храм в рашкино тверская область

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Рашкино)

Мiръ Россия Тверская область Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Рашкино)

храм в рашкино тверская область

Храм иконы Божией Матери «Казанская» в селе Рашкино построен в период с 1806 по 1817 года помещиками Загряжскими вместо деревянной Знаменской церкви, является своеобразным духовным оазисом на дороге из Торжка в Кувшиново, Осташков и другие западные города и веси Тверской земли.

Содержание

История [ править ]

Село Рашкино это центр древней губы, в Смуту запустевший («церковное место пустое Косьмы и Дамиана» в 1626 году), но уже в середине ХVII века восстановленный. В конце ХVII — начале ХVIII веков здecь было два храма, один из которых был каменный. Но старинный каменный храм был разрушен ради строительства сохранившегося каменного храма. «На нашем погосте Рашкине, — писали 3 января 1793 года прихожане прапорщик Николaй Загряжский и титулярный советник Алексей Загряжский, — имеется церковь каменная во имя Пресвятыя Богородицы Знамения с приделы Николая Чудотворца и святых Безсеребренников Косьмы и Дамиана, которую мы желаем вновь построить, потому что очень ветха, тесна и в некоторых местах в ней расседины обозначились, к тому же иконостас в оной ветх и всем в оной видом наводит неблагообразность и к поправлению неспособен». 28 марта 1793 года paзpeшение на разборку было архиепископом Иринеем дано. К 1805 году строительство было завершено, в конце его после прошения Алексея Загряжского была разобрана и упразднена деревянная Владимирская церковь 1761 года, хотя и крепкая, «но к поправлению ее требуется немалая издержка», а потому подлежащая сносу. Вместо нее осталась лишь деревянная часовня. В довершение по прошению того же Загpяжcкoгo главный престол был переименован в Казанский, а древнейший придел святых Косьмы и Дамиана был упразднен. 22 октября 1806 года оба придела были освящены священником тверского собора Иоанном Алексеевым.

Ремонты, связанные с изменением облика церкви, произошли только в 1838 году (возобновлен иконостас), 1839 году (сделана роспись), в 1902 году (построена новая колокольня, а поверх старой живописи нанесены новые масляные росписи, высокого качества). Остатки первоначальной стенной декорации, совершенно с другими сюжетами, видны в алтаре, где располагался, очевидно, страстной цикл, и кое-где в четверике под осыпями.

После октябрьского переворота 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви. К этому времени он находился в удручающем состоянии: осыпающаяся штукатурка, утраченные кресты на колокольне и восьмерике, обрушенная кровля и разобранный иконостас трапезной, утраченная металлическая кровля колокольни и восьмерика, деревья, корнями разрушающие стены… А при расширении проходящей рядом трассы «Торжок-Осташков» были также уничтожены святые врата и почти половина северной и западной части ограды.

Современное состояние [ править ]

В 2016 году завершились работы по укреплению сохранившегося живописного слоя 19 века и восстановлению настенной росписи центрального придела. В восстановленных росписях можно увидеть фрагменты, основанные на эскизах росписи Храма Христа Спасителя (Москва). К примеру: на западной стороне центрального придела, фреска выполнена по работе художника Евграфа Смирнова — «Воскресение Христово», 1885 год.

Обновленные фрески защищены от выцветания и загрязнения специальным восковым лаком. Для сохранения фресок на долгие годы, необходимо создавать микроклимат в центральном приделе за счет поддержания стабильного температурного режима, что в «холодный период» (

6 месяцев) становится обременительно для сельского храма.

Храм сегодня является своеобразным духовным оазисом на дороге из Торжка в Кувшиново, Осташков и другие западные города и веси Тверской земли. Белый храм с возвышающейся колокольней радует глаз путников своим благолепием.

В храме регулярно проводятся богослужения по воскресным и субботним дням, а также в праздники, которые приходятся на другие дни седмицы; совершаются Таинства Крещения и Венчания, служатся молебны, панихиды. А когда наступают сумерки, свет в окнах колокольни Казанского храма зажигается до утра, чтобы обрадовать взгляд путешественника, проезжающего сквозь темноту ночных дорог, вновь напоминая ему радостную весть о том, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы»(1Ин.1:5), «и свет во тьме светит, и тьма не объяла его»(Ин. 1:5).

