храм в саках пророка ильи официальный сайт

История храма

Инициатива сооружения церкви в Саках принадлежала святителю Иннокентию (Борисову), епископу Херсонскому и Таврическому. Среди имен многих выдающихся духовных пастырей Тавриды имя владыки Иннокентия сияет особенно ярко: он был ученым-богословом, историком, блестящим оратором. Современники называли его «звездой Отечества», «русским Златоустом».

В 1853 году Херсонская духовная консистория ходатайствовала перед Главным управлением путей сообщения и публичных зданий о рассмотрении проекта церкви при Сакском соляном озере, который разработал Херсонский епархиальный архитектор. Проект был отклонен, хозяйственное управление Синода предложило свой проект сметной стоимостью восемь тысяч рублей серебром. 13 декабря 1856 г. Святейший Синод рассмотрел и одобрил представленный проект и рекомендовал «препроводить архиепископу Херсонскому новый проект относительно построения церкви при Сакском соляном озере с предоставлением сведений с заключением и возвращением того проекта». 25 апреля 1857 года архиепископ Иннокентий ответил Синоду: «Честь имею уведомить, что дело остановилось за прошедшею войною и вследствие ее может совершенно переиначиться, ибо церковь предполагалась к постройке главным образом ради существовавшего там больничного заведения, от которого не осталось теперь ни щепки. Готовится прожект о возведении нового здания, в состав коего думают ввести и церковь».

Святитель Иннокентий предполагал построить в Саках обширный храм и изыскивал для этого средства. Кончина крымского архипастыря в 1857 г. прервала эти труды. Вместо большого храма в 1861 году на средства евпаторийского купца 3-й гильдии Петра Третьякова построили небольшую каменную церковь, скромную по архитектуре, во имя святого пророка Илии. Храм обслуживал Саки и семь деревень — Александровку, Ивановку, Лезье, Михайловку, Ново-Дмитриевку, Тишей, Тулат-Карач, всего 1679 прихожан. История сохранила имена первого священника Романа Сулимы и диакона Павла Михайловского.

У этой церкви не было даже колокольни, под звонницу приспособили небольшое строение. Колокола висели так низко, что их звон не был слышен в большей части села. Только через тридцать лет, в 1891 году, возник вопрос о строительстве на средства прихожан новой трехъярусной колокольни, отдельно стоящим объемом, на расстоянии трех саженей от церкви, чтобы при постройке взамен существующей маленькой церкви новой, большей, чем теперешняя, престол оказался на месте. Автором проекта колокольни стал классный художник архитектуры А. Карапетов. Долгое время он жил и работал в Крыму, где по его проектам было воздвигнуто несколько храмов, а также гражданских зданий. В Симферополе им были построены Казённая палата и церковь Трёх Святителей, в Керчи — церковь Вознесения Господня и храм Успения Пресвятой Богородицы, а также церковь во имя апостола и евангелиста Луки в с. Лаки. Архитектор Карапетов спроектировал нарядную высокую колокольню, в октябре строение было освидетельствовано и принято в эксплуатацию.

храм в саках пророка ильи официальный сайтС 1891 по 1898 год настоятелем нашего храма был священномученик Владимир Троепольский, который был прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей в ноябре 1981 года. 28 июля 2019 года Священный Синод внес в Церковный календарь Украинской Православной Церкви день памяти священномученика пресвитера Владимира Троепольского.

В 1902 году встал вопрос о строительстве здания церкви. Был организован строительный комитет, председателем которого стал настоятель церкви священник В. Попов. Комитету нужно было изыскать денежные средства, выбрать опытного архитектора — автора проекта, найти благонадежного подрядчика, способного грамотно повести строительство, закупить строительные материалы.

При выборе подрядчика комитет решил устроить частные торги, на которые приглашались подрядчики, известные епархиальному ведомству.

Добросовестный и опытный инженер-строитель, хорошо зарекомендовавший себя в губернском центре (он строил в Симферополе Дворянский театр, здание Офицерского собрания, частные дома и другие крупные сооружения), Я.А. Рыков взялся за подрядную работу по сооружению Свято-Ильинской церкви. Согласно контракту, строительство должно было завершиться к августу 1903 года.

Зодчим будущего храма стал Хрисанф Константинович Васильев (1851-?). Как и об архитекторе Карапетове, о Васильеве нам известно немного.

