храм в половинском районе курганской области

Храм Святой Троицы с. Половинное

храм в половинском районе курганской области

Храм Святой Троицы с. Половинное

Основание с. Половинского относится к началу XIX в. Первоначально при озере Половинном появилась одноименная выселка, основанная государственным крестьянином Егором Дмитриевичем Петуховым, переселившимся в 1805 г. из с. Введенского Курганского уезда. К 1812 г. с территории Введенской волости по указам Тобольской казенной палаты в выселку Половинную были переселены и другие крестьяне. Селение какое-то время официально еще значится выселком, хотя в документах 1820-х гг. уже именуется и д. Половинной. К началу 1830-х гг. у озера Половинного, помимо выселки, появляются участки: Покровский, Половинное и Половинный, предназначенные для переселенцев из центральных губерний России. Первые их партии начали прибывать в конце 1830-х – начале 1840-х гг. и с этого времени выселок вместе с переселенческими участками превратились в значительный населенный пункт, сначала именовавшийся деревней, а с постройкой собственной церкви – селом Половинским.

Существует легенда о происхождении названия села, согласно которой в то время, когда постоянного поселения здесь еще не было, на этом месте появилось место отдыха для торговых караванов. Считается, что место это располагалось на половине пути от границы казахских степей до Кургана, почему и получило такое название. Однако вряд ли это так, потому что расстояние от села до Кургана в несколько раз больше, чем до Пресногорьковской укрепленной линии, долгое время бывшей границей заселенных русскими земель. Скорее всего, возникший выселок получил название по наименованию озера Половинного, а почему так было названо озеро, неизвестно.

В административном отношении д. Половинная в 1860-е гг. относилась к Нижне-Алабугской волости Курганского уезда, с 1881 г. вошла в состав Башкирской волости, а с 1905 г. была образована отдельная Половинская волость. Видимо, со времени постройкиТроицкой церкви в селе начинает проводиться ежегодный торжок в день Святой Троицы. Во всяком случае, известно, что в 1860-е гг. он уже существовал, а в конце XIX в. учреждается Андреевская ярмарка, проходившая ежегодно с 23 по 30 ноября на большой площади рядом с церковью. К какому приходу относилось селение вскоре после своего образования, с точностью неизвестно. Начиная, по крайней мере, с 1829 г. жители д. Половинной числились в приходе Николаевской (позднее Богородице-Казанской)церкви крепости Пресногорьковской, расположенной на расстоянии 35 верст. Кроме того, часть их состояла при Свято-Троицкой церкви крепости Кабаньей, находящейся в 30 верстах. В середине 1840-х гг. какая-то часть жителей д. Половинной на некоторое время вошла во вновь открытый приход при Николаевской единоверческой церкви с. Нижне-Алабугского, отстоящего в 45 верстах.

В 1845 г. был открыт самостоятельный Половинский приход, в который, кроме села, вошли деревни Хлупова и Чащевитая (Филиппова), вскоре к ним присоединилась д.Марай. К 1866 г. в приходе появляется д. Дубровка, с 1869 г. – д. Башкирская, с 1871 г. – д. Жилина, с 1884 г. – д. Васильевка и д. Ново-Хлупова. В 1899 г. д. Марай была отчислена к приходу Покровской церкви с. Байдарского. С 1902 г. в новый приход при Знаменской церкви с. Башкирского отошли деревни Башкирская и Ново-Хлупова. В 1909 г. из Кабаньевского прихода Омской епархии причислена д. Чулошная. В 1915 г. в самостоятельный приход при построенной Богородице-Казанской церкви выделилась д.Васильевка. В 1919 г. в самостоятельный приход при Покровском молитвенном доме отошла д. Филиппова, в это же время д. Чулошная образовала из себя отдельный приход при Димитриевском молитвенном доме, а д. Жилина вошла во вновь основанный приход при Иоанновском молитвенном доме с. Марайского. В 1925 г. приход состоял из с.Половинского, деревень Хлуповской и Дубровской и поселков Ново-Украинского, Трубецкого и Петровского. В таком составе он, вероятно, и существовал до своего закрытия в начале 1930-х гг.

К концу 1830-х гг. за счет прибывших из центральной России переселенцев число жителей д. Половинной, Хлуповой и Филипповой Пресногорьковского и Кабаньего приходов значительно возросло. В связи с этим прихожане в 1839 г. обратились в Тобольскую духовную консисторию с ходатайством о разрешении им строительства в д.Половинной церкви. Постройка была разрешена, и в том же году под нее была отведена земля. В 1844 г. жители Барабинского прихода после возведения в селе нового храма решили продать крестьянам д. Половинской свою старую деревянную церковь с иконостасом и некоторой ветхой утварью, но без колокольни, которая стояла отдельно и уже была к тому времени разобрана. План и фасад на постройку был выдан 14 декабря1845 г., а в 1846 г. старая Барабинская церковь с разрешения епархиального начальства была куплена и перевезена в д. Половинскую. Строительство велось тщанием прихожан и было завершено, в основном, к 1848 году. Здание было выстроено деревянное, одноэтажное с такой же в одной связи колокольней. К алтарю с южной и северной сторон пристроены два помещения: первое для ризницы, а второе для понамарни. К 1849 г. церковь была обшита снаружи тесом и окрашена белой краской, а тесовые крыши и купола – зеленой. В 1849-1850 гг. был установлен иконостас. Престол был устроен один – во имя Пресвятой Троицы.

К началу 1852 г. церковь была готова к освящению, но каменный фундамент оказался непрочен и требовал исправления. Видимо, вскоре храм был все же освящен, хотя точная дата этого события не установлена. В это время в нем имелся двухъярусный соснового дерева иконостас, выкрашенный белой и розовой красками, с золочеными витыми полуколоннами и карнизами. Вся гладь иконостаса иверх его, увенчанный крестом, так же как и царские врата, были украшены золоченой резьбой. Всего в иконостасе располагалась 31 икона на деревянных досках прямоугольной и круглой форм. Кроме того, имелись два деревянных заклиросных киота, украшенных золоченой резьбой с иконами также на деревянных досках. К началу 1870-х гг. церковь от несоразмерно сложенного и развалившегося фундамента пришла в ветхость, так что стены здания осели на землю с внешней стороны фундамента, а колокольня от такой осадки наклонилась в восточную сторону. Тесовая крыша прогнила, отчего появилась течь сквозь потолок не только в самой церкви, но и в алтаре.

В 1873 г. прихожане просили у Епархиального начальства разрешения сделать на всей церкви вместо ветхой новую тесовую крышу и исправить наклонившуюся колокольню, что им указом Тобольской духовной консистории от 7 сентября того же 1873 г. дозволено было сделать на их средства. Но в течение 1874 г. обещания своего прихожане не исполнили, поэтому указом Консистории от 26 февраля 1875 г. им было объявлено, что если они в этом же году не исправят должным образом свою приходскую церковь, то Епархиальное начальство сделает ее приписной к другим приходам. После этого прихожане все же согласились перестроить всю церковь до основания через подрядчика, который и приступил к работам с первых чисел августа 1876 г., а к октябрю 1877 г. они были завершены.

Троицкая церковь в с. Половинском была закрыта в 1935 г. по решению Половинского райисполкома. Помещения были переоборудовали под районный Дом культуры: пристроили служебные помещения, фойе и кассу, соорудили общую крышу. К началу 1960-х гг. это уже было полностью перестроенное здание с актовым залом, кинобудкой и сценой. По воспоминаниям старожилов, в середине 1970-х гг. Дом культуры ремонтировали, и во время проведения сварочных работ ночью здание сгорело.

Духовная жизнь села уже много лет протекает в молельном доме, расположенном в старинном здании бывшего купеческого магазина. Здание полностью переоборудовано в полноценный храм, по выходным и праздникам совершается Литургия с богослужением накануне.

В июне 2008 года, по благословению епископа Михаила, в Половинном состоялась торжественная закладка нового храма Святой Живоначальной Троицы, который строительство которого продолжается.

Источник

Депутат-единоросс публично назвал православный храм «сараем»

храм в половинском районе курганской области

49-летнего Александра Владимировича Ильтякова называют колбасным королём, миллиардером. Выпускник курганского СПТУ №6 по специальности «электромонтёр по обслуживанию электрооборудования» начинал бизнес (вместе с младшим братом Дмитрием) в лихих 1990-х, скупая мясо у крестьян в Курганской области для его перепродажи в соседней Свердловской области. В 1995 году они основали мясоперерабатывающее предприятие в селе Частоозёрье Частоозёрского района Курганской области, которое со временем превратилось в холдинг «Велес» (назван в честь божества из древнерусского языческого пантеона, одного из наиболее почитаемых богов в славянском неоязычестве). «Велес» входит в число крупнейших мясоперерабатывающих предприятий страны (мясокомбинат, свиноводческие комплексы, консервный завод, сеть фирменных магазинов), с прошлого года холдинг также вышел на российский рынок пива.

4.12.2011 Александр Ильтяков был избран депутатом Государственной Думы РФ VI созыва по списку партии «Единая Россия» (возглавлял региональную группу №47, Курганская область), состоял в думском комитете по вопросам собственности. 18.09.2016 избран депутатом Госдумы РФ VII созыва от «Единой России» по Курганскому одномандатному избирательному округу №108, член Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений. В феврале 2021-го возглавил Курганское региональное отделение партии «Единая Россия». Член правления Общероссийской общественной организации «Национальный союз мясопереработчиков России», председатель экспертного совета по взаимодействию с госорганами власти. Член Центральной ревизионной комиссии Общероссийского народного фронта. Имеет благодарность правительства РФ, медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знак отличия губернатора Курганской области «За благое дело» и др.

храм в половинском районе курганской области

На протяжении ряда лет он позиционировал себя в качестве православного консерватора. Участвовал в работе межфракционной депутатской группы по защите христианских ценностей, посещал Сирию для ознакомления с условиями жизни сирийских христиан, подвергшимся жестоким гонениям со стороны исламских террористов. Облетал родную Курганскую область на вертолёте с иконой, выкладывал в TikTok ролик со словами о том, что «Господь Бог не создавал гомосексуалистов и лесбиянок«, резко критиковал безнравственность и бездуховность, поддержал идею добавить в преамбулу Конституции упоминание о Боге.

Тем удивительнее инцидент, произошедший на встрече депутата с жителями Половинского района Курганской области.

В ходе короткого спора священник попытался объяснить свою позицию тем, что переживает за свой приход и вместо соглашений хотел бы ускорить строительство местного храма во имя Святой Троицы.

И тут «православный» народный избранник заявил: «А для кого строить ваш сарай?!«.

Жители в возмущении тоже стали покидать зал, и встреча бизнесмена-единоросса Ильтякова с неблагодарным народом досрочно завершилась.

В интервью радиостанции «Говорит Москва» депутат Госдумы РФ и главный единоросс Зауралья категорически отказался приносить извинения: «Я же никого не оскорбил. Я просто назвал так место. Кстати, с тюркских языков если говорить, сарай — это вообще-то дворец. Не в этом дело. Дело в том, что я таким вот образом иносказательно назвал это место«. Он заверил, что сам исповедует православие, но подчеркнул, что не видит необходимости в строительстве церкви: «Не место нужно человеку. Зачем строить очередной сарай?«.

Порталу URA.RU Ильтяков вообще заявил, что батюшку «попутали бесы«.

храм в половинском районе курганской области

храм в половинском районе курганской области

Православное Движение Сорок Сороков: «Их там в «Единой России» перепрошивают что ли? Ильтяков вроде православным был. Взял, Дом Божий назвал сараем. Идиот? Или, может, вакцинировали чем? Передайте, пожалуйста, Батюшке, кто знает его координаты, что мы постараемся помочь ему достроить храм. В тысячелетней России у русского народа храм никогда не будет называться сараем. А Ильтякову действительно не за что извиняться. Он живёт в другой стране. У них в партии русские люди — «безмозглые бараны». А у «безмозглых баранов» вместо храмов должны быть сараи. Мы услышали. От себя мы направили заявление Министру внутренних дел РФ на проверку действий безумца на наличие в них состава преступления ст. 148 УК РФ. Кто готов поддержать заявление письменно, просим написать на pravcentersoroksorokov.ru«.

ТГ-канал «Телестрим»: «Один «баранами» называет, другой храм — «сараем». Сколько можно терпеть это хамло? Здесь в чистом виде уголовка об оскорблении чувств верующих. Надо писать заявление и снимать с выборов. Редакция «Телестрим» обращается ко всем своим читателям и информационным партнёрам. Давайте проявим гражданскую осознанность и поможем депутату от «Единой России» Александру Ильтякову не уйти от ответственности по уголовной статье об оскорблении чувств верующих (148 УК РФ). Мерзавец, назвавший храм «сараем» должен ответить за свои слова по закону. Достаточно уже нам терпеть оскорбления от «народных избранников» — один, Аминов, нас «стадом баранов» назвал, другой святое место для каждого — «сараем». Таким, как Ильтяков, место не в Государственной думе, а на одной скамье подсудимых рядом с Пусси Райот! Просим создать дополнительный резонанс — тогда уйти от закона хамлу уже не удастся. Кстати, интересно, через сколько минут Ильтяков извинялся бы перед Кадыровым и всеми мусульманами, если бы назвал мечеть сараем. А миллионы православных оскорблять — это, пожалуйста, ноль реакции. Хватит уже, пора очертить красные линии«.

Журналист Дмитрий Севрюков: «Высокомерие и хамство свойственно не только депутатам от «Единой России», но вообще всем категориям власти, особенно же натурам неустойчивым, от природы чванливым, которым выпало ступить на административный эскалатор, несущий вверх мимо проплывающих сбоку людишек с их проблемами и вопросами. Система так устроена, что попавший в её обойму моментально отделяется от массы, получая особые преференции, и это такое испытание, которое выдерживает не всякая психика. По числу скандалов, связанных с хамским публичным поведением среди избирателей, «Единая Россия» конкурирует с ЛДПР, но значительно эту партию опережает, во-первых, ввиду многочисленности своих рядов, а, во-вторых, ввиду более значительной административной защиты своих членов. Назвавший сараем храм депутат от ЕР Ильтяков и назвавший стадом баранов граждан без прививок депутат от ЕР Аминов сегодня на слуху только потому, что их угораздило «отличиться» в предвыборную кампанию. А, например, скандал с пьяной выходкой в самолёте депутата от ЕР и члена Высшего совета партии Андрея Исаева уже и подзабылся, как и подобный же инцидент с депутатом от ЕР Хинштейном. Партия власти задним числом избавляется от своих членов только в исключительных случаях, когда провинившиеся или кого-то прибили, или попались на коррупции, которую скрыть невозможно либо нецелесообразно. В остальных случаях, как правило, система спасает и прикрывает своих, как происходит и в свежих историях с Ильтяковым и Аминовым. Конечно, в другой обстановке и в иной политической конструкции таких хамоватых избранников, явно перешедших красную черту, сразу бы погнали из партии. Но в российских реалиях сценарий такой чистки под воздействием обстоятельств воспринимается политическими администраторами как покушение на рейтинг «Единой России». Из двух зол — применить поганую метлу или прикрыть и спасти охальника — выбирается вариант прикрытия и купирования скандала. «Спасённые» системой, конечно, неисправимы, зато становятся лучше управляемы административными рычагами по незримым каналам власти«.

Источник

Зауральская генеалогия

Ищем забытых предков

ИСТОРИЯ ПОЛОВИНСКОЙ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ

Территория современного Половинского района Курганской области начала заселяться русскими поселенцами после строительства Пресногорьковской оборонительной линии. Первые поселения возникли в период с 1797 по 1811 годы.

Половинное образовалось в 1808 году, но эта дата еще подлежит уточнению, так как первые упоминания о жителях обнаружены в Метрических книгах Чернавской церкви в 1809 году. Жители вновь образованных населенных пунктов: Половинное, Башкирское и Хлупово являлись прихожанами Чернавской церкви. Расстояние до церкви составляло 60-70 верст, в распутицу невозможно было проехать. В 1811 году по просьбе прихожан, Тобольская Духовная Консистория издала указ о переводе их в приход в Пресногорьковской церкви (1).

Население этих деревень с 30-х годов значительно приросло за счет переселенцев из центральной части России; появились новые населенные пункты, в связи с чем жители деревень Половинное, Хлупово и Филиппово обратились в Духовную консисторию с ходатайством о строительстве церкви в д.Половинное; доверенным лицом избрали Якова Катайцева. Духовная консистория просит Казенную палату выделить землю для строительства церкви и нужд церковнослужителей не в дальнем расстоянии от церкви узаконенное количество пахотной и сенокосной земли (2).

И.о. Губернского Землемера пишет Рапорт: Во исполнение Указа Казенной Палаты от 26 июня 1839 года за № 2643 доношу, что во владении жителей деревень Половинное, Хлупово и Филиппово имеются излишние земли, и будет достаточно наделить будущий притч Половинской церкви. Земли под церковь и кладбище выделено 3 десятины, пахотной земли 90 десятин, сенокосной 9 десятин.

После выдачи разрешения следовало собрать деньги с прихожан. Возникли трудности в приобретении материалов. Сосновый лес находился на расстоянии 90 – 100 верст, кирпичных заводов не было.

В это время в селе Барабинском строилась новая кирпичная церковь взамен деревянной, но денег на достройку не хватало. Прихожане обоюдно договорились провести сделку. 19 февраля 1844 года направляется письмо Епископу Тобольскому Господину Преосвящейнейшему Владимиру от доверителей крестьян села Барабинского В.Ф. Мухина и Степана Предеина следующего содержания: «В селе строится каменная церковь, но средств для окончания строительства не хватает, поэтому просим благословения запродать ветхую деревянную церковь с иконостасом, ненужными вещами покупателям крестьянам Курганского округа Половинской деревни Архипу Карповичу Вахтину, Федору Семеновичу Рычкову и Стефану Васильевичу Каргаполову за две тысячи четыреста рублей ассигнациями. Таковое количество они отдают нам, пока наша каменная церковь строится. Что касается иконостаса, он должен быть вновь сооружен. Покорнейше просим ввиду нужды прихожан благословить запродажу старой деревянной церкви». За просителей расписался унтер-офицер Александр Беспалов (3).

21 июля 1844 года Тобольская Духовная Консистория издает Постановление: «Его Преосвященство дозволяет Половинским прихожанам купить у Барабинских прихожан старую церковь за 2400 рублей». Подпись: за столоначальника – Черепанов.

Вахтин Архип Карпович, возглавляющий ходатаев, приходится мне пращуром. Кто впоследствии непосредственно руководил строительством церкви, к сожалению, не знаю, так как документов в архиве нет. Видимо мне, его далекому потомку и пришлось по воле Всевышнего собирать по крупицам историю церкви и духовенства.

Достройка каменной церкви в Барабинском велась очень медленно, поэтому решено было открыть в Половинном приход, не дожидаясь завершения строительства здания.

В Клировой ведомости за 1845 год указано, что здание строится (но где служба проводится – не отмечено). Здание должно соорудиться тщаниями прихожан деревянное на каменном фундаменте, с такою же колокольней. Утварь очень скудная, Богослужебных книг недостаточно, Метрические книги и Духовные росписи за 1845 год ведутся. Земля под церковь отведена, а пахотная и сенокосная нет. Дома священнику и церковнослужителям предположены деревянные, которые еще не выстроены. Причта положено: священник, диакон, дьячок и пономарь. На содержание священника и церковнослужителей жалованья или постоянного оклада не получается, а вместо оного довольствуются добровольным скудным сбором с прихожан зерна разного рода. Содержание их весьма скудное (4).