В последние годы было приложено много усилий для того, чтобы благоукрасить Казанскую церковь и ее окрестности, сформировать гармоничную цельную картину, в которой окружающая живописная природа еще более оттеняла бы неповторимую гармонию храмовых архитектурных форм, возвышая человеческий дух.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 172066, Тверская область, Торжокский район, село Рашкино

Как добраться: ехать около 20 км из Торжка по дороге на Кувшиново-Осташков. Церковь стоит у самой дороги.

Фото [ править ]

храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

Иконостас 2018 год

храм в рашкино тверская область

Никольский придел 2018 год

храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Рашкино)

храм в рашкино тверская область

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Рашкино)

храм в рашкино тверская область

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Рашкино)

храм в рашкино тверская область

Храм иконы Божией Матери «Казанская» (Рашкино)

Источник

Рашкино. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

Карта и ближайшие объекты

храм в рашкино тверская область

Статьи

Храм в честь Казанской иконы Божией Матери находится на 22 километре от Торжка по дороге на Осташков. До второй половины 18 века на погосте Рашкино стояла деревянная Знаменская церковь, следы которой до настоящего времени не сохранились. В 1806 году было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая Мир Ликийских чудотворца в трапезной части. В это время село Рашкино принадлежало Загряжским. Строительство было завершено, по-видимому, не раньше 1817 года, т.к. этим годом датируется прошение Надежды Андреевны Загряжской (дочери надворного советника) о разрешении сделать кровлю на церкви. Благоустроение и благоукрашение храма не прекращалось и в последующие годы 19 века. Так, во второй половине 19 века были возведены верхние ярусы колокольни, сооружена каменная ограда со святыми вратами, устроены и приведены в благолепие иконостасы в храме и трапезной. В начале 20 века в храме служили два священника и два диакона.

После 1917 года церковь была закрыта и с 1930-х годов использовалась как зернохранилище и складское помещение. В начале 1990-х годов храм был возвращен Русской православной церкви. К этому времени он находился в удручающем состоянии: осыпающаяся штукатурка, утраченные кресты на колокольне и восьмерике, обрушенная кровля и разобранный иконостас трапезной, утраченная металлическая кровля колокольни и восьмерика, деревья, корнями разрушающие стены… А при расширении проходящей рядом трассы «Торжок-Осташков» были также уничтожены святые врата и почти половина северной и западной части ограды. Печальна картина запустения, но радостен созидательный труд по возрождению Божьего храма. Всем миром прихожане взялись за дело. Сегодня восстановлена лишь часть того, что утрачено и разорено. Работы продолжаются.

На погосте Рашкино до 1750-х годов действовал деревянный храм иконы Божией Матери «Знамение». Каменная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с теплым приделом Николая Чудотворца возведена в 1806-1817 годах владельцами этих земель Загряжскими.

Источник

Церковь Казанской иконы в селе Рашкино под Торжком

Я часто пишу о том, что только в наших руках сделать Торжокский район по настоящему великим и красивым. И церковь в селе Рашкино тому замечательный пример.

История Церкви Казанской иконы в селе Рашкино

История Церкви (22 км от Торжка) началась в начале 19 века, когда эти земли принадлежали одному из величайших родов в истории российского дворянства – Загряжским.
Поговаривают, что такую фамилию этот род получил лично от Дмитрия Донского, когда первый их предок перешёл из ордынского войска на сторону русских. Но все же официальные документы говорят о том, что впервые Загряжские упоминаются, как стольники Ивана 3 и его сына Василия.храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

В начале 19 века им принадлежало имение в Селихово и все окрестные земли. В это время в селе Рашкино находилась деревянная церковь в очень плачевном состоянии, на месте которой в 1806 году было решено построить красивейшую каменную церковь. Вероятно к 1817 году строительные работы были закончены при Надежде Андреевне Загряжской.

До революции благолепие церкви поражало всех, кто проезжал мимо нее помолиться в Нилова пустынь.
Но печальные времена борьбы с религией и церквями не прошли мимо этого замечательного светлого храма. В 1917 году церковь упраздняют, а уже начиная с 30-х годов она используется как амбар.

На фото мы видим как ужасно она выглядела после этого…

храм в рашкино тверская область

Кстати, ряд фрагментов росписей основан на эскизах знаменитого ХХС в Москве.

Для того, чтобы красивейшие фрески дошли до потомков сейчас в церкви используются технологии поддержания температурного режима, а увидеть их можно только в дни служб.

До сих пор, как и много лет назад, церковь является своеобразным маяком на пути в Селигерский край. Тут даже ночью не выключают свет, чтобы освещать путь. Как в случае этой церкви это точно свет надежд, которые сбылись.