С 1872 по 1884 год он учился во Всероссийской Академии Художеств в Петербурге. Автор проекта железнодорожного вокзала в Баку. В 1883 году вместе со скульптором Н.А. Лаверецким создал надгробный памятник Ф.М. Достоевскому в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. С его участием открыто два памятника А.С. Пушкину. По проектам Хрисанфа Васильева в Крыму были построены церкви в Перекопе, Гурзуфе, великолепный храм Архистратига Михаила в Алупке.

Архитектор Васильев так гармонично объединил уже существовавшую колокольню с новой церковью, что постройка выглядела единым целым. Этот храм мог украсить любой город: нарядный, большой, прекрасных пропорций, без налета провинциальности.

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

2(15 по новому стилю) октября 1903 г. новая церковь была освящена во имя пророка Божьего Илии.

На основании секретного постановления Президиума Евпаторийского райисполкома 27 ноября 1929 г. было решено «санкционировать закрытие церкви с использованием здания в культурных целях». В период 1929-30 гг. на всех сакских предприятиях и в окрестных деревнях проводятся собрания, где на повестку дня вынесен вопрос о ликвидации церкви.

1 января 1930 года вопрос о закрытии церкви был решен, Ильинскую церковь должны были переоборудовать под клуб Химсольтреста.

В апреле этого же года местный сельсовет переоборудовал храм под клуб. 1930-е гг. клуба приступили к снятию куполов, демонтажу иконостаса и изъятию церковной утвари.

Шел Великий пост. Приближалась Страстная седмица (в 1930 году Пасха праздновалась 20 апреля). 8 апреля прихожане сел Саки и Михайловки М. Пономарчук, Е. Чинакалова, О. Пантухина, П. Пархоменко, Ф. Гнутый и много других верующих окружили церковь и с палками в руках заставили прекратить ее разорение. Раздавались антисоветские лозунги. Зачинщиков задержали.

Об инциденте узнали в Москве. По распоряжению М.И. Калинина в Крымский ЦИК была направлена телеграмма: «Ликвидацию церкви в селе Саки Евпаторийского вышлите доклад, церковь передайте верующим». В ответ местные органы власти сообщили, что «Сакская церковь была закрыта по требованию 1,5 тысяч трудящихся и капитально перестроена под клуб. Считаем закрытие клуба невозможным».

Вновь открыли церковь в конце 1941 года, во время немецкой оккупации. Свято-Ильинский храм был один на весь Сакский район. Со времени его открытия сменилось четыре священника, а с июля 1946 года сюда назначили священника Иоанна Осипова (род. 1890 г., в сане священнослужителя с 1922 года).

«Посещаемость данной церкви верующими довольно значительная, — докладывал крымский уполномоченный по делам Церкви Я. Жданов в 1952 году. — Например, по личному наблюдению, 19 августа с. г., в так называемый церковный праздник «Спас Преображения», несмотря на то, что день был рабочий, в церкви было не менее одной тысячи человек (проводилось освящение фрукты). В этот день в церкви было говеющих (исповедников) — 162 чел., из них детей школьного возраста до 30 чел., а в такие церковные праздники, как «Пасха», в Сакской церкви бывает полторы, две тыс. человек и более. По заявлению священника Осипова Ивана и по наблюдению других лиц, посещаемость Сакской церкви верующими не уменьшается, а даже увеличивается».

В 1946 году Указом Патриарха в Крым был назначен новый правящий архиерей. Святитель Лука (в миру — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) был крымчанином по рождению (он родился 9 июля 1877 года в Керчи) и отдал Крыму последние пятнадцать лет своей жизни.

В 1954 году в Ильинской церкви было уже двое священнослужителей: помимо уже упоминавшегося о. Иоанна Осипова, настоятель — иерей Василий Поветкин. Была и церковная «двадцатка». «Двадцатка» — название условное, в церковный актив входило 25 человек. Интересен ее состав: почти все члены «двадцатки» были преклонного возраста, моложе 50 лет — всего 1 человек, остальные от 50-ти до 80-ти лет, в основ-ном инвалиды и пенсионеры. Это понятно — мало кто из более молодых прихожан захотел бы лишиться работы (а, возможно, и свободы). Церковный староста Хрисанф Бард, в прошлом повар, занимавший эту должность с июня 1944 г., тоже был преклонного возраста, ему шел восьмой десяток. Мужчин всего 8, а женщин — 17. Как после революции, так и после войны, это было повсеместной нормой, церковь держалась на «белых платочках», как в народе именовали верующих женщин.

Правящий архиерей Крымской епархии, святитель Лука, строго следил за соблюдением церковных канонов. В октябре 1954 года были назначены в Свято-Ильинскую церковь настоятель о. Василий Поветкин, по словам архиепископа Луки, священник опытный и образованный, и в помощь ему — иерей Петр Попов, ранее служивший в Николаевской церкви г. Бахчисарай.

В середине 1950-х годов началось поругание и осквернение крымских церквей. В Ильинскую церковь на Пасху 1955 года двое пьяных хулиганов во время ночной Божественной литургии в храм вошли двое пьяных хулиганов и подняли шум. Одного из них вывели милиционеры, а другого, не дожидаясь действия властей, несколько прихожан схватили и выбросили за церковную ограду.

Со времени открытия Ильинской церкви во время немецкой оккупации минуло 15 лет, но значительных изменений в ее переоборудовании не произошло. Во время очередного инспекционного визита местный уполномоченный по делам Церкви обратил внимание на то, что в храме в дневное время царит полная темнота, приходится включать электричество.

Окна в храме были закрыты ложами для кинозрителей, и о. Петр Попов попросил уполномоченного разрешить убрать ложи и восстановить окна. Представитель власти окончательного ответа не дал, но предложил составить технический проект переоборудования и смету. И все-таки за церковью по мере возможности ухаживали: она была внутри и снаружи побелена, выкрашен пол, капитально отремонтирована и выкрашена крыша.

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

К концу 1950-х годов Ильинская церковь в Саках, согласно секретной справке крымского уполномоченного, входила в число «наиболее активно работающих» крымских церквей. Это заявление было опасным: властями был взят курс на закрытие церквей.

храм в саках пророка ильи официальный сайтСводы Ильинской церкви помнят святителя Луку: в апреле 1947 года он посетил сакский храм. Фотографии святителя Луки в Саках нам, к сожалению, неизвестны, зато фотоаппарат запечатлел необыкновенного человека, тесно связанного со святителем. На старой фотографии среди толпы прихожан стоит светлоликий седобородый старец. Это архимандрит Тихон (Богославец). Он был духовным сыном оптинского старца, о. Амвросия.

Невзирая на усилия властей, богослужения в Ильинской церкви не прерывались со времени ее открытия во время Великой Отечественной войны и до наших дней.

храм в саках пророка ильи официальный сайтС 24 декабря 1960 г. настоятелем ее был священник Сергий Скоробацкий (1914-1997). Сын священника, кандидат богословских наук, человек образованный, знавший польский и немецкий языки. Отец Сергий участвовал в Великой Отечественной, был ранен в ногу. Но, несмотря на болезни, о. Сергий был настоятелем Ильинской церкви до 1985 года (с перерывом на служение в Белогорске в 1971-75гг.), когда он по состоянию здоровья был почислен за штат. Отошел ко Господу о. Сергий в 1997 году.

храм в саках пророка ильи официальный сайтС 9 апреля 1987 года в Свято-Ильинскую церковь был назначен священник Валерий Цуркан. 27 лет отец Валерий был бессменным ее настоятелем. Отец Валерий все силы отдавал служению, заботам о пастве и храме. Всегда благожелательный, неизменно ровный в обращении, он был искренне любим всеми прихожанами.

Отец Валерий закончил свой земной путь 26 февраля 2014 года на 64 году жизни после тяжелой и продолжительной болезни.

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

храм в саках пророка ильи официальный сайт

4 апреля 2014 года настоятелем Свято-Ильинского храма г. Саки является протоиерей Иоанн Пристинский.

Источник

Расписание Богослужений

с 26 апреля по 2 мая 2021 г.

Понедельник
26 апреля
Страстная седмица. Великий Понедельник.

7.30 – Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Молебен. Лития.

16.00 – Великое повечерие. Утреня. 1-й час.

Вторник
27 апреля
Страстная седмица. Великий Вторник.

7.30 – Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Молебен. Лития.

16.00 – Великое повечерие. Утреня. 1-й час.

Среда
28 апреля
Страстная седмица. Великая Среда.

7.30 – Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров. Молебен. Лития.

15.00 – Общая исповедь.

16.00 – Утреня. 1-й час.

17.00 — Таинство Елеосвящения (Соборование).

Четверг
29 апреля
Страстная седмица. Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери.

7.00 – Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Молебен. Лития.

16.00 – Утреня с чтением 12-ти Евангелий.

Пятница
30 апреля
Страстная седмица. Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

7.30 – Царские часы. Изобразительны. Молебен. Лития.

13.00 – Вечерня с выносом Плащаницы.

16.00 – Утреня. 1-й час.

Суббота
1 мая
Страстная седмица. Великая Суббота.

7.00 – Часы. Изобразительны. Вечерня с Литургией святителя Василия Великого. Лития.

11.00 – 16.00 Освящение пасхальных куличей.

20.00 – Чтение Деяний святых апостолов.

23.45 – Крестный ход.

Воскресенье
2 мая
СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА.

00.00 – Утреня. Часы Пасхи и Литургия. Освящение пасхальных куличей.

8.30 – Часы Пасхи и Литургия. Освящение пасхальных куличей.

Источник

Свято-Ильинский храм (Саки)

храм в саках пророка ильи официальный сайт

Свято-Ильинский храм — православный храм в городе Саки, первый камень в основание храма был заложен в 1894 году. Сначала была возведена трехъярусная 33-метровая колокольня, а уже потом пристроена церковь. На колокольню водружен соль-минорный колокол «Благовест» весом 508 кг.

Содержание

История [ править ]

Расположен Свято-Ильинский храм в центральной части города, бывшей Базарной площади села Саки. Здесь в 1894 году была заложена колокольня, поэтому место строительства храма выбирать не пришлось. Здание церкви спроектировал известный архитектор Х.К. Васильев, объединив колокольню и церковь идентичным рисунком.

храм в саках пророка ильи официальный сайт

Ответственным за строительство был инженер-строитель Я.А.Рыков. Храм на схеме крестовокупольный, исполнен по мотивам русско-византийского зодчества.

Торжественное освящение произошло 15 октября 1903 года в честь Святого Ильи. Пророк Илия – один из пророков Ветхого Завета – признан святым человеком у христиан и мусульман. Имя его переводится с древнееврейского языка как «Бог мой Яхве». Илия жил в IX веке до Рождества Христова.

В 1930 году храм переделали под клуб. Купол сняли, а колокольню оставили, но в качестве маяка. Здание было перестроено и понесло значительную утрату архитектурно-конструктивных и декоративных элементов.

В годы Великой Отечественной войны храм был возвращен Церкви, в нем были возобновлены богослужения.

Полная реставрация была начата только в 1990 году: был восстановлен купол, сделан заново резной иконостас, росписи по стенам, и церковное убранство.

На колокольню был водружен соль-минорный колокол «Благовест» весом 508 килограмм, приобретенный на средства, пожертвованные гражданами города Саки. Благовест освящён Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем к Пасхе Христовой 1 мая 2005 года.

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 296500, Республика Крым, г. Саки, ул. Симферопольская, д. 38

Паломнику [ править ]

Актуальное расписание богослужений смотрите на странице храма в соцсети.

Источник

Святыни. Саки-Евпатория

Храм святого Пророка Илии (г. Саки, ул. Симферопольская, 38)

храм в саках пророка ильи официальный сайтхрам в саках пророка ильи официальный сайт

Город Саки невелик, но широко известен как бальнеологический курорт. Множество больных съезжаются сюда в надежде излечиться знаменитыми сакскими грязями. Для духовного лечения при лечебнице в 1861 г. была выстроена небольшая каменная церковь, а в 1894 г. в центре города на Базарной площади построили высокую красивую колокольню, к которой впоследствии губернский архитектор Хрисанф Васильев присоединил храм. 2 октября 1903 г. церковь была освящена во имя Пророка Илии.

В 1930 г. храм закрыли, и приспособили под клуб. Купол был снят, утрачены архитектурные элементы и декор. В годы Великой Отечественной войны храм был возвращен Церкви, в нем вновь начались богослужения, которые не прерываются до нашего времени. Но только в 1991 г. началось серьезное восстановление Ильинской церкви: был восстановлен купол, появился красивый резной иконостас и росписи. Специально для больных, передвигающихся в специальных колясках, заботливо предусмотрен удобный въезд в храм.

