храм в салтыках орловской области

Орловская митрополия

Покровский храм с. Спасское (Салтыки)

храм в салтыках орловской области

Историческая справка

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Салтыки (старое название — Спасское) в Орловском районе расположен в 1 километре севернее трассы «Москва-Симферополь», проходящей через село.

Недалеко от села Спасское-Салтыки, около устья ручья Добрый Колодезь, впадающего в реку Оку, находится брод Быстрый, через который в 1571 году переходили татары хана Девлет-Гирея во время похода на Москву.

Впервые село Спасское с Преображенской церковью упоминается в 1734 года. В это время при церкви насчитывался 141 приходской двор. В XVIII веке село входило в Кромскую округу и называлось «Спасское, что на Добром Колодезе». Некоторое время оно находилось во владении П.Б. Шереметева, позднее графа Салтыкова, отчего и получило свое второе название.

Первоначальный деревянный храм Преображения Господня находился в урочище Добрый Колодезь и сгорел в 1787 году. Вместо него в селе Никольском Орловского уезда у помещицы Анны Алексеевны Хитровой был приобретен также деревянный храм, построенный в 1791 году и разобранный в 1895 году вскоре после постройки нового каменного храма.

Существующий холодный храм, во имя Преображения Господня с деревянной колокольней был выстроен в 1871-1886 годы на средства прихожан по проекту епархиального архитектора. Из-за нехватки средств из пяти глав, которые должны были венчать храм, возвели только центральную. Внутренняя отделка и иконостасные работы велись орловским мещанином Николаем Васильевичем Хлебниковым. Главный престол во имя Преображения Господня был освящен 17 февраля 1891 года, правый придел в честь Св. и Чудотворца Николая и левый во имя Покрова Пресвятой Богородицы — 2 и 3 ноября 1892 года. В 1910-е годы (по словам местных жителей) построили каменную колокольню.

В XIX веке в храме сохранялись антиминс, освященный Преосвященным Аполлосом (1788-1789), и древняя икона Казанской Божией Матери. С 1890 года при храме велась церковная летопись. В 1892 году на сельском кладбище сельца Агеевки в 7 верстах от села прихожанами была построена деревянная часовня (сегодня — не сохранилась).

В 1896 году рядом с церковью из леса, оставшегося от старого храма, была построена одноклассная церковно-приходская школа. В 20-е годы XX века вместо старой и на ее фундаменте было выстроено школьное здание, сохранившееся до наших дней. В 1930-е годы церковь была закрыта.

Источник

Отчитка, отчитка бесноватых (одержимых), отчитка бесноватых, отчитка от бесов, отчитка от демонов, изгнание бесов, избавление от бесов, изгнание демонов, избавление от демонов, изгнание злых духов, избавление от злых духов, исцеление отчиткой, экзорцизм, Православный экзорцизм

храм в салтыках орловской области

В богословской науке экзорцизмом называют изгнание из человеческого тела злых духов, приспешников Князя тьмы, с помощью определенного религиозного ритуала. Явление это очень древнее и восходит к самым истокам христианства.

храм в салтыках орловской области

Способность изгонять бесов является даром Божиим, который дается на ступенях подвижничества и совершенства. Святые подвижники ведут строгий образ жизни, пребывая в посте и постоянной молитве. При этом, пройдя путь внутренней брани, они с помощью Божией, противостояли своим страстям и поэтому способны молиться за другого человека, который еще не способен этого делать.

Различить истинных подвижников, которые имеют дар, от самомнительных людей можно по следующему признаку: ищет ли человек славы и признания людей и думает ли о себе как о достойном получения дара. Также отцы предупреждали, что даже те, у кого есть дар исцеления и изгнания бесов, могут возгордиться и пасть. Что касается самого одержимого человека, то он, конечно же, не может в состоянии сильного воздействия поститься и молиться. Но для тех, кто не одержим злым духом, а только поддается вражьему внушению, тем пост и молитва необходимы.

храм в салтыках орловской области

Постепенно удачная и неудачная практика изгнания злых духов накапливалась и обобщалась. На Руси самым древним письменным источником об экзорцизме являются наставления по изгнанию бесов, изложенные в требнике Киевского митрополита Петра Могилы, который датируется XIV веком.

С окончанием Средневековья об изгнании бесов как бы забыли. Череда великих войн и революций, потрясших человечество, отодвинула мир сакральный на второй план. Современная католическая церковь к экзорцизму официально больше не прибегает. А вот православная церковь не только не отрицает изгнание бесов, но и активно практикует его. Правда, православных священников, действительно умеющих изгонять бесов, можно буквально пересчитать по пальцам.

Экзорцизм злобных духов, демонов, бесов либо черной силы, сделанных с поддержкою чернокнижничества, – наверное, полностью обыденное и популярное действо в нашем современном мире. В зависимости от веры и религии экзорцистом имеет возможность существовать священнослужитель, экстрасенс, чернокнижник, шаман либо доктор и т.д.

Видео: Иеромонах Владимир Гусев (экзорцист). О благословлении отца Илии на Экзорцизм.

Видео: Экзорцизм. Репортаж ТВЦ, программа «Постскриптум». о. Владимир Гусев.

Видео: Экзорцизм. Программа «Проверено на себе». РЕН-ТВ. Священник Владимир Гусев.

Видео: Экзорцизм, изгнание бесов. Программа «Намедни» с Леонидом Парфеновым:

Видео: Изгание бесов. Свидетельства власти Иисуса Христа над силами ада. Это не профанация! Репортаж из храма Покрова Пресвятой Богородицы в с. Салтыки Орловской обл.:

Видео: Изгнание бесов:

Видео: Изгнание демона:

Видео: «Об экзорцизме». Лекцию читает Осипов Алексей Ильич профессор Московской Духовной Академии и Семинарии:

Видео: Научное объяснение экзорцизма. Что такое экзорцизм? Комментарий Блинкова А.Н., директора Института Клинического Гипноза РПА:

Специальные молитвы при отчитке обладают большой силой, козни Дьявола и расстояние не являются преградой.

Неоспоримыми доказательствами существования бесов (демонов), а также различных духов, являются их проявления в болящих одержимостью людях. При посещении храма, церковных таинствах, эти сатанинские существа начинают проявлять себя и открываться (видео). Проявления их могут быть, даже, в виде высказываний и разговоров с людьми через болящих.

На отчитке
(Из личного архива Иеромонаха Пантелеймона (Ледина))

Фрагмент газетной публикации об известном петербургском священнике

— К батюшке о. N. приехала группа верующих за советом духовным и просьбою молитв. Поговорив со старцем, хотели взять благословение на обратный путь. “Давайте помолимся” — остановил он их и только после молитв “О путешествующих” благословил уезжать. После их отъезда бес, через стоящую рядом болящую, завопил: “Зачем молился? Все испортил нам! “Наши” уже встречали их на повороте шоссе с наговоренною землею, чтобы аварию сделать”.

Помазываю маслом больного, орет на весь лагерь:
— Жжет, жжет! Горю вся! Отпусти, хватит, ты что?! Один бес устами болящей говорил:
— Все, выхожу, к А-ке (колдунье) не пойду, нашел девицу, в нее войду: красивая, беленькая, курит и пьет
Я: — А Господь, попустит?
Раздался визг и вопли: врагу ненавистно слышать о своей слабости и что без воли Божией ничего не может сделать

Суббота совпала с Праздником Рождества Христова. Служили ночью, а в 14 часов молебен по болящим. Среди других была новенькая, я подошел к ней, чтобы проверить ее мощевиками. Бес заговорил:
— Отойди, и так устал
— Что же ты делал?
— Всю ночь трудился и устал очень, отойди! Весь город обошел, даже в соборе был.
— Зачем?
— Всех настроил там друг против друга: в алтаре все переругались
— Я думал, что ночью вы спите
— Ты что?! Ночью самая у нас работа: драки, пьянки, убийства, разврат. Без нас ничего не бывает. И входим ночью: когда заснут без креста, молитвы, пьяные.

— На молебне подношу мощевик к болящей:
— Н. бес: “ Что, с ума сошел? Сколько можно выходить? И так ничего от меня не осталось, страшный весь, облезлый. ”
— Я: “Выходи, вот и посмотрим на тебя”
— Н. бес: “Ты что! От страха все убегут, ходить в храм никто не будет. Рано мне выходить. Что думаешь, если я выйду, мне легче будет? А как бить меня будут другие бесы, душить! Не так, как я Н. душу, хуже”
— Н. бес: “Как мне твои кресты надоели! Ты что, не понимаешь? Что Н. плохо, хоть бы ее, дуру, пожалел, безмозглую. Что она тебя, дура, слушается? Совсем дурой стала: молится, кланяется, плачет о грехах, тьфу (сплевывает) дура! Ненавижу вас, тебя с нею. Если выйду, я с тобою такое сделаю. ты даже не представляешь. ”

Вышел Православный календарь за 1997 г. с моею статьей “Кто, кто в тереме живет?”
Реакция бесов устами болящих:
— Я тебя с N разорвал бы за этот календарь. Все о наших кознях. все раскрываете!
— Куда архиерей смотрел? Он что, с ума сошел? Да мы ему такое устроим. Как он смел пропустить такое?
— Я поражен, как можно такое пропустить? Да кто это печатал?

— У одной из наших больных была аллергия на зелень укропа, петрушки и т.д. Она совершенно не могла кушать салаты, т.к. начиналась сыпь и отеки, и трапеза кончалась госпитализацией. Врачи, впрочем, не могли понять, почему именно на это реакция организма, а не на что-то другое. После нескольких месяцев хождения в наш храм она спокойно вкушала любой салат. Бес же ее устами часто говаривал: “Ненавижу эту хряпу, мяса хочу!” Таким образом враг подталкивал больную на нарушение поста, но после воздействия святыни и заклинательных молебнов не мог проявлять себя так, как хотел.

Мужчина, лет сорока пяти, приехал издалека к нам, с Урала. Смущенно просит: “Проверьте меня, батюшка, болею очень, сохну, а вы, говорят, можете сказать — нужно мне отчитываться или нет”.
— А вы как считаете?
— Не знаю. А что такое отчитка?
Прикладываю к нему мощевики и вдруг живот его страшно раздувается и начинает “ходить ходуном”, как будто бьется в нем кто-то. Он смотрит удивленно на меня и, показывая на живот пальцем, спрашивает:
— Что это?
— Бес. Вот это святыня, а вот тут — он
— Какой? — мужчина в изумлении
— Завтра узнаем. И что такое отчитка, и кто сидит..
После субботнего молебна, на котором ему очень было плохо: все кишки выворачивало рвотой, многое для него прояснилось и стало понятно. Он уезжал другим, не таким, каким приехал: то, что пришлось испытать и пережить, изменило его понятия о жизни, придало “духовный объем”. А бес у него был “бегемот” и сидел давно.

Источник

Уже два года фермеры Чуряевы пытаются оспорить строительство храма «Спорительницы хлебов» в Орловском районе, которое инициировано духовником патриарха Кирилла – старцем Илием. Фермеры проиграли суды в Орле и Воронеже, но не сдаются. 5 ноября 2020 года пройдет очередное заседание арбитражного суда в Калуге, однако фермеры не питают особых надежд на благоприятный результат. Михаил Чуряев рассказал «Орловским Новостям» о безрезультатных обращениях в суды, отправку писем в различные инстанции и обращения в компетентные органы.

В поисках справедливости

Фермер рассказал о ходе и результатах двух судебных заседаний в арбитражном суде Воронежской области.

«Воронеж оставил без изменений, хотя дал понять: ребят, вы правы – но это не ваше», – рассказал Михаил Чуряев – «(суд) задал вопросы представителям администрации (Орловского района) для чего нужен фонд перераспределения, почему ее отдали, и оставил без изменения».

Фермер, рассказывая о ходе судебных заседаний, отметил, что фактически храм располагается на землях сельскохозяйственного назначения, у которых есть владельцы. Однако это не стало поводом для арбитражного суда признать строительство храма незаконным. Михаил Чуряев рассказал и о документах, предоставленных суду администрацией района:

«У них нет никаких бумаг. Они принесли бумагу (постановление главы администрации района), подписанную работниками администрации в 2007 году, как будто они сформировали фонд перераспределения. Якобы дольщики сами отдали эту землю. Но доли люди не могли передать, нет такой процедуры передачи долей в виде бумажек. Фонд перераспределения формируется из долевых земельных участков».

храм в салтыках орловской области

Михаил Чуряев также рассказал, что в соответствии с постановлением главы администрации района от 2007, из сельскохозяйственного оборота земель были выведены 400 Га. Они были переданы под застройку, многодетным семьям. Из них 70 Га были переданы церкви.

«Ситуация – все продано», – резюмировал Михаил Чуряев.

Фермер рассказал, что пытался добиться справедливого решения и от главы Орловщины Андрея Клычкова:

«Мы были на приеме у губернатора, но губернатору это не нужно. Он с Юрием Парахиным в очень хороших отношениях. Когда на встрече я озвучил все, что 70 Га продуктивных земель отдают под церковь, Клычков сказал: обращайтесь в суд».

Михаил Чуряев сообщил и о надеждах на обращение в арбитражный суд Калужской области:

«Мы надежды питали на Калугу, но в Калуге уже все решено. На прошлом заседании задавали очень правильные вопросы, из каких земель формировался участок, из каких долей. Перенесли заседание на 5 число. Но у меня есть информация что оставят без изменения».

Кроме обращения в суды Чуряевы обращались в прокуратуру, росреестр, писали патриарху Кириллу. Однако все попытки тщетны – фермеров не слышат.

В декабре 2019 года, после церемонии водружения куполов над храмом, стоящем на спорной земле, Чуряев напрямую обратился к орловскому митрополиту Тихону.

храм в салтыках орловской области

Однако митрополит уточнил о какой земле идет речь, сослался на документы, и сообщил, что земля под храмом – собственность Сретенского прихода. На вопрос о разрешении на строительство владыка отвечать не стал.

«Земельная рокировка» от Парахина

Фермер рассказал, что сразу после начала строительства храма он обращался в администрацию района с просьбой прекратить возведение культового сооружения на плодородных землях. И, по всей видимости, об обращении доложили Парахину, который, в свою очередь, совместно с Геннадием Цурковым и юристами «Орловского колоса» предложили Чуряеву замену земельных участков.

На нас тогда выходили их юристы. Обращался Юрий Парахин, — вспомнил Чуряев — «Предложили обмен: нашу землю отдать им, нам выделят другую. Но то, что нам предложили, нас не устраивало. Тогда решили привлечь Сергея Будагова (главу агрокомплекса «Орловская Нива»). Договорились, что район отдает землю, которая нам не подходит, Будагову. Он нам свою, а мы нашу — «Орловскому колосу».

Переговоры по «земельной рокировке» проходили в «Вятском посаде» с участием Парахина, Цуркова и главы «Орловской Нивы» Сергея Будагова.

«Цурков развернул карты. Сказал, что они с Илием были у президента, тот одобрил строительство и, чтобы не ударить лицом в грязь, надо из положения выходить», — рассказал Чуряев.

Фермер рассказал, что Будагов отказался от предложенных ему земель у деревни Фоминки. По словам Чуряева, на том месте раньше был песчаный карьер, и участок не имеет никакой сельскохозяйственной ценности. Кроме того, он достаточно отдален, а единственный мост, соединяющий участок с «большой землей» находится в плачевном состоянии. Естественно Будагов отказался от этих земель и вышел из переговоров.

храм в салтыках орловской области

Тогда Чуряеву предложили пожертвовать спорные гектары церкви. Такое предложение фермера, разумеется, не устроило.

«Миша, вы завтра суд проиграете» и скандальные публичные слушания

После того как Чуряеву было предложено пожертвовать землю, фермер отказался и обратился в суд. Фермер, наверное, тогда и не мог подозревать, что все затянется на несколько заседаний арбитражного суда Орловской области, которые так и не увенчаются для четы Чуряевых успехом.

Примечательным стало заседание арбитражного облсуда, прошедшее 6 марта 2020 года. Тогда крестьянско-фермерскому хозяйству было отказано удовлетворении всех предъявленных требований. Но самым настоящим откровением для Чуряева стал звонок накануне заседания суда. Доброжелатель сообщил фермеру, что все уже решено.

«Миша, завтра вы суд проиграете, приговор уже согласован», – процитировал доброжелателя Чуряев.

Фермер также рассказал, что после заседания суда им заинтересовались следственные органы и даже прокуратура. На Чуряева искали компромат,

«Старались найти тех, кому я в детстве нос разбил», – рассказал Чуряев, – «опрашивали бабушек, устроили внеплановую налоговую проверку».

КФХ Чуряевых, к слову, работающее по программе импортозамещения, перестало быть объектом пристального внимания прокуратуры только после отставки Ивана Полуэктова.

храм в салтыках орловской области

Ну а несколькими днями до заседания арбитражного суда, а если быть конкретнее – 28 февраля 2020 года, в деревне Сабурово прошли публичные слушания, на которых власти пытались узаконить неожиданно строящийся храм.

Однако публичные слушания закончились скандалом, едва не переросшим в потасовку между сторонниками и противниками храма. Но в целом жители населенного пункта выступили против постройки очередного религиозного сооружения. Впрочем, власти не прислушались к мнению народа, и сочли возможным внести изменения в генеральный план в части перевода земель. Так незаконно появившийся храм обрел под собой вполне законные основания своего существования.

На колхозной земле вырастет «Орловский колос»

ООО «Орловский колос», получившее карт-бланш на застройку сельскохозяйственных земель, планирует построить на бывших колхозных 70 Га полноценное подсобное хозяйство, сердцем которого станут сельскохозяйственная гимназия на 550 мест и семикупольный храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», строительство которого сейчас находится на завершающем этапе.

храм в салтыках орловской области

Также здесь, по словам руководителя проекта Геннадия Цуркова, появятся конноспортивный, животноводческий и тепличный комплексы, и поля, предназначенные для выращивания сельскохозяйственных культур.

Духовный центр «Орловский колос» планируют завершить к 2022 году – аккурат к 90-летнему юбилею духовника патриарха Кирилла схиархимандрита Илия.
Сам Михаил Чуряев считает, что итог всех попыток добиться справедливости предрешен – никто не вернет землю остро нуждающимся в ней фермерам.

«Ну а что поделать, будем работать дальше», – вздохнув сообщил «Орловским Новостям» Чуряев.

История, в которую попала чета Черяевых не осталась незамеченной журналистами, а федеральное издание «Новые Известия» провело полноценное расследование «неожиданного» появления храма посреди поля.

Источник

Святой источник около Салтыков (The Holy Spring about Saltyki)

Описание места

Лента обновлений

Карта

Чтобы добавить место в путеводитель необходимо авторизоваться

Общая информация

храм в салтыках орловской области

Фотографии

храм в салтыках орловской области

Описание места

Святой источник около Салтыков находится около села Салтыки и посёлка Добрый Орловского района Орловской области.

Святой источник сотворён природою на подобие грота, и бьют на дне грота два ключа. Источник расположен на берегу реки Ока, впадая в неё.

Оценки гостей

Ещё никто не добавил оценку месту

Похожие места

Ваша оценка успешно добавлена и будет опубликована на проекте в течении 10 мин.

Ваша отметка успешно добавлена

История твоих путешествий

Подписаться на нас

Все права защищены. Перепечатка, включение информации, содержащейся в рекламных и иных материалах сайта, во всевозможные базы данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение таких материалов в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения редакции сайта. Предоставляемый сервис является информационным. Администрация сайта не несет ответственности за достоверность и качество информации, предоставляемой посетителями сайта, в том числе турфирмами и отельерами.

Источник

Церкви и храмы Орловского района

храм в салтыках орловской области

Орловский район

Село Старцево (Старцево Селище, Лепешкино, Никольское)

Церковь Святого Николая Чудотворца 1844-1847 гг.

Поставлена на низком ровном месте на берегу ручья Леженка (Старцев Верх) на картинке слева не она.

Впервые Никольский погост в д. Старцево Селище, входившей в состав Тайчукова стана Орловского уезда, упоминается в писцовой книге подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева: «Погост на Государя Царя и Великого Князя Федора Ивановича всеа Русии земле, а на погосте церковь Никола чудотворец да Борис и Глеб, древян, клетцки; на церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе церковный дьячок, во дворе проскурница. » В последующем храм упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда за 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при нем числилось 199 приходских дворов.

Существующий кирпичный двухпрестольный храм во имя Св. Николая Чудотворца заложен в 1844 г. вместо обветшавшего деревянного и освящен 4 мая 1847 г. Имел престолы: во имя Св. и Чудотворца Николая и Св. стратотерпцев Бориса и Глеба.

Село Платоново (Богословское, Богословское, что в Блудове, Блудово)

Церковь Св. Иоанна Богослова 1804 г.

храм в салтыках орловской области

Расположена на высоком левом берегу р. Оптухи. Богословский погост, один из древнейших на территории Орловского уезда, впервые упоминается в писцовой книге подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева 1594-1595 гг. «. На погосте церковь Иван Богослов, на реке на Оптухе под Тайчюковым лесом, древян клетцки, а в церкве образы, и свечи, и книги, и всякое церковное строение мирское. На церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе пономарь, во дворе проскурница. » Богословская церковь в с. Блудово значилась и в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней состояло 100 приходских дворов.

В 1804 г. на средства помещика В. А. Медведева вместо обветшавшего деревянного был построен существующий каменный однопрестольный храм во имя Св. апостола и еван-гелиста Иоанна Богослова. До начала XX в. храм не подвергался капитальным перестройкам, кроме необходимого ремонта. В 1905 г. был установлен новый иконостас. В церковной ризнице хранились два Евангелия, напечатанных в 1716 и 1725 гг.

В деревне Лунево имелась церковно-приходская школа грамоты, открытая в 1897 г. В д. Черемисино-ве и д. Вязки были земские одноклассные школы. Храм закрывался в 30-е г. и в 1963 г. Вновь открыт после ремонта 9 октября 1995 г.

Село Клейменово (Покровское, Скородное, Скородна)

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1890 г.

храм в салтыках орловской области

Поставлена на открытом участке посреди села и несмотря на небольшую высоту господствует над местностью.

Новый однопрестольный храм в то же имя заложили на другом месте, в центре села. Он строился на средства прихожан и пожертвователей и был освящен 30 сентября 1890 г. Колокола при храме висели на временной деревянной колокольне, устроенной на четырех столбах. Каменная колокольня при нем так и не была выстроена. В 1892 г. в усыпальнице под храмом был захоронен поэт А. А. Фет, а в 1894 г. — его жена Мария Петровна Фет, урожденная Боткина. С 1897 г. при церкви существовала од-ноклассная церковно-приходская школа, попечительницей которой со дня ее основания являлась племянница А. А. Фета Ольга Васильевна Галахова.

Церковь закрывалась в 30-е и 60-е годы. Вновь храм передан общине верующих в 1991 г. Реставрация произведена по проекту архитектора М. Б. Скоробогатова. Вновь освящена 2 июня 1991 г.

Церковь Преображения Господня (Св. Георгия Победоносца) 1874 г.

храм в салтыках орловской области

В 1888 г. на средства церковного старосты Н. Д. Гольцова из старого перелит новый колокол весом 103 пуда 25 фунтов. В 1892 г. начата постройка каменной ограды и встроенной в нее сторожки, законченная в 1895 г. В 1892-1893 гг. проведен ремонт храма, поновлена живопись и иконостас. С 1884 г. священником А. П. Лавровым велась церковная летопись, признанная лучшей среди подобных летописей в губернии. В ней подробно освещалась история села и церкви с древнейших времен и даже приводились генеалогические таблицы старейших семейств (сохранилась в отрывках).

Церковь закрыли в 30-е годы. Вновь храм был открыт во время оккупации, но поскольку священник принимал участие в сборе денег на нужды граждан Орла, пострадавших во время налетов советской авиации, после освобождения церковь закрыли вновь и началось ее разрушение, в ходе которого она утратила колокольню, трапезную, венчавший ее купол и была фактически превращена в руину. С 1988 г. началась ее реставрация. Вновь освящена 19 августа 1993 г.

Село Альшань (Ольшань, Альшанец, Никольское, Соковнино)

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Никольская) 1844 г.

Расположена в центре села на невысоком берегу р. Оки, между сельской дорогой и неглубоким оврагом.

Деревня Олынанец впервые упоминается в писцовой книге Орловского уезда 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлеева. В это время она входила в состав Корчаковского стана Орловского уезда. По преданию, свое название деревня получила по зарослям ольхи.

В 1723 г. на сельском кладбище «тщанием того ж села помещиков» была построена однопрестольная деревянная церковь во имя Св. Николая Чудотворца.

В 1755 г. при ней числилось 89 приходских дворов.

Церковь закрыта в 1928 г. После войны некоторое время использовалась как тюрьма.

Село Паслово (Послов Колодезь, Ганшино)

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (Казанская) 1820 г.

Расположена на невысоком мысу, образованном рекой Окой и ручьем Паслов Колодезь.

Первое упоминание о селениях на Паслове Колодезе содержится в писцовой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. Кирпичная холодная церковь в селе во имя Спаса Нерукотворного Образа построена в 1820 г. Прасковьей Николаевной Давыдовой (урож. Лопухиной), женой полковника Владимира Денисовича Давыдова, дядей поэта и героя Отечественной войны 1812 г. Дениса Васильевича Давыдова. В Паслово находилась усадьба Давыдовых, центром которой являлся большой деревянный 27-комнатный дом с двумя каменными башнями (не сохранился). В состав усадьбы, кроме того, входили конный завод, оранжерея, а также служебные и хозяйственные постройки.

Церковь закрыта в 30-е годы. Вновь открыта во время оккупации, тогда же по приказу немцев были сняты колокола (наибольший достигал 70 пудов) и отправлены в Германию. Во время боев за Орел на храмовой колокольне засел немецкий снайпер, в результате чего церковь получила повреждения от огня советской артиллерии, по счастью незначительные. По словам старожилов, храм был закрыт вскоре после войны по причине отказа священника служить в церкви после удара молнии в главу колокольни. В настоящее время рассматривается вопрос об открытии храма и его реставрации.

Село Спасское (Спасское, что в Житном; Спасское, что в Жидком, Жидкое)

Церковь Спаса Нерукотворного Образа 1846, 1905 гг.

Расположена в центре села на невысоком мысу при слиянии рек Неполодь и Моховица. Первое упоминание о поселении на месте села содержится в писцовой книге Орловского уезда 1594—1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. В это время здесь «стал ново» починок Ондреев, принадлежавший Андрею Григорьевичу Житкову. Имя первопоселенца отразилось в одном из названий села.

Во второй половине XVIII в. село находилось во владении секунд-майора князя Ивана Алексеевича Бело-сельского (ум. в 1785 г.). Его младшая дочь была замужем за помещиком Осташковского уезда Тверской губернии Гавриилом Петровичем Бахметевым, дослужившимся в царствование Екатерины II до чина генерал-майора.

Спасская церковь впервые упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда за 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней числилось 50 приходских дворов. Существующая однопрестольная холодная кирпичная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа построена вместо обветшавшей деревянной на средства генерал-майорши Татьяны Ивановны Бах-метевой и на «кошельковую сумму» в 1846 г. Первоначально храм имел форму равноконечного креста. В 1905 г. западный рукав трапезной был удлинен на одно окно и к нему пристроили двухъярусную колокольню. В 1892 г. бурей сорвало деревянный крест на главном куполе, который заменили новым хрустальным. Подобного, насколько известно, не было ни в одном храме Орловщины. Церковь окружала деревянная ограда. На церковной земле находились деревянные дома священника и дьякона, а в 10 саженях южнее храма — земская школа. В приходской деревне Поветкиной на «остаточную сумму от общественных работ» в 1892—1893 гг. было выстроено деревянное здание одноклассной церковно-приходской школы. Заведующим и законоучителем в обеих школах работал священник Александр Георгиевский (здания не сохранились). К северо-западу от храма находился деревянный помещичий дом со службами и плодовым садом (не сохранился).

Церковь закрыта в 1930 г. Колокольня, по словам местных жителей, разобрана в 50-е годы. Внутри храма уцелели остатки живописи.

Село Большая Куликовка

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1808 г.

Расположена на окраине села на берегу широкого лога, по которому протекал пересохший ручей Куликов.

Некоторые из деревень, входивших в приход с. Большая Куликовка, впервые упоминаются в писцовой книге Орловского уезда 1647 г. До 1808 г. население прихода села состояло в приходе Знаменской церкви с. Знаменское (Домнино). В 1808 г. прихожанам был построен существующий храм, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1901 г. храм был расширен и к нему были пристроены два придельных алтаря. Иконостас в храме был устроен в 1849 г., окрашен в розовый цвет и украшен позолоченной резьбой. Церковь окружала ограда из дикого камня с деревянным балясником.

Село Сабурово (Андреаново, Каменское, Андрияново)

Церковь Св. Михаила Архангела 1755 г.

Поставлена на высоком берегу р. Цон, через дорогу от усадьбы Каменских.

Первое упоминание об Архангельской церкви в с Андрияново относится к 1721 г., хотя предположительно храм существовал в XVII веке. Ее приход являлся одним из крупнейших в Орловском уезде, согласно ведомости 1755 г. при церкви вместе с окрестными деревнями состояло 257 приходских дворов.

Храм закрыли в 1930 г., тогда же началось его разрушение. Было вскрыто захоронение М. Ф. Каменского, а находившиеся в нем ценности разграблены. Трапезную и колокольню разобрали на кирпич, который пошел на строительство в Орле. Церковь возвращена общине верующих в 1995 г., но из-за отсутствия средств работы на ней не ведутся.

Село Дьячье (Космодамиановское, что в Дьячье, Козмодемьянское)

Церковь Св. Козмы и Дамиана 1914 г.

Расположена на высоком берегу речки Мезенки, недалеко от впадения в нее широкого лога.

Козмодемьянский погост, один из древнейших на территории Орловского уезда, впервые упоминается в писцовой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева: «. на погосте церковь Козма и

Демьян, древена, клецки, а в церкви образы, и иконы, и всякое церковное строение приходных людей, да на церковной земле дворов: во дворе поп, во дворе пономарь. »

Сохранившийся теплый одноименный кирпичый храм построен в 1914 г. на расстоянии 10 са-жен от старой церкви. При нем была колокольня высотой около 25 метров.

Церковь закрыта в 30-е годы. Колокольня не сохранилась. Возможно, тогда же или даже значительно раньше снесли стоявшую рядом с ней древнюю каменно-деревянную церковь.

Село Бакланово (Боканово)

Церковь Св. Николая Чудотворца 1898-1909 гг.

Стоит на постепенно повышающейся береговой террасе над долиной реки Неполодь при впадении в нее высохшей речки Мерин. Крупный объем храма виден задолго до подъезда к селу.

Первое упоминание о д. Бокановой содержится в писцовой книге Орловского уезда 1678 г. переписи Ефима Марковича Норова и подьячего Савина Репьева. В это время деревня находилась во владении князя Ивана Степановича Хотетовского, имевшего в ней свой вотчинный двор. Иван Степанович в свое время был любимцем царевны Софьи Алексеевны и при царе Петре I сумел уцелеть. Его сын служил стольником Петра I, откупаясь от нарядов администрации по флоту взносами денег.

Служба же в старой деревянной Никольской церкви прекратилась в 1909 г. 12 апреля 1921 г. разобрали иконостас, перевезенный в с. Серенск Волховского уезда, часть икон передали в новый Никольский храм. В том же году она была осмотрена заведующим Орловским губмузеем П. С. Ткачевским, сделавшим несколько зарисовок, вскоре после чего ее разобрали на строительство школы, а сохранившиеся царские врата XVIII в. передали в губмузей (не сохранились).

Каменный же Никольский храм был закрыт в 1940 г. и впоследствии лишился верхнего недостроенного яруса колокольни и всех своих глав (первоначально их было 4, кроме центральной. Вновь церковь передана общине верующих в 1991 г. После восстановления с осени 1995 г. вновь стала действующей.

Село Щучье (Анохино, Троицкое, что на Щучье, Троицкое, Карповка)

Церковь Св. Живоначальной Троицы 1779 г.

Стоит в стороне от села среди заросшего кладбища, смыкающегося с остатками усадебного парка. Это одна из лучших построек в стиле барокко на Орловщине.

Впервые д. Щучье, получившая свое название по одноименной речке, упоминается в писцовой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева. В это время в ней имелось 9 дворов, принадлежавших служилым людям из гарнизона Орловской крепости. В последующем с. Анохино с церковью Св. великомученика Дмитрия Со-лунского упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. К 1755 г. при храме был уже 31 приходской двор.

Церковь закрыта в 1938 г.

Село Писканица (Песканица, Облязово) Церковь Смоленской Божией Матери 1808-1812 гг.

Церковь была закрыта в 1939 г. Колокольня не сохранилась.

Село Солнцево (Никитское, Бекетово)

Церковь Успения Божией Матери (Никитская) 1798 г.

Село Никитское «на реке Орле на Крутой горе» вместе с погостом впервые упоминается в писцовой книге 1594-1595 гг. подьячего Леонтия Софонова и писца Дементия Яковлева: «Погост на царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии (земле), а на погосте церковь великого мученика Христова Никиты, дре-вяна, клецки, а в церкве образы и свечи, и книги, и всякое церковное строенье приходных людей, а на церковной земле дворов: на дворе поп, во дворе пономарь, во дворе проскурница, да 3 кельи нищих, питаются от церкви Божией. » В это время село Никитское располагалось на высоком берегу р. Орлик (Орел) при впадении в нее широкого лога В XVIII веке церковь была перенесена в д. Бекетово, ближе к Карачев-ской дороге. С этого времени д. Бекетово стала называться с Никитским, старое же место, где первоначально находилось село, было со временем заброшено, а деревянная церковь упразднена.

Из достопримечательностей храма особо выделялась древняя икона Св. великомученика Никиты, перенесенная в Успенскую церковь из старого деревянного храма. По местному преданию она появилась на колодце, находящемся недалеко от места, где некогда стояла деревянная церковь. Колодезь существует и по сие время и почитается святым, по поверию его вода помогает от глазных болезней. Другой святыней церкви был древний серебряный крест с частицами святых мощей.

Храм закрыт в 1930 г. В 1989 г. передан общине верующих и в настоящее время полностью восстановлен. Вновь освящен 24 ноября 1990 г.

Село Дубовик (Левшино тож, Монастырское)

Церковь Св. Георгия Победоносца и царицы Александры 1821 г.

Расположена на краю пологого лога, по которому течет ручей Дубовик.

Георгиевская церковь была закрыта в 1930 г. Во время Великой Отечественной войны она сильно пострадала и от нее уцелела только колокольня. Школьное здание хорошо сохранилось, но в настоящее время оно заброшено.

Церковь Рождества Христова 1803 г.

Расположена в центре села на узком и вытянутом мысу, выдающемся в долину ручья Путимец.

Впервые Христорождественская церковь в с. Путимец упоминается в ведомостях церквам Орловского уезда 1734 и 1755 гг. В 1755 г. при ней числилось 92 приходских двора. Существующая кирпичная однопрестольная холодная Христорождественская церковь была построена в 1803 г. «тщанием доброхотных дателей» вместо обветшавшей деревянной Ее окружала железная ограда. В деревянной сторожке при церкви, построенной в 1898 г., помещалась школа, открытая в 1903 г.

Село Салтыки (Спасское-Салтыки, Спасское)

Церковь Преображения Господня 1871-1886, 1910-е гг.

Недалеко от села Спасское-Салтыки, у устья ручья Добрый Колодезь, впадающего в реку Оку, находится брод Быстрый, упоминаемый в Книге Большому Чертежу 1627 г., через который в 1571 г. переходили татары хана Девлет-Гирея во время похода на Москву.

Впервые село Спасское с Преображенской церковью упоминается в 1734 г. В это время при церкви насчитывался 141 приходской двор. В XVIII веке село входило в Кромскую округу и называлось «Спасское, что на Добром Колодезе». Некоторое время оно находилось во владении П. Б. Шереметева, позднее графа Салтыкова, отчего и получило свое второе название.

Первоначальный деревянный храм Преображения Господня находился в урочище Добрый Колодезь и сгорел в 1787 г. Вместо него в с. Никольском Орловского уезда у помещицы Анны Алексеевны Хитровой был приобретен также деревянный храм, построенный в 1791 г. и разобранный в 1895 г. вскоре после постройки нового каменного храма.

В 1896 г. рядом с церковью из леса, оставшегося от старого храма, была построена одноклассная церковно-приходская школа. В 20-е годы вместо старой и на ее фундаменте было выстроено школьное здание, сохранившееся до наших дней. В 30-е годы церковь была закрыта.

Комментарии

Комментировать могуть только зарегистрированные пользователи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

храм в салтыках орловской области