Тег: Церковь Казанской иконы в селе Рашкино под Торжком

Источник

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей.

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена
БФ Святыни нашей Родины

6 месяцев, расходы на создание микроклимата составляют 60 000 рублей в месяц, что обременительно для сельского храма.
***
Приглашаем к участию по сохранению настенной росписи Казанского храма в с.Рашкино.
***
Храм расположен по пути на оз.Селигер в Торжокском р-не. Многие знают Казанский храм в с.Рашкино по колокольне-маяку, которая ночью приветствует проезжающих путников.
Воотчию фрески можно увидеть в дни служб.
Поддержать проект:
1)СЧЕТ БФ » СВЯТЫНИ НАШЕЙ РОДИНЫ»
получатель : БФ «Святыни нашей Родины»
ИНН 6943007371/КПП 695001001
банк: р/сч.4070 3810 3630 0000 1226 в Тверском ОСБ № 8607 г.Тверь
к/сч.3010 1810 7000 0000 0679 БИК 042809679
Наименование платежа : «на сохранение фресок».

2) СЧЕТ КАЗАНСКИЙ ХРАМ
получатель: Православный приход церкви Казанской иконы Божией Матери
ИНН 6943004028/ КПП 694301001
банк: р/сч. 40703810563320100131 в Торжокском ОСБ 2596 г.Торжок Тверское ОСБ № 8607 г.Тверь
к/сч.30101810700000000679
БИК 042809679
Наименование платежа:»на уставную деятельность» или «сохранение настенной живописи».

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена
Храм святителя Николая Чудотворца в Тиинске

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена
БФ Святыни нашей Родины

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена

Это полезно знать:
Новые доументы патриархии:
http://www.patriarchia.ru/db/text/5846562.html
Утвержден регламент церковного служения специалиста по приходскому просвещению

http://www.uchkom.info/novosti/8275/
Изменён порядок распределения выпускников центральных духовных учебных заведений

храм в рашкино тверская область

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена
БФ Святыни нашей Родины

26 октября 1993 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери были обретены честные останки архипастыря-мученика, которые находятся ныне в Вознесенском соборе города Твери.

Святитель Фаддей был казнен 31 декабря 1937 года.
Показать полностью.
Рассказывают, что его утопили в яме с нечистотами. После его смерти тюремный врач предупредила верующих, что вскоре владыку повезут хоронить. 2 января 1938 года. Около четырех часов дня. Скоро будет смеркаться, но еще светло. Со стороны тюрьмы через замерзшую Волгу двигались сани по направлению к кладбищу. На кладбище были в это время две женщины. Они спросили: – Кого это вы привезли?

— Фаддея вашего привезли! – ответил один из них.

Тело владыки было завернуто в брезент, но в выкопанную неглубокую яму его опустили в нижней одежде.

Весной после Пасхи 1938 года женщины вскрыли могилу и переложили тело Архиепископа в простой гроб. Одна из женщин вложила в руку владыке пасхальное яйцо. На месте могилы был поставлен крест и на нем сделана надпись, но вскоре он был уничтожен властями. Прошло много лет. Храм, стоящий на кладбище, был разрушен, снесена и уничтожена большая часть памятников и крестов, и точное место могилы Архиепископа Фаддея было забыто.

Все эти годы верующие Твери хранили память о владыке Фаддее и о его могиле. Осенью 1990 года найдено точное место захоронения владыки. Экспертиза, проведенная в Москве, подтвердила, что найденные останки принадлежат владыке Фаддею.

В 1991 году Синодальная Комиссия по изучению материалов, относящихся к реабилитации духовенства и мирян Русской Православной Церкви, получила сведения из Тверской прокуратуры о реабилитации Архиепископа Фаддея (Успенского).

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена

храм в рашкино тверская область

Казанская Церковь в Рашкино. Страничка друзей. запись закреплена
Протоиерей Александр Захаров официальная группа

23 октября память прп. Амвро́сия Оптинского (1891).

Алек­сандр Грен­ков, бу­ду­щий отец Ам­вро­сий, ро­дил­ся 21 или 23 но­яб­ря 1812 го­да в ду­хов­ной се­мье се­ла Боль­шие Ли­по­ви­цы Там­бов­ской епар­хии. Окон­чив ду­хов­ное учи­ли­ще, он за­тем про­шел успеш­но курс в ду­хов­ной се­ми­на­рии. Од­на­ко не по­шел ни в Ду­хов­ную ака­де­мию, ни в свя­щен­ни­ки.
Показать полностью. Неко­то­рое вре­мя он был до­маш­ним учи­те­лем в од­ной по­ме­щи­чьей се­мье, а за­тем пре­по­да­ва­те­лем Ли­пец­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. Об­ла­дая жи­вым и ве­се­лым ха­рак­те­ром, доб­ро­тою и ост­ро­уми­ем, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич был очень лю­бим сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми и со­слу­жив­ца­ми. В по­след­нем клас­се се­ми­на­рии ему при­шлось пе­ре­не­сти опас­ную бо­лезнь, и он дал обет по­стричь­ся в мо­на­хи, ес­ли вы­здо­ро­ве­ет.
По вы­здо­ров­ле­нии он не за­был сво­е­го обе­та, но несколь­ко лет от­кла­ды­вал его ис­пол­не­ние, «жал­ся», по его вы­ра­же­нию. Од­на­ко со­весть не да­ва­ла ему по­коя. И чем боль­ше про­хо­ди­ло вре­ме­ни, тем му­чи­тель­нее ста­но­ви­лись уко­ры со­ве­сти. Пе­ри­о­ды без­за­бот­но­го ве­се­лья и бес­печ­но­сти сме­ня­лись пе­ри­о­да­ми острой тос­ки и гру­сти, уси­лен­ной мо­лит­вы и слез. Од­на­жды, бу­дучи уже в Ли­пец­ке, гу­ляя в со­сед­нем ле­су, он, стоя на бе­ре­гу ру­чья, яв­ствен­но рас­слы­шал в его жур­ча­нье сло­ва: «Хва­ли­те Бо­га, лю­би­те Бо­га. »
До­ма, уеди­ня­ясь от лю­бо­пыт­ных взо­ров, он пла­мен­но мо­лил­ся Бо­жи­ей Ма­те­ри про­све­тить его ум и на­пра­вить его во­лю. Во­об­ще он не об­ла­дал на­стой­чи­вою во­лею и уже в ста­ро­сти го­во­рил сво­им ду­хов­ным де­тям: «Вы долж­ны слу­шать­ся ме­ня с пер­во­го сло­ва. Я – че­ло­век уступ­чи­вый. Ес­ли бу­де­те спо­рить со мною, я мо­гу усту­пить вам, но это не бу­дет вам на поль­зу». Из­не­мо­гая от сво­ей нере­ши­мо­сти, Алек­сандр Ми­хай­ло­вич от­пра­вил­ся за со­ве­том к про­жи­вав­ше­му в той мест­но­сти из­вест­но­му по­движ­ни­ку Ила­ри­о­ну. «Иди в Оп­ти­ну, – ска­зал ему ста­рец, – и бу­дешь опы­тен». Грен­ков по­слу­шал­ся. Осе­нью 1839 го­да он при­был в Оп­ти­ну Пу­стынь, где был лас­ко­во при­нят стар­цем Львом.
Вско­ре он при­нял по­стриг и был на­ре­чен Ам­вро­си­ем, в па­мять свя­ти­те­ля Ме­дио­лан­ско­го, за­тем был ру­ко­по­ло­жен в иеро­дья­ко­на и позд­нее – во иеро­мо­на­ха. Ко­гда отец Ма­ка­рий на­чал свое де­ло из­да­тель­ства, о. Ам­вро­сий, окон­чив­ший се­ми­на­рию и зна­ко­мый с древни­ми и но­вы­ми язы­ка­ми (он знал пять язы­ков), был од­ним из его бли­жай­ших по­мощ­ни­ков. Ско­ро по­сле сво­е­го ру­ко­по­ло­же­ния он за­бо­лел. Бо­лезнь бы­ла на­столь­ко тя­же­ла и про­дол­жи­тель­на, что на­все­гда по­до­рва­ла здо­ро­вье от­ца Ам­вро­сия и по­чти при­ко­ва­ла его к по­сте­ли. Вслед­ствие сво­е­го бо­лез­нен­но­го со­сто­я­ния он до са­мой сво­ей кон­чи­ны не мог со­вер­шать ли­тур­гии и участ­во­вать в длин­ных мо­на­стыр­ских бо­го­слу­же­ни­ях.
По­стиг­шая о. Ам­вро­сия тя­же­лая бо­лезнь име­ла для него несо­мнен­но про­ви­ден­ци­аль­ное зна­че­ние. Она уме­ри­ла его жи­вой ха­рак­тер, предо­хра­ни­ла его, быть мо­жет, от раз­ви­тия в нем са­мо­мне­ния и за­ста­ви­ла его глуб­же вой­ти в се­бя, луч­ше по­нять и са­мо­го се­бя, и че­ло­ве­че­скую при­ро­ду. Неда­ром же впо­след­ствии о. Ам­вро­сий го­во­рил: «Мо­на­ху по­лез­но бо­леть. И в бо­лез­ни не на­до ле­чить­ся, а толь­ко под­ле­чи­вать­ся!» По­мо­гая стар­цу Ма­ка­рию в из­да­тель­ской де­я­тель­но­сти, о. Ам­вро­сий и по­сле его кон­чи­ны про­дол­жал за­ни­мать­ся этою де­я­тель­но­стью. Под его ру­ко­вод­ством бы­ли из­да­ны: «Ле­стви­ца» преп. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, пись­ма и жиз­не­опи­са­ние о. Ма­ка­рия и дру­гие кни­ги. Но не из­да­тель­ская де­я­тель­ность бы­ла сре­до­то­чи­ем стар­че­ских тру­дов о. Ам­вро­сия. Его ду­ша ис­ка­ла жи­во­го, лич­но­го об­ще­ния с людь­ми, и он ско­ро стал при­об­ре­тать сла­ву опыт­но­го на­став­ни­ка и ру­ко­во­ди­те­ля в де­лах не толь­ко ду­хов­ной, но и прак­ти­че­ской жиз­ни. Он об­ла­дал необык­но­вен­но жи­вым, ост­рым, на­блю­да­тель­ным и про­ни­ца­тель­ным умом, про­свет­лен­ным и углуб­лен­ным по­сто­ян­ною со­сре­до­то­чен­ною мо­лит­вою, вни­ма­ни­ем к се­бе и зна­ни­ем по­движ­ни­че­ской ли­те­ра­ту­ры. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей его про­ни­ца­тель­ность пе­ре­хо­ди­ла в про­зор­ли­вость. Он глу­бо­ко про­ни­кал в ду­шу сво­е­го со­бе­сед­ни­ка и чи­тал в ней, как в рас­кры­той кни­ге, не нуж­да­ясь в его при­зна­ни­ях. Ли­цо его, кре­стья­ни­на-ве­ли­ко­рос­са, с вы­да­ю­щи­ми­ся ску­ла­ми и с се­дой бо­ро­дой, све­ти­лось ум­ны­ми и жи­вы­ми гла­за­ми. Со все­ми ка­че­ства­ми сво­ей бо­га­то ода­рен­ной ду­ши о. Ам­вро­сий, несмот­ря на свою по­сто­ян­ную бо­лезнь и хи­лость, со­еди­нял неис­ся­ка­е­мую жиз­не­ра­дост­ность и умел да­вать свои на­став­ле­ния в та­кой про­стой и шут­ли­вой фор­ме, что они лег­ко и на­все­гда за­по­ми­на­лись каж­дым слу­ша­ю­щим. Ко­гда это бы­ло необ­хо­ди­мо, он умел быть взыс­ка­тель­ным, стро­гим и тре­бо­ва­тель­ным, при­ме­няя «на­став­ле­ние» пал­кой или же на­кла­ды­вая на на­ка­зу­е­мо­го епи­ти­мью. Ста­рец не де­лал ни­ка­ко­го раз­ли­чия меж­ду людь­ми. Каж­дый имел к нему до­ступ и мог го­во­рить с ним: пе­тер­бург­ский се­на­тор и ста­рая кре­стьян­ка, про­фес­сор уни­вер­си­те­та и сто­лич­ная мод­ни­ца, Со­ло­вьев и До­сто­ев­ский, Леон­тьев и Тол­стой.
