храм в пицунде абхазия фото
Патриарший собор в Пицунде – визитная карточка православной Абхазии
Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.
История Патриаршего собора (Пицундский храм)
Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.
К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.
В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.
Архитектура храма
Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.
Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.
Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:
Внутреннее убранство храма в Пицунде
Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.
Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.
В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.
Полезная информация для посетителей
Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:
Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.
Храм в Пицунде
Но не самый древний. В начале IV в. Питиунт (античное название Пицунды) уже имел своего епископа (который в 325 г. участвовал в Никейском соборе), а следовательно, и церковь. В V-VI вв. здесь были возведены обширная базилика, часовня и крещальня. Их руины можно видеть и теперь.
За руинами — здание городской больницы
Вероятно, тогда же был выкопан и колодезь
Позднее возле этих древних памятников и был построен Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного. Время его постройки — предположительно начало X в., хотя Якобсон предполагает более раннюю датировку.
Это — громадная постройка, длиной 43,3 м, шириной 22,7 м, возведенная из камня и кирпича. Для сравнения: примерно в это же время князь Владимир — правитель могучего Русского государства — возвел первую каменную церковь древней Руси — Десятинную. Археологи установили, что длина ее фундамента — 27,2 м, ширина — 18, 2 м. В полтора раза меньше!
В настоящее время собор ушел в землю едва ли не на метр. Это особенно хорошо видно изнутри.
Внутри собора сохранились фрески 16 или 17 в.
В барабане — лик Христа Вседержителя.
В западной части находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Фресковые изображения свидетельствуют, что усыпальницы эти устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту.
В середине X века Пицундский собор стал кафедрой Абхазских Католикосов. А затем наступил упадок.
В XVII веке, из-за угрозы турецких нападений кафедру Абхазских католикосов перенесли в Гелати (Грузия), а собор был заброшен.
Во второй половине XIX века собор был обновлен и освещен в честь Успения Богородицы. С 1875 до 1917 года храм являлся подворьем Новоафонского монастыря.
После революции в нем был устроен пороховой склад, затем — хозяйственный, во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 г. здесь располагался 248-й стрелковый полк.
В 1974 г. директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. С тех пор и по настоящее время Пицундский храм — концертный зал.
Рядом с собором находится краеведческий музей.
На входе вас встречает карта торгово-культурных связей древнего Питиунта.
В залах — различного рода античные артефакты.
Образцы мозаики из собора.
Вид на собор со стороны главной площади.
К храмовой ограде примыкает небольшой парк.
Здесь, как и всюду по городу мирно пасутся бездомные, бесхозные лошади.
Ну, и напоследок вредный совет. Вход на храмовую территорию со стороны главной площади через башенные ворота — платный. Но если обогнуть храм слева, то там есть калитка — вход в детскую музыкальную школу. Ныряете туда, огибаете правый угол школы — и вы на храмовой территории.
Патриарший собор в Пицунде
Патриарший собор в Пицунде — одна из главных достопримечательностей Абхазии: Великий Питиунт включают в свой маршрут туристы, останавливающиеся в Гагре, Сухуме, Новом Афоне и ближайших курортах Краснодарского края. Внутри собора периодически проходят репетиции органных концертов.
Стоимость посещения и режим работы Пицундского собора в 2021 году
На сегодняшний день Пицундский храм продолжает функционировать скорее в качестве площадки для проведения концертов, нежели места для богослужения. В основном, репертуар включает в себя оперное и хоровое пение, а также исполнение органной музыки.
Вход для посетителей открыт ежедневно с 10:00 до 19:00. Концерты проходят в 17:00 (в пик сезона еще и в 20:00). Билеты в кассах органного зала продаются в день концерта с 13:00.
Входной билет стоит 50 рублей, для маленьких детей вход бесплатный. Однако посещение концерта в стоимость билета не входит. Чтобы послушать местный орган непосредственно в здании собора, вам нужно будет заплатить ещё 600 рублей на входе (детям до 5 лет посещение концерта не разрешается). При этом, концерт можно послушать бесплатно, расположившись на лавочке или траве на территории храмового комплекса.
История
История собора уходит корнями во времена Римской империи. Ориентировочно, во II веке н. э. на его месте находился стратегический фортификационный комплекс, а проще говоря — крепость. Спустя два века, в ранневизантийский период, на территории военного сооружения была заложена базилика (она являлась вотчиной епископа Стратофила — относительно известной фигуры раннего христианства). Храм обладал уникальным двенадцатицветным мозаичным полом, являющимся древнейшим на Кавказе и содержащий древнегреческое письмо. Древняя Пицунда входила в состав Византийской империи и являлась важным пограничным укреплением.
В VI веке император Юстиниан Великий приказал перестроить устаревший храм и возвести более масштабное здание. В этой обновлённой религиозной святыне в 541 году произошло обращение абхазцев в христианскую веру. В VIII веке образовалось Абхазское царство, и Абхазская церковь приобрела статус автокефальной. Таким образом, храм в Пицунде стал престольным. Спустя ещё два столетия собор снова подвергся реконструкции: стены стали кирпичными и появился купол, который отличал Пицундский храм от других грузинских церквей (у них венчающая часть была пирамидальной).
Ведутся споры о том, который из абхазских царей имеет отношение к выстраиванию собора. Есть два наиболее вероятных кандидата: первый — это Баграт III, второй — Гиоргий II. Постройки времён Гиоргия можно довольно точно идентифицировать и связать с его именем. Однако в летописях никакой информации о связи Гиоргия и Пицундского храма не было найдено, так что официальные источники указывают в качестве основателя собора Баграта III (правил Абхазией с 973 по 1014 год).
С середины X века церковь считалась кафедральной, в ней проводилось избрание Католикосов-Патриархов Абхазии и посвящение священнослужителей в сан епископа. Вплоть до XVII века Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного переживал свой расцвет, его несколько раз обновляли. Однако, из-за угрозы нападения турецкой армии, кафедру католикосов Абхазии эвакуировали в Гелатский монастырь Богородицы и Пицундский храм оказался заброшен. В этот период началась дехристианизация и местное население вернулось к языческому вероисповеданию. Однако, собор не подвергся осквернению и разграблению по счастливому стечению обстоятельств: в купол попала молния. По языческим понятиям, место, отмеченное ударом молнии, считается священным. Таким образом, Большой Пицундский храм стал почитаемым местом и у язычников-абхазов. Период упадка продолжался до второй половины XIX века. В это время собор снова отстроили и освятили во славу Успения Богородицы.
С 1875 до 1917 года Патриарший собор в Пицунде относился к подворью Новоафонского монастыря. В советское время на территории храма располагались пороховой и хозяйственный склады, с 1943 по 1944, во время Великой Отечественной войны, здесь был расквартирован 248-й стрелковый полк. В 1974 году Центральный совет по Управлению курортами профсоюзов поставил задачу перед директором Объединения пансионатов Пицунды по реставрации и преобразованию Большого Пицундского храма в концертный зал. И уже в следующем году в здании собора был установлен немецкий орган, а алтарная часть была переоборудована в сцену для выступлений.
Архитектура
С точки зрения архитектурного исполнения Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного классифицируется как крестовокупольный. Также строение относится к трёхнефным и трёхапсидым храмам. В целом ансамбль классический, без каких-либо экзотических вкраплений.
Размеры здания внушительные, особенно по меркам средневековья. Длина составляет — 43,3 метра, ширина — 22,7 метра, а высота постройки — 29 метров (то есть практически с десятиэтажный дом).
Из-за естественной усадки под собственной тяжестью собор ушёл в землю на почти метровую глубину. Характерной особенностью храма является способ кирпичной кладки. Цокольная часть выполнена из камня, на высоте двух метров располагается первой слой кирпича. Камень и кирпич идут чередующимися слоями, при этом толщина каменного слоя с каждым разом уменьшается. В свою очередь, купол, верхние части стен, внутренние опорные столбы уже полностью выполнены из кирпича. Свод собора имеет легкий элемент стрельчатости. Скорее всего этот участок подвергался реконструкции в более поздние времена.
Патриарший собор в Пицунде на google-панорамах
Внутреннее убранство
Стены здания оштукатурены, в более ранние времена на стенах присутствовали фрески, которые частично сохранились на всём внутреннем пространстве, пояс медальонов в алтарной части дошёл до наших дней в более хорошем состоянии. Внутри храм привлекает внимание своими обширными пространствами на хорах. К ним ведёт каменная лестница, там же можно увидеть установленные кресла для слушателей органа.
В западной части внутреннего пространства Пицундского храма располагается усыпальница с двумя гробницами, в которых похоронены апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный (в честь которого церковь и получила своё название). Внутри усыпальниц можно увидеть фрески, посвященные двум упокоенным апостолам.
Интерьер Патриаршего собора в Пицунде на google-панорамах
Как добраться до Патриаршего собора в Пицунде
Патриарший собор стоит в центре города на пересечении Кипарисовой аллеи и улицы им. Т. И. Гицба, огорожен забором из камня. Храм располагается в 25 километрах от города Гагры. Добраться непосредственно до комплекса можно на маршрутке или автобусе № 5 из Гагры, время пути составляет порядка получаса.
Для заказа такси доступны такие сервисы, как KiwiTaxi и GT Абхазия.
На личном авто Из Гагры или Сухума нужно выезжать на юг по Сухумскому шоссе, затем свернуть к побережью — Пицундскому мысу.
Схема автомобильного маршрута от Гагры до Патриаршего собора в Пицунде
Патриарший собор в Пицунде: видео
Абхазия. Часть 9. Пицундский храм
Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии — относится к концу IX — началу X века. И когда-то на этом месте происходило первое крещение абхазов.
2. Храм большой, длина 39 м, ширина 25 м, высота 29 м. Очень интересна постройка храма. Самый низ выложен исключительно из камня. Середина — каменные слои чередуются с кирпичными. А самый верх сложен только из кирпича.
3. В 1975 году в храме установили оргАн и сейчас храм используется как концертный зал. И всё из-за того, что внутри прекрасная акустика. Послушать оргАн мне, к сожалению, не удалось. Концерт уже шёл, внутрь не пускали. Поэтому и фрески не увидела, а они там уникальнейшие.
4. Ещё на территории находится часовня Пицундских Святых XVIII века. Вот здесь священнослужителями Новоафонского монастыря проводятся службы.
5. Комплекс расположен за мощной стеной, тоже Х века. Толщина 1,5 м, высота 8 м, а общая длина 550 м.
alex_sincov
Понемногу обо всём. Обсуждаем. Новости. Мнения
(Не обращайте внимания на даты снимков. Разных лет фотографии использовал).
А знаете что. Запустите это видео, чуть убавьте звук, чтобы было комфортно читать и. Добро пожаловать в гости к Пицундскому храму и его знаменитому Органу.
Собор построен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты.
Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.
В VIII в. н.э., после образования Абхазского царства, храм в Пицунде стал престольным храмом Абхазии. Во многом это стало возможным благодаря тому, что Абхазская церковь обрела автокефалию. В Х веке на месте храма-базилики было решено построить новый храм, который стал религиозным центром Абхазии того времени.
Собор в Пицунде признали крупнейшим храмом раннего средневековья.
Зарождение идеи
Тогда же он стал продумывать, каким должен быть облик инструмента, который органично вписался бы в строгий интерьер, лишенный какой-либо вычурности.
Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой «А. Шуке» и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года.
Подготовка храма
Изготовление органа
Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А.Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко.
В Потсдаме В.Ч.Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года.
После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт.
Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время.
Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр.
А это, в сопровождении и под аккомпанемент органа выступает Государственная хоровая капелла Абхазии, художественный руководитель и главный дирижер народный артист РА Нора Аджинджал.
И это совершенно другая история.
(Продолжение следует. )