храм в рахье всеволожского района
Отец-лютер Всеволожского уезда
Настоятель церкви в посёлке Рахья Всеволожского района может быть удалён в Приозерский. Отношение Санкт-Петербургской Епархии к отцу Илье изменилось после появления в блогосфере видео. Канон РПЦ не терпит преклонения перед святостью Гималаев. По мнению прихожан, настоятеля ревнуют, а конфликт может породить регионального лютера.
40-летний Илья Амбарцумов уже год смущает руководство Санкт-Петербургской Епархии своими экуменистическими воззрениями. В движении за сближение различных ветвей христианства настоятель церкви в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области отец Илья ещё в мае этого года открыто провел совместное вознесение молитв с прихожанами лютеранской церкви Ингрии в своём приходе и подарил протестантам свою семейную реликвию – книгу Мартина Лютера.Тогда же он заявил, что лютеранские общины имеют связь с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, а многие православные храмы в Ленобласти построены на деньги лютеран.
До этого события в конце 2012 года отец Илья посещал Индию, где встречался в обители мудрецов – Ашраме с известным оккультистом, йогом, ставшим при жизни святым в Гималаях – Свами Брахмадевом. Ролик, снятый во время этой беседы, был также выложен в сети.
Тогда же отец Илья записал интервью.
Эта речь была выложена в сети в апреле этого года.
В начале ноября в Интернете в очередной раз появились ролики из Индии, только выложенные на странице эпатажного блогера под ником «Sergey Chachin». После чего на неортодоксальные взгляды Амбарцумова обратило внимание его начальство.
Возможно, представителей Русской православной церкви также смутила этическая конструкция на видео из Индии. На записи видно, как отец Илья преклоняет колено перед Свами.
26 ноября состоялось ежегодное собрание клира и мирян Санкт-Петербургской митрополии. Традиционно в ходе этого мероприятия представители приходов слушают отчётные доклады правящего архиерея и председателей епархиальных отделов об итогах уходящего года.
Пресс-секретарь Епархии Ленинградской области отец Алексей так прокомментировал событие: «Никаких суждений административно канонического порядка относительно отца Ильи на епархиальном собрании не звучало. Следует заметить, что еще с XIX века миссионерские отделы в епархиях, помимо собственно проповеднической деятельности, занимаются сюжетами, связанными со случаями искажений православного вероучения и сектами».
В заключение отец Алексей добавил: «Претензии к богословию отца Ильи Амбарцумова не имели своим предметом его предполагаемое желание изучать традиции иных религий. Было обращено внимание на то, что в наших контактах с иными христианскими конфессиями и религиозными течениями мы, прежде всего, должны сохранять верность православной вере».
Священнослужитель, пожелавший остаться неизвестным, так прокомментировал 47news происходящее: «Отца Илью приезжают слушать из Санкт-Петербурга и Всеволожска. Естественно, многим из нашей среды это не нравится. Я думаю, именно этим обусловлено то, что благочинный Роман, настоятель Всеволожского храма, инициировал обсуждение каких-то высказываний отца Ильи на епархиальном собрании». В заключение он добавил: «Формулировка там была витиеватая, церковная, вы можете не понять. Но смысл её в том, что отца Илью нужно перевести в другой район, к другому пастырю-начальнику. Подальше. Например, в Приозерский район».
Понятно, что когда-то эти места были столь глухими, что туда, как известно, пожизненно сослали семью бунтовщика Емельяна Пугачёва. Сегодня же удаление от центра вряд ли может нести серьезные информационные риски или преимущества.
Также 47news cтало известно, хотя митрополия не накладывала никаких санкций, отец Илья уже неделю не проводит службы. Это за него делает иерей Виктор, служащий в том же храме.
Сам священник пока не доступен для комментариев.
Евгений Вышенков, Виктор Смирнов,
Священник из Ленобласти может потерять приход из-за любви к лютеранам и язычникам (видео)
Настоятель церкви в посёлке Рахья Всеволожского района может быть удалён в Приозерский. Отношение Санкт-Петербургской Епархии к отцу Илье изменилось после появления в блогосфере видео, на котором батюшка общается с представителем оккультизма, сообщает 47News.
40-летний Илья Амбарцумов уже год смущает руководство Санкт-Петербургской Епархии своими экуменистическими воззрениями. В движении за сближение различных ветвей христианства настоятель церкви в посёлке Рахья Всеволожского района Ленинградской области отец Илья ещё в мае этого года открыто провел совместное вознесение молитв с прихожанами лютеранской церкви Ингрии в своём приходе и подарил протестантам свою семейную реликвию – книгу Мартина Лютера.
Тогда же он заявил, что лютеранские общины имеют связь с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром, а многие православные храмы в Ленобласти построены на деньги лютеран.
До этого события в конце 2012 года отец Илья посещал Индию, где встречался в обители мудрецов – Ашраме с известным оккультистом, йогом, ставшим при жизни святым в Гималаях – Свами Брахмадевом. Ролик, снятый во время этой беседы, был также выложен в сети. Тогда же отец Илья записал интервью.
— Евангелие говорит нам: многие язычники бывают лучше, чем избранные, — в частности, говорит он. Заодно священник формулирует свой основной тезис – «Кто не против вас, тот — за вас». Своим же прихожанам он часто говорит: «Не может быть так, что Бог видит только верующих православных, а остальную планету в расчёт не берёт. Глупо считать, что христианский Бог настолько избирателен, что не учитывает тех, кто в иной вере». Эта речь была выложена в сети в апреле этого года.
В начале ноября в Интернете в очередной раз появились ролики из Индии, только выложенные на странице эпатажного блогера под ником «Sergey Chachin». После чего на неортодоксальные взгляды Амбарцумова обратило внимание его начальство.
Возможно, представителей Русской православной церкви также смутила этическая конструкция на видео из Индии. На записи видно, как отец Илья преклоняет колено перед Свами.
26 ноября состоялось ежегодное собрание клира и мирян Санкт-Петербургской митрополии. Традиционно в ходе этого мероприятия представители приходов слушают отчётные доклады правящего архиерея и председателей епархиальных отделов об итогах уходящего года.
В частности, в докладе главы миссионерского отдела протоиерея Георгия Иоффе прозвучала информация о признаках искажения православной веры в проповеди настоятеля храма святой великомученицы Варвары в посёлке Рахья Всеволожского района Ленобласти протоиерея Ильи Амбарцумова. «В рамках доклада и было обращено внимание на периодические высказывания этого священника, появляющиеся в Интернете», — говорит представитель Епархии.
Пресс-секретарь Епархии Ленинградской области отец Алексей так прокомментировал событие: «Никаких суждений административно канонического порядка относительно отца Ильи на епархиальном собрании не звучало. Следует заметить, что еще с XIX века миссионерские отделы в епархиях, помимо собственно проповеднической деятельности, занимаются сюжетами, связанными со случаями искажений православного вероучения и сектами».
В заключение отец Алексей добавил: «Претензии к богословию отца Ильи Амбарцумова не имели своим предметом его предполагаемое желание изучать традиции иных религий. Было обращено внимание на то, что в наших контактах с иными христианскими конфессиями и религиозными течениями мы, прежде всего, должны сохранять верность православной вере».
Однако прихожане прихода в Рахье, с которыми удалось переговорить журналистам, считают, что популярность отца Ильи, по всей видимости, не радовала настоятеля храма Спаса Нерукотворного Образа на «Дороге Жизни» во Всеволожске благочинного отца Романа, за которым закреплён Всеволожский район (благочинный — специальная должность в РПЦ, предназначенная для надзора за порядком в определенном церковном округе).
Приход отца Ильи скромен, но более известен, — рассуждают жители посёлка.
Священнослужитель, пожелавший остаться неизвестным, так прокомментировал происходящее: «Отца Илью приезжают слушать из Санкт-Петербурга и Всеволожска. Естественно, многим из нашей среды это не нравится. Я думаю, именно этим обусловлено то, что благочинный Роман, настоятель Всеволожского храма, инициировал обсуждение каких-то высказываний отца Ильи на епархиальном собрании». В заключение он добавил: «Формулировка там была витиеватая, церковная, вы можете не понять. Но смысл её в том, что отца Илью нужно перевести в другой район, к другому пастырю-начальнику. Подальше. Например, в Приозерский район».
Понятно, что когда-то эти места были столь глухими, что туда, как известно, пожизненно сослали семью бунтовщика Емельяна Пугачёва. Сегодня же удаление от центра вряд ли может нести серьезные информационные риски или преимущества.
Также стало известно, хотя митрополия не накладывала никаких санкций, отец Илья уже неделю не проводит службы. Это за него делает иерей Виктор, служащий в том же храме. Сам священник пока не доступен для комментариев.
ГДЕ БОГ, ТАМ НЕТ ЗЛА
В годы так называемого застоя посёлок Рахья процветал — люди трудились на различных предприятиях, была даже своя узкоколейка. Но подул ветер перестройки, и его порывом унесло зыбкое благополучие, наступил настоящий застой и запустение. Так было, пока 10 лет назад не появился в Рахье храм во имя св.вмц.Варвары, а как говорил прп.Серафим Саровский: «Где Бог, там нет зла». И пусть церковь мала и неказиста, — но она есть, здесь рахьинцы получают утешение и исцеление от недугов, ветераны войны молятся за погибших товарищей. А назначенный в 2003 году настоятелем Варваринского храма о. Илия АМБАРЦУМОВ начал строительство нового просторного деревянного храма.
— Ещё 10 лет назад на этом участке Дороги жизни до самой Ладоги не было ни одного православного храма, а он крайне необходим, — убеждённо говорит о.Илия. — Ведь именно здесь проходили эшелоны с продовольствием для блокадного Ленинграда, здесь жители Рахьи и близлежащих сёл в лютую стужу добывали торф для замерзающих ленинградцев. Сейчас в Рахье проживает 4000 жителей, и 900 из них — ветераны, те, кто отдавали своё здоровье и жизни на фронтах и в ледяных торфяниках. Их осталось 900 — столько, сколько дней был в блокаде город-герой. И им нужен большой храм, чтобы молиться за павших товарищей, крестить внуков, отпевать уходящих ко Господу и благодарить Бога за всё. Сейчас они молятся в душном здании бывшего магазина и, случается, падают летом в обмороки от тесноты и духоты, а доехать до ближайших церквей во Всеволожске уже нет сил.
— Рахьинский храм — один-единственный в нашей епархии, освящённый во имя великомученицы Варвары…
— Да, так получилось, что когда здесь служил ещё мой папа — о.Димитрий, — ему приходилось ходить по домам, объяснять основы православной веры, крестить, причащать и отпевать людей. Ведь очень важно, чтобы люди не отходили ко Господу неподготовленными. А св.Варвара, мы знаем, — скорая помощница в критических ситуациях и защитница от неожиданных несчастных случаев, по её молитвам никто из её почитателей не умрёт без покаяния и Причастия. Поэтому храм и был освящён в честь этой святой.
Это было недавно — это было давно
Помню, моё знакомство с миром Ангелов и святых угодников Божиих началось именно со встречи с вмц.Варварой. Это случилось в Барнауле: мне исполнилось четыре года, и бабушка повела меня в ближайшую от нашего дома церковь. Пока бабушка молилась и кряхтя клала поклоны, я ходила по храму, рассматривая иконы. И вдруг застыла, похолодев: передо мной висела икона, на которой было изображено блюдо с лежащей на нём головой удивительно красивой женщины. Почему-то этот лик соединился в моём детском мозгу с лицом моей недавно умершей мамы, и я расплакалась. Подошёл священник и, узнав причину моих слёз, стал объяснять: «Великомученица Варвара — великая святая, ей отсекли голову за то, что она очень любила Иисуса Христа. И за её преданность Господь обещал ей, что люди, которые будут ей молиться, не умрут внезапно, невзначай». Смысл его слов я поняла гораздо позже, но часто в детстве вспоминала чудный лик святой и ласковые, как у мамы, глаза. Так её образ и слился в моём представлении с образом мамы, и я чувствовала себя защищённой.
Долг платежом красен
— У моего отца было 11 душ детей, и все мы выросли за счёт кормления от Рахьи, — вспоминает о.Илия. — Конечно, невозможно было прокормить столь большую семью на зарплату священника, и сердобольные прихожанки жертвовали папе картошку, соленья, варенье… Поэтому построить новый храм в Рахье — мой долг перед Господом и людьми. В строительстве помогает мой брат Евгений, потому как его фирма занимается изготовлением деревянных срубов. А будет наш новый храм необычным, посмотрите сбоку — его силуэт напоминает крейсер. Это не случайно: в своё время я занимался миссионерской деятельностью среди подводников Севера, да и теперь наш приход опекает морские базы — Гаджиева и Североморск — на Северном Ледовитом океане. На базе подводных лодок Гаджиева, например, наша церковь помогла устроить часовню.
Надеюсь, что когда новый храм заблаговестит на всю округу во всю мощь своих колоколов, здание нынешней старой церковки также останется за нашей общиной, и мы сможем разместить в нём библиотеку и приходскую школу. Ведь сейчас ребятишки, приходя на уроки, пишут, держа тетрадочки и книжки на коленях.
— Новому храму понадобятся иконы и убранство…
— Конечно. Но туда перейдёт всё, что есть в храме нынешнем. У нас что ни икона — реликвия. Например, икона Николая Чудотворца. Это — подарок, но какой! Одна женщина долгое время молилась пред образом Святителя: «Батюшка Николай, исцели мою дочь от рака, и я пожертвую тебе подсвечник». И недуг отступил! Благодарная мать пожертвовала храму икону, перед которой молилась, и деньги на подсвечник. Раньше-то роль подсвечника исполняла палка с укреплённой на ней консервной банкой с песком.
А строится новый храм так медленно из-за нехватки средств и подорожания материалов. На собранные с большим трудом пожертвования доброхотов и мизерные пенсии верующих стариков удалось пока построить только фундамент и бревенчатый сруб. К сожалению, нет средств возвести крышу, вставить окна, двери. А уже выпал снег, и это может пагубно отразиться на срубе — дерево начнёт гнить. Многим прихожанкам, пережившим войну, гнувшим спину на торфяниках или сражавшимся на передовой, уже 80-90 лет, и они сокрушаются, что в любой день Господь может призвать их к себе и они так и не помолятся в новом храме…
Адрес: 188671, Ленобласть, Всеволожский р-н, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15-а. Тел. 8(813-70)31-882.
Командировка души
Впервые я попала в посёлок Рахья лет этак 10 назад. Службы тогда шли в маленьком храмике — бывшем местном магазинчике. Было в Варваринской церковке чисто и уютно, службы шли не спеша, без городской суеты, и душа отдыхала и требовала такой же неспешной и вдумчивой молитвы. Так хорошо. А недалеко от этого благодатного места уже вовсю шло строительство большого, деревянного, сбоку похожего на крейсер храма во имя св.великомученицы Варвары. «Наш современный Ноев ковчег, — шутили старушки-прихожанки, — так на нём и поплывём, держа курс на Царство Небесное». И уже серьёзно добавляли: «Церковь — это современный ковчег спасения». И вот я снова в Рахье. Только что закончилась служба уже в том самом большом, красивом храме. Летний погожий денёк выгнал нас на улицу, и, сидя на лавочке у пруда, расположившегося на территории храма, настоятель о.Олег ПАТРИКЕЕВ приготовился отвечать на вопросы, которые роились у меня в голове.
— Как и во всяком храме, батюшка, у вас наверняка есть святыни — особо почитаемые иконы, св.мощи угодников Божиих.
— Мы задумали сделать серебряный венец, под стать тому, который долгое время почивал на св.мошах вмц.Варвары в Киево-Печерской Лавре. Ну, тут не обойтись без экскурса в историю.
ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ
Великомученица Варвара, исповедовавшая веру в Христа, была приговорена к усечению мечом. В предсмертной молитве святая просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к её помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое.
В V в. мощи вмц.Варвары были перенесены в Константинополь. Но Промыслом Божиим в 1108 г. русский великий князь Святополк (в крещении Михаил) женился на дочери византийского императора Алексея Комнина Варваре, которая вместе с приданым взяла с собою в неведомую для неё Киевскую Русь и святые мощи своей небесной покровительницы (честная глава святой была увезена в Венецию). Святые мощи великомученицы были принесены в Киев и открыто положены в Златоверхом Михайловском монастыре. Они были богато украшены русскими князьями, и на место главы был ещё в XII веке возложен посеребрённый венец с четырьмя камнями.
— Так вот, — продолжает рассказ о.Олег, — в нашем венце между камней самоцветных будет встроен ковчежец с крохотной частичкой св.мощей великомученицы. Венец мы поместим около иконы св.Варвары, и всякий человек, пришедший в храм, —
мужчина, женщина, ребёнок — может надеть этот венец и, стоя пред иконой великомученицы, молиться, просить исцеления от недугов.
— Венец сделать нетрудно. но где добыть частичку св.мощей?
Батюшка радостно заулыбался: Есть частичка, есть. Живёт в Петербурге раб Божий Григорий — меценат и собиратель христианских святынь и редкостей. В созданном им музее хранятся древние кресты, иконы, частицы св.мощей угодников Божиих. Не для себя собирает святыни Божий человек Григорий, но преподносит их в дар соборам и церквам Русской Православной Церкви. Как выяснилось, р.Б.Григорий очень почитает вмц.Варвару. И этим летом предложил привезти в наш храм частичку мощей великомученицы. «Пусть святая Варвара молится вместе с вашими прихожанами», — сказал он. В положенный срок частицу мощей святой придётся вернуть, но крохотная частичка (а и в самой малой частице мощей сохраняется та же благодать, что и в самих мощах) останется у нас и будет помещена в мощевичок на Варварином венце.
А вот почему р.Б.Григорий решил сделать рахьинцам столь щедрый дар, — это уже другая история, и связана она с самой ценной святыней — нашими женщинами-прихожанками, которые долгие годы на свои скудные средства содержали приход, да бабушками, которые и блокаду пережили, и веру праотцев наших сохранили и нам передали.
О главной святыне храма
Священник Димитрий Амбарцумов начал окормлять Рахью, когда здесь ещё не было даже маленького храма. Он приезжал, ходил по домам, исповедовал и причащал бабушек. И он завещал своему сыну — о.Илье — построить здесь храм непременно в честь святой вмц.Варвары. Почему? Самым главным в богослужении о.Димитрий считал Литургию и Причастие. А вмц.Варвара — единственная из святых дев пишется с Причастной Чашей в руках. Это — как бы символ постоянного, частого Причастия. И я, как его духовное чадо, тоже поддерживаю традицию частого Причащения.
Кроме того, о.Димитрий всегда говорил, что хотел бы посвятить этот храм русским женщинам, которые трудились здесь во время блокады, душившей Ленинград. Близ Рахьи были торфяные разработки, и вот, стоя по восемь часов по пояс в ледяном торфе, женщины и девушки нарезали его пластами, нагружали на вагонетки и затем это безценное топливо отправляли в умирающий от лютой стужи и голода Ленинград. Они добровольно избрали этот каторжный труд, чтобы помочь ближним своим. Многие умерли. Выживших я ещё застал. Эти старенькие, сгорбленные бабушки были самыми преданными прихожанками, самыми стойкими молитвенницами. И храм наш — в честь всех этих мучениц, несвятых святых — погибших и выживших.
Отдельно хочется рассказать о Нине Ильиничне Митицкой. Она не была нашей прихожанкой, но часто приезжала в Рахью на службы, а в 80 лет приняла монашеский постриг с именем Варвара. Юная Нина уходила на фронт по дороге, которая стала называться вскоре Дорогой жизни, шла мимо храма Спаса Нерукотворного Образа, что на Румболовской горе, и одну петлю кидала к самому въезду в Рахью. Дорогу специально прокладывали извилистой, чтобы немецким самолётам труднее было бомбить наши эшелоны, идущие по ней. По этой же дороге Нина вернётся с войны домой, уже без ноги. «Нас, молодых сестричек, — рассказывала Нина Ильинична, — собрали сначала на Мельничном ручье, там брезентовые палатки уже были переполнены ранеными. Мы делали всё: ассистировали врачам, делали перевязки, кормили тяжелораненых, топили печки-буржуйки. Потом лагерь свернули, двинулись дальше, через Ладогу. Сначала на тот берег перевезли раненых и медицинское оборудование. Машина, в которой ехала я, шла последней. Немолодой, почерневший от усталости водитель спросил: «Машину водить умеешь?» Я мотнула головой: «Не. На велосипеде каталась, на планерах летала. » — «Значит, руль в руках держала. Хорошо. Поедешь со мной в кабине». Едем по льду. Он говорит: «Внимательно следи, что и как я делаю, пока я не отключился». Потом посадил меня за руль, показал, как давить на газ. Вскоре он потерял сознание от голода и переутомления, это была уже восьмая его поездка в тот день под обстрелом немецкой артиллерии. Как я довела машину, не знаю, не иначе как руль за меня Ангел Хранитель держал. Вокруг темень, фары включать нельзя — немцы где-то рядом, а силуэт передней машины едва виден. Вдруг я почувствовала — под колесами земля. Нас окружили, втащили машину на берег, потом повели в палатку, накормили, напоили горячим чаем, подозреваю, что со спиртом. Повар подмигнул: «Я вам, девчонки, в рисовую кашу изюму кинул. »
— Теперь понимаете, почему я наших бабушек, женщин называю самыми главными святынями? — заключил батюшка. И, помолчав, добавил, — мой папа и его старшая сестра были блокадными детьми. Папе было четыре года, когда их наконец-то смогли вывезти из умирающего города на большую землю. Папа выжил, но его сестричка (моя тётя, которая так и не стала взрослой) погибла. Судьба распорядилась так, что я, сын блокадника, теперь служу и молюсь в храме на Дороге жизни за всех, почивших в блокаду.
Гвоздь, который ждал меня 10 лет
— Сами-то вы, батюшка, из верующей семьи? Как к Богу пришли? Как священником стали?
— У меня была верующая бабушка. Она-то и водила меня в Новгороде в церковь на Литургию, причащаться. Думаю, мечтала наша бабушка, чтобы кто-то из нашей семьи стал священником, потому-то нам с братом не стригли волосы, пока мы в школу не пошли. Так и ходили с кудрями до плеч. Не её ли молитвами Господь и определил меня во священники. А родители были обычные трудяги, жили как все. Моё же духовное перерождение произошло в одночасье. На моё 30-летие друзья-протестанты подарили мне Евангелие — маленькое такое, синенькое. Я его интереса ради прочитал, но никак не мог взять в толк, что же в нём такого особенного, что заставляет людей круто менять своё мировоззрение, весь строй жизни. Быть может, в Евангелии скрыты какие-то подтексты, думалось мне. Ну не может же в самом деле всё написанное быть непреложной истиной?! Закрытым ларцом была для меня эта книга, а ключик найти не удавалось. И вдруг откуда-то извне пришла мысль: «Если ты поверишь, что Евангелие — правда от начала до конца, поведанная людям Самим Господом Богом (а Бог не умеет обманывать!), то ты начнёшь постигать и смысл написанного». Я вдруг прозрел: Евангелие — это слово Божие, в котором содержится вся правда, вся наша жизнь — настоящая и будущая. Я пересмотрел свою предыдущую жизнь, раскаялся во всех ошибках и стал строить жизнь уже по-новому, стараясь соблюдать заповеди Христа.
Но у меня и в мыслях не было, что мне предстоит стать священником. У меня была другая работа — в мире музыки. Кстати, мне это очень помогает при совершении Литургии, которая стала для меня величественной песнью Богу, «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс.103,33). А священником я стал по благословению моего духовника — монаха Серафима Елгина. Отец Серафим построил скит св.Андрея Первозванного. Мы к нему время от времени ездили с друзьями, беседовали. У меня было столько вопросов о вере, о Боге, о сути каждого церковного действа. И однажды о.Серафим, задумчиво глядя на меня, сказал, что неплохо было бы мне подучиться, чтобы лучше разбираться в богослужении. Я с радостью ухватился за эту идею, тем более что у меня случались дискуссии со свидетелями Иеговы (организация запрещена в России), и поступил в Православный институт религии и искусств (подворье Оптиной пустыни). А когда я его закончил, у нас в СПбДА открылось отделение заочного обучения, и я поступил в семинарию. И хотя я к тому времени уже помогал благочинному нашего округа о.Роману в работе с молодёжью и вёл катехизаторские курсы, у меня не было мысли о священстве. Я учился для самообразования. Как говорится, «груз знаний плеч не оттянет». Но, видимо, у о.Романа были на меня свои планы, поскольку через какое-то время после окончания семинарии мне позвонили и сказали: «Завтра приезжай, будет рукоположение во диакона». Это произошло два года назад, 15 апреля, а на Великую субботу меня рукоположили во священники. И уже в мае 2017 года я Указом епископа Выборгского и Всеволожского Игнатия вступил в должность настоятеля храма святой великомученицы Варвары Всеволожского благочиния. И вот тут-то я и вспомнил про Поклонный крест.
— Поклонный крест, батюшка.
— Третьего октября 2003 года — как раз в день моего Ангела — в Рахье установили Поклонный крест на месте будущего строительства большого храма. Удивительное совпадение. Помню, у меня тогда мелькнула мысль: «Такой большой крест. наверное, это мой крест будет». Прошло 15 лет, и я вошёл в Варваринский храм уже как настоятель. Храм был не достроен, территория не благоустроена. И вот, осматривая храм, я обратил внимание, что одна досочка на потолке плохо держится. И увидел не до конца забитый мной когда-то гвоздь. Очень терпеливый попался гвоздь, столько лет ждал меня, не выпал и не заржавел. Ждал, чтобы напомнить, что всякое дело надо доводить до конца. Я взял молоток, стремянку и вбил его крепко, по самую шляпку. Так началось моё настоятельство.
Об аллее молитвы и карасях в пруду
— Хорошо и очень правильно, что наш храм построен из дерева,— продолжил разговор о.Олег, — мы всё-таки считаемся Карелией, которая славится своими лесами и синеокими озерами. Русское деревянное зодчество — удивительное, согревающее душу, и для села в самый раз. У нас здесь много старинных икон, с богатыми окладами, некоторые из них — дары местных жителей. Но сразу притягивает взгляд, как только вы переступаете порог нашего храма, большая икона св.Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. С этой иконой связана удивительная история. В иконе есть мощевик, но находится в нём не частичка мощей святого, а кусочек от его гроба, который привёз нам в дар архимандрит Августин (Никитин). Когда праздновалось 10-летие объединения РПЦ с РПЦЗ, он был свидетелем и участником этого исторического события, посетил ставропигиальный мужской монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), встречался с митрополитом Иларионом. Отцу Августину, как участнику встречи, отломили в дар частицу гроба о.Иоанна, а он эту частицу вручил нашему приходу, поскольку часто бывает у нас на службах и любит наш храм. Но вот что интересно. в этой иконе уже был встроен мощевик. правда, нам он достался пустым, и мы не знали, чем его заполнить. И когда о.Августин вручил нам кусочек от гроба св.Иоанна Шанхайского, кусочек идеально подошёл к мощевику, будто когда-то уже находился здесь. Вот такие чудеса для укрепления нашей веры посылает Господь.
— А пруд, батюшка, — оглянулась я на полоску воды за спиной, — специально вырыли для красоты или чтобы иордань зимой на праздник Крещения Господня устраивать?
— Пруд здесь всегда был. Старожилы утверждают, что он подпитывается подземными источниками, а рядом с ним раньше ещё и колодец был. Колодец, видимо, когда-то засыпали. Мы хотим его отыскать и вернуть к жизни — хорошая колодезная вода всегда нужна. А пруд обнесли красивой оградкой, чтобы кто ненароком не свалился в воду. Планируем со временем соорудить здесь купель, построить красивый мостик. А зимой — да, будем рубить иордань. Мечтается, чтобы прилетали сюда на лето лебеди. Но пока что только одна утиная семья живёт. И рыбка в пруду водится, местные ребятишки удят здесь карасиков.
А ещё я благословил всем желающим принести и посадить на территории храма цветы, кусты, деревца. Люди должны чувствовать, что храм — это их дом, что они ответственны за наведение в нём порядка. Откликнулись многие. Даже из местной администрации приехали и привезли восемь молодых липок. Мы их вокруг пруда посадили. Когда деревца подрастут и войдут в силу, будет у нас своя липовая аллея (я оглянулась на трогательно махонькие липки, которые обещали со временем стать могучими деревьями), и называться она будет аллеей Молитвы. Здесь можно будет уединиться, поразмышлять, почитать свв.отцов, помолиться.
— Что-то знакомое чудится в ваших словах, батюшка. Ну конечно, в Валаамском мужском монастыре есть такая аллея Молитвы и Размышлений.
— Есть, — улыбнулся о.Олег. — Скоро мы управимся с работами по благоустройству храма и территории. Но продолжится работа — самая нужная и ответственная, которая не закончится никогда, — по мере сил вести доверенную мне паству к Богу.
Адрес: Ленобласть, пос.Рахья, Ленинградское шоссе, 15А