С ка­ки­ми толь­ко прось­ба­ми, жа­ло­ба­ми, с ка­ки­ми толь­ко сво­и­ми го­ре­стя­ми и нуж­да­ми ни при­хо­ди­ли к стар­цу лю­ди! При­хо­дит к нему мо­ло­дой свя­щен­ник, год то­му на­зад на­зна­чен­ный, по соб­ствен­но­му же­ла­нию, на са­мый по­след­ний при­ход в епар­хии. Не вы­дер­жал он ску­до­сти сво­е­го при­ход­ско­го су­ще­ство­ва­ния и при­шел к стар­цу про­сить бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­ме­ну ме­ста. Уви­дев его из­да­ли, ста­рец за­кри­чал: «Иди на­зад, отец! Он один, а вас двое!» Свя­щен­ник, недо­уме­вая, спро­сил стар­ца, что зна­чат его сло­ва. Ста­рец от­ве­тил: «Да ведь дья­вол, ко­то­рый те­бя ис­ку­ша­ет, один, а у те­бя по­мощ­ник – Бог! Иди на­зад и не бой­ся ни­че­го; греш­но ухо­дить с при­хо­да! Слу­жи каж­дый день ли­тур­гию, и все бу­дет хо­ро­шо!» Об­ра­до­ван­ный свя­щен­ник вос­пря­нул ду­хом и, вер­нув­шись на свой при­ход, тер­пе­ли­во по­вел там свою пас­тыр­скую ра­бо­ту и через мно­го лет про­сла­вил­ся как вто­рой ста­рец Ам­вро­сий.
Тол­стой по­сле бе­се­ды с о. Ам­вро­си­ем ра­дост­но ска­зал: «Этот о. Ам­вро­сий со­всем свя­той че­ло­век. По­го­во­рил с ним, и как-то лег­ко и от­рад­но ста­ло у ме­ня на ду­ше. Вот ко­гда с та­ким че­ло­ве­ком го­во­ришь, то чув­ству­ешь бли­зость Бо­га».
Дру­гой пи­са­тель, Ев­ге­ний По­го­жев (По­се­ля­нин) го­во­рил: «Ме­ня по­ра­зи­ла его свя­тость и та непо­сти­жи­мая без­дна люб­ви, ко­то­рые бы­ли в нем. И я, смот­ря на него, стал по­ни­мать, что зна­че­ние стар­цев – бла­го­слов­лять и одоб­рять жизнь и по­сы­ла­е­мые Бо­гом ра­до­сти, учить лю­дей жить счаст­ли­во и по­мо­гать им нести вы­па­да­ю­щие на их до­лю тя­го­сти, в чем бы они ни со­сто­я­ли». В. Ро­за­нов пи­сал: «Бла­го­де­я­ние от него льет­ся ду­хов­ное, да, на­ко­нец, и физи­че­ское. Все под­ни­ма­ют­ся ду­хом, толь­ко взи­рая на него. Са­мые прин­ци­пи­аль­ные лю­ди по­се­ща­ли его (о. Ам­вро­сия), и ни­кто не ска­зал ни­че­го от­ри­ца­тель­но­го. Зо­ло­то про­шло через огонь скеп­ти­циз­ма и не по­туск­не­ло».
В стар­це в очень силь­ной сте­пе­ни бы­ла од­на рус­ская чер­та: он лю­бил что-ни­будь устро­ить, что-ни­будь со­здать. Он ча­сто на­учал дру­гих пред­при­нять ка­кое-ни­будь де­ло, и, ко­гда к нему при­хо­ди­ли са­ми за бла­го­сло­ве­ни­ем на по­доб­ную вещь част­ные лю­ди, он с го­ряч­но­стью при­ни­мал­ся об­суж­дать и да­вал не толь­ко бла­го­сло­ве­ние, но и доб­рый со­вет. Оста­ет­ся со­вер­шен­но непо­сти­жи­мым, от­ку­да брал отец Ам­вро­сий те глу­бо­чай­шие све­де­ния по всем от­рас­лям че­ло­ве­че­ско­го тру­да, ко­то­рые в нем бы­ли.
Внеш­няя жизнь стар­ца в Оп­тин­ском ски­ту про­те­ка­ла сле­ду­ю­щим об­ра­зом. День его на­чи­нал­ся ча­са в че­ты­ре-пять утра. В это вре­мя он звал к се­бе ке­лей­ни­ков, и чи­та­лось утрен­нее пра­ви­ло. Оно про­дол­жа­лось бо­лее двух ча­сов, по­сле че­го ке­лей­ни­ки ухо­ди­ли, а ста­рец, остав­шись один, пре­да­вал­ся мо­лит­ве и го­то­вил­ся к сво­е­му ве­ли­ко­му днев­но­му слу­же­нию. С де­вя­ти ча­сов на­чи­нал­ся при­ем: спер­ва мо­на­ше­ству­ю­щих, за­тем ми­рян. При­ем длил­ся до обе­да. Ча­са в два ему при­но­си­ли скуд­ную еду, по­сле ко­то­рой он час-пол­то­ра оста­вал­ся один. За­тем чи­та­лась ве­чер­ня, и до но­чи воз­об­нов­лял­ся при­ем. Ча­сов в 11 со­вер­ша­лось длин­ное ве­чер­нее пра­ви­ло, и не рань­ше по­лу­но­чи ста­рец оста­вал­ся, на­ко­нец, один. Отец Ам­вро­сий не лю­бил мо­лить­ся на ви­ду. Ке­лей­ник, чи­тав­ший пра­ви­ло, дол­жен был сто­ять в дру­гой ком­на­те. Од­на­жды, один мо­нах на­ру­шил за­пре­ще­ние и во­шел в кел­лию стар­ца: он уви­дел его си­дя­щим на по­сте­ли с гла­за­ми, устрем­лен­ны­ми в небо, и ли­цом, оси­ян­ным ра­до­стью.
Так в те­че­ние бо­лее трид­ца­ти лет, изо дня в день ста­рец Ам­вро­сий со­вер­шал свой по­двиг. В по­след­ние де­сять лет сво­ей жиз­ни он взял на се­бя еще од­ну за­бо­ту: ос­но­ва­ние и устрой­ство жен­ской оби­те­ли в Ша­мор­дине, в 12 вер­стах от Оп­ти­ны, где, кро­ме 1000 мо­на­хинь, име­лись еще при­ют и шко­ла для де­во­чек, бо­га­дель­ня для ста­рух и боль­ни­ца. Эта но­вая де­я­тель­ность бы­ла для стар­ца не толь­ко лиш­ней ма­те­ри­аль­ной за­бо­той, но и кре­стом, воз­ло­жен­ным на него Про­ви­де­ни­ем и за­кон­чив­шим его по­движ­ни­че­скую жизнь.
1891 год был по­след­ним в зем­ной жиз­ни стар­ца. Все ле­то это­го го­да он про­вел в Ша­мор­дин­ской оби­те­ли, как бы спе­ша за­кон­чить и устро­ить там все неза­кон­чен­ное. Шли спеш­ные ра­бо­ты, но­вая на­сто­я­тель­ни­ца нуж­да­лась в ру­ко­вод­стве и ука­за­ни­ях. Ста­рец, по­ви­ну­ясь рас­по­ря­же­ни­ям кон­си­сто­рии, неод­но­крат­но на­зна­чал дни сво­е­го отъ­ез­да, но ухуд­ше­ние здо­ро­вья, на­сту­пав­шая сла­бость – след­ствие его хро­ни­че­ской бо­лез­ни – за­став­ля­ли его от­кла­ды­вать свой отъ­езд. Так про­тя­ну­лось де­ло до осе­ни. Вдруг при­шло из­ве­стие, что сам прео­свя­щен­ный, недо­воль­ный мед­ли­тель­но­стью стар­ца, со­би­ра­ет­ся при­е­хать в Ша­мор­ди­но и увез­ти его. Тем вре­ме­нем ста­рец Ам­вро­сий сла­бел с каж­дым днем. И вот – ед­ва прео­свя­щен­ный успел про­ехать по­ло­ви­ну пу­ти до Ша­мор­ди­на и оста­но­вил­ся но­че­вать в Пе­ре­мышль­ском мо­на­сты­ре, как ему по­да­ли те­ле­грам­му, из­ве­ща­ю­щую его о кон­чине стар­ца. Прео­свя­щен­ный из­ме­нил­ся в ли­це и сму­щен­но ска­зал: «Что же это зна­чит?» Был ве­чер 10 (22) ок­тяб­ря. Прео­свя­щен­но­му со­ве­то­ва­ли на дру­гой день вер­нуть­ся в Ка­лу­гу, но он от­ве­тил: «Нет, ве­ро­ят­но, та­ко­ва уж во­ля Бо­жия! Про­стых иеро­мо­на­хов ар­хи­ереи не от­пе­ва­ют, но это осо­бен­ный иеро­мо­нах – я хо­чу сам со­вер­шить от­пе­ва­ние стар­ца».
Бы­ло ре­ше­но пе­ре­вез­ти его в Оп­ти­ну пу­стынь, где про­вел он свою жизнь и где по­ко­и­лись его ду­хов­ные ру­ко­во­ди­те­ли – стар­цы Лев и Ма­ка­рий. На мра­мор­ном над­гро­бии вы­гра­ви­ро­ва­ны сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Бых немощ­ным, яко немо­щен, да немощ­ныя при­об­ря­щу. Всем бых вся, да вся­ко некия спа­су» (1Кор.9:22). Сло­ва эти точ­но вы­ра­жа­ют смысл жиз­нен­но­го по­дви­га стар­ца.
Тропарь, глас 5:

Я́ко к целе́бному исто́чнику/ притека́ем к тебе́, Амвро́сие, о́тче наш./ Ты бо на путь спасе́ния нас ве́рно наставля́еши,/ моли́твами от бед и напа́стей охраня́еши,/ в те́лесных и душе́вных ско́рбех утеша́еши,/ па́че же смире́нию, терпе́нию и любви́ науча́еши./ Моли́ Человеколю́бца Христа́/ и Засту́пницу усе́рдную// спасти́ся душа́м на́шим.

Заве́т Пастыренача́льника испо́лнив/ ста́рчества благода́ть насле́довал еси́,/ боле́знуя се́рдцем о всех, с ве́рою притека́ющих к тебе́,/ те́мже и мы, ча́да твоя́, с любо́вию вопие́м ти:/ о́тче святы́й Амвро́сие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

О вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, О́птинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя Небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х, чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие! Ты порабо́тати Го́сподеви жела́я, зде всели́лся еси́, и неле́ностно во труде́х, бде́ниех, моли́твех и посте́х подвиза́лся еси́, и был еси наста́вник мона́шествующим, всем же лю́дем учи́телю ре́вностный. Ны́не у́бо, по отше́ствии твое́м от земны́х, Небе́сному Царю́ предстоя́, моли́ бла́гость Его́, е́же уще́дрити ме́сто селе́ния твоего́, святу́ю оби́тель сию́, иде́же ду́хом любве́ твоея́ неотсту́пно пребыва́еши, и всем лю́дем твои́м, с ве́рою к ра́це моще́й твои́х припа́дающим, во блага́я проше́ния их испо́лнити. Испроси́ у ми́лостиваго Го́спода на́шего, да низпо́слет нам оби́лие Небе́сных и земны́х благ, па́че же я́же на по́льзу душ на́ших да да́рует нам, и сконча́ти житие́ сие́ привре́менное в покая́нии да сподо́бит, в день же су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Свое́м да удосто́ит во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О всечестны́й ста́рче пресла́вныя и ди́вныя О́птины пу́стыни, преподо́бне и богоно́сне о́тче наш Амвро́сие, Це́ркве на́шея до́брое украше́ние и благода́тный свети́льниче, небе́сным све́том всех озаря́яй, кра́сный и духо́вный плод Росси́и и всея́ подсо́лнечныя, ду́ши ве́рных оби́льно услажда́яй и увеселя́яй! Ны́не с ве́рою и тре́петом припа́даем пред цельбоно́сною ра́кою святы́х моще́й твои́х, и́хже на утеше́ние и по́мощь стра́ждущим ми́лостивно дарова́л еси́, смире́нно мо́лим Тя се́рдцем и усты́, о́тче святы́й, я́ко всеросси́йскаго наста́вника и учи́теля благоче́стия, па́стыря и врача́ душе́вных и теле́сных неду́гов на́ших: воззри́ на чад твои́х зело́ согреша́ющих в словесе́х и де́лех и посети́ нас мно́гою и свято́ю свое́ю любо́вию, е́юже сла́вно преуспе́л еси́ еще́ во дни земны́я, а наипа́че по пра́ведней твое́й кончи́не, наставля́я в пра́вилех святы́х и богопросвеще́нных отце́в, вразумля́я нас в за́поведех Христо́вых, в ни́хже до́бре поревнова́л еси́ до после́дняго часа́ твоея́ многотру́дныя и́ноческия жи́зни; испроси́ нам, немощству́ющим душе́ю и бе́дствующим в ско́рбех, благоприя́тное и спаси́тельное вре́мя на покая́ние, и́стинное исправле́ние и обновле́ние на́шего жития́, в не́мже мы, гре́шнии, осуети́хомся умо́м и се́рдцем, преда́хом себе́ непотре́бным и лю́тым страсте́м, поро́ком и беззако́нием, и́мже несть числа́; приими́ у́бо, соблюди́ и покры́й нас кро́вом твоея́ мно́гия ми́лости, низпосли́ нам благослове́ние от Го́спода, да понесе́м благо́е и́го Христо́во в долготерпе́нии до конца́ дней на́ших, ча́юще бу́дущаго живота́ и Ца́рствия, иде́же несть печа́ль ни воздыха́ние, но жизнь и ра́дость безконе́чная, изоби́льно проистека́емая от Еди́наго, Всесвята́го и Блаже́ннаго Исто́чника безсме́ртия в Тро́ице поклоня́емаго Бо́га Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *