храм в понуровке стародубского района
Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Понуровка)
Мiръ Россия Брянская область село Понуровка Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Понуровка)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Понуровка построен во второй половине XVIII века по проекту архитектора Джакомо Кваренги на месте разрушенной деревянной церкви.
Содержание
История [ править ]
В селе Понуровка сохранился храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1778 году. Храм был построен.
С 1860 года при церкви действовала начальная школа, в которой обучалось 45 детей. В начале ХХ века Понуровка – одно из самых крупных сёл Стародубского уезда, в котором насчитывалось порядка 400-х дворов.
При советской власти церковь в Понуровке была закрыта; долгое время церковное здание числилось бесхозным. В конце 1940-х годов оно использовалось местным колхозом под зерносклад, потом заброшено, пришедшее к концу ХХ века в неприглядный вид.
В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия были сделаны попытки восстановить этот храм, но лишь с 2005 года начались серьёзные реставрационные работы, закончившиеся в 2013 году. В результате были укреплены и окрашены стены, установлены окна и двери, сооружена железная кровля, позолочена сфера купола, водружён золочёный крест.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Адрес: 243262, Россия, Брянская область, Стародубский район, с.Понуровка, ул.Бриггена, д.24А
Паломнику [ править ]
Богослужения совершаются по выходным и праздничным дням.
Архиерейское богослужение. История храма – летопись села Понуровка
Издревле на Руси любое поселение приобретало статус полноценного только после того, как в нём появлялась церковь. Наши предки связывали строительство святыни с будущим благоденствием и процветанием уголка родной земли, где они крестили детей, венчались и чтили память ушедших поколений. Церковь служила людям духовной защитой и вселяла веру в будущее. В восстановленном храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Понуровка Стародубского района впервые за восемьдесят лет было совершено архиерейское богослужение. Торжества возглавил епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир.
Старинное село Понуровка расположилось в 25 километрах от города Стародуба. Село интересно тем, что некогда здесь находилась усадьба Миклашевских, являющаяся одной из замечательных усадеб Брянщины эпохи классицизма, отличавшаяся особой парадностью и подлинно дворцовым размахом архитектуры. На территории усадьбы по заказу Елены Миклашевской была построена белокаменная церковь Рождества Богородицы, заменившая прежний деревянный храм. К 90-м годам православная святыня пришла в неприглядный вид. Из святых образов в храме находились лишь икона Божией Матери «Троеручица» и икона с образом Спасителя, которые в числе немногих других чудом уцелели во время закрытия церкви. Они были установлены на переносных аналоях.
Уцелевшие стены храма позволили начать в 2005 году реставрационные работы, о проведении которых просили жители Понуровки и окрестностей. На сегодняшний день восстановленный храм, увенчанный златоглавыми куполами, является настоящим украшением и гордостью Понуровки. В день приезда правящего архиерея жители села, его окрестностей собрались в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Людей переполняли смешанные чувства.
По окончании Божественной литургии Его Преосвященство возглавил крестный ход вокруг храма, после чего обратился к прихожанам с проповедью, в которой поблагодарил молящихся за соборную молитву и отметил значимость храма для села.
Понуровка. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В селе Понуровка сохранился храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный в 1778 году на пожертвования Елены Миклашевской на месте существовавшего ранее деревянного. По предположению известного знатока старины Г. Лукомского, храм был построен по проекту архитектора Дж. Кваренги. В настоящее время храм находится в запустении. Богослужения совершаются в домовом храме, освященном по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта 15 сентября 2004 года.
Сведения взяты из статьи «Действующие храмы Брянской епархии» опубликованной в «Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.)
Основу классицистически строгого декора фасадов здания составляют одинаковые по рисунку антаблементы с тонко профилированным карнизом и рядом прямоугольных нишек-ширинок во фризе, завершающие каждый из ярусов и восьмерик. Стены членят широкие пилястры, более крупные и рустованные в нижнем ярусе, суженные и украшенные по всей высоте узкой с остроугольным верхом филенкой в верхнем; на восьмерике пилястры расположены прямо на углах. Крупные оконные проемы с лучковыми перемычками обрамлены своеобразными наличниками в стиле украинского барокко (в настоящее время большей частью срублены): двойная плоская тяга свободно обегает вокруг окна, образуя лучковые фронтоны с уступами на углах, замковыми камнями и «ушами». Идентичную форму имеют и порталы в центре трех рукавов креста (кроме восточного). Внутреннее пространство храма отличается подчеркнутым вертикализ-мом. Высокие рукава креста с коробо-выми сводами и конхами над апсидами полностью открыты в подкупольную часть с восьмериком на плоских паруах, завершенным куполом. Небольшие угловые помещения с крестовыми сводами соединены с рукавами арочными проходами, превращая мощные угловые пилоны в первом ярусе в столбы, а сам храм на этом уровне в четырех-столпный. В юго-восточном помещении располагался придел Михаила Архангела. Узкая внутристенная лестница справа от главного, западного входа ведет на хоры. Прежняя богатая внутренняя отделка храма, включавшая настенные росписи мастеров-итальянцев, не сохранилась.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы расположен в селе, которое в 2013 году отметило своё 350-летие. У Понуровки интересная история и самобытная культура; село появилось не позже первой половины ХVII века, так как известно, что раскольники, бежавшие на Стародубье, поселились в Понуровке, где к тому времени уже существовала деревянная церковь Иоанна Предтечи. После изгнания поляков в Смутное время Понуровка вошла в Стародубскую сотню, и в начале 1680 годов староверы были изгнаны из села полковником Семёном Самойловичем, после чего он взял приглянувшееся село в своё личное владение. После смерти Семёна Понуровка переходит к его брату Якову, сосланному позднее с семьёй в Сибирь. Вскоре после этого Понуровка привлекла внимание гетмана Ивана Мазепы и село становится его собственностью. В 1693 году гетман пожаловал земли стародубскому полковнику Михаилу Миклашевскому. С этого времени село Понуровка принадлежало известному на Стародубщине роду Миклашевских, создавших здесь великолепный усадебный комплекс в стиле классицизма.
При советской власти церковь в Понуровке была закрыта; долгое время церковное здание числилось бесхозным. В конце 1940-х годов оно использовалось местным колхозом под зерносклад, потом заброшено, пришедшее к концу ХХ века в неприглядный вид. В период так называемой «хрущёвской оттепели», которая для верующих обернулась самой настоящей «зимой с лютыми морозами», взорвали очень красивую колокольню храма. Из её кирпичей решили вымостить одну из улиц села. У жителей Понуровки тогда появились тревожные опасения относительно судьбы церкви, которую могла постигнуть подобная участь. К счастью, никаких активных действий по уничтожению храма всё же предпринято не было: видимо, кто-то из богоборцев решил, что проще дождаться, когда здание со временем само обветшает и разрушится. Такой кощунственный расчёт не оправдался, заброшенное здание храма по-прежнему стояло на своём месте.
Отрывки из журнала «Столица и Усадьба» № 4, 15 февраля 1914 года, Санкт-Петербург
Страница Троицы
Церковь Александра Невского (Святой Троицы) Стародубский район Брянской области
Село Понуровка Стародубского района
Церковь Св. Троицы в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии» (1873 г.) датируется 1687 годом. В 1745 году была перестроена. Видимо, позже приобрела тот облик, которой сохранился до настоящего времени. Ранее она находилась в другом месте села, в 1852 году перенесена на кладбище «к отчим могилам» Миклашевских. Здесь и доживает свой век в полуразрушенном состоянии.
А жаль, эта небольшая церквушка интересна своей архитектурой, своей органической связью о элегическим пейзажем сельского кладбища.
План крещатый, традиционный, вытянутый по продольной оси.
Церковь Святой Троицы. Понуровка. Стародубский р-н. 1745 г.
Церковь Святой Троицы. Понуровка. Графическая реконструкция
Фасад теперь не существующего дома, а также один из сохранившихся флигелей характерны для классицизма. Вполне возможно, что с целью достижения единства ансамбля усадьба и Троицкая церковь были наряжены в одежды классицизма.
Церковь Александра Невского (Троицы) (с. Понуровка)
Церковь Александра Невского расположена к западу от усадьбы Миклашевских на краю села, на кладбище. Основана в 1678 г. и первоначально находилась в другой части села. В 1745 г. обновлена. В 1831 г. при перенесении ее М.П. Миклашевским на могилу старшего сына Александра перестроена в новых формах. Рублена из брусьев без остатка и обшита тесом, цоколь кирпичный. Редкий в области маленький деревянный храм-усыпальница в стиле ампир, трехчастное построение которого, сохранившее первоначальную основу 18 в., во многом подражает формам каменной архитектуры.
Стародуб ЧАСОВНЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
Расположена в непосредственной близости от центральной площади и «Аллеи Героев» города Стародуба. 9 мая 2005 года, по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, был заложен камень и установлен Крест на месте строительства часовни в память погибших защитников Отечества в городе Стародуб. Инициативу и деятельное участие в возведении часовни проявил председатель правления движения «Боевое братство» подполковник запаса А.В. Алдошин Финансовая помощь была оказана также Московским Землячеством, трудовыми коллективами города Стародуб, учащимися школ, Стародубским казачьим полком, частными предпринимателями.
Имение Понуровка Миклашевских в Черниговской губернии (ныне Брянская область, Россия)
Понуровка была поселена в 1660–1670 гг. бежавшими из Великороссии старообрядцами как слобода, на землях Второй полковой сотни, в 26 верстах к югу от г. Стародуба на старинном почтовом тракте Стародуб – Новгород-Северский.
В начале 1680-х годов староверы были удалены из села стародубским полковником Семеном Самойловичем, взявшим Понуровку в свое личное владение. После смерти Семена в 25-летнем возрасте, село перешло к его брату Якову, сосланному позднее с семьей в Сибирь. Вскоре после этого, Понуровка привлекла внимание гетмана Ивана Мазепы, который «тое село Понуровку на себе взялъ и определилъ до двора Бакланского дворца». В 1693 году гетман пожаловал Понуровку стародубскому полковнику Михаилу Андреевичу Миклашевскому. Но в 1706 году Миклашевский погиб при Несвиже в битве со шведами. Его многочисленные владения стали делить старшие сыновья — Андрей и Степан. Понуровка перешла к Андрею. Однако раздел был временным, так как их сводный брат Иван не достиг еще совершеннолетия. Ко второму разделу наследства, проводившемуся в 1741 году, Иван уже умер, прожив всего 40 лет. Права на дедовское наследство стал оспаривать его сын Павел Иванович, добившись через Генеральный суд передачи Понуровки ему. Таким образом, П.И.Миклашевский стал основателем Понуровской ветви рода Миклашевских.
После смерти Павла Ивановича Миклашевского село перешло к его вдове Елене Даниловне, урожд. Новицкой. В это время Понуровка уже была довольно значительным селом в котором «церквей деревянныхъ две, а третья (на место ветхой, особо) при доме владельческомъ (имеющейся, вновь делается) каменная. Дом жилой оной Миклашевской въ двохъ связяхъ о 12 покоях. Въ сем селе: бунчукового т. жена удова 1, священниковъ 3, удова попадя 1, [причетников] 2. [Подданических] оной Миклашевской 102 двор., 116 хат., бездв. 12. (Итого обывателей 128)».
Образ жизни понуровских крестьян к концу 18 века был типичным для сельского населения Стародубского полка того времени: «Лесомъ строевымъ и дровянымъ обыватели (для своихъ избъ) довольствуются владельческимъ (коего) близъ сего села (имеется только не весьма достаточно). Земли пахатной и сенныхъ покосовъ (имеютъ) посредственно. Упражняются (обыватели все вообще) въ хлебопашестве (и для своего пропитания и продаютъ въ Стародубе, а родящуюсь здесь пенку отдают за заплату владельцу, а иногда и продают там же, и приежающимъ съ раскольничихъ слобод и изъ Стародуба покупщикамъ)».
В 1810 году Понуровку унаследовал сын Павла Ивановича и Елены Даниловны – Михаил. Михаил Павлович Миклашевский (1756—1847) прожил длинную и насыщенную событиями жизнь. В молодости под командованием А.В.Суворова он участвовал в русско-турецких войнах (1787 — 1791 гг.). В 33 года он был уже полковником от кавалерии. В Отечественной войне 1812 г. Михаил Павлович командовал Екатеринославским земским войском. На протяжении ряда лет он занимал посты Волынского, Малороссийского и Новороссийского губернатора. После отставки Михаил Павлович постоянно жил в Понуровке, в своем большом усадебном доме.
В 1811—1815 гг. он построил в селе суконную фабрику, организовав на работу крестьян из окрестных деревень. М.П.Миклашевский вместе с женой А.Я.Бакуринской имели десятерых детей.
В 1847 году, в возрасте 91 года, Михаил Павлович умер, не оставив завещания. Поэтому Понуровка поначалу перешла в совместную собственность его сыновей Иосифа, Андрея, Павла и Ильи.
В 1778 году Миклашевскими в Понуровке была построена каменная церковь Рождества Богородицы, в которой в конце 19 – начале 20 века служили священники Тросников, Левицкий, Кузьминский и другие. С 1860 года при церкви действовала начальная школа, в которой обучалось до 50-ти детей. В 1897 году в селе была открыта школа грамоты, а затем и земская школа.
Со второй половины 19 века в селе находилась почтовая станция и сберкасса. Также в Понуровке был расположен мировой участок, включавший в себя Куровскую, Понуровскую и Соловскую волости.
В 1914 году в журнале «Столица и усадьба» был опубликован чудесный очерк Георгия Лукомского об имении Понуровка Миклашевских. Приводим его целиком.
Переехав плотину и сделав бойко традиционный объезд круглой клумбы перед домом – лошади лихо подвозят вас к колоннаде дома, поставленной на высокий пандус с широкой и пологой лестницей.
Пройдя обширную высокую переднюю, входим в зал, столь приятный прохладою своею в летний зной. Живопись изображает небо, видное сквозь открытую баллюстраду. С плафона, расписанного орнаментом, спускается огромная люстра. Стены зала расчленены колоннами ионического ордера, несущими на себе арочки полукруглых окон (венецианских). Фриз украшен розетками и меандром (золотым по пурпурному полю); прелестных профилей карниз отделяет нижнюю часть стен залы от второго яруса, по котором написаны нежные панно с видами аркадской страны. Богатейший карниз венчает стены зала и плоский свод с обширными распалубками перекрывает его. В щеках распалубок также живопись, изображающая раковины окруженные лавровыми листьями. Во фризе венчающего карниза орнамент богатейшей росписи, изображающий гирлянды, перевитые лентами.
Торжественный зал полон глубокого настроения, особенно когда звуки меланхолического вальса несутся к высокому его плафону, погруженному всегда в полумрак.
Из предметов, находящихся здесь кроме портрета М.П. Миклашевского, упомянем о портрете Александра Благословенного и Государыни – небольших, но хороших изображениях Императорской четы, подаренных на память владетелю дома, по случаю посещения его Государем, портрет Петра I и другие.
Зал украшают еще многие другие портреты родственников владетелей Красно-Милашевичей: Бакуринских, канцлера Безбородко (на племяннице которого был женат М.П. Миклашевский) и других. На старинной мебели стоят хрустальные жирандоли нежной работы: деревца, гирлянды, целые фонтаны хрусталя различного рисунка с прелестными вставками из цветных стекол! Здесь же часы – одни, большие, английские, другие – еще более интересные, на белых мраморных колонках, в виде ротонды. Впрочем, не будем перечислять все те бронзовые, хрустальные и иного материала изделия, которыми буквально наполнен весь дом.
Много фарфора. Он собран в столовой, где по стенам развешаны лишь лучшие тарелочные изделия завода Миклашевских (имения Волокитина, других Миклашевских прославившихся фарфоровым заводом, выделывавших даже иконостасы этого фарфора. Лучшее собрание фарфора Миклашевских, встречающегося почти во всех коллекциях, как и фарфор Гарднера или А. Попова – у господина Ганзен, в Киеве). В гостиной – чудесные чашки, кувшинчики, флаконы, вазочки, фигурки и т.п. предметы наполняют собою витрины, уснащают угольники и украшают этажерки.
В гостиной есть еще два-три интересных портрета, и особенно хороша, стиля Louis XVI, люстра, с сердцевиною зеленого стекла (хотя лучшие в этом роде и исключительно большие люстры находятся в имении родственников Миклашевских, в усадьбе «Очкино»).
Далее, налево в спальне, интересно украшенной нишею, обработанною колоннадою ионического (типа Эрехтейон) ордера, висят чудесные виды Италии, и много копий лучших мастеров. Здесь же часы (английский ампир), старинный шкаф, жирандольки…
Наверху, поднявшись по узенькой лесенке со старинными балясинами в антресоли, попадаешь в царство уюта. И здесь, как в тех пышных парадных комнатах, много предметов старины – мебель разных дерев, портреты и рисунки в дивных «окантовках», которыми буквально залеплены все стены; а шкафы шифоньерок набиты старинными гравюрами, литографиями и картинками из «Moniteur de la Mode» и других журналов первой половины XIX столетия.
Здесь мир портних, кружевниц, вышивальщиц и в шкафах хранятся старинные платья, материи и платки – гардероб первой половины XIX столетия.
И весь виденный нами образ Пануровки заставляет поверить в то, что целы еще и в наше время заветы античного искусства, что сохранны и до сих пор – и именно в России, в ее глухой провинции – остатки примечательной красоты, как живы еще по сегодняшний день поверья и предания давнишние…
Вот такое живописное описание барского дома в Понуровке! Напоследок скажем, что на территории усадьбы долгое время стояла в полуразрушенном состоянии церковь Рождества Богородицы, построенная еще в 1778 году по заказу Елены Даниловны Миклашевской (ур. Новицкой). Из святых образов в храме находились лишь икона Божией Матери «Троеручица» и икона с образом Спасителя, которые в числе немногих других чудом уцелели во время закрытия церкви. Они были установлены на переносных аналоях.
Уцелевшие стены храма позволили начать в 2005 году реставрационные работы, о проведении которых просили жители Понуровки и окрестностей. На сегодняшний день восстановленный храм, увенчанный златоглавыми куполами, является настоящим украшением и гордостью Понуровки.