На конец 1845 года в штате церкви состояли:

Священник Федор Иванович Инфатьев, 42 года, сын пономаря. В 1826 году по окончании низшего отделения Тобольской Семинарии определен дьячком в Михайловско-Архангельскую церковь г. Тобольска, в декабре 1829 определен диаконом в Чимеевскую церковь, 8 июля 1837 года определен священником в церковь с. Шкодино. В январе 1841 года за нетрезвость отрешен и направлен на год в с. Еланское Омского округа. В 1843 году взят вторично под строжайший надзор с условием, если не исправится, то будет переведен на самую нижайшую должность. 31 января 1845 года направлен в Половинное с последним предупреждением. Жена Елизавета Петровна 38 лет. Дети: Яков, 14 лет, обучается в низшем отделении Духовного училища, Ольга 6 лет, Клавдия 3, Евгения 1 год.

Диакон Никифор Игнатьевич Трапезников, 34 года, сын диакона, в семинарии не обучался. В 1819 году дьячок в Мостовском, в 1823 переведен в Арлагуль, в том же году переведен снова в Мостовское. 25 июля 1824 года посвящен в стихарь и направлен в Падеринку диаконом. В 1845 году переведен в Половинскую церковь. Жена Ольга Матвеевна, 34 года. Дети: Иван, 11 лет, учится в первом классе Тобольского приходского училища на собственные деньги. Николай 9 лет, Константин 2 года, Марфа 6 лет, Александра 2 года.

Дьячок Василий Семенович Торопов, 42 года, сын священника. После окончания низшего отделения Духовного училища, определен пономарем в церковь села Битковского Ялуторского уезда, в 1823 переведен пономарем в Падеринскую церковь, в 1845 переведен дьячком в Половинное. Жена Мария Андриановна 38 лет; дети: Гаврил 7 лет, Александра 12 лет, Пелагея 5 лет.

Первый священник Половинской церкви Федор Иванович Инфатьев умер 23 ноября 1846 года, как записано в Метрической книге, от боли в груди и похоронен на приходском кладбище. Обряд отпевания совершил благочинный Никита Розанов, священник Пресногорьковской церкви (5).

Церковь построена в 1847 прихожанами по плану и фасаду, выданному 14 декабря 1845 года. Грамота на заложение церкви выдана епископом Тобольской Духовной Консистории. Здание деревянное на каменном фундаменте, длиной 10 саженей, шириной 3,5 сажени. К алтарю пристроены с южной и северной сторон помещения: первое для ризницы и второе для пономарни. Колокольня с церковью в одной связи. Ограды кругом нет. Престол в ней один во имя святой Первоначальной Троицы.

Дом для священника построен прихожанами в 1846 году с двумя жилыми комнатами. Дом для дьякона состоит из избы и горницы и покрыт землей. Пономарь живет в своем доме. На содержание священника и церковнослужителей прихожане обязаны сдавать от каждой совершеннолетней души мужского пола, кроме престарелых, по 2 пуда зерна. Но эта обязанность не выполняется. Священник и церковнослужители пропитываются добровольным сбором хлебом разного зерна, каковой сбор соединен с большим трудом, отчего их содержание скудное.

С 1851 по 1869 год Клировые ведомости не сохранились, в 1869 отмечено, что на содержание священника и церковнослужителей из казны выдается 188 рублей 16 копеек, в том числе священнику 117-60, псаломщикам по 35-28 (6).

С 1 января 1848 года священником назначается Константин Петрович Рычков, сын священника. По окончании курса Тобольской Духовной семинарии, аттестован по второму разряду и рукоположен священником в настоящую церковь, возраст 23 года. Женат, жена Мария Николаевна 20 лет. Но прослужил недолго, умер в период с 23 августа по 22 сентября 1848 года, точную дату не установить, так как в этот период Метрические книги никто не вел.

В период между Инфатьевым и Рычковым, а также после смерти Рычкова, до 25 февраля 1853 года своего священника не было. Службы и обряды проводили священники из Пресногорьковской церкви благочинный Розанов и Петр Куртунов.

Со временем здание церкви обветшало, и в 1873 году в Тобольск направлено прошение – разрешить проведение ремонта, т. к. крыша течет, фундамент разваливается, восточная стена наклонилась, с крыши вода попадает в алтарь. В августе 1873 года Епархиальным начальством было разрешено начать ремонт в 1874 году силами прихожан. Однако, как отмечается далее, прихожане своего обещания не выполнили. 26 февраля 1875 года указом Тобольской Духовной Консистории за № 2648 прихожанам было объявлено, что если они не исправят должным образом свою приходскую церковь, то вынуждены будут сделать их прихожанами других церквей (т.е. закрыть церковь).

По выслушанию и объявлению указа, прихожане согласились перестроить в лучшем виде. Ремонтные работы начались в августе 1876 года и закончены к октябрю 1877 года. Здание отремонтировали в том же плане и фасаде (без перепланировки и на том же месте), опалубили тесом, выкрасили снаружи белой масляной краской, крышу покрыли железом. Прибавлено к 15 окнам одно полукруглое в верхней части Храма и одно круглое в нижней части колокольни. Ограду кругом построили в 1896 году с каменными столбами, крытыми жестью, деревянным цоколем и таковым же тыном. С северной и южной сторон ограды устроены калитки, с западной стороны большие ворота, по обеим сторонам которых также есть калитки. Цоколь ограды окрашен черной краской, а тын и крыша столбовой медянкой (6).

храм в половинском районе курганской области

Свято-Троицкая церковь в селе Половинском, 1895 год.

С февраля 1853 по декабрь 1871 года священниками служили Алексей Иваницкий, Василий Родионов и Петр Доброхотов.

В декабре 1871 года назначается Яков Иванович Заборовский, который служил практически до конца работы церкви. Яков Иванович Заборовский, 1848 года рождения, родился в селе Аремзянском Подгороднего ведомства г. Тобольска, сын священника, 9 декабря 1870 по окончанию Тобольской Духовной семинарии с аттестатом 2 разряда рукоположен диаконом в селе Сладковском Ишимского уезда. В декабре 1871 рукоположен в священники и направлен в Половинскую церковь. За усердную и добросовестную службу Яков Иванович удостоился многих церковных наград, в том числе награжден позолоченным наперсным крестом. В 1892 назначается на должность благочинного Курганских окружных церквей. В 1899 освобожден по личной просьбе по состоянию здоровья. 6 мая 1910 года награжден императорским орденом Святой Анны третьей степени, награда для сельского священника довольно редкая.

В приход церкви входили населенные пункты:

Церковно–приходская школа в с. Половинном открылась 1 ноября 1885 года. Здание школы построено в 1890 году на территории церкви на средства церковноприходского попечительства. Состоит из поместительной комнаты, комнаты для учительницы, кухни и коридора. Здание покрыто тесом, при нем крыльцо, обшитое и покрытое таким же тесом. В каком помещении проводились занятия до 1890 года, нигде не упоминается. Учительница в ней состоит окончившая курсы в Тобольском Епархиальном женском училище, священника дочь девица Марфа Макаровна Бердюгина. Законоучитель священник Яков Заборовский. В 1899 году учителем был сын псаломщика Петр Степанович Варлаков, окончивший Тобольскую Духовную Семинарию 3 класса, учителем пения псаломщик Иван Матвеевич Федюшкин. В 1901 учитель – Иван Иванович Громыко, с 1902 года – Малахова Мария Александровна, дочь псаломщика Половинской церкви.

В школе ежегодно обучалось по 50-60 детей, желающих же было значительно больше. В 1911 году Заборовский пишет прошение открыть вторую школу. Разрешения не дали, но в 1913 году выделили дополнительную ставку учительницы, которую заняла его дочь Анастасия. В 1916 году ЦПШ была передана в подчинение Министерства просвещения.

В числе первых постановлений Советской власти являлся декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Подписан он был 20 января 1918 года, обнародован 23 января. Отмена права собственности у церкви привела к национализации церковной земли и имущества. Записи актов гражданского состояния (сведения о рождении, браке и смерти) стали вести исключительно государственные органы – ЗАГСы. Национализация имущества церквей в стране произведена была значительно позднее, уже после окончания гражданской войны. По времени это практически совпало с первым изъятием церковных ценностей.

Летом 1921 года в России началось страшное бедствие – голод, продолжавшийся до лета 1922 года, и охвативший районы Поволжья, Приуралья, Кавказа, Крыма, юга Украины. Православной церковью начались сборы пожертвований в помощь голодающим. Но, несмотря на это, 23 февраля 1922 года был опубликован Декрет Президиума ВЦИК «Об изъятиях церковных ценностей для реализации на помощь голодающим». Местным органам предписывалось изъять предметы из золота, серебра и драгоценных камней. Изъято было не все имущество, оставалось необходимое количество для совершения богослужебных обрядов. В каждой волости были созданы комиссии, изъятие проводили в присутствии священника и членов церковного совета. Все изъятые ценности пересылалось в Гуфинотдел и далее переправлялось в центральные органы Гохрана для зачисления на особый счет для реализации на продовольствие, семена и др. для голодающих.

В Половинской церкви мероприятие проведено 26 апреля 1922 года, о чем составлен акт. Члены комиссии Кудашев, Зыков, Марченков, Вахтин и от группы верующих: Василий Дементьевич Базаров, Арсентий Яковлевич Базаров, Дмитрий Артемьевич Пшеничников, Михаил Сергеевич Журавлев, Федор Филиппович Базаров, священник Яков Заборовский, церковный староста Владимир Федоров. Изъятые ценности: крышка от Евангелия, крест, потир, дискос, ковшичек, звездица, лжица, копие, тарелочка, кадило, итого 10 серебряных вещей общим весом 8 фунтов 44 золотника. Все вещи позолоченные из серебра 84 пробы, вес каждой указан в золотниках и фунтах (7).

Составлен также отдельный акт на передачу в аренду всего церковного имущества и зданий от представителей Советской власти церковному совету. Церковному совету запрещалась продажа любого имущества без разрешения местных органов власти.

После проведения такой кампании в целом по уезду выяснилось, что у церквей еще остались нетронутыми денежные средства, банковские вклады и разного рода ценные бумаги. Для чего изъятие проведено повторно. Оставлены лишь деньги в кассе с учетом работы церкви до конца года.

Акт по Половинской церкви от 9 июля 1922 года. Подписи: Яков Заборовский, председатель волисполкома Зыков и председатель церковного совета Владимир Федоров. Изъято (8):

— деньги серебряные на сумму 1 рубль 10 копеек,

— деньги медные весом 19 фунтов 83 золотника,

— деньги бумажные: времен николаевщины 401 рубль, керенщины 220 рублей, колчаковщины 8240 рублей,

— вкладная книжка 17 почтово-телеграфной конторы государственной сберегательной кассы на сумму 1690 рублей 84 копейки,

— свидетельство Петропавловской конторы Госбанка на сумму 900 рублей,

— свидетельство Петропавловского отделения Госбанка на сумму 1500 рублей,

— свидетельство Петропавловского отделения Госбанка на сумму 1950 рублей,

— вкладная книжка 17 почтово-телеграфной конторы государственной сберегательной кассы на сумму 187 рублей 75 копеек,

— вкладная книжка сберегательной кассы на сумму 25 рублей.

Обязательные взносы прихожан были отменены еще по Декрету «Об отделении церкви от Государства», церковь теперь жила только на добровольные пожертвования верующих, но их количество резко поубавилось, народ испокон веков не привык отдавать от себя лишнее. Священника избирали уже на церковном совете, жалованье ему и церковнослужителям устанавливали минимальное, некоторые вынуждены были заняться земледелием, или уйти совсем.

Церковные советы должны были ежегодно представлять в Органы власти списки верующих и членов церковного совета. Заборовский не смог принять новые методы работы церкви и устранился от исполнения обязанностей.

В августе 1923 года председатель церковного общества (точная дата не указана и фамилия не разборчива) направляет в Курганский округ письмо: «При сим считаем представить на регистрацию в трех экземплярах следующие документы: список верующих, устав и список членов совета. Сообщаем, что несвоевременно представляем документы, так как старый священник Яков Иванович Заборовский получил сведения и руководство для регистрации, нам не объявил. 21 июля 1923 года нам назначили нового настоятеля церкви Шелыгина Стефана, который взялся за дело с большим усердием. Но сейчас идут летние полевые работы, у многих пашни за 10 – 18 верст, живут там не выезжая. С трудом сделали перепись половины верующих, остальные списки дошлем в октябре» (9).

Священник Шелыгин прибыл к нам из Архангельской губернии в 1917 году, вначале служил в Александровской церкви. Сразу же постановили присоединиться к обновленческой церкви, которая поддерживала Советский строй. Однако верующие, разобравшись в принципах нового течения, решили вернуться назад. 20 мая 1925 года состоялось собрание верующих, на котором присутствовало 1785 человек старше 18 лет. Председателем собрания избрали Болотова Спиридона Андреевича, секретарем Емельянова Василия Евдокимовича. Рассматриваемый вопрос – присоединение к Единой Соборной и Апостольской церкви. «Признавая перед Господом Богом, его святой церкви грех общения с обновленческой церковью и подчинение их Епископу, который нарушил каноны церкви, допустил второбрачие духовенства и разрешил браки близких родственников, а именно двух родных братьев и двух родных сестер. Это все побудило порвать общение с обновленческой церковью. Постановили: просить православного канонического священника Иоанна Петропавловского простить грех общения с обновленческой церковью и принять нас в лоно Единой Святой Соборной и Апостольской матери нашей Церкви. Обещаем, никогда больше не иметь общение с обновленцами и их еретического Собора, бывшей в 1923 году и все его постановления отвергаем».

На этом же собрании отмечено, что при отмене обязательных взносов для нужд церкви, возникла необходимость добровольных пожертвований. Для чего избрали уполномоченных сборщиков по селу Половинному Болотова Феодосия Никифоровича, Дубровке Черенщикова Василия Харитоновича и Хлупово Бухтоярова Дмитрия Валерьяновича. Завизировали протокол церковный староста Е. Журавлев и представитель Райисполкома Гаталин (9).

За последующие годы документов о работе церквей в архиве очень мало. В 1932 году в отчете Курганского Духовного управления отмечено, что в большинстве церквей священники отсутствуют, в том числе и в Половинской.

В 1935 году в стране началась массовая кампания по закрытию церквей. В это время молодежь успели воспитать в духе атеизма. В районе работал совет воинствующих безбожников, председателем которого был избран Кондрахин Я.В. В церковь уже не ходили многие верующие, руководителям и членам партии запрещали даже отмечать религиозные праздники. Церковь, как духовный центр, уже себя изжила, поэтому их закрытие воспринималось большинством населения как естественный процесс.

Ночью 25 марта 1935 года сгорело двухэтажное здание райисполкома, на первом этаже которого размещался клуб. Возникла острая необходимость в помещениях для районных организаций, а также и для клуба. У руководства района созрела идея переоборудовать здание церкви под районный дом культуры. 1 апреля 1935 года проводилось заседание президиума Половинского сельского совета, на котором присутствовали Дедов С., Обухов К., Харламов Антон, Иванова Любовь, Кадочников и Обухов Андрей. Слушали председателя сельсовета Дедова о закрытии церкви в связи тем, что на территории сельского совета нет культурно-просветительного учреждения. Постановили: 1. Церковь закрыть и переделать под клуб. 2. Ходатайствовать перед комитетом по культовым организациям об утверждении решения. Решение было направлено в Райисполком для одобрения. Одновременно организовали сбор подписей верующих о согласии закрытия церкви (10).

05 апреля 1935 года было проведено заседание церковного совета. Присутствовали: Щербатов Александр Трофимович, Катайцева Сусанья Николаевна, Базаров Сергей Федорович. Приняли следующее решение: «Так как остальные члены совета убыли, и учитывая, что церковь имеет большую задолженность в сумме 870 рублей, считаем, что церковь следует закрыть и отдать под школу». Верующие были против того, чтобы в церкви было организовано увеселительное заведение. 15 мая на заседании президиума Райисполкома рассматривался вопрос «О закрытии церкви в селе Половинном». Отмечая быстрый рост культурной потребности населения района и в особенности в райцентре и недостаточности помещений для культурной потребности, президиум РИК постановляет:

— постановление Половинского сельского совета от 01 апреля 1935 года о закрытии церкви в селе Половинном и передаче ее под культурные учреждения (клуб), утвердить;

— смету переоборудования церкви, представленную сельским советом утвердить, просить культовую комиссию при Челябоблисполкоме утвердить решение президиума РИК о закрытии церкви (11).

Все решения по закрытию церквей принимались только в Облисполкоме, где работала специальная комиссия по культовым организациям. 20 апреля необходимые документы, в том числе и подписи верующих, согласных на закрытие церкви, всего на 31 листе, направлены в Облисполком. В 2012 году я просматривал в архиве Челябинской области все документы по закрытию церквей в районе. По Половинской церкви имеется отдельное дело, в котором хранится вся переписка с райисполкомом (10).

27 июля 1935 года Челябинский Облисполком, рассмотрев представленные документы, постановил:

1. Ходатайство президиума Половинского РИК от 15 мая 1935 года о закрытии церкви в селе Половинном, основанное на многократных просьбах трудящихся Половинского сельского совета с целью переоборудования под культурно-просветительное учреждение клуб, удовлетворить.

2. Предложить РИК о настоящем решении объявить группе верующих.

В деле приложена смета на переоборудование помещения, в том числе: снятие крестов, уборка иконостаса, поднятие и ремонт пола, устройство сцены; штукатурка и побелка стен, сделать будку «для кина», скамейки и будку для продажи билетов. Перечислены строительные материалы и их стоимость. Всего на сумму 3379 рублей 36 копеек.

Получив разрешение о закрытии церкви, Райисполком около года решал вопрос о вывозе зерна из церкви. К этому времени здесь уже организовали глубинный пункт для хранения государственного зерна. 23 ноября на заседании бюро райкома партии рассматривался вопрос о переоборудовании церкви под районный дом культуры, где отмечено, что принимаются меры к вывозке зерна из здания бывшей церкви. Постановили: «Предложить партгруппе РИК к 15 декабря 1935 года подготовить бригады плотников и других рабочих с таким расчетом, чтобы освободить здание от зерна и приступить к немедленному ремонту и оборудованию. Поручить Лялину и Бахтиреву не позднее 25 декабря 1935 года подработать вопрос о привлечении на ремонт и оборудование клуба все профсоюзные и хозяйственные организации». Но это решение в срок не выполнено. 13 января 1936 года на заседании президиума Половинского сельского совета рассматривался экстренный вопрос: «О выброске хлеба из глубинного пункта», где отмечено, что глубинный пункт еще не освобожден, доведенный ежедневный план не выполняют председатели колхозов: им. Бубнова – Вахтин, Пролетарский Путь – Кадочников, Победа – Черноземцев. Постановили: категорически предупредить всех и, в случае невыполнения, привлечь к ответственности председателей колхозов. 8 июля 1936 года на заседании бюро райкома партии довели план до каждой МТС по выделению машин и определили сроки вывозки, ответственным назначили заведующего глубинным пунктом П.К. Казнина. Но и это не помогло, 15 июля решили исключить из партии директора Половинской МТС Лоскутова, но он дал обещание вывезти все зерно до 20 июля. В дощатом складе на территории МТС настелили пол, и перевезли туда все зерно.

За неимением средств, здание полностью переоборудовали под районный Дом культуры только в 1953 году. Снесены купола и колокольня, пристроены помещения фойе, кассы, сделана сцена, комнаты для обслуживания персонала, кинобудка.

В 1975 году в здании РДК проводился ремонт с заменой системы отопления без должного соблюдения противопожарной безопасности, и ночью здание сгорело. Потушить его не смогли, районный Дом культуры не просуществовал и сорока лет в здании бывшей церкви. Восстанавливать его уже не стали, и через два года построили каменное здание на новом месте. Сейчас на месте церкви работает небольшой магазинчик, и один раз в неделю на площади приезжие торгаши устраивают рынок.

А теперь отдельно о духовенстве церкви. Первого священника направили на исправление с последним предупреждением. Но с семидесятых годов 19 века сложились три династии – Заборовские, Малаховы и Иваницкие.

Иваницкие

Алексей, служил священником с 1854 по 1857, сын священника. Со службы уходит в 58 лет, видимо, по состоянию здоровья, и до конца своих дней числится заштатным священником, умер 30 декабря 1884 года.

В 1856 году после окончания Тобольского духовного училища сюда направляется псаломщиком его сын Александр. Родился в 1836 году в с. Юртинском Ялуторовского округа. Первая жена умерла рано, оставив троих детей, получив разрешение из Духовной Консистории, женится вторично. Его дети от второго брака:

Георгий 1884 года рождения, с 1905 по 1911 год псаломщик в с. Аремзянском, далее пока сведений нет.

О младшем Павле есть сведения, что обучался в Половинской ЦПШ, с 1909 по 1911 год находился на военной службе.

Младшие дочери Антонина и Олимпиада окончили Тобольское Епархиальное женское училище.

Антонина 1879 года рождения. После окончания учебы один год находилась при матери (отца уже не было). С 1898 по 1903 год учитель в Боровлянской церковно-приходской школе, С 1904 по 1907 учитель в Министерской школе села Воскресенского Башкирской волости. В 1908 учитель в Министерской школе села Башкирского, и после не упоминается.

Олимпиада 1882 года рождения. После окончания учебы в 1903 году работает учительницей в деревне Грачево Мендеровской волости, в 1904 учительница церковно-приходской школы деревни Воинковой Митинской волости, в 1905 учительница в деревне Спорное, с 1906 по 1908 год учительница в Гладковской церковно-приходской школе.

Старший сын от первого брака Александр в 1911 году переведен псаломщиком в Половинскую церковь.

Заборовские

Заборовский Яков Иванович, служил с декабря 1871 по 1923 год. Сын его Николай работал псаломщиком в Рябковской церкви, младший сын Александр окончил Ишимское Духовное училище, Тобольскую Духовную семинарию и медицинский факультет Варшавскго университета, во время Первой мировой войны был на фронте врачом, затем работал в Курганском госпитале. Дочь Анастасия после окончания Тобольского Епархиального училища работала учительницей в Введенской церковно-приходской школе. После смерти матери, в 1903 году, переезжает в Половинное и находится при отце и с 1913 года работает второй учительницей в ЦПШ.

Малаховы

Александр Алексеевич Малахов родился в 1861 году в селе Казанском Ишимского уезда Тобольской губернии, также в семье священника. В 1876 году по окончании Ишимского Духовного училища назначается псаломщиком в Половинскую церковь. В 1883 году женился на Евлампии Ивановне Заборовской, 1856 года рождения – родной сестре священника Якова Ивановича.

Воспитали Малаховы двух сыновей, и пять дочерей. Все дочери окончили Тобольское Епархиальное женское училище.

Александра родилась в 1884 году. С 1901 по 1903 год после окончания учебы была при отце, далее сведений нет, возможно, вышла замуж (замужние дочери в ежегодных биографических записях родителей не упоминаются).

Мария родилась 18 июня 1885 года, после учебы в 1902 году назначается учителем в Половинскую ЦПШ, где и работала до ее ликвидации.

Клавдия родилась 1 марта 1889 года. После окончания учебы с 1908 по 1909 год находится при отце. С 1910 по 1912 год учительница в Пищальской школе грамотности Башкирской волости, с 1913 по 1920 год учительница в Васильевской школе, дальнейшая судьба неизвестна.

Анна родилась 18 июля 1891 года. После окончания учебы с 1910 года находится при отце, в 1912 надзирательница в Тобольском Епархиальном женском училище, с 1913 года учительница в ЦПШ Бердюжье Ишимского уезда Тобольской губернии. В 1916 году вышла замуж за учителя этой же школы и далее не упоминается.

Елизавета родилась 8 апреля 1897 года. После окончания учебы в 1916 году находится при отце, умерла 19 июля 1917 года.

Михаил родился 19 мая 1893. В 1907 году окончил Курганское Духовное училище, затем Тобольскую Духовную семинарию. В 1914 году после окончания семинарии назначается псаломщиком Половинской церкви вместо своего отца, после 1917 года судьба пока неизвестна.

Дмитрий родился 18 октября 1895 года. В 1909 году окончил Курганское Духовное училище, с 1910 по 1914 год при отце. С 1915 по 1917 год в действующей армии. Дальнейшая судьба также неизвестна.

После Октябрьской революции имеются сведения лишь о некоторых представителях трех династий.

О династии Иваницких известно лишь, что Олимпиада Александровна вышла замуж за Волганова Андрея Дмитриевича и с 1917 по 1920 год работала учительницей в Васильевской школе, далее судьба неизвестна. Ее муж был в 1933 году осужден по 58 статье, но через полгода оправдан и выпущен на свободу.

Двоюродные сестры Заборовская Анастасия и Малахова Мария остались работать в Половинской школе. 20 августа 1923 года на волостной партийной конференции рассматривался вопрос «Об учителях Половинской волости». Секретарь волкома (волостной комитет РСДРП) Мочалов докладывал, что учительницы Заборовская и Малахова не соответствуют требованиям современного учительства ввиду их религиозного убеждения. Помимо того, что сами ходят в церковь, так еще привлекают учеников, а, кроме того, не имеют никакой политической подготовки и не «потужаются перевариванию в коммунистическом котле» (12).

В 1924 году школа в райцентре утверждается опорной. 30 июня на заседании президиума райисполкома утверждали штат учителей в школах района. Здесь вынесено решение «Учительство опорной школы должно являться руководителями всей методической работы школ района. Учитывая, что Заборовская и Малахова по происхождению дочери священника и диакона, не имеют достаточного авторитета среди населения. Перевести Заборовскую в Булдаковскую школу, Малахову в Яровинскую». Но обе к работе на новых местах не приступили (13).

Малахова остается в Половинном, выйдя замуж за Волганова А.Д., бывшего мужа Иваницкой Олимпиады Александровны. Умерла Малахова в полном одиночестве и нищете. В доме из мебели был кованый сундук, койка, стол и несколько стульев. Доживала последние годы в пятистеннике (после ее смерти на этом месте было построено двухэтажное здание КБО). За ней ухаживала жена заместителя начальника районного узла связи Черепанова Ольга Васильевна, которая жила по соседству. Мария несколько раз говорила, что у нее есть клад, но где, так и не сказала, умерла 25 января 1965 года на восьмидесятом году жизни. После ее смерти сундук попал к сыну Черепановых Леониду. В семидесятые годы Леонид начал строить новый дом, тяжелый сундук стали вытаскивать на улицу, и у него отвалилось дно, которое оказалось двойным, откуда посыпались серебряные монеты царской чеканки, вот так и нашелся клад. Черепановым выплатили положенные 25 процентов от оцененной суммы.

Про дальнейшую судьбу Заборовских я долго не мог ничего найти. Осенью 2013 года в городском краеведческом музее обнаружил в записях А.М. Васильевой упоминание о дочерях Николая Заборовского, т. е. внучках священника. Была сделана ссылка на номер дела в Областном музее. Оказалось, что здесь хранятся воспоминания дочери Николая – Марии Николаевны Заборовской, написанные в 1994 году. Кратко описана их жизнь после 1917 года. Николай Яковлевич был мобилизован белыми в августе 1919 года и угнан в Сибирь, где перебежал в Красную Армию. Заболел и умер в Петропавловском военном госпитале от тифа 20 марта 1920 года, всех больных сжигали. Его жена съездила в Петропавловск и привезла пепел от печей в коробочке из-под чая. Эту коробочку захоронили на Рябковском кладбище. Мария Николаевна вспоминает о поездке на Кавказ в начале 30-ых годов к папиному брату Александру и сестре Анастасии в станицу Ладожская.

В воспоминаниях был указан адрес в городе Челябинске, где она последнее время проживала. Надеясь найти хотя бы ее родственников, написал на этот адрес письмо. Ответил уже правнук Якова Заборовского Михайлов Юрий Львович. К сожалению, его мать не рассказывала про свое прошлое, в те годы духовное происхождение не приветствовалось, и добавить Юрий ничего не смог. Но теперь он знает о своих предках, в следующем письме я выслал ему родословное древо по линии Заборовских и Малаховых, а также фотографии Половинской церкви и надгробного памятника его прабабушки Заборовской Александры Федоровны, о котором я скажу далее. Остается надеяться, что найдутся все-таки потомки Заборовского в бывшей станице Ладожская, и мы узнаем о последних годах священника, его сына Александра и дочери Анастасии.

В Клировой ведомости церкви за 1903 впервые описано церковное кладбище. Кладбище находится в юго–западной части от церкви, когда открыто неизвестно, так как никаких документов нет. От жилых строений находится на расстоянии 250 саженей и занимает пространство земли около 2 десятин. Часовни на кладбище нет, ограждено кругом валом. Надгробных памятников нет, иные от ветхости разрушены, древесных насаждений нет. В 1901 году кладбище осмотрено благочинным и составлен акт, в котором упоминается, что кладбище переполнено могилами и требуется прирезка земли. В 1903 году пришло распоряжение от 24 ноября за № 15308 о разрешении прирезки земли, весной 1904 года прирезка произведена (14).

В детские годы на этом кладбище мы рассматривали надгробный памятник, кому он принадлежал, уже не помнилось. Некоторые говорили, что попадье, другие попу. При изучении всех архивных документов, я пришел к выводу, что памятник должен принадлежать жене священника Заборовской Раисе Федоровне, которая умерла 12 июня 1903 года. Конечно же, памятник установлен позднее, но до 1917 года. Он был единственный на старом и новом кладбищах. Но в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов памятник разрушили. Весной 2013 года, будучи на кладбище, решил найти остатки памятника. Наполовину вросшие в землю и заросшие бурьяном три его части раскиданы на расстоянии 5 – 8 метров.

храм в половинском районе курганской области

Фрагменты разрушенного памятника, 2013 год.

Памятник изготовлен из серого гранита, неплохо сохранились все надписи, время пощадило его.

храм в половинском районе курганской области

Фрагмент разрушенного памятника, 2013 год.

О решении восстановить памятник поделился со священником Половинской церкви отцом Александром. Мою идею он с радостью поддержал, ему уже говорили, что такой памятник имелся. В тот день над селом изредка ходили темные тучи, был ветер. Когда мы с отцом Александром пошли в сторону раскиданного памятника, налетел шквальный ветер, начался ливень и гроза. Пришлось только посмотреть и бегом назад. Когда мы подошли к машине, гроза закончилась, но мы промокли, что называется до нитки. Пришлось согреваться горячим чаем на дому у священника. Отец Александр воспринял этот момент как благодатный знак свыше.

храм в половинском районе курганской области

Автор статьи и священник Половинской церкви отец Александр, 2013 год.

Чтобы узнать точное место установки памятника, мне пришлось опросить более 20 человек. По каким приметам удалось определить место, и почему был разрушен памятник, пусть останется тайной между священником и мной.

Осенью, благодаря стараниям отца Александра, памятник вновь собрали, высота его составила два метра.

храм в половинском районе курганской области

Вид памятника после восстановления на прежнем месте, 2013 год.

Так пусть же стоит он еще не один век, напоминая молодым поколениям о духовной династии Заборовских.

Автор статьи – Вахтин Владимир Григорьевич, родился в селе Половинное Половинского района Курганской области, член Зауральского генеалогического общества им. П.А. Свищёва.

Список использованных источников

1. ГУТО «Госархив в г. Тобольске», фонд 156, опись 1811, дело 219.

2. ГКУ ГАКО, фонд И-245, опись 1, дело 1158.

3. ГКУ ГАКО, фонд И-235, опись 1 старая, дело 5.

4. ГКУ ГАКО, фонд И-235, опись 1 старая, дело 221.

5. ГКУ ГАКО, фонд И-25, опись 1, дело 1.

6. ГКУ ГАКО, фонд И-25, опись 1, дело 7.

7. ГКУ ГАКО, фонд Р-635, опись 3, дело 3.

8. ГКУ ГАКО, фонд Р- 635, опись 3, дело 3-а.

9. ГКУ ГАКО, фонд Р-464, опись 3, дело 409.

10. ОГАЧО, фонд Р-274, опись 3, дело 4285.

11. ГКУ ГАКО, фонд Р-1819, опись 13, дело 6.

12. ГКУ ГАОПДКО, ф. 1, опись 1 дело 10-б.

13. ГКУ ГАКО, фонд Р-315, опись 1, дело 325.

14. ГКУ ГАКО, фонд И-235, опись 1 старая, дело 25.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *