна Сергиева, отец которой, протоиерей Константин Петрович Несвицкий (ок. 1790 — после 1855), начал свою службу в 1821 году в Кяровской Покровской церкви Гдовского уезда (в 8 верстах от Гдова). В 1832-45 гг. он служил настоятелем Гдовской Пятницкой церкви, был Гдовским благочинным, освящал многие вновь выстроенные церкви уезда, в том числе в с.Ложголово (1836), в 1846 г. был инициатором перенесения древней иконы святого Иоанна Предтечи из с.Кушелы во Гдов. Поэтому священники, состоявшие в родстве с семьей Несвицких (у о.Константина было шестеро взрослых детей), были близко знакомы о.Иоанну, и он часто посещал своих родных в Гдовском уезде. Кроме того, неподалеку от Пенино, в с.Ополье Ямбургского уезда, о.Иоанн навещал служившего там священника Николая Орнатского, брата о.Иоанна (†1931) и о.Философа (†1918) Орнатских, будущих петроградских новомучеников, которые также состояли в родстве с о.Иоанном и были наиболее близки ему духовно.
16 августа 1900 года св.о. Иоанн проездом из Кронштадта в Пенино, остановился на ст. Молосковицы, где служил утреню и литургию в местной церкви при имении табачного фабриканта Богданова, после чего прибыл на освящение храма в с.Пенино, а уже через два дня освящал в Ревеле кресты, которые в тот же день были подняты на храм Ревельского подворья Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря, одного из любимых детищ о.Иоанна.
По окончании чина освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы с.Пенино, совершенного Преосвященным Никоном, отец Иоанн сказал прочувственное слово на освящение храма. Затем был отслужен благодарственный молебен, на который вышел владыка и все духовенство. Прихожане вновь сооруженной церкви поднесли главному жертвователю и строителю храма С.Г.Гаврилову икону в драгоценных золотых ризах и благодарственный адрес.
Через год последовало освящение боковых приделов во имя Сретения Господня и св.блгв. кн. Александра Невского. Совершено оно было соответственно 20 и 21 августа 1901 года Преосвященным Константином (Булычевым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургской епархии, вновь в сослужении св.прав. Иоанна Кронштадтского и многочисленного местного духовенства. Чин великого освящения двух приделов храма был освящен перед началом Божественной литургии многочисленным собором духовенства при хоре певчих. Во время торжественного освящения приделов из храма были изнесены св. кресты, хоругви и иконы, крестный ход, возглавляемый Преосвященным епископом Константином, несшим на голове св. дискос с антиминсом, проследовал вокруг церкви, после чего стены вновь сооруженного храма были помазаны св. миром и окроплены св. водой. На освящение боковых приделов св. Иоанном Кронштадтским также были произнесены слова, к этому же времени относится и освящение им каменной часовни на св. источнике вмц.Параскевы Пятницы, хорошо запомнившееся местным жителям. Тогда же была посажена березовая аллея, ведущая от церкви к источнику. По воспоминаниям старожилов, каждое деревце держали местные крестьяне и опускали в заранее выкопанную лунку, по окроплении св.водой, которое совершал о.Иоанн, идя к часовне между двумя рядами собравшихся на освящение храма крестьян в праздничных одеждах.
В 1900-1910-х гг. храм стал одним из красивейших в уезде. в эти годы здесь служили священники Сергий Николаевич Иванов и Николай Семенович Никольский, уроженец с.Пенино, сын прежнего настоятеля местной деревянной церкви, диаконом был Василий Валентинович Кедров, сын настоятеля и строителя Старопольской Христорождественской церкви.
Освящение величественного храма в с.Пенино способствовало тому, что через год в Пенинском приходе в 4 верстах от храма близ с.Поречье в местности Козья Гора была по инициативе местной уроженки Марии Андреевны Кудрявцевой при содействии св.прав. Иоанна Кронштадтского, особенно покровительствовавшего женскому монашеству, учреждена Свято-Покровская Поречская женская община. Исполняющей обязанности настоятельницы стала принявшая монашеский постриг послушница Мария (Кудрявцева). В 1903-04 гг. в общине был сооружен первый деревянный храм прп.Серафима Саровского, тогда только что прославленного во святых Русской Православной Церкви. На самой вершине горы была выстроена часовня, к 1907 г. на месте которой по проекту архитектора В.А.Косякова был выстроен величественный храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделами свт.Николая Чудотворца и свв. апостолов Петра и Павла и прп. Максима Исповедника.
Община в 1919 г. получила статус монастыря, к 20-м гг. здесь подвизалось 18 сестер. Духовником обители был священник Пенинского погоста о.Николай Никольский, после революции его сменил протоиерей Василий Добронравин, скончавшийся у Престола Божия в алтаре Покровского храма за литургией.
В 1920-х — 30-х гг. во время гонений на веру многие сестры были арестованы и высланы в Казахстан, в Сибирь. Лишь некоторые из них в 1940-х — 50-х гг. смогли вернуться в родную обитель, ставшую приходом. (Богослужения здесь были возобновлены в 1942 году в Свято-Покровском храме, деревянная же церковь прп.Серафима Саровского была сожжена в 1930-х начале 40-х гг. и не сохранилась до возобновления богослужений на Козьей Горе. Ныне на ее месте выстроен церковный дом). Вернувшиеся сестры проживали в деревнях в окрестностях обители до 1960-х — 70-х гг. Последние из них преставились в 1981-84 гг. Погребены они на местном монастырском кладбище за алтарем Покровского храма.
Удивительным миром и покоем дышит этот святой уголок русской земли с монастырскими постройками и храмом, утопающими в цветах и зелени. Аккуратное кладбище обители ухожено заботливыми руками, над храмом кружат аисты, во множестве обитающие здесь, поют птицы. Воистину райский уголок!
В 1908 г. последнем году жизни Кронштадтского пастыря, при Поречской женской общине близ обители, на издавна чтимых Доложских пещерах с источником Божией Матери, расположенном в скале и лежащем в реке камнем с Ея следом (Царица Небесная Сама являлась здесь), был учрежден Свято-Успенский скит с богадельней, где призревалось до 20 престарелых женщин, за которыми ухаживали сестры обители. Здесь был выстроен и каменный храм во имя Успения Матери Божией, куда ежегодно совершался многотысячный крестный ход с чтимой иконой Успения. Закрытый в 1930-х гг., храм сохранялся до 1950-х гг., когда по указанию местных властей, во время новых “хрущевских” гонений на веру был разобран на кирпич. Святое место это и поныне чтится местными жителями: многие добираются сюда, к святому источнику, почитая его целебным, и до сих пор есть свидетельства исцелений тех, кто с молитвой прибегает к помощи святого ключа Пречистой. На Успение сюда приходил до последнего времени крестный ход с образом Божией Матери, богомольцы непременно становились на “камень Богородицы”, до сих пор лежащий в водах реки Долгой напротив бывшего алтаря храма Доложского скита.
Храм в Пенино в 1930-х гг. был закрыт, а деревянный древний, стоявший у дороги, уничтожен. Воинство небесной России пополнилось в эти годы именами уроженцев с.Пенино священников-новомучеников о.Валентина Левитского (1867-1937) и о.Арсения Голосова (1969-1937), священника Михаила Виноградова (†1937), уроженца Боровичского уезда Новгородской губ., служившего на Козьей Горе и проживавшего в с.Поречье, священника Филимона Алексеева (1866-1937), уроженца д.Кошелевичи, служившего и проживавшего в с.Самро. В Доложске (Заручье), ближайшем к Доложскому Успенскому скиту приходе, пострадали за веру уроженцы этого села: братья-священники о.Николай Покровский (1866-1937) и о.Иоанн Покровский (1869-1937), — один из них, а другой — служил в с.Рель, а также диакон из Заручья о.Василий Соколов (1878-1937). Судьбы их остались до сего времени в памяти местных жителей и, веруем, православные христиане соберут по крупицам свидетельства о жизни этих мучеников за веру.
В годы войны 1942-44 гг. в храме недолго совершались богослужения, вероятно, “входящим” священником Православной псковской миссии, окрывшей сотни храмов после поругания их безбожниками. Однако, после войны храм остался без службы (действовала лишь расположенная вблизи Пенино Покровская церковь на Козьей Горе, после войны не закрывавшаяся и действующая до сего дня). Сохранившийся иконостас храма был перевезен в 1948 г. в Крестовоздвиженскую церковь с.Ополье, где иконостас был утрачен после закрытия церкви в 1930-х гг., где пребывает до настоящего времени.
В бывших церковных домах с.Пенино, рядом с опустевшим храмом, в 1950-х гг. была размещена школа-интернат. Еще хорошо сохранявшийся до того времени храм сильно пострадал от соседства этого интерната. В доме священника разместили клуб и кинотеатр, затем там был устроен школьный склад, ныне от дома остались одни стены. Здание бывшей церковно-приходской школы, отданное интернату, стоявшее к западу от храма и погоста, на краю леса, сгорело около 15 лет назад. Сохранились рядом с храмом новое двухэтажное здание, испоьзовавшееся как спальный корпус интерната, и дом, где прежде жили церковнослужители.
До сих пор особым почитанием богомольцев пользуется освященная св.прав. Иоанном Кронштадтским часовня св. Параскевы Пятницы на святом источнике (она лопнула и дала трещины от подвижек грунта в 1950-х — 60-х гг. и требует ремонта). К часовне ведет вековая березовая аллея. Народ называет это место Иорданью и постоянно берет здесь воду, приезжают даже издалека, из Петербурга, и берут воду большими емкостями. Местные жители периодически чистят источник и ухаживают за ним, (особенно после 1960-х гг., когда во время кампании борьбы с Церковью источник был намеренно загрязнен).
Величественный храм Рождества Пресвятой Богородицы, несмотря на суровое время, и сегодня стоит как сказочный богатырь на высокой горе.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Ленинградская область, Сланцевский район, село Пенино
Церкви озера Самро: Лесище, Пенино, Кошелевичи, Козья гора, Ложголово
Продолжение нашего «церковного» автопутешествия вокруг озера Самро. А начало тут: Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4.
Часовня в деревне Лесище
Покинув эмоционально напряжённую деревню Рель, мы оказались в микроскопическом селении Лесище. В придорожных зарослях виднеется куполок маленькой часовеньки.
Подойдя ближе, картина оказалась гораздо более печальной. Часовня Николая Чудотворца находится на грани полного разрушения…
Маковка с крестом и декоративный орнамент восьмигранного купола.
Пробираемся к окну…
Какой же уютной часовенька была когда-то. Оставшись без людей, она медленно погибает.
Грустный осенний пейзаж.
Храм в деревне Пенино
Следующая остановка – деревня Пенино и церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Путь к храму нам преградил самопальный «кирпич» с поясняющей надписью, кому можно проезжать дальше, не боясь лишиться водительских «прав».
Часть церкви всё ещё находится на реставрации, а в это время новые купола даже в пасмурную погоду сверкают серебром. Трудно поверить, но ещё лет 15 лет назад храм был в заброшенном полуаварийном состоянии… Немного истории: храм был построен в 1900 году по проекту архитектора Н. Н. Никонова в модном на тот момент неорусском стиле. В освящении храма принимал участие Иоанн Кронштадский.
Притулившееся к церковной стене старое надгробие в «защитном» ограждении.
Над моею могилой лампада горит,
Вот где заснул, вот мой приют,
Здесь отдохну от жизненных смут…
Главный вход в храм через колокольню. Ржавая конструкция перед храмом – уцелевшая часть церковной ограды.
Остатки исторической росписи храма.
Мобильная связь под покровительством Всевышнего. Как-то странно на культовом сооружении, предназначенном для религиозных действ, видеть ретранслятор сотового оператора. На колокольне ещё колоколов нет, а ретранслятор уже появился!
Пока колокольня, по сути, является «ретрансляторной станцией», её функции выполняет стоящая неподалёку звонница.
Колокола отлиты в школе звонарей храма Покрова Богородицы в Санкт-Петербурге.
Eщё один небрежно прибитый к дереву «кирпич». Неужели, в этой глухомани столь интенсивный автомобильный траффик, что необходимо городить эти уродливые самоделки?
С алтарной части, храм предстаёт во всей красоте – нарядный и праздничный!
У подножия храма скромная могила церковного старосты Степана Гавриловича Гаврилова, на средства которого было начато в 1887 году строительство церкви.
Часовня в деревне Кошелевичи
Следующий пункт, куда мы прибыли – деревня Кошелевичи. Здесь находится часовня Рождества Пресвятой Богородицы, вернее то, что от неё осталось…
Часовню построил на свои средства зажиточный крестьянин Ф. Я. Федосеев.
А в этом доме, неподалёку от часовни, проживал сам крестьянин. Однако, немаленький такой дом. Что интересно, кто-то выкупил это историческое здание, находящееся в тот момент в аварийном состоянии, привёл его в порядок и теперь счастливо проживает там с журавлиным семейством. Видите гнездо на дымоходе? Жаль, что до часовни никому дела нет.
Храм в деревне Козья Гора
Далее, грунтовая дорога вывела нас к величественному белокаменному храму в деревне Козья Гора. Храм, находясь на возвышенности, потрясает воображение своей монументальностью.
Недалеко от входа в храм прикручен к столбу пожарный рельс – основная система оповещения при пожаре.
Церковь пресвятой Богородицы в Козьей горе была построена по проекту архитектора В. А. Косякова в 1908 году, в труднопроизносимом стиле – ретроспективизме. Кстати, архитектор Косяков известен тем, что строил Морской Собор в Кронштадте. После революции 1917 г. храм, естественно, был закрыт, но что удивительно, разграблен не был. А потом и церковные службы возобновились, которые не прекращаются и по сей день. Судьба церкви в Козьей Горе – уникальное исключение на фоне множества разграбленных, взорванных, осквернённых и забытых церквей в российской глубинке.
Территория вокруг церкви опрятна и ухожена. Цветочные кадки из автомобильных колёсных дисков.
Нам удалось попасть внутрь этого величественного храма, однако, одинокая и молчаливая служительница в чёрных одеждах не разрешила нам сделать фотографии. Что ж, нет – так нет. В чужой монастырь со своим уставом не ходят! Обратите внимание на аккуратный мини-заборчик из пластиковых бутылей. Всё очень мило и трогательно…
Прощальный взгляд на храм в Козьей горе.
Церковь в деревне Ложголово
В конце нашего «церковного» трипа мы приехали в деревню Ложголово.
Храм св. Георгия Победоносца в Ложголово был построен в 1835 г. Это одна из первых каменных церквей в окрестностях озера Самро. Ведь подавляющее большинство церквей из камня в здешних краях были построены только в самом конце 19 и начале 20 веков.
Входная группа в псевдорусском стиле.
К сожалению внутрь попасть не удалось – церковь была закрыта. Проходящая мимо старушка рассказала нам, как красиво расписаны своды и купол храма. В открытых источниках мы нашли фото красочных росписей.
На этом наше путешествие по святым местам Сланцевского и Лужского районов, находящихся вокруг озера Самро, закончилось. После поездки мы ещё долго делились впечатлениями, эмоциями, мыслями… Радость, удивление, грусть – всё было в этой поездке. А главное – нам удалось прикоснуться к истории и почувствовать духовность и культуру русской глубинки. Тут всё настоящее и истинное.