На расстоянии 20 км от Сак расположен город Евпатория. Это древний го-род, его возраст 2500 лет. В конце VI в. до н.э. на месте таврских поселений на берегу Каламитского залива греки построили город Керкинитиду, который стал со временем крупным торговым, земледельческим и ремесленным центром. Во II в. до н.э. Керкинитидой овладели сначала скифы, а затем в конце II в. войска понтийского царя Митридата Евпатора. Погиб город в IV в. от нашествия гуннов. Вновь возродился город лишь в XIII в. В 1475г. город захватили турки и назвали Гёзлёв, в русских источниках – Козлов. А своё нынешнее имя город получил после присоединения Крыма к России.

Собор Святителя Николая Чудотворца (г. Евпатория, ул. Тучина, 2)

храм в саках пророка ильи официальный сайтхрам в саках пророка ильи официальный сайт
храм в саках пророка ильи официальный сайтхрам в саках пророка ильи официальный сайт
храм в саках пророка ильи официальный сайтхрам в саках пророка ильи официальный сайт

Свято-Николаевская церковь была построена греками еще в конце XVIII в. Выстроенный на ее месте в 1806 г. храм сильно пострадал во время оккупации в годы Крымской войны. Третий по счету Свято-Николаевский храм заложили 11 июля 1893 г. в память освобождения Евпатории от англо-франко-турецких войск и освятили 16 февраля 1899 г. Собор, рассчитанный на 2 тысячи человек, был спроектирован известным зодчим, городским архитектором Одессы А.О. Бернардацци – величественный, массивный, с широким псевдовизантийским куполом.

Сооружение нового храма велось рядом со старой церковью, в которой еще совершались службы. Впоследствии раннюю церковь разобрали, а место ее престола обозначили существующим доныне памятным знаком за алтарем нового храма.

Много сил, энергии и даже личных сбережений вложил в постройку собора протоиерей Иаков Чепурин. Он не дожил до его освящения всего несколько месяцев и был похоронен у собора. Могила его сохранилась до сих пор, и благодарная память о нем живет и поныне.

16 мая 1916 г. собор посетил император Николай II с семьей. Был отслужен молебен с провозглашением многолетия царскому дому и русскому воинству. Это был последний православный храм, а Евпатория – последний город Таврической губернии, которые посетил последний российский император.

При советской власти собор несколько раз закрывался и вновь открывался, чуть было не погиб во время Великой Отечественной войны, утратил свой декор. Сегодня по-прежнему величественный собор доминирует над исторической частью Евпатории, помолиться сюда идут и жители города, и его гости.

Церковь святого пророка Илии (г. Евпатория, ул. Братьев Буслаевых, 5)

храм в саках пророка ильи официальный сайтхрам в саках пророка ильи официальный сайт
храм в саках пророка ильи официальный сайтхрам в саках пророка ильи официальный сайт

На евпаторийской набережной, рядом с причалом яхт-клуба, стоит Свято-Ильинская церковь – памятник архитектуры. Формы ее строги, сдержанны и благородны. Храм был построен в 1911-1918 гг. городским архитектором А.Л. Генрихом для греческой общины. Его история связана с именами святых нового времени: 30 июня 1918 г. его освятил в честь пророка Илии архиепископ Димитрий (Абашидзе) (в июле 2011 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о его канонизации), со дня открытия и до своего ареста в 1936 г. священником в Свято-Ильинском храме в Евпатории был священномученик Елеазар Спиридонов.

Открытие Свято-Ильинской церкви пришлось на трудные для Церкви времена, и хотя её закрыли достаточно поздно по сравнению с большинством крымских храмов (большинство ее прихожан были греческими подданными), она также пострадала. Сняли колокола, изъяли церковные ценности, а в 1938 г. закрыли. Во время Великой Отечественной войны церковь вновь открыли, богослужения продолжались до конца 1950-х., когда ее закрыли вновь. По решению местных властей колокольню как аварийную разобрали, а в саму церковь отдали под спортзал ДСО «Спартак».

Пришло время, и Свято-Ильинская церковь вновь стала для людей домом Божиим: 2 мая 1990 г. архиепископ Симферопольский и Крымский Варлаам совершил ее освящение церкви. В 2003 г. Евпатории исполнилось 2500 лет. К юбилею города восстановили звонницу и подняли на нее специально отлитый для храма колокол.

В Свято-Ильинской церкви находится икона пророка Илии. В 1999 г. с ней произошло чудесное явление: на стекле киота контурами отпечаталось изображение святого. Это не единичный случай в Крыму, подобное случилось в Симферополе в Петропавловским кафедральном соборе с иконой Святителя Никлая Чудотворца и в церкви Всех Святых с образом Спасителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *